Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ'

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11662
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД / ВСЕМИРНЫЙ БАНК / ГЛОБАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ АРХИТЕКТУРА / INTERNATIONAL FINANCIAL ORGANIZATIONS / INTERNATIONAL MONETARY FUND / WORLD BANK / GLOBAL FINANCIAL ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горда Александр Сергеевич

Целью исследования является изучение теоретических и практических аспектов функционирования международных финансовых организаций в условиях глобальной экономической нестабильности и обоснование направлений их реформирования. Исследование проведено с применением метода обобщений и описательно-аналитического метода - при определении современных тенденций функционирования и роли международных финансовых организаций в регулировании международных экономических отношений. Статья посвящена исследованию теоретических и практических аспектов функционирования международных финансовых организации, которые играют ключевую роль в системе международных экономических отношений и глобального управления, а также являются неотъемлемой составляющей мирового хозяйства. В работе проанализированы современные тенденции и закономерности функционирования МФО, выявлены детерминанты и социально-экономические последствия их деятельности для стран различных регионов мира. Получили дальнейшее развитие сущностные характеристики места и роли МФО в глобальной системе управления и влияния на социально-экономические трансформации в странах мира. Установлено, что в условиях глобальной экономической нестабильности они являются ключевым элементом институциональной основы мировой финансовой системы, играют ключевую роль в регулировании системы международных экономических отношений и способствуют активизации участия стран в международных валютно-кредитных отношениях. Выделены причины снижения эффективности МФО в условиях глобальной экономической нестабильности и определены перспективные направления реформирования механизмов их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONING OF INTERNATIONAL FINANCIAL ORGANIZATIONS UNDER THE CONDITIONS OF GLOBAL ECONOMIC INSTABILITY

The aim of the study is to study the theoretical and practical aspects of the functioning of international financial organizations in the context of global economic instability and to substantiate the directions of their reform. The study was conducted using the method of generalization and the descriptive-analytical method - in determining current trends in the functioning and role of international financial organizations in the regulation of international economic relations. The article is devoted to the study of theoretical and practical aspects of the functioning of international financial organizations, which play a key role in the system of international economic relations and global governance, and are also an integral part of the world economy. The paper analyzes current trends and patterns of functioning of MFIs, identifies the determinants and socio-economic consequences of their activities for countries of different regions of the world. The essential characteristics of the place and role of MFIs in the global management system and the impact on socio-economic transformations in the countries of the world have been further developed. It has been established that in the context of global economic instability, they are a key element of the institutional basis of the global financial system, play a key role in regulating the system of international economic relations and contribute to enhancing the participation of countries in international monetary relations. The reasons for the decline in the effectiveness of MFIs in the context of global economic instability are identified and promising areas for reforming the mechanisms of their functioning are identified.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ»

УДК 339.9:061.1(043.5)

Горда Александр Сергеевич,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры мировой экономики,

Институт экономики и управления (структурное подразделение),

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г. Симферополь, Российская Федерация.

Gorda Alexander Sergeevich,

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of World Economy, Institute of Economics and Management (structural subdivision), V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ

FUNCTIONING OF INTERNATIONAL FINANCIAL ORGANIZATIONS UNDER THE CONDITIONS OF GLOBAL ECONOMIC INSTABILITY

Целью исследования является изучение теоретических и практических аспектов функционирования международных финансовых организаций в условиях глобальной экономической нестабильности и обоснование направлений их реформирования.

Исследование проведено с применением метода обобщений и описательно-аналитического метода—при определении современных тенденций функционирования и роли международных финансовых организаций в регулировании международных экономических отношений.

Статья посвящена исследованию теоретических и практических аспектов функционирования международных финансовых организации, которые играют ключевую роль в системе международных экономических отношений и глобального управления, а также являются неотъемлемой составляющей мирового хозяйства. В работе проанализированы современные тенденции и закономерности функционирования МФО, выявлены детерминанты и социально-экономические последствия их деятельности для стран различных регионов мира.

Получили дальнейшее развитие сущностные характеристики места и роли МФО в глобальной системе управления и влияния на социально-экономические трансформации в странах мира. Установлено, что в условиях глобальной экономической нестабильности они являются ключевым элементом институциональной основы мировой финансовой системы, играют ключевую роль в регулировании системы международных экономических отношений и способствуют активизации участия стран в международных валютно-кредитных отношениях. Выделены причины снижения эффективности МФО в условиях глобальной экономической нестабильности и определены перспективные направления реформирования механизмов их функционирования.

Ключевые слова: международные финансовые организации, Международный валютный фонд, Всемирный банк, глобальной финансовая архитектура.

The aim of the study is to study the theoretical and practical aspects of the functioning of international financial organizations in the context of global economic instability and to substantiate the directions of their reform.

The study was conducted using the method of generalization and the descriptive-analytical method — in determining current trends in the functioning and role of international financial organizations in the regulation of international economic relations.

The article is devoted to the study of theoretical and practical aspects of the functioning of international financial organizations, which play a key role in the system of international economic relations and global governance, and are also an integral part of the world economy. The paper analyzes current trends and patterns of functioning of MFIs, identifies the determinants and socioeconomic consequences of their activities for countries of different regions of the world.

The essential characteristics of the place and role of MFIs in the global management system and the impact on socioeconomic transformations in the countries of the world have been further developed. It has been established that in the context of global economic instability, they are a key element of the institutional basis of the global financial system, play a key role in regulating the system of international economic relations and contribute to enhancing the participation of countries in international monetary relations. The reasons for the decline in the effectiveness of MFIs in the context of global economic instability are identified and promising areas for reforming the mechanisms of their functioning are identified.

Keywords: international financial organizations, International Monetary Fund, World Bank, global financial architecture.

ВВЕДЕНИЕ

Международные финансовые организации (МФО) являются ключевым механизмом регулирования международной валютно-финансовой системы, а также основным источником предоставления финансовой, технической и аналитической помощи странам на пути осуществления социально-экономичес-

47

ких трансформаций. Роль международных финансовых организаций наиболее актуальна в периоды кризисных явлений, в частности относительно предсказания и предотвращения их последствий. Вместе с тем, последний мировой финансовый кризис подтвердил несоответствие существующих организационных и институциональных механизмов международных финансовых организаций требованиям и вызовам современного этапа развития международных экономических отношений, что вызывает необходимость их комплексного реформирования.

Исследование роли международных финансовых организаций в глобализированной экономике в условиях перманентности кризисных явлений, а также определение основных направлений реформирования механизмов их взаимодействия со странами, которые осуществляют рыночные трансформации и ищут пути и модели эффективного социального-экономического развития, является крайне актуальным для Российской Федерации.

Теоретические и практические аспекты функционирования международных финансовых организаций, форм и механизмов их взаимодействия с национальными экономиками, а также становление глобальной финансовой архитектуры были предметом исследования многих ученых, среди которых: Попов В.В. [1], Хеллейнер Э. [2], Хейл Т., Хельд Д., Янг К. [3], Трумэн Э. [4], Молл В. [5], Моак К. [6], Сорос Дж. [7], Стиглиц Дж. [8, 10, 12, 14, 17], Филипенко А.С. [9], Познер Э. [13], Мершеймер Дж. [1б], Бхаттачарья А. [18] др. В то же время, научный дискурс относительно места и роли международных финансовых организаций в глобальном управлении, в частности вопросы их влияния на социально-экономические процессы трансформации стран различных регионов мира, эффективности в регулировании диспропорций международной финансовой системы и способности адекватно реагировать на новые изменения и вызовы требуют дальнейших научных исследований.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью исследования является изучение теоретических и практических аспектов функционирования международных финансовых организаций в условиях глобальной экономической нестабильности и обоснование направлений их реформирования. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования: изучить опыт формирования и развития системы международных финансовых организаций; определить проблемные аспекты функционирования современных МФО; установить причины снижения эффективности МФО в условиях глобальной экономической нестабильности; выделить перспективные направления реформирования механизмов функционирования универсальных МФО.

Теоретической и методологической основой проведенного исследования стали работы отечественных и зарубежных ученых, официальные нормативные акты, статистические материалы, официальные отчеты и аналитические публикации ведущих международных финансовых организаций (Международного валютного фонда, Группы Всемирного банка, МФК, ЕБРР, Банка международных расчетов, Совета финансовой стабильности и др.). Исследование проведено с применением метода обобщений и описательно-аналитического метода — при определении современных тенденций функционирования и роли международных финансовых организаций в регулировании международных экономических отношений. РЕЗУЛЬТАТЫ

Одним из итогов Бреттон-Вудской конференции было создание качественно новой системы, стержнем которой стали новообразованные МФО, которые должны были заменить фрагментированную структуру глобального экономического порядка и деятельность которых должна была быть направлена на обеспечение стабильности и роста мировой экономики с помощью координации макроэкономической политики и благодаря недопущению возможных конфликтов, связанных с финансовыми и коммерческими вопросами [1, с. 58-59]. В частности, МВФ должен был обеспечивать фиксированные обменные курсы и регулирование проблем ликвидности, в то время как Всемирный банк был призван направлять средства частного сектора на инвестиционные проекты, обеспечивающие социально-экономический рост и устойчивое развитие.

Именно этот период можно охарактеризовать как начало становления современной глобальной финансовой архитектуры [2, с. 1]. Поскольку основы международных экономических отношений и динамика их развития значительно трансформировались, начиная с 1944 г., подверглись также неоднократным изменениям и отдельные важные механизмы мировой финансовой системы. В то же время глобальные МФО, которые были созданы более 75-ти лет назад, а именно МВФ и МБРР, остаются ключевыми в глобальной финансовой архитектуре, хотя эффективность их деятельности и необходимость реформирования, а также способность адекватно и быстро реагировать на изменения и вызовы в мировой экономике являются предметом широкой дискуссии в течение многих лет [3; 4].

Впоследствии, когда «жесткие» институты (МВФ и МБРР) международной финансовой системы оказались не в состоянии быстро приспособиться к динамичным изменениям в мировой экономике и при отсутствии комплексной системы надзора за соблюдением мировым сообществом правил и норм, появились новые, так называемые «мягкие» глобальные элементы, к которым относят Группу 0-20, а также новые региональные объединения.

48

В результате ускоренного развития формирующихся экономик, в частности Китая, Индии, России, Бразилии, Мексики и Индонезии и их опосредованного влияния на принятие решений в существующих МФО, произошло усиление влияния 0-20 на международной арене, особенно после мирового финансового кризиса [2, с. 276-277].

Группа 0-20 — это форум стран с 20 крупнейшими экономиками, охватывающими две трети населения мира и контролирующими более 75% глобального торгового оборота. Целью группы является выработка общего плана действий и проведение консультаций по внедрению экономических и финансовых реформ на национальном уровне с минимизацией возможного негативного влияния на мировую экономику Это позволило странам с формирующими рынками влиять на принятие решений в мировой экономике, уменьшая, при этом, роль стран группы 0-7 — клуба наиболее развитых стран, традиционно занимающих господствующее место в глобальной финансовой архитектуре [5, с. 49]. Однако, как для «мягких», так и для «жестких» элементов глобального управления крайне важно работать эффективно и последовательно, а также принимать меры для расширения количества стран с целью сохранения своей роли в международной финансовой системе путем взаимного дополнения [1, с. 60].

Как показала практика, попытки «жестких» институтов приспособиться к текущей динамике путем применения консервативных методов оказались неудачными и привели к принятию «мягкими» структурами управления мероприятий, связанных с формированием новых инициатив с целью трансформации имеющихся «жестких» институтов глобальной финансовой архитектуры. Именно под эгидой 0-20 универсальные МФО начали глубокое и всеобъемлющее реформирование для того, чтобы более эффективно и качественно осуществлять свою деятельность. Так, в 2010 г. по инициативе и под давлением 0-20 было начато реформирование системы квот и системы управления МВФ, а также в 2013 г. было принято ряд решений по повышению эффективности деятельности МФО в контексте реформирования глобальной финансовой архитектуры.

На самом деле, повышение эффективности механизмов международного экономического управления может быть реализовано только через совершенствование управленческих принципов и расширение легитимности уже существующих МФО, прежде всего, МВФ и Всемирного банка. Именно поэтому были реализованы системные меры, направленные на повышение эффективности и легитимности структуры управления МВФ (в частности в части имплементации пакета реформ управления квотами). Кроме того, странами 0-20 были инициированы мероприятия по реформированию и совершенствованию методов деятельности МВФ, в частности, по надзору и многостороннему анализу (включая оценку побочных последствий и разработку глобальных показателей ликвидности), а также меры по содействию работе и дальнейшему развитию региональных финансовых механизмов, и углублению их сотрудничества с МВФ [6]. На повестке дня — подготовка плана действий по дальнейшему развитию региональных финансовых механизмов в сотрудничестве с МВФ и Всемирным банком.

Современная глобальная финансовая архитектура представляется слишком сложной и противоречивой, в то время как механизмы и инструменты Бреттонвудских институтов оказались несостоятельными удовлетворить потребности и противостоять вызовам финансовой глобализации XXI века. Именно поэтому, дискуссии о необходимости дальнейшего реформирования МФО активно продолжаются среди большинства ученых и экспертов, в частности, речь идет о необходимости создания новой разветвленной финансовой системы [7, с. 48-50] или кардинальном реформировании существующей системы [8].

В контексте дискуссии о необходимости формирования новой финансовой архитектуры на основе реформирования имеющихся МФО, прежде всего, МВФ и Всемирного банка, стоит обратить внимание на существование двух основных проблем. С одной стороны, когда речь идет о вопросах относительно режима валютного курса в международных валютно-финансовых отношениях (плавающего, как сейчас, или фиксированного), очевидно, что пока нет оснований для пересмотра существующей валютной политики МВФ, кроме усиления координационной функции Фонда не только в сфере монетарного регулирования, но и поддержания равновесия платежных балансов в контексте наличия значительных глобальных финансовых дисбалансов и контроля за движением капитала. В то же время Европейская валютная система может служить показательным примером удачно организованной и эффективно функционирующей монетарной системы, построенной на координационных началах [9, с. 485].

С другой стороны, очевидно требует совершенствования механизм движения капиталов в глобальном масштабе, а также перемещения прямых и портфельных инвестиций между странами и регионами мира. Именно краткосрочное движение капиталов подверглось существенному обострению в периоды финансовых кризисов, имело турбулентный характер и вызывало негативные последствия для отдельных стран или даже регионов.

Страны в наибольшей степени нуждаются в дополнительных финансовых ресурсах и технической помощи как раз в периоды кризиса. Как известно, 90-е годы ХХ в. ознаменовались рядом экономических кризисов, которые поэтапно возникали в разных регионах мира, в частности в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и в постсоциалистических странах и стали первым ощутимым сигналом к

49

реформированию институтов глобального управления, поставили на повестку дня вопросы об их эффективности. Череда кризисных явлений позволила оценить эффективность осуществления регулятор-ных функции МФО, прежде всего, МВФ и Всемирным банком и сделать выводы относительно оправданности мер, принятых МФО для преодоления экономических кризисов в соответствующих регионах и обеспечения экономической стабилизации и дальнейшего роста в посткризисный период.

Стоит отметить, что, как показала практика, меры, которые были приняты глобальными МФО с целью предотвращения кризисных явлений и преодоления их последствий в разных странах и регионах мира, не всегда были оправданными и эффективными, во многом из-за консервативности методов деятельности и недостатки в системе управления. Дж. Стиглиц утверждает, что многим развивающимся странам, было фактически навязано сокращение дефицита в качестве меры против начавшегося спада, и каждый раз эта мера только ухудшала ситуацию, в частности в Республике Корея, Таиланде, Индонезии и Аргентине. Иногда МВФ навязывал меры, противоречащие интересам правительства определенной страны, а также в периоды, когда страны не имели других источников финансирования, необходимых для сокращения дефицита платежного баланса [10].

В рамках своего мандата по обеспечению глобальной финансовой и экономической стабильности, МВФ призван осуществлять надзор за экономической деятельностью своих стран-членов, предупреждать об экономических угрозах, консультировать по вопросам экономической политики и оказывать финансовую поддержку тем странам-членам, которые испытывают трудности с платежным балансом. В то же время, как признали в самом МВФ, он не смог столь удачно, как ожидалось, определить значительную уязвимость к рискам и предусмотреть последний финансовый кризис. Однако, G-20 возложила на него значительную ответственность за оказание помощи развивающимся странам для выхода из кризиса. Как подчеркнуто G-20, с целью повышения эффективности деятельности МВФ, как для преодоления кризисных явлений, так и для обеспечения долгосрочного роста и стабильности, реформирования требует не только система его управления, но и политика, которую он традиционно проводил [6].

Со своей стороны, Всемирный банк и региональные банки развития, в рамках своих полномочий для борьбы с бедностью и обеспечению устойчивого развития и всестороннего роста, должны проводить антициклическую политику с целью преодоления кризисных явлений. Международные банки развития недавно пересмотрели свою политику, изменив бывший ортодоксальный, сугубо рыночный подход на новую стратегию списания долгов беднейших стран-должников, неспособных погасить свою задолженность [8, с. 225-226].

Анализ деятельности МВФ и других МФО во время кризисных периодов позволяет определить основные причины, по которым часть реализуемых программ или не достигли своей цели, или иногда даже ухудшили ситуацию в регионах пострадавших от кризиса:

1. Одной из главных причин неудачной деятельности глобальных МФО является слишком консервативная система управления и формирования политики организаций. Деятельность МВФ и Всемирного банка изначально была сосредоточена на поддержке развивающихся стран и стран с низким уровнем доходов. Указанные страны и получают наибольшую долю средств от этих институтов, но возглавляют и управляют этими организациями, как правило, представители развитых стран. Именно развитые имеют наибольшее количество квот, и соответственно, голосов при принятии решений и проведении определенной политики.

В то же время в конце 2010 г. Исполнительный совет МВФ одобрил широкомасштабную реформу управления в рамках 14-го Общего пересмотра квот. Пакет реформ предусматривает удвоение квот, что приводит к более чем 6% перераспределению квот в пользу развивающихся стран. В соответствии с изменениями, 54 страны-члена увеличили свои квоты, например, Китай, Республика Корея, Бразилия и Мексика. Другие 135 стран-членов, в том числе страны с низкими доходами, имеют теперь большее влияние на принятие решений в результате увеличения базовых голосов, которые остаются фиксированными в виде процента от общего количества голосов. Реформа предусматривает переход к полностью избираемому Исполнительному совету (Executive Board) МВФ. Кроме того, интересы стран-членов представляют министры финансов или представители центральных банков, то есть чиновники, которые больше всего ориентируются в вопросах, связанных с финансовым положением стран.

Таким образом, можно сделать вывод, что решения, принимаемые МФО, преимущественно отражают финансовые и коммерческие интересы стран, имеющих наибольшее влияние на принятие решений, а также не в полной мере соответствуют интересам отдельных стран, поскольку указанные интересы вытесняют такие важные сферы как борьба с бедностью, экологические проблемы и т. п.

2. Экономисты, работающие в МФО, хотя и хорошо образованы и знакомы с проблемами развивающихся стран, но не всегда способны разработать эффективный план действий и определить политику в отношении конкретной страны, они не знают глубинной сути многих проблем. Особенно это касается МВФ, миссии которого обычно длятся 2-3 недели, в течение которых представители этой организации

50

встречаются с представителями правительств стран, после чего возвращаются домой и уже там разрабатывают план действий по стабилизации ситуации [11]. Однако каждая страна имеет своих специалистов в области экономики и финансов, которые явно лучше знают специфику экономической ситуации в стране, а, следовательно, они могут быть очень полезны при разработке стабилизационной политики. В то же время специалисты МФО могли бы играть роль советников и делиться опытом, полученным в ходе сотрудничества с другими странами, а не занимать ведущую роль в этом процессе.

3. МВФ и Всемирный банк с самого начала активно пропагандировали идею рыночного фундаментализма, принятие которой было условием получения средств, и которую руководители этих организаций определяли, как господство «свободно и беспрепятственно действующих рынков». Они настаивали на дерегулировании финансового сектора, проведении приватизации и либерализации торговли [12, с. 380-385]. По предположениям МВФ, рынки должны быстро приспособиться к новым условиям, а, следовательно, государственные предприятия, в результате перехода в частную собственность, должны сразу почувствовать оздоровление и повышение эффективности функционирования. Однако, результаты не всегда соответствовали данном предположению, в частности часто не учитывался человеческий фактор, а именно те, кто работал на государственных предприятиях за незначительную заработную плату, становились безработными, что оказало негативное влияние на социально-экономическое развитие страны. Кроме того, не учитывался высокий уровень коррупции, которая значительно влияла на прозрачность приватизации, тем самым уменьшая ее эффективность.

Требование МВФ о либерализации торговли в развивающихся странах, частично стало причиной финансовых кризисов 90-х годов XX века, что признают и в самом Фонде. В то же время азиатские гиганты, в частности Китай и Индия, не действовали согласно рекомендациям МВФ и Всемирного банка и достигли невиданного роста экономики. Однако в других странах, особенно в тех, где доминировала политика МВФ и Всемирного банка, положительных результатов достигнуто не было [12, с. 422]. Ведь либерализация требует развитой системы экономического регулирования, которую трудно быстро внедрить в развивающихся странах.

4. Западные страны подчеркивали необходимость либерализации, однако осуществляли протекционистские меры в отношении тех отраслей, в которых развивающиеся страны могли составить им конкуренцию. Безусловно, такая политика двойных стандартов вызвала крайне негативную реакцию со стороны развивающихся стран. Очередным примером такой политики стала реакция США на последний финансовый кризис [13]. Более того, в период азиатского кризиса 1997-98 г., США и МВФ настаивали на сокращении государственного дефицита в странах-заемщиках посредством уменьшения расходов, что вынудило, в частности правительство Таиланда снизить расходы на борьбу с эпидемией СПИДа, Индонезию сократить субсидий на продовольствие, Пакистан — уменьшить объём расходов на содержание государственных школ.

По мнению Б. Гринвольда, дело не только в двойных стандартах. Поскольку развитые страны последовательно руководствовались в своих действиях положениями контрацикличной денежно-кредитной и фискальной политики (как они это делали и во времена последнего кризиса), развивающиеся страны, вынуждены придерживаться проциклической политики (сокращение расходов, повышение налогов и процентных ставок), масштабы колебаний в развивающихся странах, оказались больше, чем они были бы без проведения соответствующей политики, а в развитых странах — меньше. Это повышает стоимость капитала для развивающихся стран, по сравнению со ставками, под которые кредитуются развитые страны, в результате, увеличивается преимущество последних над первыми [14].

5. Отсутствие прозрачности в деятельности МФО, в частности при разработке программ и стратегий. Если бы программы реформ и меры, рекомендованные этими организациями правительствам стран во время кризисов 90-х годов XX века, выносились на обсуждение, то возможно удалось бы вовремя выявить и исправить стратегические недостатки и избежать многих ошибок, скорректировать политику МФО для обеспечения максимального эффекта. Возможно был бы найден альтернативный путь стабилизации ситуации, который бы максимально учитывал интересы всех членов общества, а не только финансового и коммерческого секторов. МФО должны быть более прозрачными в осуществлении своей деятельности, предоставлять доступ к информации по реализации программ, выдачи кредитов, что уменьшит манипуляции со стороны правительств стран и позволит провести реальную оценку эффективности и оправданности их требований.

6. Стабилизационная политика МФО в регионах мира во время кризиса, обычно сосредоточена исключительно на финансовой помощи. Она по своей сути является международным кредитом, который сам по себе, наряду с определенными положительными моментами, влечет за собой ряд существенных негативных последствий:

• возникновение диспропорций воспроизводства общественного продукта, поскольку развиваются прибыльные отрасли и задерживается развитие тех отраслей, в которые иностранный кредит не привлекается;

• усиление конкурентной борьбы стран за рынки сбыта, источники сырья, сферы вложения капиталов;

51

• поддержка в странах-заемщиках выгодных странам-кредиторам политических и экономических режимов, марионеточных правительств;

• мобилизация для выплаты долга значительных финансовых ресурсов, которые зачастую превышают потенциальные возможности страны-заемщика и т. д. [15].

Принимая во внимание вышеизложенное, становится понятным, что реформирование глобальной финансовой архитектуры необходимо, ведь все кризисы 90-х годов и Великая рецессия обнаружили уязвимость национальных финансовых систем и невозможность МФО во многих случаях смягчать негативные последствия глобализации и предупреждать финансовые кризисы. Конечно, это не должно стать поводом доя разрушения этих организаций, но должно побуждать к улучшению их деятельности [7].

Сегодня мир очень изменился, и, соответственно, МФО не могут продолжать функционировать так же, как раньше, сразу после своего создания. В современных условиях глобальной экономической нестабильности важнейшими задачами этих организаций является недопущение кризисных явлений в мировой финансовой системе путем мониторинга потоков международного капитала и выработки рекомендаций, а также предоставление финансовых ресурсов странам, пытающимся преодолеть кризисные явления или восстановить доверие к себе на мировом финансовом рынке. В то же время функционирование МФО должно стать более открытым, прозрачным. Нуждается в реформировании и их внутренняя структура.

МВФ и Всемирный банк уже находятся на стадии реформирования. Основные направления реформ включают: пересмотр квот стран-членов, антикризисные программы кредитования и совершенствование структуры управления Фондом. Реформы проводятся для того, чтобы сделать деятельность МВФ более приспособленной к вызовам глобальной финансовой нестабильности. Реформирование является одновременно шагом на пути к созданию новой, более совершенной, финансовой системы, важной составляющей которой должно стать общее согласие между как можно большим количеством государств.

Общей проблемой, стоящей перед всеми международными организациями в условиях глобализации, стала проблема управления: смогут ли организации, в которых на принятие решений влияет незначительное количество государств, осуществлять эффективное воздействие и эффективно внедрять международные стандарты и нормы для широкого круга стран и вопросов. В то же время, следует отметить, что не все страны стремятся стать членами международных организаций, а если и вступают в них, то каждая из них стремится к разной степени воздействия. Нежелание интеграции и трансформации в интересах общества наблюдается в странах, имеющих высокий уровень тенизации экономики и слабо развитые институты гражданского общества.

Традиционно, эффективность международных организаций, созданных государствами, определялась или учитывая общие интересы, которые страны-члены стремятся достичь благодаря участию в той или иной организации или благодаря влиянию доминирующей страны или стран в рамках организации. В то же время потенциал международных организация в качестве независимых и автономных отходит на второй план [16].

В отличие от этой позиции, существует и такая, что международные организации отражают общие цели и интересы не только государств, но и целых народов и отдельных групп в пределах государств. Согласно этой точки зрения, многосторонние организации должны распространять правила, отражающие общие цели, и следить за тем, чтобы эти правила выполнялись всеми сторонами. В этом случае эффективность организаций зависит от того, насколько их члены поддерживают эти цели и насколько они готовы участвовать в их достижении.

Динамика и векторы развития мировой экономики меняются и становятся все более зависимыми от стран с формирующими рынками, стимулирующими высокие темпы роста мировой экономики и обеспечивающими примерно половину мирового производства. Такие изменения привели к более быстрой смене мировых экономических центров влияния в сторону Востока и Юга. Недавний мировой финансовый кризис еще больше подтверждает эту тенденцию. Учитывая современные тенденции, вполне вероятно, что через 20- 30 лет концентрация экономической мощи в мире будет снижаться в странах с развитой экономикой и будет более широко рассредоточена по всем регионам мира. Деятельность МВФ и других международных финансовых институтов должна отражать эти тенденции с тем, чтобы сохранять свою актуальность. Система управления МВФ как организации, объединяющей 189 стран-членов и работающей ради благополучия 7,5 млрд. жителей Земли, должна оставаться публичной и верной принципам, содержащимся в уставе организации.

Стоит отметить, что формирование новой глобальной финансовой архитектуры в настоящее время вступает в стадию практической реализации, в частности, из-за повышения открытости информации, улучшения стандартов и роста контролирующей роли МВФ, активизации деятельности с целью укрепления банковско-финансового сектора, улучшения сотрудничества в этой сфере с другими МФО в рамках Комитета сотрудничества в сфере финансового сектора (Financial Sector Liaison Committee, FSLC).

52

В то же время остается много нерешенных вопросов, в частности, по привлечению частного сектора к проблеме решения вопросов предотвращения или преодоления кризисов, контроля за движением капитала и выбора валютного курса. Недооценка возможных негативных последствий либерализации экономики привела к тому, что МВФ не учел риски, связанные с переходом на новую модель развития и необходимости серьезной адаптации к этой модели реально существующих экономических систем. С начала XXI в. в политике Фонда акцент был смещен на поддержание стабильности мировой финансовой системы и приспособление ее к либеральной макроэкономической концепции. Рекомендованные им инструменты макроэкономической и структурной политики (прежде всего, поддержание фиксированного курса национальной валюты, полное снятие ограничений по капитальным статьям платежного баланса, быстрая либерализация банковско-финансового сектора) сыграли существенную роль в достижении макроэкономической стабилизации в отдельных странах. В то же время, они не имели абсолютного характера и требовали внесения корректив в зависимости от ситуации на мировых финансовых рынках. Переход МВФ на взвешенные позиции и, соответственно, повышение эффективности его деятельности, требовали определенного времени, в течение которого кризисные явления набирали все большие обороты.

Под влиянием растущих угроз стабильности мировой финансовой системы и критики со стороны известных ученых и правительств многих стран, МВФ начал реформирование своей деятельности. Исполнительный комитет Фонда утвердил пересмотр старых и формирование качественно новых кредитных механизмов. В частности, для развивающихся стран, созданы новые кредитные механизмы — БСЬ и РЬЬ, которые будут применяться превентивно, а также новые механизмы льготного кредитования, в частности БСБ, ЕСБ, предоставляемые наименее развитым странам беспроцентно, а, следовательно, такие страны будут иметь более широкий доступ к ресурсам МВФ.

Всемирный банк, который имеет подобную МВФ структуру, также провёл реформы для привлечения большего количества развивающихся стран, к принятию ключевых решений, в результате чего доля развивающихся стран выросла до 50%. Кроме того, региональные банки развития стали более тесно сотрудничать с Всемирным банком с целью оказания более эффективной целевой помощи и внедрения четкого мониторинга и надзора, а также разработки и имплементации реформ и проектов в разных странах мира.

В то же время, справедливо будет заметить, что, несмотря на недостатки, в период кризисов МФО мобилизовали значительные ресурсы для решения глобальных проблем. Содействие МВФ по созданию региональных механизмов финансовой стабильности, таких как Европейский механизм финансовой стабильности (ЕМК), показало крупные институциональные возможности этой организации по оказанию помощи правительствам стран в оздоровлении суверенных финансов и формировании программ «спасения» экономики. Продолжающееся сегодня реформирование системы управления и механизмов формирования политики МВФ и Всемирного банка, очевидно, позволит повысить эффективность их деятельности, но оно не должно ограничиваться исключительно этими аспектами.

В реформировании также нуждаются методы деятельности МФО, и в частности, относительно их взаимоотношений со странами-заемщиками. Соблюдение основных принципов прозрачности и демократии во взаимоотношениях с правительствами стран-членов позволит в значительной мере нивелировать большое количество упреков по экономической обоснованности требований этих организаций, а значит снизить риск спекуляций правительств стран по эффективности сотрудничества с МФО, а также будет способствовать формированию у населения более четкого представления о результатах такого сотрудничества, и в конце концов, будет способствовать повышению доверия к этим учреждениям.

По мнению Дж. Стиглица, если бы МВФ был более открытым в проявлениях собственной неуверенности и оценке альтернатив, доверие бы к нему значительно возросло. Как часто бывает, секретность порождает подозрения, что существует политическое влияние на осуществляемые проекты, отражает частные, а не общественные интересы [17].

По мнению Бхаттачарья А., подход Всемирного банка должен адаптироваться к глобальному плану действий, и в частности требуется изменение подхода к решению социально-экономических проблем в странах-заемщиках [18]. Иначе говоря, деятельность в определенной стране должна осуществляться не отдельными организациями в рамках Всемирного банка и должна быть направлена не на отдельные проекты, а нужен более комплексный подход. Такой подход предусматривает комплексную интеграцию и развитие МББР, МАР и МФК по управлению и ведению политики в отдельной стране. Всемирный банк должен быть флагманом по поддержке развивающихся стран, способствовать их социально-экономическому росту и уделять значительную помощь в борьбе с бедностью. В рамках поставленных задач Банк имеет несколько льготных кредитных линий для стран, нуждающихся в такой помощи, а также предоставляет гранты и техническую помощь.

По мнению Дж. Стиглица, Всемирный банк нуждается в реформировании. Первая стадия реформ должна быть направлена на увеличение доли голосов для стран Африки в Совете Банка, а также боль-

53

шее вовлечение развивающихся стран в процессы принятия решений. Вторая стадия реформ касается перераспределения квот, которые должны соответствовать трем критериям: состоянию экономики страны, долям взносов в деятельность Банка и объемам заимствований [8]. Кроме того, важной составляющей реформирования является многостороннее обсуждение мандата Банка и его стратегических целей в контексте вызовов, которые могут возникнуть в будущем, в частности, финансовый кризис и изменение климата. Еще одним аспектом деятельности Всемирного банка, нуждающимся в реформировании, является система назначения персонала на высокие должности, то есть назначения на такие должности должно проводиться открыто и демократично. А расширение деятельности Банка на такие отрасли как здравоохранение и окружающая среда должно согласовываться с политикой стран-членов и другими международными организациями. ВЫВОДЫ

Мировой финансовый кризис 2008 г. выявил острые противоречия в сфере международных финансов и недостаточную эффективность существующих МФО, в частности МВФ. Последний финансовый кризис поставил на повестку дня вопрос о реформировании современной валютно-финансовой системы. Поиск путей снижения рисков нестабильности мировых финансовых рынков требует усиления сотрудничества и координации усилий большинства стран мира. Очевидно, что реформирование будет длительным и сложным, во время которого мировая финансовая система постепенно адаптируется к новым условиям и вызовам.

Несмотря на недостатки в деятельности и критику, современные МФО играют ключевую роль в регулировании мирового хозяйства и поддержании стабильности международных расчетов. В частности, основная роль МФО заключается в следующем: во-первых, их деятельность позволяет урегулировать и стабилизировать сложные и иногда противоречивые механизмы функционирования мирового хозяйства и валютно-финансовой сферы, а также обеспечивать единые «правила игры» для мирового сообщества; во-вторых, они призваны служить форумом для оптимизации действий в предупреждении и преодолении кризисных явлений, а также противодействии негативным последствиям глобализации, особенно среди развивающихся и бедных стран; в-третьих, МФО служат научной базой в области изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций для решения важнейших проблем мирового хозяйства. Кроме этого, МФО оказывают помощь (кредитование, техническая, консультативно-информационная), направленную на поддержание платежного баланса, привлечение иностранных инвестиций, преодоление бедности и поддержание устойчивого развития, особенно в развивающихся и бедных странах.

Таким образом, одной из основных задач универсальных МФО, прежде всего, МВФ и Всемирного банка, является осуществление регулирующей функции международной валютно-финансовой системы путем надзора и всеобъемлющего анализа международной валютной системы, а также привлечение финансовых, технических и аналитических ресурсов для преодоления глобальных вызовов. Универсальные МФО имеют преимущества по сравнению с региональными МФО как по объемам ресурсов, так и по накопленному опыту, а, следовательно, имеют гораздо больше возможностей эффективно мобилизовать ресурсы для привлечения в проекты, реализуемые в различных частях мира. Мировые финансовые кризисы стали «реперными точками» в первую очередь для универсальных МФО, поскольку позволили выявить недостатки в системе их управления, механизмах принятия решений и методах деятельности.

В то же время последние кризисы показали, что мировая финансовая система, которая сформировалась со времен Бреттон-Вудса, более не соответствует в полной мере реалиям мировой экономики и нуждается в реформировании с более широким привлечением развивающихся стран, а также необходим учет специфических особенностей отдельных стран и регионов мира. С одной стороны, мировые финансовые кризисы, а с другой — не всегда эффективная деятельность универсальных МФО по преодолению кризисных явлений способствовали расширению и развитию сети региональных МФО. Формирование новой глобальной финансовой архитектуры должно происходить путем реформирования универсальных МФО и налаживания более тесного сотрудничества и взаимодействия между универсальными и региональными МФО.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бреттон-Вудс. Следующие 70 лет: сборник статей / науч. ред. В.В. Попов. — Москва: Межд. отношения, 2017. — 592 с.

2. Helleiner E. Forgotten Foundations of Bretton Woods / E. Helleiner. — NY: Cornell University Press, 2014. — 304 p.

3. Hale T. Gridlock: Why Global Cooperation Is Failing When We Need It Most / T. Hale, D. Held, K. Young. — Cambridge: Policy Press, 2013. — 377 p.

4. Truman E. Reforming the IMF for the 21st Century / E. Truman. — Washington D.C.: Institute of International Economics. 2006. — 592 p.

5. Molle W. Governing the World Economy / W. Molle. — New York: Routledge, 2013. — 298 p.

54

6. Moak K. Development Nations and the Economic Impact of Globalization / K. Moak. — Vancouver: Palgrave Macmillan, 2017. — 263 p.

7. Сорос Дж. Первая волна мирового финансового кризиса. Промежуточные итоги. Новая парадигма финансовых рынков / Дж. Сорос. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. — 272 с.

8. Стиглиц Дж. Доклад Стиглица. О реформе международной валютно-финансовой системы: уроки глобального кризиса. Доклад Комиссии финансовых экспертов ООН / Дж. Стиглиц. — М.: Межд. отношения. 2010. — 328 с.

9. Филипенко А.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты / А.С. Филипенко. — М.: Экономика, 2010. — 511 с.

10. Стиглиц Дж. Ревущие девяностые. Семена развала / Дж. Стиглиц. — М.: Современная экономика и право. 2005. — 424 с.

11. Chwieroth J.M. «The silent revolution»: How the staff exercise informal governance over IMF lending / J.M. Chwieroth // The Review of International Organizations. — 2013. — Vol. 8(2). — Р. 265-290.

12. Стиглиц Дж. Крутое пике. Америка и новый экономический порядок после глобального кризиса / Дж. Стиглиц. — М.: Эксмо, 2011. — 510 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Posner E. Last Resort: The Financial Crisis and the Future of Bailouts / E. Posner. — Chicago: University of Chicago Press, 2018. — 272 p.

14. Stiglitz J. Creating a Learning Society. A New Approach to Growth, Development, and Social Progress / J. Stiglitz, B. Greenwald. — New York: Columbia University Press. 2014. — 680 p.

15. Смирнов А.Л. Международный кредит. Формы и условия / А.Л. Смирнов, Л.Н. Красавина. — М.: ЮНИТИ, 2003. — 327 с.

16. Mearsheimer J. The False Promise of International Institutions / J. Mearsheimer // International Security. — 1994-1995.

— Vol. 19. No. 3. Winter. — P. 5-49.

17. Стиглиц Дж. Прозрачность правительства. Право на свободу / Дж. Стиглиц; пер. Г.П. Бляблин, М.Ю. Васянин. — М.: Весь мир, 2005. — С. 33-57.

18. Bhattacharya A. New Global Agenda: Implications for the Role of the World Bank / A. Bhattacharya and H. Kharas [Electronic Resource]. — Access Mode: www.brookings.edu/research/a-new-global-agenda-implications-for-the-role-of-the-world-bank (date of the application: 24.03.2020).

SPISOK LTTERATURY

1. Bretton-Vuds. Sleduyushchiye 70 let: sbornik statey / nauch. red. V. V. Popov. — Moskva: Mezhd. otnosheniya, 2017. — 592 s.

2. Helleiner E. Forgotten Foundations of Bretton Woods / E. Helleiner. — NY: Cornell University Press, 2014. — 304 p.

3. Hale T. Gridlock: Why Global Cooperation Is Failing When We Need It Most / T. Hale, D. Held, K. Young. — Cambridge: Policy Press, 2013. — 377 p.

4. Truman E. Reforming the IMF for the 21st Century / E. Truman. — Washington D.C.: Institute of International Economics. 2006. — 592 p.

5. Molle W. Governing the World Economy / W. Molle. — New York: Routledge, 2013. — 298 p.

6. Moak K. Development Nations and the Economic Impact of Globalization / K. Moak. — Vancouver: Palgrave Macmillan, 2017. — 263 p.

7. Soros Dzh. Pervaya volna mirovogo finansovogo krizisa. Promezhutochnyye itogi. Novaya paradigma finansovykh rynkov / Dzh. Soros. — M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2010. — 272 s.

8. Stiglits Dzh. Doklad Stiglitsa. O reforme mezhdunarodnoy valyutno-finansovoy sistemy: uroki global'nogo krizisa. Doklad Komissii finansovykh ekspertov OON / Dzh. Stiglits. — M.: Mezhd. otno-sheniya. 2010. — 328 s.

9. Filipenko A.S. Ekonomicheskaya globalizatsiya: istoki i rezul'taty / A.S. Filipenko. — M.: Ekonomika, 2010. — 511 s.

10. Stiglits Dzh. Revushchiye devyanostyye. Semena razvala / Dzh. Stiglits. — M.: Sovremennaya ekonomika i pravo. 2005.

— 424 s.

11. Chwieroth J.M. «The silent revolution»: How the staff exercise informal governance over IMF lending / J.M. Chwieroth // The Review of International Organizations. — 2013. — Vol. 8(2). — Р. 265-290.

12. Stiglits Dzh. Krutoye pike. Amerika i novyy ekonomicheskiy poryadok posle global'nogo krizisa / Dzh. Stiglits. — M.: Eksmo, 2011. — 510 s.

13. Posner E. Last Resort: The Financial Crisis and the Future of Bailouts / E. Posner. — Chicago: University of Chicago Press, 2018. — 272 p.

14. Stiglitz J. Creating a Learning Society. A New Approach to Growth, Development, and Social Progress / J. Stiglitz, B. Greenwald. — New York: Columbia University Press. 2014. — 680 p.

15. Smirnov A.L. Mezhdunarodnyy kredit. Formy i usloviya / A.L. Smirnov, L.N. Krasavina. — M.: YUNITI, 2003. — 327 s.

16. Mearsheimer J. The False Promise ofInternational Institutions / J. Mearsheimer // International Security. — 1994-1995. — Vol. 19. No. 3. Winter. — P. 5-49.

17. Stiglits Dzh. Prozrachnost' pravitel'stva. Pravo na svobodu / Dzh. Stiglits; per. G.P. Blyablin, M.Yu. Vasyanin. — M.: Ves' mir, 2005. — S. 33-57.

18. Bhattacharya A. New Global Agenda: Implications for the Role of the World Bank / A. Bhattacharya and H. Kharas [Electronic Resource]. — Access Mode: www.brookings.edu/research/a-new-global-agenda-implications-for-the-role-of-the-world-bank (date of the application: 24.03.2020).

Статья поступила в редакцию 12 апреля 2020 года Статья одобрена к печати 30 июня 2020 года

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.