Научная статья на тему 'Функционирование фразеологизмов с компонентами-соматизмами в публицистическом дискурсе (на материале устной речи телерадиожурналистов'

Функционирование фразеологизмов с компонентами-соматизмами в публицистическом дискурсе (на материале устной речи телерадиожурналистов Текст научной статьи по специальности «Языкознание»

CC BY
205
46
Поделиться

Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Скнарев Дмитрий Сергеевич

Проблематика данной работы вписывается в парадигму исследований, изучающих роль человеческого фактора в языке. В статье рассматриваются особенности функционирования фразеологизмов с компонентами-соматизмами в публицистическом дискурсе (на материале устной речи дикторов информационных программ радио и телевидения).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Функционирование фразеологизмов с компонентами-соматизмами в публицистическом дискурсе (на материале устной речи телерадиожурналистов»

Д. С. Скнарёв

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ СКОМПОНЕНТАМИ-СОМАТИЗМАМИ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (НА МАТЕРИАЛЕ УСТНОЙ РЕЧИ ТЕЛЕРАДИОЖУРНАЛИСТОВ)

Проблематика данной работы вписывается в парадигму исследований, изучающих роль человеческого фактора в языке. В статье рассматриваются особенности функционирования фразеологизмов с компонентами-соматизмами в публицистическом дискурсе (на материале устной речи дикторов информационных программ радио и телевидения).

Разговорные средства всех языковых уровней используются в самых различных жанрах, существенно изменяя лингвостилистический облик публицистики, что приводит к общему снижению ее стиля. Особенно частотно стало функционирование в публицистике фразеологических единиц (далее ФЕ), причем заметно чаще стали использоваться фразеологизмы сниженного просторечного характера. К примеру: «Сбербанк - орешек, на котором обломал зубы Олег Бойко» (Известия); «Не исключено, что здесь нам вешают лапшу на уши» (Литературная газета) и т. д.

Стремление к сближению с каждым отдельным читателем, проявляющееся в раскованности журналистской речи, приводит, как отмечает В. Г. Костомаров, не только к «плюрализму и индивидуальному разнообразию», но и к «удручающей стилистической скудости» журналистских текстов. Сегодня стремление к свежести выражения изменило языковой вкус эпохи, привело к ломке устоявшихся представлений о нормах стилистической сочетаемости.

Социальная оценочность - важная особенность языка публицистики, нуждающейся не только в номинации явлений, фактов, событий, но и в их социальной оценке, интерпретации.

Действие социальной оценочности проявляется и на уровне речи, прежде всего в ее структуре. Специфика публицистической речи определяется во многом характером субъекта - автора. Автор публицистического текста -конкретная личность, подлинный, реальный, «частный» человек. Отсюда

документальность, эмоциональность, субъективность публицистической речи. Другая сторона личности автора подобного текста - человек социальный, что обусловливает социально-политический, социально-оценочный подход к явлениям действительности, т. е. широкое привлечение приемов риторики, теории аргументации, полемики.

Естественная форма бытования публицистического дискурса - письменная. Но он реализуется и в устной форме - доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях и т. д. В последние полтора десятилетия произошли глобальные изменения в информационной системе, в радио- и телеречи.

История изучения радио- и телевизионной речи коротка, как коротка история развития и самих электронных СМИ. Некоторые языковые особенности радиоречи, главным образом фонетические, выявлены в работах М. В. Зарвы (1971). В аспекте культуры речи язык аудио-визуальных СМИ рассматривал М. П. Сенкевич (1994). Но теоретическая неразработанность многих проблем стилистики электронных СМИ отмечается всеми исследователями.

Устная речь телерадиожурналиста имеет в своей основе письменную речь, даже если конкретное выступление не зафиксировано письменно. Используемые здесь средства разговорности служат задачам общепублицистического воздействия.

Эффективное воздействие в электронных СМИ возможно лишь при наличии в речи эмоциональности, экспрессивности, личностности изложения, ясности сообщения, присущих публицистическому дискурсу в целом.

Общение журналиста со своей аудиторией в электронных СМИ имеет социально обусловленный характер. Журналист передает социально значимую информацию. Тексты СМИ формируют общественное мнение, воздействуя на поведенческие установки слушателей / зрителей. Причем коммуникатор всегда представляет взгляды, мнения, установки с позиции той или иной социальной группы.

Разговорная лексика, фразеология, лексические образные средства и синтаксические средства выразительности (стилистические фигуры), особая интонация речи способствуют интимизации. Для достижения большего контакта со зрителем / слушателем вполне допустимо использование обратного порядка слов в предложении, риторические вопросы, высказывания с вводными словами и предложениями и конструкции разговорного синтаксиса, эмоциональная разговорная лексика. Интонация - темп речи, паузы, тембр, тон речи, мелодика, логическое ударение и словоударение - воспринимается слушателем / зрителем как выражение внутреннего состояния, настроения и искренности (или неискренности) говорящего. Само звучание речи должно вызывать предполагаемую автором у аудитории реакцию.

Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей функционирования фразеологизмов с компонентами-соматизмами в устной речи телерадиожурналистов. Объектом нашей работы стала разговорная речь дикторов информационных программ («Новости» ОРТ, «Вести» РТР,

«Городские новости» СТС-Челябинск, «Сегодня» НТВ, «Панорама» 31 канал) и ведущих развлекательных программ российского телевидения («Слабое звено» ОРТ, «Пусть говорят» ОРТ, «Дом-2» ТНТ, «Детали» СТС и др.), а также речь дикторов «Русского радио». Нами зафиксировано 1200 единиц в 2600 употреблениях.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Под фразеологическими единицами с компонентами-соматизмами понимаем фразеологизмы, имеющие в своем составе слова, называющие наружные части и органы, а также внутренние органы тела живого существа (человека и животных).

Было выяснено, что в речи телерадиожурналистов фразеологизмы с компонентами-соматизмами особенно частотны. Преобладают ФЕ процессуальной и призначной семантики (по классификации А. М. Чепасовой). На наш взгляд, это связано с тем, что именно подобные единицы способны оказать должное воздействие на аудиторию, так как обладают образностью, яркостью и выразительностью.

Например, в речи ведущей программы «Слабое звено» на ОРТ Марии Киселёвой часто встречаются ФЕ с компонентами-соматизмами. Во многом их неоднократное использование отвечает имиджу ведущей-стервы, после каждого раунда дающей характеристику (как правило, отрицательную) игре участников, указывающей на их низкий интеллектуальный уровень, желание выиграть и

получить деньги и т. д. Большинство единиц несут негативную оценку. Проиллюстрируем это на конкретных примерах.

Подумайте и решите, кто тянет команду вниз. Кто утратил способность мыслить здраво? Кто здесь нужен как собаке пятая нога? (20.03.2002 г., 16.30) Как собаке пятая нога 2 - «излишне, ненужно, мешая в достижении чего-л.».

Кто уже на старте выбился из сил? Кто не может прыгнуть выше своей головы? (19.10.2001 г., 16.10)

Не прыгнуть выше своей головы - «не сделать больше того, что в силах кого-либо; не превозмочь себя».

Почему вы не ответили на такой лёгкий вопрос? Любой первоклассник без затруднения ответит на него. Вы разучились думать головой? (19.10.2001 г., 16.25)

Думать головой - «соображать, мыслить».

Ведущие передачи «Золотой граммофон» на Русском радио Андрей Малахов и Алла Довлатова также используют в своей речи фразеологизмы с компонентами-соматизмами. Они не стесняются в выражениях, поскольку их задача - развлекать слушателей любыми вербальными средствами. Именно фразеологизмы выделяются из бессвязного потока речи радиожурналистов и помогают понять ход и логику их рассуждений. В основном, они оценивают музыкальные произведения и их исполнителей. Здесь ведущие бывают особенно категоричными в характеристиках, и даже порой безжалостными.

Всё поет и поёт Стасик Пьеха. Вот и допелся до третьего места в нашем хит-параде. Ну, а бабушки его тем временем не слышно. Интересно, думала ли когда-нибудь старушка, что внук так просто столкнёт её локтями со сцены? (А. Довлатова, эфир от 26.03.06 г., 14.30)

Толкнуть / столкнуть локтями - «убрать какое-либо препятствие со своей дороги».

Вернулся на музыкальный Олимп Володя Пресняков. Сбыл с _рук Кристину, но зато прибрал к рукам её песню. «Перелётная птица» в эфире «Русского радио». (А. Малахов, 2.04.06 г., 14.45)

Сбывать / сбыть с рук 1 (от кого) - «освобождаться от кого-либо, представляющего собой угрозу, препятствие, обузу и т. п.».

Прибирать / прибрать к рукам 2 (что) - «приобретать, присваивать что-либо».

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В речи дикторов российского телевидения наблюдается такое явление, как создание новой фразеологической единицы (неофразеологизма) путем расширения семантики исходного фразеологизма через добавление какого-либо компонента.

Например, пускать в ход кулаки (и ноги) - «заниматься боевыми искусствами профессионально или на любительском уровне».

Наша милиция теперь на ринге пускает в ход кулаки и ноги. Сегодня встречаются челябинские и златоустовские милиционеры. (Кирилл Клейменов, «Вести. Южный Урал», РТР, 16.11.05 г., 11. 35)

Разрывать /разрыть (рыть) землю носом и руками - «прилагать усилия, делать невозможное, очень сильно стараться, не заботясь о своём внешнем виде, состоянии».

Спасатели готовы всю ночь рыть землю носом и руками, но надежды и времени найти живых людей остаётся всё меньше. (Жанна Агалакова,

«Новости», ОРТ, 11.01.2005 г., 15.05)

Итак, в устной речи телерадиожурналистов активно функционируют фразеологизмы с компонентами-соматизмами. Их характерный признак -оценивание. Преобладают единицы негативной семантики (70 %). В большинстве это ФЕ с компонентами лицо, глаза, рука, голова, ухо, язык (более 50 %). Данные фразеологизмы помогают субъекту ярко и точно выразить свои мысли, охарактеризовать деловые и личностные качества людей.

По нашим данным, употребление фразеологизмов с компонентами-соматизмами в профессиональной речи способствует достижению выразительности, убедительности, яркости, эмоциональности.

Таким образом, коммуникативно-прагматические качества фразеологизмов с компонентами-соматизмами достаточно эффективны, поэтому функционирование данных единиц в публицистическом дискурсе выявляет их высокий коммуникативно-прагматический потенциал.

Список литературы

1. Костомаров, В. Г. Языковой вкус эпохи : из наблюдений над речевой

практикой масс-медиа / В. Г. Костомаров. - М. : Педагогика-Пресс, 1994. -248 с.

2. Чепасова, А. М. Семантико-грамматические классы русских фразеологизмов /

А. М. Чепасова. - Челябинск : Изд-во ЧГПИ, 1974. - 100 с.