А.Н. ДОЛГЕНКО (Москва)
фьюжн как принцип
(об эклектике в постмодернизме)
Выявляется перспектива использования термина «фьюжн» в литературоведении на материале постмодернистской теории. Сделан вывод о фьюжн как базовом художественном принципе постмодернизма.
Ключевые слова: эклектика и синтез в литературе, постмодернизм, терминология.
В современном гуманитарном знании идет активный процесс обновления терминологического аппарата. Новые единицы и суммы знаний, новые продукты творчества требуют адекватной атрибуции. В одних случаях мы имеем дело с ревизией и модернизацией целых терминосистем, в других - с транстерминологизацией. Примером последней следует считать чрезвычайно интенсивное распространение в различных отраслях гуманитарного (и не только) знания термина фьюжн. В данной работе мы попробуем оценить перспективы его использования в науке о литературе.
В качестве термина слово фьюжн (англ. fusion - сплав, слияние) начало функционировать в музыковедении как обозначение стилевого направления, возникшего в 1970-е гг. на основе джаз-рока за счет синтеза элементов европейской академической музыки и неевропейского фольклора. Уже здесь возникает определенная конкуренция понятий «фьюжн» и «синтез», притом что джаз-рок сам по себе представляет явление синтетическое (как минимум, эклектичное). Важно то, что термином фьюжн изначально обозначался определенный стиль.
За сорок лет функционирования сфера применения термина «фьюжн» расширилась: он стал широко употребителен в технике, дизайне, архитектуре, кулинарии. Кроме того, в массовой коммуникации англицизм фьюжн детерминологизировался и стал общим обозначением смешения элементов различных стилей, видов, типов чего-либо (англицизм микс(т) не стал общеупотребительным). Иными словами, фьюжн уже не стиль,
а принцип - сознательная авторская установка. При этом слово фьюжн лишено ок-сюморонности и не связано с оценочностью, в отличие от слова эклектика, также обозначающего смешение, соединение разнородных стилей, идей и т.п.
Фьюжн как принципиальная установка на смешение разнородных, разновидных, разностилевых, разножанровых элементов чрезвычайно востребован в художественном творчестве. Наиболее репрезентативный материал для этого дает литература постмодернизма.
Эстетическая программа постмодернизма основывается на принципиальном смешении: «... он принимает все стили и каждый делает маской несуществующего смысла» [2, с. 41]. Незамедлительно реагируя на то более, то менее изощренные запросы потребителя, постмодернизм преуспел в наполнении эклектичности свежим содержанием, в игре с давно или недавно забытыми смыслами, в самоповторении и самопре-зентации. Постмодернистский писатель преподносит читателю не то, что открылось его «гению», а то, что он конструирует на основе уже имеющегося художественного опыта. Вторая подсистема двойного кода Р. Барта -прямая установка на смешение элементов различных литературных стилей, жанров, художественных систем. Эта установка реализуется во всех основных категориях постмодернистской поэтики. Остановимся лишь на тех, которые уже давно составляют фоновые филологические знания.
Прежде всего, постмодернистская чувствительность. она связывается с отсутствием критериев ценностей и смысловой ориентацией в хаосе. Любая попытка упорядочить, сконструировать «модель мира» абсолютно бессмысленна. Это означает принципиальную невозможность синтеза, традиционного индикатора художественной цельности.
Интертекстуальность выступает как средство анализа текста и категория, определяющая сознание индивида, признак того способа, которым текст прочитывает историю и вписывается в нее. Культура воспринимается как единый интертекст, служащий, в свою очередь, предтекстом любого вновь появляющегося текста. Принципиальная открытость текста ставит под сомнение категорию художественной завершенности.
© Долгенко А.Н., 2012
Авторская маска определяет способ организации понимания текста читателем, при котором автор вводит в повествование «ме-татекстуальный комментарий», навязывая читателю свою интерпретацию. Постмодернист ставит под вопрос понятие авторства, вымысла, текстуальности и ответственности читателя, поскольку иронически издевается над ожиданиями, стереотипами литературного и шаблонного мышления читателя. Однако постмодернист зависим от этих стереотипов и шаблонов. Если оказывается так, что лишь авторская маска является элементом, способным привлечь внимание читателя, ирония вполне может стать лирикой (в символистском понимании обеих).
Принцип нонселекции регламентирует отказ от преднамеренного отбора каких-то элементов во время «производства текста». Это вроде бы заметно по противоречивости, дискретности, фрагментарности повествования. Однако иллюзия утраты идеи творчества с появлением инвариантности в принципе создания текста как мира разорванного и отчужденного, лишенного закономерности, упорядоченности, смысла, остается иллюзией. Ведь нонселекция, по сути, разновидность селекции (отбора), так же как, например, аморализм - разновидность морали.
Не менее красноречивой оказывается дискредитеция «метарассказа», который объединяет все «объяснительные системы», служащие структурированию и апологии традиционного, «буржуазного» общества: религию, науку, историю, искусство и т.д. Постмодернист не верит в «метарассказ», предпочитая создавать множество мелких, раздробленных, локальных, дискретных и эклектичных «рассказов» [3]. С одной стороны, эта будирующая локальность и дискретность вполне соответствуют высокой динамике литературного творчества в XX в. Собственно, об этом еще в 1930-е гг. писал П.А. Сорокин, характеризуя состояние западной литературы начала XX в.: «Ну никто не сможет перечислить все поразительное “разнообразие” и поразительные контрасты, представляемые непрерывно изменяющимися бестселлерами и “хитами” современной литературы, которые живут один день и забываются через несколько недель» [4, с. 243]. С другой стороны, не будем забывать об одной из ведущих тенденций в литературе XX в. - тенденции к циклизации ма-
лых форм, актуальной для постмодернизма в отнюдь не меньшей степени, чем, например, для модернизма. Под действием этой тенденции дискретность и раздробленность нивелируются, а множество мелких, раздробленных, локальных, дискретных и эклектичных «рассказов» формируется в единство большей или меньшей степени интеграции.
Наконец в довершение ко всему упомянутому картина эклектичности в постмодернизме дополняется центральным художественным приемом, в качестве которого традиционно выступает пастиш - «сознательно деформированная копия, акцентирующая те или иные черты оригинала» [1, с. 355]. В отличие от традиционной стилизации объектами пастиш могут выступать и сюжет, и стиль, и жанр, и даже художественные течения и школы. При всех претензиях на элитарность (ведь «иронизм пастиш доступен лишь знатокам первоисточников» (Там же, с. 355)) и дистанцировании от понятий плагиата и подделки в пастиш сохраняется ключевое свойство, генетически восходящее к стилизованной опере-попурри пастич-чо, - вторичность. Это свойство обусловливает постоянную связь пастиш с проблемой эпигонства. При этом оказывается, что оригинальность прямо пропорциональна элитарности: чем тщательнее скрыты от «непосвященных» следы первоисточника, тем вернее соотношение оригинальности и эпигонства оказывается в пользу первого. Однако сокрытие не должно быть абсолютным, поэтому лучшим способом использования па-стиш следует считать наслоение вторичных элементов, чаще определяющееся как инкрустация.
как видим, эстетическая программа постмодернизма многопланово эклектична. Идея синтеза как определяющего признака художественной цельности для постмодернизма неприемлема, а значит, эклектизм носит не гармонический (естественный), а механический (искусственный) характер. В данном случае термин фьюжн оказывается весьма удобным и точным. Невозможен синтез - возможен фьюжн. Постмодернизм как искусство непрерывного становления, искусство, максимально удовлетворяющее запросы потребителя и потому претендующее на вечность, стал тем горнилом, в котором эклектика естественно выливается во фьюжн. Фьюжн не как стиль, но как художественный принцип.
литература
1. Лексикон нонклассики. Xудожественно-эстетическая культура XX века / под ред. В.В. Бычкова. М., 2003.
2. Русский постмодернизм: предварительные итоги : межвуз. сб. науч. ст. / под ред. Л.П. Егоровой. Ставрополь, 1998. Ч.1.
3. Скоропанова И. Русская постмодернистская литература. М., 1999.
4. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / пер. с англ., коммент. и ст.
В.В. Сапова. СПб., 2000.
Fusion as a principle
(about eclecticism in post-modernism)
There is revealed the perspective of using the term "fusion” in literary criticism on the basis of the material of the post-modernism theory. There is made the conclusion aboutfusion as the basic artistic principle of post-modernism.
Key words: eclecticism and synthesis in literature, post-modernism, terminology.