Научная статья на тему 'Г. И. ЧЕЛПАНОВ И УЧЕНИКИ: РЕЗУЛЬТАТЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (1912-1923 ГГ.)'

Г. И. ЧЕЛПАНОВ И УЧЕНИКИ: РЕЗУЛЬТАТЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (1912-1923 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ / Г. И. ЧЕЛПАНОВ / НАУЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Артемьева Ольга Аркадьевна, Дубровская Людмила Дмитриевна

С целью характеристики результатов коллективной научной деятельности под руководством Г. И. Челпанова проведен анализ заголовков и содержания публикаций 1912-1923 гг. автора, его учеников и сотрудников по Психологическому институту. В качестве основных результатов работы коллектива выделены: 1) определение и исследование предметного поля общей психологии; 2) разработка методов прикладных психологических исследований; 3) учебно-методическое обеспечение преподавания психологии, философии и педагогики. Отмечены междисциплинарная специфика и преобладание фундаментальной направленности научно-исследовательской работы коллектива. Показано значение как фундаментальной, так и практической направленности исследовательской программы построения общей психологии для становления психологического образования, исследований и обеспечения кадрового потенциала отечественной науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

G. I. CHELPANOV AND HIS DISCIPLES: OUTCOMES OF COLLECTIVE SCIENTIFIC ACTIVITIES OF THE INSTITUTE OF PSYCHOLOGY STAFF (1912-1923)

The article presents the analysis of the titles and contents of 1912-1923 publications to summarize the main results of collective scientific activities under G. I. Chelpanov‘s guidance. The collective work resulted in: 1) identifying and exploring the subject field of general psychology; 2) developing methods of applied psychological research; 3) providing teaching and learning materials for teaching psychology, philosophy, and pedagogy. The study has revealed the interdisciplinary specificity and fundamental focus of the research work of the team. The author has shown significance of both fundamental and practical focus of the research in general psychology for formation of psychological education, research, and ensuring human capital development of national scientific research.

Текст научной работы на тему «Г. И. ЧЕЛПАНОВ И УЧЕНИКИ: РЕЗУЛЬТАТЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (1912-1923 ГГ.)»

Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapsy.isu.ru/ru

Серия «Психология»

2022. Т. 42. С. 3-20

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

Научная статья

УДК 159.9

https://doi.Org/10.26516/2304-1226.2022.42.3

Г. И. Челпанов и ученики:

результаты коллективной научной деятельности сотрудников Психологического института (1912-1923 гг.)

О. А. Артемьева, Л. Д. Дубровская*

Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия

Аннотация. С целью характеристики результатов коллективной научной деятельности под руководством Г. И. Челпанова проведен анализ заголовков и содержания публикаций 19121923 гг. автора, его учеников и сотрудников по Психологическому институту. В качестве основных результатов работы коллектива выделены: 1) определение и исследование предметного поля общей психологии; 2) разработка методов прикладных психологических исследований; 3) учебно-методическое обеспечение преподавания психологии, философии и педагогики. Отмечены междисциплинарная специфика и преобладание фундаментальной направленности научно-исследовательской работы коллектива. Показано значение как фундаментальной, так и практической направленности исследовательской программы построения общей психологии для становления психологического образования, исследований и обеспечения кадрового потенциала отечественной науки.

Ключевые слова: история психологии, история российской психологии, Г. И. Челпанов, научный коллектив, фундаментальная психология, практическая психология.

Благодарности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00675 «Ведущие научные коллективы в истории советской психологии первой половины ХХ века: результаты, детерминанты, закономерности и социально-психологические механизмы организации эффективной научной деятельности».

Для цитирования: Артемьева О. А., Дубровская Л. Д. Г. И. Челпанов и ученики: результаты коллективной научной деятельности сотрудников Психологического института (1912-1923 гг.) // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022. Т. 42. С. 3-20. https://doi.Org/10.26516/2304-1226.2022.42.3

G. I. Chelpanov and His Disciples:

Outcomes of Collective Scientific Activities of the Institute

O. A. Artemeva, L. D. Dubrovskaya*

Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

Abstract. The article presents the analysis of the titles and contents of 1912-1923 publications to summarize the main results of collective scientific activities under G. I. Chelpanov's guidance. The collective work resulted in: 1) identifying and exploring the subject field of general psychology; 2)

© Артемьева О. А., Дубровская Л. Д., 2022

Original article

of Psychology Staff (1912-1923)

*Полные сведения об авторах см. на последней странице статьи. For complete information about the authors, see the last page of the article.

developing methods of applied psychological research; 3) providing teaching and learning materials for teaching psychology, philosophy, and pedagogy. The study has revealed the interdisciplinary specificity and fundamental focus of the research work of the team. The author has shown significance of both fundamental and practical focus of the research in general psychology for formation of psychological education, research, and ensuring human capital development of national scientific research.

Keywords: history of psychology, history of Russian psychology, G. I. Chelpanov, research team, fundamental psychology, practical psychology.

For citation: Artemeva O.A., Dubrovskaya L.D. G.I. Chelpanov and His Disciples: Outcomes of Collective Scientific Activities of the Institute of Psychology Staff (1912-1923). The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 2022, vol. 42, pp. 320. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.42.3 (in Russian)_

Введение

Характерной особенностью историографии московской психологической школы в последние десятилетия является внимание прежде всего персональному вкладу и научной школе Л. С. Выготского - А. Р. Лурии -А. Н. Леонтьева. Между тем организационной основой научной деятельности и первым местом работы ее ведущих представителей стал Психологический институт им. Л. Г. Щукиной, созданный в 1912 г. Г. И. Челпановым. В ходе историко-психологических исследований последних 20 лет постепенно восстанавливается историческая справедливость, раскрывается вклад Г. И. Челпанова и его сотрудников в становление российской психологии. Это в первую очередь работы М. Г. Ярошевского и Т. Д. Марцинковской [1999], С. А. Богданчикова [2008], А. Н. Ждан [2012], Е. П. Гусевой и О. Е. Серовой [2012], а также трехтомник [Московская психологическая школа ... , 2004], прежде всего книги первого тома. Уже в 2020-е гг. опубликован ряд работ современных исследователей роли Г. И. Челпанова в становлении отечественной психологии и ее отдельных направлений [Стоюхи-на, 2021; Долгова, 2021; Дубровина, 2021].

Вместе с тем все еще требуют систематизации результаты коллективной научной деятельности и вклада коллег Г. И. Челпанова по Психологическому институту в становление отечественной психологии. В историко-психологических работах представлено большое количество различных материалов, разрозненные попытки осмысления которых подчас приводят к противоположным интерпретациям. Так, например, при оценке исследовательской программы Г. И. Челпанова одни ученые отмечают ее репродуктивный характер, отсутствие целостности и логической завершенности [Умрихин, 1994], другие определяют ее как «исследовательскую программу развития отечественной психологии» в целом, последовательно реализованную «в организации Психологического института и научной школы, предтечей чего послужил психологический семинарий в Киевском (1897-1907), а затем в Московском (1907-1912) университетах» [Гусельцева, 2014, с. 85].

Накопленные историко-психологические данные, на наш взгляд, позволяют рассматривать исследовательскую программу Г. И. Челпанова как прогрессирующую, задавшую направление развития советской психологии на базе Психологического института на десятилетия вперед. Вклад Г. И. Челпа-нова в отечественную психологию не ограничивается организацией первого

специализированного научного и учебного института и может быть сопоставим с научным вкладом таких выдающихся ученых, как Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн.

Целью настоящего исследования стала характеристика результатов научной деятельности коллектива, созданного Г. И. Челпановым на базе Психологического института при Московском университете (1912-1923 гг.). Выбор данного временного отрезка позволяет, во-первых, изучить результаты наиболее продуктивного этапа научной и организаторской деятельности Г. И. Челпанова в качестве директора института; во-вторых, проследить динамику наукометрических показателей на протяжении достаточно длительного периода - 12 лет; в-третьих, соотнести их с меняющимся социальным и научно-социальным контекстом развития науки, связанным главным образом с революцией 1917 г.

Гипотезой настоящего исследования было предположение о том, что основные результаты коллективной научной деятельности под руководством Г. И. Челпанова на базе Психологического института имели фундаментальный, а не прикладной и практический характер.

Методология исследования

При организации и проведении исследования результатов коллективной научной деятельности мы руководствовались «принципом единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического познания», а также принципами системности, детерминизма, единства логического и исторического, периодизации и преемственности в развитии психологического знания, конструктивно-позитивного анализа и перспективной ориентированности историко-психологического познания (см.: [Кольцова, 2008]).

Исследование проведено при помощи метода контент-анализа заголовков научных работ Г. И. Челпанова и сотрудников Психологического института. По результатам проведенного ранее исследования [Артемьева, Дубровская, 2021] определен состав трех научно-исследовательских коллективов, работавших под руководством Г. И. Челпанова на базе: 1) Психологической семинарии Университета св. Владимира (1897-1907); 2) Психологического семинария Московского университета (1907-1912); 3) Психологического института им. Л. Г. Щукиной (1912-1923). С опорой на эти данные сформирован список сотрудников научно-исследовательского коллектива, действующего на базе Психологического института. На первом этапе исследования составлялись перечни их публикаций на русском языке с 1912 по 1923 г. на основе систематизированных списков трудов ученых, представленных в отдельных работах историков психологии и в собраниях сочинений авторов, а также по результатам анализа электронных библиотечных систем.

На втором этапе выборка сужена. Дополнительным критерием для включения ученых в выборку выступило наличие у них работ, опубликованных в период с 1912 по 1923 г., если они в это время были сотрудниками или студентами Психологического института. Руководствуясь принципами достаточности при создании источниковой базы [Кольцова, 2008] и репрезен-

тативности выборки исследования, мы провели контент-анализ заголовков научных публикаций 16 ученых-психологов: Г. И. Челпанова, С. Н. Беляева-Экземплярской, Ф. Ф. Бережкова, П. П. Блонского, Н. Н. Ладыгиной-Котс, А. А. Каэласа, К. Н. Корнилова, С. В. Кравкова, Н. В. Петровского, Н. А. Рыбникова, Б. Н. Северного, А. А. Смирнова, В. Е. Смирнова, Н. П. Ферстера, Г. Г. Шпета, В. М. Экземплярского. Среди них как авторы с единичными публикациями в изучаемый период, так и ученые, издавшие по 35 и 66 работ. Всего 219 случаев кодирования.

Основные источники библиографических данных и количество публикаций представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные источники библиографических данных

№ Автор Кол-во публикаций (1912-1923) Источник библиографических данных

1 Г. И. Челпанов 32 1) список работ Г. И. Челпанова// Богданчиков С. А. Происхождение марксистской психологии. Дискуссия между К. Н. Корниловым и Г. И. Чел-пановым в отечественной психологии 20-х гг. Саратов : СЮИ МВД России, 2000. С. 219-229; 2) другие источники

2 С. Н. Беляева-Экземплярская 1 1) Библиографический список работ С. Н. Беляевой-Экземплярской // Беляева-Экземплярская С. Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. М. : Академия моды, 1996. С. 114; 2) Серова О. Е. Софья Николаевна Беляева-Экземплярская - выпускница МВЖК // Развитие личности. 2012. № 2. С. 40-58

3 Ф. Ф. Бережков 1 Интернет-ресурс «Национальная электронная библиотека РФ»

4 П. П. Блонский 66 Турич И. М. Библиография. Труды П. П. Блонского // Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 2. М. : Педагогика, 1979. С. 384-395

5 А. А. Каэлас 4 1) электронный каталог Российской государственной библиотеки; 2) интернет-ресурс Google Scholar

6 К. Н. Корнилов 24 Список работ К. Н. Корнилова // Богданчиков С. А. Происхождение марксистской психологии. Дискуссия между К. Н. Корниловым и Г. И. Чел-пановым в отечественной психологии 20-х гг. Саратов : СЮИ МВД России, 2000. С. 214-219

7 С. В. Кравков 6 1) электронный каталог Российской государственной библиотеки; 2) другие источники

8 Н. Н. Ладыгина-Котс 4 Электронный каталог Российской государственной библиотеки

9 Н. В. Петровский 2 1) Стоюхина Н. Ю. Психотехник Н. В. Петровский: открывая заново // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2015. № 6. С. 86-111; 2) электронный каталог Российской государственной библиотеки

Окончание табл. 1

№ Автор Кол-во публикаций (1912-1923) Источник библиографических данных

10 Н. А. Рыбников 35 1) интернет-ресурс «Психологи Московского университета» факультета психологии МГУ; 2) электронный каталог Российской государственной библиотеки; 3) электронный каталог библиотеки МГППУ

11 Б. Н. Северный 1 Электронный каталог Российской государственной библиотеки

12 А. А. Смирнов 1 Список основных трудов А. А. Смирнова (выверен И. С. Авериной) // Смирнов А. А. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. М. : Педагогика, 1987. С. 263-266

13 В. Е. Смирнов 1 Электронный каталог Российской государственной библиотеки

14 Н. П. Ферстер 1 Электронный каталог Российской государственной библиотеки

15 Г. Г. Шпет 29 Митюшин А. А. Полная библиография трудов и переводов Г. Г. Шпета // Начала. 1992. № 1. С. 89-92

16 В. М. Экземплярский 11 1) Стоюхина Н.Ю. Вклад В. М. Экземплярского в развитие психологической науки // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 3. С. 168-184; 2) Недоспасов В. О. Становление психологии на Южном Урале // Психология. Психофизиология. 2008. № 31 (131). С. 8-16; 3) электронный каталог Российской государственной библиотеки

При контент-анализе заголовков учитывалось не только число, но и «вес» публикаций. Для этого проводилась процедура «взвешивания публикаций», вслед за А. М. Карттером, книга (учебник, монография, диссертация, отчет о работе организации) оценивалась в 6 баллов. Статье, стенограмме выступления, книге под редакцией автора присваивалось по 1 баллу. За подготовку хрестоматии начислялось 3 балла. Также при подсчете учитывалась степень вклада ученого в создание работы: в случае совместной публикации «вес» публикации делился на количество соавторов.

Процедура исследования результатов научной коллективной деятельности при помощи контент-анализа заголовков публикаций была апробирована при изучении научной школы Л. С. Выготского [Артемьева, Синёва, 2021]. Результаты характеризовались в зависимости от их фундаментальной или практико-прикладной направленности. Сообразно гипотезе настоящего исследования в качестве основных категорий были выделены: 1) «практическая и прикладная психология» (категория А) и 2) «фундаментальная психология» (категория В). При составлении категориальной сетки контент-анализа мы руководствовались представлениями о наличии двух видов психологической деятельности - исследовательской и практической. Практическая психология предполагает воздействие на психологическую реальность с целью ее оптимизации. Исследовательская психология представлена фундамен-

тальной и прикладной. Фундаментальная психология нацелена на поиск основных законов функционирования психологической реальности, а прикладная - на исследование конкретных случаев в отдельных отраслях практической психологии. В силу практического значения результатов психологических исследований выделена общая категория «практическая и прикладная психология».

К индикаторам категории А были отнесены «опыт», «воспитание», «руководство к ...», «программы», «схемы», «организация» (в значении процесса создания), «образование» (в значении обучения) и т. п. К индикаторам категории В - «теория», «вопрос», «анализ», «предмет и задачи», «исследование», «критика», «учение» (в значении теории), «воззрения» и т. п.

На этапе пилотажного кодирования были проанализированы заголовки работ Г. И. Челпанова и П. П. Блонского, сформирован словарь индикаторов, уточнена кодировочная инструкция и введены дополнительные категории: 1) «философия» (категория С); 2) «педагогика» (категория D); 3) «другое» (категория Е). После кодирования всех изучаемых материалов подсчитыва-лись относительные частоты появления категорий.

Несмотря на утрату некоторых смысловых значений в ходе кодирования, применение контент-анализа заголовков работ Г. И. Челпанова и его сотрудников позволило выявить специфику результатов их научной и практической деятельности и ряд тенденций публикационной активности авторов. Для взаимопроверки результатов контент-анализа использовались данные качественного анализа формальных характеристик (тип публикации, число страниц, издательство, наличие переизданий) и содержания публикаций, а также биографические данные авторов работ.

Результаты исследования

Полученные результаты свидетельствуют о том, что работы сотрудников Психологического института под руководством Г. И. Челпанова отличает внимание, уделявшееся ими разработке не только психологических, но и смежных научных дисциплин. Почти у трети ученых обнаружены публикации по философии и педагогике. Распределение работ по данным дисциплинам представлено в табл. 2.

Согласно полученным данным, работы по философии преобладают среди публикаций Г. Г. Шпета (0,93), отмечены среди работ Г. И. Челпанова (0,26), относительно редки среди публикаций П. П. Блонского (0,08). Работы по педагогике занимают заметное место в ряду публикаций П. П. Блонского (0,60); значительно реже встречаются среди публикаций В. М. Экземплярского (0,11) и К. Н. Корнилова (0,09).

Внимание, уделяемое вопросам философии в работах Г. Г. Шпета и П. П. Блонского, обусловлено прежде всего их философским образованием, полученным еще в стенах Императорского университета св. Владимира (г. Киев). Собственно, сам Г. И. Челпанов начинал там руководить их работой при организации практических занятий по философии. На необходимость связи психологии с философией Г. И. Челпанов указывал на протяже-

нии долгих лет. Так, размышляя о месте психологии в системе научного знания в докладе «Об отношении психологии к философии», он отмечал: «Психология должна оставаться философской наукой, ибо ее связь с философией естественна и необходима» [Челпанов, 1907, с. 322]. Даже накануне своего отстранения от должности директора института в начале 1923 г. настаивал на том, что «психолог должен быть философски образованным» [Челпанов,

2014б, с. 66].

Таблица 2

Частота встречаемости публикаций членов научного коллектива Г. И. Челпанова (1912-1923 гг.) по научным дисциплинам

№ Ф. И. О. ученого Работы Работы Работы

по психологии по философии По педагогике

1 Г. И. Челпанов 0,74 0,26 0, 00

2 С. Н. Беляева-Экземплярская 1,00 0,00 0,00

3 Ф.Ф. Бережков 1,00 0,00 0,00

4 П. П. Блонский 0,32 0,08 0,60

5 А. А. Каэлас 1,00 0,00 0,00

6 К. Н. Корнилов 0,91 0,00 0,09

7 С. В. Кравков 1,00 0,00 0,00

8 Н. Н. Ладыгина-Котс 1,00 0,00 0,00

9 Н. В. Петровский 1,00 0,00 0,00

10 Н. А. Рыбников 1,00 0,00 0,00

11 Б. Н. Северный 1,00 0,00 0,00

12 А. А. Смирнов 1,00 0,00 0,00

13 В. Е. Смирнов 1,00 0,00 0,00

14 Н. П. Ферстер 1,00 0,00 0,00

15 Г. Г. Шпет 0,07 0,93 0,00

16 В. М. Экземплярский 0,89 0,00 0,11

Среднее значение 0,87 0,08 0,05

Внимание проблемам педагогики также было детерминировано образованием сотрудников Г. И. Челпанова и, позднее, содержанием их профессиональной деятельности. Среди них были и те, кто уже имел определенный исследовательский и практический опыт до встречи с Г. И. Челпановым, в частности Н. Н. Ладыгина-Котс и К. Н. Корнилов. Последний - народный учитель, выпускник Омской учительской семинарии, позднее организовавший и возглавивший в 1921 г. педагогический факультет 2-го МГУ. Другой путь в педагогику у П. П. Блонского. Переехав после окончания Университета св. Владимира в Москву, он должен был зарабатывать преподаванием педагогики и психологии сначала в московских гимназиях, а с 1913 г. - Московском университете и в Университете им. А. Л. Шанявского. В 1919 г. он уже организатор и первый директор Академии социального (с 1923 г. - коммунистического) воспитания. В. М. Экземплярский также после окончания университета в 1911-1916 гг. преподавал философию, логику и психологию на учительских курсах и в средних школах, обобщив свой опыт в пособии для средних школ и самообразования «Элементы педагогики» (1914).

Разумеется, кроме биографических факторов, обращение к педагогической проблематике в работах П. П. Блонского и других учеников Г. И. Чел-

панова обусловлено ее актуальностью для России первой четверти ХХ в., реформой начального образования и другими социальными изменениями, когда именно педагогика стала одной из основных сфер приложения психологического знания.

Обратимся к распределению направленности собственно психологических публикаций сотрудников Г. И. Челпанова. Данные членов научного коллектива Г. И. Челпанова представлены в табл. 3.

Таблица 3

Частота встречаемости психологических публикаций практико-прикладной и фундаментальной направленности членов научного коллектива Г. И. Челпанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(1912-1923 гг.)

Работы Работы

№ Ф. И. О. ученого практико-прикладной фундаментальной

направленности направленности

1 Г. И. Челпанов 0,21 0,79

2 С. Н. Беляева-Экземплярская 0,00 1,00

3 Ф.Ф. Бережков 0,00 1,00

4 П. П. Блонский 0,72 0,28

5 А. А. Каэлас 0,67 0,33

6 К. Н. Корнилов 0,45 0,55

7 С. В. Кравков 0,00 1,00

8 Н. Н. Ладыгина-Котс 0,00 1,00

9 Н. В. Петровский 0,00 1,00

10 Н. А. Рыбников 0,71 0,29

11 Б. Н. Северный 1,00 0,00

12 А. А. Смирнов 0,00 1,00

13 В. Е. Смирнов 0,67 0,33

14 Н. П. Ферстер 0,00 1,00

15 Г. Г. Шпет 0,00 1,00

16 В. М. Экземплярский 0,15 0,85

Среднее значение 0,29 0,71

По итогам кодирования у большинства проанализированных работ выявлена фундаментальная направленность (0,71). Только у пяти авторов большая часть работ имеют практико-прикладную направленность. Среди них: П. П. Блонский, А. А. Каэлас, Н. А. Рыбников, В. Е. Смирнов и Б. Н. Северный.

У половины ученых обнаружены публикации исключительно фундаментальной направленности. В основном это авторы, выпустившие в 19121923 гг. всего по одной статье или книге: С. Н. Беляева-Экземплярская, Ф. Ф. Бережков, Н. В. Петровский, Б. Н. Северный, А. А. Смирнов и Н. П. Ферстер. А также С. В. Кравков, издавший шесть работ - обзоры и рецензии на труды отечественных и зарубежных ученых, результаты экспериментальных исследований, выполненных в русле объективной психологии; Н. Н. Ладыгина-Котс, представившая результаты своих зоопсихологических исследований и обзоры в трех отдельных публикациях; Г. Г. Шпет, подготовивший 26 работ по философии и фундаментальной психологии, среди которых четыре статьи посвящены методологическим основам и проблемам общей и этнической психологии.

Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2022. Т. 42. С. 3-20 The Bulletin of Irkutsk State University. Series Psychology, 2022, vol. 42, pp. 3-20

Из авторов, опубликовавших в 1912-1923 гг. более 10 работ, лидирует по числу публикаций фундаментального характера В. М. Экземплярский (0,85). Будучи одним из лучших учеников московского семинария Г. И. Челпанова, занявший в 1916 г. пост приват-доцента Московского университета, он представил несколько научных статей и не менее шести книг по проблемам одаренности, представлений и памяти. В частности, три публикации под общим заголовком «Материалы к вопросу о типах представления» 1914 и 1919 гг.

Преобладание работ фундаментальной направленности также характерно для публикационной активности другого участника семинария - К. Н. Корнилова (0,55). В изучаемый период им издано 10 книг и брошюр, помимо 13 статей. Основную часть публикаций представляют результаты диссертационной работы, посвященной экспериментальному исследованию реакций и оформленной в виде авторской концепции реактологии, и книга «Учение о реакциях человека с психологической точки зрения ("Реактология")» (1921). Как писал сам К. Н. Корнилов, «настоящее исследование проведено в лаборатории Психологического института при 1-м Московском государственном университете и представляет собой совокупность двенадцати законченных исследований за время моей десятилетней (1910-1920 гг.) работы в качестве ассистента Психологического института» [Корнилов, б/г., с. 7].

Преобладающую фундаментальную направленность работ сотрудников Г. И. Челпанова можно объяснить тем, что сам руководитель видел в разработке методологических основ общей психологии одну из главных задач современной психологии и созданного им института. На необходимость разрабатывать «общую, теоретическую или философскую психологию» он указывал еще в своей первой после переезда из Киева вступительной лекции в Московском университете в 1907 г. [Челпанов, 1907]. В руководстве принципами общей психологии Г. И. Челпанова видел залог единства психологической науки, способный предотвратить ее распад на ряд непсихологических дисциплин [Челпанов, 1914а].

Соответственно, среди публикаций самого Г. И. Челпанова большее число работ имело фундаментальную направленность (0,79) и только пятая часть носила практико-прикладной характер (0,21). Примерами авторских работ фундаментальной направленности являются два издания «Введения в экспериментальную психологию» (1915, 1918), с 10-го по 16-е издания «Учебника психологии» (1912, 1913, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919), а также пятое и шестое издания «Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе» (1912, 1918).

Широта исследовательского поля решения задач общей психологии сотрудниками Г. И. Челпанова свидетельствует о полномерной реализации его исследовательской программы. Уже в рассматриваемые 12 лет коллективной работы сделаны важные шаги в разработке вопросов психологии ощущений, восприятия, представлений, памяти, мышления, эмоций, воли, способностей.

Вместе с тем среди публикаций сотрудников Г. И. Челпанова обнаружено значительное число работ практической и прикладной направленности.

Из авторов с высокой публикационной активностью преобладание работ прикладной и практической направленности характерно для П. П. Блонского (0,72). Внушительная часть публикаций выполнена на стыке педагогической психологии, педагогики и психологии труда, среди них статьи: «Личность ребенка и воспитание» (1917), «Миросозерцание и профессия» (1917), «Гражданское или человеческое воспитание?» (1918), «Нравственное воспитание в текущий момент» (1920), «Религиозное воспитание в общественных органах дошкольного воспитания» (1921) и др. Большое внимание П. П. Блонский уделял вопросам организации трудовой школы.

Преобладание работ практико-прикладного характера (0,71) свойственно и Н. А. Рыбникову. После окончания обучения в 1911 г. он был оставлен при Московском университете для подготовки к профессорскому званию, а в 1915 г. зачислен старшим ассистентом Психологического института. Результаты активной работы в области педагогической психологии обобщены им как в прикладных публикациях (например, «Как изучать ребенка: Программы для наблюдения над душевным развитием ребенка» (1916)), так и в фундаментальных работах (например, «Введение в изучение ребенка» (1918)). Примечательно, что внимание Н. А. Рыбникова к разработке проблем психологической практики, по его воспоминаниям, вызвало непонимание со стороны Г. И. Челпанова: «У меня появились новые интересы (педагогическая психология), которые не только не находили поддержки у руководителя, но даже наоборот - он их осуждал» [Из автобиографии Рыбникова ... , 1994, с. 13].

В этих условиях Н. А. Рыбников постепенно отошел от научно-исследовательской деятельности в Психологическом институте и в 1920 г. занялся организационной работой по созданию Педологического института. Как писал сам автор в автобиографии, «так начался новый - третий период моей организационной деятельности - целых десять лет (1920-1930) связано с работой этого института» [Там же]. В этот период Н. А. Рыбников продолжал психологическое изучение ребенка, опубликовав в серии «Педологическая библиотека» Московского городского педологического музея брошюры «Детские игрушки и их выбор» (1920), «Язык ребенка» (1920), систематический указатель педологической литературы «Изучение ребенка», (1922), сборник статей «Ребенок и игрушка» (1923) и др.

Работа коллектива института под руководством Г. И. Челпанова способствовала объединению усилий сотрудников для решения общих задач. Среди результатов коллективной практико-ориентированной работы необходимо назвать учебное пособие для средних учебных заведений «Простейшие школьные психологические опыты» (1916, 1919, 1922, 1927), составленное К. Н. Корниловым, Н. А. Рыбниковым и В. Е. Смирновым и переиздававшееся четыре раза.

Заголовки публикаций Г. И. Челпанова также отражают его ориентацию на запросы практики. Так, в условиях постреволюционной реформы образования автор публикует работу «Демократизация школы (по поводу проекта Государственного Комитета по народному образованию)» (1918), в которой осмысляет систему трехстепенной школы, вопрос самоуправления и децен-

трализации школьного управления. В числе публикаций Г. И. Челпанова также обнаруживаем стенограмму доклада «Ближайшие задачи психологии труда» на I Всероссийской инициативной конференции по научной организации труда, опубликованную в журнале «Организация труда» (1921). В этой работе, основываясь на идеях американских и европейских коллег, Г. И. Чел-панов намечает основные направления развития психологии труда в России.

Особенность работ практико-прикладной направленности Г. И. Челпа-нова - их обзорный, а не эмпирический характер. Основная часть таких публикаций автора представляет не результаты экспериментальных или эмпирических исследований, а теоретический анализ литературы по представленной проблеме, что объясняется не только философской подготовкой и сферой деятельности Г. И. Челпанова, традициями преподавания психологии в дореволюционной России, но также логикой, внутренними законами становления отечественной психологической науки и практики в начале ХХ в.

С целью изучения зависимости результатов научной работы коллектива от социальной ситуации развития науки проведен сравнительно-диахронический анализ заголовков и типа психологических публикаций в одинаковые временные периоды 1912-1917 гг. и 1918-1923 гг. Результаты представлены в табл. 4.

Таблица 4

Динамика частоты встречаемости психологических публикаций практико-прикладной и фундаментальной направленности членов научного коллектива Г. И. Челпанова

(1912-1923 гг.)

№ Ф.И.О. ученого Направленность

прикладная фундаментальная прикладная фундаментальная

1912-1917 гг. 1918-1923 гг.

1 Г. И. Челпанов 0,23 0,77 0,19 0,81

2 С. Н. Беляева-Экземплярская 0,00 1,00 0,00 1,00

3 Ф.Ф. Бережков 0,00 1,00 - -

4 П. П. Блонский 0,91 0,09 0,66 0,34

5 А. А. Каэлас 0,00 1,00 - -

6 К. Н. Корнилов 0,15 0,85 0,53 0,47

7 С. В. Кравков - - 0,00 1,00

8 Н. Н. Ладыгина-Котс 0,00 1,00 0,00 1,00

9 Н. В. Петровский - - 0,00 1,00

10 Н. А. Рыбников 0,96 0,04 0,64 0,36

11 Б. Н. Северный - - 0,00 1,00

12 А. А. Смирнов - - 0,00 1,00

13 В. Е. Смирнов 0,67 0,33 - -

14 Н. П. Ферстер 0,00 1,00 - -

15 Г. Г. Шпет 0,00 1,00 0,00 1,00

16 В. М. Экземплярский 0,50 0,50 0,01 0,99

Среднее значение 0,26 0,74 0,25 0,75

Как видно из табл. 4, как в первый, так и во второй период преобладают публикации фундаментальной направленности. В 1912-1917 гг. их частота была 0,74, а в 1918-1923 гг. - 0,75. Таким образом, научно-исследовательская деятельность коллектива в целом, как и его руководителя, была ориентирована в большей степени на решение фундаментальных задач. Единственным автором, обнаружившим противоположную тенденцию в течение обоих периодов, был педолог, один из организаторов Академии социального воспитания П. П. Блонский.

Рассмотрим динамику частоты встречаемости работ практико-прикладной и фундаментальной направленности у ученых, имеющих публикации на протяжении всего периода 1912-1923 гг. Как показано в табл. 4, в 1918-1923 гг. для публикационной активности Г. И. Челпанова, так же как П. П. Блонского, Н. А. Рыбникова и В. М. Экземплярского, характерен рост числа работ фундаментальной направленности. К. Н. Корнилову свойственна иная тенденция - рост публикаций практико-прикладной направленности.

Некоторый рост доли публикаций фундаментальной направленности Г. И. Челпанова (с 0,77 до 0,81) обусловлен несколькими причинами: во-первых, логикой реализации исследовательской программы, ориентированной на разработку принципов общей психологии; во-вторых, и даже в большей степени, необходимостью теоретического осмысления философских основ новой, советской психологии. Хотя Г. И. Челпанов активно включился в полемику, посвященную борьбе со старой «идеалистической» психологией, большую часть его фундаментальных трудов 1918-1923 гг. составляют повторные издания уже известных работ. Среди них: 6-е издание книги «Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе» (1918), 16-е издание «Учебника психологии (для гимназий и самообразования)» (1919), 3-е издание работы «Введение в экспериментальную психологию» (1923). Написанную в 1923 г. работу «Психология и рефлексология» ему удается напечатать только в 1924 г. О ситуации с публикацией своих работ Г. И. Челпанов писал в 1922 г. в письме А.М. Щербине, одному из близких учеников по Киевскому университету св. Владимира: «Печатать нет никакой надежды у нас здесь в Москве. В Петербурге философы печатают кое-что. А я даже своих учебников психологии и логики напечатать не могу» [Из переписки Г. И. Челпанова . , 1991].

Рост числа работ фундаментальной направленности среди публикаций Н. А. Рыбникова после 1917 г. (с 0,04 до 0,36), очевидно, связан с систематизацией результатов проведенных исследований и определением теоретико-методологических основ практической работы («Введение в изучение ребенка» (1918), «Биографии и их изучение» (1920)). В период работы в Педологическом институте Н. А. Рыбниковым опубликован ряд упомянутых выше брошюр, посвященных изучению ребенка. Кроме того, автор активно участвовал в редактировании сборников «Детство и юность, их психология и педагогика: Педологический сборник» (1922), «Как изучить ребенка: Руководство к изучению ребенка от рождения до трех лет.» (1923), «Методы изучения ребенка» (1923)и др.

Увеличение числа работ фундаментальной направленности в активе В. М. Экземплярского (с 0,50 до 0,91) сопряжено с подготовкой и защитой магистерской диссертации по проблеме типов представлений при Московском университете в 1921 г. После чего он вошел в состав действительных членов Научно-исследовательского института психологии и организовал отделение прикладной психологии.

Как и Н. А. Рыбников, П. П. Блонский в послереволюционные годы все дальше отходит от идей учителя, погружаясь в ткань психолого-педагогической работы, расходится он с Г. И. Челпановым и «по политическим мотивам» [Степанов, 2000]. Одновременно с этим среди его работ увеличивается количество публикаций фундаментальной направленности (с 0,09 до 0,34). П. П. Блонский осмысляет теоретические основы осуществляемой им педагогической деятельности, решает задачи, имеющие практическое значение, в фундаментальной работе «Реформа науки» (1920), где настаивает на необходимости избавления от «атавизмов мысли» старой психологии, примыкая к марксизму как философской основе научной психологии.

Единственный автор, который демонстрирует после революции увеличение доли публикаций практико-прикладного характера (с 0,15 до 0,53), -К. Н. Корнилов. В ряду практико-ориентированных работ брошюры, поднимающие вопросам воспитания и начального образования, продиктованные социальной и идеологической повесткой: «Дошкольное воспитание пролетарских детей» (1918, 1919), «Почему Закон Божий не должен преподаваться в школе» (1919). Вместе с тем в значительном числе публикаций К. Н. Корнилова уделено внимание методологическим проблемам и положению современной психологии в новых социальных условиях, стимулировавших пересмотр философских основ научного исследования. Среди них статьи 1923 г., посвященные дискуссии, прежде всего с Г. И. Челпановым, о возможностях построения марксистской психологии: «Психология и марксизм», «Современная психология и марксизм», «Психология и рефлексология», «Психология и "теория новой биологии"».

Обращение к биографическим источникам позволяет обнаружить такую особенность послереволюционного периода работы коллектива под руководством Г. И. Челпанова, как постепенное отдаление от него учеников Н. А. Рыбникова, П. П. Блонского, К. Н. Корнилова. Ограничения, связанные с реализацией исследовательской программы руководителя, ориентированной на фундаментальные исследования, стимулировали их к проведению самостоятельных исследований, к участию в организации новых практико-ориентированных центров, таких как Академия социалистического воспитания, Институт дошкольного воспитания, Центральный педологический институт.

Заключение

В проведенном исследовании впервые выполнен качественно-количественный анализ коллективного вклада 15 учеников Г. И. Челпанова и сотрудников Психологического института на протяжении первых 12 лет его работы. Контент-анализ заголовков научных публикаций Г. И. Челпанова и

его учеников позволил выявить специфику результатов коллективной научной деятельности на базе Психологического института в период 1912-1923 гг.

Обнаружено, что для научной деятельности основателя института и большинства его сотрудников характерно преобладание работ фундаментальной направленности на протяжении всех 12 лет. Это может быть объяснено научными и образовательными целями создания института, а также особенностями исследовательской программы ее основателя, нацеленной на разработку фундаментальных основ общей психологии.

Внимание теоретическим и методологическим вопросам психологии в научно-образовательном коллективе Г. И. Челпанова обусловлено как работой в психологическом семинарии, так и подготовкой диссертационных исследований. Широта исследовательского поля решения задач общей психологии сотрудниками Г. И. Челпанова свидетельствует о полномерной реализации его исследовательской программы. Уже в рассматриваемые 12 лет коллективной работы ими сделаны значимые шаги по теоретической и эмпирической разработке психологии ощущений, восприятия, представлений, памяти, мышления, эмоций, воли, способностей. Вместе с тем ограничения, связанные с реализацией фундаментально ориентированной исследовательской программы, в условиях активных социальных изменений способствовали отходу учеников Г. И. Челпанова от учителя и созданного им института, участию их в других образовательных и просветительских проектах.

Рост доли работ фундаментальной направленности после 1917 г. у ряда авторов вызван необходимостью ревизии философских основ «дореволюционной» и построения «марксистской» психологии. Занятие бывшими челпа-новскими учениками ведущих позиций в организации системы советского образования и науки стимулировало осмысление ими теоретического фундамента проводимой работы, особенно в ситуации реформы науки и образования, научных дискуссий о предмете психологии и ее месте в становящейся системе марксистского знания и науки [Артемьева, 2018].

Выявлена междисциплинарная специфика научно-исследовательской работы коллектива Г. И. Челпанова, у трети сотрудников обнаружены труды по философии и педагогике. Если философская проблематика связана с особенностями образовательной и исследовательской программы Г. И. Челпа-нова, то обращение к педагогической обусловлено актуальностью последней для России первой четверти ХХ в., революционными изменениями общественного устройства и системы образования, когда именно педагогика стала одной из основных сфер приложения психологического знания.

В целом внимание философским основам и теории общей психологии, уделявшееся Г. И. Челпановым с первых лет работы Психологического института, было подхвачено поколениями сотрудников, пришедшими ему на смену, в первую очередь Л. С. Выготским (см.: [Артемьева, Синёва, 2021]). С той разницей, что в исследовательской программе Л. С. Выготского [1982] разработка основ общей психологии ставилась в зависимость от ориентации на практику. Таким образом, обращение к анализу научной деятельности Г. И. Челпанова как коллективной работы высвечивает прогрессивное, про-

дуктивное значение нацеленности на построение общей психологии. Фундаментальная направленность исследовательской программы имела амбивалентное значение для организации научной работы института и развития научной школы, с одной стороны, ограничивая молодых сотрудников в решении практических задач психологии, с другой - вооружая инструментарием для осмысления теоретико-методологических основ практической работы и построения системы марксистской психологии.

Полученные данные позволяют рассматривать научный вклад Г. И. Челпанова и его сотрудников в развитие отечественной психологии как сопоставимый с вкладом Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и их научных школ. В качестве основных результатов работы Г. И. Челпанова и учеников в 1912-1923 гг. выделены: 1) определение и исследование предметного поля общей психологии; 2) разработка методов прикладных психологических исследований; 3) учебно-методическое обеспечение преподавания психологии, философии и педагогики. Данный вклад отражает влияние персонологиче-ского, социального и предметно-логического аспектов развития психологической науки. Он обусловлен логикой становления психологической науки и образования; связан с социальной ситуацией реформы образования и становления советской науки; является результатом реализации исследовательского потенциала каждого из сотрудников Г. И. Челпанова; несет отпечаток исследовательской программы основателя Психологического института, нацеленной на разработку системы общей психологии.

Полученные результаты свидетельствуют об актуальном значении не только фундаментальной, но и практической направленности исследовательской программы построения общей психологии для становления психологического образования, исследований и обеспечения кадрового потенциала психологической науки. Выводы исследования значимы для рефлексии закономерностей становления отечественного психологического образования и науки; понимания содержания вызовов, стоявших перед ведущим организатором психологической науки, и путей их преодоления в ситуации смены общественного устройства; осмысления значения коллективных форм психологического образования и организации фундаментальных исследований, важности ориентации на решение задач психологической практики, выполнение социального заказа.

Список литературы

Артемьева О. А. Научные и идеологические дискуссии в формировании методологического единства советской психологии // Методология и история психологии. 2018. № 2. С. 7388. https://doi.org/10.7868/S181926531802005X.

Артемьева О. А., Дубровская Л. Д. Научные коллективы Г. И. Челпанова: историко-психологическое исследование // Психология и психотехника. 2021. № 4. С. 72-89. https://doi.Org/10.7256/2454-0722.2021.4.36900

Артемьева О. А., Синёва О. В. Л. С. Выготский и ученики: результаты коллективной научной деятельности в первой половине ХХ в. // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2021. Т. 38. С. 3-21. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.38.3

Богданчиков С. А. Сквозь время: школа Г. И. Челпанова в ее развитии, основных чертах и историческом значении // Методология и история психологии. 2008. Т. 3, вып. 2. С. 33-50.

Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса: Методологическое исследование // Собр. соч. : в 6 т. М. : Педагогика, 1982. Т. 1. С. 291-436.

Гусева Е. П., Серова О. Е. К 150-летию со дня рождения Георгия Ивановича Челпано-ва // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5, № 1. С. 62-85.

Гусельцева М. С. Г. И. Челпанов и его исследовательская программа: взгляд из современности // Психологический институт в современном научно-психологическом пространстве: Международные Челпановские чтения 2014: Московская научно-практическая конференция к 100-летию Торжественного открытия Психологического института им. Л. Г. Щукиной (1914-2014). М. : Алькор Паблишер, 2014. С. 82-86.

Долгова Е. А. Институт социальной психологии: проект и дискуссия о докладной записке Г. И. Челпанова (1926 г.) // Психологический журнал. 2021. Т. 42, № 3. С. 117-127. https://doi.org/10.31857/S020595920015238-7

Дубровина Л. А. Деятельность психологической лаборатории Г. И. Челпанова на рубеже XIX-XX веков как модель организации проектно-ориентированных научных исследований студентов // Психология обучения. 2021. № 4. С. 70-77.

Ждан А. Н. Профессор Московского университета Георгий Иванович Челпанов // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. 2012. № 3. С. 4-17.

Из автобиографии Н. А. Рыбникова - одного из первых сотрудников психологического института // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 11-16.

Из переписки Г. И. Челпанова и А. М. Щербины (публикация Золотницкой Р. Л.) // Психологический журнал. 1991. Т. 12, № 5. С. 86-92.

Кольцова В. А. История психологии. Проблемы методологии. М. : Ин-т психологии РАН, 2008. 510 с.

Корнилов К. Н. Учение о реакциях человека с психологической точки зрения («Реактология»). М. : Госиздат, б/г. 228 с.

Марцинковская Т. Д., Ярошевский М. Г. Неизвестные страницы творчества Г. И. Челпанова // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 99-106.

Московская психологическая школа: История и современность : в 3 т. / под ред. В. В. Рубцова. М. : ПИ РАО, МГППУ, 2004. Т. 1. Кн. 1. 448 с.

Степанов С. С. Павел Петрович Блонский // Школьный психолог. 2000. № 23. URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200002310 (дата обращения: 30.09.2022).

Стоюхина Н. Ю. Георгий Иванович Челпанов и психология труда // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2021. Т. 6, № 1. С. 162-183. https://doi.Org/10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.008

Умрихин В. В. «Идеогенез» и «социогенез» науки в творчестве Г. И. Челпанова // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 17-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Челпанов Г. И. О задачах Московского психологического института // Речи и приветствия на Торжественном открытии Психологического института имени Л. Г. Щукиной при Императорском Московском университете. М. : б/и., 1914а. C. 3-6.

Челпанов Г. И. Об отношении психологии к философии (вступительная лекция, читанная в Московском университете 19 сентября 1907 г.) // Вопросы философии и психологии. 1907. Кн. 89. С. 309-323.

Челпанов Г. И. Предпосылки современной эмпирической психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014б. Т. 7, № 2. С. 62-69.

References

Artemeva O.A. Nauchnye i ideologicheskie diskussii v formirovanii metodologicheskogo edinstva sovetskoj psihologii [Scientific and ideological discussions in the formation of the methodological unity of Soviet psychology]. Metodologija i istorija psihologii [Methodology and history of psychology], 2018, no. 2, pp. 73-88. https://doi.org/10.7868/S181926531802005X (in Russian)

Artemeva O.A., Dubrovskaya L.D. Nauchnye kollektivy G.I. Chelpanova: istoriko-psikhologicheskoe issledovanie [Research groups of G. I. Chelpanov: a historical-psychological study]. Psikhologiya i psikhotekhnika [Psychology and psychotechnics], 2021, no. 4, pp. 72-89. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2021A36900 (in Russian)

Artemeva O.A., Sineva O.V. L.S. Vygotskii i ucheniki: rezul'taty kollektivnoi nauchnoi deyatelnosti v pervoi polovine XX v. [L.S. Vygotsky and His Students: Outputs of the Collective Research Activities in the First Half of the 20th Century]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Psikhologiya [The Bulletin of Irkutsk State University. Series: Psychology], 2021, vol. 38, pp. 3-21. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2021.38.3 (in Russian)

Bogdanchikov S.A. Skvoz' vremya: shkola G. I. Chelpanova v ee razvitii, osnovnykh chertakh i istoricheskom znachenii [Through time: school of G.I. Chelpanov in its development, main traits and historical meaning]. Metodologiya i istoriyapsikhologii [Methodology and History of Psychology], 2008, vol. 3, is. 2, pp. 33-50. (in Russian)

Vygotskii L.S. Istoricheskii smysl psikhologicheskogo krizisa [The historical meaning of psychological crisis]. VygotskiiL. S. Sobranie sochinenii: v 61. [Collection of works. In 6 vol]. Moscow, Pedagogika Publ., 1982, vol. 1, pp. 291-436. (in Russian)

Guseva E.P., Serova O.E. K 150-letiyu so dnya rozhdeniya Georgiya Ivanovicha Chelpanova [On the 150th anniversary of Georgy Ivanovitch Chelpanov]. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya [Theoretical and Experimental Psychology], 2012, vol. 5, no. 1, pp. 62-85. (in Russian) Gusel'tseva M.S. G.I. Chelpanov i ego issledovatel'skaya programma: vzglyad iz sovremen-nosti [G. I. Chelpanov and his research program: a view from the present]. Psikhologicheskii institut v sovremennom nauchno-psikhologicheskom prostranstve: Mezhdunarodnye Chelpanovskie chteniya 2014: Moskovskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya k 100-letiyu Torzhestvennogo otkrytiya Psikhologicheskogo instituta im. L. G. Shchukinoi (1914-2014) [Psychological Institute in the Scientific and Psychological Space: International Chelpanov Readings 2014: Moscow Scientific and Practical Conference on the 100th Anniversary of the Grand Opening of Psychological Institute named after L.G. Schukina (1914-2014)]. Moscow, Alkor Publ., 2014, pp. 82-86. (in Russian)

Dolgova E.A. Institut sotsial'noi psikhologii: proekt i diskussiya o dokladnoi zapiske G.I. Chelpanova (1926 g.) [Institute of social psychology: project and discussion on the memo by G.I. Chelpanov (1926)]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal], 2021, vol. 42, no. 3, pp. 117-127. https://doi.org/10.31857/S020595920015238-7 (in Russian)

Dubrovina L.A. Deyatel'nost' psikhologicheskoi laboratorii G. I. Chelpanova na rubezhe XIX-XX vekov kak model' organizatsii proektno-orientirovannykh nauchnykh issledovanii studentov [The activities of the psychological laboratory of G. I. Chelpanov at the turn of the 19th-20th centuries as a model for the organization of project-oriented scientific research of students]. Psikhologiya obucheniya [Educational Psychology], 2021, no. 4, pp. 70-77. (in Russian)

Zhdan A.N. Professor Moskovskogo universiteta Georgii Ivanovich Chelpanov [Georgy Iva-novich Chelpanov - professor of Moscow University]. VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology], 2012, no. 3, pp. 417. (in Russian)

Iz avtobiografii N.A. Rybnikova - odnogo iz pervykh sotrudnikov psikhologicheskogo instituta [Fragments from N.A. Rybnikov's autobiography]. Voprosypsikhologii [Questions of psychology], 1994, no. 1, pp. 11-16. (in Russian)

Iz perepiski G.I. Chelpanova i A.M. Shcherbiny (publikatsiya Zolotnitskoi R.L.) [From the correspondence between G. I. Chelpanov and A. M. Shcherbina]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological journal], 1991, vol. 12, no. 5, pp. 86-92. (in Russian)

Koltsova V.A. Istoriya psikhologii: Problemy metodologii [History of psychology: problems of methodology]. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ., 2008, 510 p. (in Russian)

Kornilov K.N. Uchenie o reaktsiyakh cheloveka s psikhologicheskoi tochki zreniya («Reak-tologiya») [The study of human reactions from a psychological point of view ("Reactology")], Moscow, Gosizdat Publ., no date, 228 pp. (in Russian)

Marcinkovskaja T.D., Jaroshevskij M.G. Neizvestnye stranicy tvorchestva G. I. Chelpanova [Unknown pages of the work of G. I. Chelpanov]. Voprosy psihologii [Questions of psychology], 1999, no. 3, pp. 99-106. (in Russian)

Rubcov V.V. (ed.) Moskovskaja psihologicheskaja shkola: Istorija i sovremennost' [Moscow Psychological School: History and Modernity]. Moscow, PI RAO Publ., MGPPU Publ., 2004, vol. I, book 1, 448 p. (in Russian)

Stepanov S.S. Pavel Petrovich Blonskij [Pavel Petrovich Blonsky]. Shkolnyjpsiholog [School psychologist], 2000, no. 23. Available at: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200002310 (date of access: 30.09.2022) (in Russian)

Stoyukhina N.Y. Georgii Ivanovich Chelpanov i psikhologiya truda [Georgy Ivanovich Chelpanov and labor psychology]. Institut Psikhologii Rossiyskoy Akademii Nauk. Organizatsion-naya Psikhologiya i Psikhologiya Truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Psychology of Labor], 2021, vol. 6, no. 1, pp. 162-183. https://doi.org/10.38098/ipran.opwp.2021.18.L008 (in Russian)

Umrikhin V.V. "Ideogenez" i "sotsiogenez" nauki v tvorchestve G.I. Chelpanova [Ideogenesis and sociogenesis of science in G.I. Chelpanov's works]. Voprosypsikhologii [Questions of psychology], 1994, no. 1, pp. 17-26. (in Russian)

Chelpanov G.I. O zadachakh Moskovskogo psikhologicheskogo Instituta [Psychological Institute at the Moscow University]. Rechi i privetstviya na Torzhestvennom otkrytii Psikhologicheskogo instituta imeni L.G. Shchukinoi pri Imperatorskom Moskovskom Universitete [Speeches and greetings at the opening ceremony of the L. G. Shchukina Psychological Institute at the Imperial Moscow University], Moscow, 1914a, pp. 3-6. (in Russian)

Chelpanov G.I. Ob otnoshenii psikhologii k filosofii (vstupitel'naya lektsiya, chitannaya v Moskovskom universitete 19 sentyabrya 1907 g.) [On the relationship of psychology to philosophy (introductory lecture given at Moscow University on September 19, 1907)]. Voprosy filosofii i psikhologii [Questions of Philosophy and Psychology], 1907, book 89, pp. 309-323. (in Russian)

Chelpanov G.I. Predposylki sovremennoj jempiricheskoj psihologii [Background of modern empirical psychology]. Teoreticheskaja i jeksperimental'naja psihologija [Theoretical and experimental psychology], 2014b, vol. 7, no. 2, pp. 62-69. (in Russian)

Сведения об авторах

Артемьева Ольга Аркадьевна

доктор психологических наук, профессор, кафедра общей психологии, руководитель лаборатории методологии и истории психологии

Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 e-mail: oaartemeva@yandex.ru

Дубровская Людмила Дмитриевна

специалист по учебно-методической работе, базовая кафедра социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии Иркутский государственный университет Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 e-mail: ld.dubrovskaya@gmail.com

Information about authors

Artemeva Olga Arkadjevna

Doctor of Sciences (Psychology), Professor,

Department of General Psychology,

Head of the Laboratory of Methodology

and History of Psychology

Irkutsk State University

1, K. Marx st., Irkutsk, 664003,

Russian Federation

e-mail: oaartemeva@yandex.ru

Dubrovskaya Ludmila Dmitrievna

Specialist on Educational and Methodical Work,

Basic Department of Social, Emergency

and Penitentiary Psychology

Irkutsk State University

1, K. Marx st., Irkutsk, 664003,

Russian Federation

e-mail: ld.dubrovskaya@gmail.com

Статья поступила в редакцию 11.10.2022; одобрена после рецензирования 25.10.2022; принята к публикации 05.12.2022 The article was submitted October, 11, 2022; approved after reviewing October, 25, 2022; accepted for publication December, 5, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.