Научная статья на тему 'Функционанально-целевое содержание процесса адаптации вуза к трансформирующей рыночной среде'

Функционанально-целевое содержание процесса адаптации вуза к трансформирующей рыночной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВУЗЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / АДАПТАЦИЯ ВУЗА / РЫНОЧНАЯ СРЕДА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева И. В.

Структура развивающегося вуза должна быть жизнеспособной, гибкой и динамичной. В этой связи актуальна разработка научно-обоснованной структуры управления образовательным процессом, структуры, эффективно функционирующей в условиях открытого информационно-образовательного пространства, обеспечивающей лёгкость доступа к изучаемой информации, стимулирующей генерацию новых знаний и обеспечивающей конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционанально-целевое содержание процесса адаптации вуза к трансформирующей рыночной среде»

УДК 378:338.24

ББК 74.58

А-65

Андреева И.В., соискатель кафедры исследования систем управления факультета управления Майкопского государственного технологического университета.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЦЕЛЕВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ВУЗА К ТРАНСФОРМИРУЮЩЕЙСЯ РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ

(рецензирована)

Структура развивающегося вуза должна быть жизнеспособной, гибкой и динамичной. В этой связи актуальна разработка научно-обоснованной структуры управления образовательным процессом, структуры, эффективно функционирующей в условиях открытого информационно-образовательного пространства, обеспечивающей лёгкость доступа к изучаемой информации, стимулирующей генерацию новых знаний и обеспечивающей конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Ключевые слова: адаптация, рынок, стратегия, социально-экономические

функции, система управления.

Формирование системы управления рыночно-ориентированным вузом, устойчивым к флуктуациям внешней среды, развитие научно-образовательного потенциала, как элемента университетского инновационного комплекса, является актуальной проблемой, решение которой невозможно без формирования инновационнорыночной составляющей и её реализации в целях устойчивого социально-экономического развития университета с учетом характеристик рынка образовательных услуг.

За годы рыночных реформ социально-экономические функции университетских комплексов в значительной степени изменились. Наряду с этим сохраняется важность функций формирования и воспитания личности, гражданского участия и патриотизма, как основных задач высшей школы независимо от эпохи, характера экономических преобразований и национальной принадлежности. Комплекс стратегических целей университета в контексте наиболее полного удовлетворения потребностей населения территории, муниципального образования и всего региона предлагается рассматривать как научно-образовательую миссию:

- стабилизация процесса воспроизводства кадрового потенциала; подготовка кадров высшей категории;

- создание системы непрерывного образования, в том числе и профессионального;

- частичное перемещение учебного процесса в города и районы области через формирование региональных университетов как распределенной системы с использованием ресурсов дистанционного образования, филиалов и представительств университетского комплекса;

-развитие научных школ, фундаментальных и прикладных исследований, в которых значительная часть разработок ориентирована на решение проблем региона, инновационное развитие его производительных сил, демографии, занятости населения территории, изучение факторов сбережения здоровья, социальные проблемы молодежи и т. д.;

- сохранение социокультурных традиций: активизация процессов восстановления местных промыслов, фольклора, изучение особенностей языка этнического состава региона, восстановление историко-героических традиций территории, на которых воспитывается молодежь, формируется «корневой» (по П. А. Флоренскому) человек -человек-гражданин, патриот не только по отношению к России, но и к своей «малой родине» [1].

Обеспечение долговременного устойчивого сбалансированного социальноэкономического развития России в современных условиях связано с научно-техническим инновационным прогрессом, развитием экономики знаний и совершенствованием систем управления ею, а также с формированием качественно нового инновационноориентированного экономического мышления. В современных условиях именно интеллектуальные ресурсы становятся парадигмой прогрессивного мирового развития.

Активизация инновационной деятельности в вузах, повышение качества образования, подготовка высококлассных специалистов возможны на основе модернизации отечественной системы высшего образования и, в частности, формирования новой модели университета, активно осуществляющего инновационную деятельность на основе развития научно-технического и образовательного потенциала с учетом рыночных тенденций.

Качество жизни и качество образования являются интегральными показателями уровня жизни в регионе и определяются такими составляющими как: рыночная востребованность, безопасность, информационная среда, здоровье, питание и состояние окружающей среды. Устойчивый рост качества жизни невозможен без развития био-, нано-, информационных технологий, медицины - наук о жизни, которые считаются науками XXI века («Life Sciences» по принятой в мире терминологии). Качество жизни в регионе является также одним из важнейших факторов, способствующих необходимой миграции и натурализации населения, развитию инновационных производств и высокотехнологического экспорта, укреплению международного влияния России и продвижению русской культуры. В то же время повышение качества жизни невозможно без подготовки высококвалифицированных кадров, способных разрабатывать и внедрять эти технологии, развития технологий в социально-культурной и правовой сфере, мобильности и развития межкультурных коммуникаций, укрепления всеобщей безопасности.

Рыночные реформы трансформировали не только механизмы финансирования российского образования, но и обусловили эволюционные изменения в системах целевых установок вузов, их ориентацию на повышение эффективности функционирования, обретение конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг. В числе факторов, определяющих становление и развитие университетского образования в России на этапе пост трансформационных преобразований, развития рыночных отношений, определяющее значение имеют следующие:

- конкуренция на рынке образовательных услуг ужесточается, что должно стимулировать поиск устойчивых конкурентных позиций;

- промышленные предприятия и организации формируют эффективный спрос в квалифицированных трудовых ресурсах. Как следствие, возрастает спрос на выпускников технических университетов, и предприятия готовы платить за заказную подготовку специалистов под их запросы;

- организация образовательного процесса на современном уровне невозможна без широкого использования компьютерных технологий;

- демографический спад приводит к началу «войны» за абитуриента, необходимо расширять сферу влияния на выпускников в регионах;

- рационализация и оптимизация образовательного процесса как бизнес-процесса превращается в одну из актуальнейших задач.

Современные тенденции развития системы образования подтверждают необходимость реализации рыночно-ориентированной концепции развития вуза, согласно которой для современного этапа наиболее эффективной станет модель инновационнорыночной организации университетского комплекса. Сторонниками данной концепции, в частности Б. Кларком [2], подчеркивается необходимость адаптации университетских комплексов к требованиям рыночной среды на основе выстраивания стратегических

концепций развития, ориентированных на обеспечение организационно-экономической и финансовой устойчивости в условиях изменяющейся рыночной среды.

Развитие взаимодействия академического университета с рыночной средой должно иметь двустороннюю направленность. С одной стороны, университеты должны активнее влиять на формирование вектора развития общества в позитивном направлении, с другой, власть, бизнес-сообщество должны осознать, что сохранение и поступательное развитие страны возможно только на основе широкого использования инноваций, прежде всего по «приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники.

Сторонники рыночно-ориентированной концепции развития университетского комплекса подчеркивают, что в современных условиях «вузы обречены на все большую самостоятельность и автономию» [3]. М. Лукашенко указывает, что вузы должны «занимать активную рыночную позицию» [4], развивая потенциал самоуправления и саморегуляции с целью выявления возможных резервов повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования вуза в рыночных условиях.

Общеизвестно, что базой постиндустриальных воспроизводственных процессов являются значительные по объему массивы научно-технических знаний. В этих условиях очевидна некоторая переориентация функционирования вузов — к традиционным ценностям науки добавляются ценности интегрального синтеза различных областей знаний и инновационные ценности в приобретении и развитии новых знаний.

Важнейшими инновационными составляющими образовательной среды являются генерация новых знаний и инновационная деятельность (информационные технологии, био- и медицинские технологии, экологический мониторинг, прогнозирование природных катастроф).

Реализация программы создания инновационной научно-образовательной среды, ориентированной на повышение качества жизни в Адыгее, в перспективе должна способствовать социальной миграции населения в регион и формированию высокотехнологических инновационных промышленных кластеров.

Для создания инновационной образовательной среды по подготовке кадров в области технологий повышения качества жизни в Адыгее необходимо решить следующие стратегические задачи.

1. Обеспечить устойчивое развитие образовательной системы за счет интеграции фундаментальной науки, образования и производства.

Такая интеграция приведет к созданию эффективной системы расширенного воспроизводства знаний на основе приоритетного развития фундаментальных исследований и разработок - базового компонента процесса создания и развития технологий повышения качества жизни.

При решении данной задачи необходимо, во-первых, развитие научных направлений и системы подготовки кадров в области технологий, способствующих повышению качества жизни. Во-вторых, для обеспечения устойчивости и качества образовательной системы необходимо перейти к непрерывному образованию на основе углубленной предметной подготовки и отбора школьников, переподготовки педагогических кадров, открытого и дополнительного профессионального образования.

2. Создать условия для развития инновационной структуры в вузах региона.

Для этого необходимо развитие многоуровневой системы подготовки и переподготовки кадров в области инноваций, создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное использование и защиту прав интеллектуальной собственности в фундаментальной и прикладной науке и технологиях, поддержка инновационных проектов, направленных на создание и реализацию научно-инновационных разработок.

3. Создать новую информационную инфраструктуру за счет объединения информационных ресурсов вузов, их филиалов и партнеров в других регионах и за рубежом.

Создание новой интегрированной инфраструктуры в области информационных технологий обеспечит поддержку научных исследований, завершит создание интегрированной образовательной системы, расширит деловые контакты ученых с ведущими специалистами России и мира, обеспечит высококвалифицированными кадрами в области информационных технологий научно-образовательные учреждения, наукоемкие и высокотехнологичные производственные процессы.

Литература

1.Флоренский П.А. Обратная перспектива, «Уч. записки Тартуского университета», 1967.

2. Clark B.R. Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of

transformation. Issues in Higher Education. Paris: IAU Press, Pergamon, Elsevier Science, 1998.

3. Дрантусова Н. В., Князев Е. А. Оценка качества как необходимый элемент (этап) управления в высшем образовании // Университетское управление. 1999. № 1.

4.Лукашенко М. Рынок образовательных услуг: десять лет спустя // Высшее образование в России. 2003. № 1. С. 40-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.