Научная статья на тему 'Функционирование и развитие территориальных кластеров в России'

Функционирование и развитие территориальных кластеров в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кильдеев Руслан Хайдярович

Рассмотрены понятие территориальных кластеров, их регулирование и использование в современных условиях, а также положительные черты и возможные механизмы развития данного вида кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционирование и развитие территориальных кластеров в России»

- создание организованной деятельности, развивающей осмысление рабочими моделей рискованного поведения и идентификацию существующих на рабочем месте опасностей;

- разработка линии поведения и обучающих программ, дающих руководителям и рабочим группам возможность решать вопросы безопасности на уровне подразделений;

- участие в оценке состояния охраны труда;

- установление обратной связи между руководителями и персоналом.

УДК 334.012.23

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ В РОССИИ

Р. Х. Кильдеев

Рассмотрены понятие территориальных кластеров, их регулирование и использование в современных условиях, а также положительные черты и возможные механизмы развития данного вида кластеров.

Современная экономическая система России направлена на формирование оптимальной структуры экономического пространства. Одним из перспективных направлений, по мнению многих экспертов, является организация кластерной модели экономики, предполагающей создание оптимальной комбинации конкуренции и кооперации.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. при определении направлений инновационного социально ориентированного типа развития указывается переход к новой модели пространственного развития российской экономики, который в свою очередь предполагает формирование новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. В соответствии с концепцией инновационная и социальная ориентация регионального развития в том числе заключается в формировании территориально-производственных кластеров (не менее шести-восьми до 2020 г.), ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях российской экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных регионах и в формировании территориально-производственных кластеров на слабоосвоенных территориях, ориентированных на глубокую добычу и переработку сырья, производство энергии с использованием современных технологий (механизированных, ресурсосберегающих и экологичных, нетрудоемких)1.

Развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частногосударственного партнерства.

Территориальные кластеры (далее - кластеры) - объединение предприятий, поставщиков (оборудования, комплектующих, специализированных

1 Концепция социально-экономического развития РФ до 2020 г.

62

производственных и сервисных услуг), научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг [1]. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России1.

К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития некоторых субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Ряд проектов развития территориальных кластеров реализуется в инициативном порядке.

На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров.

Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 2492, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Данный механизм создает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в целях реализации широкого спектра кластерных проектов.

Благоприятные возможности для развития кластерных проектов открывает использование потенциала особых экономических зон техниковнедренческого, промышленно-производственного, туристско-рекреационного и портового типа, создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005 г. №116-ФЗ, а также технопарков, организация которых осуществляется в рамках реализации государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р.

Территориальные кластеры в настоящее время являются неотъемлемым механизмом и инструментом развития высококонкурентного и эффективного бизнеса как в крупных городах, так и в регионах нашей страны.

Регионы получают дополнительные возможности для дальнейшего экономического развития, тем самым стимулируя развитие отечественной экономики. В связи с этим государство осуществляет ряд действий, направленных на развитие кластерных проектов и кластеров в целом.

Рассмотрим особые экономические зоны (ОЭЗ) как возможный механизм функционирования и развития территориальных кластеров.

1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) формируются на базе территорий с уникальными преимуществами в привлекательных для инвесторов регионах России. С целью развития высокотехнологичных отраслей экономики государство создает благоприятные условия инвесторам ОЭЗ. Инвестор, организовавший деятельность на территории ОЭЗ, получает статус резидента.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, который предусматривает следующие преимущества для инвесторов:

1. Взаимодействие с государственными регулирующими органами становится максимально простым и прозрачным благодаря системе «Одно окно».

2. Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на запуск нового производства.

3. Благодаря режиму свободной таможенной зоны инвесторам предоставляется ряд налоговых преференций.

Так, согласно программе, подготовленной Министерством экономического развития РФ, существует четыре типа особых экономических зон1:

1. Промышленно-производственные зоны: обширные территории, расположенные в основных промышленных регионах страны, обеспечивают инвесторам близость к сырьевым базам, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям. Размещение производства на территории ОЭЗ позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.

2. Технико-внедренческие зоны: расположение ОЭЗ в центрах исторических наукоградов и технопарков открывает большие возможности для ведения исследовательской деятельности. Совокупность государственных преференций, квалифицированного персонала и растущих потребностей в высоких технологиях делает технико-внедренческие ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

3. Туристско-рекреационные зоны: располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, данные ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса

4. Портовые (торговые) зоны: находясь в непосредственной близости от основных транспортных путей, портовые ОЭЗ могут стать площадкой для организации судостроительной и судоремонтной деятельности, предоставления логистических услуг, а также базой для новых маршрутов.

На территории всех ОЭЗ (24 действующие и вновь создаваемые) создано около 6 тыс. рабочих мест, было произведено продукции на 37,2 млрд руб. Российская Федерация инвестировала в развитие ОЭЗ более 50 млрд руб. На территории ОЭЗ России зарегистрировано более 250 инвесторов с уровнем инвестиций свыше 10 млрд долл. Среди них представлены такие крупные международные компании, как Yokohama, Isuzu, Air Liquide, Bekaert, Rockwool, Sisecam, Saint Gobain, Hayat Holding и др.

1 Министерство экономического развития Российской Федерации, Департамент особых экономических зон и проектного финансирования - «Особые экономические зоны в Российской Федерации».

Инфраструктура особых экономических зон создается за счет средств государственного бюджета. На сегодняшний день объем инвестиций, направленных на создание инфраструктуры, составляет 50 млрд руб.

Готовая инфраструктура позволяет инвесторам существенно снижать издержки на создание новых предприятий, а также экономить время. Кроме этого, на территории ОЭЗ резидентам предоставляется целый ряд льгот и преференций, к их числу относятся упрощенная система взаимодействия с государственными органами, выкуп земельных участков по льготной стоимости, льготная аренда офисов, таможенные преференции, налоговые льготы, возможность применения ускоренной амортизации.

В качестве примера рассмотрим одну из экономических зон, действующих на территории нашей страны, и сравним два крупнейших поволжских кластера.

ОЭЗ «Алабуга» расположена в самом центре поволжского автомобильного кластера. Основой самарского промышленного кластера является компания ОАО «АвтоВАЗ». Кроме него в кластер входят автосборочное СП «ДжиЭм-АвтоВАЗ», многочисленные производители автокомпонентов, предприятия автосервиса и торговли, десятки исследовательских, конструкторских, технологических и консалтинговых организаций, образовательных учреждений, готовящих кадры для кластера, финансовых организаций, обеспечивающих деятельность автопрома.

В состав автомобильного кластера входят организации по следующим направлениям деятельности:

- организации, осуществляющие сборочное производство легковых автомобилей;

- организации, осуществляющие производство автокомпонентов, материалов, узлов для автосборочных заводов;

- организации автосервиса и торговли, оказывающие сервисные услуги владельцам автомобилей;

- исследовательские, конструкторские, технологические, консалтинговые организации;

- организации, осуществляющие подготовку кадров для организаций кластера;

- финансовые организации, обеспечивающие текущее обслуживание, кредитование, страхование, деятельность на фондовом рынке.

«Ядром» организации автомобильного кластера Самарской области является крупнейшая российская автомобильная компания ОАО «АвтоВАЗ». Его доля в российском производстве легковых автомобилей составляет 75 %, ниша на внутреннем российском рынке - 40 %, ценовой сегмент - средний. Поставщиками деталей и комплектующих для ОАО «АвтоВАЗ» являются приблизительно 700 компаний с общей численностью занятых около 2 млн человек ОАО «АвтоВАЗ» входит в десятку ведущих российских компаний, имеющих наибольшие объем выручки и численность персонала, включен в список крупнейших компаний мира, составленный влиятельным американским экономическим журналом «Форбс», в числе 14 российских компаний.

В кластер входит значительное число фирм, производящих автомобили и автокомпоненты, оказывающих услуги. Крупнейшими (с выручкой свыше 1 млрд руб.) являются ОАО «ДжиЭм-АвтоВАЗ», ОАО «АвтоВАЗагрегат», ЗАО «ВАЗинтерСервис», ОАО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ», ОАО «Самара-Лада», ЗАО «Мотор-Супер» и т.д. [2]. Таким образом, Поволжский автомобильный кластер относится к кластерам, построенным по типу доминирую-

щей фирмы, вокруг которой объединяются поставщики и потребители продукции. И соответственно данный кластер можно отнести к вертикальноинтегрированной модели коммуникации (рис. 1):

Кроме того, ОЭЗ «Алабуга» находится в центре нефтехимического кластера России, где крупнейшие компании ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Уфахимпром» и ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» производят всю гамму полимеров.

Поволжский нефтегазохимический кластер на сегодняшний день является крупнейшим нефтегазохимическим комплексом в России и включает в себя производства в Татарстане, Башкирии, Нижегородской и Самарской областях.

В данном кластере мы можем наблюдать горизонтально-интегрированную модель коммуникации, т.е. модель «каждый с каждым» (нет участника, занимающего доминирующую позицию) (рис. 2).

Рис. 2. Горизонтально-интегрированая модель коммуникации

Мы видим, что данная ОЭЗ взаимосвязана с двумя крупнейшими поволжскими кластерами, поволжским автомобильным кластером и нефтехимическим кластером России, что говорит нам о важности ОЭЗ в процессе функционирования и развития территориальных кластеров в РФ.

Список литературы

1. Портер, М. Международная конкуренция : пер. с англ. / М. Портер. - М. : Между-нар. отношения, 1993.

2. Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2020 г. -иКЬ: http://www.protown.ru/russia/obl/articles/articles_1066.html

УДК 330.1

РАЗВИТИЕ ВЗГЛЯДОВ ЭКОНОМИСТОВ НА РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

Л. Г. Котова

Изложена эволюция взглядов различных экономических школ на роль государства в экономике. Рассмотрены взгляды меркантилистов, физиократов, представителей классической школы, маржиналистов, представителей неоклассического направления, кейнсианства по отношению к роли и степени вмешательства государства в экономику.

В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнений значимость роли государства в экономике. Однако так было не всегда. Различные школы по-разному относились к государственному вмешательству в дела рынка.

Рассмотрим сущность теории меркантилизма. Лаконично сформулировать отношение меркантилистов к роли государства в экономике можно в следующих тезисах:

1) государство обязано регулировать внешнюю торговлю с целью обеспечения притока в страну золота и серебра;

2) государство обязано оказывать поддержку промышленности путем импорта дешевого сырья;

3) государство должно ввести и всячески поддерживать протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;

4) государство всеми возможными путями продвигает экспорт, особенно готовой продукции;

5) создание условий для роста населения для поддержания низкого уровня заработной платы также входит в прямые задачи государства.

Таким образом, источник богатства страны меркантилисты видели во внешней торговле, обеспечивающей через неэквивалентный обмен активный торговый баланс, а роль государства в экономике заключалась в активном продвижении своего товара на мировой рынок и в препятствовании импорту как одному из способов утекания золота за рубеж. Причем мысль о целесообразном в этой связи превышении экспорта над импортом присутствовала отнюдь не в «подтексте», но даже в названиях некоторых публикаций того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.