Болдырев Сергей Николаевич
кандидат юридических наук, доцент доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Ростовского юридического института МВД России (тел.: 89281273222)
Гарантии как технико-юридические средства обеспечения прав и свобод личности
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы теоретического и практического характера гарантий как технико-юридических средств обеспечения прав и свобод личности. Анализируются различные подходы к пониманию этого теоретико-правового феномена, а также необходимость использования технико-юридических средств и способов в процессе создания правовой нормы закрепляющей права и свободы человека.
Annotation
The article is dedicated to the problems of theoretical and practical matters of guarantee-technical legal means secure humans rights and freedoms. In this article are analysed different approaches to understanding of this legal theoretical phenomenon, also the necessity of application technical legal means and methods in the process of creation legal norm maintenance humans rights and freedoms.
Ключевые слова: права и свободы, юридическая техника, право, правотворчество, правореализация, юридические средства, гарантии.
Key words: rights and freedoms technical legal, law, lawmaking, legal realization, legal means, guarantee.
Действующая Конституция России провозглашает высшей ценностью человека - его права и свободы. Кстати, это положение нашло свое отражение в Конституции впервые в истории нашего конституционного законодательства. Основной закон также возлагает на государство, его органы и должностных лиц обязанность уважать, защищать и гарантировать неотъемлемые права личности без различия национальности, языка, религии, пола, политических убеждений, общественного положения и т.д. Этим государственная власть признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу демократического развития общества, на которую она не может покушаться.
Главнейшая практическая ценность прав и свобод личности состоит в их реальности, в том, в какой степени провозглашенные государством права и свободы осуществимы в их практической повседневной жизни. Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Государство тем самым берет на себя обязательство создавать все условия и возможности для реального осуществления их на практике. Иными словами, правам и свободам личности корреспондирует соответствующие обязанности государства. Государство, таким образом, предоставляет и средства для их охраны, а в случае необходимости и для их защиты.
Поскольку приемы и правила юридической техники в большинстве своем формулируются стихийно, как деловые обыкновения, эффективное совершенствование применения норм права посредством юридико-технической
регламентации может быть обеспечено только при условии гарантирования реализации нормативно закрепляемых требований - использованием таких специфических средств, как государственно-п ра в ов ое уб е жд е ни е, поощрение и ( или ) принуждение.
Следует отметить, что перечисленные условия эффективности юридико-технической регламентации как средства совершенствования правоприменения обусловливаются непосредственно особенностями самой юридической техники как специфической стороны деятельности в сфере права. Однако существуют
18
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 5 (32)
также условия, продиктованные спецификой самого применения норм права как особой формы правореализации.
А также следует не забывать, что к закону обращаются не только юристы, но и граждане, которые защищая свои права и свободы совершенно незнакомы с юридической техникой.
Правоприменительная техника отличается использованием гораздо большего числа приемов, средств и правил, чем это характерно для других видов юридической техники. При этом юридико-технический инструментарий обеспечения прав и свобод личности также весьма неоднороден, что определяется большим разнообразием юридических документов, при составлении и оформлении которых используются соответствующие средства, приемы и правила. Вследствие указанных особенностей эффективность совершенствования применения норм права посредством нормативного правового регулирования во многом зависит от того, насколько вновь вводимые требования и правила действительно учитывают специфику тех документов, при оформлении которых соответствующие требования и правила будут находить свою реализацию [4, с. 10].
Юридическая техника определяется как система выработанных теорией и практикой правовой деятельности правил, приемов (способов, методов) и средств, используемых в процессе реализации юридической воли (правотворческой, интерпретационной, правоприменительной) полномочных органов и лиц по обеспечению прав и свобод личности [3, с. 13].
Что касается гарантий обеспечения прав и свобод личности, то под ними, как известно, понимается не только правовая обеспеченность (юридические гарантии), закрепленная в международном и внутригосударственном законодательстве, но и система экономических, политических, духовных и иных отношений, условий, факторов, без них требования личности к обществу носили бы чисто формальный характер. При этом общие условия реализации прав личности, к числу которых относятся экономические, социальные, политические и духовные основы функционирования общества, в литературе получили название общих гарантий. Закрепленные же в законе средства, являющиеся правовым выражением общих условий, непосредственно обеспечивающие возможность правомерной их реализации и охраны прав человека в обществе, есть юридические гарантии этих прав. По своей сущности гарантии есть система условий,
обеспечивающих удовлетворение благ и интересов человека. Их основной функцией является исполнение обязательств государством в сфере реализации прав личности.
Говоря о гарантиях прав личности речь должна идти о тех факторах, условиях и средствах, в том числе юридической техники, которые делают эти права и свободы реальными, действенными, то есть обеспечивают реальность их существования.
В юридической литературе существуют различные подходы к определению гарантий, что во многом связано как с объемом, так и со сложностью данного вопроса. Понимание сущности гарантии прав и свобод личности, изучение всей системы гарантирования имеет немалое теоретическое и практическое значение. В этом определении должны найти свое отражение такие необходимые его признаки, свойства и особенности, которые бы в своей совокупности в общем виде освещали главнейшие характеристики гарантий, раскрывали все то многообразие средств обеспечения реальности прав и свобод личности, которые существуют и функционируют в обществе.
Такими, по нашему мнению, характеристиками прав и свобод личности в обществе, которые, несомненно, должны быть раскрыты в определении понятия гарантий, являются, во-первых, их материальное содержание, то есть то, в чем гарантии прав и свобод личности в общем виде находят свое проявление в реальной повседневной действительности. И, во-вторых, их функциональное назначение, то есть в определении должны быть указаны те задачи, которые призваны выполнять гарантии прав и свобод личности.
На наш взгляд, при определении гарантий вряд ли стоит ограничиваться указанием лишь на юридические средства обеспечения права. Представляется более правильным выделение и гарантирующих условий [9, с. 23], существующих в экономической, политической жизни страны. То есть это собирательное понятие, распространяющееся на все сферы, формы и методы деятельности государственных и общественных организаций, а также граждан, охватывающих практическую реализацию прав и законных интересов личности.
Так, А.С. Мордовец под гарантией прав и свобод граждан понимает систему социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности граждан для осуществления своих прав, свобод и интересов [6, с. 275]. Ф.М.
19
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА Рудинский под гарантиями понимает условия реализации прав и средства их защиты [8, с. 41].
Более точной представляется формулировка М.Т. Какимжанова, определяющего гарантии как "... условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию, надежную охрану и защиту" [5, с. 16].
Помимо правообеспечительной и правоохранительной функций, гарантии могут выполнять и превентивные, суть которых выражена в создании эффективных правовых препон, препятствующих развитию негативных сторон. Кроме того, гарантии должны срабатывать и в случае нарушения субъективного права, устранять последствия правонарушений. Гарантирующие средства в этом случае защищают и восстанавливают субъективное право, делают возможным его реализацию. Виновные лица привлекаются к юридической ответственности, устраняются последствия нарушения.
В системе средств юридической техники гарантии выполняют мотивационные функции. Они играют определенную роль в генезисе правового поведения граждан, влияют на выбор субъектами права его определенного варианта. Уже на стадии мотивации для удовлетворения потребностей и интересов граждан идет выбор правомерного варианта поведения.
Указанные функции выполняются не одной гарантией, а рядом групп гарантий, что дает основание говорить о соответствующей системе. В отечественной юридической науке вопрос о классификации гарантий не обойден вниманием. Рассмотрение данного вопроса во многом определяет решение задач дальнейшего изучения гарантий, анализа механизма их действия и взаимодействия в процессе осуществления законных прав и свобод личности, также это важно и для успешного рассмотрения путей их дальнейшего развития и совершенствования. Основания классификаций во многом зависят от свойств, содержания, признаков предметов исследования, в данном случае гарантий.
Общепринятым и традиционным в науке основанием для классификации гарантий в системе средств юридической техники является характер и вид общественных отношений, в которых образуются, существуют и развиваются средства и условия, обеспечивающие осуществление прав и свобод личности. Соответственно гарантии делят на: политические, экономические, идеологические, правовые, так как политика, экономика, идеология являются основными сферами общественной жизни. Так же
определенной областью общественных отношений является и право, в котором находят свое отражение и юридическое закрепление вопросы политики, экономики и идеологии. Несмотря на то, что экономические и политические условия являются решающими для обеспечения того или иного права личности, они все же не могут быть исчерпывающими для всего процесса гарантирования. В этой связи говорят об общих условиях и специальных средствах обеспечения прав и свобод. Система общих условий и специальных средств по существу тождественны тому, что в литературе именуется общими и специальными гарантиями.
Таким образом, политическая и правовая культура общества, отражающая достигнутый им уровень социально-экономического, политического и духовно-культурного развития, есть непременное условие действенности процесса претворения в жизнь прав и свобод личности. Это тот фон и окружающая среда, в которой осуществляется правомерная реализация прав и свобод и которая оказывает на них обеспечительное воздействие.
Выше рассмотренные гарантии сами по себе не всегда могут обеспечить полноценное использование прав и свобод, тем более защищать от посягательств и нарушений. То есть, если, в частности, в области прав и свобод граждан, их охраны и осуществления целиком положиться на существование соответствующих общих гарантий и ждать, когда они "сами себя" проявят, не создавая при этом никаких иных гарантий, не принимая никаких дополнительных мер, то это может привести к серьезным ошибкам и вредным последствиям. Как совершенно справедливо отмечает И.В. Ростовщиков, любые правомочия требуют специальной юридической поддержки. Для этого существуют юридические гарантии, включающие действующие принципы, нормы права, другие правовые явления, а конкретнее говоря, законодательно закрепленные способы (средства, меры), которые призваны непосредственно обеспечивать осуществление и охрану субъективных прав и свобод и в итоге пользования индивидом лежащими в их основе благами [7, с. 77].
В научной литературе существует мнение, достаточно распространенное в недавнем прошлом, согласно которому юридические гарантии отождествляются с правоохранительной деятельностью государственных органов, общественных объединений [4, с.13]. Представляется, что ". такая постановка вопроса "сглаживает", "снимает" границы между правовыми условиями и деятельностью,
_20
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 5 (32)
протекающей на их основе, не отражает относительной самостоятельности исполнения законов от их творения" [10, с. 104].
Согласно другой точке зрения, под юридическими гарантиями понимаются установленные законом средства (способы), которыми охраняются и защищаются права граждан, пресекаются и устраняются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права. Так А.С. Мордовец отмечает, что под юридическими гарантиями следует понимать систему средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. То есть, это право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе, бесплатной, обязанность государства обеспечить личности право на судебную защиту, все иные способы, не запрещенные законом, и т.д. [6, с.240].
Однако в последнее время ученые стали расширять содержание юридических гарантий прав личности за счет включения в систему гарантий средств, обеспечивающих правомерную реализацию прав и свобод личности.
Таким образом, учитывая выше изложенное, можно сделать следующие выводы:
1) критериями, положенными в основу классификации гарантий могут быть их социальная природа, сфера действия, функции, характер (объективный или субъективный), субъект осуществления, стадии осуществления прав и свобод, способ юридического оформления, вид гарантируемого социального блага, отраслевая принадлежность и т.д.;
2) несмотря на все свое многообразие, гарантии обладают тем общим признаком, который отличает их от иных правовых категорий. Гарантии - это те общие условия и специальные средства юридической техники, которые обеспечивают фактическую реализацию, надежную охрану и в случае нарушения защиту прав и свобод человека и гражданина, то есть здесь же можно выделить и их основное функциональное предназначение;
3) особо следует подчеркнуть, что к какой бы видовой группе та или иная гарантия не относилась она всегда взаимодействует с другой, находящейся в иной видовой группе. В этой связи было бы не совсем верно противопоставлять одни гарантии другим, преувеличивать либо
умалять роль и значение одних перед другими;
4) традиционная классификация гарантий на общие и специальные в определенной мере носит условный характер, поскольку общие гарантии часто находят свое закрепление в правовых нормах, что придает им юридический характер. С другой стороны, все юридические гарантии имеют определенное социальное содержание (экономическое, политическое, идеологическое, организационное) [2, с.21].. Однако следует отметить, что юридические гарантии относятся к сфере права, а экономические, политические, идеологические, организационные в большей мере к сфере факта.
1. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1.
2. Боброва Н.А. Гарантии реализации правовых норм. Воронеж, 1984.
3. Борзунова О.А. Значение юридической техники в налоговом процессе //Налоги, 2010, № 1.
4. Иеринг Р. Юридическая техника. СПб., 1906.
5. Какимжанов М.Т. Соблюдение прав и свобод граждан в деятельности милиции: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. М., 1995.
6. Мордовец А. С. Гарантии прав личности: понятие и классификация: Лекция // Теория государства и права: Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько.-М: Юристъ,1997.
7. Ростовщиков И.В. Права человека в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел.-Волгоград: ВЮИ МВД России, 1997.
8. Рудинский Ф.М. Гарантии конституционной свободы совести // Советское государство и право. 1983. № 7.
9. Стремоухов А.В. Человек и его правовая защита. Теоретические проблемы. СПб., 1996.
10. Толкачов К. Б. Методологические и правовые основания реализации личных конституционных прав и свобод человека и гражданина и участие в ней органов внутренних дел: Монография, СПб., 1997.
21