Научная статья на тему 'Функционирование логопедической службы в инклюзивном пространстве образовательного учреждения при переходе начальной школы на образовательные стандарты нового поколения'

Функционирование логопедической службы в инклюзивном пространстве образовательного учреждения при переходе начальной школы на образовательные стандарты нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ШКОЛЕ / ОПТИМАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / КОРРЕКЦИОННАЯ СЛУЖБА / АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ОБУЧЕНИЕ / INCLUSIVE AREA IN SCHOOL / OPTIMAL RESULT / SPEECH AND LANGUAGE THERAPY / ACTUAL PROBLEMS / LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баталов Антон Сергеевич

Инклюзивное пространство это особое пространство в педагогическом коллективе включающее максимальное количество участников. Целью такого пространства является оптимальный результат всех проводимых процессов (обучение, воспитание, развитие и т.д.) Одним из немаловажных компонентов инклюзивного пространства является коррекционная служба образовательного учреждения. В современных социально-экономических условиях в деятельности службы наметился ряд проблем, преодоление которых возможно лишь при максимальном объединении различных компонентов педагогических структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баталов Антон Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The inclusive area in school is a kind of special organized space for maximum participants with common goal: to get an optimal result of their different activities (in education, teaching, learning, social developing, speech and language therapy etc.). As we see, speech therapy is a system model important component with actual problems. In order of overcoming them it"s necessary to join the efforts of different professionals.

Текст научной работы на тему «Функционирование логопедической службы в инклюзивном пространстве образовательного учреждения при переходе начальной школы на образовательные стандарты нового поколения»

Баталов А. С.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛОГАПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ИНКЛЮЗИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Инклюзивное пространство - это особое пространство в педагогическом коллективе включающее максимальное количество участников. Целью такого пространства является оптимальный результат всех проводимых процессов (обучение, воспитание, развитие и т.д.) Одним из немаловажных компонентов инклюзивного пространства является коррекционная служба образовательного учреждения. В современных социальноэкономических условиях в деятельности службы наметился ряд проблем, преодоление которых возможно лишь при максимальном объединении различных компонентов педагогических структур.

Ключевые слова: инклюзивное пространство в школе, оптимальный результат, коррекционная служба, актуальные проблемы, обучение.

На современном этапе развития российского образования практически в каждом общеобразовательном учреждении остро встает вопрос о создании особого, инклюзивного, пространства. Это специально организованное пространство, функционирующее с максимальным числом участников - самих учащихся и воспитанников, педагогов (учителей начальных классов и пред-

метников), воспитателей групп продленного дня, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, учителей-логопедов, родителей и проч. Целью создания инклюзивного пространства является оптимизация включения взрослых участников, учащихся и воспитанников в процессы разносторонней направленности: учебной, воспитательной, адаптационной, здоровьесберегающей, социально-

ориентированной, патриотической, коррекционно-развивающей и т.п. Можно представить разветвленную модель инклюзивного пространства, охватывающую вероятностные сферы воздействия внутри конкретного образовательного учреждения и за его пределами. К последним можно и нужно относить возможное взаимодействие участников инклюзивного пространства одного учреждения с представителями других, например, высших учебных или научно-исследовательских учреждений. Представленная модель весьма разнопланова и обширна. В рамках настоящей публикации возможно осветить лишь небольшой ее компонент -коррекционно-развивающий. Так, на сегодняшний день практически в каждом общеобразовательном учреждении функционирует логопедическая служба. В школах эта служба представлена, в частности, школьным логопунктом, работа которого регламентируется нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации, региональными документами, а также внутренними распорядком и положениями конкретных образовательных учреждений.

В России деятельность логопеда в школе имеет достаточно долгую историю и основательные традиции (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, Г.А. Каше, Л.Н. Ефи-менкова, Г.В. Чиркина и многие другие). Классические и современные источники специальной литературы позволяют выявить и охарактеризовать контингент учащихся общеобразовательной школы, остро нуждающихся в первоочередном вовлечении в инклюзивное пространство. Так, клиническая и психологопедагогическая характеристики детей, получающих логопедиче-

скую помощь, весьма вариативны. Речь идет о детях, имеющих как нерезко, так и явно выраженную неврологическую симптоматику (например, при заикании, дизартрии, ринолалии), нарушения двигательной сферы (общей, мелкой, артикуляционной моторики), недостаточность высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и т.д.). Соответственно, у этих учащихся выявляется не только низкий уровень развития устной речи, но и, впоследствии, серьезные затруднения в овладении письмом и чтением (дислексия и дисграфия). Наряду с этим у большинства таких учащихся отмечается специфическое несовершенство в овладении учебной лексикой (понимание и использование учебных терминов, их характеристик, определений). Все это влечет существенное снижение качества и возможностей усвоения школьной программы, а также способствует формированию у школьников негативного отношения к учебной деятельности и устойчивого стрессового состояния, что препятствует процессам социальной адаптации детей и их гармоничного развития в целом.

Вышеизложенное показывает несомненную актуальность и востребованность логопедической службы в целостном инклюзивном пространстве общеобразовательной школы, ориентированном на системное обучение, воспитание, социализацию школьников и поддержание их здоровья. В условиях перехода начальной школы к образовательным стандартам нового поколения можно и нужно говорить о ряде серьезных проблем в деятельности школьного логопеда. Это проблемы, связанные:

с неточностью обновлений нормативно-правовой базы, не учитывающей, в частности, современные научнопрактические достижения логопедии. Так, уже более десяти лет в логопедии выделяется группа детей с нерезко выраженным 4-м уровнем общего недоразвития речи. Это дети, остро нуждающиеся в логопедической поддержке, однако указанная категория детей недостаточно четко

прописана в нормативных документах, основанных на несколько устаревшей информации о структуре дефекта; отсутствием научно-обоснованных и прошедших соответствующую экспертизу Программ как документов, регламентирующих содержание и организацию логопедической работы с учащимися общеобразовательных школ. На сегодняшний день имеется множество учебнометодических разработок рекомендательного характера, однако единой стандартизации организационного и содержательного аспектов логопедической работы не наблюдается, как и не наблюдается тенденций к многоуровневой экспертизе предлагаемых логопедам материалов; недостаточным использованием в практической работе логопеда современных инновационных технологий, повышающих качество предоставляемых образовательных услуг. Эта проблема во многом связана с наметившимся «разрывом» между имеющимися научными разработками и возможностью их реализации в практической деятельности логопеда; отсутствием модернизированных разработок по проблеме оснащения и оборудования логопедического кабинета. Это проблема устаревшего представления о том, в частности, какими дидактическими и техническими средствами пользуется логопедическая служба и т.п.

В современных условиях кризисного периода в нашем обществе остро стоит вопрос о том, как при ограниченных финансовых ресурсах сохранить и улучшить качество образовательных услуг в системе школьного образования. Это означает, что надо изыскивать новые резервы, в том числе инновационные.

Решение обозначенных проблем возможно в рамках целостного комплексного подхода, обеспеченного взаимодействием разных сторон: нормотворческой (законодательной), научноисследовательской, практической, научно-производственной и т.д. Этот подход, на наш взгляд, отражает вовлечение в инклю-

зивное пространство эффективных участников из каждой вышеназванной области. Качество такого взаимодействия может существенно повыситься при условии осуществления разумного координирования общественно-государственного партнерства по ряду направлений. Таковыми, безусловно, могут являться направления, связанные:

• с техническим, дидактическим и прочим оснащением логопедического кабинета и последующей стандартизации этого оборудования;

• разработкой инновационных технологий логопедического воздействия;

• внедрением уникальных авторских методик в общую систему коррекционно-педагогической работы;

• осуществлением корреляционного взаимодействия между научно-исследовательскими, высшими учебными и практическими учреждениями;

• дифференцированно-организованным повышением квалификации практических работников, участвующих в реализации инклюзивного пространства и т.д. Результатом партнерства по указанным направлениями

могут стать: создание новых коррекционных программ (ориентированных на образовательные стандарты нового поколения), проведение их многоступенчатой экспертизы в ведущих учреждениях страны, реализация программно-методических рекомендаций, сборников конспектов занятий, разработка и публикация дидактических материалов, что, в целом, составит единый учебнометодический комплект. Содержательный и организационный компоненты этого комплекта должны найти разъяснение в ходе специально организованных разовых авторских семинаров и, как составная часть, - в ходе курсов повышения квалификации, проводимых научно-методическими центрами, в ходе практикоориентированных индивидуальных и групповых консультаций детей, родителей и работающих с ними специалистов. В рамках обозначенного партнерства учителя (начальных классов и допол-

нительного образования) могут получить второе высшее образование - дефектологическое, которое даст им в перспективе возможность оказывать максимальную помощь детям с особенностями развития, нуждающимся в дополнительной поддержке при овладении школьной программой. При таком сотрудничестве логопедическая служба в общеобразовательном учреждении начинает функционировать как неотъемлемый компонент специально организованного инклюзивного пространства. Тем более актуальным является это многофункциональное сотрудничество в условиях перехода начальной школы к образовательным стандартам нового поколения. Оно позволяет скоординировать и оптимизировать деятельность логопеда и других участников инклюзивного пространства, а именно:

• уточнить нормативно-правовые аспекты;

• грамотно соотнести работу логопедической службы с образовательными стандартами нового поколения;

• обеспечить логопедов соответствующими методиками и технологиями;

• обеспечить полноценную взаимосвязь деятельности логопедической службы и других участников воспитательного и образовательного процессов;

• организовать и реализовать посредством логопедической службы своевременную воспитательную работу с подрастающим поколением (в том числе и патриотическую);

• полноценно проводить профилактическую работу по предупреждению вторичных нарушений (нарушений письма и чтения, понимания учебных терминов и т.д.);

Таким образом, можно полагать, что все вышеуказанное будет способствовать оптимизации процессов обучения, воспитания, сохранения здоровья и дальнейшей социализации учащихся в общеобразовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.