21. Плiшевький Б. Потенщал швестування / Б. Плiшевський // Економют. -1996. - №3. [текст]
22. Личин Ю. Потенщал бyдiвельного комплексу / Ю. Личин // Економют.-1997. - №6. [текст]
23. Горбашв £. Економiчний потенцiaл розвитого соцiaлiзмy / £. Горбaнiв // Питання економiки.-1981. - №9.[текст]
24. Велика Радянська Енциклопедiя. / Ред. Веденський Б. А. т.34. - 634с.
25. Задоя А.О. Народногосподарський потенщал i штенсивне вiдтворення. - Кшв, 1986. -154с.
26. Сaмоyкiн А.1. Потенцiaл немaтерiaльного виробництва. - М.: Знання, 1991. - 214с.
27. Портер М.Э. Конкуренщя: Пер з англ. М., 2000. - 285с.
Аннотация. В статье проведен анализ теоретических подходов к управлению экономическим потенциалом предприятия, приведен критический анализ понятия «экономический потенциал», рассмотрены его составляющие, а также рассмотрены критерии оценки управления экономическим потенциалом.
Ключевые слова: экономический потенциал, предприятие, экономические системы, управление потенциалом, процесс управления
Summary. In the article the analysis of the theoretical going is conducted near a management economic potential of enterprise, the walkthrough of concept «Economic potential» is resulted, his constituents are considered, and also the criteria of estimation of management economic potential are considered.
Keywords: economic potential, enterprise, economic systems, management potential, process management
Рецензент д.е.н., доцент ХНЕУМалярець Л.М. Експертредакцшног колегп к.е.н., доцент УкрДАЗТЯкименко Н.В.
УДК 325.456
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МОНОПОЛИЙ В УСЛОВИЯХ
НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Косич М.В., к.э.н., доцент (УкрГАЖТ)
Монопольнi структури в умовах нестабiльностi можуть стати рушийними силами економки, що здатш вивести крату з кризи, але й можуть також стати серьйозною перепоною на шляху досягнення позитивних результатiв реформ, що проводяться. Ключовi слова: криза, монополия, природна монополiя.
Постановка проблемы. Мировой экономический кризис коснулся хозяйственной деятельности практически всех экономических субъектов на территории нашей страны, в том числе и крупных предприятий - монопольных объединений. Ввиду значительного влияния монопольных структур на развитие и стабильное состояние национальной экономики: выпуск основной массы продукции, значительные поступления в бюджеты различных уровней и т.д., необходимо исследовать особенности их функционирования в условиях кризисных явлений.
Анализ последних исследований. Проблемам монополизма, монополистической практики и
естественных монополий экономическая теория уделяла достаточное внимание начиная со 11-й половины XIX века. В настоящее время во всех классических отечественных и зарубежных учебниках «Экономикс» можно найти целые главы, посвященные естественным монополиям. В неоклассической экономической теории основы анализа монополий были заложены в работах А. Курно, А. Маршалла, Е. Чемберлина. Деятельности монополий в постсоветском периоде посвящены труды украинских ученых - В. Базелевича, В. Вагнера, Н. Малаховой, Г. Филюк.
Выделение нерешенных проблем. Сложность регулирования монополистической
© Косич М.В.
BiciiiiK економши транспорту i промисловост № 30, 2010
деятельности заключается в двойственности природы монополий; с одной стороны государство поддерживает рост крупных монополий, способствуя повышению их конкурентоспособности на внешнем рынке; с другой стороны ограничивает деятельность монополистов, злоупотребляющих своим доминирующим положением на внутреннем рынке (завышение цен, сокращение объема производства). Количество таких злоупотреблений увеличивается в условиях кризиса, когда контроль со стороны государства затруднен.
Цель статьи - исследование особенностей поведения монопольных структур в условиях нестабильности экономических процессов.
Изложение основного материала. Структурный кризис экономики по-разному проявляется в различных сферах национального хозяйства и в каждой из этих сфер имеет особые аспекты и, соответственно, отдельные, локальные причины, сочетания которых наблюдающий за его развитием аналитик может отбирать и компоновать по своему усмотрению.
Чтобы выжить в конкурентной борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д.
Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что, появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом
производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.
В настоящее время в экономики нашей страны в большей степени преобладают монопольные и олигопольные структуры.
Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.
Нормальное функционирование рынка, с одной стороны, препятствует всеобщей монополизации экономики, а с другой -монополистические структуры вносят определенную организацию и прогресс в развитие рынка совершенной конкуренции. Совместное функционирование монополии и конкуренции
способствует развитию «смешанных»
экономических систем с характерным для них динамичным равновесием между элементами монополизма и конкурентного рынка.
Существует два основных вида монополии -это искусственные и естественные монополии. Искусственными монополии считаются в том случае, когда реализуются экономические интересы субъекта хозяйствования в ходе установления исключительного права в определенной сфере экономической деятельности. Искусственный монополизм известен как способ концентрации капитала. В этом его позитивная сторона, а негативная состоит в создании возможности подавления конкуренции, контролирования цен, порождения застоя из-за обладания монопольной властью. В европейских и других западных странах из-за кризиса цены на газ упали в 2-3 раза, в России же они выросли на 16% [1]. Пример естественной монополии в Украине - железнодорожный транспорт, также повышает цены на билеты в условиях кризиса - в январе 2009 года на 20 %, а с марта - еще на 27 % [2].
Для функционирования естественных монополий существуют объективные причины наличия единственного производителя данной продукции: редкие или трудновосполнимые ресурсы, материально-технологическая база, положительный эффект от масштаба производства.
Удовлетворяя потребности в общественно значимых благах, естественные монополии тем самым выполняют социальную функцию, осуществляют государственный интерес и обусловливают социально-экономическую политику в стране, что определяет их особую роль в экономических отношениях. Искусственные монополии, выпуская продукцию с более эластичным спросом, играют меньшую роль в экономическом развитии, чем естественные монополии.
Общественное разделение труда привело к формированию инфраструктурных отраслей (отраслей, производящих продукцию
общественного пользования), обеспечивающих общественные условия производства. Такие отрасли производят продукцию, которой свойственен коллективный характер потребления, они жизненно важны и объективно необходимы большому кругу потребителей и невозможно отключение последних, например, в результате несвоевременной оплаты [3, с.193]. В отраслях, производящих продукцию общественного пользования можно выделить естественные монополии, которые производят общественные блага, определяющие общественное благосостояние и развитие национальной экономики. Это приводит к необходимости обеспечения равного (не дискриминационного) доступа к продукции естественных монополий для стабилизации процессов хозяйственной
Вкник економпки транспорту 1 промисловост № 30, 2010
деятельности фирм-производителей и обеспечения населения.
Государство административно уменьшает приток новых фирм в отрасль, тем самым, устанавливая для естественной монополии исключительное право на продажу своих товаров (услуг), что является также существенным ограничением входа в отрасль. Лицензирование субъектов естественной монополии интересно тем, что вхождение новых фирм в такую отрасль не выгодно не только монополистам, но и потребителям (наличие единственного
производителя приводит к снижению издержек на единицу продукции). Поэтому государство возводит административные барьеры и устанавливает исключительные права ограниченному числу хозяйствующих субъектов: национальные комиссии регулирования естественных монополий выдают субъектам естественных монополий и субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность на смежных рынках, лицензии на осуществление предпринимательской деятельности [4, с.557]. Важно не допустить дискриминационного характера лицензирования, особенно в отраслях электрической связи, передачи электроэнергии и газа на расстояния. В тех странах, где существует государственная собственность на земельные ресурсы, вхождение других фирм в отрасль с естественной монополией и создание параллельных сетевых структур невозможно без разрешения государственных органов.
Функции правового государства дополняются функцией предоставления общественных благ также ввиду высоких трансакционных издержек. Неоклассики отмечали, что нельзя полагаться на «невидимую руку» при решении общих для всех людей проблем, (например, снабжение газом и водой) [5, Т.1, с.275]. Не случайно Д. Клучи назвал естественные монополии (предприятия
общественного пользования) самым очевидным случаем «фиаско» рынка и наиболее важной причиной государственного регулирования экономики наряду с наличием побочных эффектов, монополизмом и степенью достоверности информации [6, с.51]. Главная сложность заключается в оптимальном выборе общественных (общественно значимых) благ, предоставление которых государством было бы наиболее эффективным.
Деятельность монополии может негативно сказываться на экономическом положении государства, так как она предоставляет основную массу товаров на рынок и заинтересована в повышении цен на свою продукцию и добивается этого. Увеличение цен приводит к инфляционным процессам и, соответственно, к нестабильному состоянию экономики. Каждый год цены на энергоносители повышаются минимум на 20%, хотя из общемировой практики известно, что предельно
допустимый скачок тарифов естественных монополий - 1%. Превышение этого порогового уровня, к примеру, в США требует специального решения Конгресса, ибо является актом дестабилизации всех без исключения звеньев народно-хозяйственного комплекса. Увеличение тарифов на энергоносители, в свою очередь повышает тарифы на железной дороге и метрополитене, которые тоже являются естественными монополистами и действуют на удорожание продукции многих отраслей. В результате усиливается инфляция издержек, ухудшается финансовое положение большинства отраслей национальной экономики, усиливается давление на государственный бюджет. Это дестабилизирует социально - экономическое развитие страны, осложняет решение основных социальных программ, усиливает социальную напряженность в стране.
Особая роль естественных монополий обусловлена их ключевым местом в экономике страны. Их эффективное функционирование является необходимым условием эффективного функционирования системы в целом. В силу определенных обстоятельств значимость этого вида монополий повышается, особенно в условиях экономического кризиса. В этой связи важное значение имеет совершенствование
государственного регулирования, реструктуризация и перспективы дальнейшего развития украинских естественных монополий.
В настоящее время падение спроса на услуги естественных монополий вынуждает их сокращать инвестиционные программы. А это уже чревато серьезными проблемами на более длительную перспективу при росте спроса, связанном с выходом экономики из кризиса. Отечественные естественные монополии в последние годы привыкли работать в условиях дефицита. Такой дефицит до кризиса ощущался в газодобыче, электроэнергетике и на железнодорожных перевозках. Поэтому кризисное падение спроса особенно болезненно для монополий, где менеджменту тяжело оптимизировать работу этих неповоротливых структур. Недостаточная мобильность и гибкость монополий снижает эффективность самой экономики и повышает ее уязвимость.
Выводы. Мировой экономический кризис привел к сокращению спроса на товары и услуги, в том числе и монопольных объединений, что негативно отражается на их выручке. Однако монополисты пользуясь своим доминирующим положением на рынке завышают цены на свою продукцию, хотя мировые цены наоборот падают.
Кризисные процессы отодвигают запланированные инвестиционные проекты. Чем дальше откладываются стратегические
инвестиционные проекты, которые должны обновить производственные мощности, тем выше
Вкник економпки транспорту 1 промисловост № 30, 2010
будут затраты на их ввод при росте спроса на выходе из кризиса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. http://econference.ru/blog/conf05/134.html
2. Петренко О. Про цшоутворення в умовах монопольного ринку // Економша Украши. - 2010. -№ 3. - С. 36 - 43.
3. Соболев В.М. Формирование рыночной инфраструктуры в переходной экономике
индустриального типа: общие черты и особенности в Украине.- Харьков: Бизне-информ, 1999. - 304 с.
4. О естественных монополиях. Закон Украины от 20.04.2000 // Ведомости Верховной Рады Украины. - 2000. - № 30. - Ст. 238. - С. 552559.
5. Пигу А. Экономическая теория благосостояния. В 2 т. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985. Т. 1. 511 с., Т. 2. 454 с.
6. Клучи Д. Государство, бизнес и экономика // США: экономика, политика, идеология. - 1995. - № 3. - С. 60-67; № 9. - С. 51-56.
Аннотация. Монопольные структуры в условиях нестабильности могут стать движущими силами экономики, способными вывести страну из затяжного кризиса, но могут также представлять серьезное препятствие на пути достижения позитивных результатов проводимых реформ.
Ключевые слова: кризис, монополия, естественная монополия.
Summary. Under the market uncertainty, the corporate monopolies may bring the national economy out of the long term recession. On the other hand, they might represent considerable obstacles for achieving positive outcomes followed by undertaking reforms.
Key words, recession, corporate monopoly, natural monopoly
Рецензент д.э.н., професор УкрГАЖТ ЧебановаН.В. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Елагин Ю.В.
УДК 657.92:624.04.69
РЕЗЕРВОУТВОРЮЮЧ1 ФАКТОРИ ВИРОБНИЦТВА ЯК 1НСТРУМЕНТ П1ДВИЩЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТ1 Д1ЯЛЬНОСТ1
ПРОЕКТНИХ ОРГАН1ЗАЦ1Й
Машошина Т.В., ст викладач (УкрДАЗТ)
У сmаmmi проанал1зовано недосконалють системи цшоутворення i суперечтсть дтчого мехатзму визначення варmосmi проектно-вишукувальнихробт. Запропоновано алгоритм процесу розробки проектно-кошторисно'1 документаци.
Ключовi слова: трудомiсткiсть проектних робт, варткть проектних робт, резервоутворюючi фактори, витрати труда, ям не тдлягають прямому ктьшсному облку.
Постановка проблеми. Щдприемство, будь яко! форми власносп, прагне отгашзувати сшввщношення результапв i витрат пращ на досягнення цих результата. Ввд того, наскшьки обгрунтування витрат i результапв пращ е достовiрними, залежить конкурентоспроможшсть проектних оргашзацш вах форм власносп. Процес починаеться вже на стади формування вартосп проектних робгг. 1х тривалють та варткть повинна визначатись на основi !х трудомкткосп.
Створення ефективних методiв
обгрунтування витрат i результапв пращ завжди було ключовою проблемою економiчноi науки i практики [5,6,8], а шдвищення точносп планування дяльносп проектних оргашзацш е одним з найважливших завдань i на сучасному еташ розвитку будiвельноi' галуз^ що щдтверджуеться ршеннями Мiнiстерства регiонального розвитку i будiвництва з питання регулювання процесу реформування системи управлiння, оргашзацп, цiноутворення i взаемин у будiвництвi, зокрема
© Машошина ТВ. Вкник економ1ки транспорту i промисловост1 № 30, 2010