Научная статья на тему 'Функционирование акциональных глаголов в оценочном диалектном высказывании (на материале говоров Среднего Прииртышья)'

Функционирование акциональных глаголов в оценочном диалектном высказывании (на материале говоров Среднего Прииртышья) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
84
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛЕКТ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ГЛАГОЛОВ / ОБЩЕОЦЕНОЧНЫЕ ПРЕДИКАТЫ ХОРОШО/ПЛОХО / VALUATION PREDICATES WELL/BADLY / DIALECT / MENTALITY / LEXICO-SEMANTIC GROUPS OF VERBS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вельская Наталья Юрьевна

Данная работа выполнена в русле антропоцентрического направления современной лингвистики и рассматривает диалектные высказывания с общей оценкой хорошо/плохо, репрезентирующие некоторые черты языковой картины мира носителей говоров Среднего Прииртышья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Functioning of Active Verbs in Evaluative Dialectal Expressions (based on the material of Middle Priirtyshie regions dialects)

The present work is fulfiled within anthropocentric direction of modern linguistics and it examines dialect expressions with general well/badly evaluation representing certain traits of linguistic picture of the world of Middle Priirtyshie dialect speakers.

Текст научной работы на тему «Функционирование акциональных глаголов в оценочном диалектном высказывании (на материале говоров Среднего Прииртышья)»

Коммуникативно-функциональные аспекты анализа

языковых единиц

УДК 80

Н. Ю. Вельская

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ АКЦИОНАЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ В ОЦЕНОЧНОМ ДИАЛЕКТНОМ ВЫСКАЗЫВАНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ГОВОРОВ СРЕДНЕГО ПРИИРТЫШЬЯ)

Данная работа выполнена в русле антропоцентрического направления современной лингвистики и рассматривает диалектные высказывания с общей оценкой хорошо/плохо, репрезентирующие некоторые черты языковой картины мира носителей говоров Среднего Прииртышья.

The present work is fulfiled within anthropocentric direction of modern linguistics and it examines dialect expressions with general well/badly evaluation representing certain traits of linguistic picture of the world of Middle Priirtyshie dialect speakers.

Ключевые слова: диалект, ментальность, лек-сико-семантические группы глаголов, общеоценочные предикаты хорошо/плохо.

Keywords: dialect, mentality, lexico-semantic groups of verbs, valuation predicates well/badly.

В последние десятилетия возрос интерес к изучению говоров Среднего Прииртышья [1]. В центре внимания исследователей оказываются характеристика фонетической и морфологической системы диалектов, их лексический состав (см. работы Н. А. Гайдамак, С. А. Игнатенко, Г. А. Садретдиновой, М. А. Харламовой и др.). Говоры становятся материалом для определения основных характеристик национального самосознания, и русского в том числе. Одной из таких черт является, по мнению В. В. Колесова, особое внимание русского человека к «конкретному делу, воплощенному в слове» [2]. Каждое действие в поведении и мыслях человека сопрягается с существующей системой ценностей, подвергаясь оценке хорошо/плохо.

Этот тезис находит подтверждение в народной речи. В данной статье на материале записей говоров Среднего Прииртышья, сделанных студентами и преподавателями ОмГУ им. Ф. М. Достоевского во время летних экспедиций 2001— 2007 гг., рассматриваются диалектные высказывания, содержащие оценку хорошо/плохо. Ранее мы уже обращались к исследованию оценочных высказываний в составе диалектных текстов,

© Вельская Н. Ю., 2009

поскольку, как справедливо считает Н. Д. Арутюнова, для того чтобы определить, что подразумевается под оценкой хорошо/плохо, требуется контекст [3]. Нами было замечено, что общеоценочные предикаты подчиняют высказывание, образуя рематическую доминанту: качественную, предметную, акциональную. Ранее нами были рассмотрены примеры, когда в качестве обоснования оценки хорошо/плохо информанты активно использовали прилагательные и существительные. Однако результаты проведенных исследований показывают, что чаще с оценкой хорошо/ плохо встречаются высказывания с акциональ-ной рематической доминантой.

Глаголы, встречающиеся в диалектном высказывании с оценкой хорошо/плохо, с семантической точки зрения достаточно сложно классифицировать. Информант может подвергнуть оценке любое действие. Самую большую группу составляют глаголы, в семантике которых уже заложена положительная или отрицательная характеристика действия.

Например, носители говоров Среднего Прииртышья осуждают так называемые вредные привычки: пить, курить, колоться. Здесь представлен яркий пример семантического словообразования: колоться - в значении 'принимать наркотики', пить - 'употреблять алкоголь', курить - 'заниматься табакокурением':

Маладе'ш избалованный/ што маладежы ро-бить/ ни-робют/ а пить - пьют/ курить -курют/ или ищо колюца// хвалить шыпко не-щево// голенькие ходют/ как жарко и тело голо/ идут// распустили фсё/ работы нету// ... хто ходит где бы сорвать/ дажэ мак ни-стали садить// пасадиш/ фсе грятки истопчят и мак вырвут/ вот/ харошэва нет// (Пестрякова А. И., 1911 г. р., 90 лет, старож., Муромцевский, д. Мыс, 2001).

Действия, связанные с последствиями употребления наркотиков или алкоголя, передаются глаголами с отрицательной коннотацией: вырвать, истоптать. В последнем случае интенсивность действия создает префикс из(с)-. От оценки действий молодых информант переходит к оценке внешности: голенькие ходют - прилагательное с уменьшительно-ласкательным суффиксом имеет здесь отрицательную коннотацию.

Распущенность и пьянство в представлении информантов сопровождаются нежеланием работать:

Ничё он не-был жынат/ нет/ щяс виш какие жоны// а курют/ пьют/ работать ни-хочит/ а

Лингвистика

денежэк муш принес/ ф-карман кажды день хади в-магазин да сумку набивать// (Курченко М. Я., смеш. (русско-немецкий), Муромцевский, с. Кам-Кур-ское, 2005).

Рядом с глаголами, относящимися к семантическим полям 'вредные привычки', 'нежелание работать', стоит группа предикатов, обозначающих криминальные действия: убивать, грабить, воровать и другие:

Распущинасть пашла/ работать ни-хатят/ а-жыть пить хатят/ вот ы-ночью варуют и убивают// (Нельга 3. С., жен., 1941 г. р., 63 года, старож, Черлакский, д. Елизаветинка, 2004).

К положительно оцениваемым действиям относится всё, что связано с трудом, часто такая оценка характеризует прошлое информантов. В доказательство того, что раньше было хорошо, перечисляются различные виды трудовой деятельности:

Вот фсё эта люди сеяли/ хлеба па-многу зарабатывали/ фсё была харашо// (Курченко М. Я., жен., смеш. (русско-немецкий), Муромцевский, с. Кам-Курское, 2005); Фсё вручьную рабо-тал/.../сена накашэно/ .../ хлеп убирали/ .../ картошки сеяли шестьдесят восемьдесят гек-тараф/ фсю выкапывали/ фсё вруч'ную капали/ капалки патом стали падхадить/ .../ фсё было/ а типерь што/ .../ не-сеим /..фсё поле зарастает/ фсё/ адин бурьян// (Сливко И. В., муж., 1930 г. р., 71 год, смеш., (белорус), Муромцевс-кий, д. Рязаны, 2001).

Впрочем, не всегда глаголы, обозначающие виды трудовой деятельности, входят в диалектное высказывание с положительной коннотацией. Изматывающему ручному труду носители говоров дают негативную оценку:

Время плахое// Вайна/ была вайна/ фсе уг-

робилися.....пишаходам/ хлеп вязали руками/

гарох касили руками/ гричиху руками/ грапка-

ми.......а-патом сабираиш/ на-вос складываишь/

и-на-ток визёшь/ скирду ишь// Хлеп тоже также/ / Лен таскали руками// Па-двацать пять сотак вытаскай руками/ килограм заработаишь/ а-ни-вытаскаишь/ значит фсё/ двесьти грам// (Окунева А. И., 1922 г. р., 81 год, старож., Муромцевский, д. Окунево, 2003).

Наряду с умением работать положительно характеризуется умение отдыхать: гулять, праздновать, отмечать, веселиться, гоститься. Эти две лексико-семантические группы глаголов с семантикой 'труд' и 'отдых' в диалектном высказывании могут функционировать параллельно:

Раньшэ бизработицы не-была/ фсе дружные фсе работали фсем работа была/ фсе дружна гуляли (Нельга 3. С., жен., 1941 г. р., 63 года, старож, Черлакский, д. Елизаветинка, 2004); фсё бальшые празьники называли пристольными/ ну и вот и тагжэ-от езьдили фсе гастились/ и ви-

сило и харашо была/ а щяс нет/ .../ а сёдни празьник а мы-уш как старушки уш-ничё ни-делаим никаво раньшэ// (Фектистова В. В., 1932 г. р., 72 г., старож., Муромцевский, д. Ка-чесово, 2005). Распространенную группу составляют глаголы, в семантику которых оценочность отчасти привносят аффиксы:

У нас-то было хароша диревня / щяс-то уш нихто/ у-нас фирмы фсякие были и скот дажэ раньшэ и кур дяржали и фсё/ фирму фсю виш как чячня была/ фсё развалили фсё растащили и сё/ асталися непричём/ раньшэ наша диревня хароша была/ а сичяс никакая/ стали как ми-нять предсидателеф и доменялись/ и фсё каждый сибе ф-карман нахлопали и ладно/ а типерь фсё видите/ кантору вы видели/ там така красота была/ а щяс страшно взайти в-иё/ фсё разбамбили в-этай канторе/ ..../ фсё до канторы добрались/ там фсё паламали/ вон как бальни-ца была у-нас тожэ гаварят вёзут сломали продали/ вот а типерь уш скора умирать дак/ а ма-ладёш чё с-нас будит молчёт/ ани чё хочют то и делают/ фсё панаделали фсё папрадали/ фсё павезли/ а мы типерь-у ш// (Баяринова А. В., 1927 г. р., 74 г., старож., Муромцевский, д. Ря-заны, 2001).

В этом сравнительно небольшом по объему тексте, выбранном для примера, употреблено 9 глаголов с деструктивной семантикой: развалили, растащили, разбамбили, паламали, сломали, продали, панаделали, папрадали, павезли. Отдельную группу составляют предикаты с приставкой раз(с)-: развалили, растащили, разбамбили. Она придает глагольным формам характер интенсивно совершаемого действия [4].

В паре глаголов менять - доменяться аффиксы до- и -ся во втором глаголе несут значение окончательного завершения предшествующих длительных усилий, доведение до результата (часто отрицательного) [5]. Как, например, в глаголах доиграться и допрыгаться:... стали как ми-нять предсидателеф и доменялись/ и фсё каждый сибе ф-карман нахлопали/ и ладно/ а ти-перь фсё видите//.

Глаголы с приставкой по- , употребленные в данном тексте, в соответствии с классификацией, принятой в «Русской грамматике-80», можно отнести к глаголам группы распределительного, или дистрибутивного, способа действия: паламали, панаделали, папрадали, павезли ('повывезли'). К значению достижения результата добавляется значение действия, распространяющегося на ряд объектов [6]. В данном примере объект, на который направлено разрушительное действие, обозначается как фсё.

Отметим, что для усиления воздействия на слушателя информант обращается к его визуальному восприятию: кантору вы видели/ там

така красота была/ а щяс страшно взайти в-иё. В качестве аргумента, подтверждающего тезис о полном разрушении хозяйства, информант приводит сравнение, используя образы, связанные с известными событиями в Чечне: фирму фсю виш как чячня была. С семантикой войны связано и деструктивное значение глаголов с приставкой раз(с)- : фсё разбамбили, фсё развалили, фсё растащили.

Позиция агенса (производителя оцениваемого действия) нередко остается невыраженной либо ее занимают неперсонифицирующие наименования субъектов, чьи действия привели к называемому результату. См.: отрывок из записей информанта из деревни Рязаны:

Калхос наш развалился/ враги сажгли гава-рят радную хату/ мазоли нашы фсе развизли/ адин начял/ другой а третий коньчил// вы-ш ехали видели какие у-нас фермы/ как у-нас фсе разбито/ а кантора/ детки/ фсе разламали/ фсе фсе// а бальницу вон ломят туда/ на ту// у-нас крах крах в-жызни приходит/ фсе разламали/ фсе как есть// (Ильина М. Н., 1933 г. р., 74 г., старож., Муромцевский, д. Рязаны, 2001).

В этом тексте обобщенное значение деструктора передается при помощи последовательного перечисления событий - один начал, другой, а третий кончил, а также с помощью введения прецедентного текста - строчек из военной песни: враги сожгли родную хату. Интересен в данном высказывании метонимический оборот: мозоли наши все развезли. Мозоли в данном случае выступают контекстным синонимом непосильного труда сельчан.

На наш взгляд, отсутствие персонификации деструктора обусловлено экстралингвистическими факторами. Но иногда он принимает и конкретное обозначение. В речи информантов, которые в разговоре не полностью абстрагируются от окружающего социума, находят отражение приметы данной эпохи. К примеру, упоминаются политики, чья деятельность оказала влияние на жизнь общества, в том числе и самих информантов:

Нашы претки те/ када были старики/ так ани жызнь харошую заваивали/ а-посли жызнь пашла/ но-ана мала/ быстра коньщилась/ как Ельсына сменили да ето Гарбачёв/ пириминили жызнь/ вот видиш/ напириминили// чем жы ани лутшэ пириминили?// (Ульянова М. И., 1921 г. р., 80 лет, старож., Муромцевский, д. Мыс, 2001).

В данном примере два однокоренных глагола совершенного вида отличаются префиксом на-, добавляющим одному из предикатов значение интенсивно-кратного способа действия [7]: переменили - напеременили.

В приведенных выше высказываниях информант не меняет лексико-номинативное значение глаголов, а лишь преобразует его, добавляя к семантике с помощью префикса эмоциональ-

но-экспрессивные коннотации. Поскольку префиксация - один из самых характерных способов образования совершенного вида, то возникает вопрос: существует ли связь между выражением оценки и видом? Ответить на него можно, только проведя отдельное исследование с большой выборкой видовых пар подобного типа. Однако, исходя из анализа имеющихся примеров, мы предполагаем, что связь между оценкой и видом, вероятно, не прямая. Выражение оценки связано со многими факторами: значением глаголов и аффиксов, с контекстом и коммуникативной установкой говорящего. В парах переменили - напеременили, наделали - понаделали, продали - попрадали мы видим, что префиксация в глаголах может использоваться не для образования совершенного вида, а собственно для выражения оценки действия.

Таким образом, в диалектных высказываниях с акциональными предикатами обнаруживается гораздо большее число смысловых компонентов общей оценки хорошо/плохо. Кроме того, дело, а точнее действие и его результат, зачастую оказываются основными при выносе информантами своего вердикта. Так, общей оценке хорошо подвергаются группы глаголов со значением 'работа', 'отдых', 'веселье'. А в оценку плохо включены действия с семантикой 'разрушение', 'криминальные поступки', 'вредные привычки'.

Нами было отмечено, что нередко в своей речи информанты прибегают к словообразовательным средствам, при помощи аффиксов добавляя к семантике глаголов эмоционально-оценочные коннотации. С целью убедить слушателя в достоверности даваемой оценки носители говоров Среднего Прииртышья используют не только возможности общенародного лексикона, но и тот потенциал, который имеется в диалектной речи, те диалектные средства, которые позволяют им максимально эмоционально, экспрессивно и точно передать информацию и оценку этой информации.

Примечания

1. Варанникова Л. И. Говоры территории позднего заселения и проблемы их классификации // Вопросы языкознания. 1975. № 2. С. 22.

2. Вельская Н. Ю. Оценочные высказывания с предикатами хорошо/плохо в составе диалектных текстов // Язык. Человек. Ментальность. Культура. Ч. 2. Омск, 2008. С. 58.

3. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 1988. С. 7.

4. Химик В. В. Субъективно-оценочный потенциал русского словообразования // Русская словесность в контексте мировой культуры. Н. Новгород, 2007. С. 220.

5. Преображенская М. Н. О некоторых проблемах исследования диалектного синтаксиса русского языка // Аванесовский сборник. М., 2003. С. 602.

6. Русская грамматика. Т. 1. М.: Наука, 1980. С. 603.

7. Там же. С. 601.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.