Pashuk Natalya Ruslanovna, Vivdych Julia Olegovna FUNCTIONING OF ORGANIZATION BUSINESS PROCESSES ..
economic sceinces
УДК 330:658.5.012.7
DOI: 10.26140/anie-2020-0901-0064
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
© 2020
AuthorID: 940372
SPIN: 8470-3619
ORCID: 0000-0002-2538-9206
Пашук Наталья Руслановна, аспирант, ассистент кафедры экономики и управления Вивдыч Юлия Олеговна, бакалавр Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул.Гоголя, д.41, e-mail: [email protected]) Аннотация. Основу организации эффективной предпринимательской деятельности составляет осуществление поэтапного планирования и моделирования основных производственных и поддерживающих бизнес-процессов компании, что позволяет улучшить качество изготавливаемой продукции, сократить время её производства и снизить трудоемкость проводимых операций. Также, от степени разработанности бизнес-процессов зависит организационная структура предприятия. Отсутствие четкой последовательности разработки совокупности бизнес-процессов может послужить причиной для возникновения производственных рисков и дальнейшего разорения компании. Помимо этого, необходимо учитывать тот факт, что любая фирма за период своего существования проходит через несколько стадий жизненного цикла, на которых реализация бизнесов-процессов отличительна своими характеристиками и свойствами, в связи счет работа по описанию бизнес-процесов должна осуществляться не только на этапе развития организации. В рамках данной статьи авторы проводят обзор степени изученности проблемы моделирования и оптимизации производственных процессов, рассматривают зависимость их функционирования в производственной организации от стадий жизненного цикла: становления, роста, зрелости и упадка организации. На основании проведенного анализа и идентификации возможных рисков авторами сформулированы выводы, включающие способы «возрождения» деятельности предприятия, препятствующие банкротству и ликвидации юридического лица.
Ключевые слова: бизнес-процесс; жизненный цикл организации; менеджмент предприятия; производственное предприятие, компания, управление, хозяйствующий субъект, управление бизнес-процессами
FUNCTIONING OF ORGANIZATION BUSINESS PROCESSES AT THE STAGES OF THE LIFE CYCLE
© 2020
Pashuk Natalya Ruslanovna, graduate student, assistant of the department of economics and management Vivdych Julia Olegovna, bachelor Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol St., 41, e-mail: [email protected]) Abstract. The basis of the organization of effective entrepreneurial activity is the implementation of phased planning and modeling of the main production and supporting business processes of the company, which allows to improve the quality of manufactured products, reduce their production time and reduce the complexity of the operations. Also, the organizational structure of the enterprise depends on the degree of development of business processes. The lack of a clear sequence of development of a set of business processes can cause production risks and further ruin of the company. In addition, it is necessary to take into account the fact that during the period of its existence any company goes through several stages of the life cycle at which the implementation of business processes is distinguished by its characteristics and properties, therefore, work on the description of business processes should be carried out not only at the development stage organization. In the framework of this article, the authors review the degree of knowledge of the problem of modeling and optimization of production processes, consider the dependence of their functioning in the production organization on the stages of the life cycle: formation, growth, maturity and decline of the organization. Based on the analysis and identification of possible risks, the authors formulated conclusions, including methods of "revival" of the enterprise, preventing bankruptcy and liquidation of a legal entity.
Keywords: business process; organization life cycle; enterprise management; manufacturing enterprise, company, management, business entity, business process management.
ВВЕДЕНИЕ
Формирование и управление бизнес-процессами организации является основополагающим элементом организации предпринимательской деятельности.
Грамотное планирование, точность и обоснованность проектирования основных этапов производства и менеджмента предприятия оказывают прямое влияние на итоговые показатели доходности организации.
Поэтому, от степени разработки и детализации основных составляющих элементов планируемых бизнес-процессов зависит вероятность достижения поставленных предпринимателем целей.
Очевидно, что функционирование бизнес-процессов предприятия на разных стадиях жизненного цикла организации не осуществляется равномерно, и имеет свои отличительные характеристики и особенности.
Изучением технологий и методик управления бизнес-процессами предприятия занимались такие отечественные ученые, как: Гордов О.В.[1], Миха-
лева Е.П.[2], Теленик С.Ф., Крыжова К.А., Сосняк С.И.[3], Скородумов П.В.[4], Варюха Ю.Е.[5], Джумиго Н.А.[6], Наумов Л.А., Онучина Т.А., Катина М.А.[7] и многие другие [8-10].
Вопросы совершенствования, оптимизации и реинжиниринга функционирующих на предприятии бизнес-процессов нашли свое отражение в работах Агиевич Т.Г., Морозовой Ю.С.[11], Блинова А.Ю.[12], Миняева Е.В.[13], Кузнецовой Л.В.[14], Николаева А.В., Максимовой О.И., Глухова А.Е., Хаммер М., Дж. Чампи и другие.
По мнению Репина В.В., известного российского бизнес-тренера, кандидата технических наук, автора деловой литературы, основным элементом системы менеджмента современного предприятия является управление бизнес-процессами.
В своих исследованиях автор связывает управление бизнес-процессов с такими понятиями как: архитектура процессов, владелец, описание, регламентация,
экономические науки
Пашук Наталья Руслановна, Вивдыч Юлия Олеговна ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ ...
стабильность, улучшение и автоматизация бизнес-процессов [15].
Маклаков С.В. утверждает, что прежде чем изменять внутренние процессы хозяйствующего субъекта, стоит проанализировать его работу в текущем периоде. Для этого необходимо не только понимать работу стейкхолдеров, но и деятельность каждого работника, для чего следует собрать знания множества в одном месте
- создать модель деятельности организации, используя методологию SADT. Основная идея такой методологии
- построение древовидной функциональной модели предприятия [16].
Такие авторы, как Кондратьев В.В. и Кузнецов М.Н. в своем исследовании говорят об обновляемой программе «Навигатор для профессионала». С учетом интереса профессиональной читательской аудитории во второе издание модуля бизнес-процессы было добавлено описание разработки системы регламентации деятельности компании «от формирования корневой модели бизнес-процессов с верхнего уровня до детальных процедур и регламентов рабочих мест». Так же были прописаны бизнес-процессы компании, их характеристики и то, каким образом она применяется на практике [17].
Взаимосвязь бизнес-процессов с категорией риска была широко освещена в работе Крышкина О., по мнению которого, грамотное применение анализа бизнес-процессов помогает избежать ограничение ориентировочного подхода. На выходе из бизнес-процесса не получается ожидаемого результата. Такая связь дает возможность конвертировать риски в программу внутреннего аудита, в которой включен анализ бизнес-процесса. Поэтому при использовании риск-ориентировочного подхода аудиту Для этого изначально нужно установить связь между рисками и бизнес-процессами, после чего приступить к формированию плана аудита, в зависимости от выбранного подхода [18].
Доктор экономических наук, профессор Федорова Ю.В., доктор филологических наук, профессор А.А. Зарайский, доктор социологических наук, доцент Т.В. Смирнова варьируют таким понятием, как «нулевая зрелость» в контексте рассуждений о бизнес-процессах.
Во многих российских компаниях нет системы разделения труда, а бизнес-процессы обладают отрицательным уровнем зрелости. Это происходит в том случае, когда персонал не вовлечен в процесс принятия управленческих решений, а только исполняет навязанные ему решения. В таком случае появляется потребность в сопротивлении к переменам. Таким образом, персонал также должен стоять у истоков распределений бизнес-процессов [19].
Структурный анализ бизнес-процессов и алгоритмов представлен в работах Кошкаровой Е.И., которая сопоставляет их атрибуты. Она демонстрирует читателю их тождественность в графическом представлении и наделяет их схожими свойствами [20].
В свою очередь, ученый-экономист Радченко А.В. рассматривает метод цепочки ценностей как определяет один из подходов к определению бизнес-процессов. Данный метод представляет собой систему функций, действий, операций по преобразованию «входа» и «выхода». Так же ее главное отличие заключается в результате хозяйствующей деятельности в результате -прибыль [21].
В своем исследовании Кузнецова Л., Николаев А.В., Максимова О.И. и Глухов А.Е. представили бизнес-модель «Сопровождение продаж», которая разделена на несколько укрупненных уровней: управленческие процессы, операционный маркетинг, продажи, закупки, производство.
Бизнес-модель способствует достижению компанией автоматизации управления и интегрированию деловых процессов в единую информационную систему, которая
решает проблемы координации деятельности на предприятии [22].
В исследовании Гайдарова М.В., Громакова Е.И., Воронина А.В. и Малышенко А.М. отражена мысль, что все преимущества процессного описания в полной мере могут проявиться только тогда, когда они доступны каждому сотруднику и постоянно используется в его текущей деятельности. Этого можно достичь при введении модельного представления в состав автоматизированной системы управления [23].
По мнению Хлевной Е.А., Гарнова А.П. бизнес-процесс представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых видов деятельности, направленных на выполнение конкретных задач. Виды деятельности в рамках бизнес-процесса связаны посредством своих выходных результатов, которыми они обмениваются: вход, преображение, выход [24].
Такой ученый как Л.В. Кузнецова демонстрирует необходимость моделирования бизнес-процессов как организации в целом, так и ее подразделений, закрепляя результативные показатели за центрами ответственности. Это необходимо и при создании целевых групп, обеспечении инновационных процессов, определении процессов стимулирования и повышении мотивации сотрудников [25].
МЕТОДОЛОГИЯ
Несмотря на высокую степень интереса к исследованию формирования и управления бизнес-процессами, зависимость особенностей их организации от стадии жизненного цикла предприятия остается, по-прежнему, недостаточно освещена.
В связи с чем, основной целью данной работы является формулировка характеристик функционирования основных бизнес-процессов производственной организации на стадиях жизненного цикла.
Для достижения поставленной цели применялся комплекс методов, таких как: систематизация, компаративный, логико - структурного анализа и синтеза.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В данной статье используется классическая модель жизненного цикла организации, которая включает в себя стадии, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 - Жизненный цикл организации (составлено автором)
Жизненный цикл включает: становление, рост, зрелость, и упадок, и подразумевает под собой прохожднение всех этих стадий.
«Точкой перелома» считается нахождение на стадии упадка, так как в зависимости от действий на этом этапе организация либо ликвидируется, либо возрождается снова.
Наиболее значимые характерные черты, выделенные авторами, для основных бизнес-процессов на стадиях жизненного цикла организации представлены в таблице 1.
В данной таблице наглядно представлено применение детализированного подхода к формированию бизнес-процессам в зависимости от стадии жизненных циклов организации, необходимого для максимизации эффективности хозяйствующего субъекта и не допущения его ликвидации.
Pashuk Natalya Ruslanovna, Vivdych Julia Olegovna FUNCTIONING OF ORGANIZATION BUSINESS PROCESSES ..
economic sceinces
ВЫВОДЫ
При должном учете всех особенностей функционирования бизнес-процессов на стадиях зрелости и упадка жизненного цикла организации, выявлении рисков, предприниматель может избежать банкротства и ликвидации предприятия, возродив его деятельность новыми маркетинговыми стратегиями и инструментами, одним из которых является, например, диверсификация производства, т.е. расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств.
Диверсификация производства способствует выходу предприятия на новые сегменты рынка, привлечению новой целевой аудитории, а также, в дальнейшем территориальному расширению сферы охвата деятельности.
Таблица 1. - Характеристики бизнес-процессов организации на стадиях жизненного цикла предприятия
Бизнес- Стадии жизненного цикла организации
процессы Становление Рост Зрелость Упадок
Основные бизнес-процессы
Инвестирование стиции больших объемов денежных средств. Дополнительные вложения на разви- расшнрение производства. Постоянные (систематические) инвестиции фик- Вложения либо отсутствуют, либо не эффективны
Закупки Формирование ресурснойбазы, идентификация необходимых материалов, оборудованияи поиск поставщиков, исходя из необходимо стив оборудовании, ресурсах, материалах Расширение объемовзакупок расширение базы поставщиков, стабилизация Постоянная закупка согласно утвержденному графику стабильный характер с проверенными поставщиками Ослабление связи с по ставщиками, угасающий характер, долгиперед по ставщиками, трудно стив покупке новых материалов
Производство Налаживание процессов производства, планирование пр онзводственных мероприятий пр онзводственного процесса и норм расхода материалов. Совершенствование процесса производства, расширение производимой продукции Налаженноеи бесперебойное производство, не требующее дополнительных затрат. Снижение объемов производимой продукции, увеличение времени оборудования.
Работа надразработкой маркетинговых стратегий, брендинга; Поиск средств и канал ов рекламы, формирование рекламнойконцепцни предпочтенийцелевой аудитории, запуск Внедр ение новых маркетинговых инструмент о в с целью р а сшир ения сферы влияния на Увеличение каналов рекламы; Привлечение рекламы Стабильнаяработа маркетинговой стратегии и рекламной позволяющая удержать нар аб от анную клиентскую базу. Слабая э ффекгнвно сть применяемых инструментов и ср едств бр ендинга продукции, низкий уровень привлекательно стн действующей рекламы.
Логистика Разработка стратегии реализацию проектов складских помещений, транспортировки ипр. Совершенствование оптимизация затрат на транспортировку, хр анение. упаковку и комплектацию продукции Отработанные методын способы товаром покупателей Затруднение о существл ения перевозок; недостаток площадей для хранения непроданного товара; рост убытков; высокая вероятность
Продажи Идентификация целевой аудитории. Расширение продаж, увеличение сделок, привлечение новых категорий покупателей. Возможен выход на новый рынок Стабильные продажи, система работы с претензиями продаж;рост возвратовтовара
Поддерживающие процессы:
Работа с учредителями Интенсивный характер, частыевстречи. Стабилизация формирование коммуникации Систематическая работа с учр е дите лями Конфликтный характер
Планирование трудовыхресурсов; утверждение кадровой расписания; адаптация сотрудников. Совершенствование мотивации; квалификации сотрудников; кадровые перемещения; карьерного роста внутри организации. Функционировав управления Конформизме поведении сотрудников. Повышенный контроль. Сокращение штата увольнения, сокращение фонда оплаты труда.
Управление фи- формирование смет производственных и управленческих расходовн доходов. Доработкаи утверждение организация мероприятий, способствующих минимизации затрат. Стабильная работа, инструментов и внутренняя Низкая используемых инструментов о птнмнзацнн затр ат; сокращение уровня дохода предприятия, высокая вер оятно сть
Бухгалтерскийи Выбор системы первоначальных налоговых вопросов, формир ованне учетной политики предприятия. Э ффектнвная р аб erra над сокращением налоговой нагрузки, стабилизация бухгалтер ского Бесперебойное ведение бухгалтерского и налогового учета по утверждённым инструкциям и Низкий уровень проблеме сфере Снижение оборотови учетных операций. Высокая вероятность налоговых пр овер ок и банкротства. Возможна организация бухгалтерского учета в целях ликвидации пр едпр иятия.
Правовоикон- Интенсивный характер Заключение От слеживание Большой объем
троль работы; формирование договоров с изменений в работы сисками и
локальных поставщикамии законодательстве. претензиями.
нормативных актов покупателями. Система-тическая расторжения
регулирования Утверждение форм проверка доку- договоров.
деятельности внутренней ментации,
организации, в т.ч. д окуме нт а ции используемой во
положения по охране внешнем и
труда внутреннем документообороте
Сопровождение Поиск и привлечение Интенсивная работа Систематич еско е Демонтаж
работы обору- высококвалифицирован по осуществлению привлечение об орудовання при
дования ных специалистов для пуско-наладочных специалистов для снятии его с
подо ор а и по ставки работ оборудования. проведения производства.
подходящего Обучениеработена ремонтныхработ. Послегарантийное
оборудования. Монтаж оборудовании. Гарантийноеи об служивание.
приобретенного техническое
оборудования. об служивание.
1Т- Подбор офисной Дополнительно е Обеспечение Сокращение
сопровожденне техники, установка и об служнванне ПК; б е спер еб ойной вложении в 1Т-сферу
настройка обеспечение защиты работы серверов; вследствие снижения
операционных систем, от вр ед оно сного редкийремонт доходов организации.
антивирусов и ПО, ПО; обучение ПК; Экономия на
на стр ойка д о ступа к сотрудников обеспечение технологиях.
сети интернет, 1Р пользованию
телефонии, сетевого офисным и
оборудования. оборудованием. информационных систем.
Управление за- Формирование отдела Получение Сдача отчетности Снижение расходов
щитой окру- защиты окружающей экологического по экологии на экологические
жающей ср еды среды, нормативной паспорта; Плановые меры защиты
документации, приказа Утверждение инспекционные окружающей среды,
о составе документации, проверки. Ведение которые могу
о тветственных лиц, связанной с делопроизводства привестик штрафным
положение о охранной по охране санкциям для
функционировании д еятельно стью, и окружающей пр едпр иятия.
отдела. отражающей работу производственными отходамни ресурсов. среды на предприятии.
Помимо этого, эффективным на практике способом достижения продолжительности деятельности является смена руководства или действующего подхода к управлению, посредством внедрения новых концепций и идей, в качестве которых может выступать ребрендинг организации.
Смена маркетинговой стратегии является одним из наиболее важных управленческих решений, т.к. затрагивает и корректирует систему ценообразования, рекламную кампанию предприятия, действующую базу посредников и поставщиков. Но стоит отметить, что руководителям в кризисных ситуациях не стоит ограничиваться силами собственных сотрудников, зачастую, объективное оценивание деятельности и формирование предложений по оптимизации бизнеса достигаются посредством привлечения профессионалов из внешней среды.
Также, немаловажным является фактор системного внедрения инноваций в производственную деятельность, и обеспечения высокого уровня технологического и технического оснащения производства посредством, например, модернизации оборудования, что обеспечит качественный рост эффективности процессов или продукции.
Очевидно, что при качественном подходе к переходным состояниям хозяйствующего субъекта из одной стадии в другую, планирование, точности и обоснованности проектирования основных этапов производства, применении данных мер «возрождения» увеличится вероятность достижения поставленных предпринимателем целей и выведет его на новый более качественный уровень.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гордов О.В. Технологии управления бизнес-процессами организаций // Вестник ТГУ. 2008. №8. URL: https://cyberleninka.m/article/n/ tehnologii-upravleniya-biznes-protsessami-organizatsiy
2. Михалева Е.П. Методический подход к формированию бизнес-процессов в организации // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2013. №5-1. URL: https://cyberleninka.m/article/n/ metodicheskiy-podhod-k-formirovaniyu-biznes-protsessov-v-organizatsii
3. Теленик С.Ф., Крыжова К.А., Сосняк С.И. Технология управления бизнес-процессами больших организаций // Вестник ХНАДУ. 2009. №45. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/tehnologi-ya-upravleniya-biznes-protsessami-bolshih-organizatsiy
4. Скородумов П.В. Моделирование бизнес-процессов: подходы, методы, средства //Вопросы территориального развития. 2014. №5 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-biznes-prot-sessov-podhody-metody-sredstva
5. Варюха Ю.Е. Формирование бизнес-процессов организации // Символ науки. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/formiro-vanie-biznes-protsessov-organizatsii
6. Джумиго Н.А. Методические основы моделирования бизнес-
экономические науки
Пашук Наталья Руслановна, Вивдыч Юлия Олеговна ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОРГАНИЗАЦИИ ...
процессов в организации //Вестн. Том. гос. ун-та. 2006. №292-I. URL: https://cyberleninka.m/article/n/metodicheskie-osnovy-modelirovaniya-bi-znes-protsessov-v-organizatsii
7. Наумов Л.А., Онучина Т.А., КатинаМ.А. Разработка методики моделирования бизнес процессов // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №4-4. URL: https://cyberlemnka.rn/articleM/raz-rabotka-metodiki-modelirovaniya-biznes-protsessov-1
8. Горшков Д.О., Корнилов ДА. Реинжиниринг отдельных бизнес-процессов как средство нахождения новых точек роста сбытовой сети //Вестник НГИЭИ. 2017. № 11 (78). С. 148-161.
9. Михайловская Е.О. Трансформация как элемент достижения высокого уровня клиентоориентированности в современных бизнес-процессах (на примере группы компаний «Электрощит») // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 99101.
10. Бубновская Т.В., Демонова Т.И. Развитие подхода к выстраиванию бизнес-процессов по планированию //Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 84-86.
11. Агиевич Т.Г., Морозова Ю.С. Оптимизация бизнес-процессов: концептуальный подход // Теория и практика общественного развития. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.m/article/n/optimizatsi-ya-biznes-protsessov-kontseptualnyy-podhod
12. Блинов А.О. Диагностика реинжиниринга бизнес-процессов современных организаций // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2014. №2 (8). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/diagnostika-reinzhiniringa-biznes-protsessov-sovremennyh-or-ganizatsiy
13. Миняев Е.В. Методы совершенствования бизнес-процессов // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2010. №1. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/metody-sovershenstvovaniya-biznes-protsessov
14. Кузнецова Л.В., Николаев А.В., Максимова О.И., Глухов А.Е. Способы оптимизации бизнес-процессов для автоматизации управления компанией // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Технические науки. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sposoby-optimizatsii-biznes-protsessov-dlya-avtomatizatsii-upravleni-ya-kompaniey
15. Репин В.В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление/В.В. Репин, 2016. — 46 с.
16. Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с AllFusionProcessModeler. М.: Диалог-МИФИ, 2008. — 224 с.
17. Кондратьев В.В., Кузнецов М.Н. Показываем бизнес-процессы от модели процессов компании до регламентов процедур. М.: Эксмо, 2008. — 256 с
18. Крышкин О.В., Настольная книга по внутреннему аудиту. Риски и бизнес-процессы / О.В. Крышкин, 2013. — 500 с.
19. Зарайский А.А. Электронное научно-практическое периодическое издание «Мировая наука»/ А.А. Зарайский, Т.В. Смирнова, Е.В. Паксютова. - 8(17) изд., 2018. - 8 с.
20. Кошкова Е.И. Модель алгоритмического представления бизнес-процесса // Машиностроение и компьютерные технологии. 2014. №1. - 4 с.
21. Радченко А.В. Особенности бизнес-процессов на предприятии // Проблемы экономики и юридической практики. 2009. №3. — 4 с.
22. Кузнецова Л.В., Николаев А.В., Максимова О.И., Глухов А.Е. Способы оптимизации бизнес-процессов для автоматизации управления компанией/Л.В. Кузнецова, А.В. Николаев, О.И. Максимова, А.Е. Глухов //Известия высших учебных заведений, 2012. — 5 с.
23. ГайдароваМ.В., Громаков Е.И., Воронин А.В., Малышенко А.М. Настройка эффективного бизнеса сервисного центра на основе модельного описания бизнес-процессов/ М.В. Гайдарова [и др.] // Известия Томского политехнического университета [Известия ТПУ]. — 2006. — т. 309, № 7. — с. 209-214.
24. Хлевная Е.А., Гарнов А.П. Модернизация бизнес-процессов организации //МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2011. №6. 5 с.
25. Кузнецова Л.Н. Особенности бизнес-процессов совершенствования и развития бухгалтерского учета // Учет и статистика. 2011. №4 (24) — 7 с.
Статья поступила в редакцию 03.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020