Научная статья на тему 'Г. К. Лукомский в истории отечественного музейного дела, 1907–1919'

Г. К. Лукомский в истории отечественного музейного дела, 1907–1919 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
613
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Г. К. Лукомский в истории отечественного музейного дела, 1907–1919»

Л. Д. Шехурина

Г. К. Лукомский в истории отечественного музейного дела (1907-1919)

Художник-архитектор и историк искусства Георгий Крескентьевич Лукомский (1884-1952), известный многочисленными публикациями по истории архитектуры, сыграл заметную роль в деле популяризации и сохранения художественного наследия России. Современники называли его «певцом архитектурной старины», «поэтом разрушающейся красоты».

Интерес к архитектурной старине пробудился у Г. К. Лукомского еще в годы учебы в Казанской рисовальной школе (1901-1903). Тогда им было сделано множество зарисовок местных соборов и церквей. В дальнейшем петербургская Академия художеств, заграничные путешествия углубили его познания в области архитектуры и изобразительного искусства, развили художественное мастерство.

Сближение с «Миром Искусства» (первая совместная выставка и статья о ней) открыли Г. К. Лукомскому двери в редакции таких журналов как «Старые годы», «Зодчий», «Столицы и усадьбы», «Аполлон» и другие.

Став членом ряда обществ и комиссий, Г. К. Лукомский принимал активное участие в популяризации старинных памятников архитектурного искусства, в их сохранении. Он совершал многочисленные путешествия по городам России, отыскивал забытые и заброшенные памятники архитектуры. По впечатлениям своих поездок Лукомский выступал с публичными докладами в Обществах: архитекторов-художников, ревнителей истории, защиты и сохранения в России памятников искусства и старины и др. Публицистической заостренностью, обращением к теме «вандализмов» к памятникам прошлого отмечены его выступления, статьи и книги98. Красоту старинных памятников Лукомский запечатлел во множестве рисунков, акварелей и фотографий.

Глубокие познания в искусстве и организаторский талант Лукомско-го проявились и в деле создания отечественных музеев, чему во многом способствовала деятельность художественных обществ и комиссий, заботившихся о сохранении памятников искусства и старины. В их числе Общество архитекторов-художников (ОАХ), в работе которого активное участие принимал Лукомский.

В 1907 г. Обществом была создана Комиссия по изучению и описанию старого Петербурга. В состав Комиссии вошли известные искусст-

98 Голлербах Э. Ф. Георгий Крескентьевич Лукомский. Казань, 1928. С. 3-5.

воведы, архитекторы, художники: А. Н. Бенуа и Л. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. Ф. Гауш, В. Я. Курбатов, М. В. Добужинский, Н. Н. Врангель, И. А. Фомин, многие из которых являлись также членами Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.

Комиссия предложила создать Музей Старого Петербурга. В декабре 1908 г. Департамент Общих дел М. В. Д. утвердил проект «Положения о музее Старого Петербурга», включавший и его устав. В течение 1907-

1918 гг. музей располагался в доме П. Ю. Сюзора на Васильевском острове (Кадетская ул., 21). А в 1918 г. он переехал на наб. Фонтанки, 33 (у Аничкова дворца) и был преобразован в один из отделов Музея Города99.

Управляли музеем Совет и избранная им дирекция. Первым председателем Совета был А. Н. Бенуа, которого затем сменил П. П. Вейнер (1911-1925 гг.). В Совет Музея входил и Г. К. Лукомский100.

Музей Старого Петербурга вел активную работу по сохранению культурных памятников города, включая в экспозицию музея фотографии, рисунки, макеты сломанных или перестроенных зданий. Велась также регистрация памятников (так называемый «реестр вандализма»), в который заносились все случаи порчи архитектурной отделки зданий с указанием виновников нарушений.

По поручению Комиссии по изучению и описанию Старого Петербурга Лукомский совершал поездки по провинции (в частности, в Орловскую и Черниговскую губернии) «для собирания, исследования, изучения, зарисовывания и фотографирования предметов старины для Музея Старого Петербурга»101. Финансировался Музей за счет ассигнований ОАХ, субсидий правительства и общественных организаций, пожертвований частных лиц, доходов от посещений музея и издательской деятельности. Но денег всегда не хватало, поэтому дирекция Музея с благодарностью принимала помощь художников, передававших в дар свои работы

для распродажи в пользу Музея. Дарил свои работы Музею и Г. К. Лу-

«102

комский .

В начале ХХ в. в обществе возрос интерес к искусству допетровского времени. Этому во многом способствовала активная популяризаторская и творческая деятельность художников и архитекторов. Н. К. Рерих, ратовавший за сохранение памятников древнерусского искусства, открыто заявлял о необходимости собирания предметов старины в едином доступном для обозрения хранилище - музее, их учете, систематизации и

99 Андреева А. Н. Музей города // Петербургские чтения-96. СПб, 1996. С. 133-135; Музейная энциклопедия: в 2 т.: М., 2001. Т. 2. С. 208-209.

юо ор грм. Ф. 109. Ед. хр. 1. Д. 25.

101 Там же. Л. 22. Из выданного Г. К. Лукомскому Комиссией музея удостоверения от 31 мая 1910 г.

102 РО ГРМ. Ф. 109. Ед. хр. 50. Л. 9. Письмо П. П. Вейнера от 22 февр. 1912 г.

изучении103. На заседании Общества архитекторов-художников 15 октября 1909 г. Н. К. Рерих внес предложение «немедленно приступить к всероссийской подписке на исследование древнейших русских городов и собирание музея до-петровского зодчества и всего древнего быта»104. Предложение было принято единогласно.

В 1910 г. Общество архитекторов-художников утвердило «Положение о музее»105 и учредило комиссию, члены которой должны были возглавить исследования древностей с целью пополнения «Музея допетровского искусства и быта». В комиссию вошли: Н. К. Рерих, академики А. Ф. Щусев и В. А. Покровский, Н. Е. Макаренко, Е. Ф. Шретер, Г. К. Лукомский, А. А. Ростиславов и другие.

В задачи комиссии входили исследования древних русских городов, на основе которых готовились издания с описаниями древностей, сопровождаемыми иллюстрациями, и т. д. Уже в декабре 1909 г. комиссия «Музея допетровского искусства и быта» разработала проект издания иллюстрированных брошюр о старинных городах под общим названием «Лики древности». Проект предполагал включение исторического, этнографического и народно-поэтического материала. Как отмечалось в прессе, проект получил поддержку издательства И. Д. Сытина, якобы имевшего намерения серьезно заняться изданием художественных материалов. Комиссия разработала тип издания и наметила для издательства две серии: серию городов и серию наиболее интересных монастырей. Авторами брошюр, а также иллюстраций к ним должны были быть члены комиссии, художники и литераторы106. Для Г. Лукомского, как художника-архитектора и историка искусства это предприятие, несомненно, должно было представляться заманчивым. Однако проект создания «Музея допетровского искусства и быта» и его издательские планы остались неосуществленными.

Однако идея подготовки изданий о старинных городах России всерьез увлекла Лукомского. В течение последующих лет он совершал поездки по старейшей провинциальной части России, собирал и изучал исторические документы, делал зарисовки и фотографии. В результате был издан ряд книг об архитектурных памятниках Чернигова, Вологды, Полоцка, Козельца, Костромы и других.

103 Городская жизнь: хроника // Ведомости С.-Петерб. градоначальника. 1909. 3 нояб.

104 Конова Л. С. И. К. Рерих и художественные общества Петербурга-Петрограда // Петербургский Рериховский сб. СПб., 2001. Вып. 4. С. 279-292.

105 Музей должен был временно располагаться в здании Академии наук и составляться и пополняться Обществом архитекторов-художников.

106 Ростиславов В. А. Пропаганда красоты и старины // Речь. 1909. 2 дек.

Хорошо зная состояние жизни провинциальных городов, Лукомский осознавал необходимость и важность для них художественных музеев. Подобно другим известным художникам, он охотно откликался на просьбы провинциальных музеев прислать в дар свои работы в целях пополнения их собраний107. Как тонкий знаток художественной старины, он нередко давал ценные советы даже таким опытным специалистам как Н. Ф. Беляшевский (директор Киевского художественно-промышленного и научного музея) по приобретениям музея, их художественной оценке108.

После февральских событий 1917 г. Лукомский, в числе наиболее активных художественных деятелей Петербурга, вошел в состав Особого Совещания по делам искусств при комиссаре Временного правительства Ф. А. Головине, созданного по инициативе М. Горького и А. Н. Бенуа. Одной из главных задач новой организации А. Н. Бенуа считал охрану художественных памятников и сокровищ от расхищения и уничтожения. В состав Музейной и охранной комиссии Особого Совещания был включен Г. К. Лукомский109. По поручению Особого совещания в апреле-марте 1917 г. он выезжал в Тверь и Киев, а в мае возглавил созданную по инициативе Особого совещания Царскосельскую художественноисторическую комиссию.

Комиссия во главе с Г. К. Лукомским сыграла важную роль в организации Дворцов-музеев Царского Села. В задачи комиссии входило: организация охраны, ремонта и реставрации помещений бывшей царской резиденции, каталогизация находящихся здесь исторических реликвий и произведений искусства, а также описание и консервация обстановки семьи последнего царя для предполагаемого специального раздела будущего музея. Вместе с Г. К. Лукомским в работе комиссии участвовали: его брат Владислав Крескентьевич, М. И. Рославлев, В. И. Яковлев, Э. Ф. Г оллербах, И. П. Якоби и другие.

В связи с ожидавшимся наступлением германских войск на Петроград, по распоряжению Временного правительства было решено отправить в Москву наиболее значительные художественные предметы из Зимнего и пригородных дворцов. В сентябре-октябре 1917 г. комиссия провела работу по эвакуации дворцовых коллекций в Москву110.

Задачи перед комиссией стояли огромные, а сроки - самые оптимальные. К весне уже было назначено открытие музеев. Как вспоминал

107 О музеях в провинции (к созданию художественного музея Екатеринослав-ского научного о-ва) // Южная Заря. 1910. 12 окт.; ОР ГРМ. Ф. 109. Ед. хр. 37. Л. 1.

108 ОР ГРМ. Ф. 109. Ед. хр. 45. Л. 19-20.

109 ОР ГРМ. Ф. 137. Ед. хр. 2033. Л. 1-17.

110 Ходасевич Г. Д. «Во Дворце - трактуемом как музей...». Г. К. Лукомский в Царском Селе // Хранители: материалы XI Царскосельской науч. конф. СПб., 2005. С. 178-188.

Э. Голлербах: «Работали мы все не за страх, а за совесть, получали грошовое вознаграждение, восьмушку хлеба в день, часто вместо хлеба -канареечное семя или жмыхи. Однако, духом не падали, трудились дружно и сумели сберечь все огромное художественное имущество Царскосельских дворцов»111.

Важной задачей художественно-исторической комиссии являлось составление новых описей, которые в отличие от дореволюционных выполняли роль первых музейных инвентарных книг и каталогов. Описание царскосельских художественных коллекций началось с Александровского дворца 1 октября 1917 г. В то же время из дворца вывозили драгоценности, архив и живописные полотна современных художников для дальнейшего их размещения в Зимнем дворце.

Результатом проделанной работы явились два каталога, составленные Г. К. Лукомским112, в которых давалось и описание убранства дворцовых помещений, и краткая история дворцовых построек.

В ноябре 1918 г. по окончании всех описательных работ и открытии всех дворцов и павильонов Г. К. Лукомский выехал в Киев. В это время в Киеве, несмотря на бурную и сложную политическую ситуацию, шла интенсивная работа по реорганизации культурных учреждений, учету и охране памятников искусства и старины.

Киевский период был для Лукомского очень плодотворен. В январе

1919 г., накануне взятия Киева Красной армией, он активно включился в художественную и организационную работу. Как член Комиссии по ликвидации имуществ религиозных установлений при Наркомбезе, Луком-ский провел большую работу по описанию и фотографированию храмов византийского периода, участвовал в создании музея Собора Св. Софии. Но особенно значимой в этот период для него стала работа по организации музея на основе богатого частного собрания Б. И. и В. Н. Ханенко, (позднее «Музей Восточного и Западного искусства»)113.

На протяжении 40 лет супруги Ханенко, располагая большими средствами, собирали произведения искусства разных эпох и народов. В результате сложилась уникальная коллекция, «каких, - по мнению

Г. К. Лукомского, - не только немного в отечестве нашем, но и в Западной Европе». Богдан Иванович Ханенко перед смертью (в мае 1917 г.) завещал свою часть собрания городу. Вдова Богдана Ивановича, Варвара

111 Голлербах Э. Ф. Георгий Крескентьевич Лукомский. Казань, 1928. С. 9.

112 Краткий каталог Музея Большого Екатерининского дворца. Пг., 1918; Краткий каталог Музея Александровского дворца. Пг., 1918.

113 Лукомский В. К. Георгий Крескентьевич Лукомский (материалы для биогр.). ОР ГРМ. Ф. 109. Ед. хр. 3. Л. 2-6.

Николаевна, осталась единственной хранительницей огромной коллекции, остро нуждающейся в опытном и знающем помощнике.

Узнав, что в Киеве находится бывший хранитель музея Царского Села, Варвара Николаевна (в январе 1919 г.) предложила ему взять на себя обязанности хранителя ее собрания. Однако необходимо было получить формальное назначение от Управления по делам искусств, в котором большим авторитетом пользовался друг Лукомского, известный художник E. И. Нарбут. Была созвана комиссия, наметившая программу действий, в составе: E. И. Нарбут, Н. Ф. Беляшевский и Н. А. Прахов114.

С Николаем Федоровичем Беляшевским Лукомский был знаком с 1910 г., когда в Киевском городском музее впервые была устроена его выставка. С тех пор между ними установились дружеские и деловые отношения. Беляшевский, ценивший Лукомского как тонкого знатока искусства, не раз обращался к Георгию Крескентьевичу за советами и кон-сультациями115. Ответив согласием на предложение Лукомского войти в комиссию, Николай Федорович сказал: «Георгий Крескентьевич, вам придется скоро сыграть большую роль в Киеве, мы надеемся - у вас опыт - вы поставите на надлежащую почву вообще дело охраны. <...> Беритесь скорее за музей Ханенко». Как вспоминал Лукомский: «В Управлении сейчас же была написана «бумажка», что я назначаюсь в собрании Ханенко представником, т. е. «охоронником» и что голова управления Мазуренко «запрещает кого бы то ни было без ведома его ко мне в музей допускать». <...> Я поселился в кабинете Богдана Ивановича, где почти без перемещений и прожил 8 месяцев»116.

Власти щедро отпускали деньги на организацию музея, но и требовали скорого завершения работ. Дел же оказался непочатый край. Как вспоминает Лукомский, «собрание Ханенко не было каталогировано: больше - несистематичность царила во всем. И библиотека находилась в состоянии совершенного хаоса»117. Приходилось разбирать вещи, отделяя наиболее ценные произведения от малоценных, расставлять их и развешивать. Кое от чего и вовсе приходилось отказываться, уговаривая и убеждая в этом Варвару Николаевну.

Возникали порой и драматические ситуации. Так, за неуплату котрибуции (в 1 млн руб.) Варвара Николаевна была арестована К. Ч. К. С большим трудом Георгию Крескентьевичу удалось вызволить ее из-под ареста, убедив власти, что Варвара Николаевна необходима ему для работы.

114 Лукомский Г. К. Исторический очерк и краткое описание коллекций киевского государственного музея имени Ханенко. Париж, 1925. С. 13.

115 ОР ГРМ. Ф. 109. Ea. хр. 45. Л. 1-21.

116 Лукомский Г. К. Исторический очерк и краткое описание коллекций киевского государственного музея имени Ханенко. Париж, 1925. С. 14.

117 Там же. С. 16.

Варвара Николаевна тяжело переживала национализацию музея. Георгию Крескентьевичу приходилось терпеливо убеждать ее в необходимости этого акта, как средства сохранения собрания, его «индивидуализации».

С приходом Добровольческой Армии положение бывших советских служащих серьезно осложнилось. Лукомский был отстранен от должности. Оставаться в Киеве стало опасным. Уехали и многие друзья и родственники Варвары Николаевны. Собрался уезжать из Киева и Лукомский, уговаривая ехать и Варвару Николаевну. Но она уезжать наотрез отказалась, твердо решив охранять то, что было ей «дороже жизни». Позднее в письме к И. С. Остроухову В. Н. Ханенко писала: «.Мой музей национализирован, приведен в весьма удовлетворительно музейный вид, так же как и библиотека, и 3 раза в неделю посещается публикой. Вся большая работа сделана трудами и под руководством архитектора-художника Георгия Крескентьевича Лукомского, который обладает большими знаниями и большим организаторским талантом. Я ему страшно благодарна»118. До конца своих дней работала Варвара Николаевна в музее, оставаясь его почетным директором.

Выехав в Ялту, Г. К. Лукомский начал предпринимать действия по созданию Ливадийского музея, однако не смог добиться поддержки у местных властей.

В 1920 г. он выехал за границу с намерением изучать византийское искусство119. В Россию он уже не вернулся. Живя в эмиграции, Г. К. Лу-комский многое сделал для популяризации русского искусства: выступал с лекциями, устраивал выставки произведений своих соотечественников и собственных работ, публиковал искусствоведческие труды. Но опыт музейной работы на родине оставался для него особенно памятным и дорогим. Целый ряд книг и статей, изданных им за границей, был посвящен царскосельским и киевским музеям и музейным собраниям, в преобразование которых Г. К. Лукомским внесен заметный вклад.

118 Из письма В. Н. Ханенко И. С. Остроухову от 1.У1.1919 г. РГАЛИ. Ф. 10. Оп. 1. Ед. хр. 6692.

119 ОР ГРМ Ф. 109. Ед. хр. 3. Л. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.