9. Transport and communications in Omsk region: statistical digest. - Omsk, Omskstat, 2012.
10. Transport and communications in Russian Federation: statistical digest. - M., 2012.
11. The transport strategy of the Russian Federation up to the 2030 year: project. - M.: Ministry of Transport, 2008. - 183 p.
12. Hmelnickiy A. D. About strategies directions of urban policy to improve the functioning of the road freight transport property complex / A. D. Hmelnickiy // Transport enterprise. - 2009. - №1. - pp. 3-5.
13. Economics of road transport: tutorial / A. G. Budrin, E. V. Budrina, M. G. Grigoryan; edited G. A. Kononova. - 3rd edition. - M.: Academy, 2008. - 320 p.
Бирюков Виталлий Васильевич - доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии социальных наук. проректор по научной работе Сибирской государственной автомобильно-дорожной
академии (СибАДИ) г. Омск. Основное направление научной деятельности: социально-экономические механизмы развития
предпринимательских структур в инновационной экономике и модернизации транспортного
комплекса. Общее количество опубликованных работ более 200 .e-mail: [email protected].
Кирничный Владимир Юрьевич - доктор экономических наук, кандидат технических наук, доцент, ректор Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ) г. Омск. Основное направление научной деятельности: модернизация российской экономики, организационно - экономические механизмы развития строительства и транспорта. Общее количество опубликованных работ более 60.
Теслова Светлана Анатольевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «экономика и управление предприятиями», Сибирская государственная автомобильно-дорожная
академия (СибАДИ) г. Омск. Основное направление научной деятельности:
конкурентоспособность грузовых
автотранспортных предприятий в современных условиях. Общее количество опубликованных работ 19. E-mail: [email protected]
УДК 334.025
ФУНКЦИЯ ВНУТРИСЕТЕВОГО КОНТРОЛЛИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ КОМПАНИЙ
М. Н. Михайлов, О. Ю. Патласов
Аннотация. В статье показано, что взаимодействие автомобильного дилера и дистрибьютора обусловливается заключенным между ними дилерским соглашением, действующими нормами российского законодательства, но с ростом конкуренции между ведущими автомобильными производителями, усиливается значимость удовлетворенности клиентов. В связи с этим обосновываются предложения, направленные на устранение угроз осуществления недобросовестных действий со стороны дистрибьютора в адрес дилеров, которые требуются учитывать, при разработке различных соглашений и положений в законодательстве Российской Федерации и при проектировании договорных отношений.
Ключевые слова: автомобильный дилер, дистрибьютор, закон, регулирование, требования.
Введение
В современных условиях существенно меняется роль автомобильного транспорта как особого фактора, определяющего формирование траекторию развития национальных экономик, и способного выступить мощным катализатором перемен в социально-экономической сфере[1]. При этом важным является установление эффективных связей между производителями и покупателями автомобилей. Во
взаимодействии дистрибьютора и автомобильного дилера в настоящее время складывается неоднозначная ситуация: с одной стороны производитель заинтересован в расширении собственной дилерской сети, а
с другой - предъявляет жесткие требования, постоянное и своевременное соблюдение которых для ряда дилеров становится невозможным. Известны случаи
необоснованного расторжения дилерских договоров по инициативе дистрибьюторов, создания дискриминирующих условий сотрудничества: недопоставка автомобилей, одностороннее изменение условий поставки, предъявление дополнительных требований к помещениям, используемому при ремонте оборудованию и т.д.
Подобные изменения способствуют ухудшению финансовой составляющей деятельности предпринимателей, что отражается на конечной стоимости
автомобилей и запасных частей; а также на имиджевой составляющей дилера, что формирует негативное отношение конечных покупателей, банковских структур, поставщиков и других контрагентов. На данный момент отсутствует полноценно функционирующая законодательная инфраструктура в области регулирования взаимодействий автомобильных компаний и дилеров.
Но на сегодняшний день наиболее остро стает вопрос об обратном направлении вектора ответственности - а именно дилера перед дистрибьютором. Не стоит забывать о том, что вся система оптимизации продаж и услуг создается и функционирует с целью формирования и поддержания
привлекательности торговой марки. Именно поэтому дистрибьютор как наиболее заинтересованный представитель
автомобильного производителя с особой тщательностью отбирает претендентов на получение статуса официального дилера, оказывает различную техническую, маркетинговую, технологическую поддержку. В свою очередь дилер обязан своевременно использовать предоставленные возможности и при необходимости прибегать к помощи дистрибьютора, качественно исполнять свои обязательства. Тем не менее, среда вокруг автомобильного рынка постоянно меняется: растут требования конечных потребителей, появляются новые конкуренты, ожесточается борьба с существующими конкурентами, изменяются правовые нормы во взаимодействии дистрибьютора,
государственных структур, предпринимателя и конечного потребителя.
Постановка задачи
По данным международной статистики производства легковых автомобилей International Organization of Motor Vehicle Manufacturers (OICA) за 2011-2012 года продажи легковых автомобилей и статистика роста продаж представлена в таблице 1. Статистика мировых продаж легковых автомобилей также показывает
положительную динамику по данным OICA за 2005-2012 года. Графически уровень продаж представлен на рисунке 1.
Выпуск и реализация новых автомобилей - наиболее значимый показатель, по которому определяется положение и состояние автомобильной отрасли. По данным компании OICA, общее количество произведенных легковых автомобилей в 2013 г. на заводах всех автомобильных концернов увеличился на 1,4 % по сравнению с 2012 г. На рисунке 2 в виде диаграммы помещены данные за 2012 (в левом столбце) и 2013 года (данные правого столбца) по производству легковых автомобилей с разбивкой по четырем регионам:
> Европа (27 стран ЕС, Россия, Беларусь, Украина, Узбекистан, Турция);
> Америка (в составе Северного, Южного Континентов, Канада);
> Азия и Океания (это весь азиатский рынок, островные государства в восточной части, Австралия);
> Африка (все африканские государства).
Таблица 1 - Продажи автомобильных марок за 2011-2012 года[2,3]1
Продажи за 2012 год2 Продажи за 2011 год Прирост/ убыль, %
Количество Доля, % Количество Доля, %
VAZ 473222 18,26 493172 21,87 -4,05
CHEVROLET 194117 7,49 160529 7,12 20,92
KIA 181718 7,01 136935 6,07 32,70
RENAULT 174491 6,73 142776 6,33 22,21
HYUNDAI 170358 6,57 147044 6,52 15,86
VOLKSWAGEN 161750 6,24 113759 5,05 42,19
TOYOTA 146175 5,64 108864 4,83 34,27
NISSAN 145777 5,63 126344 5,60 15,38
FORD 110329 4,26 103674 4,60 6,42
SKODA 92365 3,56 67432 2,99 36,98
Остальные бренды 741257 28,61 654271 29,02 13,30
Всего 2591559 100,00 2254800 100,00 14,94
1
URL: http://www.oica.net/category/sales-statistics/ 2 URL: http://www.asroad.org/stat/ramr/_
Год
Рис. 1 . Продажи легковых автомобилей за 2005-2012 года
В последнее время в рамках сегмента легковых автомобилей наблюдаются некоторые изменения, напрямую зависящие от смены потребительской активности в сторону автомобилей малого и среднего класса. Изменения также направлены от уменьшения интереса к европейским моделям и увеличения заинтересованности азиатскими автомобилями,
20 ООО ООО 18 000 000
территориальным переделом рынка в целом. Наиболее заметные изменения коснулись производства автомобилей на территории «Европа», где наблюдается снижения в общем объеме производства на 4 %, и резким увеличением объемов в регионе «Америка» более чем на 8 %.
17 787 455 #151 657
8 876 557
_______1 ЯИгШ
■
120 745 1 57. Ш
Европа Америка Азия и Океания Африка
намика мирового производства легковых автомобилей за 2012-2013 года
16 000 000 14 ООО ООО 12 000 000 10 000 000 8 000 000 6 000 000 4 000 000 2 000 000 о
Рис. 2 . Д
Уверенный рост производства легковых автомобилей показывает Китай, где в 2013 году было произведено более 8,6 млн. единиц, против 7,9 млн. автомобилей в 2012 году. Это означает рост объемов производства на 14 %, которые на данном этапе уже сопоставимы с количеством всех произведенных автомобилей в регионе «Европа», см. рисунок 2.
Как видно из представленной статистики, на протяжении нескольких лет сохраняется положительная динамика роста общего количества произведенных и проданных автомобилей, а это значит, что автомобильные концерны попадают в
условия роста конкуренции. В конкурентной борьбе важно то, как выстроена производственно-распределительная система реализации автомобилей, лояльность конечных покупателей и лояльность дилера к импортеру.
Метод и построение решения
Однако в настоящее время рамки взаимной ответственности остаются, размыты, поэтому важно разработать и запустить в действие нормативный документ, регламентирующий на законодательном уровне Российской Федерации порядок взаимного сотрудничества предпринимателей производственной и сервисно-сбытовых компаний автомобильной отрасли во
взаимодействии с государственными органами. Предлагаемый документ должен учитывать требования дистрибьютора к дилеру на этапе заключения дилерского договора и начала организации его деятельности, описывать процесс работы, назначать меру ответственности при нарушении ключевых пунктов и оговаривать процедуру разрешения споров. При этом деятельность предпринимателей должна быть ориентирована на реализацию взаимных интересов, учитывая
государственные законы.
Регулирование деятельности дилера обусловлено двусторонним влиянием: с одной стороны государственными органами, с другой стороны — производителем в лице официального дистрибьютора или импортера. Законы и нормативные акты, регламентирующие деятельность
автомобильных дилеров, являются общими для торговых организаций и не учитывают специфику дилерских отношений торгово-сервисных центров и дистрибьюторов автомобильной отрасли. Основным законодательным документом для торговых предприятий по организации и осуществлению торговой деятельностью является Федеральный закон от 28 декабря 2009 года №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В отношении законодательной части в разрезе регулирования взаимодействия дистрибьютора и автомобильного дилера активно ведет себя Федеральная антимонопольная служба (ФАС) посредством применения Федерального закона №135-Ф3 «О защите конкуренции» от 8 июля 2006 года (в редакции от 02.07.2013 года) и внесением поправок в закон. ФАС, как и другие государственные службы при разработке нормативных документов ориентируется на обращения общественных организаций, граждан и предпринимателей [2]. Так, при анализе наиболее частых обращений можно выделить следующие блоки и подгруппы, представленные ниже:
1) со стороны потребителей:
- завышения стоимости технического обслуживания автомобилей, находящихся на гарантии;
- завышения стоимости оригинальных (эксклюзивных) запасных частей, используемых для ремонта и технического обслуживания автомобилей, а том числе находящихся на гарантии;
- отсутствия возможности осуществления технического обслуживания автомобилей, находящихся на гарантии, в сервисных центрах, не являющихся официальными дилерами определенной марки автомобилей;
- установление необоснованно коротких межсервисных интервалов и пр.
2) со стороны официальных дилеров (предпринимателей):
- навязывания дистрибьюторами невыгодных условий дилерских соглашений и договоров поставки;
- необоснованного отказа от заключения или пролонгации дилерских соглашений;
- необоснованного сокращения квот на поставку автомобилей и запасных частей.
Предпринимательство представляет собой особый вид деятельности экономических субъектов оно напрямую связано с ответственностью и рисками. Основной целью ведения
предпринимательской деятельности является максимизация прибыли. В России на настоящий момент наибольшее развитие получили формы крупного и среднего предпринимательства, объемы, производства которых составляют до 90 % от общероссийских показателей, образуя значительный дисбаланс с объемом производства малых предприятий.
Автомобильные дилерские центры относятся к числу крупных и средних предприятий. Кроме них на автомобильном рынке присутствуют также средние и малые формы предпринимательства, в перечень которых входят неавторизованные станции технического обслуживания (СТО), станции гаражного типа (как правило, не имеющие юридической регистрации). Тенденцией к минимизации затрат на налоговые отчисления со стороны авторизованных и неавторизованных СТО стало создание нескольких мелких юридических лиц на территории одной станции, работающих на упрощенной системе налогообложения. В связи с чем, данные о хозяйственной деятельности в статистических органах предоставляются не в полном объеме, затрудняется анализ деятельности СТО внешними
заинтересованными пользователями.
Наблюдаются случаи, когда
автопроизводители сами регулировали количество дилеров в регионе, не подписывая новые контракты. У некоторых официальных дилеров в свою очередь качество услуг не всегда соответствует стоимости. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), стоимость
сервисного и гарантийного обслуживания у авторизованных сервисных центров дороже, чем у независимых на 30-120 %. В последнее время во взаимоотношениях дилеров и производителей накопился ряд проблем, в частности параллельный импорт, высокие издержки входа на рынок, высокие стандарты, предъявляемые к автодилерам по формированию инфраструктуры продаж, сроки дилерских контрактов. Российские предприниматели, занимающиеся продажей и обслуживанием автомобилей, вынуждены скрывать свои доходы, поскольку политика государства недостаточно гибка в отношении малых и средних субъектов автомобильного бизнеса. В настоящее время стала заметна тенденция образования различных ассоциаций автомобильных дилеров, которые отстаивают интересы предпринимателей, занимающихся обслуживанием и продажей автомобилей. Наибольшую популярность приобрела РОАД (Ассоциация Российские автомобильные дилеры), которая включает в себя более 60 компаний, занимающихся продажей, техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей и преследует следующие цели:
- лоббирование интересов официальных автомобильных дилеров;
- укрепление института официального дилерства как основы цивилизованного автомобильного рынка России;
- создание единого российского объединения официальных автомобильных дилеров.
Производитель должен проводить постоянный мониторинг уровня лояльности дилеров, которых можно рассмотреть как собственных клиентов. Неэкономическая эффективность программ формирования лояльности предполагает оценку
маркетинговой и коммуникативной эффективности.
В расчет маркетинговой эффективности включаются:
- динамика структуры дилерских центров (доли постоянных, неудовлетворенных);
- динамика отношения к компании: известность, оценка;
- отношение к программе лояльности: известность, привлекательность предложения, намерение принять участие;
- качество проведения гарантийной политики и сервисной поддержки в рамках работы по программе лояльности [3].
На уровне отдельной фирмы М. Портер выделяет пять основных видов деятельности
по созданию ценности (внутренняя логистика, производственный процесс, внешняя логистика, маркетинг и розничная торговля, обслуживание) и четыре вспомогательные (материально-техническое обеспечение, технологическое развитие, управление кадрами, инфраструктура компании), а также маржи [4].
На сайте ФАС [7]3 постепенно увеличивается количество сообщений о фактах возбуждения антимонопольных дел в отношении официальных дилеров по просьбе конечных потребителей в лице как частных, так и юридических лиц. Часто дилеры указывают в договорах информацию о том, что при прохождении обслуживания у сторонних ремонтных организаций, потребитель лишается гарантии. Таким образом, официальные дилеры создают эксклюзивные предложения в разрез действующему законодательству. Кроме этого известны случаи, когда судебные иски подают сами официальные дилеры в отношении импортеров при неправомерном расторжении дилерского договора и прекращении партнерских отношений. При этом арбитражные суды вправе обязать импортера изменить или дополнить дилерские соглашения в интересах дилерского центра. Кроме того между дистрибьютором и дилером заключаются вертикальные соглашения, которые приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, запрет на которые установлен пунктом 1 части 1.2 статьи 11 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Еще одним из примеров нарушения вышеуказанного закона может служить тот факт, что предприниматели, занимающиеся сервисным обслуживанием автомобилей и не являющиеся официальными дилерами не могут иметь доступа к технической информации. Также они не имеют возможности заключить договоры на поставку оригинальных запасных частей и деталей для качественного обслуживания автомобилей, поскольку дистрибьюторы реализуют указанную продукцию только официальным дилерам. Приобретать эту продукцию предпринимателю не рентабельно у официального дилера, поэтому
Официальный сайт антимонопольной службы http://fas.gov. ги
Федеральной (ФАС). URL:
неавторизованные сервисные станции вынуждены искать нелегальные каналы поставок необходимых для ремонта деталей или применять неоригинальные запасные части, что существенно сказывается на качестве ремонтных услуг.
Анализ результатов и решения
В связи с многочисленными обращениями и жалобами дилеров в адрес дистрибьюторов в сентябре 2012 ФАС России выпустила следующие рекомендации дистрибьюторам и производителям автомобильной продукции:
1)установить сроки действия дилерских соглашений не менее 5 лет или на неопределенный срок для официальных дилеров, инвестировавших в развитие дилерского бизнеса существенные капиталовложения при длительных сроках окупаемости;
2) в случаях расторжения дилерских соглашений детально мотивировать инициативной стороной причины расторжения в письменном виде;
3) не осуществлять действия, приводящие к установлению цены перепродажи автомобильной продукции для официального дилера, за исключением случая установления максимальной цены перепродажи;
4) не создавать дискриминационных условий определенным дилерам внутри одной дилерской сети (недопоставка автомобилей, поставка только неликвидных моделей, одностороннее изменение условий поставки, требование дополнительных инвестиций в оборудование, помещения, установление 100 % предоплаты продукции и пр.);
5) не допускать необоснованных отказов независимым автосервисам в поставках оригинальных запасных частей, аксессуаров и расходных материалов, а также в праве доступа к информационным базам (электронные каталоги запасных частей, расходных материалов и аксессуаров), позволяющим качественно осуществлять ремонт и техническое обслуживание автомобилей;
6) не устанавливать дискриминационную цену продажи оригинальных запасных частей, аксессуаров и расходных материалов и права доступа к информационным базам, за исключением случаев, когда есть экономическое обоснование установления разной цены;
7) не препятствовать организации сервисных центров по стандартам автопроизводителя без продажи автомобилей, а также организации продажи автомобилей по стандартам
автопроизводителя без строительства сервисного центра (разделение продажи и сервисного обслуживания);
8) разработать документ,
регламентирующий взаимодействие с потенциальными контрагентами, содержащий в том числе требования, предъявляемые к потенциальным контрагентам, порядок предоставления контрагентами документов, процедуры и сроки принятия решений о заключении или об отказе в заключении дилерских договоров [5].
В выше перечисленных рекомендациях четко прослеживается ответственность дистрибьютора перед дилером, что является неотъемлемой частью двустороннего соглашения, а именно - дилерского договора. При наличии возможности контролировать отношения дистрибьюторов и дилеров со стороны государства, их взаимодействие должно перейти на качественно иной уровень, что должно повлечь за собой инвестиционную привлекательность той или иной марки, повысить качество предоставления услуг конечному
потребителю.
Известен зарубежный опыт
регламентации взаимодействия дилеров и дистрибьюторов, в Евросоюзе (ЕС) 01 июня 2010 года вступил в силу Регламент Комиссии ЕС №461\2010 от 27.05.2010 «О применении статьи 101 (3) Договора о деятельности ЕС к определенным видам вертикальных соглашений и согласованных действий субъектов автомобильного рынка» [6]. Срок действия Регламента и Разъяснений установлен до 31 мая 2023 года, в соответствии с ним запрещены соглашения, которые имеют своей целью установление:
а) ограничения на продажу запасных частей участниками отдельно взятой дистрибьюторской сети независимым автосервисам, которые могут использовать такие запасные части для ремонта автомобилей;
б) ограничений на продажу поставщиком запасных частей, инструментов для ремонта автомобилей, диагностического и иного оборудования официальным или независимым дистрибьюторам, а также официальным или независимым автосервисам;
в) ограничений, согласованных между производителем автомобилей, использующим компоненты для первоначальной сборки автомобилей и поставщиком таких компонентов на размещение таким поставщиком своего
товарного знака или логотипа на таких компонентах или запчастях с видимой стороны.
ФАС России разработала и совместно с Министерством Промышленности и Торговли Российской Федерации при участии АЕБ, одобрила проект Кодекса поведения автодистрибьюторов на рынках новых автомобилей и запасных частей. Документ, разработанный профильным комитетом АЕБ, определяет основные принципы
взаимодействия между участниками рынка. Основная цель - формирование прозрачных недискриминационных правил. В силу того, что участники АЕБ, присоединившиеся к кодексу, берут на себя обязательства придерживаться закрепленных в нем принципов, необходимо указать в договорах между автодистрибьюторами, официальными дилерами и независимыми сервисными станциями, что к соответствующим правоотношениям применяется кодекс.
Заключение
Учитывая выше изложенные примеры и условия некорректно построенных взаимоотношений автомобильного
дистрибьютора и дилера, авторы предлагают выявить ключевые факторы, нарушение которых одной из сторон приводит к ухудшению сотрудничества. Эту функцию может выполнить общественная ассоциация РОАД (Российские автомобильные дилеры) во взаимодействии с представителями автомобильных производителей. Так, например, можно предложить ввести систему индикаторов при анализе деятельности или возможностей потенциального дилера, с целью выявить на этапе заключения договоров наиболее приоритетных предпринимателей. При этом необходимо, чтобы корректировка индикаторов осуществлялась в зависимости от величины потенциального дилера (различные группы от заявленной площади или планируемого объема продаж). Данные положения должны быть применимы ко всем участникам рынка, учитывать специфичность марки и региона.
Далее, на этапе заключения дилерских договоров, необходимо предусмотреть, в зависимости от величины дилера, сроки гарантированного действия договора, критические нарушения, при которых договор может быть расторгнут. Авторы считают целесообразным привлечь при
возникновении хозяйственных споров в части установления фактов нарушения дилерского соглашения торгово-промышленную палату.
Соответственно, необходимо прописать в дилерском договоре процедуру привлечения определенной службы торгово-
промышленной палаты (ТТП) и третейских судей, зарегистрированных при ТТП. Кроме этого можно рассмотреть возможность разработки модельного дилерского договора для автомобильных дилеров, согласованного с Министерством Промышленности и Торговли Российской Федерации, союзом
предпринимателей, ассоциацией
автомобильных производителей, общественной организации РОАД, который бы учитывал интересы всех участвующих сторон.
Помимо общих положений, в дилерском договоре помимо ответственности дилера в случаях недобросовестного исполнения своих функций, завышения установленных цен, неправомерных действий в отношении потребителей, авторы считают необходимым указывать меру ответственности перед дистрибьютором или официальным импортером. Данная мера может обусловлена тем, что своими негативными действиями, предприниматель наносит вред интеллектуальной собственности в виде понижения авторитета торговой марки на том или ином рынке. В свою очередь дистрибьютор должен нести ответственность перед дилером при одностороннем досрочном расторжении договора, поскольку построенный по стандартам производителей дилерский центр не может использоваться под продажу и обслуживание других автомобильных марок, и предприниматель несет значительные финансовые потери.
Библиографический список
1. Кирничный, В. Ю. Приоритеты и механизмы модернизации автомобильно-дорожного комплекса / В. Ю. Кирничный // Вестник СибАДИ. - 2011.-№4.-С. 58-61.
2. Сайт Международной организации автопроизводителей. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.oica.net/category/sales-statistics/
3. Сайт ассоциации Российских автомобильных дилеров. Электронный ресурс] - Режим доступа: |1Йр://\мм№ asroad.org/stat/ramr/
4. Михайлов, М. Н. Оценка эффективности предпринимательской деятельности автомобильных дилеров / М. Н. Михайлов, О. Ю. Патласов // Омский научный вестник. - 2009. - №5. - С. 84-87.
5. Михайлов, М. Н. Анализ финансовых показателей деятельности предпринимателей при оценке участников тендера / М. Н. Михайлов, О. Ю. Патласов // Наука о человеке: гуманитарные исследования: научный журнал - Омск: Изд-во НОУ ВПО «ОмГА», 2013. - №4. - С. 52.-59.
6. Михайлов, М. Н. Управление каналами дистрибуции автомобильных концернов на основе цепочки создания ценности / М. Н. Михайлов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. -2011. - №1 (7). - С. 34.
7. Федеральная антимонопольная служба [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы (ФАС). -Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/ (дата обращения 05.01.2014).
8. Интернет-версии системы КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: Рекомендации ФАС России дистрибьюторам и автопроизводителям автомобильной продукции в Российской Федерации. - [М.] - Загл. на титульном экране: КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/
9. Комментарий к заявлению главы Федеральной антимонопольной службы России Игоря Артемьева, сделанному на заседании Правительства РФ [Электронный ресурс]: Ассоциация Российские автомобильные дилеры. -Режим доступа: http://www.asroad.org/ (дата обращения 05.01.2014).
THE FUNCTION OF INTRANET CONTROLLING OF MOTOR TRANSPORT COMPANIES' ACTIVITY
M. N. Mikhailov, O. Y. Patlasov
Abstract. The article describes the interaction between automobile dealer and distributor, which is conditioned by concluded dealer agreement, current norms of Russian legislation, but with a growth of competition between leading automobile producers, the significance of clients' satisfaction intensifies. In this connection the suggestions are substantiated, directed at the elimination of threats of implementation of unfair actions from the direction of distributor to the dealers' address, which are needed to consider in developing of different agreements and regulations in Russian Federation's legislation and at engineering of contractual relationship.
Keywords: automobile dealer, distributor, law, regulation, requirements.
Bibliographic list
1. Kirnichny V. Y. Priorities and mechanism of modernization of automobile and highway complex // Vestnik SibADI. -2011.-№ 4. - pp.58-61.
2. International Organization of Motor Vehicle Manufacturers. - Mode of access: http://www.oica.net/category/sales-statistics/
3. Association of the Russian automobile dealers (ROAD). - Mode of access: http: //www. asroad.org/stat/ramr/
4. Mikhaylov M. N., Patlasov O. Yu. Analysis of efficiency of business activity of automobile dealers. // Omsk Scientific Bulletin, 2009. -№5. pp. 84- 87.
5. Mikailov M. N., Patlasov O. Yu. Analysis of financial performance of entrepreneurs in evaluating the parties to tender. // The Science of person: humanitarian researches, 2013. - №4. - pp. 52.-59.
6. Mikhaylov M. N. Managing distribution channels for automotive companies on the basis of the value chain // The Science of person: humanitarian researches. - 2011. - №1 (7) - pp. 34.
7. The Federal Antimonopoly service [Electronic resource]: the Official site of the Federal Antimonopoly service (FAS). - Mode of access: http://www.fas.gov.ru/ (accessed on 05.01.2014).
8. The Internet-version of system ConsultantPlus [Electronic resource]: Recommendations of the FAS Russia distributors and manufacturers of automotive products in the Russian Federation. "[M] - SAP. at the title screen: ConsultantPlus - reliable legal support. -Mode of access: http://www.consultant.ru/online/
9. Comment the statement of the head of the Federal Antimonopoly service of Russia Igor Arte-MiEV made at the Government meeting [Electronic resource]: the Association of Russian automotive dealers. - Mode of access: http://www.asroad.org/ (accessed on 05.01.2014).
Михайлов Михаил Николаевич - соискатель. Омская гуманитарная академия г. Омск. Основные направления научной деятельности: экономика, предпринимательство. Общее количество опубликованных работ: 16 публикаций e-mail: [email protected]
Патласов Олег Юрьевич - проректор по международной деятельности Омской гуманитарной академии; проректор по лицензированию и аккредитации Омского регионального института, профессор ТФ Омского государственного аграрного университета г. Омск). Основные направления научной деятельности: финансовое
моделирование, маркетинг персонала, организация бизнес. Общее количество опубликованных работ:225 публикаций. e-mail: opatlasov@mail. ru