Научная статья на тему 'Гандз - духовный гимн в творчестве Григора Нарекаци: истоки жанра'

Гандз - духовный гимн в творчестве Григора Нарекаци: истоки жанра Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
169
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / ARMENIA / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / MIDDLE AGES / ГРИГОР НАРЕКАЦИ / ГИМН / HYMN / ГАНДЗ / КАРОЗ / KAROZ / GREGORY OF NAREK / GANDZ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аревшатян Анна Сеновна

Статья посвящена происхождению одного из жанров армянского средневекового песнетворчества духовных гимнов гандз, впервые появившихся в творчестве Григора Нарекаци. Как показало исследование, истоки данного жанра восходят к мелодизированным проповедям армянского Часослова, которые являются древнейшими сохранившимися образцами песнопений службы часов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gregory of Narek and the sacred hymn gandz: the origin of the genre

The article deals with the origin of gandz, one of mediaeval Armenian vocal genres, a variety of religious song of praise first composed by Gregory of Narek. The author finds the source of the genre in chanted sermons from the Armenian Book of Hours, which contains the earliest surviving examples of hymns of the canonical hours.

Текст научной работы на тему «Гандз - духовный гимн в творчестве Григора Нарекаци: истоки жанра»

Анна Аревшатян

Гандз —

духовный гимн в творчестве Григора Нарекаци: истоки жанра

Статья посвящена происхождению одного из жанров армянского средневекового песнетворчества — духовных гимнов гандз, впервые появившихся в творчестве Григора Нарекаци. Как показало исследование, истоки данного жанра восходят к мелодизированным проповедям армянского Часослова, которые являются древнейшими сохранившимися образцами песнопений службы часов.

Ключевые слова: Армения, Средневековье, Григор Нарекаци, гимн, гандз, кароз.

Творчество великого поэта-мистика и музыканта, тридцать шестого вселенского учителя церкви 1 Григора Нарекаци (950-1003) является одной из вершин армянской средневековой культуры. Его значение выходит далеко за рамки национального искусства, знаменуя проявление нового мироощущения и качественного прорыва в сфере художественных устремлений так называемого армянского Ренессанса 2.

В сфере духовного песнетворчества особое место занимают литургические и паралитургические песнопения — таги Нарекаци. Их яркие поэтические образы и свободное от канонов Утдзайн (Осьмогласия) мелодическое мышление, новаторские композиционные принципы и предвосхищающее дух европейского Возрождения художественное мировосприятие открыли новые горизонты для армянского профессионального музыкального искусства с точки зрения как формы, так и содержания 3.

1 Канонизирован в 2015 году папой Франциском.

2 Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975. С. 321, 328-338 и далее; см. также: Чалоян В. Армянский Ренессанс, М., 1963 (второе издание: Ереван, 2016).

3 Тагмизян Н. Григор Нарекаци и армянская музыка У-ХУ веков. Ереван, 1985. С. 2627, 37-38, 118-119 (на арм. яз.); см. также: Навоян М. Генезис жанра тагов и свободно-

Григор Нарекаци является основателем жанра гандз, собранного в певческую книгу Гандзаран (Сборник праздничных песнопений) 4. Формирование сборника, состоящего из циклов музыкально-поэтических жанров гандз, таг, мегеди и ордорак, также связано с именем Нарекаци. Данный цикл содержит речитативные по складу духовные песнопения повествовательного характера (гандз и ордорак), также как песнопения лирико-созерцательного (временами с элементами экзальтации) кантиленно-мелизматического характера (таг, мегеди), которые обрамлены гандзом и ордораком по принципу контраста 5. Считается, что первый Гандзаран был составлен самим Григором Нарекаци 6.

Наше внимание в данном случае обращено к гандзу — пространным, многострофным рифмованным одам, открывающим одноименный цикл, а также к истокам их формирования и особенностям мелодизации.

Известны десять 7 гандзов, принадлежащих перу Григора Нарекаци, которые в основном посвящены господским праздникам и святым. Следует отметить, что в сборниках эти гандзы упоминаются как проповеди (кароз). Среди них: «Ч-шЬД ^пшщ...» («Сокровище света...»), «Ч-шЬД рш^Дш^...» («Желанное сокровище...»), «Ч-шЬД шЬрЬи^и...» («Непостижимое сокровище...»), посвященные Сошествию Святого Духа, Церкви, празднику Святого Креста и другим, обладающие именными акростихами "Ч-р^дпр^ Ьрд", («Григора песнь»), "Ч-р^дпр^ Ь Ьрди ш]и" («Григора песнь сия») и т. д.

Исследования показали, что жанр гандза образовался не спонтанно, а своими истоками восходит к более древнему жанру, и в данном случае Григор Нарекаци выступает не только как новатор, но и хранитель традиции. Речь идет о карозе — мелодизированной проповеди из Часослова, одном из самых древних жанров армянского духовного песнетворчества 8.

мелодическое мышление в армянском средневековом песнетворчестве. Ереван, 2001. С. 126-172 (на арм. яз.).

4 Гандзаран или Гандз-тетр (т. е. Тетрадь гандзов) сопоставим в определенном смысле с Кондакарем.

5 Тагмизян Н. Григор Нарекаци и армянская музыка V-XV веков. С. 82-84, 94-95.

6 Бахчинян Г. Гандзаран Григора Нарекаци. Дешифровка и исследование. Ереван, 2016. С. 26-29.

7 По некоторым данным — одиннадцать.

8 Аревшатян А. Жанр кароза в армянском духовном песнетворчестве // Историко-филологический журнал АН РА. Ереван, 1992. № 2-3. С. 199-214 (на арм. яз.); см. также: Arevsatyan A. La proclamation mélodisée (karoz) dans le chant sacré arménien // Revue des Etudes Arméniennes. No 24. Paris, 1993. P. 129-151; Arevshatyan A. Sur l'origine des gandzs de Grigor Narekatsi // Еражштакан Айастан [Музыкальная Армения]. Специальный выпуск, посвященный 1000-летию создания «Книги скорбных песнопений» Григора Нарекаци. 2004, № 1 (12). C. 7-9.

Тесно связанный с речитативом и псалмодией, также как и с разными жанрами риторического искусства, кароз занимал устойчивое место в армянском богослужении и приобрел в течение веков характерные черты, которые подготовили почву для формирования нового музыкально-поэтического жанра — духовного гимна под названием гандз.

Самые ранние образцы карозов в рукописной традиции приписываются Григорию Просветителю. Это мелодизированная проповедь, посвященная святым девам-мученицам Рипсимэ, Гаянэ и их сподвижницам, «иитпъшй ЛЬ, hqoр Ь шЛUoрhhшL» («Господь великий, всесильный и восхваленный»). Автором мелодизированных проповедей карозов является католикос Саак I Партев (348-439), один из святых переводчиков, который вместе с Месропом Маштоцем (361/362-440) перевел Библию на армянский. Ему же приписывается первое упорядочение армянского Псалтыря-Часослова и Октоиха. Четыре мелодизированные проповеди Саака Партева ночной службы часов — «ЧшиЬ ^ ^Ьрп^ит» («О том, что свыше», Второй плагальный глас — Третий плагальный глас), «ЧшиЬ ^ д^Ьр^» («О ночи», Первый глас — Третий глас), «ЧшиЬ пъццЬщ]» («Об исправлении», Первый побочный глас — Третий побочный глас), «ЧшиЬ дшшЬЬ^п]» («О нахождении», Второй глас — Четвертый глас), примыкая к канонам псалмов, являются важными элементами армени-зации данной богослужебной книги. Третий автор, чьи карозы вошли в армянский Часослов, католикос Иованнес I Мандакуни (403-490), который сочинил распеваемую проповедь ночной службы «2шррпъдЬш|ри шЛЬЬрЬшЬ» («Проснувшись все», Третий глас) и проповеди третьего, шестого и девятого часов. Все вышеупомянутые сочинения — неотъемлемые компоненты служб часов по сей день, важные звенья в формировании и развитии армянского духовного песнетворчества. Наряду с первыми тропарями — кцурдами — они являются самыми ранними авторскими произведениями эпохи формирования армянской национальной гимнографии 9.

Несмотря на установленные канонические формы, кароз Часослова не являлся застывшим жанром. Важное место, занимаемое им в богослужении, привело к дальнейшей его обработке, отражающей художественный вкус и профессиональный уровень новых времен. Став одним из традиционных духовных песнопений, в период своего наивысшего развития кароз обратил на себя внимание ряда знаменитых поэтов-ме-лодов Средневековья. Так, Григор Нарекаци выступил новатором, преобразив его в новый музыкально-поэтический жанр гандз, который полу-

9 Аревшатян А. Жанр кароза в армянском духовном песнетворчестве. С. 201-202.

Ил. 1. Григор Нарекаци. Гандз «Сокровище нетленное...» с хазовой нотацией. Гандзаран, XIV в. Научно-исследовательский институт древних рукописей Матенадаран им. М. Маштоца (Ереван). Рук. 7785. Л. 406а. Публикуется впервые

чил данное название впоследствии в силу того обстоятельства, что все мелодизированные проповеди (карозы) Нарекаци начинались словом гандз (сокровище) — «Ч-шЬД ^пшщ...» («Сокровище света...»), «Ч-шЬД шЬрии^и...» («Сокровище непознаваемое...»), «Ч-шЬД рш^Дш^...» («Сокровище желанное...»), «Ч-шЬД фшпшд...» («Сокровище славы...») и т. д.

Эти многострофные сочинения в жанровом отношении можно охарактеризовать как оды или поэмы, которые посвящены тем или иным господским праздникам и поминовениям святых. Все они написаны в форме акростиха, указывающего на авторство Нарекаци: «Ч-р^дпр^ Ьрд» («Григора песнь»), «Ч-р^дпр^ Ь Ьрди ш]и» (Григора песнь сия) и т. д. Именно в этом кроется причина единообразного начала песнопений: упоминание имени автора требовало найти слово, начинающееся на ту же букву и создающее яркий, емкий образ, соответствующий новому жанру.

Следуя примеру своего гениального предшественника, выдающийся поэт, гимнограф XII века католикос Нерсес Шнорали создал несколько высокохудожественных карозов, в том числе песнопения «ЪЬрдпрЬш^шЬ qoрnLp^LU...» («Всепроникающая сила») на Преображение Господне и «Ъnршhрш2 тшъЬ^и...» («Новый чудесный праздник») на Успение Богоматери, также написанных в форме именного акростиха «ЪЬри^и^ Ьрд» «Нерсеса песнь». Видный ученый-энциклопедист, поэт и гимнограф XIII века Иованнес Плуз Ерзнкаци в числе других духовных песнопений создал известный кароз «ЗшЛЬш]Ь дш^ oрhUЫp oрhUhшLq Ш^шЬпъЬ^...» («Каждый час благословляем благословенного Эммануила») на Освящение воды, который, как и его предшественники, написан в форме именного акростиха «Зп^шШ^и^ Ьрд» — «Иованнеса песнь» и т. д.

Именно в эпоху развитого феодализма (Х-Х!У вв.), которую еще называют армянским Ренессансом 1°, древние карозы подверглись существенным изменениям, как по содержанию, так и по форме и приобрели новые качественные признаки. Древние карозы являлись наставлениями в прозе, предписаниями, призывающими к молитве собранных в церкви верующих. Как отмечает академик Манук Абегян, «это — специальные молитвы, приуроченные ко дню праздника, обращенные к св. духу, церкви и св. кресту, главным образом догматического содержания, в которых имеются особые моления за первосвященника и духовенство, равно как и за наставников и царей с их полководцами и войсками. <...> Они интересны как самые древние образцы специальных молений» 11. Начиная с Нарекаци, они становятся высокохудожественными рифмованными панегириками, одами, праздничными песнопениями нарративно-речитативного склада. Став намного объемнее, они содержат амплификации, а финал превращается в строфу специального содержания. Все чаще используется форма акростиха. Таким образом, «новый жанр, способный

1° Чалоян В. К. Армянский Ренессанс. Москва, 1963. С. 61-64; 94-154.

11 Абегян М. История древнеармянской литературы. С. 300.

пройти большое развитие» 12, берет начало от мелодизированных проповедей — карозов Часослова.

К сожалению, неизвестно, что из себя представляли карозы Григора Нарекаци в музыкальном отношении. Их невменная — хазовая нотация, сохранившаяся в многочисленных рукописных Гандзаранах, остается нерасшифрованной. Судя по рисунку редко расставленных хазов-невм, можно предположить, что с музыкальной точки зрения гандзы сохраняли в основном силлабическую структуру и речитативный характер ранних карозов. Большинство исследователей склоняется к заключению, что подобным образом распевались также фрагменты глав «Книги скорбных песнопений», о чем есть свидетельства и указания в том же Часослове или Требнике «Маштоце» 13. Некоторые из них сохранились в устной передаче и были записаны во второй половине XIX века. Это подтверждается также сохранившейся мелодией кароза на Освящение воды Иован-неса Ерзнкаци, глас и характер которого отражают ранние традиции этого жанра. Мы не разделяем точки зрения Н. Тагмизяна, который считает, что впоследствии «музыкальный компонент гимнов — гандзов» должен был «значительно обогатиться, приобретая в некоторых случаях качества, свойственные искусству од — тагов» Это противоречит повествовательному содержанию и описательному характеру карозов-гандзов, распеваемых в тоне мелодической декламации, их вводной функции и месту в цикле гандз и, что самое главное, простому и силлабическому характеру невменной нотации образцов данного музыкального жанра. Собственно, это допускает и сам Тагмизян, хотя и с некоторым сомнением. Беря в качестве примера мелодически развитого гандза известное песнопение Мхи-тара Айриванеци (XIII в.) «и^рш ^ ишишЬ^» («Сердце мое трепещет») из канона Водосвятия, Тагмизян впадает в заблуждение, полученное в наследство из позднего Средневековья и продолжающееся вплоть до времен Комитаса (в его хоровых обработках рассматриваемые произведения обозначены как Гандз I, Гандз II). К сожалению, Тагмизяном было упущено то обстоятельство, что названный кароз входил в музыкальный цикл гандз, то есть ряд песнопений, мелодически не дошедших до нас целиком. Сохранившаяся мелодия первой части данного цикла — «И]и ^nрhnLрq |дшо> («Сие таинство свершилось») — представляет собой собственно гандз, тогда как следующее за ним песнопение «Сердце мое трепещет... » по сути является одной из последующих единиц (тагом или мегеди).

12 Григор Нарекаци. Таги и гандзы / Подготовка текста, предисловие и примечания

А. Кёшкерян. Ереван, 1981. См.: Введение. С. 25 (на арм. яз.).

13 Тагмизян Н. Григор Нарекаци и армянская музыка в У-ХУ вв. С. 58.

14 Там же. С. 83.

Ил. 2. Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений. Начало молитвы «Прими смиренно...» Расшифровка хазовой нотации из кн.: Тагмизян Н. Григор Нарекаци и армянская музыка в V-XV вв. С. 104

По всей вероятности, это и есть таг этого цикла, разворачивающийся как и подобает установленной Григором Нарекаци структуре данного цикла (гандз — таг—мегеди — ордорак) в кантиленно-мелизматическом стиле, что мы и попытались доказать в одном из наших предыдущих исследований, исходя из данных анализа музыкального стиля этих песнопений

15 Аревшатян А. Сборник «Маштоц» как памятник армянской средневековой музыкальной культуры. Ереван, 1991. С. 123-125.

Карозы Часослова очевидным образом тесно связаны с карозами канонов Водосвятия и Омовения ног, фигурирующих в другой музыкально-служебной книге Армянской Апостольской церкви — Требнике «Маш-тоце», представляя собой фактически тот же музыкально-поэтический жанр, который параллельно сосуществовал вместе с новыми карозами, то есть гандзами, как об этом свидетельствуют многочисленные рукописные источники.

Все это говорит о том, что начиная с У века в жанре кароза появляются достаточно устойчивые формы мелодизации, которые продолжают существовать без изменений до Х-ХШ веков.

Сформировавшийся в У веке мелодизированный кароз является единственной в своем роде музыкально-поэтической формой в богослужении восточно-христианских церквей, приписываемой конкретным авторам. В армянских рукописных источниках сохранилась довольно пространная мелодизированная проповедь Василия Кесарийского на Пасху 16, под влиянием которой Григором Нарекаци была сочинена мелодизированная проповедь (кароз — гандз), посвященная св. Григорию Просветителю 17. В армянском богослужении этот жанр существует и поныне, сохраняя почти без изменений свои основные характеристики. С музыкальной точки зрения мелодизированный кароз дает некоторое представление о типах речитативного и мелодического повествования и об их различиях с обычным распевным чтением, которым озвучивается в церкви чтение Пророчеств Ветхого Завета и Евангелия. Так же как и другие песнопения, принадлежащие к раннехристианскому периоду, карозы озвучиваются в пределах мелодических попевок армянских церковных гласов. Их ме-лодизация в некотором роде обусловлена интонационными формулами, свойственными данному гласу, откуда и происходит весьма устойчивая природа музыкальной структуры кароза, четко проявляемая в начальных, средних и финальных мелодических оборотах, а также в припеве. Существует даже глас, как будто специально предназначенный для мело-дизированных карозов — Третий побочный глас, называемый «Вар» 1®.

Природу этого явления в настоящее время трудно объяснить. В любом случае, дошедшие до нас мелодии кароза, нотированные новоармянской

16 См. об этом: Григор Нарекаци. Таги и гандзы. Введение. С. 26-27.

17 По мнению Г. Бахчиняна, именно Григору Нарекаци принадлежит перевод проповеди Василия Кесарийского с греческого языка на армянский (см.: Бахчинян Г. Гандзаран Григора Нарекаци. Введение. С. 22).

1® Глас этот отличается минорным наклонением с довольно мрачной окраской. Его название происходит от греческого вари;, что означает «низкий, тяжелый». Звукоряд Третьего побочного гласа армянского Октоиха совпадает со звукорядом натурального минорного лада. Третьему побочному гласу присуща к тому же низкая четвертая ступень.

безлинейной нотацией в 1870-х годах знатоком армянского церковного пения Никогайосом Ташчяном, специально приглашенным католикосом Георгом IV из Константинополя в Эчмиадзин для осуществления записи с голосов информантов — известных певчих и издания основных музыкально-служебных книг Армянской церкви, принадлежат именно к этому гласу. В наши дни кароз распевается в церкви тем же способом.

В течение веков устоялась ставшая традиционной невменная (хазовая) нотация карозов, она проявляется также в невменной нотации гандзов, сходной с записью гимнов тараканов, имеющих силлабическую структуру и псалмодический тип распева, и полностью отражающих мелодический рисунок дошедших до нас карозов. В то же время этим подтверждается тот факт, что если в смысле эволюции средневековой армянской поэзии жанр гандз стал новым явлением, то в музыкальном плане, как нам кажется, он почти не эволюционировал. Судя по всему, мелодический склад почти всех гандзов, в сущности, не отличался от мелодизации карозов Часослова V века.

Очевидно, однако, что несмотря на сравнительно более скромный по сравнению с тагами мелодический характер, данный жанр тем не менее занимал определенное место в праздничном богослужении. Это обстоятельство придает еще большую ценность вкладу Григора Нарекаци, в творчестве которого сформировался данный музыкально-поэтический жанр, а также оформился сборник Гандзаран, содержащий песнопения цикла гандз.

Литература

1. Абегян М. История древнеармянской литературы / Пер. с арм. К. А. Мелик-Оган-джаняна и М. О. Дарбинян. Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1975. 606 с.

2. Аревшатян А. Каноны Водосвятия и Омовения ног в Требнике «Маштоц» // Эчмиадзин. 1996, № 10-11. С. 40-49 (на арм. яз.).

3. Аревшатян А. Сборник «Маштоц» как памятник армянской средневековой музыкальной культуры. Ереван : Изд-во АН РА, 1991. 155 с. (на арм. яз.).

4. Аревшатян А. Жанр кароза в армянском духовном песнетворчестве // Историко-филологический журнал НАН РА. Ереван, 1992. № 2-3. С. 199-214 (на арм. яз.).

5. Григор Нарекаци. Таги и гандзы / Подготовка текста, предисловие и примечания А. Кёшкерян. Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1981. 312 с. (на арм. яз.).

6. Тагмизян Н. Григор Нарекаци и армянская музыка в V-XV вв. Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1985. 344 с. (на арм. яз.).

7. Нарекаци Григор. Книга скорбных песнопений / Подг. текста, предисл. и комментарии П. М. Хачатуряна и А. А. Казиняна. Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1985 (на арм. яз.). 1123 с.

8. Навоян М. Генезис жанра тагов и свободно-мелодическое мышление в армянском средневековом песнетворчестве. Ереван : Артчеш, 2001. 200 с. (на арм. яз.)

9. Бахчинян Г. Гандзаран Григора Нарекаци. Дешифровка и исследование. Бейрут : Изд-во Армянского Благотворительного Общего Союза, типография Ширак. 2016. 375 с. (на арм. яз.)

10. Чалоян В. К. Армянский Ренессанс / Отв. ред. Н. И. Конрад. Москва : Изд. АН СССР, 1963. 176 с. (переиздано: Ереван : Антарэс, 2016. 168 с.)

11. Arevsatyan A. La proclamation mélodisée (karoz) dans le chant sacré arménien // Revue des Etudes Arméniennes. No 24. Paris, 1993. P. 129-151.

12. Arevshatyan A. Sur l'origine des gandzs de Grigor Narekatsi // Еражштакан Айастан [Музыкальная Армения]. 2004, № 1 (12). Специальный выпуск, посвященный 1000-летию создания «Книги скорбных песнопений» Григора Нарекаци. С. 7-9.

13. de Narek Grégoire. Tragédie. Le Livre de Lamentation / Introduction, traduction et notes par Annie et Jean-Pierre Mahé; Ed. Peeters Louvain. 2000. 837 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.