Научная статья на тему 'Гадание как сакральный текст: лингвокультурологический аспект'

Гадание как сакральный текст: лингвокультурологический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
771
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САКРАЛЬНЫЕ ТЕКСТЫ / ГАДАНИЕ / МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / СЕМАНТИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ / НАРОДНОЕ СОЗНАНИЕ / SACRED TEXTS / DIVINATION / MYTHOLOGICAL CONSCIOUSNESS / SEMANTIC DOMINANTS / HUMAN EXISTENCE / POPULAR CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Светкина А. А.

Статья посвящена исследованию одного из наиболее значимых текстов традиционной народной культуры гаданиям, которые в лингвокультурологическом плане рассматриваются как сакральный текст, фиксирующий мифоритуальные практики славян. Тематическое содержание гаданий составляют основные бытийные параметры человеческого существования (человек с его характеристиками и окружающий мир по отношению к человеку), осмысленные сквозь призму мифологического сознания. При этом в качестве семантической доминанты гадания как сакрального текста выступают сферы, неоднократно интерпретированные народным сознанием и составляющие темы целых циклов гаданий. В самом общем виде их можно представить следующим образом: «На жениха», «На замужество/женитьбу», «На Любовь», «На семейное благополучие», «На детей», «На новоселье», «На будущее». Такая классификация отражает аксиологическую выделенность информации, положительно или отрицательно оцениваемой народным сознанием и значимой для национальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVINATION AS A SACRED TEXT: LINGUISTIC AND CULTURAL ASPECT

The article is devoted to the study of one of the most significant texts of traditional folk culture divination, which in linguistic and cultural terms are considered as a sacred text, fixing the miforital practices of the Slavs. The thematic content of divination consists of the basic parameters of human existence (man with his characteristics and the world around him in relation to man), understood through the prism of mythological consciousness. At the same time, the semantic dominant of divination as a sacred text 181 are the spheres repeatedly interpreted by the national consciousness and constituting the themes of entire cycles of divination. In the most General form, they can be represented as follows: “The groom”, “Marriage/marriage”, “Love”, “Family well-being”, “Children”, “Housewarming”, “For the future”. This classification reflects the axiological isolation of information positively or negatively assessed by the national consciousness and significant for the national culture.

Текст научной работы на тему «Гадание как сакральный текст: лингвокультурологический аспект»

УДК 81'42:39

ББК Ш105.51 +Ш100.63

ГСНТИ 16.21.27

Код ВАК 10.02.19

А. А. Светкина

Екатеринбург, Россия

ГАДАНИЕ КАК САКРАЛЬНЫЙ ТЕКСТ: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена исследованию одного из наиболее значимых текстов традиционной народной культуры - гаданиям, которые в лингвокультурологическом плане рассматриваются как сакральный текст, фиксирующий мифоритуальные практики славян. Тематическое содержание гаданий составляют основные бытийные параметры человеческого существования (человек с его характеристиками и окружающий мир по отношению к человеку), осмысленные сквозь призму мифологического сознания. При этом в качестве семантической доминанты гадания как сакрального текста выступают сферы, неоднократно интерпретированные народным сознанием и составляющие темы целых циклов гаданий. В самом общем виде их можно представить следующим образом: «На жениха», «На замужество/женитьбу», «На Любовь», «На семейное благополучие», «На детей», «На новоселье», «На будущее». Такая классификация отражает аксиологическую выделенность информации, положительно или отрицательно оцениваемой народным сознанием и значимой для национальной культуры.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сакральные тексты; гадание; мифологическое сознание; семантические доминанты; человеческое существование; народное сознание.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Светкина А. А., Уральский государственный педагогический университет.

Адрес: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

A. A. Svetkina

Ekaterinburg, Russia

DIVINATION AS A SACRED TEXT: LINGUISTIC AND CULTURAL ASPECT

ABSTRACT. The article is devoted to the study of one of the most significant texts of traditional folk culture - divination, which in linguistic and cultural terms are considered as a sacred text, fixing the miforital practices of the Slavs. The thematic content of divination consists of the basic parameters of human existence (man with his characteristics and the world around him in relation to man), understood through the prism of mythological consciousness. At the same time, the semantic dominant of divination as a sacred text

are the spheres repeatedly interpreted by the national consciousness and constituting the themes of entire cycles of divination. In the most General form, they can be represented as follows: "The groom", "Marriage/marriage", "Love", "Family well-being", "Children", "Housewarming", "For the future". This classification reflects the axiological isolation of information positively or negatively assessed by the national consciousness and significant for the national culture.

KEYWORDS: sacred texts; divination; mythological consciousness; semantic dominants; human existence; popular consciousness.

ABOUT THE AUTHOR: Svetkina A. A., Ural State Pedagogical University.

Актуальность исследования заключается в том, что оно посвящено изучению семантики, синтактики и прагматики гаданий - относительно малоизученного типа многокодовых культурных текстов. В современной социокультурной ситуации наблюдается «всплеск» интереса к ценностным доминантам традиционной народной культуры в разных ее формах, что находит отражение в актуальных лингвистических исследованиях (см.: Арутюнова 1998, Гридина, Коновалова 2009, Гриненко 2000, Коновалова 2007, Мельникова 2003, Розин 2002).

В научный оборот вводится новый, ранее не опубликованный материал - записи текстов гаданий в количестве 30 единиц. Подбор материала осуществлялся методом включенного наблюдения за живой разговорной речью жителей Талицкого района Свердловской области, поселка Новогорный Челябинской области, интернет-ресурсов и Этнолингвистического словаря под ред. Н. И. Толстого. Методы исследования: описательный, классификация, метод контекстуального анализа (изучение функциональной специфики слов и их значений).

Гадание - ритуал, направленный на установление контакта с потусторонними силами с целью получения знаний о будущем [Славянские древности 1995, т. 1: 395]. Гадание представляет собой вид сакрального текста, который соединяет акциональный (ритуальный) и вербальный коды, направлен на установление контакта с магическими (сверхъестественными) силами и имеет цель - получение прогноза на будущее, что выявляет стереотипы национального сознания, в которых отражаются «... суеверия, обычаи, народный календарь природы, регламентированные формы коммуникации» [Гридина, Коновалова 2012: 83].

© Светкина А. А., 2019

Сакральный текст, вслед за Н. И. Коноваловой, мы понимаем как произносимый по особым правилам или в особых условиях суггестивный текст, символически насыщенный, обладающий относительно устойчивой формально-содержательной структурой, которая отражает особенности мифологического сознания [Коновалова 2007: 127].

В рамках данной статьи рассмотрим один компонентов семиотической триады семантика - синтактика - прагматика и проанализируем семантику такого жанра сакрального текста, как гадания. Тематическое содержание гаданий составляют основные бытийные параметры человеческого существования (человек и его характеристики и окружающий мир по отношению к человеку), осмысленные сквозь призму мифологического сознания. При этом в качестве ментальной доминанты гадания как сакрального текста выступают семантические сферы, неоднократно интерпретированные народным сознанием и составляющие темы целых циклов гаданий: «На замужество/женитьбу», «На Любовь», «На семейное благополучие», «На детей», «На новоселье». Такая классификация отражает аксиологическую выделенность информации, значимой для национальной культуры, положительно или отрицательно оцениваемой народным сознанием.

Семантика гаданий «На жениха».

Гадания этого цикла содержательно регламентируют всю информацию о будущем женихе:

1. Богатство. На заслоне посреди избы раскладывали зерно, уголек, воду и зеркало и следили, что курица клюнет: зерно сулило богатую жизнь, уголек - бедность, вода - мужа-пьяницу, зеркало - мужа-щеголя [Славянские древности 1995, т. 3: 67].

2. Место проживания. Выйдя на перекресток, девушка набирала снег в передник и, закрыв глаза, потряхивала передник, приговаривая: «Полю, полю, белый снег на собачий след. Где собачка взлает, там мой суженый живет» [Славянские древности 1995, т. 1: 485].

3. Внешность. Девушки бегали ночью к овцам, чтобы нащупать первую попавшуюся: если оказывается белая, то жених будет блондин, если черная - чернявый [Славянские древности 1995, т. 1: 484].

4. Характер. Перед сном девушки идут на улицу и навзничь ложатся в снег. Утром смотрят на оставшийся след. Если он гладкий, то будущий муж будет смирным и спокойным,

если это место изменилось, то муж будет вздорным и драчливым.

5. Хозяйственность. Жених мог входить в дом невесты один или со сватами не в ворота, а перепрыгивая через забор. Если это проделывалось ловко и быстро, то будет хорошим хозяином в доме.

Семантика гаданий «На замужество/женитьбу». Гадания этого цикла содержательно регламентируют информацию о предстоящем замужестве/женитьбе: кому первому предстоит жениться в ближайшее время, каким будет супруг (супруга) и т. п. Девушки приносили на посиделки курицу из своего дома и сажали в печку, прикрыв заслонкой, затем открывали: чья курица появится первой - та девушка первой выйдет замуж; если курица не выходила из печи, то ее хозяйка останется в девках [Славянские древности 1995, т. 3: 62].

Семантика гаданий «На детей» помогает определить пол и количество будущих детей. По тому, как легла брошенная назад часть, оторванная от ворота рубахи беременной, гадают о поле будущего ребенка: вдоль дороги - мальчик, поперек - девочка [Славянские древности 1995, т. 3: 363].

Семантика гаданий «На новоселье» указывает на месторасположение будущего дома, благополучие и раздоры, ожидающие в новом доме. Существуют гадания, которые позволяют определить, защищен ли дом от нечистой силы, воровства, непогоды и от непонятных явлений:

1. Месторасположение. Выбирая место для постройки дома, женщина сеет пепел из сита, держа его сзади [Славянские древности 1995, т. 3: 363].

2. Благополучие. В Юрьев день по свежести перьев лука, сорванных накануне, узнавали о своем благополучии-неблагополучии в будущем [Славянские древности 1995, т. 3: 133].

3. Защита от нечистой силы. Вечером нужно нарвать крапиву, нарезав ее мелко, рассыпать вокруг дома тонкой сплошной линией. Утром пройти вокруг дома. Если обнаружены разрывы, значит злые силы проникли в дом. Если линия осталась сплошной, дом надежно защищен от нечистой силы.

4. Защита от воровства. Берем розмарин, чеснок, можжевельник, бузину и семена тмина, заворачиваем в ткань белого цвета, подвешиваем над дверью. Если на следующий день входящие не обращают внимания на то, что висит над две-

рью, то дом хорошо защищен от воров, если же обратит, то нужно защищать свой дом.

5. Защита от непогоды. Для предсказания погоды в наступающем году в двенадцать луковых чешуек, каждая из которых соответствовала одному месяцу, насыпали немного соли, а утром смотрели; та, которая осталась сухой, предвещала сухой месяц; та, в которой соль увлажнилась, знаменовала дождливый месяц [Славянские древности 1995, т. 3: 133].

6. От непонятных явлений в новом доме. Находим в полу дома сучок, обводим безымянным пальцем правой руки сучок в виде треугольника. После этого наступаем на него левой ногой и произносим: «Христос воскресе! Сгинь, сгинь, бес! Аминь». Выбрасываем сучок через ворота. Если утром около ворот его не окажется, то в доме наступят мир и согласие. Если же будет лежать у ворот, то нужно повторить гадание.

Семантика гаданий «На Любовь» позволяет определить продолжительность предстоящей любви и крепость чувств.

1. Прочность и сила любви. Девушки должны бросить камешки в холодный ручей и наблюдать за тем, каким образом двигаются камешки в воде: если быстро уходят на дно, то их суженый не сильно будет любить; если же будут медленно погружаться, то любовь ждет прочная, долговечная.

2. Продолжительность любви. Зимой после вечерней встречи девушка с парнем прощаются. Девушка должна дождаться, когда парень уйдет домой, и выйти на улицу. Необходимо взять с помощью совка снег, на котором отпечатался след ее возлюбленного, принести домой и положить в горшок с цветком. Утром внимательно посмотреть: высохла вода в горшке или нет. Если земля в горшке высохла, то, значит, любовь между ними будет недолгой, быстрой, если же земля останется сырой, то любовь между ними будет продолжительной.

Семантика гаданий «На семейное благополучие» указывает на счастье и трудности, длительность, богатство семейной жизни.

По количеству воды, измеренной вечером и утром следующего дня: убывание воды при утреннем измерении предвещало убыток в семье и хозяйстве, увеличение - достаток [Славянские древности 1995, т. 1: 484].

Семантика гаданий «На здоровье» указывает на то, будет ли человек здоров или нет. По расположению брошенного

предмета: серп, упавший острием к жнецу, означал здоровье [Славянские древности 1995, т. 1: 484].

Семантика гаданий «На будущее» указывает на то, что ждет в ближайшее время.

На крещение и рождество девушка, желавшая узнать свою судьбу, делала маску из блина, прорезая в нем отверстия для глаз и носа, выходила с ней на улицу и по первым услышанным ею словам пыталась угадать свое будущее [Славянские древности 1995, т. 3: 125].

Полученную информацию во время гаданий можно использовать для изменения своей судьбы в лучшую сторону.

Таким образом, знание предстоящих жизненных событий дает возможность их корректировать и направлять в нужное русло.

В ходе проведенного исследования установлено, что гадания представляют собой особый вид сакрального текста, направленного на достижение суггестивного эффекта, обладающего мифосимволической насыщенностью, произносимого в определенных условиях по заданным традицией правилам. Сочетание вербального и невербального кодов усиливает воздействующий эффект, «отключая» рациональную оценку и воздействуя на эмоции и чувства участников обряда гадания. Семантика, синтактика и прагматика текста гадания (даже в некоторой степени десакрализованного) сохраняют устойчивость и воспроизводимость как необходимые элементы сакрального теста традиционной народной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М., 1998.

Барт Р. Лингвистика текста // Текст: аспекты изучения семантики, прагматики и поэтики. - М., 2001. С. 168-175.

Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Игровая прагматика русских народных примет // Лингвистика креатива-2 / под общей ред. проф. Т. А. Гридиной. - Екатеринбург, 2012. С. 83-100.

Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Национально-культурная специфика зооморфных метафор: экспериментальные данные // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. - 2009. № 7. С. 73-94.

Гриненко Г. В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. Логико-семиотический анализ вербальной магии. - М., 2000.

Коновалова Н. И. Сакральный текст как лингвокультурный феномен : монография. 2-е изд., испр. и доп. - Екатеринбург, 2007.

Мельникова А. А. Язык и национальный характер. Взаимосвязь структуры языка и ментальности. - СПб., 2003.

Религиоведение : Энциклопедический словарь. - М. : Академический проект, 2006.

Розин В. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста. -М. : Едиториал, 2002.

Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 3 т. / под ред. Н. И. Толстого. - М, 1995. Т. 3.

Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, мен-тальность. - М., 2004.

REFERENCES

Arutyunova N. D. Yazyk i mir cheloveka. - M., 1998.

Bart R. Lingvistika teksta // Tekst: aspekty izucheniya semantiki, pragmatiki i poetiki. - M., 2001. S. 168-175.

Gridina T. A., Konovalova N. I. Igrovaya pragmatika russkikh narod-nykh primet // Lingvistika kreativa-2 / pod obshchey red. prof. T. A. Gridinoy. -Ekaterinburg, 2012. S. 83-100.

Gridina T. A., Konovalova N. I. Natsional'no-kul'turnaya spetsifika zo-omorfnykh metafor: eksperimental'nye dannye // Psikholingvisticheskie aspekty izucheniya rechevoy deyatel'nosti. - 2009. № 7. S. 73-94.

Grinenko G. V. Sakral'nye teksty i sakral'naya kommunikatsiya. Logi-ko-semioticheskiy analiz verbal'noy magii. - M., 2000.

Konovalova N. I. Sakral'nyy tekst kak lingvokul'turnyy fenomen : monografiya. 2-e izd., ispr. i dop. - Ekaterinburg, 2007.

Mel'nikova A. A. Yazyk i natsional'nyy kharakter. Vzaimosvyaz' struktury yazyka i mental'nosti. - SPb., 2003.

Religiovedenie : Entsiklopedicheskiy slovar'. - M. : Akademicheskiy proekt, 2006.

Rozin V. Ezotericheskiy mir. Semantika sakral'nogo teksta. - M. : Editorial, 2002.

Slavyanskie drevnosti : Etnolingvisticheskiy slovar' : v 3 t. / pod red. N. I. Tolstogo. - M, 1995. T. 3.

Sergeeva A. V. Russkie: stereotipy povedeniya, traditsii, mental'nost'. -M., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.