Научная статья на тему 'ГАРАНТИИ И ЗАЩИТА В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ГАРАНТИИ И ЗАЩИТА В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
369
49
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ГАРАНТИИ / ЗАЩИТА / МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голенко В. Э.

Статья посвящена исследованию гарантий и защиты как ключевых системообразующих элементов правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUARANTEES AND PROTECTION IN INVESTMENT ACTIVITY

The article investigated the guarantees and protection as the key backbone elements of the legal regulation in investment activity.

Текст научной работы на тему «ГАРАНТИИ И ЗАЩИТА В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 346.5

Экономико-правовые проблемы обеспечения хозяйственной деятельности

В.Э. ГОЛЕНКО, главный юрист отдела экономико-правовых исследований, e-mail: femidalaw89@mail.ru

Государственное бюджетное учреждение «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ГАРАНТИИ И ЗАЩИТА В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена исследованию гарантий и защиты как ключевых системообразующих элементов правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности.

Ключевые слова: сфера инвестиционной деятельности, нормативная правовая основа, гарантии, защита, механизм правового регулирования отношений.

Golenko V.E. Guarantees and protection in investment activity.

The article investigated the guarantees and protection as the key backbone elements of the legal regulation in investment activity.

Keywords: sphere of investment activity, normative legal frame, guarantees, protection, legal regulation mechanism of relations.

В теории права гарантии и защита являются неотъемлемыми элементами механизма правового регулирования [1, с. 227]. В соответствии с дедуктивным методом исследования гарантии и защита в сфере инвестиционной деятельности исходят из правосубъектности и являются производными от нее в качестве необходимого обеспечения. При этом гарантии создают «эффект зонта», т.е. прикрывают - обеспечивают права посредством делегирования обеспечительных обязанностей. В свою очередь, гарантии

защиты являются обеспечением защиты как таковой - ответственности при неисполнении обязанностей и нарушении прав и, как результат, восстановления прав. Все это и формирует соответствующий правовой режим [2, с. 125]. При этом, в Донецкой Народной Республике, находящейся в процессе становления и развития, гарантии и защита в сфере приоритетной инвестиционной деятельности как таковые отсутствуют, что является следствием несформированности, несовершенства, прежде всего, собственной нормативной правовой базы и влечет стагнацию во всех ее проявлениях.

Целью данной статьи является определение гарантий и защиты как ключевых системообразующих элементов механизма правового регулирования отношений и, прежде всего, государственной политики в сфере инвестиционной деятельности, обеспечивающих эффективность функционирования инвестиций и экономическое развитие в целом.

Исследованиями механизма правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности занимались и занимаются многие ученые, среди которых: А.Г. Богатырев, З.А. Басырова, Т.Ю. Ко-нищева, А.Ю. Мелентьев, И.З. Фархутди-нов, Н.Г. Доронина, Н.Н. Вознесенская, Л.И. Кущ. При этом, непосредственно гарантии и защита в сфере инвестицион-

© В.Э. Голенко, 2021

ной деятельности затронуты фрагментарно, что обуславливает необходимость их дальнейшего системного исследования и четкой регламентации. К ученым, имеющим наработки по данным вопросам, относятся: С.С. Бровкина, Д.К. Ла-бин, Г.К. Дмитриева, Н.В. Черкасская.

Гарантии и защита в сфере инвестиционной деятельности на территории того или иного государства, в т. ч. частично признанного и непризнанного, как правило, основываются на положениях, прежде всего, национального законодательства, регулирующего отношения связанные с инвестициями. Таковыми являются: Федеральный Закон от 25.02.1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [3], Федеральный Закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [4]; Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» [5]; Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2016 г. № 992 «О заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций» [6]; Закон Республики Беларусь (далее - РБ) от 12.07.2013 г. № 53-3 «Об инвестициях» [7]; Предпринимательский кодекс Республики Казахстан (далее -РК) от 29.10.2015 г. № 375-У 3РК [8]; Закон Китайской Народной Республики (далее — КНР) от 15.03.2019 г. «Об иностранных инвестициях» [9]; Закон Республики Абхазия от 14.05.2014 г. № 3510-с-У «Об инвестиционной деятельности» [10]; Закон Приднестровской Молдавской Республики (далее - ПМР) от 17.01.1995 г. № 95-1 «Об инвестиционной деятельности» [11]; Закон ПМР от 08.05.2018 г. № 123-З-У1 «О государственной поддержке инвестиционной де-

ятельности» [12]; Закон Луганской Народной Республики (далее - ЛНР) от 07.03.2017 г. № 154-11 «Об инвестиционной деятельности» [13]; Закон Донецкой Народной Республики (далее - ДНР) от 11.08.2017 г. № 188-ШС «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве» [14]; Концепция инвестиционного сотрудничества в Донецкой Народной Республике, утвержденная Постановлением Совета Министров ДНР от 02.12.2015 г. № 23-3 [15]. Такие нормативные правовые акты, являющиеся специальными, конкретизируют общие базовые положения, закрепленные в конституциях соответствующих государств, в т.ч. частично признанных и непризнанных [16, с. 37].

Не менее значимыми являются международные правовые акты, роль которых как межгосударственного наднационального регулятора подчас предопределяет характер национального законодательства в сфере инвестиционной деятельности. Среди таковых актов: Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, заключенная в Вашингтоне 18.03.1965 г. [17]; Хартия экономических прав и обязанностей государств от 12.12.1974 г. [18]; Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций от 11.10.1985 г. [19].

Кроме вышеуказанного, гарантии и защита четко закреплены в двусторонних соглашениях (договорах) государств в сфере инвестиционной деятельности, направленных на поощрение и защиту инвестиций [20, с. 239]. К ним можно отнести: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенное в Москве 16.06.1994 г. [21]; Соглашение

между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенное в Москве 06.03.1995 г. [22]; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенное в Москве 13.11.1998 г. [23]; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенное в Пекине 09.11.2006 г. [24]; Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о поощрении и взаимной защите инвестиций, заключенное в Абу-Даби 24.03.2021 г. [25]; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о поощрении и взаимной защите инвестиций, заключенное в Сухуми 09.10.2009 г.[26].

Таким образом, учитывая теоретическую обоснованность гарантий и защиты в сфере инвестиционной деятельности, исходя из анализа опыта зарубежных стран, в рамках интеграции законодательства Донецкой Народной Республики в правовое поле Российской Федерации представляется практически необходимым, прежде всего, обеспечить нормативную правовую основу гарантий и защиты в сфере инвестиционной деятельности, базирующуюся на положениях: 1) национального законодательства - посредством закрепления соответствующих правовых норм и разработки Инвестиционного Кодекса Донецкой Народной Республики; закрепления соответствующих правовых норм и подготовки проекта Закона Донецкой Народной Республики «О международном коммерческом арбитраже»; закрепления соответствующих пра-

вовых норм, разработки и утверждения Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики «Регламента заключения международных инвестиционных двусторонних договоров (соглашений) по вопросам поощрения и защиты инвестиций» и Типового договора (соглашения) между Правительством Донецкой Народной Республики и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций; 2) международных правовых актов - в перспективе, посредством подписания, ратификации Хартии экономических прав и обязанностей государств, Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами; 3) двусторонних договоров (соглашений) - посредством заключения инвестиционных двусторонних договоров (соглашений) по вопросам поощрения и защиты инвестиций.

Что касается гарантий в сфере инвестиционной деятельности, то каждая из стран регламентирует их перечень, который, как правило, не является исчерпывающим и четко определенным в рамках одного или двух правовых актов, исходя из политического и экономического развития. При этом, основные из них не меняются от государства к государству, а могут лишь варьироваться [27, с. 8, 10, 14]. Так, например, ст. 15, 16 Федерального Закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» предусматривают государственные гарантии и защиту прав субъектов инвестиционной деятельности в обобщенном виде: обеспечение равных прав, гласности, защиты, стабильности, национализации и реквизиции (при условии обоснованного общественного интереса,

социальной значимости), страхования. При этом ст. 5 Федерального Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» среди прочего гарантирует иностранному инвестору на территории Российской Федерации непосредственно предоставление полной и безусловной защиты прав и интересов.

Глава 3 Закона РБ «Об инвестициях» обобщает гарантии прав инвесторов и защиту инвестиций. Ст. 276 Предпринимательского кодекса РК среди иных гарантий предусматривает, прежде всего, полную и безусловную защиту прав и интересов инвесторов. Ст. 4, 5, 15, 16, 20 Закона КНР «Об иностранных инвестициях» унифицировано закрепляют гарантии государства: по охране инвестиций и законных интересов иностранных инвесторов; предоставлению национального режима, кроме закрытого перечня; равному участию в стандартах, в т.ч. в закупках; не изъятию (реквизиции) инвестиций, за исключением общего интереса.

Ст. 24 Закона Республики Абхазия «Об инвестиционной деятельности» кроме иного гарантирует инвестору со стороны государства, в первую очередь, защиту прав и законных интересов. Ст. 18, 19 Закона ПМР «Об инвестиционной деятельности» обобщенно гарантируют соблюдение прав субъектов инвестиционной деятельности и защиту инвестиций: возмещение убытков; неограниченность объектов инвестирования (за исключением законодательно предусмотренных случаев); обоснованную возмездную национализацию, реквизицию; стабильность законодательства. При этом, ст. 5 Закона ПМР «О государственной поддержке инвестиционной деятельности» среди прочих гарантий инвестору предоставляется, в первую очередь, полная и безусловная защита прав и интересов. Ст. 24 Закона ЛНР «Об инве-

стиционной деятельности» также гарантирует инвестору со стороны государства, прежде всего, защиту прав и законных интересов. А вот ст. 29 Закона ДНР «О государственно-частном и муници-пально-частном партнерстве» обобщенно предполагает гарантии прав лишь частного партнера: защиту прав и интересов, возмещение реальных убытков, распоряжение инвестициями, стабильность договоров, что отражает и п. 9 Концепции инвестиционного сотрудничества в Донецкой Народной Республике, гарантируя соблюдение прав инвестора.

В свою очередь ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений, гарантируется полная защита и безопасность капиталовложений инвесторов. В тоже время в ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений, данная гарантия, помимо указанного, предусматривает также предоставление им справедливого и равноправного режима. Не менее полно определяет данную гарантию и Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, прежде всего ее преамбула и ст. 27 [28 с. 71-72].

Гарантию от неблагоприятного изменения в законодательстве или стабилизационную гарантию содержит ст. 9 Федерального Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», равно как и ст. 25 Закона Республики Абхазия «Об инвестиционной деятельности», ст. 25 Закона ЛНР «Об инвестиционной деятельности». В то время как законодательство Китайской Народной Республики не предусматривает подобной гарантии. Не содержит таковой и

Хартия экономических прав и обязанностей государств [29, с. 150].

Гарантия перевода платежей, связанных с инвестиционной деятельностью, включая механизм ее реализации, отражена в ст. 11, 12 Федерального Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [30, с. 12], ст. 11 Закона РБ «Об инвестициях», ст. 6 Закона ПМР «О государственной поддержке инвестиционной деятельности», а также в ст. 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о поощрении и взаимной защите капиталовложений. В то же время, ст. 277 Предпринимательского кодекса РК, ст. 26 Закона Республики Абхазия «Об инвестиционной деятельности», ст. 26 Закона ЛНР «Об инвестиционной деятельности» содержат гарантию использования доходов (результатов инвестиционной деятельности) с относительно установленным механизмом ее реализации. В свою очередь, ст. 21 Закона КНР «Об иностранных инвестициях», а также ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о поощрении и взаимной защите капиталовложений предусматривают данную гарантию без указания механизма ее реализации.

Исходя из вышеизложенного, основываясь на анализе законодательства зарубежных стран, международных правовых актов, двусторонних соглашений вышеприведенных государств, учитывая уровень, условия и тенденции политического, экономического и правового развития Донецкой Народной Республики, является необходимым закрепить в вышеуказанных нормативных правовых актах минимальный (основной) неисчерпывающий перечень гарантий в сфере инвестиционной деятельности, а именно:

гарантию правовой защиты в сфере инвестиционной деятельности, что предполагает полную защиту и безопасность капиталовложений инвесторов в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами;

гарантию стабильности правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности, предполагающую запрет на законодательное изменение условий инвестирования в течение установленного срока, а также запрет ухудшения положения инвестора по принципу «закон обратной силы не имеет»;

гарантию благоприятного инвестиционного климата, что предполагает использование инвестором различных форм осуществления инвестиций; осуществление инвестором владения, пользования, распоряжения имуществом и информацией, первоначально внесенными им в качестве инвестиции; предоставление права на землю, природные ресурсы и недвижимость для осуществления инвестиционной деятельности; установление оптимальной налоговой нагрузки, льгот, ограничений для инвестиционной деятельности;

гарантию компенсации при национализации имущества инвестора, что предполагает запрет принудительного изъятия, в т.ч. национализации, экспроприации, реквизиции, а также иных мер, равных по последствиям, за исключением недискриминационных случаев общественного интереса при условии выплаты компенсации в соответствии с законодательством;

гарантию использования и перевода денежных средств, предполагающую беспрепятственное использование и перевод правомерно полученных доходов, прибыли в связи с капиталовложениями, в свободно конвертируемой валюте, в режиме наибольшего благоприятствования и в соответствии с законодатель-

ством территории, на которой они осуществлены;

гарантию компенсации убытков, что предполагает страхование инвестиций, в случае принудительного изъятия (национализации, экспроприации, реквизиции, а также иных мер, равных по последствиям) или введения ограничений на вывод капитала (в том числе на перевод платежей).

гарантию обязательности выполнения принятых на себя обязательств в соответствии с заключенными договорами в сфере инвестиционной деятельности, предполагающую в случае неисполнения или нарушения обязательств одной стороной возникновение у другой стороны корреспондирующего права на обращение в арбитраж Донецкой Народной Республики, а также в перспективе в международный арбитраж и, в результате, привлечение к ответственности, в т.ч. к международно-правовой;

гарантию разрешения споров в сфере инвестиционной деятельности - что предполагает надлежащее правовое обеспечение реализации механизма разрешения споров между инвесторами и Донецкой Народной Республикой в арбитражных судах Донецкой Народной Республики, а в перспективе и в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), Комиссии ООН по международному торговому праву (ЮНСИТРАЛ), Арбитражном институте Стокгольмской торговой палаты.

При этом защита в сфере инвестиционной деятельности подразумевает не только гарантии, но и необходимость закрепления основ таковой. Прежде всего, механизма правового регулирования инвестиционной деятельности, регламентирующего права, обязанности, ответ-

ственность и правосудие в процессе ее осуществления [31, с. 16-17]. Данные положения, в той или иной степени, нашли свое отражение в нормативных правовых актах большинства государств, в т.ч. частично признанных и непризнанных. Так, ст. 10 Федерального Закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» предусматривает разрешение спора иностранного инвестора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде). Ст. 13 Закона РБ «Об инвестициях» регламентирует досудебный (путем проведения переговоров) порядок разрешения споров между инвестором и Республикой Беларусь, судебный порядок, в т.ч. в арбитражном суде Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), учитывая положения международных договоров. Согласно ст. 300-304 Предпринимательского кодекса РК определяется досудебный порядок разрешения спора (самозащита, переговоры, претензионный порядок), медиация, партисипатив-ная процедура, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана, омбудсмен, судебный порядок, арбитраж, в соответствие с законом, международными договорами, соглашением сторон. В то же время ст. 26, 27 Закона КНР «Об иностранных инвестициях» закрепляют административное судопроизводство, торговые палаты и ассоциации для урегулирования инвестиционных споров.

Ст. 29 Закона Республики Абхазия «Об инвестиционной деятельности» обо-

значает, что споры, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности, разрешаются путем: переговоров, обращения в Уполномоченный орган посредством согласительных процедур, в компетентные судебные органы Республики Абхазия, в компетентные судебные органы иностранных государств, в третейский суд (арбитраж), в т.ч. иностранный, в ином порядке, установленном законодательством и международными договорами Республики Абхазия. В соответствии со ст. 19 Закона ПМР «Об инвестиционной деятельности» споры, возникающие в результате осуществления инвестиционной деятельности, рассматриваются судом, Арбитражным судом. В свою очередь ст. 24 Закона ПМР «О государственной поддержке инвестиционной деятельности» предусматривает разрешение инвестиционных споров путем переговоров либо в соответствии с международными договорами и законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики в судах Приднестровской Молдавской Республики, а также в судах, определяемых сторонами в рамках заключенного инвестиционного договора. Ст. 29 Закона ЛНР «Об инвестиционной деятельности» предполагает, что споры, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности, разрешаются путем: переговоров, обращения в Уполномоченный орган посредством согласительных процедур, в судебные органы Луганской Народной Республики, в компетентные судебные органы иностранных государств, в ином порядке, установленном законодательством и ратифицированными международными договорами Луганской Народной Республики.

На международном уровне защита в сфере инвестиционной деятельности, в первую очередь, определена Конвенцией о порядке разрешения инвестиционных

споров между государствами и иностранными лицами, которая позволяет возбуждать и рассматривать такого рода дела в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Более того, существуют неоднократные попытки определить и закрепить принцип международного минимального стандарта цивилизованности, подразумевающего ответственность государства за причинение вреда при осуществлении на его территории инвестиционной деятельности [32, с. 178]. Подобные положения содержатся также в соглашениях (договорах) государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений, которые, как правило, предусматривают механизм правового урегулирования споров в сфере инвестиционной деятельности в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), в Комиссии ООН по международному торговому праву (ЮНСИТРАЛ) или в Арбитражном институте Стокгольмской торговой палаты [33, с. 29].

В силу вышеуказанного, исходя из анализа национального законодательства, международных правовых актов, двусторонних соглашений вышеприведенных государств, представляется необходимым предусмотреть в нормативных правовых актах Донецкой Народной Республики основополагающие положения о защите в сфере инвестиционной деятельности, прежде всего:

закрепить обязанность инвестора соблюдать законы и не нарушать обычаи государства, где он пребывает с целью инвестирования;

закрепить применение режима международного минимального стандарта, который подразумевает, что инвесторы вправе ожидать от государства, принимающего инвестиции, режим не ниже

международного минимального стандарта цивилизованности;

закрепить принцип законности, предусматривающий, что при принятии мер, затрагивающих права и интересы инвесторов, государство, принимающее инвестиции, обязано основываться только на законе и применять данные меры только в соответствии с установленной законом процедурой, предоставляющей возможность обжаловать незаконные действия государственных органов власти;

закрепить условие национализации, согласно которому таковым правом государство может воспользоваться только при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных нормами международного права;

закрепить обязательность положений о защите капиталовложений при заключении международных инвестиционных двусторонних договоров по вопросам поощрения и защиты инвестиций;

закрепить принцип использования местных средств правовой защиты, предполагающий, что в случае возникновения спора между инвестором и властями государства, принимающего инвестиции, такой спор должен быть рассмотрен в соответствующем суде принимающего инвестиции государства. Только после исчерпания всех национальных средств правовой защиты, если не достигнуто удовлетворительное решение спора, инвестор вправе обратиться в компетентные международные органы по арбитражному разрешению споров;

закрепить рассмотрение споров в сфере инвестиционной деятельности в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), Комиссии ООН по международному тор-

говому праву (ЮНСИТРАЛ), Арбитражном институте Стокгольмской торговой палаты при достижении соглашения о соответствующей процедуре.

Выводы

Упорядоченная нормативная правовая основа с четким определением гарантий и защиты в сфере инвестиционной деятельности, что подразумевает обеспечительную регламентацию прав, обязанностей, ответственности и правосудия, позволит осуществлять инвестиционную деятельность в Донецкой Народной Республике в условиях политической и экономической нестабильности. А именно, посредством закрепления гарантий: правовой защиты в сфере инвестиционной деятельности; стабильности правового регулирования; благоприятного инвестиционного климата; компенсации при национализации имущества инвестора; использования и перевода денежных средств; компенсации убытков; обязательности выполнения принятых на себя обязательств; разрешения споров в сфере инвестиционной деятельности в арбитражных судах Донецкой Народной Республики, - а также основ защиты в сфере инвестиционной деятельности: обязанности инвестора по соблюдению и ненарушению законов, обычаев принимающего государства; применения режима международного минимального стандарта; принципа законности; условия национализации; обязательности положений о защите капиталовложений при заключении международных инвестиционных двусторонних договоров; принципа использования местных средств правовой защиты; рассмотрения споров в сфере инвестиционной деятельности в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), Комиссии ООН

по международному торговому праву (ЮНСИТРАЛ), Арбитражном институте Стокгольмской торговой палаты при достижении соглашения о соответствующей процедуре, - в рамках национального законодательства: Инвестиционного Кодекса Донецкой Народной Республики, Закона Донецкой Народной Республики «О международном коммерческом арбитраже», «Регламента заключения международных инвестиционных двусторонних договоров (соглашений) по вопросам поощрения и защиты инвестиций» и Типового договора (соглашения) между Правительством Донецкой Народной Республики и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций, утвержденных Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики; международных правовых актов: Хартии экономических прав и обязанностей государств, Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, Конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами; инвестиционных двусторонних договоров (соглашений) по вопросам поощрения и защиты инвестиций.

Таким образом, Донецкая Народная Республика, как никто другой, заинтересована в привлечении инвестиций, должна обеспечить эффективность функционирования вышеприведенного и, следовательно, экономическое развитие, только при условии формирования рациональной политики в сфере инвестиционной деятельности. Ведь установление ясных, доступных и реализуемых правил, улучшающих инвестиционный климат и тем самым укрепляющих доверие между инвесторами и государством, выступает своего рода стимулятором инвестиций.

Список использованной литературы

1. Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. -М.: Юрист, 2004. - 245 с.

2. Правовой режим иностранных инвестиций. Законодательное регулирование и практика отношений государства и инвесторов в РФ. Вып. 5 / Науч. ред.: З.А. Басырова, Т.Ю. Конищева, А.Ю. Ме-лентьев; Редкол.: В.В. Витрянский, Е.А. Суханов, Ю.В. Якутин; Гл. ред.: А.А. Глушецкий - М.: Изд-во Центра деловой информ. еженедельника «Экономика и жизнь», 1996. - 241 c.

3. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации РФ. - URL: http://pravo. gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102 073001&backlink=1&nd=102058332

4. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации РФ. -URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/? docbody=&nd=102060945&rdk=&intelsear ch=09.07.1999+%B9+160-%D4%C7

5. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации РФ. -URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/? docbody=&nd=102036504 (дата обращения 14.10.2021).

6. О заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2016 г. № 992 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации

РФ. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd=102412234

7. Об инвестициях: Закон Республики Беларусь от 12.07.2013г. № 53-3 [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - URL: https://pravo.by/ document/?guid=3871&p0=H11300053

8. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29.10.2015 г. № 375-V 3РК [Электронный ресурс] // Официальный сайт информационно-правовой системы нормативных правовых актов Республики Казахстан - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000375

9. Об иностранных инвестициях: Закон Китайской Народной Республики от 15.03.2019 г.: Приказ Президента Китайской Народной Республики № 26 [Электронный ресурс]. - URL: https:// chinalaw.center/business_law/china_foreign _investment_law_2019_russian/

10. Об инвестиционной деятельности: Закон Республики Абхазия от 14.05.2014 г. № 3510-^V [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственного инвестиционного агентства при Министерстве экономики Республики Абхазия. - URL: https://invest.apsny. land/images/pdf/zakon-ob-investitsionnoy-deyatelnosti.pdf

11. Об инвестиционной деятельности: Закон Приднестровской Молдавской Республики от 17.01.1995 г. № 95-1 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Верховного Совета ПМР. - URL: https://goo.su/8E6L

12. О государственной поддержке инвестиционной деятельности: Закон Приднестровской Молдавской Республики от 08.05.2018 г. № 123-3-VI (по состоянию на 19.06.2021 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента ПМР. - URL: http://president.gospmr.org/ pravovye-akty/zakoni/zakon-pridnestrov skoy-moldavskoy-respubliki-o-gosudarstven

noy-podderjke-investitsionnoy-deyateljno sti-.html

13. Об инвестиционной деятельности: Закон Луганской Народной Республики от 07.03.2017 г. № 154-II [Электронный ресурс] // Официальный сайт Народного Совета ЛНР. - URL: https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/4207/

14. О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве: Закон Донецкой Народной Республики от 11.08.2017 г. № 188-IHC [Электронный ресурс] // Официальный сайт Государственной информационной системы нормативных правовых актов ДНР. - URL: https://gisnpa-dnr.ru/npa/0002-188-ihc-20170811/

15. Концепция инвестиционного сотрудничества в Донецкой Народной Республике: Постановление Совета Министров ДНР от 02.12.2015 г. № 23-3 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства ДНР. - URL: https://prav dnr.ru/npa/postanovlenie- soveta-ministrov-doneczkoj-narodnoj-respubliki-ot-02-deka brya-2015-g-%e2%84%96-23-3-ob-utverzh denii-konczepczii-investiczionnogo-sotrud nichestva-v-doneczkoj-narodnoj-respublike/

16. Алексеенко, А.П. Конституция как фактор инвестиционной привлекательности государства: опыт конституционного строительства КНР // История государства и права. - 2014. - № 19. -С. 36-39.

17. Вашингтонская Конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами (Вашингтон, 18.03.1965 г.) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1902243

18. Хартия экономических прав и обязанностей государств: Хартия, Международный договор, Резолюция Гене-

ральной Ассамблеи ООН от 12.12.1974 г. № 3281(XXIX) [Электронный ресурс] // Официальный веб-сайт ООН. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv /conventi ons/rights_and_duties.shtml

19. Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11.10.1985 г.) [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1900505

20. Фархутдинов, И.З. Международное инвестиционное право. Теория и практика применения. - М.: Волтерс Клувер, 2005. - 432 с.

21. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о поощрении и взаимной защите капиталовложений (Москва, 16.06.1994 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - URL: https://www.economy.gov.ru/ material/file/2583821a6cabdba970775e8ca7 bedd78/VietNam_1994_ru.pdf

22. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (Москва, 06.03.1995 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/e 198fccec279d106b2a92afe4a3e4401/Hungar y_1995_ru.pdf

23. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о поощрении и защите капиталовложений (Москва, 13.11.1998 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - URL: https://www.economy

gov.ru/material/file/59276cff8d93792b2f6ce 80ed3cc96ab/Japan_1998_ru.pdf

24. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений (Пекин, 09.11.2006 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/b e6b5bb48114178d363012f23a086ce8/China _2006_ru.pdf

25. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о поощрении и взаимной защите инвестиций (Абу-Даби, 24.03.2018 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). - URL: https:// investmentpolicy. unctad.org/international-investment-agreements/treaty-files/5734/ download

26. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о поощрении и взаимной защите капиталовложений (Сухум, 09.10.2009 г.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - URL: https:// www.economy.gov.ru/material/file/5e35f580 69077fc5e781 e8b2800d5df9/Abkhazia_200 9_ru.pdf

27. Бровкина, С.С. Правовое обеспечение гарантий иностранных инвесторов в национальном законодательстве РФ и международном частном праве: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.03 / Рос. гос. соц. ун-т. -Москва, 2005. - 23 с.

28. Вознесенская, Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. Сравнительно-правовой комментарий. -М.: Инфра-М, Контракт, 2001. - 220 c.

29. Богатырев, А.Г. Инвестиционное право: монография. - М.: Российское право, 1992. - 271 с.

30. Доронина, Н.Г. Комментарий к закону об иностранных инвестициях. -М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2001 - 80 с.

31. Дмитриева, Г.К. Международный коммерческий арбитраж. - М.: Проспект, 1997. - 232 с.

32. Лабин, Д.К. Международное право по защите и поощрению иностранных инвестиций. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 315 с.

33. Мурадов, Ю.Г. Государство и международный инвестиционный арбитраж // Административное и муниципальное право. - 2011. - № 9. - С. 28-37.

V.E. Golenko, chief lawyer of the Economic and Legal Research Department, e-mail: femidalaw89@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SFI "Economic Research Institute", Donetsk, DPR

Статья поступила в редакцию 29.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.