Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА КРЕДИТНЫХ РЕСУРСОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА КРЕДИТНЫХ РЕСУРСОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК КРЕДИТНЫХ РЕСУРСОВ / КРЕДИТОВАНИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зумакулова Ф.С., Терешев М.А.

Для оценки перспектив развития рынка кредитных ресурсов в России, в статье рассматривается опыт функционирования данного рынка в зарубежных странах, направив особое внимание на государства с похожим на российский уровень становления экономики. Либерализация рынка и увеличение на нем конкуренции, в основном, содействуют появлению обширного спектра ипотечных продуктов, увеличению спроса новыми группами клиентов. Еще один пример из зарубежной практики - ипотечный кредит с непостоянной ставкой, который позволяет заемщикам уменьшать процентный риск на долгосрочный период. Считаем, что появление многообразных видов кредитования в РФ тоже будет способствовать спросу на ипотечные кредиты. Еще одним важнейшим фактором, который говорит о неплохих перспективах ипотечного кредитования, представляется опыт формирования данного сегмента рынка в зарубежных странах. Максимальный объем задолженности физических лиц за рубежом доводится на ипотечное кредитование. В развитых государствах на данный вид кредитования в 2014 г. приходится примерно 75% от объема выдаваемых населению кредитов, в странах Восточной Европы - 45-60%. Изучение относительных размеров рынка кредитных ресурсов в зарубежных странах показало, что перед возрастающим отечественным рынком кредитных ресурсов открываются широкие горизонты. Сегодня рынок кредитных ресурсов в зарубежных развитых странах представляется одним из наиболее масштабных по объему сделок и сложным по структуре секторов рыночного хозяйства, при этом отмечается тенденция к их расширению и возникновению все большего количества финансовых инструментов, которые используют на этих рынках. Следовательно, многократно возрастает роль рынка кредитов в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зумакулова Ф.С., Терешев М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONING OF THE MARKET CREDIT RESOURCES IN FOREIGN COUNTRIES

To assess the prospects for the development of the market of credit resources in Russia, the article examines the experience of the functioning of the market in foreign countries, giving special attention to the state with the same level of formation of the Russian economy. Market liberalization and increased competition it is mainly contribute to the emergence of a broad spectrum of mortgage products, an increase in demand by new groups of clients. Another example of foreign practices - a loan with variable rate, which allows the borrower to reduce the interest rate risk in the long term. We believe that the emergence of the diverse types of lending in Russia will also contribute to the demand for mortgage loans. Another critical factor, which indicates good prospects for mortgage lending, it is the experience of the formation of this segment of the market in foreign countries. The maximum amount of debt individuals abroad brought on mortgage lending. In the developed countries for this type of lending in 2014 accounted for approximately 75% of the volume of loans issued to the population in the countries of Eastern Europe - 45-60%. The study of the relative size of the market of credit resources in foreign countries has shown that the vast horizons open before the growing domestic market for credit resources. Today credit market in foreign developed countries seems to be one of the largest in terms of volume of transactions and complex structure of the market sectors of the economy, while there is a tendency for their expansion and the emergence of a growing number of financial instruments that are used in these markets. Therefore, many times the role of credit in the economy of the market increases.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА КРЕДИТНЫХ РЕСУРСОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

УДК 330.336.77

Зумакулова Ф. С., Терешев М. А.

Zumakulova F. S., Tereshev M. A.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА КРЕДИТНЫХ РЕСУРСОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

FUNCTIONING OF THE MARKET CREDIT RESOURCES IN FOREIGN COUNTRIES

Для оценки перспектив развития рынка кредитных ресурсов в России, в статье рассматривается опыт функционирования данного рынка в зарубежных странах, направив особое внимание на государства с похожим на российский уровень становления экономики.

Либерализация рынка и увеличение на нем конкуренции, в основном, содействуют появлению обширного спектра ипотечных продуктов, увеличению спроса новыми группами клиентов. Еще один пример из зарубежной практики -ипотечный кредит с непостоянной ставкой, который позволяет заемщикам уменьшать процентный риск на долгосрочный период. Считаем, что появление многообразных видов кредитования в РФ тоже будет способствовать спросу на ипотечные кредиты.

Еще одним важнейшим фактором, который говорит о неплохих перспективах ипотечного кредитования, представляется опыт формирования данного сегмента рынка в зарубежных странах. Максимальный объем задолженности физических лиц за рубежом доводится на ипотечное кредитование. В развитых государствах на данный вид кредитования в 2014 г. приходится примерно 75% от объема выдаваемых населению кредитов, в странах Восточной Европы - 45-60%.

Изучение относительных размеров рынка кредитных ресурсов в зарубежных странах показало, что перед возрастающим отечественным рынком кредитных ресурсов открываются широкие горизонты.

Сегодня рынок кредитных ресурсов в зарубежных развитых странах представляется одним из наиболее масштабных по объему сделок и сложным по структуре секторов рыночного хозяйства, при этом отмечается тенденция к их расширению и возникновению все большего количества финансовых инструментов, которые используют на этих рынках. Следовательно, многократно возрастает роль рынка кредитов в экономике.

To assess the prospects for the development of the market of credit resources in Russia, the article examines the experience of the functioning of the market in foreign countries, giving special attention to the state with the same level of formation of the Russian economy.

Market liberalization and increased competition it is mainly contribute to the emergence of a broad spectrum of mortgage products, an increase in demand by new groups of clients. Another example of foreign practices - a loan with variable rate, which allows the borrower to reduce the interest rate risk in the long term. We believe that the emergence of the diverse types of lending in Russia will also contribute to the demand for mortgage loans.

Another critical factor, which indicates good prospects for mortgage lending, it is the experience of the formation of this segment of the market in foreign countries. The maximum amount of debt individuals abroad brought on mortgage lending. In the developed countries for this type of lending in 2014 accounted for approximately 75% of the volume of loans issued to the population in the countries of Eastern Europe - 45-60%.

The study of the relative size of the market of credit resources in foreign countries has shown that the vast horizons open before the growing domestic market for credit resources.

Today credit market in foreign developed countries seems to be one of the largest in terms of volume of transactions and complex structure of the market sectors of the economy, while there is a tendency for their expansion and the emergence of a growing number of financial instruments that are used in these markets. Therefore, many times the role of credit in the economy of the market increases.

Ключевые слова: рынок кредитных ресурсов, кредитование, зарубежный опыт.

Зумакулова Фатимат Султановна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 988 931 07 59 E-mail: f.zumakulova@yandex.ru

Терешев Медик Александрович -

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов и кредита, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 963 391 24 44 E-mail: tereshev.medik.78@mail.ru

Key words: market of credit resources, crediting, foreign experience.

Zumakulova Fatimat Sultanovna -

Candidate of Economics Sciences, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik Tel.: 8 988 931 07 59 E-mail: f.zumakulova@yandex.ru

Tereshev Medik Aleksandrovich -

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik Tel.: 8 963 391 24 44 E-mail: tereshev.medik.78@mail.ru

В целях оценки перспектив формирования рынка кредитных ресурсов в России, необходимо рассмотреть опыт функционирования данного рынка в других странах, направив особое внимание на государства с похожим на российский уровень становления экономики.

Несмотря на результативное развитие потребительского кредитования в России, в 2014 г. кредиты населению составили только 3,7% от ВВП, тогда как в странах Восточной Европы - 14-15%, а в государствах с наиболее сформированным рынком - свыше 45% (рис. 1) [1].

Рисунок 1 - Отношение объема кредитов физическим лицам к ВВП в 2014 г., %*

*Источник: составлено автором по статистическим данным сайтов центральных банков, Retail Banker International

Безусловные лидеры по объему кредитов на душу населения - это самые развитые в экономическом отношении зарубежные страны.

Объем кредитов на душу населения в развитых странах составляет $25-30 тыс. (рис. 2).

Россия Брмипнв Турция Польша.

Ч схин Венгрия ОАЭ Италии Герчамия США

Великобритании

077А

1Б 245

I 27 943 ■ Z9 оео

Рисунок 2 - Объем ссудной задолженности на 1 человека в разных странах мира в 2014 г., ($)

*Источник: составлено автором по статистическим данным сайтов центральных банков, Retail Banker International

Объем кредитов, которые приходятся на одного человека, в России приблизительно на 20% меньше, чем в Турции, и в 6-7 раз меньше сходного показателя в Польше, Венгрии и Чехии и представляются самыми развитыми в экономическом отношении мировыми странами, тогда как объем ВВП на душу населе-

ния в РФ только лишь в 1,2-1,7 раза меньше, чем в указанных странах Европы.

Кроме того, величина потребления в РФ в сравнении с этими же восточно-европейскими странами до сих пор остается на наиболее низкой отметке. Так, по оценке специалистов, объемы продажи новых автомобилей на 1000 человек населения по результатам 2014 г. не превышает в РФ 10 штук, а в Чехии на каждого тысячного жителя продается ориентировочно 14 новых автомашин.

В стоимостном выражении указана разница намного больше по причине того, что по стоимости российские автомобили немного уступают западным, а доля продажи российских моделей в количественном отношении, наоборот, приблизительно в два раза превосходит долю иностранных автомобилей.

Сравнительно небольшой уровень потребления в РФ, несмотря на все еще невысокие показатели обеспеченности граждан торговыми площадями и плохо развитой розничной торговли в регионах, представляется дополнительной предпосылкой к существенному увеличению объемов кредитования населения на перспективу.

Располагая неоспоримыми преимуществами перед отечественными банками, благодаря имеющимся апробированным технологиям работы с физическими лицами, продуманным маркетинговым и рекламным стратегиям продвижения товаров и услуг, мощным брендом, отдельные иностранные банки, такие как австрийский Raiffeisenbank и чешский Home Credit and Finance Bank, которые начали заниматься потребительским кредитованием в РФ несколько лет назад, довольно быстро стали ведущими лидерами данного сегмента кредитного рынка.

В настоящий момент в число главных участников пробуют войти уже наиболее значительные игроки - такие всемирные компании, как Citibank, Socieytey Geyneyrale, GE Consumer Finance [5].

Еще одной характерной чертой рынка потребительского кредитования являются перегоняющие темпы увеличения кредитования населения в сравнении с темпами повышения выдачи кредитов юридическим лицам.

Фактором, содействующим превентивному темпу роста кредитования физических лиц в сравнении с увеличением кредитования юридических лиц, может быть расширение воз-

можностей предприятий по заимствованию средств посредством выпуска долговых ценных бумаг, размещения акций на отечественном и зарубежном рынках капиталов.

Особенно необходимо отметить возможности, предоставляемых внешними и внутренними облигационными рынками. Так, на конец 2014 г. объем корпоративных облигаций нефинансовых корпораций составляет примерно 306 млрд. руб., а объем рынка корпоративных небанковских еврооблигаций -563 млрд. руб. [3].

Следовательно, нефинансовые компании РФ привлекают на рынок долгового финансирования средства в общей сумме ориентировочно 870 млрд. руб. Можно сделать прогноз, что в перспективе компании будут намного чаще использовать альтернативные источники заимствования, в итоге чего доля кредитов юридическим лицам в общем объеме ссудной задолженности возможно будет урезаться.

Опыт зарубежных стран показал, что либерализация рынка и увеличение на нем конкуренции, в основном, содействуют появлению обширного спектра ипотечных продуктов, увеличению спроса новыми группами клиентов. Так, применение в США процентных ипотечных кредитов, по которым в течение 5 -7 лет каждый месяц выплачиваются лишь проценты, а затем уже заем или рефинансируется, или погашается, открывает выход к ипотеке населению, которые по другому не могут приобрести кредит на покупку недвижимости, например тем, которые получают не фиксированную зарплату, а повременные бонусы или ожидают увеличение своих доходов в перспективе.

Еще один пример из зарубежной практики - ипотечный кредит с непостоянной ставкой, который позволяет заемщикам уменьшать процентный риск на долгосрочный период. Считаем, что появление многообразных видов кредитования в РФ тоже будет способствовать спросу на ипотечные кредиты.

Необходимо обратить внимание на то, что имеющийся на сегодняшнее время уровень цен на недвижимость делает приобретение жилья из собственных накоплений крайне затруднительным для большого количества населения. Если наиболее обеспеченные граждане уже купили себе нужное жилье, то для

большинства населения стоимость на недвижимость остается чересчур высокой.

В этой связи в перспективе спрос на недвижимость будет по преимуществу устанавливаться развивающимся средним классом, которому непременно будут необходимы заемные средства, а наилучшим инструментом заимствования может быть ипотека.

Итак, принимая во внимание небольшую обеспеченность населения жильем, устаревшее состояние жилищного фонда, при сохранении имеющихся темпов роста доходов граждан в перспективе можно надеяться на большой рост ипотечного кредитования, устойчивое повышение его доли в общем объеме выдаваемых кредитов.

Еще одним важнейшим фактором, который говорит о неплохих перспективах ипотечного кредитования, представляется опыт формирования данного сегмента рынка в зарубежных странах. Максимальный объем задолженности физических лиц за рубежом доводится на ипотечное кредитование. В развитых государствах на данный вид кредитования в 22014 г. приходится примерно 75%°) от объема выдаваемых населению кредитов, в странах Восточной Европы - 45-60% (рис. 3, 4) [4].

Автокредитование

Личные займы, возобновляемый кредит и т.д.

Ипотечное кредитование

□ Личные займы, возобнавляемый кредит и т.д.

□ Ипотечное кредитование

□ Автокредитование

Рисунок 3 - Структура выданных кредитов в странах Восточной Европы (Польша, Чехия и Венгрия) в 2014 г., %

*Источник: составлено автором по статистическим данным сайтов центральных банков, Retail Banker International

Оставшаяся часть потребительских кредитов распределялась между автокредитованием и другими видами потребительского кредитования - займами на личные цели, товарными кредитами, кредитными картами и т. д.

Опыт развитых стран демонстрирует, что в условиях целеустремленной государственной политики указанные проблемные вопросы разрешаются быстро. В этом отношении лучший пример Чехии, где доля ипотечных кредитов в объеме задолженности населения возросла за 10 лет с 5 до 45%.

□ Личные займы, возобнавляемый кредит и т.д.

□ Ипотечное кредитование

□ Автокредитование

Рисунок 4 - Структура выданных кредитов в развитых странах (США, Великобритания, Германия и Италия) в 2014 г., %

*Источеик: составлено автором по статистическим данным сайтов центральных банков, Retail Banker International

Таким образом, можно допустить, что ипотечное кредитование в ближайшей перспективе будет одним из быстро возрастающих сегментов рынка кредитования населения.

Фактором, который, бесспорно, благоприятно окажет влияние на темпы увеличения количества потребительских кредитов, является усиленная конкуренция.

Можно предполагать о том, что при имеющемся сохранении положительной динамики макроэкономических показателей в РФ доля иностранных банков на данном рынке увеличится с 1,9 до 9,2%. Итак, произойдет увеличение приблизительно на 2 процентных

пункта в год и, по нашим оценкам, к концу 2015 г. возможно превышение на 11%.

Сильный рост доли зарубежных компаний на рынке свойственен и для восточноевропейских стран Европы. Наглядным примером данного развития представляется чешский опыт, одного из лидеров европейского потребительского кредитования - французской компании Cetelem, которая является подразделением банка BNP Paribas. Войдя на рынок Чехии в 90-х гг. прошлого столетия и захватывая к 2000 г. около 1% этого рынка, компания за 15 лет увеличила свою долю до 14% [2].

Выход иностранных компаний на отечественный рынок означает как усиленную конкуренцию, так и более усиленное введение новейших методов борьбы за потребителя. По этой причине, с целью вовлечения в процесс кредитования все большее и большее число участников, банков, а также их партнеров, в первую очередь из числа торговых сетей и крупнейших производителей товаров народного потребления, предприятий, которые занимаются жилищным строительством, обязаны будут предъявлять рынку последние маркетинговые и рекламные технологии.

В связи с чем, крайне жизненными оказываются совместные программы банков и тор-

Литература

1. Алеев В.А. Зарубежный опыт в развитии кредитной кооперации // Вестник Чувашского университета. 2014. №1. С. 35-38.

2. Брычкин А.В. Инструменты управления кредитными рисками на предприятии // Банковские услуги. 2014. № 10. С. 34-37.

3. Дорофеев В.Д. Стратегическое планирование коммерческого банка // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 2. С. 67-70.

4. Казаренкова Н.П., Егорова О.Г., Крето-ва Ж.А. Современные проблемы формирования и реализации кредитной политики коммерческого банка // Молодежь и XXI век -2014: материалы IV Международной молодежной научной конференции. 2014. С. 41-43.

5. Матюнина Л.В. Совершенствование управления финансово-кредитными ресурсами // Вестник Чувашского университета. 2012. №3. С. 52-54.

говых сетей. Так, например, размер дисконта, который предоставляется по кредитной карточке любого банка, а также число торговых сетей, которые предоставляют скидки по банковским картам, прежде всего, будет крайне важным преимуществом для выпускаемого карточки банка.

Вместе с тем, на первый план в конкурентной борьбе выходит качество обслуживания клиентов, сила бренда, обширность спектра оказываемых банком сопровождающих услуг, вероятность гибкого учета индивидуальных надобностей клиента.

Таким образом, изучение относительных размеров рынка кредитных ресурсов в зарубежных странах показало, что перед возрастающим отечественным рынком кредитных ресурсов открываются широкие горизонты.

Сегодня рынок кредитных ресурсов в зарубежных развитых странах представляется одним из наиболее масштабных по объему сделок и сложным по структуре секторов рыночного хозяйства, при этом отмечается тенденция к их расширению и возникновению все большего количества финансовых инструментов, которые используют на этих рынках. Следовательно, многократно возрастает роль рынка кредитов в экономике.

References

1. Aleev V.A. Zarubezhnyj opyt v razvitii kre-ditnoj kooperatsii // Vestnik Chuvashskogo un-iversiteta. 2014. №1. S. 35-38.

2. Brychkin A.V. Instrumenty upravleniya kreditnymi riskami na predpriyatii // Bankovskie uslugi. 2014. №10. S. 34-37.

3. Dorofeev V.D. Strategicheskoe planirova-nie kommercheskogo banka // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenij. Povolzhskij region. Ob-schestvennye nauki. 2014. №2. S. 67-70.

4. Kazarenkova N.P., Egorova O.G., Kreto-va Zh.A. Sovremennye problemy formirovaniya i realizatsii kreditnoj politiki kommercheskogo banka // Molodezh i XXI vek - 2014: materialy IV Mezhdunarodnoj molodezhnoj nauchnoj kon-ferentsii. 2014. S. 41-43.

5. Matyunina L.V. Sovershenstvovanie uprav-leniya finansovo-kreditnymi resursami // Vestnik Chuvashskogo universiteta. 2012. №3. S. 52-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.