Анна Аревшатян
Гандз —
духовный гимн в творчестве Григора Нарекаци: истоки жанра
Статья посвящена происхождению одного из жанров армянского средневекового песнетворчества — духовных гимнов гандз, впервые появившихся в творчестве Григора Нарекаци. Как показало исследование, истоки данного жанра восходят к мелодизированным проповедям армянского Часослова, которые являются древнейшими сохранившимися образцами песнопений службы часов.
Ключевые слова: Армения, Средневековье, Григор Нарекаци, гимн, гандз, кароз.
Творчество великого поэта-мистика и музыканта, тридцать шестого вселенского учителя церкви 1 Григора Нарекаци (950-1003) является одной из вершин армянской средневековой культуры. Его значение выходит далеко за рамки национального искусства, знаменуя проявление нового мироощущения и качественного прорыва в сфере художественных устремлений так называемого армянского Ренессанса 2.
В сфере духовного песнетворчества особое место занимают литургические и паралитургические песнопения — таги Нарекаци. Их яркие поэтические образы и свободное от канонов Утдзайн (Осьмогласия) мелодическое мышление, новаторские композиционные принципы и предвосхищающее дух европейского Возрождения художественное мировосприятие открыли новые горизонты для армянского профессионального музыкального искусства с точки зрения как формы, так и содержания 3.
1 Канонизирован в 2015 году папой Франциском.
2 Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975. С. 321, 328-338 и далее; см. также: Чалоян В. Армянский Ренессанс, М., 1963 (второе издание: Ереван, 2016).
3 Тагмизян Н. Григор Нарекаци и армянская музыка У-ХУ веков. Ереван, 1985. С. 2627, 37-38, 118-119 (на арм. яз.); см. также: Навоян М. Генезис жанра тагов и свободно-
Григор Нарекаци является основателем жанра гандз, собранного в певческую книгу Гандзаран (Сборник праздничных песнопений) 4. Формирование сборника, состоящего из циклов музыкально-поэтических жанров гандз, таг, мегеди и ордорак, также связано с именем Нарекаци. Данный цикл содержит речитативные по складу духовные песнопения повествовательного характера (гандз и ордорак), также как песнопения лирико-созерцательного (временами с элементами экзальтации) кантиленно-мелизматического характера (таг, мегеди), которые обрамлены гандзом и ордораком по принципу контраста 5. Считается, что первый Гандзаран был составлен самим Григором Нарекаци 6.
Наше внимание в данном случае обращено к гандзу — пространным, многострофным рифмованным одам, открывающим одноименный цикл, а также к истокам их формирования и особенностям мелодизации.
Известны десять 7 гандзов, принадлежащих перу Григора Нарекаци, которые в основном посвящены господским праздникам и святым. Следует отметить, что в сборниках эти гандзы упоминаются как проповеди (кароз). Среди них: «Ч-шЬД ^пшщ...» («Сокровище света...»), «Ч-шЬД рш^Дш^...» («Желанное сокровище...»), «Ч-шЬД шЬрЬи^и...» («Непостижимое сокровище...»), посвященные Сошествию Святого Духа, Церкви, празднику Святого Креста и другим, обладающие именными акростихами "Ч-р^дпр^ Ьрд", («Григора песнь»), "Ч-р^дпр^ Ь Ьрди ш]и" («Григора песнь сия») и т. д.
Исследования показали, что жанр гандза образовался не спонтанно, а своими истоками восходит к более древнему жанру, и в данном случае Григор Нарекаци выступает не только как новатор, но и хранитель традиции. Речь идет о карозе — мелодизированной проповеди из Часослова, одном из самых древних жанров армянского духовного песнетворчества 8.
мелодическое мышление в армянском средневековом песнетворчестве. Ереван, 2001. С. 126-172 (на арм. яз.).
4 Гандзаран или Гандз-тетр (т. е. Тетрадь гандзов) сопоставим в определенном смысле с Кондакарем.
5 Тагмизян Н. Григор Нарекаци и армянская музыка V-XV веков. С. 82-84, 94-95.
6 Бахчинян Г. Гандзаран Григора Нарекаци. Дешифровка и исследование. Ереван, 2016. С. 26-29.
7 По некоторым данным — одиннадцать.
8 Аревшатян А. Жанр кароза в армянском духовном песнетворчестве // Историко-филологический журнал АН РА. Ереван, 1992. № 2-3. С. 199-214 (на арм. яз.); см. также: Arevsatyan A. La proclamation mélodisée (karoz) dans le chant sacré arménien // Revue des Etudes Arméniennes. No 24. Paris, 1993. P. 129-151; Arevshatyan A. Sur l'origine des gandzs de Grigor Narekatsi // Еражштакан Айастан [Музыкальная Армения]. Специальный выпуск, посвященный 1000-летию создания «Книги скорбных песнопений» Григора Нарекаци. 2004, № 1 (12). C. 7-9.
Тесно связанный с речитативом и псалмодией, также как и с разными жанрами риторического искусства, кароз занимал устойчивое место в армянском богослужении и приобрел в течение веков характерные черты, которые подготовили почву для формирования нового музыкально-поэтического жанра — духовного гимна под названием гандз.
Самые ранние образцы карозов в рукописной традиции приписываются Григорию Просветителю. Это мелодизированная проповедь, посвященная святым девам-мученицам Рипсимэ, Гаянэ и их сподвижницам, «иитпъшй ЛЬ, hqoр Ь шЛUoрhhшL» («Господь великий, всесильный и восхваленный»). Автором мелодизированных проповедей карозов является католикос Саак I Партев (348-439), один из святых переводчиков, который вместе с Месропом Маштоцем (361/362-440) перевел Библию на армянский. Ему же приписывается первое упорядочение армянского Псалтыря-Часослова и Октоиха. Четыре мелодизированные проповеди Саака Партева ночной службы часов — «ЧшиЬ ^ ^Ьрп^ит» («О том, что свыше», Второй плагальный глас — Третий плагальный глас), «ЧшиЬ ^ д^Ьр^» («О ночи», Первый глас — Третий глас), «ЧшиЬ пъццЬщ]» («Об исправлении», Первый побочный глас — Третий побочный глас), «ЧшиЬ дшшЬЬ^п]» («О нахождении», Второй глас — Четвертый глас), примыкая к канонам псалмов, являются важными элементами армени-зации данной богослужебной книги. Третий автор, чьи карозы вошли в армянский Часослов, католикос Иованнес I Мандакуни (403-490), который сочинил распеваемую проповедь ночной службы «2шррпъдЬш|ри шЛЬЬрЬшЬ» («Проснувшись все», Третий глас) и проповеди третьего, шестого и девятого часов. Все вышеупомянутые сочинения — неотъемлемые компоненты служб часов по сей день, важные звенья в формировании и развитии армянского духовного песнетворчества. Наряду с первыми тропарями — кцурдами — они являются самыми ранними авторскими произведениями эпохи формирования армянской национальной гимнографии 9.
Несмотря на установленные канонические формы, кароз Часослова не являлся застывшим жанром. Важное место, занимаемое им в богослужении, привело к дальнейшей его обработке, отражающей художественный вкус и профессиональный уровень новых времен. Став одним из традиционных духовных песнопений, в период своего наивысшего развития кароз обратил на себя внимание ряда знаменитых поэтов-ме-лодов Средневековья. Так, Григор Нарекаци выступил новатором, преобразив его в новый музыкально-поэтический жанр гандз, который полу-
9 Аревшатян А. Жанр кароза в армянском духовном песнетворчестве. С. 201-202.
Ил. 1. Григор Нарекаци. Гандз «Сокровище нетленное...» с хазовой нотацией. Гандзаран, XIV в. Научно-исследовательский институт древних рукописей Матенадаран им. М. Маштоца (Ереван). Рук. 7785. Л. 406а. Публикуется впервые
чил данное название впоследствии в силу того обстоятельства, что все мелодизированные проповеди (карозы) Нарекаци начинались словом гандз (сокровище) — «Ч-шЬД ^пшщ...» («Сокровище света...»), «Ч-шЬД шЬрии^и...» («Сокровище непознаваемое...»), «Ч-шЬД рш^Дш^...» («Сокровище желанное...»), «Ч-шЬД фшпшд...» («Сокровище славы...») и т. д.
Эти многострофные сочинения в жанровом отношении можно охарактеризовать как оды или поэмы, которые посвящены тем или иным господским праздникам и поминовениям святых. Все они написаны в форме акростиха, указывающего на авторство Нарекаци: «Ч-р^дпр^ Ьрд» («Григора песнь»), «Ч-р^дпр^ Ь Ьрди ш]и» (Григора песнь сия) и т. д. Именно в этом кроется причина единообразного начала песнопений: упоминание имени автора требовало найти слово, начинающееся на ту же букву и создающее яркий, емкий образ, соответствующий новому жанру.
Следуя примеру своего гениального предшественника, выдающийся поэт, гимнограф XII века католикос Нерсес Шнорали создал несколько высокохудожественных карозов, в том числе песнопения «ЪЬрдпрЬш^шЬ qoрnLp^LU...» («Всепроникающая сила») на Преображение Господне и «Ъnршhрш2 тшъЬ^и...» («Новый чудесный праздник») на Успение Богоматери, также написанных в форме именного акростиха «ЪЬри^и^ Ьрд» «Нерсеса песнь». Видный ученый-энциклопедист, поэт и гимнограф XIII века Иованнес Плуз Ерзнкаци в числе других духовных песнопений создал известный кароз «ЗшЛЬш]Ь дш^ oрhUЫp oрhUhшLq Ш^шЬпъЬ^...» («Каждый час благословляем благословенного Эммануила») на Освящение воды, который, как и его предшественники, написан в форме именного акростиха «Зп^шШ^и^ Ьрд» — «Иованнеса песнь» и т. д.
Именно в эпоху развитого феодализма (Х-Х!У вв.), которую еще называют армянским Ренессансом 1°, древние карозы подверглись существенным изменениям, как по содержанию, так и по форме и приобрели новые качественные признаки. Древние карозы являлись наставлениями в прозе, предписаниями, призывающими к молитве собранных в церкви верующих. Как отмечает академик Манук Абегян, «это — специальные молитвы, приуроченные ко дню праздника, обращенные к св. духу, церкви и св. кресту, главным образом догматического содержания, в которых имеются особые моления за первосвященника и духовенство, равно как и за наставников и царей с их полководцами и войсками. <...> Они интересны как самые древние образцы специальных молений» 11. Начиная с Нарекаци, они становятся высокохудожественными рифмованными панегириками, одами, праздничными песнопениями нарративно-речитативного склада. Став намного объемнее, они содержат амплификации, а финал превращается в строфу специального содержания. Все чаще используется форма акростиха. Таким образом, «новый жанр, способный
1° Чалоян В. К. Армянский Ренессанс. Москва, 1963. С. 61-64; 94-154.
11 Абегян М. История древнеармянской литературы. С. 300.
пройти большое развитие» 12, берет начало от мелодизированных проповедей — карозов Часослова.
К сожалению, неизвестно, что из себя представляли карозы Григора Нарекаци в музыкальном отношении. Их невменная — хазовая нотация, сохранившаяся в многочисленных рукописных Гандзаранах, остается нерасшифрованной. Судя по рисунку редко расставленных хазов-невм, можно предположить, что с музыкальной точки зрения гандзы сохраняли в основном силлабическую структуру и речитативный характер ранних карозов. Большинство исследователей склоняется к заключению, что подобным образом распевались также фрагменты глав «Книги скорбных песнопений», о чем есть свидетельства и указания в том же Часослове или Требнике «Маштоце» 13. Некоторые из них сохранились в устной передаче и были записаны во второй половине XIX века. Это подтверждается также сохранившейся мелодией кароза на Освящение воды Иован-неса Ерзнкаци, глас и характер которого отражают ранние традиции этого жанра. Мы не разделяем точки зрения Н. Тагмизяна, который считает, что впоследствии «музыкальный компонент гимнов — гандзов» должен был «значительно обогатиться, приобретая в некоторых случаях качества, свойственные искусству од — тагов» Это противоречит повествовательному содержанию и описательному характеру карозов-гандзов, распеваемых в тоне мелодической декламации, их вводной функции и месту в цикле гандз и, что самое главное, простому и силлабическому характеру невменной нотации образцов данного музыкального жанра. Собственно, это допускает и сам Тагмизян, хотя и с некоторым сомнением. Беря в качестве примера мелодически развитого гандза известное песнопение Мхи-тара Айриванеци (XIII в.) «и^рш ^ ишишЬ^» («Сердце мое трепещет») из канона Водосвятия, Тагмизян впадает в заблуждение, полученное в наследство из позднего Средневековья и продолжающееся вплоть до времен Комитаса (в его хоровых обработках рассматриваемые произведения обозначены как Гандз I, Гандз II). К сожалению, Тагмизяном было упущено то обстоятельство, что названный кароз входил в музыкальный цикл гандз, то есть ряд песнопений, мелодически не дошедших до нас целиком. Сохранившаяся мелодия первой части данного цикла — «И]и ^nрhnLрq |дшо> («Сие таинство свершилось») — представляет собой собственно гандз, тогда как следующее за ним песнопение «Сердце мое трепещет... » по сути является одной из последующих единиц (тагом или мегеди).
12 Григор Нарекаци. Таги и гандзы / Подготовка текста, предисловие и примечания
А. Кёшкерян. Ереван, 1981. См.: Введение. С. 25 (на арм. яз.).
13 Тагмизян Н. Григор Нарекаци и армянская музыка в У-ХУ вв. С. 58.
14 Там же. С. 83.
Ил. 2. Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений. Начало молитвы «Прими смиренно...» Расшифровка хазовой нотации из кн.: Тагмизян Н. Григор Нарекаци и армянская музыка в V-XV вв. С. 104
По всей вероятности, это и есть таг этого цикла, разворачивающийся как и подобает установленной Григором Нарекаци структуре данного цикла (гандз — таг—мегеди — ордорак) в кантиленно-мелизматическом стиле, что мы и попытались доказать в одном из наших предыдущих исследований, исходя из данных анализа музыкального стиля этих песнопений
15 Аревшатян А. Сборник «Маштоц» как памятник армянской средневековой музыкальной культуры. Ереван, 1991. С. 123-125.
Карозы Часослова очевидным образом тесно связаны с карозами канонов Водосвятия и Омовения ног, фигурирующих в другой музыкально-служебной книге Армянской Апостольской церкви — Требнике «Маш-тоце», представляя собой фактически тот же музыкально-поэтический жанр, который параллельно сосуществовал вместе с новыми карозами, то есть гандзами, как об этом свидетельствуют многочисленные рукописные источники.
Все это говорит о том, что начиная с У века в жанре кароза появляются достаточно устойчивые формы мелодизации, которые продолжают существовать без изменений до Х-ХШ веков.
Сформировавшийся в У веке мелодизированный кароз является единственной в своем роде музыкально-поэтической формой в богослужении восточно-христианских церквей, приписываемой конкретным авторам. В армянских рукописных источниках сохранилась довольно пространная мелодизированная проповедь Василия Кесарийского на Пасху 16, под влиянием которой Григором Нарекаци была сочинена мелодизированная проповедь (кароз — гандз), посвященная св. Григорию Просветителю 17. В армянском богослужении этот жанр существует и поныне, сохраняя почти без изменений свои основные характеристики. С музыкальной точки зрения мелодизированный кароз дает некоторое представление о типах речитативного и мелодического повествования и об их различиях с обычным распевным чтением, которым озвучивается в церкви чтение Пророчеств Ветхого Завета и Евангелия. Так же как и другие песнопения, принадлежащие к раннехристианскому периоду, карозы озвучиваются в пределах мелодических попевок армянских церковных гласов. Их ме-лодизация в некотором роде обусловлена интонационными формулами, свойственными данному гласу, откуда и происходит весьма устойчивая природа музыкальной структуры кароза, четко проявляемая в начальных, средних и финальных мелодических оборотах, а также в припеве. Существует даже глас, как будто специально предназначенный для мело-дизированных карозов — Третий побочный глас, называемый «Вар» 1®.
Природу этого явления в настоящее время трудно объяснить. В любом случае, дошедшие до нас мелодии кароза, нотированные новоармянской
16 См. об этом: Григор Нарекаци. Таги и гандзы. Введение. С. 26-27.
17 По мнению Г. Бахчиняна, именно Григору Нарекаци принадлежит перевод проповеди Василия Кесарийского с греческого языка на армянский (см.: Бахчинян Г. Гандзаран Григора Нарекаци. Введение. С. 22).
1® Глас этот отличается минорным наклонением с довольно мрачной окраской. Его название происходит от греческого вари;, что означает «низкий, тяжелый». Звукоряд Третьего побочного гласа армянского Октоиха совпадает со звукорядом натурального минорного лада. Третьему побочному гласу присуща к тому же низкая четвертая ступень.
безлинейной нотацией в 1870-х годах знатоком армянского церковного пения Никогайосом Ташчяном, специально приглашенным католикосом Георгом IV из Константинополя в Эчмиадзин для осуществления записи с голосов информантов — известных певчих и издания основных музыкально-служебных книг Армянской церкви, принадлежат именно к этому гласу. В наши дни кароз распевается в церкви тем же способом.
В течение веков устоялась ставшая традиционной невменная (хазовая) нотация карозов, она проявляется также в невменной нотации гандзов, сходной с записью гимнов тараканов, имеющих силлабическую структуру и псалмодический тип распева, и полностью отражающих мелодический рисунок дошедших до нас карозов. В то же время этим подтверждается тот факт, что если в смысле эволюции средневековой армянской поэзии жанр гандз стал новым явлением, то в музыкальном плане, как нам кажется, он почти не эволюционировал. Судя по всему, мелодический склад почти всех гандзов, в сущности, не отличался от мелодизации карозов Часослова V века.
Очевидно, однако, что несмотря на сравнительно более скромный по сравнению с тагами мелодический характер, данный жанр тем не менее занимал определенное место в праздничном богослужении. Это обстоятельство придает еще большую ценность вкладу Григора Нарекаци, в творчестве которого сформировался данный музыкально-поэтический жанр, а также оформился сборник Гандзаран, содержащий песнопения цикла гандз.
Литература
1. Абегян М. История древнеармянской литературы / Пер. с арм. К. А. Мелик-Оган-джаняна и М. О. Дарбинян. Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1975. 606 с.
2. Аревшатян А. Каноны Водосвятия и Омовения ног в Требнике «Маштоц» // Эчмиадзин. 1996, № 10-11. С. 40-49 (на арм. яз.).
3. Аревшатян А. Сборник «Маштоц» как памятник армянской средневековой музыкальной культуры. Ереван : Изд-во АН РА, 1991. 155 с. (на арм. яз.).
4. Аревшатян А. Жанр кароза в армянском духовном песнетворчестве // Историко-филологический журнал НАН РА. Ереван, 1992. № 2-3. С. 199-214 (на арм. яз.).
5. Григор Нарекаци. Таги и гандзы / Подготовка текста, предисловие и примечания А. Кёшкерян. Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1981. 312 с. (на арм. яз.).
6. Тагмизян Н. Григор Нарекаци и армянская музыка в V-XV вв. Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1985. 344 с. (на арм. яз.).
7. Нарекаци Григор. Книга скорбных песнопений / Подг. текста, предисл. и комментарии П. М. Хачатуряна и А. А. Казиняна. Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1985 (на арм. яз.). 1123 с.
8. Навоян М. Генезис жанра тагов и свободно-мелодическое мышление в армянском средневековом песнетворчестве. Ереван : Артчеш, 2001. 200 с. (на арм. яз.)
9. Бахчинян Г. Гандзаран Григора Нарекаци. Дешифровка и исследование. Бейрут : Изд-во Армянского Благотворительного Общего Союза, типография Ширак. 2016. 375 с. (на арм. яз.)
10. Чалоян В. К. Армянский Ренессанс / Отв. ред. Н. И. Конрад. Москва : Изд. АН СССР, 1963. 176 с. (переиздано: Ереван : Антарэс, 2016. 168 с.)
11. Arevsatyan A. La proclamation mélodisée (karoz) dans le chant sacré arménien // Revue des Etudes Arméniennes. No 24. Paris, 1993. P. 129-151.
12. Arevshatyan A. Sur l'origine des gandzs de Grigor Narekatsi // Еражштакан Айастан [Музыкальная Армения]. 2004, № 1 (12). Специальный выпуск, посвященный 1000-летию создания «Книги скорбных песнопений» Григора Нарекаци. С. 7-9.
13. de Narek Grégoire. Tragédie. Le Livre de Lamentation / Introduction, traduction et notes par Annie et Jean-Pierre Mahé; Ed. Peeters Louvain. 2000. 837 р.