Научная статья на тему 'Г. И. Саганенко. «Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования»'

Г. И. Саганенко. «Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Смирнова Елена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Г. И. Саганенко. «Многообразие возможностей социологического изучения сферы образования»»

Г.И. САГАНЕНКО

«МНОГООБРАЗИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Елена Смирнова

профессор кафедры прикладной и отраслевой социологии

факультета социологии СПбГУ

Уважаемые коллеги! Хотелось бы сразу отметить, что обсуждаемая работа может быть интересна не только социологам, изучающим сферу образования. Наверняка она окажется полезной практически всем социологам, а также педагогам, аспирантам, магистрам и студентам.

В Части I «Обоснование и технологии социологических исследований, базированных на текстах» содержится важная для всех исследователей, вникающих в методологические проблемы, информация по следующим вопросам и темам: подходы и типы социологических исследований; типы информации, используемые в эмпирическом исследовании; компоненты, составляющие эмпирический результат исследования; логика исследовательского процесса и «участники исследовательской ситуации». Представляется, что введение в оборот термина «тип исследования» обоснованно, поскольку позволяет профессиональному сообществу точнее и яснее конституировать процедуру и результаты своей работы. Г.И.Саганенко вкладывает в это понятие следующее. В каждом типе исследования по-разному решаются стратегические и организационные вопросы, каждый тип отличается способом актуализации первичных данных, стратегией перехода от первичных данных к конечным результатам, специфической значимостью исследовательских результатов. Предъявляя коллегам свой тип исследования, целесообразно указать специфику позиций различных «субъектов», определиться со «статусами» социальной реальности, исследователя, респондента, метода. Далее автор работы подробно рассматривает другие моменты, представляющие интерес для многих социологов.

Часть I содержит также два раздела, посвященных методу открытых вопросов. Казалось бы, эта область достаточно разработана, однако у автора содержится много интересных соображений и наработок, например, по таким аспектам, как «респондент в поисках ответа на вопрос исследователя», «системность открытых вопросов в анкете», «условия успешности применения метода» и другие. Вся эта информация носит не только теоретический характер, она базируется на разнообразных приемах, отработанных в процессе различных исследований.

Здесь же даны сведения об использовании программы «ДИСКАНТ», которая представляет собой компьютерную систему поддержки качественных исследований с текста-ми1. Эта программа позволяет проводить такие операции как фиксация отдельных словосочетаний, работа с наборами больших неструктурированных текстов (например, биографий) и другие.

Часть II «Прикладные технологии в социологическом изучении сферы образования» выполнена под научной редакцией Г.И Саганенко и содержит описание 14 исследований, в большинстве из которых Г.И.Саганенко принимала участие как соавтор. В этой публикации (которую можно рассматривать и как самостоятельную) представлены различные сферы образования: высшее, школьное, среднее специальное, а также различные субъекты образования — школьники, молодежь, студенты колледжей и вузов, взрослые люди и т.д.

Информационная составляющая рецензии, сколь подробной она ни была, никогда не отразит всего содержания и нюансов работы.

Прочтение этой работы, ее обсуждение на факультете социологии позволяют говорить о том, что она будет очень полезной различным контингентам социологов. Книга написана простым и понятным языком, а потому доступна не только «матерым» исследователям, но и начинающим социологам, аспирантам, магистрам и студентам, как только они соприкасаются с исследовательской процедурой. Она содержит те методологические соображения, над которыми размышляют многие социологи, но они еще не «положили их на бумагу».

Представляется, что исследования, представленные во второй части, могут стать неким аналогом для многих студенческих исследований. Как известно, работа «по образцу» всегда легче, чем изобретение «собственного велосипеда». Появление работ такого рода представляется мне очень позитивным явлением, ибо социологи наконец начинают пре-зентировать не только данные, полученные неким «скрытым» от их коллег путем и способом, но начинают делиться сокровенным — своими приемами, технологиями, ноу-хау.

1. Программа «ДИСКАНТ» (Диалогования итерационная система классификации и анализа текстов) разработана Е.А. Каневским и Г.И. Саганенко в 1997 году и является их интеллектуальной собственностью.

2005 №2

© Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.