ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА И ИХ ДИНАМИКА У ДЕТЕЙ
7-15 лет г. НОРИЛЬСКА
В.В. Гребенникова, В.Г. Колодко, Л. А. Михайлова (Красноярская государственная медицинская академия им. В.Ф. Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П.Артюхов
Резюме. Проведен анализ динамики морфофункциональных
показателей 799 детей в возрасте 7-15 лет, проживающих в г.Норильске. Процессы роста в этот период онтогенеза сопровождаются увеличением массивности тела мальчиков по сравнению с девочками, что проявляется в достоверном увеличении показателей длины тела, длины и дистального диаметра бедра, голени, а также массы тела и равномерным увеличением обхватных размеров предплечья, голени и лодыжек. Мальчики имеют большую, чем девочки, ширину плеч, переднезадний размер грудной клетки. Ширина таза и поперечный размер грудной клетки половых отличий не имеют.
Ключевые слова, дети, Крайний Север, антропологические показатели, габаритные размеры.
Рост и развитие ребенка определяется многофакторной системой, в основе которой лежит наследственное предрасположение, в той или иной степени подвергающееся модификации под влиянием природной окружающей среды, включая техногенные или экологические воздействия и социальное окружение [10, 11]. Детскому организму онтогенетически присущ комплекс психофизиологических адаптивных возможностей, приводящих к динамике функциональных процессов с формированием новых физиологических уровней деятельности организма. Несомненный интерес вызывает изучение начала периода полового созревания, характеризующегося напряжением деятельности многих нейрогуморальных и гормональных механизмов регуляции, которое ведет к перестройке
функционирования всех систем и ограничению возможности адаптации к изменениям внешних и внутренних факторов [1, 3, 6, 9]. В экстремальных условиях Крайнего Севера организму ребенка и подростка предъявляются повышенные требования [4, 5, 8]. Кроме этого, отсутствие нормативов физического развития детского населения этого региона как коренного, так и пришлого, диктует необходимость проведения исследований
морфофункционального развития этой когорты.
Цель настоящего исследования - выявить морфофункциональные особенности развития детского организма в экстремальных условиях Крайнего Севера.
Материалы и методы исследования
Обследовано 799 детей пришлого населения г.Норильска в возрасте от 7 до 15 лет, родившихся и проживающих на Крайнем Севере, в т.ч. 387 (48,44 %) мальчиков и 412 (51,56%) девочек. Группы детей были сформированы по возрасту и полу.
Исследования выполнены на базах школ г. Норильска в осенний период с использованием стандартного набора антропометрических инструментов, прошедших метрическую поверку и широко используемых в научных исследованиях [2, 7].
Полученные материалы обработаны с помощью пакета прикладных программ для Windows-2000. Анализ распределения исследуемых величин соответствует нормальному, что послужило основанием использовать критерий Стьюдента и Колмогорова для расчета коэффициентов достоверности различий между группами.
Результаты и обсуждение
Физическое развитие отражает общие закономерности роста и морфофункционального созревания ребенка. Важнейшими показателями
физического развития являются линейные размеры тела. Установлено, что основные параметры, характеризующие физическое развитие ребенка, имеют положительную динамику увеличения на протяжении всего изучаемого периода онтогенеза у детей Заполярья. Выявлены определенные половые особенности этого процесса. Во всех группах младшего школьного возраста девочки имеют достоверно (р<0,01) более высокие показатели длины тела по сравнению с мальчиками (табл.1).
Таблица 1
Показатели длины, массы и поверхности тела школьников г. Норильска
(М ± т)
Возраст, полных лет Показатели параметров тела
длина, см масса, кг поверхность, кв.м
Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки
7 127,73 ± 1,87 128,04 ±0,99 25,45+ 1,00 24,98 + 0,69 0,96±0,03 0,95±0,01
8 131,20+ 1,03 132,09 +0,73 27,87+ 1,06 28,15 + 0,86 1,01±0,02 1,02±0,02
9 135,94+ 0,72 135,38 +0,72 30,09+ 0,68 29,52 + 0,83 1,07±0,01 1,06±0,02
10 140,10+ 0,89 142,02 +0,86 34,45+ 1,09 34,86 + 1,03 1,1±0,026 1,18±0,02
11 146,89+ 0,92 148,18 +1,04 39,97+1,67 37,22 +1,17 1,28±0,03 1,25±0,02
12 152,27+1,02 155,79 +1,10 41,81+ 1,13 43,33 + 1,11 1,34±0,02 1,38±0,02
13 162,59+ 1,43 162,22 +1,10 50,56+1,75 51,24 +1,61 1,52±0,03 1,53±0,03
14 164,11+1,39 162,05 +1,27 50,07+ 1,86 56,02 + 2,08 1,53±0,03 1,57±0,05
15 174,13+ 1,36 164,64 +1,07 61,76+1,78 56,37 +2,13 1,74±0,03 1,61±0,03
Достоверность отличий между возрастными группами р 8-9 <0,001 р 9-10 <0,005 р 10-11 <0,001 р 11-12 <0,005 р 12-13 <0,001 р 14-15 <0,001 р 7-8 <0,05 р 9-10 <0,001 р 10-11 <0,001 р 11-12 <0,001 р 12-13 <0,005 р 9-10 <0,05 р 10-11 <0,001 р 12-13 <0,005 р 14-15 <0,001 р 9-10 <0,001 р 11-12 <0,001 р 12-13 <0,025 р 8-9 <0,005 р 9-10 <0,025 р 10-11 <0,001 р 11-12 <0,025 р 12-13 <0,005 р 14-15 <0,001 р 9-10 <0,001 р 10-11 <0,025 р 11-12 <0,001 р 12-13 <0,001
В группах 13-ти и 14-летних детей достоверных половых отличий не выявлено. Половой перекрест в возрастных приростах длины тела отмечается на рубеже 12 и 13 лет. Наибольшие различия в длине тела у мальчиков наблюдались в период 11-12, 12- 13 и 14- 15 лет, они составляли
соответственно 5,38 см (3,7%, р<0,1), 10,32 см (6,8%, р<0,01) и 10,02 см (6,1%, р<0,01). Для девочек - это были периоды 9 - 10, 11-12, 12- 13 лет, величины отличий между группами составили соответственно 6,64 см (4,9%, р<0,05), 7,61 см (5,1%, р<0,05) и 6,43 см (4,1%, р<0,1). Вариационный размах данного показателя во всех обследованных возрастных группах не превышал 5,5%.
Размеры длин различных участков тела, в первую очередь, характеризуют ростовые процессы, протекающие в организме ребенка. Анализ отличий абсолютных и относительных различий длин тела между 7ми и 15-летними школьниками выявил следующие особенности (рис. 1).
—Ф— мальчики “ ■ ■ девочки
абсолютные (см) относительные (%)
Рис.1. Различия длин участков тела между группами школьников 15 и 7 лет.
Наибольшие различия исследуемых антропометрических показателей детей 15-ти лет по сравнению с 7- летними отмечены по длине бедра, голени и туловища. Абсолютные значения этих показателей в группах мальчиков составили соответственно 10,68 , 11,99 , 12,93 см против 7,51 , 8,88 и 19,52 см у девочек. Различия относительных показателей длин тела между группами 15-ти и 7-летних детей имели достоверные половые отличия: по
длине бедра (38,0% у мальчиков и 21,4% у девочек, р<0,001) и голени (39,1% у мальчиков и 29,9% у девочек, р<0,01). Между другими показателями достоверных половых отличий не выявлено.
В процессе роста и развития детей происходит увеличение массы тела (табл.1). Достоверные отличия превышения массы тела у мальчиков отмечены между группами 12-13 и 14-15 лет, которые составили 8,75 кг (20,9%) и 11,69 кг (23,3%). Для девочек - это были возрастные группы 9-10 , 11- 12 и 12- 13 лет, изменения составили соответственно 5,34 кг (18,01%), 6,11 кг (16,41%), 7,91 кг (18,25%). Перекрест половых отличий массы тела отмечен на рубеже 11 и 12 лет. Коэффициент вариации у мальчиков составлял У= 12,5 - 24,7%, у девочек V = 13,3 - 23,72%, что свидетельствует о большой изменчивости данного показателя в процессе роста и развития ребенка.
Поверхность тела (Б), отражая его пространственную изменчивость, участвует в процессах теплоотдачи и определяет энергетические траты организма, что чрезвычайно важно в условиях холодного климата. Увеличение Б отмечается по мере роста ребенка независимо от его пола ребенка (табл.1). Достоверные половые отличия имеются только в возрастных группах 15-летних: у мальчиков по сравнению с девочками поверхность тела больше на 0,13 кв.м ( 8,1%).
Установлена положительная динамика роста всех измеренных обхватных размеров, которая характеризуется равномерным их увеличением. Анализ абсолютных и относительных приростов этих размеров между группами 15-ти и 7-летних школьников позволил выявить некоторые половые отличия. Согласно полученным данным средние показатели абсолютных приростов объема определенных участков тела у мальчиков были следующие: 26,48 см для грудной клетки, 25,7 см для ягодиц и 15,17 см для бедра. Для девочек наибольшие приросты отмечены для аналогичных участков тела и составили соответственно 24,8 , 27,81 и 15,21 см. (рис. 2).
Половых отличий в приросте мышечной массы на исследуемых участках
тела нет.
• запястья
абсолютные (см)
Рис.2. Различия обхватных размеров тела между группами школьников 15 и 7 лет.
Наибольшие различия относительных показателей между двумя возрастными группами были выявлены для объема грудной клетки, бедра, ягодиц. Средние приросты для групп мальчиков и девочек по размеру грудной клетки составили +43,80% и +41,02% (р<0,001), по обхвату бедра +41,83% и +40,65% (р<0,001), по обхвату ягодиц +39,54% и +41,93% (р<0,001). Кроме этого, у мальчиков по сравнению с девочками достоверно активнее увеличиваются обхват предплечья (37,29% и 26,17%, р< 0,01), голени (39,04% и 30,85%, р< 0,01) и лодыжки (32,88% и 25,18%, р< 0,05). Эти данные свидетельствуют о преобладающем росте мышечной ткани у мальчиков.
На исследуемом этапе развития детей отмечена положительная динамика роста всех измеренных дистальных диаметров (плеча, предплечья, бедра, голени), а также поперечного (ПРГК) и переднезаднего размеров грудной клетки (ПЗРГК). Анализ абсолютных и относительных приростов дистальных диаметров конечностей между группами 15- и 7-летних школьников позволил выявить некоторые половые отличия в их величинах (рис. 3).
♦ мальчики ■■ ■ -девочки
абсолютные (мм)
относительные ( %)
Рис.3. Различия дистальных диаметров конечностей между группами
школьников 15 и 7 лет.
Наибольшие по абсолютной величине изменения наблюдались для ширины плеч, переднезаднего размера грудной клетки (мальчики имеют более высокие показатели по сравнению с девочками), ширины таза, поперечного размера грудной клетки (половые отличия отсутствуют). Однако расчет относительных изменений дистальных диаметров между группами 15-ти и 7-летних школьников выявил несколько иную тенденцию. Наибольшие половые отличия отмечены по показателю дистального диаметра предплечья: для мальчиков различия между возрастными группами составили +33,4%, для девочек +65,3% (р<0,001). Достоверно больший прирост у мальчиков по сравнению с девочками отмечен по дистальному диаметру плеча (36,4% и 23,9%, р<0,05), бедра (37,1% и 23,4%, р<0,05), ширине плеч (38,4% и 28,8%, р<0,05) и ПЗРГК (34,6% и 23,4%, р<0,05). Эти данные свидетельствуют о преобладающем росте костной ткани и в целом массивности скелета у школьников мужского пола по сравнению с девочками в препубертатном и пубертатном возрасте.
Таким образом, проведенные исследования показали, что процессы роста и развития детей пришлого населения Крайнего Севера на препубертатном и пубертатном периодах сопровождаются увеличением всех параметров, характеризующих размеры их тела. Максимальные отличия
между возрастными группами 7-ми и 15-летних детей отмечены для длин тела, бедра, голени и туловища, а также для обхватов грудной клетки, ягодиц, бедра и дистального диаметра предплечья. У мальчиков по сравнению с девочками активнее увеличиваются обхват предплечья, голени и лодыжки, а также дистальный диаметр плеча, бедра, ширина плеч и переднезадний размер грудной клетки, что отражает направленность формирования скелета по мужскому типу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Болотова Н.В., Поляков В.К., Аверьянов А.П. Особенности полового и физического развития девочек 8-16 лет//Росс. пед. журн.-2007. -№4. -С. 33-39.
2. Бунак В. В. Опыт типологии пропорций тела и стандартизации главных антропометрических размеров // Уч. записки МГУ .- М. , 1937. - Вып.
10. - С.7 - 99.
3. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков// Росс.пед.журн. - 2000. -№5. -С. 5-12.
4. Дегтева Г.Н., Зубов Л.А. Актуальные вопросы социальной, физиологической и метаболической адаптации организма человека к условиям Севера//Эколог. человека. -2004. -№4. -С. 57-60.
5. Годовых Т.В., Максимов А.Л., Манчук В.Т., Годовых В.В. Закономерности физического развития детей Чукотки от 8 до 12 лет//Морфология. -2007. -№4. -С. 73-76.
6. Гиренко Л. А., Рубанович В. Б., Айзман Р. И. Морфофункциональные характеристики мальчиков 12-14 лет в зависимости от биологического и календарного возраста//Физиол. человека. -2005. -№3. -С. 118-123.
7. Николаев В. Г. Конституциональный подход в оценке здоровья человека // Вопр. спорт. и мед. антропологии. -1990. - Вып. 3. - С.- 80 -81.
8. Сидоров П.И., Гудко А.Б. Экология человека на Европейском Севере России// Эколог. человека. -2004. -№6. -С. 15-21.
9. Щепин О.П., Тищук Е.А. Здоровье и физическое развитие детей в России в 1985-2000г.г.// Росс. пед. журн.- 2004. -№1. -С. 47-49.
10. Щедрина А.Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты. - Новосибирск: ООО «Альфа- Виста». - 2007. -144 с.
11.Ямпольская Ю.А. Физическое развитие школьников Москвы в последние десятилетия// Гиг. и сан. -2000. -№1. -С.65-68.