Научная статья на тему 'Гаптика как медиаэстетический феномен'

Гаптика как медиаэстетический феномен Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1143
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАПТИКА / СЛАЙМ / МЕДИАЭСТЕТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Загидуллина Марина Викторовна

Статья посвящена исследованию недостаточно изученного в культуре и коммуникации феномена гаптики форм информационного обмена, связанных с передачей тактильных и кинестетических ощущений. В отличие от гаптических медиа (способов передачи таких ощущений непосредственно) речь идет о видеосюжетах, содержание которых фиксирование действий, основанных на получении осязательного и мускульного удовольствия. Материал исследования слайм-культура, получившая широкое развитие с 2016 года по настоящее время. Автор рассматривает гаптические формы коммуникации в медиаэстетическом и историческом аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Загидуллина Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гаптика как медиаэстетический феномен»

5. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении детей и молодёжи в условиях библиотеки [Электронный ресурс]. - URL: http://psihdocs.ru/innovacionnie-podhodi-v-patrioticheskom-vospitanii-i-grajdansk.html, свободный (дата обращения: 10.04.2019). - Загл. с экрана.

6. Истомина, З. В., Мурашова, Г. В. Краеведение в библиотеке. [Электронный ресурс] / З. В. Истомина, Г. В. Мурашова. - URL :http://biblioobzor.blogspot.com/2015/06/ blog-post_22.html, свободный (дата обращения: 10.04.2019). - Загл. с экрана.

7. Организация, методика и содержание краеведческой работы в библиотеке [Электронный ресурс] : методические рекомендации. - URL :http://biblioobzor.blogspot. ru/2015/06/blog-post_22.html, свободный (дата обращения: 10.04.2019). - Загл. с экрана.

Давыдова Нина Михайловна - заведующий филиалом-библиотекой №4, МКУ «ЦБС».

Электронная почта: nina.davydova.85@mail.ru

Обсуждение

М. В. Загидуллина: Формат клуба стабилен, но как можно развиваться, как это способствует прививать любовь к чтению.

Н. Давыдова: Мы используем книжный фонд, делаем подборку по теме мероприятия.

М. В. Загидуллина: Хочу отметить, когда Вы говорите о «смешных» названиях мест, то не учитываете, что это - остатки других языков и культур.

DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10224

М. В.Загидуллина

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ГАПТИКА КАК МЕДИАЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Исследование поддержано грантом РНФ, 18-18-00007

Статья посвящена исследованию недостаточно изученного в культуре и коммуникации феномена гаптики - форм информационного обмена, связанных с передачей тактильных и кинестетических ощущений. В отличие от гаптических медиа (способов передачи таких ощущений непосредственно) речь идет о видеосюжетах, содержание которых - фиксирование действий, основанных на получении осязательного и мускульного удовольствия. Материал исследования - слайм-культура, получившая широкое развитие с 2016 года по настоящее время. Автор рассматривает гаптические формы коммуникации вмедиаэстетическом и историческом аспектах.

Ключевые слова: гаптика, слайм, медиаэстетика.

Введение

Гаптика - наука, изучающая тактильные (осязательные) явления, а также и собирательное обозначение самого феномена осязания и его репрезентации в культуре. «Эмоциональный» поворот в коммуникации, осознанный научным сообществом в конце прошлого столетия, закономерно разросся в «сенсорную» область, когда получение различных ощущений становится самодостаточным, обретает символическую и

знаковую нагрузку, осознается как часть общего комплекса самоидентификации участника коммуникации. Гаптические ощущения вовлекаются в этот общий тренд и обретают «собственную» репрезентацию в информационном поле. В настоящем докладе и статье речь пойдет о такой части гаптико-центристского информационного обмена, как «слаймомания».

Материал исследования

Слайм - это пластичная масса, обладающая так называемыми «не-ньютоновыми» свойствами. При сжатии и других манипуляциях эта масса приобретает прыгучесть, например. Консистенция слайма варьируется от совершенно «жидкой» до совершенно твердой, однако «среднестатистический слайм» похож на мягкий тягучий пластилин -или на дрожжевое тесто. Появившись в индустрии игрушек еще в 50-е годы, слайм представлял собой ярко-зеленную массу, упакованную в небольшой пластиковый стаканчик с крышкой [9]. Слайм - недолговечная субстанция, соприкосновение с воздухом приводит к изменению его структуры (он высыхает, перестает тянуться, сжиматься). Использование жидкого слайма (с одной стороны, напоминающего липкое жидкое тесто (или, точнее, «слизь»), а с другой - не оставляющего следов на одежде, легко стряхиваемого с рук) стало визитной карточкой программы Nickelodeon "Slime-on!"[3]. Все эти факты говорят о том, что слайм не относится к числу каких-то новых технологий или неожиданных изобретений. Однако в 2016 году в тайском сегменте интернета появились видео, посвященные производству слаймов в домашних условиях и игре с ними [4]. К концу 2017 года запрос «Как сделать слайм» возглавил категорию вопросов "howtomake..." в Google (согласно данным GoogleTrends). В разных странах (и в том числе в России) возникли популярные видеоканалы, посвященные исключительно слаймам и разным способам их производства (слайм представляет собой смешанные в правильных пропорциях клей, воду, тетраборат натрия). К 2018 году число подписчиков у крупных каналов перевалило за миллион, а число просмотров стало исчисляться десятками, а в отдельных случаях и сотнями миллионов. Для исследования мы обратились к русскоязычному сегменту «слаймомании» и проанализировали 97 видео с тэгом «слайм», число просмотров которых превысило один миллион. В настоящей статье автор ставит задачу выявить основные особенности медиаэстетического компонента таких видео.

Анализ данных

Для достижения цели исследования весь материал был подвергнут открытому и затем осевому кодированию [1] с целью ответить на следующий вопрос: какие гаптические свойства слайма становятся наиболее привлекательными для пользователей?

Каждое видео, просмотренное в ходе проведения исследования, анализировалось по принципу описания физических свойств демонстрируемых слаймов.

Эластичность (возможность растягивания слайма) - 97 %, гладкость - 54 %, жидкие слаймы («слизь») - 22 %, вязкость - 13 %, липкость (негативная характеристика) - 10%, слаймы с добавками (неоднородная структура) - 25 %.

Таким образом, основной «успешной» характеристикой слайма оказывается его относительная «твердость» (в противовес «жидкому лизуну»), способность к растяжению (демонстрируемому в видео), специфическая гладкость, характеризующая всю структуру слайма (а не только поверхность).

Что видит пользователь, просматривающий видео, на которых демонстрируется слайм?

Набор действий со слаймом ограничен рядом движений (отслежено в 89 % видео, демонстрирующих типичную структуру слайма): многократное растягивание (с перекручиванием) и смятие, «вымешивание» (по аналогии с тестом), закручивание в «розочку», продавливание слайма кончиками пальцев и получение соответствующего звука. Действия настолько точно повторяются от одного видео к другому, что заставляют

полагать, что возникла и утвердилась особая культура-ритуал демонстрации слаймов. Обязательная характеристика «удачного» слайма - не-липкость. Все видео, где демонстрировались липкие слаймы, сопровождались негативными оценками (даже в самом названии, подчеркивающем неудачность эксперимента).

Удалось зафиксировать только 3 видео (чуть больше 3 %), где авторы создавали «жидкого лизуна», с которым пытались играть «как в Nickelodeon» (использовать массу «лизуна» для «вываливания» на голову играющих). Таким образом, мы можем видеть определенный разрыв в истории слайма и его современной «реанимации».

Анализируя эти наблюдения, можно предложить интерпретацию развития слаймомании в мировом интернет-пространстве.

1. Слаймомания является ответом на дефицит гаптической информации и ее институционализации в культуре (перевод гаптических ощущений в зону медиаэстетического обмена). Получение тактильных ощущений, по-видимому, выходит на новый уровень репрезентирования потребностей, закрепление которого в культуре происходит с помощью таких субкультурных явлений, как слаймомания или ASMR

[7; 10].

2. Лидерские позиции в аккумуляции внимания пользователей занимают слаймы, обладающие именно определенными тактильными свойствами, которые обобщенно можно анализировать с позиций эстетизациигаптических впечатлений: гладкость, упругость, эластичность, способность к растяжению и возможность «проникновения» в слайм для полноты тактильных и кинестетических ощущений.

С одной стороны, в «типичном» видео есть «история» - производство и испытание слайма, либо производство слайма и игра с ним (61 % отсмотренных видео). С другой стороны, 18 % видео - это демонстрация готовых слаймов «для расслабления», где нарратива нет, он подменяется кумуляцией демонстрации различных по своим свойствам слаймов (в том числе, и звуков, которые автор извлекает при соприкосновении со слаймом).

К каким выводам можно прийти на основе анализа самой «фактуры» слаймов, которые производят пользователи для демонстрации в видео?

Слайм, напоминающий по виду съедобную субстанцию (о чем нередко говорят и сами слаймеры, подчеркивая привлекательность слайма), на самом деле «завораживает» пользователей своими гаптическими параметрами: медленное или решительное погружение пальцев, ладоней в массу, отличающуюся относительной вязкостью и упругостью, гладкостью и способностью растекаться и снова «собираться» в «ком», оказывается вполне самодостаточной демонстрацией свойств этой «субстанции».

Зритель, созерцающий действия со слаймом опосредованно (он сам не участвует в соприкосновениях и кинестетическом контакте), оказывается вовлечен в воображаемое переживание тех же ощущений, что испытывает автор видео, работая с реальным предметом. С точки зрения теории коммуникации, перед нами особый тип информационного обмена: пользователи обнаружили возможность передачи ощущений в «молчаливых» (иногда не только без слов, но и без музыки - 12 % видео в отсмотренных материалах) демонстрациях тактильного и кинестетического опыта.

Действие, представляющее собой соприкосновение ладоней и пальцев с «отзывчивой массой», оказывается самодостаточным - нет развития, начала и конца у таких ощущений, они интересны пользователям сами по себе, без какой бы то ни было определенной цели. Процессуальность получения тактильных ощущений (по контрасту с действиями, направленными на конкретный результат, точку итога) может интерпретироваться по-разному, однако в коммуникационной теории важно, что здесь, во-первых, смыслы продуцируются без обращения к рационализированию, а во-вторых, возникает почва для образования коммуникационных паттернов (так, «стандартный набор» действий со

слаймами ритуализируется). Какие именно смыслы извлекает пользователь из просмотра таких видео?

Можно предположить, что перед нами объективация собственных ощущений (и в определенном смысле - собственного телесного, в данном случае - тактильно-кинестетического - опыта), их перевод из разряда «посредников» (ощущений, поставляющих «пищу» интеллекту) в самодостаточных акторов, обретающих свое место в общем культурном поле(а значит, институционализирующихся). Кроме того, «частотные» успешные слаймы (нелипкие, гладкие, в меру твердые и эластичные) и действия, производимые с ними, позволяют усмотреть в слайме субститут плоти (а не пищи) - мягких слизистых тканей. Как довольно широко распространившийся интерес к слаймам может отражать особенности коллективного подсознательного (подобно скрытому, но не исчезающему из культуры каннибализму, о котором пишет Фрейд, а также говорит Мелани Кляйн, анализирующая отношения родителей с маленькими детьми и игр типа «съем тебя» [6]), направленного на восполнение дефицита тактильности в современном мире - как общего дефицита «материального», воспринимаемого осязательно (то, что можно не столько увидеть, сколько именно потрогать). Основной парадокс, который здесь можно усмотреть, это органичное соединение в феномене слаймомании такой «осязаемой реальности» и ее виртуальности - трансляции в видео, набирающих миллионы просмотров [2].

Заключение

Подводя итоги этим наблюдениям, можно отметить, что слаймомания, развивающаяся в современной коммуникации с 2016 года и до сих пор не потерявшая позиций по степени привлекательности для пользователей, заставляет исследователей обратить внимание на «bottom - up» движение в развитии культуры и коммуникации, маркирующее возникновение альтернативного прежнему, логоцентристскому, способу производства смыслов. Психологический подход здесь осложняется и даже дезавуируется самим принципом распространения информации и массовостью интереса к, казалось бы, лишенным смысла видеосюжетам (то есть адекватные объяснения феномена невозможно получить исходя из психологически индивидуальных особенностей пользователей; возможно, релевантный подход к объяснению таких феноменов, как слаймомания, скрывается в коммуникативном подходе, учитывающем технологии информационного обмена и влияние «видимого» интереса других - «фолксономии»). В то же время нет сомнений, что гаптические ощущения, не имеющие своего «дома» ни в науке, нив культуре [8], оказываются в той части культуротворчества, которая функционирует на основе «самовозникающих» узлов интереса, репрезентированных в интернет-пространстве и получающих здесь необходимую для «культурной фиксации» площадку [5].

Список литературы

1. Корбин, Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники [Текст] / Джульетта Корбин, Ансельм Страусс / пер. с англ. и послесловие Т. С. Васильевой. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.

2. Allocca, K. Videocracy: How YouTube Is Changing the World... with Double Rainbows, Singing Foxes, and Other Trends We Can't Stop Watching[Text] / K. Allocca. - London: Bloomsbury, 2018.

3. Banet-Weiser, S. Kids rule!: Nickelodeon and consumer citizenship[Text] /S. Banet-Weiser. - New York: Duke University Press, 2007. doi: 10.1215/9780822390299

4. DeFabio, C. R. Why teens around the world are freaking out about Thai slime[Electronic resource] / C. R. DeFabio // Splinter. - 2016, 7 November. - URL: https://splinternews.com/

why-teens-around-the-world-are-freaking-out-about-thai-1793860133 (дата обращения: 22.04.2019).

5. Faramarzi, S. The odd psychology behind oddly satisfying slime videos[Electronic resource] / S. Faramarzi// Wired. - URL: https://www.wired.co.uk/article/oddly-satisfying-videos-explained-psychology-youtube(датаобращения: 22.04.2019).

6. Klein, M. Selected Melanie Klein [Text] / Melanie Klein. - New York: Simon and Schuster, 1987.

7. Novella, S. ASMR [Electronic resource] / S. Novella. -URL: http://theness.com/ neurologicablog/index.php/asmr/ (датаобращения 22.04.2019).

8. Parisi, D. Archaeologies of touch: Interfacing with haptics from electricity to computing[Text] / D. Parisi. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 2018.

9. Silver, J. A Complete History of Slime, On Instagram and IRL[Electronic resource] / Jocelyn Silver //Paper. 10 July 2018. - URL: http://www.papermag.com/slime-instagram-fashion-2585562103.html?rebelltitem=14#rebelltitem 14 (дата обращения: 22.04.2019).

10. Taylor,V.YouTubevideostriggertingling'brainorgasms'inASMRpractitioners[Electronic resource] / V. Taylor. - URL:. http://www.nydailynews.com/ (датаобращения 22.04.2019).

Загидуллина Марина Викторовна - доктор филологических наук, профессор, профессор, ведущий научный сотрудник кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

Электронная почта: mzagidullina@gmail.com

Обсуждение

В. Букин: Может быть, это пример рекламы, пропаганды, а интернет-коммуникация -лишь канал.

М. В. Загидуллина: Этих задач нет у ведущих ю-тюберов. Главное для таких коммуникаторов - создать слайм, поделиться опытом со зрителем. Слайм существовал и раньше (Лизун, фильм «Охотники за приведениями»), но это не было предметом массовой коммуникации. Это чистая гаптика, переживание удовольствия от тактильных ощущений, а не реклама продукции.

В. Ботряков: Долго ли хранятся слаймы?

М. В. Загидуллина: Нет, долго не хранятся. Теперь возникла целая индустрия, обслуживающая слайм-культуру. В педагогике открыта дискуссия: это увлечение помогает детям делать что-то своими руками, а не быть рабом гаджетов.

Э. В. Артишевский: Мне кажется, что доклад был посвящен не гаптике, а визуализации гаптических ощущений.

М. В. Загидуллина: Это гаптическое ощущение. Не только смотришь на слайм, но и видишь, как происходит гаптический контакт. Ты вовлекаешься, сопереживая, как бы трогая его сам.

Э. В. Артишевский: Затронута интересная часть знаний. Есть лекарства, которые разрабатываются на основе вкуса, цвета. Есть те, которые на основе тактильных ощущений. Есть язык, который описывает тактильные ощущения, но он беден. Филологи могли бы помочь вербализовать гаптические ощущения, помочь в разработке лекарств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.