УДК 37.018.1 (571.51/.52)
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ХАКАССКОЙ СЕМЬЕ:
ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ
К. И. Султанбаева, О. Ф. Горбунова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведённого в рамках научно-исследовательской работы «Исследование этнопедагогических традиций семейного воспитания народов Саяно-Алтая в изменяющихся условиях (на примере Республики Хакасия и Республики Тыва)», показаны проблемы сохранения народных традиций в современной хакасской семье.
Ключевые слова: этнические традиции, семейные воспитательные традиции, стиль семейного воспитания, этническая культура, Хакасия, хакасский язык, народные праздники
Глобализационные процессы, охватившие современную цивилизацию, по-разному отражаются на этнокультурном состоянии малочисленных народностей: с одной стороны, необходимо интегрироваться в мировые культурные процессы, с другой - сохранить собственные идентичность и самобытность, находящие выражение в родном языке, национальных традициях и обычаях. Специфика современных модернизационных процессов находит отражение в появлении и ускоренном развитии не свойственных для этнических традиций новых явлений и процессов, таких, как информатизация и виртуальная коммуникация через интернет-сети, постепенный переход сферы услуг в виртуальную реальность и т. д. Изменение сознания современного этнического представителя и отношение к собственной идентичности имеет прямое отношение к научным проблемам психологии, однако реальные следствия таких изменений присутствуют в повседневной педагогической практике. В частности, испытывают ли новые поколения, лишённые общения на родном языке, потребность в нём и нуждаются ли они в познании собственных культурных традиций? В связи с поставленной проблемой вызывают интерес следующие вопросы: Есть ли сегодня необходимость сохранять этнокультурные (этнопедагогические) традиции в семье? Имеется ли такая потребность у жителей Хакасии? Каковы ценности современной семьи? Какие традиции в сфере воспитания в ней сохраняются?
С учётом сказанного была предпринята попытка исследовать состояние этнокультурных традиций в современной хакасской семье.
Целью исследования стало получение сведений о функционировании этнопедагогических традиций в семейном воспитании у современных хакасов, проживающих в условиях поликультурной и полиэтнической среды г. Абакана и Республики Хакасия. Исследование проводилось на основе использования таких эмпирических методов, как беседа и анкетирование. Анкета составлена авторской группой в составе преподавателей кафедры дошкольного и специального образования Института непрерывного педагогического образования ХГУ им. Н. Ф. Катанова О. Ф. Горбуновой, К. И. Султанбаевой и директора Института развития национальных школ Республики Тыва А. С. Шаалы.
Концептуальные идеи исследования заключаются в следующем.
Одной из тенденций развивающейся семьи в настоящее время является стремление дать детям образование, повысить качество жизни и материальное благосостояние при содействии государственных органов власти. Современные семьи хакасов и тувинцев стремятся сохранить народно-национальные традиции как источник духовно-нравственной культуры и одновременно вписаться в мировые глобализационные процессы, характеризующиеся постепенной унификацией жизненного уклада народов и формирующие поликультурность, этническое многообразие в регионах [1].
Предположительно в качестве приоритетных этнокультурных традиций у хакасского и тувинского народов выступают приверженность к родным языкам, исконным верованиям и традиционному виду хозяйствования в сельской местности. Коренные представители городской части населения подвержены ассимиляции и, к сожалению, не испытывают глубокой потребности в соблюдении национальных традиций в семье, семейном воспитании детей [1]. Одновременно наблюдается общая тенденция, связанная с сохранением семейных традиций у хакасского и тувинского народов Саяно-Алтайского региона, но при этом имеются и различия в степени сохранения национальных традиций.
В данной работе из обширного эмпирического исследования будет представлена лишь часть полученных данных, которые связаны с исследованием хакасских семей. Результаты исследования по Республике Хакасия распределены по г. Абакану, Аскизскому, Алтайскому, Бейскому и Таштыпскому районам. Всего респондентами было заполнено 252 анкеты. Таким образом, в исследовании принимали участие представители 252 семей, в том числе 17 межнациональных семей, в которых одним из супругов являлись представители русской (12), немецкой (3),
алтайской (2) национальностей. Из общего числа респондентов опрошено: мужчин - 26, женщин - 226 человек; их возрастной диапазон составил от 20 до 50 лет. Из общего количества изученных семей 230 имеют несовершеннолетних детей, из них приёмных детей имеют 4 семьи, а 22 семьи имеют уже взрослых детей.
Структура опрошенных семей распределилась следующим образом: семей с одним-двумя детьми оказалось 172, с тремя-четырьмя - 50, с пятью и более детьми - 8. В одной семье (Таштыпский район) воспитываются 9 детей. Как видно из приведённых данных, в современных хакасских семьях преобладает классический нукле-арный тип семьи, включающей одного-двух детей.
Одним из основных показателей рассмотрения этнокультурности в семье был выбран язык общения среди членов семьи, что соответствует методологическому положению об однозначной ценности родного языка для любого этноса, любой национальной культуры. Полученные результаты приведены в таблице 1.
Таблица 1
Данные об использовании родного языка респондентами Хакасии
Общаются г. Абакан -88 чел. Аскизский район -83 чел. Алтайский район -29 чел. Бейский район -27 чел. Таштыпский район - 24 чел.
На родном языке 9 (10 %) 9 (11 %) 7 (24 %) 6 (22 %) 2 (8 %)
На русском языке 27 (31 %) 29 (35 %) 16 (55 %) 3 (11 %) 10 (42 %)
На русском и родном в равной степени 42 (48 %) 45 (54 %) 6 (21 %) 18 (67 %) 12 (50 %)
Итого 78 ответов 83 ответа 29 ответов 27 ответов 24 ответа
Результаты анонимного анкетирования свидетельствуют о тенденции редкого использования родного языка в современной хакасской семье, что является тревожным симптомом для состояния языка и соответственно этнической культуры хакасов, в то же время обнаруживается тенденция активного функционирования национально-русского двуязычия [1].
Среди функционирующих семейных традиций респондентами названы: уважение старших, приучение к домашнему труду, совместные праздники или гуляния, умение принимать гостей (гостевой этикет), также дни рождения членов семьи и общественные праздники, ставшие частью семейных. К ним относятся хакасские праздники: Чыл пазы (Новый год), Тун пайрам (Праздник первого айрана), Уртун-той (Праздник урожая), Ирп Наа чыл (Старый Новый год), Урен-хурты (Праздник очищения зерна / подготовки к севу), Кун-пазы (День солнца), Чир-ине (Праздник Земли), Айран Соолындызы (Праздник последнего айрана), а также народно-православные (Пасха, Троица, Масленица, Рождество).
Значимость народных традиций (любовь к детям, поклонение природе, изучение хакасского языка, воспитание трудолюбия, уважение к своей нации, гостеприимство, любовь и почитание родителей, помощь старшим и забота о младших) отметили большинство респондентов. О ценности сохранения национальных традиций и обычаев говорят почти все опрошенные, однако степень готовности их соблюдения у жителей разных населённых пунктов различна. В частности, данные по Таштыпскому району следующие: здесь названы обряды кормления «духов огня, тайги» и национальная кухня. К особым традициям отнесли празднование традиционных хакасских праздников: Чыл Пазы, Тун Пайрам, День Республики Хакасия и др. Не смогли назвать и прямо указали, что не знают национальных традиций 8 % респондентов, 28 % опрошенных затруднялись ответить на этот вопрос.
В Бейском районе 9 (33 %) родителей указали, что они придерживаются семейных традиций и празднуют: Уртун-той, Ынархас (Дружба), Урен-хурты, Кун-пазы, Чир-ине, Тбреен-кун (День рождения), Айран Соолындызы, отдых на природе всей семьёй, поход в тайгу. К национальным традициям родители отнесли празднование традиционных хакасских праздников: Чыл Пазы, Тун Пайрам, Пасха, Троица, Масленица, Новый год. Не знают национальных традиций 18 (67 %) опрошенных.
Данные по Аскизскому району таковы: 60 % родителей показали, что у них есть свои семейные традиции. Это традиции «заплетания косы», ритуал «сек-сек» (окропление / кормление айраном духов), Уртун-той, Ынархас, Наа-Чыл, Ирп наа чыл, Урен-хурты, Кин-той (Праздник обрезания пуповины), Пала тбрееш (Рождение ребёнка). Отмечены и такие семейные традиции, как отдых на природе всей семьёй, экскурсии по достопримечательностям Хакасии, просмотр семейных альбомов, начало и окончание учебного года, чтение ребёнку книги на ночь, совместный приём пищи, совместный просмотр национальных телепередач, уважение старших, помощь младшим. К особым традициям родители отнесли празднование традиционных хакасских праздников: Чыл Пазы, Тун Пайрам, Пасха, Новый год, Троица и др. Не смогли назвать и прямо указали, что не знают национальных традиций 6 % респондентов, а 22 % родителей затруднились ответить на этот вопрос.
В проведённом исследовании предпринята попытка получить информацию, связанную с проблемами воспитания детей в семье. Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Что больше всего беспокоит вас в ваших детях?». Ответы систематизированы и представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели проблем семейного воспитания
Содержание выбранных ответов Аскизскии _ „ „ „ г. Абакан „ Бейский район I аштыпский район район Алтайский район
Количественные и процентные показатели
Недисциплинированность детей 23 (26 %) 26 (31 %) 6 (22 %) 6 (24 %) 10 (34 %)
Потеря интереса к учёбе 22 (25 %) 24 (29 %) 11 (41 %) 4 (16 %) 7 (24 %)
Нестабильность учебных результатов 19 (22 %) 25 (30 %) 9 (33 %) 7 (28 %) 6 (21 %)
Низкая успеваемость, плохое усвоение учебного материала 5 (6 %) 10 (12 %) 6 (22 %) 8 (32 %) 5 (17 %)
Безответственность 16 (18 %) 16 (19 %) 3 (11 %) 4 (16 %) 4 (14 %)
Плохие отношения с учителями 3 (3 %) 4 (5 %) 1 (4 %) 2 (8 %) 4 (14 %)
Вредные привычки 13 (15 %) 16 (19 %) 6 (22 %) 3 (12 %) 4 (14 %)
Плохие отношения со сверстниками 8 (9 %) 13 (16 %) 1 (4 %) 2 (8 %) 3 (10 %)
Плохая память 8 (9 %) 14 (16 %) 6 (22 %) 2 (8 %) 2 (7 %)
Другое 5 (6 %) 1 (1 %) 1 (4 %) 4 (14 %) 2 (7 %)
Констатируем, что среди проблем, волнующих родителей, преобладающими являются недисциплинированность детей, нестабильность учебных результатов, потеря интереса к учёбе, низкая успеваемость и плохое усвоение учебного материала. Указанные проблемы неразрывно связаны с необходимостью адаптации детей к новым школьным условиям и требованиям обучения в связи с введением ЕГЭ; пробелами в усвоении школьной программы; неудачной школьной жизнью ребёнка; плохими отметками; осложнением отношений с учителями. Среди прочих проблем родители отмечают безответственность и вредные привычки детей: лень, зависимость от компьютера, планшета, телевизора, пристрастие к компьютерным играм. Плохие отношения со сверстниками или учителями имеют частный характер, скорей всего, они решаемы на уровне взаимодействия родителей со школой [1].
Среди прочих проблем, которые беспокоят родителей в воспитании детей, были отмечены нравственная невоспитанность современных детей, чрезмерная загруженность, нехватка свободного времени для прогулок и занятий спортом, большая общественная нагрузка в школе. Один из родителей отметил низкую самооценку и чрезмерную стеснительность ребёнка.
Изучение опыта семейного воспитания в современной хакасской семье показало, что воспитанием детей занимаются в основном оба родителя, реже - один из них (как правило, мать), другие члены семьи (бабушка, дедушка или ближайшие родственники) редко участвуют в семейном воспитании. Большинство родителей часто проводят свободное время вместе с детьми, у них имеются общие интересы, занятия и увлечения, например: помощь по хозяйству, совместный отдых на природе, сбор грибов и ягод, празднование национальных праздников и др. Особенно это характерно для сельской семьи, где жизненный уклад обладает своеобразием.
Однако тревожным является факт, что четверть опрошенных родителей редко общается со своими детьми. Как правило, меньше времени проводят с детьми отцы. Большинство родителей отметили, что всегда знают, как проводят свободное время их дети и достаточно хорошо осведомлены о друзьях своих детей. В целом складывается относительно благоприятная картина с родительским контролем над занятостью своих детей в окружающем социуме, что прежде всего характерно для семей из сельской местности.
В соответствии с полученными данными складывается впечатление о благоприятном психологическом климате в большинстве сельских и городских семей, характеризующемся наличием общих у родителей и детей интересов и увлечений, взаимопониманием между членами семьи. Семьи неблагополучные нуждаются в дополнительном специальном изучении. Анализ опыта семейного воспитания позволил систематизировать наиболее востребованные в большинстве хакасских семей методы воспитания детей, которые представлены в сводной таблице 3.
Таблица 3
Сводные данные ответов на вопрос о стиле взаимодействия родителей с детьми (на основе приоритетных методов)
Содержание выбранных ответов г. Абакан Аскизский район Бейский район Таштыпский район Алтайский район
Количественные и процентные показатели
Объясняю 60 (68 %) 56 (67 %) 17 (63 %) 12 (52 %) 19 (66 %)
Уговариваю 35 (40 %) 39 (47 %) 9 (33 %) 14 (56 %) 11 (38 %)
Лишаю возможности заниматься компьютером или играть 39 (44 %) 38 (46 %) 14 (52 %) 9 (32 %) 10 (34 %)
Лишаю общения 4 (5 %) 5 (6 %) 3 (11 %) - 3 (10 %)
Обращаю в шутку 15 (17 %) 21 (25 %) 5 (18 %) 4 (16 %) 6 (21 %)
Приказываю 13 (15 %) 13 (16 %) 4 (15 %) - 5 (17 %)
Наказываю 20 (23 %) 4 (16 %) 4 (16 %) 4 (16 %) 4 (14 %)
Окончание табл. 3
Кричу 7 (8 %) 14 (17 %) 5 (18 %) 3 (12 %) 3 (10 %)
Угрожаю не любить 1 (1 %) 2 (8 %) - 1 (4 %) 3 (10 %)
Ставлю в угол 9 (10 %) 5 (6 %) 2 (7 %) - 1 (3 %)
Использую физические наказания - 1 (1 %) 2 (7 %) - -
Другое 1 (1 %) 3 (4 %) 2 (7 %) 2 (8 %) -
Из представленной таблицы видно, что преобладающими методами воспитания детей в традиционной хакасской семье являются объяснения и уговоры, при помощи которых родители пытаются внушать детям морально-этические нормы и ценности. Наиболее распространённым среди наказаний является лишение ребёнка удовольствия, связанного с запретом заниматься компьютером или играть на нём. В редких случаях в качестве «наказания» отмечается использование шутки, более серьёзным наказанием считается лишение ребёнка возможности общения. Иногда родители применяют угрозу, крик, ругань и даже угрозу лишения ребёнка любви. Количественные данные показывают, что некоторые родители используют наказания, в том числе и физические: ставят ребёнка в угол, стегают его крапивой или прутом. Среди прочих методов воспитания детей родители отметили «разговор по душам», «разговор на равных», приказ на «раз, два, три» и др.
Что касается поощрения, то большинство родителей часто хвалит детей - и прежде всего за выполненные поручения. Есть семьи, где детей хвалят очень редко либо не хвалят совсем.
Таким образом, можно сказать, что в большинстве сельских семей преобладает система воспитания детей, характеризуемая как авторитарно-демократический стиль. Вместе с тем настораживает использование некоторыми родителями таких методов, которые сегодня трактуются как жестокое обращение с детьми, которое расценивается как насилие. Это прежде всего психическое (эмоциональное) насилие: угрозы со стороны родителей, унижение человеческого достоинства ребёнка, лишение любви, демонстрация своей власти и некоторые др. Рукоприкладство по отношению к детям расценивается как физическое насилие, что также обнаружено в опрошенных семьях.
На основании полученных сведений можно резюмировать следующее.
В хакасском региональном сообществе преобладает нуклеарный тип семьи, где воспитанием детей занимаются в основном оба родителя. В качестве национальных и семейных ценностей отмечены родной язык, хакасские народные традиции, любовь к родителям и детям, уважение к старшим, труд, природа, национальные праздники и др. Слабо развиты в сельских семьях национальные виды ремёсел.
Среди хакасского народа активно развивается национально-русское двуязычие, обусловленное влиянием разных факторов. Сильнейшим фактором воспитания выступают СМИ на фоне одновременного снижения роли традиционных методов семейного воспитания. Преобладающим воспитательным стилем в семьях остаётся традиционный авторитарно-демократический, хотя имеется новая тенденция сокращения карательных методов воздействия на детей.
Снижение социокультурных функций хакасского языка в семье касается не только городских жителей, но и сельских. Можно говорить о явной угрозе исчезновения хакасского языка в условиях поликультурности и по-лиэтничности региона. В целях сохранения его государственного и социального статуса исполнительным органам республиканских и муниципальных властей необходимо пересмотреть существующие программы социального и культурного, научно-образовательного развития системы учреждений и организаций, занимающихся подготовкой специалистов в сфере хакасского языка.
Отмечено недостаточное внимание специалистов к проблемам современной сельской семьи, что также требует организации и проведения системы коррекционно-поддерживающих мероприятий со стороны соответствующих структур власти, особенно Министерства региональной и национальной политики Республики Хакасия.
Библиографический список
1. Отчёт о научно-исследовательской работе по теме: «Исследование этнопедагогических традиций воспитания народов Саяно-Алтая в
изменяющихся условиях (на примере Республики Хакасия и Республики Тыва)». № Госрегистрации 115101310023. Инв.
№ 1150929000106 (Рукопись) / Руководитель темы К. И. Султанбаева. - Абакан: НИЧ ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2015.
© Султанбаева К. И., Горбунова О. Ф., 2015