ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ФУНКЦИЯ КИСЛОРОДОСОДЕРЖАЩЕГО ОТБЕЛИВАТЕЛЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ СМЕШАННОЙ ТЕХНИКИ КОНТРАСТА ОТБЕЛИВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ ПО РОСПИСИ ТКАНИ В ТЕХНИКЕ БАТИК С ПОМОЩЬЮ ПОДРУЧНЫХ
УТИЛИЗИРОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ
Николова Снежанка Спасова,
художник декоративно-прикладного искусства по росписи ткани в технике батик, Авторская студия, г. Гричиньяно ди Аверса (провинция Казерта), Италия
FUNCTION OF OXYGENATED BLEACH IN THE USE OF MIXED TECHNIQUE OF BLEACHING CONTRAST IN DECORATIVE AND APPLIED ART OF FABRIC PAINTING IN THE BATIK TECHNIQUE WITH THE HELP OF DISPOSED RECYCLED MATERIALS
Nikolova Snezhanka Spasova,
batik arts and crafts artist, Author's studio, Gricignano di Aversa (province of Caserta), Italy
Аннотация. В данной статье рассматривается роль и уникальность кислородосодержащего отбеливателя в технологии техники батик. Рассмотрена смешанная техника контраста отбеливания с приемом кракле и возможностью создания трещин и узоров процарапывнием подручными утилизированными материалами.
Abstract. This article discusses the role and uniqueness of oxygenated bleach in batik technology. Mixed whitening contrast technique considered with crackle reception and the possibility of creating cracks and patterns by scratching with disposed recycled materials.
Ключевые слова: шелк, кислородосодержащий отбеливатель, подручные утилизированные материалы, батик, кракле.
Key words: silk, oxygenated bleach, disposed recycled materials, batik, crackle.
В современном декоративно-прикладном искусстве "батик" означает "роспись по ткани". Роспись по ткани на сегодняшний день - это переоценка и деконструкция традиционной техники, эволюция за счет изменений и добавлений в технологический процесс техники батик уникальности метода батикиста.
Батик - это огромное многообразие красок, вспомогательных инструментов и материалов. Широкий аспект разнообразия возможно получить благодаря использованию кислородосодержащего отбеливателя с помощью подручных утилизированных материалов.
Из разнообразия нынешних техник батика можно выделить две основные группы: холодный и горячий батик. Техника, где в качестве пишущего и разделяющего материала используется резерв, называется холодный батик. Способ росписи по ткани с использованием расплавленного воска (парафина) в качестве резерва имеет название горячий батик. Горячий батик - это сложная техника, которая требует логического осмысления технологического процесса, обдуманности действий, прогнозирования цветового решения, выбора ткани, материалов и инструментов, соблюдения правил техники безопасности.
Своеобразностью горячего батика является многослойность. В процессе росписи каждый последующий цветовой тон наслаивается на предыдущий и в результате получается новый глубокий и затейливый цвет. Сложность техники заключается в умении программировать цвет, учитывая последующие наложения с учетом знаний цветоведения и совершенства авторской техники.
Для эффективного использования кислородосодержащего отбеливателя в смешанной технике контраста обеливания в горячем батике применяем характерный технический прием - кракле. Кракле -это узор из тонких трещин на поверхности, который создается для декоративного эффекта. Воск, нанесенный на ткань ломается и образуются трещины, в которые кистью или шприцем наносим отбеливатель. Отбеливатель разводится с водой примерно 1:3. Нужно учитывать, что отбеливатель разрушает парафин и разъедает ткань. Только благодаря опыту батикиста возможно выбрать соответствующую пропорцию раствора отбеливателя, состава парафина и воска, ткани. Излишний раствор отбеливателя убирают с поверхности парафина при помощи салфетки или тряпочки. Посмотреть и проверить задуманный результат пропитывания возможно на просвет.
В придачу к классическому традиционному способу получения кракле в горячем батике по росписи на ткани можно создать и другими способами. Возможно создать узоры, дополнительные детали и элементы рисунка процарапывая воск с помощью подручных утилизированных материалов. Наиболее удобны и доступны в применении материалы используемые в повседневной жизни. Это могут быть:
игла, столовые приборы, гвоздь, шампур, кухонные палочки, зубная щетка. После высохания работы приступаем к снятию воска с ткани. Для этого ткань немного мнем и сгибаем. Снимаем основную часть воска. Оставшийся же на ткани воск выпаривается утюгом. Под и на ткань кладем слой газет. Разогретым утюгом расплавляем воск, впитывая в слои газет. Газеты время от времени необходимо менять до полного удаления воска.
Для закрепления красок, изделие обрабатывают воздействием горячего пара при повышенном давлении. Во время этой реакции волокна ткани набухают и краситель глубже проникает в волокна. На следующем этапе изделие промываем холодной, а затем теплой водой и стираем вручную мыльным раствором. Ткань из натурального шелка после стирки ополаскивается в уксусном растворе составом 2 столовые ложки 9% уксуса на литр воды. Гладить изделие нужно влажным с изнанки.
Использование кислородосодержащего отбеливателя в современном искусстве в технике батик дает неограниченные возможности в создании уникальных работ. Применение подручных утилизированных материалов методом процарапывания подчеркивает авторский почерк батикиста и придает узнаваемость. В зависимости от используемого подручного инструмента для процарапывания парафина, получаются замысловатые и разнообразные по форме элементы рисунка.
Список литературы:
1. И.А. Дворкина. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый // М., 2000.
2. С.Г. Давыдов. Батик. Техника. Приемы. Изделия // М., 2005.
3. С.Г. Давыдов. Авторский батик // М., 1997.
4. М.О. Синеглазова. Батик // М., 2002 г.
5. Эрл Кэролайн. Роспись по шелку. Основы мастерства // М.: Арт-Родник, 2005.
6. Елена Шилкова. Волшебный батик // ЛитРес, 2012.
7. И.И. Пугачёва. Выполнение работ в материале в технике горячего батика // http://polenovchtenia.org.ru/?page id=187 (дата обращения: 16.07.2022).
References:
1. I.A. Dvorkina. Batik. Hot. Cold. Nodular // M., 2000.
2. S.G. Davydov. Batik. Technique. Receptions. Products // M., 2005.
3. S.G. Davydov. Author's batik // M., 1997.
4. M.O. Sineglazova. Batik // M., 2002
5. Earl Caroline. Painting on silk. Mastery fundamentals // M.: Art-Rodnik, 2005.
6. Elena Shilkova. Magic batik // LitRes, 2012.
7. I.I. Pugachev. Performing work in the material using the technique of hot batik
// http://polenovchtenia.org.ru/?page_id=187 (date of access: 07/16/2022). (In Russian).