Д.Ю. АЛЕКСЕЕВ
Г.К. Гинс - основоположник российского солидаризма
Статья посвящена одному из наиболее ярких представителей восточной ветви российской политической эмиграции и его учению, которое мало известно на Родине, но представляется весьма актуальным для ищущей свой путь обновленной России.
Ключевые слова: солидарность, политическая идеология, российский со-лидаризм, Г.К. Гинс, восточная ветвь российской политической эмиграции, Народно-трудовой союз российских солидаристов, Харбин, КВЖД.
G.K. Gins - the Founder of Russian Solidarism. D.U. ALEKSEEV
The article is devoted to one of the brightest representatives of the Eastern Branch of Russian Political Emigration and its techniques, which is little known at home but is very important in finding a way to a renewed Russia.
Key Terms: Solidarity, Political Ideology, Russian Solidarism, G.K. Gins, Eastern Branch of Russian Political Emigration, People’s Labor Union of Solidarity, Harbin, Eastern-Chinese Railway.
Основоположником российского солидаризма несомненно является профессор права Г.К. Гинс [5], жизнь которого тесно связана с историей зоны КВЖД (ее 100-летие отмечалось в 2008 г.). В 19201938 гг. он жил в Харбине, где работал профессором в местном университете и служил при Управлении КВЖД.
Георгий Константинович Гинс родился 15 апреля 1887 г. в Мод-лине (бывший Новогеоргиевск, ныне территория Польши), в семье офицера. Окончил гимназию в Кишиневе в 1904 г. и юридический факультет Санкт-Петербургского университета в 1909 г. В 1910 г. талантливый выпускник был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. Г.К. Гинс работал в Министерстве юстиции, затем в Переселенческом управлении, занимаясь вопросами распределения оросительных вод в Туркестане1. В 1916 г. Г.К. Гинс стал приват-доцентом Петроградского университета, а в 1918 г. получил кафедру профессора гражданского права в политехническом институте в Омске. Во время Гражданской войны в 1918-1920 гг. Г.К. Гинс входил в правительство адмирала А.В. Колчака. Эта его деятельность
1 Позднее это послужило основой для его магистерской диссертации «Водное право и предметы общего пользования», которую он защитил в Париже 23 апреля 1929 г. В ней Г.К. Гинс обосновал солидаристическую теорию координационного права.
нашла отражение в мемуарном двухтомнике «Сибирь, союзники и Колчак» (Пекин, 1920 г.).
В январе 1920 г. Г.К. Гинс вынужденно эмигрировал в Харбин. Там он вместе с В.М. Посохиным основал магазин «Русско-Маньчжурская книготорговля» и занялся продажей эмигрантской литературы. Затем ему удалось стать редактором журнала «Русское обозрение». В 1920-1938 гг. Г.К. Гинс преподавал на русском юридическом факультете в Харбине, служил при Управлении КВЖД, вел адвокатскую практику, написал ряд работ по проблемам Китая и Японии.
Тридцатого июня 1941 г. Г.К. Гинс выехал к сыновьям в США, где сначала редактировал газету «Русская жизнь» в Сан-Франциско, затем с 1945 по 1954 г. преподавал в Калифорнийском университете в Беркли, а с 1955 г. до выхода в отставку по болезни в 1964 г. работал на радиостанции «Голос Америки». В этот период на английском языке вышли его книги «Советское право и советское общество» (1954 г.) и «Упадок коммунизма» (1956 г.). В 1950-1960-е гг. он публиковался в журналах Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС) «Посев», «Мысль» и «Наши дни». Около десятка книг Г. К. Гинса были изданы на русском языке. Среди них необходимо особо выделить следующие: «На путях к государству будущего: от либерализма к солидаризму» (1930 г.), «Новые идеи в праве» (19311933 гг.), «Социальная психология» (1936 г.), «Право и культура» (1938 г.). В этих работах заложены правоведческие основы современного российского солидаризма. Г.К. Гинс умер 24 сентября 1971 г. в небольшом калифорнийском городке Редвуд-Сити.
Георгий Константинович Гинс был знаком с трудами французских мыслителей Л. Буржуа, С. Бугле и Ш. Жида, усиленно пропагандировавших солидаризм как «философию третьей республики», но к идее солидаризма пришел самостоятельно, в процессе работы над своей диссертацией [1]. Следует отметить, что пропагандисты «третьей республики» страдали декларативностью, идея солидаризма не получила у них надлежащего обоснования и не была развита в определенную социально-экономическую программу.
Диссертация «Водное право и предметы общего пользования» стала, как уже сказано, результатом поездки в Туркестан, где Г.К. Гинс впервые обратил внимание на особенности организации водного хозяйства. Оно отличается и от индивидуального господства над хозяйственными благами, и от коллективизма в его социалистической трактовке.
Вторым толчком послужило изучение так называемого трудового права, принимающего за основу факт существования рабочих союзов и коллективных договоров. В связи с этим Г.К. Гинс не мог не задуматься над проблемой неизбежной эволюции государства и его будущей организации в связи с новой социально-хозяйственной системой.
Заимствовав у французов термин, Г.К. Гинс посвящает целый ряд работ экономическому, психологическому и юридическому обос-
нованию солидаризма. Он убежден, что солидаризм должен стать ведущей идеей XX в.
«Счастлив тот век, который нашел свою идею. Век Ренессанса или век классического либерализма никогда не потеряют своего “лица” в истории... Когда найдена руководящая идея, сознание становится ясным: как будто рассеивается тьма ночи и настает день. Заканчивается бесплодная борьба, начинается творческая работа» [3, с. 210].
Солидаризм, по мнению Г.К. Гинса, «близок психологии современного человека, он отвечает тенденции нашего времени, он повышает этический уровень и способствует материальному прогрессу ... Солидаризм способен дать внутренний мир и подготовить психологию народов для мира внешнего» [2, с. 209-210].
Г.К. Гинс утверждал, что для обоснования солидаризма нет надобности прибегать к каким-либо искусственным формулам. С психологической точки зрения он отвечает исконному и естественному мотиву человеческого поведения - солидарности.
Люди руководствуются в своих взаимоотношениях отнюдь не только эгоизмом или альтруизмом. Человек - «существо общественное», и у него, как и у многих других живых существ, есть общественные инстинкты. Одним из их проявлений служат действия, руководимые солидарностью. Солидарность «не может быть отнесена ни к эгоизму, потому что солидарность связывает нас с интересами других лиц, ни к альтруизму, потому что солидарность предполагает сознание взаимной пользы, а не только пользы других лиц» [3, с. 211].
Приняв солидарность за основу человеческого поведения, Г.К. Гинс делает вывод о возможности построения особой системы общежития - солидаризма. Система солидаризма, по его мнению, должна основываться на «регулятивном» (согласительном) праве и со-лидаризированном хозяйстве. Концепция Г.К. Гинса строится на четырех основных положениях.
1. Поведение людей в их взаимоотношениях не укладывается в рамки двух направлений: эгоистического (характеризуемого себялюбием) и альтруистического (самоотверженного). Г.К. Гинс выделяет третье направление - «эго-альтруистическое», основанное на сознании солидарности. Оно, по его мнению, выражается в уступках, компромиссах, согласованиях, не для пользы одних только посторонних лиц, но для взаимной пользы.
«Всякая уступка, всякое подчинение основываются здесь не на жертвенном служении другим людям или обществу, а на сознании, что подчинение личного блага общему благу приносит общие выгоды, а потому и совершается в целях и пределах этой общей выгоды. Личный интерес человека, его эгоизм, разумно понятый, научает его соблюдать интересы общества, в котором он живет. .Выгода целого является выгодой и отдельного лица, оно готово поступиться частичными интересами, чтоб достичь главной цели. На этой почве вырас-
тает психология соподчинения, или солидарности, психология эго-альтруистическая» [3, с. 212].
2. Аналогично в сфере устройства человеческого общежития индивидуализму и коллективизму Г.К. Гинс противопоставляет солидаризм. Солидаризм «не навязывает личности тех целей, которые чужды ей, и не приносит индивидуальные интересы в жертву “общему благу”, если только эта жертва не вознаграждается выгодами для участников солидарной группы» [3, с. 213].
Эта идея является основой всякого общественного порядка, но в качестве проявления солидаризма она воплощается в особых правовых началах, обеспечивающих, во-первых, объединение и совместную защиту солидарных интересов каждой общественной группой и, во-вторых, такое согласование интересов противоположных групп, чтобы личность, подчиняющаяся общественному союзу, находила в нем ограждение своих прав от притязаний государства, а в государстве -защиту от деспотизма общественной организации.
3. Как альтернативу частному и публичному праву Г.К. Гинс предлагает согласительное или «регулятивное» право: оно требует согласования действий и интересов и не только определяет границы свободы, как это принято в частном праве, но и подчиняет частные интересы общим, возлагая в связи с этим на отдельных лиц положительные обязанности. «...Все отдельные хозяева так же, как и работники умственного и физического труда, являются соучастниками одного общего народного хозяйства, вследствие чего их действия и интересы должны согласовываться, по возможности добровольно, и только в крайнем случае принудительно» [3, с. 214].
4. Соответственно, двум системам хозяйствования - децентрализованной и централизованной - Г.К. Гинс противопоставляет «со-лидаризированное хозяйство». Это хозяйство, поддерживаемое «регулятивным правом», представляет собой, по мысли Г.К. Гинса, усовершенствованную систему частно-правового строя, укрепляющего свою жизнеспособность переходом в стадию организованности, но организованности, достигаемой не путем подчинения единому принудительному плану, а путем согласования интересов между участниками хозяйства. Согласование это, по его теории, достигается при участии и, когда нужно, при поддержке государства.
Г.К. Гинс предложил свою программу преобразований государственного и экономического строя, состоящую из четырех основных частей.
1. Укрепление центральной власти и ее авторитета, необходимое для осуществления посреднических функций в обществе. Форма государственного устройства, по мнению Гинса, может быть различной в различных государствах, определяется она историческими основаниями, психологией народа и особенностями страны.
В то же время Г.К. Гинс выступал за корпоративное устройство государства. «Его особенность - иерархия солидаристически постро-
енных общественных организаций, которые, охватывая по возможности все население и представляя все его интересы в параллельно сосуществующих организациях, стремятся не к поглощению одних другими, но к согласованному сотрудничеству в государстве как в высшем единстве» [3, с. 216].
Солидаристическое государство, по Г.К. Гинсу, предполагает согласование интересов противоположных групп либо в порядке добровольных соглашений на договорных началах, либо при посредническом участии государства.
2. В основе хозяйственного строя солидаризм как юридическая система, по замыслу Г.К. Гинса, охраняет собственность, конкуренцию и свободу предпринимательской деятельности. Солидаристическое хозяйство вносит организующее начало не путем подчинения выработанному в центре плану, а содействием: при однородности интересов - сотрудничеству и взаимопомощи, а при противоположности их - согласованию.
«Не принимая на себя хозяйственных задач, за исключением разве только военной промышленности и некоторых специального рода предприятий, государство сохраняет свободу частного хозяйства. Но оно не может допускать в области частного хозяйства таких явлений, которые вредны для народного хозяйства в целом» [3, с. 216].
3. Г.К. Гинс особо подчеркивает, что система солидаризма, несмотря на сходство отдельных черт, в корне отличается от тоталитарных государств. Он считает, что тоталитарный режим является извращением солидаризма. «Государство солидаристическое тоже подчиняет частные интересы государственным, оно тоже стремится организовать общество, связав его в одно целое при посредстве государственного авторитета, но оно не противопоставляет государство личности и не выдвигает свою волю как какую-то особую верховную волю, не считающуюся с волей граждан. ...Чужда солидаристическому государству идея монополизированной народной воли в лице правящего аппарата или вождей. ... Солидаризация проводится при наличии если не противоположных, то, во всяком случае, разнородных групп и течений, за каждым из которых признается право на существование» [3, с. 217].
Чтобы не допустить перерождения солидаристического государства в тоталитарное, Г.К. Гинс выступает за строгое ограничение вмешательства государства в действия хозяйствующих органов: оно допускается только либо в случае расхождения частных интересов с интересами государства, либо такого конфликта между интересами отдельных производительных групп, который не может быть разрешен собственными силами.
«Солидаризм отрицает и пассивность либерального государства, и самоуверенную претенциозность государства социалистического. Солидаристическое государство, примиряя интересы противоположных... классов и групп, ограждает интересы более слабых не с целью
перераспределения материальных средств, а в целях сохранения социального мира» [3, с. 217].
4. Система солидаризма, по замыслу Г.К. Гинса, должна быть проникнута особым этическим сознанием, вытекающим из психологии солидарности. Она предполагает, что весь государственный и хозяйственный строй отношений проникается идеей солидарности.
Солидарность, по мнению Г.К. Гинса, существует с тех пор, как существует общество, но она, на его взгляд, еще не означает солидаризма как системы хозяйства и как организации общественных взаимоотношений в государственном масштабе. «...Осуществление солидаризма возможно лишь при условии воспитания ряда поколений в этике, проникнутой духом солидарности. Современное состояние хозяйства и взаимоотношений труда и капитала уже подготовило переход к новому порядку, воспитывая привычку к сотрудничеству, организованной защите интересов и согласованию планов» [3, с. 218].
Из этого Г.К. Гинс делает вывод, что в существующей ситуации нетрудно подготовить кадры государственных и общественных деятелей, которые, проникнувшись идеями национального единства и общегосударственных задач, сумеют связать отдельные группы и организации согласованной работой, без нарушения свободной их самодеятельности. И такие кадры нашлись в среде эмигрантской молодежи, положившей идеи Г.К. Гинса в основу идеологии Народно-трудового союза российских солидаристов (НТС).
В то же время Г.К. Гинс подчеркивал, что считает себя кабинетным теоретиком солидаризма: «Солидаризм как политическая программа - это не то, что солидаризм как теория, имеющая общее значение. Между кабинетной работой теоретика и практической работой последователей, воспринявших идею, - дистанция огромного размера» [4, с. 25].
Надо отметить, что, дистанцировавшись от практической политики НТС, Г.К. Гинс тем не менее высоко оценивал вклад в теорию солидаризма члена НТС философа С. А. Левицкого. При этом он подчеркивал большое значение философии и религии в нравственном перевоспитании людей в духе солидаризма.
Идеи основателя российского солидаризма пока еще малоизвестны на Родине, поскольку в советское время труды участника Белого движения находились под запретом. Но постепенно ситуация начинает меняться. Так, в 1992 г. в Москве в издательстве «Посев» вышла книга трудов Г.К. Гинса «Предприниматель», а в 2007 г. этим же издательством опубликован сборник «Портрет солидаризма. Идеи и люди», в котором почетное место отведено профессору Г.К. Гинсу.
Как и предсказывал Г.К. Гинс, солидаризм сыграл весьма значительную, хотя и не совсем однозначную, роль в минувшем столетии. Солидаризму удалось наметить средний путь между крайностями неограниченной свободы и тиранией государства над личностью. В противоположность марксистскому тезису о классовой борьбе как дви-
жущей силе общественного развития создатели концепции солида-ризма провозгласили первичным и основополагающим фактором жизни и деятельности любого общества, прежде всего буржуазного, солидарность его членов.
Будучи направленным против марксизма, солидаризм в то же время явился реакцией на подчеркнуто индивидуалистические установки буржуазной идеологии эпохи промышленного капитализма.
С переходом капиталистического общества в стадию империализма социально-политическая концепция солидаризма получила широкое распространение в Европе. Она использовалась реформистами для обоснования «сотрудничества и примирения классов». В условиях глобального кризиса европейско-христианской цивилизации (мировые войны, революции, великая депрессия, мировой экономический кризис, нарастание социальной и политической напряженности, кризис основных идеологий) именно идеи солидаризма оказались наиболее востребованными.
Солидаризм был взят на вооружение «ревизионистами» (марксистами, отказавшимися от революционного преобразования общества), что стало переворотом в социалистической мысли и началом современной социал-демократии.
С идеей солидаризма тесно связана доктрина «собственность обязывает», изображавшая частную собственность как служение обществу. Эта концепция привела к переоценке ценностей в либерализме, находившемся в результате мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. в глубочайшем кризисе.
Солидаризм неразрывно связан и с христианско-демократической идеологией. Положения западного солидаризма как христианского учения разработали немецкие мыслители Генрих Пеш и Освальд Нелль-Брейнинг. Их программа «социально-ответственного рынка» легла в основу многих европейских политических партий: французских центристов, австрийской Народной партии, христианских демократов в Германии, Италии и Бельгии, «Солидарности» в Польше (с 1977 г.).
Использовался солидаризм и для обоснования корпоративных и фашистских режимов (Италия, Германия, Испания, Португалия), в результате чего после их падения оказался существенно скомпрометированным.
В 1960-1970-е гг. на идее солидаризма основываются такие буржуазные концепции, как «социальное партнерство», «ассоциация труда и капитала» и др. Подобные идеи развивались и в 1980-1990-е гг.
Таким образом, солидаризм идеологически обосновал переход от «дикого» капитализма к обществу социальной гармонии и стабильности, от противостояния к социальному компромиссу и партнерству. Концепция Г. К. Гинса и его единомышленников предложила позитивную альтернативу классическому либерализму, казарменному социализму и фашизму, наметила путь между крайностями к гармонич-
ному строю, предусматривающему максимальный учет всех интересов. Солидаристы противопоставили кровавой теории классовой борьбы гуманистическую идею сотрудничества и взаимопомощи. Идеи солидаризма во многом реализованы в странах Запада, получают все большее распространение и в Восточной Европе, включая посттоталитарную Россию.
В нашей стране, уставшей от крови и постоянного противостояния, отвергнувшей тоталитарный социализм и бандитский капитализм, погруженной в идейно-психологический кризис и ищущей Третий путь, эти идеи весьма актуальны. Солидаризм может стать той самой объединяющей национальной идеей, которая поможет нашей Родине перейти от противостояния к созиданию и, преодолев стадию дикого капитализма и мировой финансово-экономический кризис, построить современное цивилизованное общество.
Литература
1. Гинс Г.К. Водное право и предметы общего пользования / Г.К. Гинс. - Харбин, 1929.
2. Гинс Г.К. На путях к государству будущего (от либерализма к со-лидаризму) / Г.К. Гинс. - Харбин, 1930.
3. Гинс Г.К. Руководящая идея современности. Очерк о соли-даризме / Г.К. Гинс. - Харбин, 194G.
4. Интервью с профессором Г.К. Гинсом // Посев. 1994. № 1.
5. Личное дело профессора Гинса Г.К. ГАХК, ф. 830, оп. 3, д. 4459, л. 89-90.
© Алексеев Д.Ю., 2009 г.