Научная статья на тему 'Г. Гессе. «Курортник»: жанровая природа и нарративная стратегия'

Г. Гессе. «Курортник»: жанровая природа и нарративная стратегия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
451
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕССЕ / ЖАНР / ЭССЕ / ИГРА / АВТОР / НАРРАЦИЯ / HESSE / GENRE / ESSAY / GAME / AUTHOR / NARRATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Малащенко Владимир Владимирович, Копцев Иван Демьянович

Анализируется жанровая парадигма повести Г. Гессе «Курортник». Поэтика произведения исследуется сквозь призму авангардной повествовательной техники писателя, в том числе автобиографического нарратора, дифференцированного в тексте на субъекта-наблюдателя (повествующее «я») и объект наблюдения (повествуемое «я»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

H. Hesse. Kurgast: the genre nature and narrative strategy

This article analyzes the genre paradigm of Hesse's Kurgast in the framework of the writer's avant-garde technique of narration, including the autobiographical narrator, who is differentiated in the text into the observing agent (narrating I) and the observed object (narrated I).

Текст научной работы на тему «Г. Гессе. «Курортник»: жанровая природа и нарративная стратегия»

УДК 821.112.2

В. В. Малащенко, И. Д. Копцев

Г. ГЕССЕ. «КУРОРТНИК»:

ЖАНРОВАЯ ПРИРОДА И НАРРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ

Анализируется жанровая парадигма повести Г. Гессе «Курортник». Поэтика произведения исследуется сквозь призму авангардной повествовательной техники писателя, в том числе автобиографического нар-ратора, дифференцированного в тексте на субъекта-наблюдателя (повествующее «я») и объект наблюдения (повествуемое «я»).

This article analyzes the genre paradigm of Hesse's Kurgast in the framework of the writer's avant-garde technique of narration, including the autobiographical narrator, who is differentiated in the text into the observing agent (narrating I) and the observed object (narrated I).

Ключевые слова: Гессе, жанр, эссе, игра, автор, наррация.

Key words: Hesse, genre, essay, game, author, narration.

Наилучший в мире читатель наилучшего в мире автора — тот, кому вполне по вкусу придется юмористическое сочинение о себе самом.

Жан Поль

«Нет, моя грусть, чувство пустоты и боль вызваны этими заметками, этой попыткой возможно более правдиво и честно раскрыть крохотный кусочек жизни. Я стыжусь и меня огорчают, надо сказать прямо, не мои грехи и пороки, а исключительно неудача, постигшая мой языковой эксперимент, весьма малый результат моих литературных усилий» [1,

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2012. Вып. 8. С. 123 — 128.

124

с. 187], — так в финальной главе рассуждает Герман Гессе о повести «Курортник» (издана в 1924 — 1925 гг.), подчеркивая ее несуразность и «явную» незавершенность. А в главе «Уныние» писатель самокритично определяет собственное отношение к произведению и его жанр как «глупые зарисовки / наброски» («albernen Aufzeichnungen») [2, S. 47]. Однако, с другой стороны, в эссе «Баденские заметки» (1950) Гессе отзывается о повести совершенно иначе: «...до самой лишенной всяческих иллюзий старческой горечи я почитал [ее] одной из лучших своих книг и вспоминал о ней всегда с неизменной любовью» [3, с. 285]. Видимое противоречие двух авторских мнений во многом объясняется и снимается, во-первых, временной дистанцией — Гессе был недоволен «Курортником» в период написания повести, а впоследствии стал оценивать ее совсем иначе, во-вторых, попыткой, как оказалось весьма успешной, экспериментального соединения совершенно разнородных повествовательных дискурсов и дифференциации авторского «я» в художественном мире произведения. Гессе в «Курортнике», как до этого, например, в новелле «Последнее лето Клингзора», моделирует художественный текст, экспериментирует с художественными формами, обращаясь к литературной, интеллектуальной игре.

Обратимся к концу 1910-х гг., когда писатель начинает, а в 1920-е гг. продолжает поиск авангардных художественных форм для адекватного воплощения нового художественного содержания своих произведений. Этот поиск воплощается им и в автобиографической прозе. В указанный период Гессе создает автобиографический очерк «Детство волшебника», фикциональную, «коньектуральную» автобиографию «Краткое жизнеописание», автобиографические, по определению писателя, повести «Путешествие в Нюрнберг» и «Курортник».

Наиболее новаторской из данного ряда является повесть «Курортник. Заметки о моем лечении в Бадене» с ее необычной жанровой природой, «музыкальным» лейтмотивным развертыванием темы, «разорванной» композицией, «рыхлым» сюжетом, своеобразной нарративной стратегией произведения и идейным содержанием.

«Курортник» явно «выбивается» из общей дидактико-философской направленности прозы Гессе, поскольку представляет собой синтез наблюдений, рассуждений автора, в том числе остросатирических, над окружающей действительностью и творческим процессом, сплав литературной игры, юмора, едкой иронии и тонкой самоиронии. Чего стоит, например, описание только одного первого впечатления героя-курортника от знакомства с молодой красивой дамой — впечатления, которое будет разрушено уже в самое ближайшее время, поскольку однажды вечером дама села за рояль и «совершила убийство! Такая милая, приятная, даже красивая дама, женщина, которая, уж конечно, в моем присутствии никогда бы не ударила ребенка и не стала мучить животное, усевшись за рояль, с ясным челом и невинными глазами, в моем присутствии неумелыми, но сильными руками изнасиловала и прикончила прелестнейший менуэт восемнадцатого века!» [1, с. 150].

«Курортник» — это автобиографические заметки, записки, зарисовки, наблюдения писателя с доминантой исповедального начала, про-

странными авторскими отступлениями на различные темы и практически полным отказом от художественного вымысла. В жанровом отношении произведение не поддается однозначной трактовке, так как гармонизирует в своем целом черты эссе, психологической, философской прозы и «трактата» по поэтике.

Моралист Гессе создает свое самое юмористическое произведение, в качестве главного сатирического, юмористически-иронического объекта выбирая себя самого. Это, однако, не помешало писателю высказать свои сокровенные мысли по поводу вечного конфликта между идеалом и действительностью, царством духа и миром филистеров и, что более значимо, по поводу невозможности существования одного без другого в контексте идеи биполярности бытия.

Гессе, прекрасно владеющий психоаналитическими техниками, детально анализирует «курортную» психологию изнутри, и ему есть на что опереться, поскольку сам он страдал ишиасом, ревматизмом, неврозом и неоднократно проходил курсы лечения в Бадене. В качестве своеобразной точки отсчета писатель опирается на роман Жан Поля «Путешествие на воды доктора Катценбергера» (1809), о чем прямо говорит в предисловии. Одновременно с «Курортником» выходит в свет роман Т. Манна «Волшебная гора», что лишний раз подтверждает тезис о близости мировоззрений этих двух крупных немецких писателей. С. Аверинцев подчеркивает, что «реалии санаторного быта — отнюдь не единственное, что соединяет ее (книгу «Курортник». — В. М., И. К.) с творчеством Томаса Манна; куда важнее намеренно охлажденная "температура" интонации, сдержанный тон, иронический взгляд на себя самого, чуждый раннему Гессе» [4, с. 20].

Жанровый эксперимент воплотился как в новой повествовательной стратегии писателя, так и в постоянной динамике точки зрения нарра-тора. Главное в этой повести — не потеряться в триаде, имя у которой одно — Гессе: писатель-автор Герман Гессе, писатель-курортник Гессе, герой писатель-курортник Гессе. Но что еще более важно для читателя, так это крайне внимательно следить за постепенным развитием-развертыванием иронично-серьезной авторской мысли, поскольку именно ее Гессе мастерски материализует в тексте произведения, максимально используя «принцип волны», технику откатных и перекатных впечатлений.

Повествование в книге ведется от лица автобиографического нар-ратора, который присутствует как в экзегесисе (само повествование, повествовательный акт), так и в диегесисе (повествуемый, художественный мир произведения). Гессе моделирует необычное взаимодействие субъекта-наблюдателя, повествующего «я» (больной писатель-курортник Гессе), и объекта наблюдения, повествуемого «я» (больной герой-курортник Гессе). Как отмечают Жаклин и Мишель Сенэс, «Гессе-поэт смеется над Гессе-курортником» [5, с. 219]. Однако автор, смеясь над ге-роем-Гессе, предоставляет ему, а значит, и себе, писателю-курортнику Гессе, возможность метаморфозы, победы над болезнью. Именно тогда

125

126

«я», искусственно дифференцированное автором на два, вновь обретает целостность (глава «Выздоровление»), поскольку объект наблюдения, больной герой-курортник Гессе, «наконец умер», а «вместо него появился совсем новый Гессе, правда, тоже человек с ишиасом, но этот ишиас его принадлежность, а не он принадлежность ишиаса» [1, с. 183].

Подчеркнем еще одну важную особенность «языкового эксперимента» в «Курортнике». На протяжении всего произведения писатель часто «разрывает» ткань наррации прямыми авторскими высказываниями, не принадлежащими субъекту-наблюдателю, повествующему «я», о писательском труде, процессе творчества и т. д. Вот несколько наиболее ярких и показательных примеров: «Долго увиливал я от написания этой главы. Но ничего не поделаешь» [1, с. 132]; «Ведь пишу я свои заметки из Бадена не затем, чтобы кого-либо упрекать или себя выгораживать, а чтобы запечатлеть наблюдения, пусть даже нелепо преломленные наблюдения психопата» [1, с. 135]; «Читатель, возможно, посмеется, но для нас, пишущих, писание самое азартное, волнующее приключение — плаванье на утлой лодке по бурному морю, одинокий полет сквозь вселенную» [1, с. 137]; «... давно отказался от фикции, будто моя Psychologia balnearia повествует о чьей-то посторонней, а не моей собственной психике» [1, с. 160]; «Но ничего не поделаешь. Вернемся же к курортнику Гессе» [1, с. 163]; «Эту последнюю страницу я пишу уже не в Бадене» [1, с. 183].

В подобных случаях мы сталкиваемся с явным примером того, что Ж. Женетт называет «нарративный металепсис» [6]. Его особенностью является очевидное, сознательное проникновение нарратора в диеге-сис, намеренное нарушение границы между экзегесисом и диегесисом. В поэтике «Курортника» мы имеем дело с особой повествовательной техникой Гессе — умышленным обнажением авторского приема, «мастер-классом», игрой с читателем. Максимальной открытости этот прием достигает в главе «Выздоровление»: «Я вдруг увидел себя со стороны, сделался вдруг не только курортником. а одновременно как бы сторонним наблюдателем самого себя...»; «Я внезапно расщепился надвое»; «Яуселся в высоком светлом зале за свой отдельный круглый столик и в то же время наблюдал со стороны, как я сажусь, как поправляю под собой стул и чуть закусываю губу»; «Курортник Гессе был главным объектом моего наблюдающего "я"» [1, с. 166—167]1.

Жанр эссе, записок, наблюдений в повести «Курортник» предоставляет великолепную возможность автору Гессе создать особое диалогическое пространство повествования для синтеза авторских отступлений, комментариев с постепенным развитием основных тем в их взаимном противоречии и гармоническом единстве. Примеры такого синтеза уже имели место в эпоху эйдетической поэтики в творчестве Апулея, Данте, Боккаччо, Рабле, Сервантеса, Филдинга, но наиболее ярко проявились в поэтике художественной модальности в произведениях

1 Здесь и далее в цитатах курсив наш. — В. М., И. К.

Стерна, Вакенродера, Новалиса, Жан Поля, Т. Манна, Музиля, Фриша и других авторов. В свое время еще Лоренс Стерн в XXII главе первого тома «Жизни и мнений Тристрама Шенди, джентльмена» пространно рассуждал о писательском мастерстве и пользе авторских отступлений, подобных «солнечному свету» [7, с. 69]. Стерн убеждал читателя в сложности задач, стоящих перед тем автором, который решит включить в структуру своего романа отступления, так как «все искусство в том, чтобы умело их состряпать и подать так, чтобы они служили к выгоде не только читателя, но и писателя, беспомощность которого в этом предмете поистине достойна жалости: ведь стоит ему только начать отступление — и мгновенно все его произведение останавливается как вкопанное, а когда он двинется вперед с главной своей темой, тогда конец всем его отступлениям» [7, с. 69]. Жанр произведения Гессе как раз и позволяет ему органично сочетать авторские отступления с основным повествованием, хотя это дается автору не всегда просто, о чем он сам доверительно признается читателю: «Вот я и опять далеко отклонился от темы, но таков уж, видно, удел этих заметок, что, неспособные довести до разрешения ни одной проблемы, они скорее ассоциативно и случайно нанизывают приходящие в голову мысли» [1, с. 162].

В последней главе повести («Оглядываясь назад»), заключительная часть которой печаталась ранее как отдельное эссе «Два голоса мелодии жизни», писатель Гессе формулирует цель своего творчества, опирающегося на принцип биполярности бытия: «... записать на бумаге двухголосность мелодии жизни мне никогда не удастся. И все-таки я буду следовать смутному велению изнутри и снова и снова отваживаться на такие попытки. Это и есть та пружина, что движет мои часы» [8, с. 189].

В «Курортнике» в игровой, иронично-серьезной форме в образе ге-роя-ишиатика, который ищет серединное положение для тела, чтобы облегчить физические и душевные страдания, Гессе изобразил поиск равновесия, единства, гармонии между двумя «мелодиями жизни». Поэтому закономерно, что главу «Уныние» венчает полное искренности авторское резюме: «И автор этих строк действительно не знал, откуда бы ему черпать мужество, право, решимость для своих порицаний и настроений, пессимизмов и психологий, если бы всему этому в душе его постоянно не противостояла вера в единство как в некое нерушимое равновесие» [1, с. 164].

Список литературы

1. Гессе Г. Курортник // Собр. соч. : в 4 т. СПб., 1994. Т. 2.

2. Hesse H. Kurgast // Библиотека зарубежной литературы : [сайт]. URL: http://www.booksbooksbooks.ru/index.php?option=com_content&view=article&i-d=728:-20-&catid=2:deutsch&Itemid=4 (дата обращения: 13.04.2012).

3. Гессе Г. Баденские заметки // Собр. соч. : в 8 т. М. ; Харьков, 1995. Т. 7. С. 285 — 295.

4. Аверинцев С. Путь Германа Гессе // Гессе Г. Избр. М., 1977. С. 3 — 26.

5. Сенэс Ж., Сенэс М. Герман Гессе, или Жизнь Мага. М., 2004.

6. ЖенеттЖ. Металепсис // Наследие. Искусство. Величие : [сайт]. URL: http://www. niv. ru/doc/zhenett-raboty-po-poetike/metalepsis. htm (дата обращения: 11.04.2012).

127

128

7. Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. М., 2005.

8. Гессе Г. Два голоса мелодии жизни // Собр. соч.: в 8 т. М. ; Харьков, 1995. Т. 7. С. 410-411.

Об авторах

Малащенко Владимир Владимирович — канд. филол. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: vladmalkbg@yandex.ru

Копцев Иван Демьянович — д-р филол. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: IKoptsev@kantiana.ru

About authors

Dr. Vladimir Malaschenko, Associate Professor, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: vladmalkbg@yandex.ru

Prof. Ivan Koptsev, Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. E-mail: IKoptsev@kantiana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.