Научная статья на тему 'Фуцзяньцы - мореходы и путешественники Великого морского Шелкового пути'

Фуцзяньцы - мореходы и путешественники Великого морского Шелкового пути Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
470
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / CHINA / ФУЦЗЯНЬ / FUJIAN / ФУЦЗЯНЬЦЫ / ТОРГОВЦЫ МИНЬШАН / MINGSHAN TRADERS / МОРСКАЯ КУЛЬТУРА / MARINE CULTURE / "КИТАЙСКИЙ КАПИТАН" / "CAPTAIN CHINA"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенов Владимир Владимирович

В статье рассматривается вопрос становления «китайской морской державы». Автором исследуются вопросы культурного взаимодействия между ханьским этносом и автохтонным населением Юго-Восточного Китая, культурные и торговые контакты фуцзяньцев в ЮВА. Дается подробное описание уникальной субэтнической группы фуцзяньцев, их этнической и культурной особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fujian - seafarers and travelers of the Great Silk Sea Road

The article is considered the question of formation of «the Chinese sea power». The author examines the issues of cultural interaction between the Han ethnic group and the autochthonous population of South-East China, the cultural and trade contacts of the Fujian people in Southeast Asia. The paper is given a detailed description of the unique sub-ethnic group the Fujian people, their ethnic and cultural characteristics.

Текст научной работы на тему «Фуцзяньцы - мореходы и путешественники Великого морского Шелкового пути»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск ХХХУП (№ 37, 2017)_

© Семенов В.В.

МосГУ

ФУЦЗЯНЬЦЫ - МОРЕХОДЫ и ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ВЕЛИКОГО МОРСКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ

Когда мы говорим о Китае, то в первую очередь подразумеваем многообразную материковую культуру. Представляем великую империю, раскинувшуюся на десятки тысяч километров, оказавшую огромное культурное влияние на своих соседей и ассимилировавшую десятки народов внутри своих границ. Как и любая империя, Китай не только распространял, но и впитывал культуру других народов и государств, создавая удивительную и неповторимую китайскую цивилизацию, вобравшую в себя особенности континентальной и морской культуры.

Китайская морская культура, согласно традиционной китайской историографии, берет свое начало в 770 г. до н.э. когда посланники племенного образования юга - дяоти, преподнесли Вану (правителю) династии Западного Чжоу (1020 до н.э. - 770 до н.э.) удивительные дары: ритуальную морскую лодку, морской жемчуг, красные кораллы, панцири морских черепах, плавники акул и пр. «Дары моря» произвели огромное впечатление на жителей Срединной равнины: территория к югу от Пяти Священных хребтов («Даюйлин», «Юэченлин», «Дупан-лин», «Менчжулин», «Цситянлин») стала называться Священным югом, а жителей стали ассоциировать с подводными обитателями - русалочьими племенами, иногда живущими с людьми и занимающимися торговлей. Именно здесь берет свое начало река Чжуцзян, впадающая в Южно-Китайское море, восточнее Тонкинского залива. Данная территория (современные провинции Гуандун и Гуаньси) являлась местом обитания племен юэ, племенного образования дяоти, чья жизнь и культура были связаны с морем. «Люди моря», обитали вдоль всего побережья Тонкинского залива и далее вдоль всего юго-восточного побережья материка. В период правления династии

Западная Чжоу, поселение Паньюй, в устье реки Чжуцзян, уже являлось центром морской торговли. Подтверждением этого служит археологическая находка, в городском округе Чжухай провинции Гуандун, где в 1989 г. были обнаружены наскальные рисунки с изображением лодки, человека, змеи, птицы, оленя, морской волны и громовых стрел. Данный рисунок показывает взаимодействие народов разных культур, контакты народов моря и континента (суши).

В период Сражающихся царств (476-221 гг. до н.э.) морской торговлей стали заниматься в поселениях Сюйвэнь (провинция Гуандун) и Хэпу (Гуаньси-Чжуанский автономный район), а также в поселениях Юго-Восточного Китая. Во времена династии Цинь (221-206 гг. до н.э.) одним из главных направлений экспансии стал юг и юго-восток материка. В 214 г. до н.э. полководец Чжао То покоряет равнинный юг - русло реки Чжузян, и часть территории племенного союза дяоти. Горный Юго-Восток остался не захваченным. В 204 г. до н.э. полководец Чжао То, этнический ханец, основывает государство Нань-юэ Го, со столицей в городе Паньюй (современный город Гу-аньчжоу). Государство Наньюэ включало в себя территорию северного Вьетнама, Гуаньси-Чжуанского автономного района, а также провинцию Гуандун. Этнически это царство состояло из прото-вьетских, прото-тайских и аустронезийских народов. Данные археологических находок и лингвистический анализ топонимики дает право утверждать это.

Население царства Наньюэ занималось как сельскими хозяйством, так и ловлей рыбы, добычей жемчуга и кораллов, морской торговлей; но стоит отметить, что по данным анализа артефактов, морские орудия для добычи морских даров более совершенны и искусны, чем сельскохозяйственные орудия труда. При раскопках дворца правителей царства Наньюэ, в городе Гуаньчжоу, были обнаружены останки акул, морских черепах, большое количество моллюсков, разнообразных кораллов, жемчуга, орудий и разнообразных приспособлений для работы на морских глубинах, а также множество рисунков тематически связанных с морем. Одним из многочисленных племен, входивших в это царство, было племя заклинателей морских духов, людей моря, выращенных по их легендам морской змеей -

даньцзя. Первоначально их называли «детьми быстроходной лодки», затем в эпоху правления династии Тан (618-907 гг.) «владыками вод», с периода династии Южная Сун (1127-1279) появляется уничижительное название даньцзя - инородец, дикарь (в произносительной норме южного Китая), так как выглядели не так, как представители ханьского этноса. В период маньчжурской династии Цин (1644-1911) их называли «людьми с кривыми копытами», так как их стопы очень большие, широкие и плоские. В Китае даньцзя считались отдельным народом вплоть до 1955 г., затем ассимилированной частью ханьского этноса, сейчас они проживают, в основном, в провинции Фуцзянь, в районе города Фучжоу. Вся жизнь даньцзя - и духовная и материальная - связана с морем. Рыбаки, путешественники, торговцы, живущие в лодках и до 1911 г. не имевшие права селиться и жить на берегу. Даньцзя - представители уникальной морской китайской культуры, которые тесно связаны с развитием китайской истории.

Император Хань Уди в 111 г. до н.э. подчинил царство Нань Юэ, и с этого момента юг полностью попадает под политический контроль имперского правительства, сюда устремляются тысячи переселенцев из центральных районов Китая, постепенно сельское хозяйство становится основным видом деятельности, а переселенцы ханьцы не любят и боятся моря, вынуждая автохтонное население либо покинуть родные края, либо стать частью нового порядка.

Китаизация юга закончилась в период династии Тан, юго-восточная часть побережья материка (провинция Фуцзянь), в силу удаленности и труднодоступности, была полностью подчинена значительно позже, а ассимиляция автохтонных народов потребовала больше времени. В прибрежной зоне города Фучжоу, столице провинции Фуцзянь, и сегодня можно увидеть довольно много лодок представителей даньцзя. Люди моря - даньцзя, все свои знания и опыт морских путешествий передали фуцзяньцам - особой субэтнической группе, возникшей в результате культурного взаимодействия пришлого ханьского этноса и местного автохтонного населения (народа шэ проживающего в горной части провинции Фуцзянь и даньцзя, проживающих на побережье). В результате взаимодействия образова-

лась особая региональная культура, связанная с морем. Главную роль в которой занимали даньцзя. Поэтому юго-восток Китая можно и нужно называть основным центром китайской приморской культуры, а жителей данного региона первопроходцами китайской международной морской торговли.

Провинция Фуцзянь расположена на территории юго-восточного Китая на обширном и сильноизрезанном побережье Южно-Китайского моря, в труднодоступной гористой местности с немногочисленными плодородными долинами. Именно здесь в 3 веке до н.э. находилось княжество Минь, о котором известно из древнего китайского трактата «Шань хай цзин» -«Каталог гор и морей», в нем сказано, что жители княжества Минь занимались морскими путешествиями, морской торговлей и кораблестроением.

Княжество Минь занимало практически все побережье юго-восточного Китая: южную часть провинции Чжэцзян, часть современной провинции Цзянси и восточную часть провинции Гуандун. Данная территория была не очень привлекательна для переселенцев из внутренних районов Китая из-за удаленности и труднодоступности, и во многом благодаря этому, здесь сложилась уникальная культура.

В результате серии войн китайская империя Хань захватывает территорию современного Юго-Восточного Китая, начинается постепенный приток ханьских переселенцев и их смешение с местным населением, что приводит к формированию уникальной этнолингвистической группы - фуцзяньцы. Сейчас в современном языке, иероглиф «Н» -min- минь , обозначает не только территорию провинции Фуцзянь, но и людей - носителей уникальной культуры.

Начиная с периода правления династии Западная Хань (206 г. до н.э. по 24 г. н.э.) и в период правления династии Тан (618 - 907 гг. н.э.) включительно, происходит постепенное политическое подчинение данной территории, а в период между династиями Тан и Сун происходит антропологическое смешение местного и ханьского населения, что отразилось на фуцзяньском диалекте.

Во времена правления династии Сун, в прибрежных районах Фуцзяни появляются арабские мореплаватели, быстро нашедшие общий язык с представителями миньской культуры. Хотелось бы отметить, что одна из характерных черт данной культуры - это усваивать и впитывать все новое. Как пример, в городе Цюаньчжоу в 1010 г. появляется мечеть. Миньские ханьцы и мореплаватели с Востока активно стали перенимать культурные достижения друг у друга, стали делиться опытом. Фуцзяньцы активно начинают принимать участие в морской торговле. Судя по записям чиновников города Гуанчжоу, основными торговыми судами в порту (в эпоху династии Сун) были именно суда фуцзяньцев - жителей и выходцев города Цюаньчжоу.

На основании тех же официальных записей провинциальных чиновников, стало известно, что помимо торговли фуцзяньские торговцы активно вели борьбу с японскими пиратами Вокоу, которые разоряли берега Китая и Кореи с XIII по XVI вв. На протяжении длительного времени торговцы миньской культуры создавали свои поселения за пределами Китая. Во время морских путешествий адмирала Чжан-Хэ, фуцзяньцы уже имели поселения в ЮВА, но с момента официального запрета морской торговли и морских путешествий во второй половине правления династии Мин, количество фуцзяньских поселений в ЮВА резко увеличивается. Во время борьбы Чжэн Ченгуна (самый знаменитый китайский пират) и фуцзяньцев с официальными представителями династии Цин, еще больше фуцзяньцев покидает родные края. Они переселяются на Формозу и образуют свое королевство, просуществовавшее до 1683 г. В период с 1723 по 1735 гг., по официальным данным, из десяти человек, покинувших родные края - семеро были фуцзяньцами. По данным переписи, проведенной голландскими колониальными властями в Индонезии, в 1935 г. в Индонезии проживало 554981 фуцзянец, при чем 77,1% из них родились в Индонезии - то есть были местными жителями. Понятие «миньшан» поэтому, не только географическое, но также обозначает принадлежность к этнической группе, сообществу, объединенному общими культурными признаками.

Если говорить в целом о китайском регионально-культурном пространстве, то, в первую очередь, в регионе ЮВА можно выделить: во Вьетнаме - гуандунцев, в Таиланде - чаочжоусцев, на Филиппинах, в Мьянме, Малайзии, Индонезии, Сингапуре большинство - это фуцзяньцы.

Если обратиться к сообществу торговцев, относящих себя к культуре миньшан, то можно выделить четыре группы: жители провинции Фуцзянь; группы лиц, которые переехали на постоянное место жительство в Фуцзянь для занятия коммерческой деятельностью; фуцзяньские торговцы, проживающие на другой территории Китая; фуцзяньские торговцы-переселенцы Гонконга и Макао, а также жители Тайваня.

Чтобы лучше понять, кто такие фуцзяньские торговцы, стоит сказать несколько слов о китайских торговцах в целом. Уже в эпоху династии Чжоу (1046 - 221гг. до н.э.) существовало регулирование торгово-обменной деятельности в городах. Китайские торговцы, в большинстве своем были мелкими торговцами, которые путешествовали из города в город. Китайские города были городами чиновников и военных, мелкие торговцы не имели права на постоянной основе заниматься торговлей в одном городе, они находились под очень жестким чиновничьим контролем, должны были селиться и заниматься торговлей в строго отведенном районе города. Такой порядок просуществовал вплоть до правления династии Сун.

Городские торговые кварталы и сельские ярмарки - традиционная китайская форма товарного обмена, жестко ограниченная по сроку проведения и месту. Члены одной семьи могли заниматься как сельским хозяйством, так и побочной работой -обменом товара. Профессиональные торговцы находились под жесточайшим контролем государства и чиновников, поэтому они являлись торговцами-посредниками и перевозчиками товара из одного места в другое, постоянно находились в движении. Одна из причин образования китайских торговых гильдий - это обеспечение быстрой, надежной доставки грузов.

Людей, которые занимались профессиональной торговлей, воспринимали практически как рабов - они подвергались беспощадным нападкам со стороны чиновников и других слоев общества. На этом фоне выделяются торговцы миньшан.

С VII-XIII вв. н.э. китайские торговцы миньшан вместе с арабскими торговцами активно участвуют в морской торговле в ЮВА и Индийском океане; затем с XVI в. активно сотрудничают с европейцами, но в отличие от европейских торговцев, миньшан предпочитают сберегать или вкладывать доходы в покупку земли на территории Китая, для расширения влияния своего клана, рода для изменения своего общественного статуса, чтобы как-то смягчить положение членов своей семьи на родной земле. Так как главной ценностью в Китае всегда была земля, и к людям которые ее обрабатывали и возделывали всегда относились лучше, чем к торговцам.

Усиление и активизация морской торговли происходит в эпоху правления династии Тан, особенно после Таласской битвы (июль, 751 г.) и смуты Аньши (755 г.), в бассейне реки Хуанхэ происходят массовые бедствия по причине разрушения ирригационной системы. В связи с этим, было невозможно использовать Великий Шелковый Путь, международная торговля перемещается с северо-запада на юго-восток Китая, появляется Великий Морской Шелковый Путь. Основными центрами морской торговли становятся устье реки Миньцзян в Восточно-Китайском море, гавань Муланьси на границе провинций Чжэцзян и Фуцзянь, а также гавань неподалеку от города Цюаньчжоу, где появляются постоянные арабские поселения. Эти центры морской торговли к моменту активизации Морского Шелкового Пути, уже успешно участвуют в морской торговле, наступает эпоха перехода региональной морской торговли на международный уровень.

Тайвань и соседние острова активно заселяются фуцзянь-цами, становятся перевалочными центрами в торговле между северным и южным Китаем, Японией и Кореей, Вьетнамом и вплоть до Индии. Самое интересное, что в Фуцзяни в этот момент не было официальных таможенных представителей. К концу правления династии Тан, торговцы миньшан окрепли, стали создавать свои постоянные торговые поселения за пределами Китая, такие поселения стали называться «танские торговые кварталы» (Tangrenjie, или иначе Chinatown). Здесь можно обнаружить парадокс - развитие морских путей и гаваней, и одновременное закрытие доступа во внутренние территории

государства, замкнутая и закрытая экономика и рабский статус торговцев, но, несмотря на все это, торговцы миньшан в городе Фучжоу становятся крупнейшими посредниками в торговле между Индокитаем и Северным Китаем. Торговцы миньшан активно занимаются торговлей в порту города Гуанчжоу. Город Фучжоу ориентируется на торговлю с Японией и Тайванем, поэтому, к моменту эпохи правления династии Тан торговцы миньшан уже накопили достаточно опыта для ведения международной торговли. Местные чиновники периода династии Тан наилучшим образом использовали представителей народа даньцзя, проживающих на побережье провинции Фуцзянь. Когда говорим о торговцах миньшан, то в первую очередь, имеем в виду народ даньцзя, автохтонных жителей данного региона. Получив возможность заниматься морскими перевозками и торговлей, именно даньцзя стали первыми торговцами миньшан.

В период правления династии Сун (960-1279гг.) официально была провозглашена политика «пускать в плавание -значит обеспечивать благосостояние и изобилие в стране». В 1087 г. при династии Сун, в порту города Цюаньчжоу появляется таможенный комиссар - араб мусульманин, главной его задачей было стимулирование торговли, поддержание контактов с торговцами миньшан, а также с торговцами, находящимися за пределами Китая и с арабскими купцами и их поселениями.

Арабские достижения в мореплавании и кораблестроении интересуют миньшан, а арабских путешественников интересует китайский сухопутный компас и ксилография. В дальнейшем, компас и ксилография от арабов попадают в Европу.

В эпоху династии Юань (1280-1367гг.) торговцы миньшан подпадают в разряд «южан», объединяющий бывших чиновников династии Сун, а также все неассимилированные народы юга Китая. Благодаря этому, можно было спокойно заниматься торговлей, т.к. чиновники (не ханьцы), остались при своих должностях. В этот период достижения юга в сельском хозяйстве и производстве проникают на север Китая, происходит его активное развитие.

Эпоху династии Мин (1368-1644 гг.) можно разделить на два этапа: первый - объединение торговцев миньшан в торговые гильдии, второй - запрет частной морской торговли. Правительство организует и осуществляет семь плаваний китайского флота в ЮВА и Индийский океан (1405-1433гг.) под командованием адмирала Чжэн-Хэ, он был мусульманин-южанин из провинции Юньнань. Под его командованием фуцзяньцы (старший помощник, офицеры и матросы) посетили государства ЮВА, Индию, восточное побережье Африки, Аравийский полуостров. Восьмое путешествие осуществляют уже сами фуцзяньцы под командованием Ван Цзинхуна. Эти путешествия дали важнейший импульс развитию по всему культурному региону «минь». Уполномоченные чиновники по вопросам ведения морской торговли появляются во всех портовых городах юго-восточного Китая, они пытаются регулировать торговлю, ограничивают одиночные частные плавания. В это время расцветают контрабанда и пиратство. В связи с этим представляется необходимым рассказать о системе Capitan China. Данная система представляет собой систему сотрудничества и контроля китайских торговцев в Индонезии и Малайзии, разработанная португальцами в XV в., она активно использовалась голландцами и англичанами вплоть до середины XX в. Суть этой системы - назначение колониальной администрацией самого главного и влиятельного представителя китайских торговцев на должность по контролю и взаимодействию в сфере торговли между европейцами и китайцами. Так называемый «китайский капитан» должен был выступать посредником между европейцами и китайцами, разрешать все противоречия с китайской стороны.

Первым, кто получил данную должность, был китаец из Фуцзяни - Су Минган (1580-1644гг.). В 20-летнем возрасте он отправился в Индонезию и в начале XVII в. поселился в Батавии (совр. Джакарта), выучил малайский и португальский языки, с 1619 г. возглавлял китайских торговцев в Батавии и в том же году получает должность «капитан китайцев». Колониальные власти также использовали его авторитет в судебной системе. Решая внутренние проблемы китайской общины, занимаясь торговлей и имея обширные связи с колониальной адми-

нистрацией, он очень обогатился. В 1636 г. он покинул свой пост, вернулся в Китай, Сямэнь, но в 1639 г. возвращается в Батавию, восстанавливается в должности, находясь там вплоть до своей смерти.

В начале XVII в. миньшанские торговцы активно занимаются торговлей в ЮВА, однако, сталкиваются с новыми вызовами: первый - запрет морской торговли правительством династии Мин, второй - нарастающая конкуренция с европейцами, третий - нарастающие противоречия между миньшан и местной китайской властью.

В эпоху династии Цин (1644-1911 гг.), официальные власти разрешают городам Сямэнь и Гуанчжоу заниматься международной торговлей. В 1757 г. в порт города Гуанчжоу прибывает первое европейское судно, торговцы миньшан перебираются в Гуанчжоу и берут под контроль производство фуцзянь-ского чая, его продажу и транспортировку. В это время в ЮВА торговцы миньшан уже создали новую культуру и общество китайских мусульман baba. Сами миньшан в Китае сумели сохранить свою веру в небесную покровительницу всех мореплавателей и торговцев - Мацзу, защитницу моряков, богиню морской стихии. Изначально она ассоциировалась у местных рыбаков со стихией моря, непредсказуемой и не подвластной, затем стала богиней-покровительницей дальних морских перевозок. С ростом количества морских путешествий, культ богини Мацзу становится все более популярным: появляются ее храмы как в Китае, так и ЮВА. Стоит отметить, что все важнейшие решения фуцзяньцы принимали именно в храмах посвященных Мацзу, как пример - создание в 1840 г. Сингапурской ассоциации фуцзяньцев.

В 1683 г., цинские власти снимают запрет на морскую торговлю. К этому моменту уже хорошо организованные торговые гильдии фуцзяньцев имеют широкую торговую сеть и свои официальные торговые представительства в разных городах Китая и ЮВА: Сямэнь, Лу Эрмен на Тайване, Цюаньчжоу, Фучжоу, Шанхай, Нинбо, Тяньцзинь, Ентай, и Сингапур. Дальнейшим результатом их деятельности стало то, что фуцзяньцы стали фактором и объектом международных отношений в регионе ЮВА.

В заключение можно сказать, что китайская морская культура это, в первую очередь, - фуцзяньцы, носители удивительной региональной китайской культуры, которые обогатили историю и культуру Китая, стран ЮВА.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Deby Irdamsyah Hatta. Chinese temples in Indonesia and their cultural inheritance - centered on Makasar. Nan Chang university, 2015.

Ж2011о о

4. nrn^, srio

^ffi1985o

5. вжйо iixfti^o ипл^аша, 20080

6. яш,

, 2004.

7. : M^b^BIS^ffiMi, 2

005 с

tt, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.