УДК 81.42
Budnik E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Director, Scientific and Educational Centre of Communicative Technology and Digital Education,
Moscow State Linguistic Univercity (Moscow, Russia), E-mail: ebudn/'kft@gmai/.com
Gaputina V.A., Cand. of Sciences (Philology), senior researcher, Scientific and Educational Centre of Communicative Technology and Digital Education,
Moscow State Linguistic Univercity (Moscow, Russia), E-mail: wwwgagutina@,gmaii.com
HASHTAG FUNCTIONING IN LANGUAGE LANDSCAPE. The article exaainecfeaturesof the modernllngulstlclcndscape fromthe polntofvlew of the functioning of the hashtag in it. The relevance of the study is due to the fact that today the hashtag goes beyond social networks, expanding the scope of its distribution and increasing its functionality. It is a connecting link between virtual and realcommunicaticn, forming tge so-colles aimed reaWy.aadlateallfynewtechnolojjies. Thk scientific novelty of the research lies in the fact that the functioning of hashtags in the field of the linguistic landscape has not yet become the subject of linguistic analysis. The aim of the work is to examine hashtags in the linguistic landscape annHclcotifyfhkifftindiesaHtyancHHooutiedary power. "ryecbfects forffegtcdyate sfgnakf various organizations, advertising billboards, clothing and cosmetic products.anddttos ¡nstafatloyv.aUcsCeen proeon tVaifasttsns are aalntugraialemeaiaf tde modern linguistic landscape, performing the function of marketing promotlcn.actrnggom ttanotatorvf^tisaNdevlogy, as wefes astyterforminjjaesfoatisetemect
Key words: digital age, online, offline, language landscape, hashtgg.
Е.А. Будник, канд. пед. наук, директор научно-образоваmельногameнv1мmeofawgшnaevoннь/s тбхыоляаий и тифроеагт oWpemssaния,
ФГОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
В.А. Гапутина, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. научно-образc»ameюьнaгouaнmogmuмwмни.цоонныхтеmнoyooeйeяuфрoenиooбpnuюeamuЯ|
ФГОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет», г. Москва, E-mail: [email protected]
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ХЭШТЕГОВ В ЯЗЫКОВОМ ЛАНДШАФТЕ
В настоящей статье рассматриваются особенности современного языкового ландшафта с оочкизренияфннсционированияв нем хэштега. Aktb^iuhcctu исследования обусловлена тем, что сегодня хэштег выходит за пределы социальных сетей, расширяя сферы своего распространения и увеличивая функциональные возможности. Он является связующим звеном виртуальHoHuseanbHeitKeoMynfaomm, оболзая так ma3bioaeMyiomlxedreality, onycpcflOBsHную новыми технологиями. Научная новизна исследования заключается в том, что функционирование хэштегов в сфере языкового ландшафта еще не становилось предметом лингвистического анализа. Целью работы является sanoMcvpeHия хэштегоо в flsbiковлм лфнюшафтеи хыяпленип ж фyнкцfoacльоnlsgoз-можностей и иллокутивной силы. Объектом для исследования послужили вывески различных организаций, рекламные билборды, одежда и косметическая продукция, городские инсталляции. Доказано, что хэштеги являются aneMeHTao сcnpgмyннuwdзьinmвoпo лаnдшaфga| выотняя функцбю
маркетингового продвижения, выступая в качестве транслятора политической идеологии, а также стилеобразующего эстетического элемента.
Ключевые слова: digital-эпоха, онлайн, офлайн, языковой ландшафТ, хэштег.
Современная digital-эпоха характеризуется тесной взаимосвязью реальной и виртуальной коммуникации. Как пишет российский культуролог О.В. Мор оз^ю лайн- и офлайн-реальность уже не являются четко разграниченными сферами, сливаясь в так называемую mixed reality, опосредованную новыми технололями [1]. Примером такой корреляции может служить хэштег изначально (в 90-е гг.) предназначенный для маркировки тем публикаций в социальных сетях, однако вскоре получивший распространение далеко за пределами интернет-пространства. Сегодня он используется в прессе, на телевидении, в рекламе, на различных мероприятиях, конкурсах и флешмобах, а также в городском языковом ландшафте. Таким образом, актуальность исследования хэштегов в офлайн-про-странстве не вызывает сомнений.
Термин «языковой ландшафт» (Linguistic Landscape) используется в социолингвистике, где обозначает использование языка в письменной текстовой форме на определенной территории и, таким образом, придание ему видимости в общественной жизни [2]. В широком смысле языковой ландшафт детерминирует языковые элементы, образы, звуки, запахи, граффити, одежду, еду, здания, историю, а также людей, входящих в пространство и взаимодействующих с языковым ландшафтом различными способами [3]. В узком смысле под языковым ландшафтом понимают тексты публичных дорожных знаков, рекламных билбор-дов, годонимов, эргонимов и знаков на административных зданиях [4], а также спонтанные надписи, например, граффити, частные объявления, тексты на одежде и сувенирах [5]. Последнее определение принимается в настоящей работе в качестве рабочего.
Целью авторов настоящей статьи является рассмотрение хэштегов в языковом ландшафте и выявление их функциональных возможностей и иллокутивной силы. На данный момент в научной литературе существует множество исследований, посвященных разноаспектному изучению феномена хэштега [6 - 23]. В фокусе внимания исследователей находится актуализация хэштега в социальных сетях «Твиттер» [6; 7], «ВКонтакте» [11; 13], «Фейсбук» [18; 20], «Инста-грам» [8; 14], в блогосфере [17], в рекламной коммуникации [10], в политическом дискурсе [19]. Интерес представляют работы, в которых проведен компаративный анализ хэштега и заголовка как носителей сфокусированной информации о содержании медиатекста [21], вводятся и раскрываются такие понятия, как хэштег-текст [14] и хэштегирование [15], рассматриваются хэштеги на стран ицах глянцевых журналов [23]. Однако их функционирование в сфере языкового ландшафта еще не становилось предметом лингвистического анализа, что определяет научную новизну настоящего исследования.
По нашим наблюдениям, хэштег-символ является одним из популярных способов нейминга в эргонимике. Так, в России существуют рестораны с названиями #сибирьсибирь, #faрш, лофт ^ПРОСТРАНСТВО, кофейни #кофекофе, #вафлявафля, офтальмологическая клиника #зрение2100 (вывеска клиники, рас-
положенной по адресу: г. Москва, ул. Ак. Анохина, д. 13, представлена на рис. 1. В тНижнийНо вгород одноиз заведен и йтакиназывается-«Хэш тег».Очевидно, что хэштег, наряду с другими интернет-символами, используемыми в эргонимике (наыример, магазин пива З@пивON и ЗакусON, буфет СтолOFFка, магазин Бутик, сервисный салон сломал), способствует созданию более привлекательных и эффективных номинаций.
w ш ш i
Рис.1. Вывосна офн«льмол«ннчыскоиклнники«зыаше,ы00
Хэштеги активно используются копирайтерами и маркетологами с целью привлечения внимания потенциального покупателя и воздействия на него. На рис. 2 изображен билборд с рекламой квартир от застройщика «ЛСР» в г Санкт-Петербурге. В качестве основного элемента рекламного сообщения выступает хэштег #впитережить, построенный на основе трансформации прецедентного текста - строчки из песни Сергея Шнурова «В Питере пить», которой сразу же после выпуска музыкальной композиции стали маркироваться фотографии и видео в социальных сетях (по запросу #впитерепить в «Ыадгат» - 592 тыс. публикаций). Апелляция к строчке из популярной песни и одновременно языковая игра с одноименным хэштегом делают такое рекламное сообщение ре-чевоздейственным текстом, способным оказать влияние на адресата.
Наш анализ также позволил выявить случаи употребления хэштега как стилеобразующего элемента дизайна косметических продуктов, одежды и ювелирных украшений. Так, на рис. 3 представлена модель женских сережек от
= Q
®
Ювелирные украшения / Серьги / Серьги из серебра / Серьги из серебра #PUSH~.
★ * * * ★ бОТЗЫВОБ
Рис.З.Се рьгис гравировкой в видехэштега #pushkin
лосьон
МЯИРУЮЩИЙ
натуральная ouwfta'
Сужение пор, снятие покраснений, контроль «ирного блеска
«ВсеЛаикиМои
одоинсдемдаог^ боспйрт*
Рис.4.Хэштег #вселайкимои на упаковкелосьонадля лица Библиографическийсписок
Однако не всегда использование хэштега в фэшн- и бьюти-сфере обусловлено стремлением производителей к их креативному дизайну. В некоторых случаях хэштег становится элементом модных артефактов, одновременно выступая инструментом трансляции политической идеологии в массы. Так, после телеобращения В.В. Путина в марте 2020 г. о мерах по борьбе с коронавирусом и последующем объявлении карантина, в социальных сетях мгновенно стали появляться публикации с хэштегом #оставайтесьдома (и его вариациями #си-димдома, #лучшедома и т.п.). Вскоре в продажу вышли футболки с принтами -хэштегами на тему пандемии и самоизоляции (на рис. 5 представлена модель с сайта интернет-магазина «Ламода»). Таким образом, лозунг со значком решетки, объединивший людей в интернет-сетях, стал мобилизующим их поведение в реальной жизни.
Ри с.2. Хэштег #впитережитьна рекламном билборде
российского бренда «SOKOLOV». По задумке дизайнеров, использование выгравированного хэштега #pushkin должно придавать изделию наибольшую ориги-нальн о сти и сорременноезвучание. На рис.4 изоб расена фионтальная сторона упаковки лосьона для лица от косметического бренда «Сто рецептов красоты» с хэштегом #ВсеЛайкиМои. В данном случае можно говорить охэштеге канинстру-мянтемеркртбнгивого п°идвбжиния.рредпсаагаерси,что еспользавизиелосьо-на позволит добиться эффекта чистой и сияющей кожи, необходимой для того, бтибо1срелать фоеографии, кетоиыряоьерут нсиГольшее количосгсо еиметок «лайк» («нравится») в социальных сетях.
г #оставайтесьдома (на футболке)
Кроме хс^ру, антир<^с оредставляют се^аи ихпoльнрвюлияxышрeга с целью рсеееизации ювюкох улиц.Нарес.Ю п^е^нст^^^е^^^ хэжтенл Жсвкблс— .б'лхиррлннн^ь^ в еижнкм Н^Е^горо^е; та цл. С^воеодр|.Таиое рлецьо^^верукр^шев^А^ и , Тезенлнено, пришиб каят вниманье )аесeрюб а госте^о^да. Сле ва олхэштега ус^^н^о^г^с^га геометка: предполагается, что люди захотят сделать фотографию в таком необычном ме-ото, рлтЮт1 эвнлм зыложьек ее в эотеолцьыкьеее с лоотхетновеющеегеоллко-цией и тегом.
** ||| ***
Г ||!< II «0*
■ 6S Яшя
■:; -, н т ш.ш в|
' шщ __
II* < ' I_ I ¿¡щ.
*ф III *
* 11 II!
i 10 I!
« ш -
#сво
Рис. 6. Хэштег #свобода на ул. Свободы в г. Нижний Новгород
Наши наблкэдееие нид оуоЛеоностяме солреме ннололзыкового позволили сделать следующие выводы. Заметной чертой вербальной части городского пространства является использование хэштегов. Увеличение спроса на их использование обусловлено процессом компьютеризации общества, а также их большимфдткционалон.ХештегиспишоНаы выпелеять еогопрод в иженея, воюнуоаоь в кнчоснвя тртнллято^ похиеитееквй идесло гии, а также стилеобразующего эстетического элемента. Можно с уверенностью говорить о медтоёнзвюай пееденрреа.
1. МорозО.В.Онлайн-иофлайн-сообщества. ПостНаука: интернет-журнал.2017;9ноября. Availableat:https://postnauka.ru/faq/81062
2. Gorter D. Linguistic landscape: a new approachtomultilingualism.Bristol: Multilingual.Matters,2006.
3. ShohamyE.LL ResearchasExpandingLanguageandLanguagePolicy. LinguisticLandscape. 2015;№1-2:152 -171.
4. Landry R., Bourhis R. Linguistic landscape and ethnolinguistic vitality: An empirical study. Journal of Language and Social Psychology. London: Sage Publications, 1997: 23 - 49.
5. АбрамоваЕ.И.Фасцинативныеприемыв текстахязыковоголандшафта//Коммуникативныеисследования.2019.Т.6.№4.С.961-973.
6. Атягина А.П. Твиттеркакноваядискурсивнаяпрактика.Авторефератдиссертации... кандидатафилологическихнаук.0мск,2014.
7. ГаляминаЮ.Е.Лингвистическийанализхештегов Твиттера. Современныйрусскийязыквинтернете. Москва: Языки славянской культуры, 2014: 13 - 22.
8. ЩуринаЮ.В.Коммуникативно-игровойпотенциалхэштегов. ВестникЧереповецкогогосударственногоуниверситета.2015;№8:100-104.
9. Кайгородова М.Е. Хэштег как новый тип медиадискурса. Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: сборник трудов конференции. Орёл: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2015: 111 - 117.
10. Трайковская Н.П. Использование хэштегов в текстах англоязычной рекламы. Вопросы филологии и переводоведения: сборник научных статей. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. 2015: 75 - 79.
11. Кан Е.В. Словообразовательная специфика хэштегов в спортивном интернет-дискурсе поклонников фигурного катания. Язык. Текст. Дискурс. 2016; № 14: 368 - 372.
12. Богуславская В.В., Богуславский И.В. Медиатекст и хэштеги: цифровая трансформация СМИ. Гуманитарный вектор. 2017; Т. 12, № 5: 51 - 58.
13. Вольф О.А. Функции хэштега в журналистском медиатексте (на примере постов газеты «ШАНС» в социальной сети «ВКонтакте»). Язык. Коммуникация. Культура: материалы I Международной заочной научно-практической конференции. Москва, 2017: 24 - 27.
14. Наволока Ю.С. Хэштег-текст как новый формат текста в интернет-пространстве (на примере социальной сети «Инстаграм»). Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018; Ч. 3, № 12 (90): 568 - 573.
15. Патрушева Л.С. Хештегирование как новый коммуникативный процесс. Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2018; Т. 28, № 3: 471 - 475.
16. Беловодская А.А. Об исследовательском потенциале изучения хэштега как медиадискурсивного феномена. Медиалингвистика. 2019; № 6 (1): 60 - 74.
17. Биянова М.В. Функционирование хештегов в блогосфере (на материале англоязычных родительских блогов). Филология. Гуманитарные науки. 2019; № 10: 127 - 131.
18. Гурова Е.К., Ломыкина Н.Ю., Спиртова Д.А. Хештег как единица медиакоммуникации. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Калининград, 2019: 42 - 45.
19. Агурова А., Тихонова А.В. Хэштег как символ века цифровых технологий в политике. Возможности и угрозы цифрового общества: сборник научных статей. Ярославль, 2019: 3 - 7.
20. Лебедева С.Ф., Астахова Н.В. Хэштэг в языке и речи: сущность проблемы. Теория языка и межкультурная коммуникация. 2019; № 1 (32). Available at: http://tl-ic.kursksu. ru/pdf/032-013.pdf
21. Гапутина В.А., Будник Е.А., Богуславская В.В. Хэштег и заголовок: единства и противоположности. Русистика и современность: сборник статей XXII Международной научной конференции. Астрахань: Астраханский государственный университет, 2019: 282 - 284.
22. Budnik E., Gaputina V., Boguslavskaya V. Dynamic of hashtag functions development in new media hashtag as an identificational mark of digital communication in social networks. ACM International Conference Proceeding Series. Proceedings - CSIS 2019. Communicative strategies of Information Society: 11th International Scientific and Theoretical Conference. 2019: 1 - 5. Available at: https://doi.org/10.1145/3373722.3373795
23. Гапутина В.А., Будник Е.А., Богуславская В.В. Хэштег на страницах глянцевых медиа. Казанская наука. 2020; № 10: 35 - 37.
References
1. Moroz O.V. Onlajn- i oflajn-soobschestva. PostNauka: internet-zhurnal. 2017; 9 noyabrya. Available at: https://postnauka.ru/faq/81062
2. Gorter D. Linguistic landscape: a new approach to multilingualism. Bristol: Multilingual. Matters, 2006.
3. Shohamy E. LL Research as Expanding Language and Language Policy. Linguistic Landscape. 2015; № 1-2: 152 - 171.
4. Landry R., Bourhis R. Linguistic landscape and ethnolinguistic vitality: An empirical study. Journal of Language and Social Psychology. London: Sage Publications, 1997: 23 - 49.
5. Abramova E.I. Fascinativnye priemy v tekstah yazykovogo landshafta// Kommunikativnye issledovaniya. 2019. T.6. №4. S. 961-973.
6. Atyagina A.P. Tvitter kaknovaya diskursivnaya prakiika. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Omsk, 2014.
7. Galyamina Yu.E. Lingvisticheskij analiz heshtegov Tvittera. Sovremennyj russkij yazyk v internete. Moskva: Yazyki slavyanskoj kul'tury, 2014: 13 - 22.
8. Schurina Yu.V. Kommunikativno-igrovoj potencial h'eshtegov. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; № 8: 100 - 104.
9. Kajgorodova M.E. H'eshteg kak novyj tip mediadiskursa. Zhanry i tipy teksta v nauchnom i medijnom diskurse: sbornik trudov konferencii. Orel: Orlovskij gosudarstvennyj institut iskusstv i kul'tury, 2015: 111 - 117.
10. Trajkovskaya N.P. Ispol'zovanie h'eshtegov v tekstah angloyazychnoj reklamy. Voprosy filologii i perevodovedeniya: sbornik nauchnyh statej. Chuvashskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. I.Ya. Yakovleva. 2015: 75 - 79.
11. Kan E.V. Slovoobrazovatel'naya specifika h'eshtegov v sportivnom internet-diskurse poklonnikov figurnogo kataniya. Yazyk. Tekst. Diskurs. 2016; № 14: 368 - 372.
12. Boguslavskaya V.V., Boguslavskij I.V. Mediatekst i h'eshtegi: cifrovaya transformaciya SMI. Gumanitarnyj vektor. 2017; T. 12, № 5: 51 - 58.
13. Vol'f O.A. Funkcii h'eshtega v zhurnalistskom mediatekste (na primere postov gazety «ShANS» v social'noj seti «VKontakte»). Yazyk. Kommunikaciya. Kul'tura: materialy I Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2017: 24 - 27.
14. Navoloka Yu.S. H'eshteg-tekst kak novyj format teksta v internet-prostranstve (na primere social'noj seti "Instagram"). Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2018; Ch. 3, № 12 (90): 568 - 573.
15. Patrusheva L.S. Heshtegirovanie kak novyj kommunikativnyj process. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Istoriya i filologiya. 2018; T. 28, № 3: 471 - 475.
16. Belovodskaya A.A. Ob issledovatel'skom potenciale izucheniya h'eshtega kak mediadiskursivnogo fenomena. Medialingvistika. 2019; № 6 (1): 60 - 74.
17. Biyanova M.V. Funkcionirovanie heshtegov v blogosfere (na materiale angloyazychnyh roditel'skih blogov). Filologiya. Gumanitarnye nauki. 2019; № 10: 127 - 131.
18. Gurova E.K., Lomykina N.Yu., Spirtova D.A. Heshteg kak edinica mediakommunikacii. Sbornik materialov VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kaliningrad, 2019: 42 - 45.
19. Agurova A., Tihonova A.V. H'eshteg kak simvol veka cifrovyh tehnologij v politike. Vozmozhnostiiugrozy cifrovogoobschestva: sbornik nauchnyh statej. Yaroslavl', 2019: 3 - 7.
20. Lebedeva S.F., Astahova N.V. H'esht'eg v yazyke i rechi: suschnost' problemy. Teoriya yazyka i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2019; № 1 (32). Available at: http://tl-ic.kursksu. ru/pdf/032-013.pdf
21. Gaputina V.A., Budnik E.A., Boguslavskaya V.V. H'eshteg i zagolovok: edinstva i protivopolozhnosti. Rusistika i sovremennost': sbornik statej XXII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Astrahan': Astrahanskij gosudarstvennyj universitet, 2019: 282 - 284.
22. Budnik E., Gaputina V., Boguslavskaya V. Dynamic of hashtag functions development in new media hashtag as an identificational mark of digital communication in social networks. ACM International Conference Proceeding Series. Proceedings - CSIS 2019. Communicative strategies of Information Society: 11th International Scientific and Theoretical Conference. 2019: 1 - 5. Available at: https://doi.org/10.1145/3373722.3373795
23. Gaputina V.A., Budnik E.A., Boguslavskaya V.V. H'eshteg na stranicah glyancevyh media. Kazanskaya nauka. 2020; № 10: 35 - 37.
Статья поступила в редакцию 20.09.21
УДК 61:02-10
Kuzyoma T.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: [email protected] Vishniakova A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: [email protected] Shutova O.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: [email protected] Khalezova L.B., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: [email protected]
SOMATISMS IN A MODERN JOURNALISTIC TEXT. The article considers features of the use and functioning of phraseological units In modern electronic journalistic publications. The emphasis is placed on the consideration of the basic principles of classification of these phraseological units, since the phraseological potential of a language determines the peculiarities of the mentality, national color and uniqueness of a particular language. Features of the function of phraseological units to create emotional, expressive expressiveness, as well as to strengthen argumentation and persuasion are considered. A direct correlation is established between the level of expressiveness and emotionality of phraseology and the influence of communication on the addressee. Within the framework of the conducted research, the frequency of the use of phraseological units by subgroups of individual lexical and thematic groups is indicated, which allows to talk in more detail about the picture of the world of a certain nation. The emphasis is placed on somatic phraseological units, as they most accurately characterize the color and mentality of the nation. Key words: vocabulary, somatism, metaphor, phraselogical unit, language.
Т.Б. Кузёма, канд. пед. наук, доц., Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, E-mail: [email protected] А.В. Вишнякова, канд. филол. наук, доц., Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, E-mail: [email protected] О.А. Шутова, канд. филол. наук, доц., Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, E-mail: [email protected] Л.В. Халезова, канд. филол. наук, доц., Севастопольский государственный университет, г. Севастополь, E-mail: [email protected]