Научная статья на тему 'Функция числа в поэме Вен. Ерофеева «Москва - Петушки»'

Функция числа в поэме Вен. Ерофеева «Москва - Петушки» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
568
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА / ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА XX ВЕКА / ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА / POST-MODERNISM THEORY / LITERARY CRITICISM OF 20 CENTURY / POETRY OF SILVER AGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Смирнова Елена Евгеньевна

Статья посвящена исследованию категории числа в составе стиля Венедикта Ерофеева. Числовая организация текста рассматривается на примере поэмы «Москва Петушки», являющейся самым известным произведением автора. В статье доказывается, что число в поэме становится элементом порядка, который, в свою очередь, оказывается мнимым. Кроме того, число является неотъемлемой частью мышления главного героя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Function of a Number in V. Erofeyev Poem «Moskva-Petushki»1

The article is devoted to the research of category of a number in style of Venedict Erofeyev. Numerical text outline is considered by an example of poem «Moskva Petushki», which is the most well-known author's work. The article proves that a number in the poem becomes an element of order, which in turn becomes imaginary. Moreover, the number is an integral part of the central character way of thinking

Текст научной работы на тему «Функция числа в поэме Вен. Ерофеева «Москва - Петушки»»

УДК 82.08

Е.Е. Смирнова

E. Smirnova

ФУНКЦИЯ ЧИСЛА В ПОЭМЕ ВЕН. ЕРОФЕЕВА «МОСКВА - ПЕТУШКИ»

THE FUNCTION OF A NUMBER IN V. EROFEYEV POEM «MOSKVA-PETUSHKI»

Статья посвящена исследованию категории числа в составе стиля Венедикта Ерофеева. Числовая организация текста рассматривается на примере поэмы «Москва - Петушки», являющейся самым известным произведением автора. В статье доказывается, что число в поэме становится элементом порядка, который, в свою очередь, оказывается мнимым. Кроме того, число является неотъемлемой частью мышления главного героя

The article is devoted to the research of category of a number in style of Venedict Erofeyev. Numerical text outline is considered by an example of poem «Moskva - Petushki», which is the most well-known author's work. The article proves that a number in the poem becomes an element of order, which in turn becomes imaginary. Moreover, the number is an integral part of the central character way of thinking

Ключевые слова: теория постмодернизма, литератур- Key words: post-modernism theory, literary criticism of 20

ная критика XX века, поэзия Серебряного века century, poetry of Silver Age

Число как предмет философской дефиниции представляет значительное по объему исследование внутри философских систем великих мыслителей прошлого и настоящего времени. Литературоведами разных эпох неоднократно предпринимались попытки изучения данной категории в творчестве того или иного писателя. Так, по определению А.Ф. Лосева, «число относится к сфере чистого смысла и есть начало, вносящее координированную реальность в смысл, т.е. созидающее самый смысл» [1]. Несмотря на пристальный интерес критиков и исследователей к творчеству Вен. Ерофеева, категория числа в прозе автора специально и систематически не описана. Существуют отдельные, во многом глубокие и точные замечания по этому вопросу. Например, категория числа в статье Е. Смир-

новой «Венедикт Ерофеев глазами гоголеве-да» [2] связана с библейской плоскостью сюжета. Исследовательница говорит о символике числа в поэме «Москва - Петушки» в традиции христианской культуры. Л. Званникова [3] в своей интерпретации поэмы вскользь упоминает об особом отношении автора к числу 8, которое появляется в тексте несколько раз. Безусловно, роль цифровой символики поэмы «Москва - Петушки» является значительной. Однако нам представляется односторонним такой подход к изучению категории числа в прозе Вен. Ерофеева. Суждения исследователей относительно функции числа в «Москве -Петушках» до сих пор в обобщенную картину не сведены, вследствие чего затрудняется формирование целостного взгляда на творчество писателя.

Задачей нашей статьи является обнаружение особенностей функционирования категории числа в поэме «Москва - Петушки». Мы попытаемся понять и наглядно представить, каким образом в произведении с помощью числа достигается мера как условие единства стиля писателя. Для этого проследим, когда и с какой целью Вен. Ерофеев вводит категорию числа в текст поэмы.

В поэме «Москва - Петушки» существует несколько уровней числовой организации текста:

1) деление на главы (всего их сорок четыре);

2) обозначение ряда глав числом километров;

3) использование чисел в главах. Разбивая текст на главы, автор художественного произведения классического типа стремится структурировать текст на уровне повествовательной логики. В поэме Вен. Ерофеева, являющейся «образцовым для русского постмодернизма произведением» [4], такое деление можно считать условным, поскольку свою традиционную функцию оно не выполняет: названия глав не связаны с их содержанием. Это всего лишь обозначение местонахождения главного героя в начале и в конце поэмы и каталог перегонов, преодолеваемых поездом на отрезке Москва - Петушки. Деление является условным и потому, что нередко название главы разрывает синтаксическую конструкцию: «Например, так: к восемнадцати годам или около того я заметил, что с первой дозы по пятую включительно я мужаю, то есть мужаю неодолимо, а вот уж начиная с шестой

КУПАВНА - 33-Й КИЛОМЕТР

и исключительно по девятую - размягчаюсь [5]», или диалог героев:

«- Как звать тебя, папаша, и куда ты едешь?

ХРАПУНОВО - ЕСИНО

- Митричем меня звать» [5; С. 163]. С другой стороны, иллюзия структуры все же позволяет автору в достижении различных экспрессивно-коммуникативных эффектов: с

помощью обозначения очередного отрезка пути электрички тексту задается некая динамика, и читатель может «следить» за перемещением героя в пространстве. Кроме того, изначально определенный маршрут в сопоставлении с указанными перегонами в названиях глав создает ощущение предугаданности финала произведения: все должно закончиться в Петушках, и каждая станция приближает читателя к развязке.

Обозначение ряда глав числом километров, казалось бы, также не имеет связи с внутренней смысловой структурой. Но это не так. На пути следования электрички семь станций с цифрой в названии: 33-Й КИЛОМЕТР, 43-Й КИЛОМЕТР, 61-Й КИЛОМЕТР, 65-Й КИЛОМЕТР, 85-Й КИЛОМЕТР. Указанные главы-перегоны характеризуются тем, что в выделенных таким образом сегментах текста герой мыслит цифровыми категориями. Например, в главе «КУПАВНА - 33-Й КИЛОМЕТР» Венечка делится с читателем загадкой, над которой бился три года подряд: каким образом он может выпить одиннадцатую «дозу» и не заснуть. «А ведь все раскрылось так просто! Оказывается, если вы уже выпили пятую, вам надо и шестую, и седьмую, и восьмую, и девятую выпить с р а з у, о д н и м м а х о м - но выпить и д е а л ь н о, то есть выпить только в воображении. Другими словами, вам надо одним волевым усилием, одним махом - не выпить ни шестой, ни седьмой, ни восьмой, ни девятой.

А выдержав паузу - приступить непосредственно к десятой, и точно так же, как девятую симфонию Антонина Дворжака, фактически девятую, условно называют пятой, точно так же и вы: условно назовите десятой свою шестую <...>» [5; С 154].

Здесь цифры из названия «главы» словно переходят в сам текст, становясь неотъемлемой частью содержания поэмы.

На перегоне «33-Й КИЛОМЕТР - ЭЛЕКТРОУГЛИ» Венечка занимается «исследованием пьяной икоты в ее математическом аспекте» [5; С. 155]: «...записывайте на бумаге,

в каких интервалах ваша икота удостаивает вас быть - в секундах, конечно:

- восемь - тринадцать - семь - три -восемнадцать.

Попробуйте, конечно, отыскать здесь хоть какую-нибудь периодичность, хоть самую приблизительную, попробуйте, если вы все-таки дурак, попытайтесь вывести какую-нибудь вздорную формулу, чтобы хоть как-то предсказать длительность следующего интервала. Пожалуйста. Жизнь все равно опрокинет все ваши телячьи построения» [5; С. 156]. Привыкший все упорядочивать и классифицировать, герой всерьез говорит об икоте, как о сфере фатального: «жизнь посрамит и вашу элементарную, и вашу высшую математику» [5; С. 156]. В результате долгих рассуждений Венечка приходит к глобальным выводам: «Не так ли в смене подъемов и падений, восторгов и бед каждого отдельного человека - нет ни малейшего намека на регулярность ? Не так ли беспорядочно чередуются в жизни человечества его катастрофы? Закон - он выше всех нас. Икота -выше всякого закона. <...> О н а неисследима, а мы - беспомощны» [5; С. 156-157]. Вот так, издеваясь над самостоятельно изобретенными исследованиями пьяной икоты, Венечка, отчаянно цепляясь за возможность упорядочить явления своей (и чужой) жизни с помощью чисел, признает наличие высшей силы, управляющей судьбой человека и разрушающей плоды его деятельности. Тем не менее, герой соблазняется мыслью структурировать то, что заведомо структурированию не поддается. И мастерски справляется с этой задачей. Смысла в этих вычислениях нет, как и в самом процессе. Здесь возникает иллюзия порядка, который так необходим Венечке для защиты от хаоса окружающей его реальности. Мнимый порядок успокаивает героя, и он призывает всех смириться и быть терпеливыми: «Вы вступили, по собственной прихоти, в сферу фатального» [5; С. 156].

Яркий пример числового мышления героя можно найти и в «главе» «ЭЛЕКТРОУГЛИ

- 43-Й КИЛОМЕТР». На этом перегоне Венечка делится с читателем великолепными рецептами оригинальных коктейлей: «...Если я сегодня доберусь до Петушков - невредимый, - я создам коктейль, который можно было бы без стыда пить в присутствии Бога и людей» [5; С. 157]. Ключевым здесь является слово «создам», символизирующее желание творить, т. е. структурировать, соединять вещи, друг с другом изначально не связанные. По его мнению, только в коктейле «есть и каприз, и идея, и пафос, и сверх того еще метафизический намек» [5; С. 158].

Компоненты всех коктейлей даны с точностью до грамма, а каждый коктейль снабжен четкими инструкциями и красочными характеристиками. Кроме того, Венечка подробно объясняет, почему необходимо использовать именно те составляющие, которые он указывает. В создании коктейлей опять проявляется любовь героя к упорядочиванию вещей, имеющих значение только для него. Трудно представить себе человека, способного смешивать подобные компоненты в нужных пропорциях, даже в целях проверки действия на свой организм того или иного «бальзама». Тема коктейлей продолжается и на перегоне «43Й КИЛОМЕТР - ХРАПУНОВО».

В следующей главе, в название которой включены цифры, - «ФРЯЗЕВО - 61-Й КиЛОМЕТР» попутчик Венечки, черноусый, размышляя о равновесии в природе, выводит «лемму» и чертит объясняющий ее график:

Это графическое изображение состояния человека до и после принятия алкоголя. «Горизонтальная линия - это линия обычной трезвости, п о в с е д н е в н а я линия. Наивысшая точка кривой - момент засыпания, наинизшая - пробуждения с похмелья.

- Видите! Это же голая зеркальность! Глупая, глупая природа, ни о чем она не заботится так рьяно, как о равновесии! Не знаю, нравственна ли эта забота, но она строго г е о м е т р и ч н а! Смотрите: ведь эта кривая изображает не только жизненный тонус, нет! Она все изображает. Вечером - бесстрашие, даже если и есть причина бояться, бесстрашие и недооценка всех ценностей. Утром - переоценка всех этих ценностей, переоценка, переходящая в страх, совершенно беспричинный» [5; С. 170-171].

Здесь находит свое воплощение проблема Хаоса и Порядка. С математической точностью черноусый доказывает свою «лемму», утверждая, что она применима к каждому, кроме «бабы», поскольку «с появлением бабы нарушается всякая зеркальность» [5; С. 171]. Предметом его расчетов становится обычное пьянство, но вывод глобален и касается всех законов природы: есть равновесие, но существует и то, что это равновесие нарушает, то, что приводит к деформации системы.

В главе «105-Й КИЛОМЕТР - ПОКРОВ» ярким примером «числового» мышления Венечки становится общение со Сфинксом, который загадывает ему умопомрачительные загадки, отражающие жизненный путь героя. Структура загадок пародирует задачи из учебников по математике 1950-1960-х гг.:

«Знаменитый ударник Алексей Стаханов два раза в день ходил по малой нужде и один раз в два дня - по большой. Когда же с ним случался запой, он четыре раза в день ходил по малой нужде и ни разу - по большой. Подсчитай, сколько раз в год ударник Алексей Стаханов сходил по малой нужде и сколько по большой, если учесть, что у него триста двенадцать дней в году был запой» [5; С. 201].

Остальные загадки аналогичны. Их условия представляют собой «перевернутое» повествование о событиях из жизни Венечки, извращенно деконструированных сознанием Сфинкса. Здесь обнаруживается еще одна мнимая система - искаженное отражение сюжета поэмы. Вот почему последняя загадка

предвосхищает финал произведения: «А в Петушки, ха-ха, вообще никто не попадет!.. » [5; С. 203].

Использование чисел в названиях глав поэмы, несомненно, связано с математическими расчетами Венечки на перегонах, включающих данные станции. Но цифры становятся неотъемлемой частью содержания не только в этих главах. Вершиной числового мышления героя можно считать «индивидуальные графики» выпитого на производстве:

«Сказать ли вам, что это были за графики? Ну, это очень просто: на веленевой бумаге черной тушью рисуются две оси -одна ось горизонтальная, другая вертикальная. На горизонтальной откладываются все рабочие дни истекшего месяца, а на вертикальной - количество выпитых граммов, в пересчете на алкоголь» [5; С. 139]. В конце каждого месяца рабочие отчитывались перед Венечкой: «в такой-то день выпито того-то и столько-то, в другой - столько-то, et cet-era», а он изображал «все это красивою диаграммою» [5; С. 139]. Эти графики, по мнению героя, «выбалтывали все, что только можно выболтать о человеке и о человеческом сердце: все его качества, от сексуальных до деловых, все его ущербы, деловые и сексуальные. И степень его уравновешенности, и способность к предательству, и все тайны подсознательного, если только были эти тайны» [5; С. 140]. Мастерски систематизируя количество выпитого на производстве, прибегая для этого к построению графиков, Венечка стремится к желанному Порядку. Цель создания «красивых диаграмм» абсурдна, но герой относится к данному процессу очень серьезно: «Душу каждого мудака я теперь рассматривал со вниманием, пристально и в упор» [5; С. 140]. Графики здесь становятся элементом достижения гармонии, к которой так стремится Венечка.

Математическими расчетами и числами на микроуровне пронизан весь текст поэмы «Москва - Петушки». Автор, пытаясь выстроить все иррациональное по законам логики и

рассудка, использует категорию числа. Сплетение в тексте рационалистической четкости с очевидным абсурдом поражает своей изощренностью. Числовой, логизированный ряд, призванный разомкнуть заколдованный круг

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика / А.Ф. Лосев. - М., 1963. - С. 216.

2. Смирнова Е. Венедикт Ерофеев глазами гоголеведа / Е. Смирнов // Русская литература, 1990. - № 3.

3. Званникова Л. «Москва - Петушки» и пр.: Попытка интерпретации / Л. Званникова // Знамя,

Коротко об авторе_____________________________________

Смирнова Елена Евгеньевна, аспирантка кафедры теории литературы и литературы XX в., Ивановский государственный университет, <elena.smirnova@it-studio.ru>

Научные интересы: проза и записные книжки Венедикта Ерофеева, теория постмодернизма, литературная критика XX в., поэзия Серебряного века, современная литература в сети Интернет

хаоса, оказывается фикцией, иллюзией искомого Порядка. Такая подмена не приводит к созданию Космоса, и герой, потерявшийся в бесконечных построениях псевдосистем, обречен понять это только в финале поэмы. __________________________________Литература

1996. - № 8.

4. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики): монография / М .Н. Липовецкий. - М., 1997. - С. 112.

5. Ерофеев Вен. Москва - Петушки // Мой очень жизненный путь. М., 2003. С. 153-154.

___________________________Some facts about author

Smirnova Elena, graduate of Literature Theory and 20 Century Literature Department in the Ivanovo State University, <elena.smirnova@it-studio.ru>

Scientific interests: the prose and daybooks of Venedict Erofeyev, the theory of post-modernism, literary critic of 20 century, the poetry of Silver age, modern literature in Internet

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.