УДК 331.108.45
DOI: 10.18384/2310-6646-2022-4-37-47
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КОРПОРАЦИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Демина В. В.1,2, Ян Юеин1
1 Московский педагогический государственный университет
119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, Российская Федерация
2 Московский государственный областной университет
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация
Аннотация
Цель. Провести анализ состояния и выявить проблемы функционирования образовательной инфраструктуры корпораций, определить перспективы её развития. Процедура и методы. В ходе контент-анализа научных работ выявлено отсутствие определения термина «образовательная инфраструктура корпораций». Проведено исследование состояния образовательной инфраструктуры компаний. Применены методы анализа, сравнения, обобщения и интерпретации результатов исследования.
Результаты. Предложено авторское определение образовательной инфраструктуры корпораций как совокупности средств и инструментов для обеспечения обучения сотрудников корпорации, включающей материальную базу образовательного процесса, образовательные технологии и учебные материалы. Анализ состояния образовательной инфраструктуры компаний: Intel (США), Amazon Inc. (США), Toyota Motors Corporation (Япония), Коммерческая авиастроительная корпорация Китая (КНР), Huawei (КНР), Газпром (РФ), Сбербанк (РФ), Металлоинвест (РФ) - позволил выявить, что все они уделяют особое внимание развитию обучения, осознавая важную роль повышения квалификации, развития человеческих кадров в формировании конкурентного преимущества. Раскрыты проблемы функционирования образовательной инфраструктуры корпораций, включающие отсутствие индивидуального подхода, наличие барьеров в обмене знаниями между сотрудниками филиалов одной корпорации в разных странах, что препятствует достижению эффективности образовательного процесса.
Теоретическая и/или практическая значимость. Среди перспектив развития образовательной инфраструктуры выделены элементы образовательной инфраструктуры корпорации, отмечено использование новых информационно-коммуникационных технологий, включая применение прямых трансляций, интеллектуального подбора учебных материалов, а также достижение открытости корпоративного обучения, способствующих повышению квалификации персонала и удовлетворяющих потребности компании в формировании высококвалифицированных специалистов.
Ключевые слова: корпорация, образовательная инфраструктура, образовательные технологии, перспективы, повышение квалификации, проблемы.
Благодарности. Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект «Теоретические и методологические основы экономики совместного потребления и возможности её реализации в РФ» № 20-010-00180 А 20-010-00180 А.
© CC BY Демина В . В . , Ян Юеин, 2022.
FUNCTIONING OF THE EDUCATIONAL INFRASTRUCTURE OF CORPORATIONS: PROBLEMS AND PROSPECTS
V. Demina1,2, Y. Yang1
1 Moscow Pedagogical State University
1/1 ul. Malaya Pirogovskaya, Moscow 119991, Russian Federation
2 Moscow Region State University
ul. Very Voloshinoi 24, Mytishchi 141014, Moscow Region, Russian Federation Abstract
Aim. To conduct an analysis of the state of corporations' educational infrastructure and identify problems in its functioning, determine the prospects for its development. Methodology. In the course of the content analysis of scientific works, the absence of the definition of the term "educational infrastructure of corporations" was revealed. The state of the educational infrastructure of companies was studied. Methods of analysis, comparison, generalization and interpretation of the results of the study were applied.
Results. The author's definition of the educational value of corporations is offered as a set of tools and instruments for training employees of corporations, including the material structure of the educational process, educational technologies and educational materials. Analysis of the state of the educational infrastructure of companies Intel (USA), Amazon Inc. (USA), Toyota Motors Corporation (Japan), China Commercial Aircraft Corporation (PRC), Huawei (PRC), Gazprom (RF), Sberbank (RF), Metalloinvest (RF) revealed that they all pay special attention to the development of training, realizing the important role of advanced training, development of human resources in creating a competitive advantage. The problems of functioning of the educational infrastructure of corporations are revealed, including the lack of an individual approach, the presence of barriers in the exchange of knowledge between employees of branches of the same corporation in different countries, which hinders the achievement of the effectiveness of the educational process. Research implications. Among the prospects for the development of the educational infrastructure, the elements of the educational infrastructure of the corporation are highlighted, the use of new information and communication technologies is noted, including the use of live broadcasts, intelligent selection of educational materials, as well as the achievement of open corporate training, which contribute to the improvement of personnel skills, which is gradually becoming a priority for personnel policy and satisfies the needs of the company in formation of highly qualified specialists.
Keywords: corporation, educational infrastructure, educational technologies, prospects, professional development, problems.
Acknowledgements. According to the research project №20-010-00180 А 20-010-00180 А "Theoretical and methodological basics of shared consumption economy and perspectives of its realization in the RF"
Введение
Современная экономическая среда и высокая конкуренция бросают новые вызовы для экономических систем. Чтобы достичь эффективности, необходимо постоянно находить пути совершенствования деятельности всем участникам социально-экономических процессов . В этих условиях, одним из ключевых стратегических ориентиров корпораций выступает создание возможностей для непрерывного развития кадрового состава, обеспечивающего достижение конкурентного преимущества [2; 3].
Человеческие ресурсы играют важную роль во всех современных экономических процессах. Являясь неотъемлемым компонентом формирования конкурентного преимущества, человеческие ресурсы и уровень их развития определяют положение корпорации в конкурентной среде .
В настоящее время масштабы корпоративной образовательной инфраструктуры достигли высоких объёмов, при этом с 2009 г. отмечается тенденция к их увеличению (рис . 1) .
400 350 300 250 200 150 100 50
355,6
302>2 295,6
271,1
286
291,7
306,9
322,2
244,4
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Рис. 1 / Fig.1. Масштабы образовательной инфраструктуры корпораций в мире, млрд долл. США, в 20072020 гг. / Thescaleof the educational infrastructure ofcorporationsm theworld, billion US dollars, in 2007-2020.
Ист от ик.-Составлен оавт орами по данны м са йта St atista. URL: http s://www.statista.com/ statistics/738399/size-of-the-global-workplace-training-market/ (дата обращения: 06.05.2022).
Согласно исследованию Boston Consulting Group, 95% руководителей крупнейших вмире корпораций осознаютнеобходимость корпоративного обучения.но лишь 15% из них признали, что им удалось постр°етьэффективную образовательную инфраструктуру в своих компаниях1. Это позволяет сделать вывод, что 85% кортофаций сталкикаются с проблемами функци°ниров ания обраковательной инфраструктуры . В связи с этим выявление проблем функционирования данной инфряст рактяры икпределение пеакптктив еТ кктвикия явлаются неоКиодимыми, обуславливая актуальность темы проводимого исследования
Целью раляты выст^ают анаяиз со^,^с^^ювоипр(^(^кем ЯунРивоксровакся о^а-зовательной инфраструктуры корпораций и определение перспектив её развития .
Исхрдя из цевИк авяклье реиаеття круг сиедуюищх зааак:
- дать определение понятия «образовательная инфраструктура корпорации»;
- выявить проблемы в функционировании образовательной инфраструктуры конкретных корп раций;
- определить перспективы развития образовательной инфраструктуры корпораций
1 Dyer A . Three Steps to Turn Your Company into a Learning Powerhouse // BCG: [сайт]. URL: https://www.bcg . com/ puOhtatiods/2r20/turr-couocompary-jrC>ta-learmngtpfwerhoese(oaTa оОрареноя: 3l.02.2002f
кика
В современной российской и зарубежной научной литературе отсутствует определение понятия «образовательная инфраструктура корпорации» . В связи с чем существует необходимость в рассмотрении сущности понятия «инфраструктура» и выявлении элементов непосредственно образовательной инфраструктуры, которые функционируют в современных корпорациях.
Инфраструктура как экономическая категория привлекала внимание многих исследователей . Следует отметить, что впервые в научном дискурсе понятие «инфраструктура» было использовано ещё в конце XIX столетия . М . Н . Бахтин и А . Ю . Кособуцкая пишут о том, что данный термин «впервые встречается в 1875 г. во французской научной литературе и, начиная с 1887 г., используется в англоязычных источниках» [1, с . 5]. С того времени в контексте развития экономических теорий и научной мысли в целом понятие «инфраструктура» эволюционировало В современном научном дискурсе под инфраструктурой понимается «интегральная экономическая категория, составляющие которой могут относиться к разным отраслям экономики, но объединены общей целью - они создают условия для устойчивого функционирования и развития экономического производства, товарного обмена и жизнеобеспечения в стране или регионе и обеспечиваются пространственную целостность территории, в первую очередь экономическую целостность» [1, с . 9]. Такой подход к определению сущности термина «инфраструктура» достаточно широкий и не может быть напрямую использован в отношении понятия «инфраструктура корпорации»
Под инфраструктурой корпорации, по мнению исследователей Высшей школы экономики РФ, следует понимать «находящиеся в её пользовании недвижимое имущество, системы производственной и социальной инфраструктуры, обеспечивающие основную деятельность корпорации»1 Следовательно, инфраструктура корпорации представляет собой совокупность всех материальных и нематериальных объектов, которые позволяют корпорации выполнять свою деятельность и достигать поставленных целей и задач
Исходя из этого, образовательная инфраструктура корпорации должна рассматриваться в контексте создания определённых условий для развития образовательной среды в корпорации . Если, к примеру, производственная инфраструктура предприятия включает в свой состав вспомогательные и обслуживающие помещения, оборудование и средства труда, которые позволяют реализовать производственный процесс, то образовательная инфраструктура корпорации, в свою очередь, является совокупностью материальных и нематериальных средств, которые позволяют обучать сотрудников корпорации, достигая целей развития человеческого потенциала в компании и обеспечения конкурентоспособности персонала корпорации
Более близким к понятию образовательной инфраструктуры предприятия, на наш взгляд, выступает понятие экосистемы обучения внутри корпорации В одном из исследований компании Boston Consulting Group отмечено, что неотъемлемым элементом этой экосистемы наряду с уточнённой стратегией обучения сотрудников, зрелой обучающей системой, высококачественным предложением и качественным образовательным ландшафтом выступает «набор средств поддержки для реализации программ обучения - надёжная инфраструктура обучения с соответствующими инструментами измерения результатов и технологиями»2 .
1 Соловьев М . М . Стратегическое управление инфраструктурой корпорации // MyShared: [сайт]. URL: http:// www. myshared .ru/slide/239632/ (дата обращения 25.04.2022).
2 Dyer A . Three Steps to Turn Your Company into a Learning Powerhouse // BCG: [сайт]. URL: https://www.bcg .com/ publications/2020/turn-your-company-into-a-learning-powerhouse (дата обращения 30.04.2022) .
V4V
В ре зультатеанализа литературы.можно ^ь^^^^т^а^т^ь. следующие элементы образовательной инфраструктуры корпорации (рис . 2) .
Рис. 2./ Fig. 2.Схема элементавобртзот ательной иифраитруктуры корпорации / Diagram of the elements of the corporation's educational infrastructure
Источник: данные авторов .
Исходя из этого, в настоящем исследовании под образовательной инфраструктурой корпорации мы понимаем сорокупность уредств и инсурументов для обеспечения обучения сотрудников корпорации, включающих материальную базу образовательного процесса, оборудование, педагогические кадры, образовательные технологии и учебные материалы .
В соответствии с Стандартомкачества 180 9004,компании должны создавать необходимые условия труда,которые будут способствовать индивидуальному росту, обучению, передаче знаний и согласованности действий . Стандарт определяет необходимость со стороны компании предоставлять возможности для наставничества и индивидуального обучения, создания системы профессиональной аттестации и планирования служебного роста, разработки программ сбора предложений по улучшению для обмена знаниями персонала. В стандарте также отмечено, что «для достижения устойчивого успеха организации необходимо внедрить процессы обучения в масштабах организации и обучения путем объединения возможностей отдельных исполнителей с возможностями организации»1. Обучение в масштабах организации предполагает сбор информации об историях успеха и неудач из внутренних и внешних источников, углублённое изучение этой информации . Вторая форма обучения предполагает поддержку образовательных инициатив, интерактивности и обмена знаниями как внутри, так и вне организации, поддержание в должном состоянии систем обучения, стимулирование и поощрение совместного использования знаний и обучения сотрудников . Стандарт ISO 9004 определяет пять уровней зрелости обучения, которые могут быть использованы для оценки состояния образовательной инфраструктуры компании:
1 ISO 9004:2009 Managing for the sustained success of an organization - A quality management approach // ISO: [сайт].
URL: https://www. iso. org/standard/41014 .html (дата обращения: 05 .05 .2022).
- уровень I - обучение осуществляется на индивидуальной основе без обмена знаниями;
- уровень II - пассивное обучение, действуют процессы обмена информацией и знаниями;
- уровень III - плановые мероприятия по обмену информацией, вопросы обучения рассматриваются при выработке стратегии и политики;
- уровень IV - руководство поощряет развитие связей, взаимодействие и интерактивность в обучении, обучение играет важную роль в развитии инновационного потенциала сотрудников;
- уровень V - создана собственная культура обучения .
На основе данной классификации была проведена оценка соответствия образовательной инфраструктуры корпораций требованиям ISO 9004.
Для анализа проблем в функционировании образовательной инфраструктуры корпораций был использован метод кейс-стади, направленный на анализ формирования и развития инфраструктуры обучения в разных компаниях, включая Intel (США), Amazon Inc. (США), Toyota Motors Corporation (Япония), Коммерческую авиастроительную корпорацию Китая (КНР), Huawei (КНР), Газпром (РФ), Металлоинвест (РФ), Сбербанк (РФ) . Были изучены особенности образовательной инфраструктуры данных корпораций, которые позволили выявить проблемы её функционирования, а затем предложить перспективы дальнейшего её развития .
Проблемы образовательной инфраструктуры корпораций
В результате анализа состояния образовательной инфраструктуры корпораций разных стран было выявлено, что она включает следующие компоненты (табл . 1) .
Таблица 1 / Table 1
Компоненты образовательной инфраструктуры корпораций разных стран и их соответствие требованиям ISO 9004 / Components of the educational infrastructure of corporations from different countries and their compliance with ISO 9004 requirements
Страна Корпорация Компоненты образовательной инфраструктуры Уровень зрелости по ISO 9004
США Intel Базы данных и знаний, инструменты управления знаниями, Интернет и интранет, электронная почта, материалы для чтения1 II
Amazon Inc . Инфраструктура обмена знаниями между руководством и сотрудниками, неявные знания трансформируются в явные и составляют нематериальную основу для обучения сотрудников2 III
Япония Toyota Motors Corporation Интернационализация образовательного процесса за счет создания сетевой образовательной инфраструктуры, объединяющей филиалы в разных странах, система наставничества в обучении сотрудников3 V
1 Intel Corporate Responsibility Report 2020-21 [Электронный ресурс]. URL: http://csrreportbuilder.intel.com/ pdfbuilder/pdfs/CSR-2020-21-Full-Report.pdf (дата обращения: 26.04.2022).
2 Upskilling for Amazon employees . // Amazon: [сайт]. URL: https://www. aboutamazon. com/workplace/upskilling-commitments (дата обращения: 30.04.2022) .
3 Toyota Network Training // Toyota: [сайт]. URL: https://www.toyota.com.au/-/media/toyota/main-site/page-data/ careers/careers-hub-2021/05_dealerships/file/student-guide (дата обращения: 27.04.2022).
V42y
Окончание Таблицы 1
Страна Корпорация Компоненты образовательной инфраструктуры Уровень зрелости по ISO 9004
КНР Коммерческая авиастроительная корпорация Китая Электронные библиотеки, платформа-мобильное приложение, технологии искусственного интеллекта в обучении, доступные в любое время каждому сотруднику (интеллектуальная система рекомендаций актуальных знаний)1 IV
Ыиаше1 Создание систем управления знаниями в компании, проведение обучения сотрудников в формате онлайн2 II
РФ Газпром Образовательный кластер - единое профессионально-образовательное пространство, основанное на учебной и производственно-технологической базе3 II
Сбербанк Корпоративный университет Сбербанка (СберУниверситет), виртуальная школа - портал для дистанционного обучения и развития сотрудников, доступ к базе знаний и возможность командного взаимодействия, индивидуальное планирование обучения, обязательные программы для развития менеджеров среднего и высшего звена, контроль посещения и выдача сертификата, гарантирующая продвижение по службе4 V
Металлоинвест Корпоративный университет «Школа мастеров», модульное обучение линейных руководителей в учебных кабинетах и на производственных площадках5 . Система учебных центров по подбору и развитию персонала (очное и дистанционное обучение, использование системы <^еЬТШ:ог» и обучающе-контролирующей системы «Олимп:ОКС», имеется учебная площадка, сотрудникам предоставляется доступ к корпоративной библиотеке МуВоок, создана корпоративная интернет-сеть предприятия), стипендии в учебных центрах не выплачиваются6 . II
Источник: данные автора.
Во всех исследуемых корпорациях имеется собственная образовательная инфраструктура. Это ещё раз подтверждает, что их руководство осознает необходимость обучения собственных сотрудников . Тем не менее, отмечаются различия в уровне зрелости её развития . В компаниях с менее зрелой образовательной инфраструкту-
ФЯЙ^^^ ШШЖШ // Comac: [сайт]. URL: http://www. comac .cc/rl/pxfz (дата обращения: 30.04.2022) . Huawei's Digital Workplace: The power of connections // Huawei: [сайт]. URL: https://www.huawei .com/en/ technology-insights/cases/digital-workplace (дата обращения: 26.04.2022).
Проекты «Газпром нефти» в сфере образования // Газпром-нефть: [сайт]. URL: https://www. gazprom-neft.ru/ social/ (дата обращения: 15.04.2022) .
Курсы по обучению и развитию сотрудников Сбербанка [Электронный ресурс]. URL: https://sberuniversity.ru/ learning/programmes/corporate (дата обращения: 28.04.2022) .
О «школе мастеров» Металлоинвеста: подробно // Up-pro. ru: [сайт]. URL: https://up-pro.ru/library/personnel_ management/personnel_training/shkola-masterov-metalloinvesta (дата обращения: 30.04.2022). Сведения об образовательной организации // Металлоинвест: [сайт]. URL: https://www.metalloinvest. com/about/ svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizatsii/uchebnyy-tsentr-ao-oemk/obrazovanie (дата обращения: 25.04.2022).
2
4
рой отсутствует обмен информацией и знаниями между сотрудниками как одного подразделения, так и филиалов корпораций, расположенных в разных странах
Итак, в функционировании образовательной инфраструктуры корпораций были выявлены следующие проблемы:
1. Отсутствие индивидуализации образовательного процесса .
2 . Барьеры в обмене знаниями между сотрудниками филиалов одной корпорации в разных странах
3 . Образовательный процесс ограничен пределами конкретной корпорации, что препятствует достижению его эффективности
На современном этапе всё более очевидными становятся индивидуальные особенности подготовки работников корпорации . Каждый сотрудник имеет свои уникальные сильные стороны и потенциал, поэтому корпорации должны обеспечить индивидуальную и всестороннюю подготовку сотрудников . Тем не менее, анализ практики функционирования образовательной инфраструктуры корпораций позволил выявить, что в целом процесс обучения сотрудников не является персонализированным . Содержание обучения, организация занятий не соответствует требованиям индивидуализации образовательного процесса
Индивидуализация обучения на уровне корпорации обладает рядом очевидных преимуществ Они сводятся к тому, что в процессе обучения сотрудник может, исходя из собственных потребностей, выбирать для изучения тот учебный материал, который, по его персональному мнению, позволит развить собственные компетенции С другой стороны, в корпорациях важная роль отводится командной работе, обмену знаниями и опытом между сотрудниками для достижения общих корпоративных целей . Поэтому групповое обучение в определённой степени будет способствовать улучшению способностей сотрудников к выполнению групповых задач (например, в работе над общим проектом) . Это позволяет нам сделать вывод, что, несмотря на необходимость индивидуализации обучения в корпорациях на уровне учебного процесса, организация командного обучения также очень важна для развития навыков сотрудничества и более эффективного выполнения рабочих задач в коллективе
Несмотря на понимание важности управления знаниями и наличие образовательной инфраструктуры, многие компании сталкиваются с трудностями при их надлежащем внедрении из-за барьеров внутри организаций . Таким барьером является территориальность, т е разделение сотрудников корпорации на отдельные группы по территориальному критерию В процессе обучения это оказывает негативное влияние на результаты образовательного процесса, поскольку ограничивает коммуникацию между коллегами корпорации из разных стран Это также выступает свидетельством, что в образовательной инфраструктуре современных корпораций взаимодействие между сотрудниками из разных стран осуществляется неэффективно Причиной этому выступает отсутствие совместных корпоративных платформ обмена знаниями, которые бы сопровождались инструментами перевода на языки сотрудников разных филиалов
Образовательная инфраструктура корпорации ограничена масштабами лишь территориально обособленной корпорации Как правило, корпорация в процессе обучения не взаимодействует с другими корпорациями, её образовательная инфраструктура относительно закрыта Эта проблема ведёт к тому, что возможность синергии образовательных ресурсов инфраструктур разных корпораций не реализуется
Перспективы развития образовательной инфраструктуры корпораций
В настоящее время онлайн-обучение продолжает своё развитие в корпорациях, в связи с чем совершенствование технологической составляющей образовательной инфраструктуры представляется абсолютно необходимым . Пандемия СОУГО-2019 поставила новое требование к корпорациям, связанное с сокращением контактов между сотрудниками, что привело к развитию обучающих прямых трансляций Прямая онлайн-трансляция относится к связи в реальном времени и технологии связи, осуществляемой с помощью интернет-технологий . По сравнению с традиционными прямыми трансляциями новые трансляции предлагают более широкие возможности для двусторонней связи и взаимодействия между обучающимся и преподавателем (коучем) . Многие компании и соответствующие учебные заведения преобразовали офлайн-обучение в онлайн-обучение в режиме реального времени, чтобы сократить количество собраний персонала и выполнять задания по обучению персонала с меньшими затратами
Возможности интернета позволяют преодолеть фрагментацию корпоративного управления обучением, централизованно развёртывать различные системы управления образованием и обучением . В рамках «Интернет+» эффективность самообучения сотрудников определяется высокой степенью открытости и интеграции обучающих ресурсов, опережающими и удобными процессами обучения сотрудников . В этих условиях создаются образовательные платформы, реализующие принципы экономики совместного потребления, на которых каждый сотрудник может выбрать наиболее интересные для него курсы обучения [4].
Важной тенденцией развития образовательной инфраструктуры корпораций также выступает внедрение облачных вычислений Облачные вычисления обладают характеристиками распределённых данных и хранения, высокой масштабируемостью, удобством для пользователя, хорошим управлением Их использование позволяет создать корпоративное учебное облако, предлагают более удобную форму образовательного взаимодействия как между филиалами компаний, так и между разными корпорациями
Образовательная инфраструктура корпорации не должна быть ограничена пределами лишь конкретной компании Предполагается, что дальнейшей тенденцией развития корпоративной образовательной инфраструктуры выступает достижение статуса открытой и доступной для других корпораций Это соответствует тренду создания единого глобального образовательного пространства и будет способствовать синергии знаний, оказывая благоприятное влияние на экономическое развитие
Заключение
Таким образом, образовательная инфраструктура играет важную роль в деятельности корпорации В статье было дано определение образовательной инфраструктуры как совокупности средств и инструментов для обеспечения обучения сотрудников корпорации, включающей материальную базу образовательного процесса, образовательные технологии и учебные материалы Почти все корпорации мира признают важность обучения собственных сотрудников, но лишь единицы из них достигли успехов в развитии специальных платформ . Анализ опыта функционирования образовательной инфраструктуры крупнейших корпораций мира позволил выявить, что на современном этапе она сталкивается с рядом проблем, включающих отсутствие индивидуализации процесса получения и развития компетенций, барьеры в обмене знаниями между сотрудниками филиалов одной корпорации в
разных странах, ограничение образовательного процесса пределами конкретной корпорации, что препятствует достижению его эффективности . Основными тенденциями и перспективами развития образовательной инфраструктуры являются использование новых информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, включая применение прямых трансляций, облачных вычислений, интеллектуального подбора учебных материалов, а также выход за пределы отдельной компании, достижение открытости и интеграция в общее глобальное корпоративное образовательное пространство
1. Бахтин М . Н . , Кособуцкая А . Ю . , Дядюн И. А. Генезис и развитие понятия «инфраструктура» в работах зарубежных и отечественных исследователей // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление . 2020. № 1. С . 5-10 .
2. Демина В . В. , Усачева И. Ю . Современные тенденции реализации образовательного процесса и формирования компетенций работников компаний // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2020. № 3. С. 73-83.
3. Заякина И. А. , Демина В . В. Стратегические ресурсы постиндустриального общества // Современное социально-гуманитарное образование: векторы развития в год науки и технологий: материалы VI международной конференции / под общ. ред . М. М. Мусарского, Е . А. Омельченко, А. А. Шевцовой. М. : МПГУ, 2021. С. 32-36.
4. Платонова Е . Д . , Демина В. В. Особенности образовательного процесса в экономике совместного потребления // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов: материалы IX Международной научно-практической конференции, г Москва, 27 декабря 2022 г М : Институт развития образования и консалтинга,
1. Bakhtin M . N. , Kosobutskaya A. Yu. , Dyadyun I. A. [Genesis and development of the concept of "infrastructure" in the works of foreign and domestic researchers]. In: Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Ekonomika i upravlenie [Bulletin of Voronezh State University. Series: Economics and Management], 2020, no. 1, pp. 5-10 .
2. Demina V. V. , Usacheva I. Yu. [Modern trends in the implementation ofthe educational process and the formation of competencies of employees of companies]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriia: Ekonomika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Economics], 2020, no . 3. pp. 73-83.
3. Zayakina I. A. , Demina V. V. [Strategic resources of post-industrial society]. Modern socio-humanitarian education: vectors of development in the year of science and technology: materials of the VI International Conference. / ed . by M . M . Musarsky, E . A . Omelchenko, A . A. Shevtsova, Moscow: MPGU, 2021, pp. 32-36
4 . Platonova E . D. , Demina V. V. [Features of the educational process in the economy of shared consumption]. In: Aktualnye problemy nauki i obrazovaniia v usloviiakh sovremennykh vyzovov: materialy IX Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, g. Moskva, 27 dekabrya 2022 g. [Collection of the IX International scientific and practical conference "Actual problems of science and education in the conditions of modern challenges, Moscow, December 27, 2022], Moccow, Institute for the Development of Education and Consulting Publ. , 2022, pp. 290-294.
Статья поступила в редакцию: 19.05.2022.
ЛИТЕРАТУРА
2022. С. 290-294.
REFERENCES
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Демина Вера Викторовна - доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и менеджмента Московского педагогического государственного университета; доцент кафедры экономического и финансового образования Московского государственного областного университета; e-mail: demina-vera@yandex.ru
Ян Юеин - аспирант кафедры экономической теории и менеджмента Московского педагогического государственного университета; e-mail: yueindiane@gmail. com
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Vera V Demina - Dr. Sci . (Economics), Prof. , Department of Economical Theory and Management, Moscow Pedagogical State University; Assoc. Prof. , Department of Economic and Financial Education, Moscow Region State University; e-mail: demina-vera@yandex.ru
Yang Yueying - Postgraduate student, Department of Economical Theory and Management, Moscow Pedagogical State University; e-mail: yueindiane@gmail. com
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Демина В. В . , Ян Юеин. Функционирование образовательной инфраструктуры корпораций: проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2022. № 4. С. 37-47. DOI: 10.18384/2310-6646-2022-4-37-47
FOR CITATION
Demina V. V. , Yan Yang . Functioning of the Educational Infrastructure of Corporations: Problems and Prospects . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Economics, 2022, no . 4 . pp 37-47
DOI: 10.18384/2310-6646-2022-4-37-47