Научная статья на тему 'Функционирование традиций воспитания в современной хакасской семье: опыт исследования'

Функционирование традиций воспитания в современной хакасской семье: опыт исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
168
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ETHNICAL TRADITIONS / СЕМЕЙНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / FAMILY EDUCATIONAL TRADITIONS / СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ETHNIC CULTURE / ХАКАСИЯ / KHAKASSIA / ХАКАССКИЙ ЯЗЫК / KHAKAS LANGUAGE / НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ / NATIONAL TRADITIONS / A FAMILY EDUCATIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Султанбаева Клавдия Ивановна, Горбунова Олеся Фёдоровна

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведённого в рамках научно-исследовательской работы «Исследование этнопедагогических традиций семейного воспитания народов Саяно-Алтая в изменяющихся условиях (на примере Республики Хакасия и Республики Тыва)», показаны проблемы сохранения народных традиций в современной хакасской семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Function of the Educational Traditions in Modern Khakas Family: Experimental Study

The article presents the summary of the Regional Research Report on “The Study of the Ethno Pedagogical Traditions of the Sayano-Altay peoples (The Khakas and the Tuva Republics) under Changing Conditions”, It reveals the problems of how to preserve the Khakas people’s family traditions.

Текст научной работы на тему «Функционирование традиций воспитания в современной хакасской семье: опыт исследования»

УДК 37.018.1 (571.51/.52)

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ХАКАССКОЙ СЕМЬЕ:

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ

К. И. Султанбаева, О. Ф. Горбунова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведённого в рамках научно-исследовательской работы «Исследование этнопедагогических традиций семейного воспитания народов Саяно-Алтая в изменяющихся условиях (на примере Республики Хакасия и Республики Тыва)», показаны проблемы сохранения народных традиций в современной хакасской семье.

Ключевые слова: этнические традиции, семейные воспитательные традиции, стиль семейного воспитания, этническая культура, Хакасия, хакасский язык, народные праздники

Глобализационные процессы, охватившие современную цивилизацию, по-разному отражаются на этнокультурном состоянии малочисленных народностей: с одной стороны, необходимо интегрироваться в мировые культурные процессы, с другой - сохранить собственные идентичность и самобытность, находящие выражение в родном языке, национальных традициях и обычаях. Специфика современных модернизационных процессов находит отражение в появлении и ускоренном развитии не свойственных для этнических традиций новых явлений и процессов, таких, как информатизация и виртуальная коммуникация через интернет-сети, постепенный переход сферы услуг в виртуальную реальность и т. д. Изменение сознания современного этнического представителя и отношение к собственной идентичности имеет прямое отношение к научным проблемам психологии, однако реальные следствия таких изменений присутствуют в повседневной педагогической практике. В частности, испытывают ли новые поколения, лишённые общения на родном языке, потребность в нём и нуждаются ли они в познании собственных культурных традиций? В связи с поставленной проблемой вызывают интерес следующие вопросы: Есть ли сегодня необходимость сохранять этнокультурные (этнопедагогические) традиции в семье? Имеется ли такая потребность у жителей Хакасии? Каковы ценности современной семьи? Какие традиции в сфере воспитания в ней сохраняются?

С учётом сказанного была предпринята попытка исследовать состояние этнокультурных традиций в современной хакасской семье.

Целью исследования стало получение сведений о функционировании этнопедагогических традиций в семейном воспитании у современных хакасов, проживающих в условиях поликультурной и полиэтнической среды г. Абакана и Республики Хакасия. Исследование проводилось на основе использования таких эмпирических методов, как беседа и анкетирование. Анкета составлена авторской группой в составе преподавателей кафедры дошкольного и специального образования Института непрерывного педагогического образования ХГУ им. Н. Ф. Катанова О. Ф. Горбуновой, К. И. Султанбаевой и директора Института развития национальных школ Республики Тыва А. С. Шаалы.

Концептуальные идеи исследования заключаются в следующем.

Одной из тенденций развивающейся семьи в настоящее время является стремление дать детям образование, повысить качество жизни и материальное благосостояние при содействии государственных органов власти. Современные семьи хакасов и тувинцев стремятся сохранить народно-национальные традиции как источник духовно-нравственной культуры и одновременно вписаться в мировые глобализационные процессы, характеризующиеся постепенной унификацией жизненного уклада народов и формирующие поликультурность, этническое многообразие в регионах [1].

Предположительно в качестве приоритетных этнокультурных традиций у хакасского и тувинского народов выступают приверженность к родным языкам, исконным верованиям и традиционному виду хозяйствования в сельской местности. Коренные представители городской части населения подвержены ассимиляции и, к сожалению, не испытывают глубокой потребности в соблюдении национальных традиций в семье, семейном воспитании детей [1]. Одновременно наблюдается общая тенденция, связанная с сохранением семейных традиций у хакасского и тувинского народов Саяно-Алтайского региона, но при этом имеются и различия в степени сохранения национальных традиций.

В данной работе из обширного эмпирического исследования будет представлена лишь часть полученных данных, которые связаны с исследованием хакасских семей. Результаты исследования по Республике Хакасия распределены по г. Абакану, Аскизскому, Алтайскому, Бейскому и Таштыпскому районам. Всего респондентами было заполнено 252 анкеты. Таким образом, в исследовании принимали участие представители 252 семей, в том числе 17 межнациональных семей, в которых одним из супругов являлись представители русской (12), немецкой (3),

алтайской (2) национальностей. Из общего числа респондентов опрошено: мужчин - 26, женщин - 226 человек; их возрастной диапазон составил от 20 до 50 лет. Из общего количества изученных семей 230 имеют несовершеннолетних детей, из них приёмных детей имеют 4 семьи, а 22 семьи имеют уже взрослых детей.

Структура опрошенных семей распределилась следующим образом: семей с одним-двумя детьми оказалось 172, с тремя-четырьмя - 50, с пятью и более детьми - 8. В одной семье (Таштыпский район) воспитываются 9 детей. Как видно из приведённых данных, в современных хакасских семьях преобладает классический нукле-арный тип семьи, включающей одного-двух детей.

Одним из основных показателей рассмотрения этнокультурности в семье был выбран язык общения среди членов семьи, что соответствует методологическому положению об однозначной ценности родного языка для любого этноса, любой национальной культуры. Полученные результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1

Данные об использовании родного языка респондентами Хакасии

Общаются г. Абакан -88 чел. Аскизский район -83 чел. Алтайский район -29 чел. Бейский район -27 чел. Таштыпский район - 24 чел.

На родном языке 9 (10 %) 9 (11 %) 7 (24 %) 6 (22 %) 2 (8 %)

На русском языке 27 (31 %) 29 (35 %) 16 (55 %) 3 (11 %) 10 (42 %)

На русском и родном в равной степени 42 (48 %) 45 (54 %) 6 (21 %) 18 (67 %) 12 (50 %)

Итого 78 ответов 83 ответа 29 ответов 27 ответов 24 ответа

Результаты анонимного анкетирования свидетельствуют о тенденции редкого использования родного языка в современной хакасской семье, что является тревожным симптомом для состояния языка и соответственно этнической культуры хакасов, в то же время обнаруживается тенденция активного функционирования национально-русского двуязычия [1].

Среди функционирующих семейных традиций респондентами названы: уважение старших, приучение к домашнему труду, совместные праздники или гуляния, умение принимать гостей (гостевой этикет), также дни рождения членов семьи и общественные праздники, ставшие частью семейных. К ним относятся хакасские праздники: Чыл пазы (Новый год), Тун пайрам (Праздник первого айрана), Уртун-той (Праздник урожая), Ирп Наа чыл (Старый Новый год), Урен-хурты (Праздник очищения зерна / подготовки к севу), Кун-пазы (День солнца), Чир-ине (Праздник Земли), Айран Соолындызы (Праздник последнего айрана), а также народно-православные (Пасха, Троица, Масленица, Рождество).

Значимость народных традиций (любовь к детям, поклонение природе, изучение хакасского языка, воспитание трудолюбия, уважение к своей нации, гостеприимство, любовь и почитание родителей, помощь старшим и забота о младших) отметили большинство респондентов. О ценности сохранения национальных традиций и обычаев говорят почти все опрошенные, однако степень готовности их соблюдения у жителей разных населённых пунктов различна. В частности, данные по Таштыпскому району следующие: здесь названы обряды кормления «духов огня, тайги» и национальная кухня. К особым традициям отнесли празднование традиционных хакасских праздников: Чыл Пазы, Тун Пайрам, День Республики Хакасия и др. Не смогли назвать и прямо указали, что не знают национальных традиций 8 % респондентов, 28 % опрошенных затруднялись ответить на этот вопрос.

В Бейском районе 9 (33 %) родителей указали, что они придерживаются семейных традиций и празднуют: Уртун-той, Ынархас (Дружба), Урен-хурты, Кун-пазы, Чир-ине, Тбреен-кун (День рождения), Айран Соолындызы, отдых на природе всей семьёй, поход в тайгу. К национальным традициям родители отнесли празднование традиционных хакасских праздников: Чыл Пазы, Тун Пайрам, Пасха, Троица, Масленица, Новый год. Не знают национальных традиций 18 (67 %) опрошенных.

Данные по Аскизскому району таковы: 60 % родителей показали, что у них есть свои семейные традиции. Это традиции «заплетания косы», ритуал «сек-сек» (окропление / кормление айраном духов), Уртун-той, Ынархас, Наа-Чыл, Ирп наа чыл, Урен-хурты, Кин-той (Праздник обрезания пуповины), Пала тбрееш (Рождение ребёнка). Отмечены и такие семейные традиции, как отдых на природе всей семьёй, экскурсии по достопримечательностям Хакасии, просмотр семейных альбомов, начало и окончание учебного года, чтение ребёнку книги на ночь, совместный приём пищи, совместный просмотр национальных телепередач, уважение старших, помощь младшим. К особым традициям родители отнесли празднование традиционных хакасских праздников: Чыл Пазы, Тун Пайрам, Пасха, Новый год, Троица и др. Не смогли назвать и прямо указали, что не знают национальных традиций 6 % респондентов, а 22 % родителей затруднились ответить на этот вопрос.

В проведённом исследовании предпринята попытка получить информацию, связанную с проблемами воспитания детей в семье. Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Что больше всего беспокоит вас в ваших детях?». Ответы систематизированы и представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели проблем семейного воспитания

Содержание выбранных ответов Аскизскии _ „ „ „ г. Абакан „ Бейский район I аштыпский район район Алтайский район

Количественные и процентные показатели

Недисциплинированность детей 23 (26 %) 26 (31 %) 6 (22 %) 6 (24 %) 10 (34 %)

Потеря интереса к учёбе 22 (25 %) 24 (29 %) 11 (41 %) 4 (16 %) 7 (24 %)

Нестабильность учебных результатов 19 (22 %) 25 (30 %) 9 (33 %) 7 (28 %) 6 (21 %)

Низкая успеваемость, плохое усвоение учебного материала 5 (6 %) 10 (12 %) 6 (22 %) 8 (32 %) 5 (17 %)

Безответственность 16 (18 %) 16 (19 %) 3 (11 %) 4 (16 %) 4 (14 %)

Плохие отношения с учителями 3 (3 %) 4 (5 %) 1 (4 %) 2 (8 %) 4 (14 %)

Вредные привычки 13 (15 %) 16 (19 %) 6 (22 %) 3 (12 %) 4 (14 %)

Плохие отношения со сверстниками 8 (9 %) 13 (16 %) 1 (4 %) 2 (8 %) 3 (10 %)

Плохая память 8 (9 %) 14 (16 %) 6 (22 %) 2 (8 %) 2 (7 %)

Другое 5 (6 %) 1 (1 %) 1 (4 %) 4 (14 %) 2 (7 %)

Констатируем, что среди проблем, волнующих родителей, преобладающими являются недисциплинированность детей, нестабильность учебных результатов, потеря интереса к учёбе, низкая успеваемость и плохое усвоение учебного материала. Указанные проблемы неразрывно связаны с необходимостью адаптации детей к новым школьным условиям и требованиям обучения в связи с введением ЕГЭ; пробелами в усвоении школьной программы; неудачной школьной жизнью ребёнка; плохими отметками; осложнением отношений с учителями. Среди прочих проблем родители отмечают безответственность и вредные привычки детей: лень, зависимость от компьютера, планшета, телевизора, пристрастие к компьютерным играм. Плохие отношения со сверстниками или учителями имеют частный характер, скорей всего, они решаемы на уровне взаимодействия родителей со школой [1].

Среди прочих проблем, которые беспокоят родителей в воспитании детей, были отмечены нравственная невоспитанность современных детей, чрезмерная загруженность, нехватка свободного времени для прогулок и занятий спортом, большая общественная нагрузка в школе. Один из родителей отметил низкую самооценку и чрезмерную стеснительность ребёнка.

Изучение опыта семейного воспитания в современной хакасской семье показало, что воспитанием детей занимаются в основном оба родителя, реже - один из них (как правило, мать), другие члены семьи (бабушка, дедушка или ближайшие родственники) редко участвуют в семейном воспитании. Большинство родителей часто проводят свободное время вместе с детьми, у них имеются общие интересы, занятия и увлечения, например: помощь по хозяйству, совместный отдых на природе, сбор грибов и ягод, празднование национальных праздников и др. Особенно это характерно для сельской семьи, где жизненный уклад обладает своеобразием.

Однако тревожным является факт, что четверть опрошенных родителей редко общается со своими детьми. Как правило, меньше времени проводят с детьми отцы. Большинство родителей отметили, что всегда знают, как проводят свободное время их дети и достаточно хорошо осведомлены о друзьях своих детей. В целом складывается относительно благоприятная картина с родительским контролем над занятостью своих детей в окружающем социуме, что прежде всего характерно для семей из сельской местности.

В соответствии с полученными данными складывается впечатление о благоприятном психологическом климате в большинстве сельских и городских семей, характеризующемся наличием общих у родителей и детей интересов и увлечений, взаимопониманием между членами семьи. Семьи неблагополучные нуждаются в дополнительном специальном изучении. Анализ опыта семейного воспитания позволил систематизировать наиболее востребованные в большинстве хакасских семей методы воспитания детей, которые представлены в сводной таблице 3.

Таблица 3

Сводные данные ответов на вопрос о стиле взаимодействия родителей с детьми (на основе приоритетных методов)

Содержание выбранных ответов г. Абакан Аскизский район Бейский район Таштыпский район Алтайский район

Количественные и процентные показатели

Объясняю 60 (68 %) 56 (67 %) 17 (63 %) 12 (52 %) 19 (66 %)

Уговариваю 35 (40 %) 39 (47 %) 9 (33 %) 14 (56 %) 11 (38 %)

Лишаю возможности заниматься компьютером или играть 39 (44 %) 38 (46 %) 14 (52 %) 9 (32 %) 10 (34 %)

Лишаю общения 4 (5 %) 5 (6 %) 3 (11 %) - 3 (10 %)

Обращаю в шутку 15 (17 %) 21 (25 %) 5 (18 %) 4 (16 %) 6 (21 %)

Приказываю 13 (15 %) 13 (16 %) 4 (15 %) - 5 (17 %)

Наказываю 20 (23 %) 4 (16 %) 4 (16 %) 4 (16 %) 4 (14 %)

Окончание табл. 3

Кричу 7 (8 %) 14 (17 %) 5 (18 %) 3 (12 %) 3 (10 %)

Угрожаю не любить 1 (1 %) 2 (8 %) - 1 (4 %) 3 (10 %)

Ставлю в угол 9 (10 %) 5 (6 %) 2 (7 %) - 1 (3 %)

Использую физические наказания - 1 (1 %) 2 (7 %) - -

Другое 1 (1 %) 3 (4 %) 2 (7 %) 2 (8 %) -

Из представленной таблицы видно, что преобладающими методами воспитания детей в традиционной хакасской семье являются объяснения и уговоры, при помощи которых родители пытаются внушать детям морально-этические нормы и ценности. Наиболее распространённым среди наказаний является лишение ребёнка удовольствия, связанного с запретом заниматься компьютером или играть на нём. В редких случаях в качестве «наказания» отмечается использование шутки, более серьёзным наказанием считается лишение ребёнка возможности общения. Иногда родители применяют угрозу, крик, ругань и даже угрозу лишения ребёнка любви. Количественные данные показывают, что некоторые родители используют наказания, в том числе и физические: ставят ребёнка в угол, стегают его крапивой или прутом. Среди прочих методов воспитания детей родители отметили «разговор по душам», «разговор на равных», приказ на «раз, два, три» и др.

Что касается поощрения, то большинство родителей часто хвалит детей - и прежде всего за выполненные поручения. Есть семьи, где детей хвалят очень редко либо не хвалят совсем.

Таким образом, можно сказать, что в большинстве сельских семей преобладает система воспитания детей, характеризуемая как авторитарно-демократический стиль. Вместе с тем настораживает использование некоторыми родителями таких методов, которые сегодня трактуются как жестокое обращение с детьми, которое расценивается как насилие. Это прежде всего психическое (эмоциональное) насилие: угрозы со стороны родителей, унижение человеческого достоинства ребёнка, лишение любви, демонстрация своей власти и некоторые др. Рукоприкладство по отношению к детям расценивается как физическое насилие, что также обнаружено в опрошенных семьях.

На основании полученных сведений можно резюмировать следующее.

В хакасском региональном сообществе преобладает нуклеарный тип семьи, где воспитанием детей занимаются в основном оба родителя. В качестве национальных и семейных ценностей отмечены родной язык, хакасские народные традиции, любовь к родителям и детям, уважение к старшим, труд, природа, национальные праздники и др. Слабо развиты в сельских семьях национальные виды ремёсел.

Среди хакасского народа активно развивается национально-русское двуязычие, обусловленное влиянием разных факторов. Сильнейшим фактором воспитания выступают СМИ на фоне одновременного снижения роли традиционных методов семейного воспитания. Преобладающим воспитательным стилем в семьях остаётся традиционный авторитарно-демократический, хотя имеется новая тенденция сокращения карательных методов воздействия на детей.

Снижение социокультурных функций хакасского языка в семье касается не только городских жителей, но и сельских. Можно говорить о явной угрозе исчезновения хакасского языка в условиях поликультурности и по-лиэтничности региона. В целях сохранения его государственного и социального статуса исполнительным органам республиканских и муниципальных властей необходимо пересмотреть существующие программы социального и культурного, научно-образовательного развития системы учреждений и организаций, занимающихся подготовкой специалистов в сфере хакасского языка.

Отмечено недостаточное внимание специалистов к проблемам современной сельской семьи, что также требует организации и проведения системы коррекционно-поддерживающих мероприятий со стороны соответствующих структур власти, особенно Министерства региональной и национальной политики Республики Хакасия.

Библиографический список

1. Отчёт о научно-исследовательской работе по теме: «Исследование этнопедагогических традиций воспитания народов Саяно-Алтая в

изменяющихся условиях (на примере Республики Хакасия и Республики Тыва)». № Госрегистрации 115101310023. Инв.

№ 1150929000106 (Рукопись) / Руководитель темы К. И. Султанбаева. - Абакан: НИЧ ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2015.

© Султанбаева К. И., Горбунова О. Ф., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.