Научная статья на тему 'Гарантии финансовой деятельности государственных (муниципальных) учреждений как один из элементов экономической безопасности государства'

Гарантии финансовой деятельности государственных (муниципальных) учреждений как один из элементов экономической безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ / FINANCIAL ACTIVITY OF INSTITUTIONS / ЗАЩИТА И ГАРАНТИИ ФИНАНСОВЫХ ПРАВ / FINANCIAL GUARANTEES AND PROTECTION OF FINANCIAL RIGHTS / ФИНАНСОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / FISCAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бехер Вероника Виссарионовна

В статье рассматриваются вопросы влияния состояния финансовой деятельности государственных (муниципальных) учреждений на экономическую безопасность государства. Проводится анализ соотношения функций учреждений с функциями государства. Автор приходит к выводу о том, что гарантии деятельности государственных (муниципальных) учреждений состоят в согласовании их целей и задач с задачами государства, наличии института ответственности за нарушения законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бехер Вероника Виссарионовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL GUARANTEES FOR STATE (MUNICIPAL) INSTITUTIONS AS AN ELEMENT OF NATIONAL ECONOMIC SECURITY

The paper examines the impact of financial activities of the state (municipal) institutions on the economic security of the country and presents an analysis of the correlation between the functions of institutions and the functions of the state. The author concludes that financial guarantees for the activities of the state (municipal) institutions should be in line with the state goals and objectives and they should be accountable for violating the law.

Текст научной работы на тему «Гарантии финансовой деятельности государственных (муниципальных) учреждений как один из элементов экономической безопасности государства»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 352:338

ГАРАНТИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

FINANCIAL GUARANTEES FOR STATE (MUNICIPAL) INSTITUTIONS AS AN ELEMENT OF NATIONAL ECONOMIC SECURITY

Бехер Вероника Виссарионовна

Bekher Veronika Vissarionovna

Кандидат юридических наук, зав. кафедрой публичного права, Cаратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Cand. Sc.(Law), head of the department of public law, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

e-mail: bekher@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы влияния состояния финансовой деятельности государственных (муниципальных) учреждений на экономическую безопасность государства. Проводится анализ соотношения функций учреждений с функциями государства. Автор приходит к выводу о том, что гарантии деятельности государственных (муниципальных) учреждений состоят в согласовании их целей и задач с задачами государства, наличии института ответственности за нарушения законодательства.

Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая деятельность учреждений, защита и гарантии финансовых прав, финансовая ответственность.

The paper examines the impact of financial activities of the state (municipal) institutions on the economic security of the country and presents an analysis of the correlation between the functions of institutions and the functions of the state. The author concludes that financial guarantees for the activities of the state (municipal) institutions should be in line with the state goals and objectives and they should be accountable for violating the law.

Keywords: economic security, financial activity of institutions, financial guarantees and protection of financial rights, fiscal responsibility.

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

Состояние экономической безопасности нашего государства всегда имело приоритетное значение в процессе его функционирования. Государству необходимы активный и стабильный экономический рост, ответственное использование национальных финансов, национальных ресурсов и прежде всего защита экономических интересов в рамках международного сотрудничества. В объект экономической безопасности наряду со многими элементами входят финансы государства, субъектов, муниципальных образований, которые складываются в свою очередь из финансов предприятий, учреждений, организаций. Таким образом, угроза реализации финансовых отношений последних во многом сказывается на общем состоянии экономической безопасности страны.

В связи с этим весьма актуальными являются вопросы защиты прав и законных интересов государственных (муниципальных) учреждений, а также гарантий их финансовой деятельности.

В процессе своей деятельности государственные (муниципальные) учреждения вступают в различные правоотношения. Это обуславливает наличие возникающих прав и обязанностей в различных плоскостях правовой действительности. Так, например, государственные (муниципальные) учреждения как субъекты финансового права, выполняя публичные функции, получают финансирование из соответствующего бюджета. Казенные учреждения выступают получателями бюджетных средств, а бюджетные и автономные учреждения получают соответствующие субсидии из бюджетов различных уровней. Осуществляя иную, не запрещенную законом и уставами деятельность, учреждения получают доход. В этом случае учреждения обязаны уплачивать соответствующие налоги и сборы в бюджет. При совершении нарушений законодательства к ним применяются меры ответственности. Выступая в гражданском обороте самостоятельными субъектами права, учреждения совершают сделки, заключают договоры. Таким образом, правоотношения, возникающие с участием государственных (муниципальных) учреждений, многообразны, а соответствующие права и законные интересы не лишены возможности нарушения либо оспаривания.

Нарушения требований законов нередки при проведении, например, контрольно-надзорных мероприятий. Недобросовестность контрагентов, вступающих в гражданско-правовые отношения с государственными учреждениями, также может явиться причиной на-

рушения прав учреждений. Эти и другие обстоятельства могут повлечь взыскание налогов и штрафов с государственных учреждений, привлечение к ответственности, недополучение доходов и иные неблагоприятные последствия.

Подобные факторы свидетельствуют о необходимости создания условий для обеспечения нормального функционирования учреждений, выполнения возложенных на них задач и функций, обеспечения эффективного механизма защиты их прав и законных интересов.

Как справедливо отмечается учеными-ад-министративистами, некоммерческие организации вследствие своих уставных задач предстают наиболее значимыми субъектами права в социальной, культурной, образовательной, частично политической сферах. Они выступают ключевым и наиболее активным сегментом гражданского общества [5, с. 174].

Подобное высказывание в полной мере относится к государственным и муниципальным учреждениям. Эти организации, в отличие от других юридических лиц, вступая в гражданский оборот, участвуют в реализации различных социальных функций государства, способствуют проведению тех или иных направлений государственной политики. А в некоторых сферах государственной деятельности, например таких, как здравоохранение, социальная защита населения, образование, наука и культура, государство вообще не может обойтись без соответствующих государственных учреждений, которые оказывают в названных сферах от его имени соответствующие государственные услуги [6, с. 3].

Под учреждениями понимаются особые публично-правовые организации, оказывающие услуги и создаваемые для достижения специальных общеполезных или имеющих общегосударственное значение целей [9, с. 5]. Законодательством предусмотрены следующие типы государственных (муниципальных) учреждений: автономные, бюджетные и казенные (п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») [3]. Они создаются собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ) [2]. «Главное назначение, роль и функции государственных учреждений имеют иное, отличное от других организаций, социальное качество... как юридическое лицо публичного права учреждения решают публичные задачи, которые, в свою очередь, можно определить как общезначимые вопросы, имеющие место быть в соответствующих сферах жизни государства и обще-

Информационная безопасность регионов. 2014. № 4(17)

ства, которые должны решаться данным государственным учреждением для достижения поставленных перед ним целей» [8, с. 112].

В связи с этим, учитывая особую значимость деятельности государственных (муниципальных) учреждений для государства, выполнение ими социальных функций, вопросы защиты прав и законных интересов указанных субъектов приобретают особую значимость.

Действующим законодательством предусмотрены различные способы защиты прав юридических лиц. Защита прав и интересов государственных (муниципальных) учреждений опирается на достаточно широкий спектр конституционных гарантий, большинство из которых имеют всеобщий характер и касаются как учреждений, так и других юридических лиц. В силу специфики правового статуса государственных (муниципальных) учреждений и их многогранной деятельности споры с их участием отличаются большим разнообразием.

Под защитой прав следует понимать совокупность нормативно установленных мер по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности.

Не следует отождествлять понятия защиты и охраны права. Последнее представляется более широким понятием и вбирает в себя, кроме мер по защите прав, меры, направленные на обеспечение интересов управомоченного субъекта. Это те гарантии, установленные законом средства обеспечения правомерности поведения субъектов общественных отношений, направленные на предупреждение и профилактику правонарушений.

Среди гарантий выделяются материально-правовые и процессуально-правовые. В данном случае речь идет о таких средствах защиты, как жалобы, ходатайства, наличие института юридической ответственности.

Самостоятельным видом гарантий признаются такие гарантии, как организационные, т.е. связанные с организационной деятельностью государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, трудовых

коллективов, которые способствуют осуществлению законных интересов. Реализация законных интересов в русле четкой деятельности органов государственного аппарата и общественных организаций организационно гарантирована по своей природе [7, с. 73].

О.Ю. Бакаева на примере таможенных органов отмечает, что «гарантии финансовой деятельности таможенных органов состоят:

- в согласовании задач таможенных органов с общегосударственными задачами;

- в обеспечении государством соблюдения условий для осуществления таможенными органами финансовой деятельности;

- в наделении их налоговым и правоохранительным статусами;

- в процессе совершенствования правовой основы финансовой деятельности таможенных органов;

- в ответственности таможенных органов за ее надлежащее осуществление» [4, с. 20].

Так, государственным (муниципальным) учреждениям гарантировано предоставление бюджетных ассигнований:

- на обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам;

- предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (ст. 69.1 БК РФ) [1].

Оказание услуг и выполнение работ осуществляется государственными (муниципальными) учреждениями на основании и в соответствии с государственными (муниципальными) заказами. И в целом государственные (муниципальные) учреждения призваны обеспечивать проведение той или иной государственной политики в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки и др.

В связи с этим можно заключить, что гарантии деятельности государственных (муниципальных) учреждений состоят в согласовании их целей и задач с задачами государства, наличии института ответственности за нарушения законодательства.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ (принят 31.07.1998; ред. 28.06.2014) // Российская газета. 1998. 12 авг.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ (принят 30.11.1994;

1. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii № 145-FZ [Budget Code of the Russian Federation. Federal Law № 145 (adopted 31.07.1998; amended 06.28.2014) // Rossiyskaya gazeta. 1998. 12 August.

2. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' pervaya) № 51-FZ [The Civil Code of the

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

ред. от 05.05.2014) // Российская газета. 199412 авг.

3. О некоммерческих организациях: федеральный закон (принят 12.01.1996 № 7-ФЗ; ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1996. 24 янв.

4. Бакаева О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2005.

5. Дмитриев Ю.А., Евтеева A.A., Петров С.М. Административное право: учебник. М., 2005.

6. Киселев А.В. Административно-правовой статус государственных учреждений: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Киров, 2009.

7. Малько А.В. Гарантии осуществления законных интересов // Правоведение. 2007.

№ 6 (275).

8. Писарева Е.Г. Социальные учреждения в системе субъектов финансового права / под ред. Н.И. Химичевой. Саратов: Издательство ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010.

9. Юнусова Л.С. Административно-правовой статус судебных учреждений: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2011.

Russian Federation (Part One) Federal Law № 51-FZ (adopted 30.11.1994; amended 05.05.2014) // Rossiyskaya gazeta. 1994. 12 August.

3. O nekommercheskikh organizatsiyakh: federal'nyy zakon [On Non-profit Organizations: Federal Law (adopted 12.01.1996 Federal Law № 7; amended 07.21.2014) // Rossiyskaya gazeta. 1996. 24 January.

4. Bakaeva O.Yu. (2005) Pravovoye regu-lirovaniye finansovoy deyatel'nosti tamozhen-nykh organov [Legal regulation of the financial activity of the customs authorities] (PhD Thesis), Saratov.

5. Dmitriyev Yu.A., Yevteyeva A.A.,

Petrov S.M. (2005) Administrativnoye pravo [Administrative law]. Moscow.

6. Kiselev A.V. (2009) Administrativno-pra-vovoy status gosudarstvennykh uchrezhdeniy [Administrative and legal status of state institutions] (PhD Thesis), Kirov.

7. Malko A.V. (2007) Garantii osushchestv-leniya zakonnykh interesov [Guarantees for securing the legitimate interests] // Pravovedeniye.

№ 6 (275).

8. Pisareva Ye.G. (2010) Sotsial'nyye uchrezhdeniya v sisteme subyektov finansovogo prava [Social institutions as objects of financial law]. Saratov: Publishing GOU VPO «Saratov State Law Academy».

9. Yunusova L.S. (2011) Administrativno-pravovoy status sudebnykh uchrezhdeniy [Administrative and legal status of judicial institutions]. (PhD Thesis), Saratov.

Информационная безопасность регионов. 2014. № 4(17)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.