Научная статья на тему 'Гален против Аристотеля: к вопросу о формировании медицинской терминологии'

Гален против Аристотеля: к вопросу о формировании медицинской терминологии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
912
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЧНАЯ МЕДИЦИНА / МЕДИЦИНСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / АНТИЧНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / АНТИЧНОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ / ANCIENT MEDICINE / MEDICAL TERMINOLOGY / ANCIENT NATURAL PHILOSOPHY / HISTORY OF MEDICINE / ANCIENT NATURAL SCIENCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хорькова Ирина Валентиновна

В статье рассматривается полемика Галена, известного врача и философа конца 2 начала 3 века н.э., с Аристотелем по вопросу о локализации сил души в организме человека, отражающая известный постулат античной философии о делении сил души на три части, а также по поводу роли головного мозга как руководящего органа нервной системы животного и человека. Делаются выводы об источниковой базе сочинения Галена «О догматах Гиппократа и Платона» и о значимости рассмотренных фрагментов, которые предоставляют материал как по истории античной медицины и натурфилософии, так и по медицинской терминологии, для медиков, историков медицины и лингвистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Galen against Aristotle: on the problem of forming the medical terminology

The paper deals with the dispute of a prominent Greek physician, surgeon and philosopher Galen with Aristotle on the localization of the three parts of soul rational, spiritual, and appetitive, each of them corresponding to a certain area in the body. The author examines one of Galen’s major works, «On the Doctrines of Hippocrates and Plato» and arrives at a conclusion about possible sources of Galen’s theories and their importance for the ancient medicine and natural philosophy

Текст научной работы на тему «Гален против Аристотеля: к вопросу о формировании медицинской терминологии»

И. В. Хорькова

ГАЛЕН ПРОТИВ АРИСТОТЕЛЯ: К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

В статье рассматривается полемика Галена, известного врача и философа конца 2 - начала 3 века н.э., с Аристотелем по вопросу о локализации сил души в организме человека, отражающая известный постулат античной философии о делении сил души на три части, а также по поводу роли головного мозга как руководящего органа нервной системы животного и человека. Делаются выводы об источниковой базе сочинения Галена «О догматах Гиппократа и Платона» и о значимости рассмотренных фрагментов, которые предоставляют материал как по истории античной медицины и натурфилософии, так и по медицинской терминологии, для медиков, историков медицины и лингвистов.

Ключевые слова: Античная медицина, медицинская терминология, античная натурфилософия, история медицины, античное естествознание.

В центре внимания настоящего исследования - сочинение известного римского врача и разностороннего ученого конца 2 - начала 3 века н. э. Клавдия Галена. Впрочем, первое имя традиционно считается сомнительным, поскольку зафиксировано только в эпоху Возрождения. Аббревиатура Cl. Galenus была расшифрована как Claudius, хотя на самом деле обозначала Clarissimus. Сочинение, о котором пойдет речь, требует особого внимания. Это трактат «О догматах Гиппократа и Платона», недавно переведенный на русский язык и вышедший отдельным третьим томом в серии Corpus Galenicum в самом конце прошлого года. Инициатором перевода и работы над текстом выступила кафедра истории медицины Первого Московского медицинского университета имени И. М. Сеченова (в переводе с древнегреческого принимала участие автор настоящей статьи). Пока вышли в свет первые пять из девяти книг упомянутого трактата, в дальнейшем планируется выход оставшихся четырех.

Личность автора трактата - Галена - весьма примечательна. Это был действительно выдающийся теоретик и практик в области медицины. Родившись в Пергаме, Гален получил

хорошее философское и затем медицинское образование, много путешествовал и практиковал, в том числе, лечил гладиаторов. В Риме Гален оказался в 162 г. н. э., заслужил репутацию хорошего врача и неуживчивого человека, последовательно был лечащим врачом нескольких римских императоров - Марка Аврелия, Коммода и Септимия Севера. Результаты многолетней медицинской практики и научных исследований вылились в более 400 трудов по медицине и философии (до нас дошло 110). Эти труды изучались в медицинских вузах вплоть до 19 века, а его теории надолго предопределили развитие медицины как науки.

Трактат «О догматах Гиппократа и Платона» носит отчасти медицинский, отчасти философский характер, хотя здесь есть место и литературе, и риторике. В нем полностью отразилась отраслевая нерасчлененность античной науки. Одна из основных идей трактата состоит в том, что естественным началом и руководящим органом нервной системы у животных и человека является головной мозг. Остриё своей критики Гален направляет против философа 3 в. до н.э. Хрисиппа из Сол, одного из основателей стоической школы, утверждавшего, что начала нервов находятся в сердце. Однако этот постулат заимствован Хрисиппом у Аристотеля, а потому Гален вступает в полемику с последним, критикуя его утверждение о том, что все силы души сосредоточены в сердце, и что именно оно является источником всякого произвольного движения (Га^п^о^, Пгр( тюу 1ппократои^ каг П^атюуо^ 8оу^атюу 4, 1, 11). Он пишет: «И Посидоний, и Аристотель признают, что существуют три способности души, посредством которых мы желаем, гневаемся и разумеем» (Ор. е11:., 5, 4, 3), и далее: «Аристотель и Посидоний считают, что мы размышляем, сердимся и желаем не с помощью разных видов или частей, но с помощью разных способностей души: в последующих книгах мы докажем, что не только способности, но и части души отличаются друг от друга по виду» (Ор. е11:., 5, 7, 50).

Речь идет о распространенном в античной философии делении сил души на три фракции: разумная (то ^оуштгкоу), вожделеющая (то гпгВи^птгкоу) и яростная (то Вй^оггЗг^). Гален вслед за Гиппократом и Платоном считает, что эти три силы находятся соответственно в головном мозге, печени и сердце; по мнению Аристотеля, все три - в сердце (Ор. ей, 3, 7, 8; 3, 7,

50; 4, 1, 11). В этой части Аристотель становится оппонентом Галена и подвергается нелицеприятной критике врача-практика.

Соотнесение частей души с теми или иными органами человека более всего интересует Галена с точки зрения анатомической и медицинской. Это соотнесение имеет вполне осязаемую практическую составляющую, а именно: головной мозг является, по Галену, не только носителем разумной части души, но и источником нервов с анатомической точки зрения. Печень выступает как средоточие и источник вожделеющей силы, а с анатомической точки зрения - вен (ф^гРг^). Сердце занимает значительно более скромное место, вопреки мнению Аристотеля, в нем заключена сила яростная, с точки зрения частей души, и начало артерий (артпршг), с точки зрения анатомии.

Несмотря на то, что Гален с большим уважением относится к своему оппоненту, отдавая безусловную дань ликейским анатомическим исследованиям, он обрушивается на точку зрения Аристотеля с пространным опровержением. Одна часть опровержения касается метода исследования, другая - результатов анатомических изысканий.

С точки зрения метода, Гален обвиняет Аристотеля в правдоподобии, но бездоказательности посылок (Ор. ей., 1, 6,17; 1, 10, 7; 1, 10, 9), а также в том, что он так и не определил функцию головного мозга (Ор. ей., 7, 8).

С точки зрения анатомии, Гален находится в своей стихии. Он цитирует такие труды Аристотеля, как «Пер! ^Ф^ ^ор(юу» (О частях животных), «Пер! та штор(аг» (О истории

животных), «Пер! ^Ф^ кгу^огю^» (О движении животных), «АуаАшгка йотгра" (Вторая аналитика), "Пер! уихл^» (О душе) и атакует по нескольким направлениям. Гален ссылается на труды Аристотеля более 30 раз. При этом, когда сочинение Аристотеля дошло до нас, мы можем констатировать почти дословное цитирование фрагментов Галеном.

На утверждение Аристотеля: «сердце имеет большое количество нервов..., ибо от него исходят движения»1 (Арштотг^п^ Пгр! ^Ф^ ^ор(юу, 3,4), Гален замечает, что такая аргументация недостойна столь уважаемого ученого, обилие нервов в сердце

1 Перевод Карпова В. П., 1937 г.

не является достаточным доказательством, так как тогда можно объявить источником нервов также руки и ноги, где тоже большое количество нервов. К тому же, на самом деле в сердце нервов немного, а то, что Аристотель называет нервами, есть некие жилистые материи (гш! ^èv уар xiveç év айтп veupéôeiç ôiaoxaoeiç), а не нервы (Op. cit., 1, 8, 8).

Пользуясь утверждением самого Аристотеля о том, что для уразумения сущности органа надо смотреть на его функцию, а не на устройство, Гален заявляет: сущность глаза в том, что это орган зрения, а не его влажные оболочки и мышцы. Также и сущность нерва необходимо исследовать по его функции (Op. cit., 1, 8, 9-13).

Далее Гален подробно останавливается на строении и функциях трех схожих образований - нерв (то vгùpov), связка (то и сухожилие (то Tévrov). Нерв служит для

передачи ощущения и движения тем частям тела, с которыми соприкасается. Связка только связывает и лишена чувствительности. Сухожилие - это часть мышцы, похожая на нерв, образующаяся из нерва и связки. Нерв имеет круглую форму, связки и сухожилия плоски как мембраны.

Гиппократ называл доставляющее ощущение и движение «нервом» или «тоном» (tôvoç), бесчувственное - связкой, завершающее мышцу - сухожилием.

Гален считает Аристотеля человеком правдивым и сведущим в анатомии, а потому предполагает, что разногласие произошло из-за недоразумения, вызванного неопределенностью медицинской терминологической базы. По его мнению, Аристотель называет нервами некие нервовидные материи ^гирюбгк; бшф'богк;), представляющие собой мембраны в устьях сердца, описанные Эрасистратом и Герофилом (Op. cit., 1, 10, 2-4).

Фактически в этом фрагменте можно видеть формирование и уточнение медицинских терминов, которыми врачи пользуются по сей день. Он интересен как с точки зрения истории медицины, так и с точки зрения терминоведения, поскольку предоставляет в наше распоряжение уникальный материал, показывающий сам механизм появления медицинского термина, например, такого как «нерв», по принципу аналогии и сходства. Ведь словарное значение слова то vгùpov - нить, шнур, струна. На заре медицины Арстотель определяет этим

термином одну анатомическую единицу, Гиппократ - другую; наконец, Гален суммирует и выводит свое определение, которым мы оперируем до сих пор.

Далее Гален упрекает Аристотеля в том, что орган, необходимый для приведения членов тела в движение, остался ему (Аристотелю) неизвестен в силу недостаточности анатомических исследований. Сам Гален авторитетно заявляет, основываясь на анатомических опытах, что нет ни одной части тела, которая бы двигалась по нашему произволению и к которой не подходила бы мышца, получающая нерв от мозга. Именно мышцы движут частями тела, а в мышцы врастают нервы. Мышцы выступают по отношению к нервам как рычаги, но первоначальный импульс исходит из головного мозга (Op. cit., 1, 10, 12-15). В то же время невозможно показать, что какой-либо нерв исходит из сердца к какой-либо части тела (Op. cit., 1, 10, 6). Таково опровержение мнения Аристотеля.

Итак, во-первых, мы можем констатировать, что труды Аристотеля являются одним из основных источников сочинения Галена «О догматах Гиппократа и Платона», учитывая большое количество цитирований и ссылок на самые разные его произведения.

Во-вторых, надо отметить, что даже небольшой рассмотренный фрагмент представляет собой большой интерес для медиков, историков медицины и лингвистов, предоставляя материал как по античной медицине, так и по медицинской терминологии. Подробное рассмотрение текста трактата ждет своего исследователя.

Литература

Abdullaev, M.S. 1988: Aristotel' i aristotelizm v istorii anatomii [Aristotle and Aristotelismus in the history of anatomy]. Baku. Абдуллаев, М.С. Аристотель и аристотелизм в истории анатомии. Баку, 1988. Balalykin, D.A., Shcheglov, A.P., Shok, N.P. 2014: Galen: vrach i filosof [Galen: physician and philosopher]. Moscow: Vest'. Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Гален: врач и философ. М.: Весть, 2014. Barzakh, Z.A., Khor'kova, I.V. (tr.) 2016: Galen. Sochineniya [Galen's works.]. Vol. 3 Moscow: Practical medicine.

Барзах, З.А., Хорькова, И.В. (пер.) 2016: Гален. Сочинения. Т. 3. Перевод с древнегреческого. М.: Практическая медицина.

Kalbfleisch, C. 1892: In Galeni De Placitis Hippocratis et Platonis libros

Observationes Criticae. Berolini. Karpov, V.P. (tr.) 1937: Aristotle. O chastyakh zhivotnykh [Parts of Animals]. Moskow.

Карпов, В. П. (пер.) 1937: Аристотель. О частях животных. Перевод с древнегреческого. М.: Государственное издательство биологической и медицинской литературы.

I. V. Khor'kova. Galen against Aristotle: on the problem of forming the medical terminology

The paper deals with the dispute of a prominent Greek physician, surgeon and philosopher Galen with Aristotle on the localization of the three parts of soul - rational, spiritual, and appetitive, each of them corresponding to a certain area in the body. The author examines one of Galen's major works, «On the Doctrines of Hippocrates and Plato» and arrives at a conclusion about possible sources of Galen's theories and their importance for the ancient medicine and natural philosophy

Keywords: Ancient medicine, medical terminology, ancient natural philosophy, history of medicine, ancient natural sciences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.