1 (40) - 2007
КниЖный компас
Г. В. ПЛЕХАНОВ: ТРАГИЧЕСКАЯ СУДЬБА РУССКОГО МАРКСИСТА
(К 150-летию со дня рождения)
В. В. КОТИЛКО,
доктор экономических наук, академик РАЕН
11 декабря 2006 г. российская научная общественность широко отметила знаменательную дату — 150 лет со дня рождения Георгия Валентиновича Плеханова. Отрадно, что к этой важной для всех нас дате вышли в свет новые издания, посвященные жизни и деятельности этого замечательного человека. В судьбе Г В. Плеханова словно нашли отражение противоречия той эпохи, которые удивительным образом перекликаются с нашими сегодняшними реалиями. Поэтому и необходимо бережно и кропотливо изучать богатейшее наследие, оставленное нам первым русским марксистом, выдающимся мыслителем и политическим оппонентом В. И. Ленина.
В книге «Г. В. Плеханов. Судьба русского марксиста» (М., РОССПЭН) ее автор С. В. Тютюкин напомнил малоизвестный ныне факт о том, что Георгий Валентинович ушел из жизни в 1918 г., так и не признав большевистский режим. лидер петроградских коммунистов Г. Зиновьев демонстративно отказался участвовать в похоронах.
Страстно и образно написал о Г. В. Плеханове меньшевик С. О. Португейс (псевдоним Ст. иванович): «Горячий и страстный, порою резко нетерпимый к людям, Плеханов обладал редким терпением к законам исторического развития. Расчищая дорогу, он шел впереди истории, не отрываясь от нее, но и не таща ее за шиворот, не подталкивая ее в спину дубиной, штыком или прикладом. Он был одним из немногих в российском социализме, который умел хорошо ждать результатов исторического развития, оплодотворенного сознанием и волей организованных масс. Он умел хорошо ждать и ждал возрождения рабочего класса и вместе с ним всей России».
на страницах книги перед читателем зримо встают основные вехи его жизни.
Георгий Валентинович Плеханов родился 29 ноября (11 декабря по новому стилю) 1856 г. в деревне Гудаловке Липецкого уезда Тамбовской губернии в семье мелкопоместного потомственного дворянина, отставного штабс-капитана Валентина Петровича Плеханова и его второй жены марии Федоровны, урожденной Белынской.
От отца Георгий унаследовал независимый характер, трудолюбие, привычку к строгому порядку. Он часто повторял отцовский завет: работать надо всегда, отдохнем, когда умрем.
В 1868 г. его отдали в Михайловскую военную гимназию, открытую за три года до этого на базе кадетского корпуса в Воронеже. Там он не был тихоней, умел драться, хорошо учился сам и помогал другим. Ему доверили быть главным редактором гимназического журнала. В 1872 г он был подвергнут двухдневному аресту за чтение недозволенной литературы.
В 1873 г. он поступил в Константиновское артиллерийское училище в Петербурге. Проучившись семестр Плеханов понял, что военная карьера не для него. В 1874 г. он поступает в Горный институт. Современники позже вспоминали: Плеханов не походил на «нигилистов», он одевался аккуратно. У него были каштановые, закинутые назад мягкими прядями волосы, небольшая бородка, смуглая, матовая кожа. Высокий лоб, густые брови, умные, с холодноватым блеском чуть монгольские темно-карие глаза, длинные ресницы. Георгий имел привлекательную и оригинальную внешность.
Учился Плеханов хорошо: средний экзаменационный балл по 10 предметам на первом курсе
составлял 4,6. Не давалось Плеханову только черчение — здесь была скромная тройка.
На втором курсе Плеханов вместе с другими студентами снял трехкомнатную квартиру, где расположилась даже небольшая химическая лаборатория. К его товарищам заходили знакомые, связанные с народническими кружками, которые втягивали его в разговоры на политические темы, давали отдельные поручения. В это время он познакомился с Пинхусом (Павлом) Аксельродом, который был старше Георгия на шесть лет.
Георгий Валентинович вспоминал: «Как и все студенты-революционеры того времени, я конечно, был большим народолюбцем и собирался идти в «народ», понятие о котором... было очень смутным».
В 1875 г. Георгий познакомился с рабочим-металлистом С. Митрофановым, который произвел на него неизгладимое впечатление (он был на 18 лет старше Георгия). Тот знал труды Чернышевского, Бакунина, Лаврова, считал газету «Вперед» недостаточно революционной. Он организовал слесарную артель, ставшую одновременно общеобразовательной школой, где преподавали знакомые студенты. С 1876 г. Плеханов начал участвовать в рабочих сходках, где велись жаркие споры и ощущалась тяга к знаниям со стороны рабочих.
Плеханов так увлекся занятиями с рабочими, что провалил экзамены за второй курс. В 1876 г. он стал членом организации «Земля и воля», которую возглавил Марк Натансон. Здесь Плеханов считался специалистом по рабочему вопросу, впервые принял участие в подготовке демонстрации, выступил с речью. В ней Георгий говорил о Чернышевском, революционных идеях, о декабристах, петрашевцах, а также вспомнил Разина, Пугачева и других народных героев.
После этих событий Плеханов вместе с супругой (Н. А. Смирновой) выехал за границу Незапланированное свадебное путешествие охватило Швейцарию, Германию и Францию (Париж). С немецкими социалистами Плеханов не сошелся, общался преимущественно с русскими студентами, а в Париже познакомился с Лавровым, заинтересовался его библиотекой. В 1877 г. он тайно вернулся в Россию.
Георгий приехал в Саратов по чужим документам. За пропаганду среди местных рабочих был арестован, позже отпущен, поскольку обыск не дал результатов. По приезде в столицу он узнал, что у него будет ребенок. После смерти ребенка жена ушла к бывшему возлюбленному. Это двойное испытание, скитания и нужду Плеханов перенес стойко, но незаживающая рана оставила свой след.
После смерти поэта Николая Некрасова Плеханов принял участие в похоронах, тщательно подготовился к возможному публичному выступлению. Много лет спустя он вспоминал: «.Я начал свою речь замечаниием, что Некрасов не ограничился воспеванием ножек Терпсихоры, а ввел в свою поэзию гражданские мотивы. Намек был совершенно ясен.»
В вышедшей к юбилею книге известного исследователя жизни и теоретического наследия Г. В. Плеханова А. С. Бережанского «Плеханов: от народничества — к марксизму» (М.:РОССПЭН, 2006. — 264 с.) приводится фрагмент воспоминаний самого Плеханова о тех трагических событиях: «Как раз в то время. в Петербурге собралось немало виднейших представителей южнорусского «бунтарства». Тут находились Фроленко, Волошенко, Валериан Осинский, Чубаров... и еще многие другие. Все это был народ «нелегальный», смелый, энергичный, прекрасно владевший оружием и весьма склонный к рискованным выступлениям. Бунтари и землевольцы захватили с собой револьверы, твердо вознамерившись пустить их в дело, если полиция вздумает отнять венок силой.» Речь шла о венке с надписью: «От социалистов».
После демонстрации на казенном патронном заводе полиция пыталась арестовать рабочего оратора. Однако, революционеры дали решительный отпор, окружив оратора тесным кольцом и введя его за пределы оцепления. Особенно энергично набросились на полицейских, как вспоминал Ап-текман, С. Халтурин, В. Осинский и Г. Плеханов. Так был учтен опыт полицейской расправы с участниками казанской демонстрации.
О различиях во взглядах различных политических сил красноречиво говорит приведенный в книге Бережанского факт о том, что землевольцы в своей агитации были близки к социал-демократам, но расходились с лавристами.
В апреле 1878 г. Плехановым была написана одна из лучших его прокламаций «К русскому обществу» по поводу оправдания 31 марта судом присяжных В. И. Засулич, стрелявшей в Трепова. В выступлениях перед молодежью и рабочими Плеханов с энтузиазмом отзывался об этом поступке.
В апреле 1878 г. в Петербурге собрался Большой совет «Земли и воли», где обсуждалась попытка использования в Чигиринском деле подложного манифеста для призыва крестьян на восстание. Причем на применении принципа самозванства настаивал В. Осинский. Однако из-за противодействия О. Аптекмана и, особенно, Г. Плеханова эти предложения были отвергнуты.
По заданию «земли и воли» Плеханов посетил Нижний Дон, где вспыхнуло недовольство у казаков в связи с введением у них земства. Плеханов посетил станицы Каменскую, Луганскую и другие, описав свои впечатления в двух корреспонденциях. Поводом для волнений послужил новый порядок пользования общественными лесами. Местные жители восприняли положение, утвержденное царем, как подложное.
Агитация против земства и нового положения о пользовании лесами, которой воспользовались народники, дала хорошие результаты. Донцы воспринимали меры, предпринимаемые земством, как хитрую выдумку и способ для их «омужичения».
Плеханов установил хороший контакт с недовольными казаками и даже, как писал Аптекман, намеревался приступить к организации боевых дружин. При участии местных казаков он составляет прокламацию «Славному войску казацкому Донскому, Уральскому, Кубанскому, Терекскому и проч. и проч.».
за несколько дней до приезда Плеханова в Петербург полицией были произведены аресты, в том числе некоторых организаторов и руководителей «Земли и воли». Плеханов случайно не попал в руки полиции. У него не хватило денег на извозчика и он поехал на другую квартиру. А. А. Ольхин, услыхав этот рассказ, воскликнул: «Ваше безденежье спасло вас от ареста».
Домарксистский период деятельности Плеханова для многих наших соотечественников может стать откровением, нынешнее поколение очень мало знает о молодых годах деятельности Георгия Валентиновича. Ведь основное внимание всегда уделялось Плеханову как основоположнику русского марксизма и его разногласиям с В. и. Лениным.
В книге известного американского историка С. Х. Бэрона «Г.В. Плеханов — основоположник русского марксизма» (Санкт-Петербург, с макета типографии «Наука») сделана попытка представить философские идеи Г. В. Плеханова. Важность этой книги для российского читателя объясняется тем, что ее автор пришел к выводу, что идеи Плеханова способствовали созданию целостной картины русской цивилизации. В нашей отечественной историографии книга профессора Бэрона активно цитируется, в том числе такими известными историками, как С. В. Тютюкин, М. Т. иовчук, и. н. Курбатов, Б. А. Чагин.
По мнению Бэрона, в предисловии к «Коммунистическому манифесту» мы видим Плеханова законченным марксистом. изучение «Манифеста»
помогло окончательно разрушить стену между экономикой и политикой, устранило противоречия, ранее составлявшие постоянный компонент его мышления с момента вступления в революционное движение. Теперь он понял, что политическая борьба, социалистическая деятельность вовсе не исключают друг друга, а находятся в тесной взаимосвязи; что нельзя преувеличивать значение одной из них за счет другой; что только посредством политической борьбы можно прийти к социализму.
Плеханов рекомендовал русским социалистам ту же тактику, которую Карл Маркс в «Манифесте» предлагал немецким коммунистам. В борьбе против самодержавия они должны действовать вместе с буржуазией, пока она будет сохранять свою революционность; но в то же время стараться внедрить в сознание рабочих самое четкое понимание антагонизма интересов пролетариата и буржуазии. Русские социалисты должны вовлечь рабочих в борьбу против самодержавия в качестве союзников буржуазии, но при этом объяснять, что пролетарские интересы потребуют начать борьбу против собственного союзника в момент падения самодержавия.
Подводя итог своим рассуждениям, Бэрон сделал вывод о том, что «Как Петр Великий внедрял в России западные военные и административные методы, как декабристы и люди тридцатых-сороковых годов хотели, чтобы политика и культура России походили на западные, так теперь Плеханов принял западный вариант социализма и взялся за дело превращения его в господствующую тенденцию».
Завершает свою книгу Бэрон анализом разногласий Г. В. Плеханова с В. И. Лениным. В 1917 г. Плеханов отстаивал два центральных тезиса: явный буржуазный характер той исторической фазы развития, в которой вступала Россия и необходимость продолжения войны до победного конца. В мае 1917 г. он советовал Всероссийскому крестьянскому съезду покончить с массовыми беспорядками в деревне и оставить решение аграрного вопроса на рассмотрение будущему Учредительному собранию. Плеханов рекомендовал сохранить частную собственность на землю и осудил резолюцию съезда в поддержку национализации земли. Он предостерегал рабочих, ради их собственного блага, против предъявления неумеренных требований к предпринимателям.
В августе он утверждал: «Лучшим средством борьбы с распространением утопических лозунгов в среде русского пролетариата явится система широких социальных реформ, выработанная путем всесторонне обдуманного соглашения между
революционной демократией и торгово-промышленной буржуазией».
В 1917 г. Плеханов ратовал за государственный порядок, примирение классов и неуклонное продолжение войны. Он считал Ленина и большевиков, проводивших диаметрально противоположную политику, безумными. Он называл ленинские «Апрельские тезисы» «бредом», проявлением безрассудной решимости немедленно перейти к социалистической революции.
Взгляды Плеханова не дают основания предполагать, считает Бэрон, что он перешел от социализма к буржуазному либерализму. Он был сторонником двухэтапного развития революции.
Находясь в состояния предчуствия грядущей катастрофы, он перечитал «Былое и думы» А. Герцена и особенно то место, где они с Н. Огаревым дали клятву отомстить за гибель первых русских революционеров-мучеников — декабристов. Затем он предложил Вере ивановне Засулич отправиться на Воробьевы горы. Сильно побледнев, он внезапно схватил Засулич за руку и воскликнул: «Вера Ивановна, 90 лет назад. Герцен и Огарев принесли свою присягу. Около сорока лет назад,
в другом месте.мы с вами тоже присягнули, что благо народа на всю жизнь будет для нас высшим законом. Наша дорога теперь явно идет под гору. Думаю, мы выполнили ее честно».
Его тревога была связана с осознанием того, что он не реализовал себя. Он был вынужден наблюдать за тем, как события развиваются по другим сценариям. Через десять недель большевики захватили власть.
Плеханов до конца своей жизни считал, что диктатура пролетариата может быть успешной, только если рабочий класс составляет большинство населения. Поддержка крестьянства не возместит слабости рабочего класса в России. Крестьянам нужна земля, а не уничтожение капитализма.
Как правильно заметил историк С. В. Тютюкин, в каждом новом поколении у Плеханова будут свои горячие сторонники, но и не менее упрямые оппоненты. Он хотел видеть Россию не страной рабов и не страной-жандармом, а великим государством подлинно свободных, образованных и уважаемых в мире людей. Таким он и останется в памяти россиян, и не только у них, на все времена — непримиримым борцом с социальной несправедливостью, великим революционером и патриотом.
Факультет права и финансов Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск) при содействии Территориального Института профессиональных бухгалтеров, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, ООО «Издательский дом «Финансы и Кредит» в период с 7 по 9 февраля 2007 г. планирует проведение II Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы формирования информации о деятельности экономических субъектов»
Для участия в конференции приглашаются научно-педагогические работники, докторанты и аспиранты вузов, научные сотрудники академических и отраслевых НИИ, специалисты предприятий и студенты вузов.
Основные направления работы конференции:
экономический анализ, бухгалтерский учет, аудит, налоги и налогообложение, информационные технологии в бухгалтерском учете.
Публикация материалов участников конференции
осуществляется по решению редакционной коллегии в сборнике научных трудов
с грифом издательства ЮУрГУ
Более подробную информацию о предстоящей конференции можно получить по телефону кафедры бухгалтерского учета и анализа: (351)775-27-79 или по электронной почте: [email protected].