Научная статья на тему 'Г. П. Кибасова, Е. А. Юнеева. Культура барокко: Феномен певцов-кастратов'

Г. П. Кибасова, Е. А. Юнеева. Культура барокко: Феномен певцов-кастратов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
135
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Г. П. Кибасова, Е. А. Юнеева. Культура барокко: Феномен певцов-кастратов»

Г.П. Кибасова, Е.А. Юнеева

КУЛЬТУРА БАРОККО: ФЕНОМЕН ПЕВЦОВ-КАСТРАТОВ*

Певцы-кастраты - особая категория певцов, являющаяся значимым явлением не только в барочной опере, но и во всей художественной культуре Италии ХУП-ХУШ вв.

Кастрация мужчин широко практиковалась в Европе с эпохи раннего Средневековья. Оскопление нередко проводилось как пытка для преступников, особенно насильников. Но наиболее часто кастрация применялась для лечения и предупреждения самых разных недугов.

Связь хирургической операции по кастрации мужчин с расцветом особого вокального искусства впервые возникла в Испании. В конце XI в. в мусульманских государствах Испании появились евнухи, ставшие неотъемлемой чертой исламского мира. Некоторые из них благодаря своим удивительным голосам стали привлекаться к католической литургии.

Подлинный расцвет певческого искусства кастратов произошел в Италии, в ХУ11 столетии. Италия стала единственной западной страной, где кастрация стала широко применяться не по медицинским показаниям, а с целью формирования у мальчиков уникального певческого голоса. Именно итальянцы были главными поклонниками этого необычного пения, удовлетворявшего присущую им страсть к нарочитости, жажду чувственных удовольствий.

Операция считалась незаконной, но родители, ссылаясь на несчастные случаи, легко избегали наказаний. По имеющимся данным, в

* Кибасова Г.П., Юнеева Е.А. Культура Барокко: Феномен певцов-кастратов. -Режим доступа: http://kjur.kguki.com/content/cms/files/34951.pdf 122

Культура барокко: Феномен певцов-кастратов

Италии ХУ11 в. под нож хирурга ежегодно отправляли тысячи мальчиков предпубертатного возраста. Впоследствии в некоторых областях Италии медикам разрешили свободно практиковать кастрацию.

Сама операция, даже для врачей ХУ11 в. была простой, однако смертность от таких хирургических вмешательств была довольно высокой. Последствия операции зависели от квалификации хирурга и условий ее проведения. Зачастую операцию проводил сельский знахарь или бродячий шарлатан, и тогда смертность доходила до 80%.

У тех, кто выживал, переставал вырабатываться тестостерон, в голосовых связках не происходили изменения, характерные для периода полового созревания, голосовой аппарат оставался недоразвитым, как у ребенка. У кастратов не происходило опущение гортани, как это бывает после мутации у мальчиков, и таким образом связки не удалялись от резонирующей полости. Это сохраняло особую чистоту и звонкость голоса, который одновременно отличался силой и выносливостью - ведь объем легких и другие физиологические особенности кастрата соответствовали организму взрослого мужчины. Тембр такого певца существенно отличался от женского голоса, хотя совпадал с последним по высоте. Современники отмечали, что в голосе кастрата «есть что-то строгое и неестественное, но тем не менее ослепительное, легкое и покоряющее». Кастраты могли виртуозно исполнять сложные пассажи, выражая важные для барочной музыки а£Гей1 -сильные и страстные чувства.

Певцы-кастраты исполняли высокие партии в церквях, в том числе в Сикстинской капелле, поскольку женщинам запрещалось петь в храме. Внутри духовенства отношение к кастрации было неоднозначным - некоторые теологи выступали против такой практики, но в целом церковь относилась к ней терпимо, так как совершалась она к «вящей Славе Господней».

Растущая слава певцов-кастратов была связана с тем, что совпадала с идейным пафосом эстетики того времени, который выражался в стремлении превзойти природу, исправить ее. Физиологическая исключительность кастратов, их искусственность была связана с «ангельской», «небесной» символикой. В сознании современников голос кастрата ассоциировался с пением ангела, образ которого был символической фигурой в искусстве барокко.

Значительной причиной роста популярности кастратов стало появление на итальянской музыкальной сцене нового жанра - оперы. Развитие оперы с ее драматической интригой, мифологическими ге-

Г.П. Кибасова, Е.А. Юнеева

роями и богами заставляло прибегать к ирреальному звучанию голосов evirati как в лирических женских, так и в мужских партиях.

По окончании певческой карьеры многие из знаменитых кастратов стали выдающимися вокальными педагогами. Именно они закладывали основу вокального образования в Италии.

В 1887 г. указом папы римского Льва Х111 кастрация была запрещена, однако не это стало решающей причиной исчезновения певцов-кастратов. Их виртуозная манера пения не вписывалась в романтическое искусство Х1Х в. с его простотой и естественностью. Сама опера XVIII в. стала казаться громоздкой и перегруженной условностями. Прежнее восхищение мастерством кастратов сменили недоумение и насмешки. Впоследствии идеологи эпохи Просвещения приложили немало усилий, чтобы вытеснить даже память об этом феномене. Во многом это было связано с физиологической стороной проблемы: ведь уже при произнесении слова «кастрат» возникали ассоциации, связанные с сексуальной сферой, отклонениями от нормы и т.д.

Певцы-кастраты - одни из наиболее ярких представителей культуры барокко - принесли Италии славу как музыкальной стране, и именно их искусство способствовало эволюции стиля belcanto, формированию эталонного звука, созданию регламента профессионального пения, на который ориентируются современные оперные певцы.

Т.А. Фетисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.