Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ ЛИЦ С АМПУТАЦИЕЙ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ'

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ ЛИЦ С АМПУТАЦИЕЙ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
424
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ЛИЦ С АМПУТАЦИЕЙ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ / ОБУЧЕНИЕ ХОДЬБЕ НА ПРОТЕЗАХ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семенова Светлана Александровна, Хрекин Дмитрий Олегович

В статье проанализированы средства и методы физической культуры, применяемые в реабилитации лиц с ампутацией нижних конечностей. Авторами определены основные проблемы, с которыми сталкиваются лица, перенесшие ампутацию, при постановке их на протезы. Апробирована авторская методика функционального тренинга данной группы лиц, исследована ее эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Семенова Светлана Александровна, Хрекин Дмитрий Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL TRAINING OF PERSONS WITH LOWER EXTREMITIES AMPUTATION

The article analyzes the means and methods of physical culture used in the rehabilitation of persons with lower limb amputation. The authors identified the main problems faced by amputees when placing them on prostheses. The article tests the author’s method of functional training of this group of people, analyzes its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ ЛИЦ С АМПУТАЦИЕЙ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ»

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ ЛИЦ С АМПУТАЦИЕЙ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ

С.А. СЕМЕНОВА, Д.О. ХРЕКИН, ИЕСТ МГПУ, г. Москва

Аннотация

В статье проанализированы средства и методы физической культуры, применяемые в реабилитации лиц с ампутацией нижних конечностей. Авторами определены основные проблемы, с которыми сталкиваются лица, перенесшие ампутацию, при постановке их на протезы. Апробирована авторская методика функционального тренинга

данной группы лиц, исследована ее эффективность.

Ключевые слова: функциональный тренинг, психофизическое состояние, физическая культура для лиц с ампутацией

нижних конечностей, обучение ходьбе на протезах.

FUNCTIONAL TRAINING OF PERSONS WITH LOWER EXTREMITIES AMPUTATION

S.A. SEMENOVA, D.O. KHREKIN, INSST MCPU, Moscow city

Abstract

The article analyzes the means and methods of physical culture used in the rehabilitation of persons with lower limb amputation. The authors identified the main problems faced by amputees when placing them on prostheses. The article tests the author's method of functional training of this group of people, analyzes its effectiveness.

Keyword: functional training, physical and mental state, physical culture for persons with amputation of the lower limbs,

learning to walk on prostheses.

Введение

Хорошо известно, что освоение протезов и обучение ходьбе у пациентов, перенесших ампутации нижних конечностей, являются сильным стрессирующим фактором, способным оказывать существенное влияние на параметры гомеостаза организма [2, 3].

Одной из проблем протезирования, отмечаемых специалистами, является тот факт, что люди, имеющие протезы, фактически не используют их. Причина такой ситуации заключается в том, что необходимо затратить от трех недель до года, чтобы адаптироваться к гильзе протеза. Если подготовка к протезированию и процесс постановки на протезы недостаточно проработан, то даже при подборе ультрадорогого протеза возникают значительные болевые ощущения, что затрудняет пациенту использование его в обычной жизни. Высокий уровень стресса у первично протезируемых инвалидов регистрируется в 64,5% случаев [2]. Результатом такого положения вещей становятся депрессии, развитие и усугубление вторичных осложнений, возникающих после ампутации, таких как: мышечная дистрофия, контрактуры, мышечная асимметрия и перекосы таза, снижение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Также развиваются вегетососудистые нарушения.

Весь этот комплекс осложнений развивается и тогда, когда человеку слишком долго приходится ждать квоты

на протезирование. В результате, когда данная квота предоставляется, человек уже имеет комплекс функциональных нарушений, затрудняющий процесс постановки на протезы и адаптацию к ним. Такой порочный круг усугубляет проблему социального иждивенчества. Весь этот перечень проблем и определил цель нашего исследования.

Цель исследования - разработка программы функционального тренинга лиц с ампутациями нижних конечностей для постановки на протезы и обучения ходьбе.

Содержание исследования

Нами был проведен анализ методической литературы и научно-исследовательских работ различных авторов с целью определения основных направлений физической реабилитации лиц с ампутациями нижних конечностей и систематизации средств физической культуры, применяемых для решения этой задачи. Результаты анализа представлены в табл. 1.

Из методических принципов для успешного процесса реабилитации можно выделить следующие:

- рассеивание нагрузки в течение дня, чередование нагрузочных процедур с релаксирующими;

- адекватность и цикличность процесса физической реабилитации. Содержание и характер упражнений, объем и интенсивность нагрузки подбираются строго по уровню функционального состояния и должны соот-

ветствовать задачам основных этапов: начального, подготовительного, тренирующего и активно тренирующего (обучение ходьбе на протезах).

Подводя итоги анализа методической литературы и научно-исследовательских работ, можно отметить, что вне зоны внимания специалистов остался метод коррекции психоэмоционального состояния Хасая Алиева,

хотя он апробирован в условиях жесточайшего стресса после терактов, но доступен всем и не занимает много времени [1]. Применение тренажера Агашина и вибрационной платформы, а также гипоксической тренировки в качестве мощного активатора адаптационных резервов также не упоминалось ни в одном из изученных нами источников.

Таблица 1

Средства и методы физической культуры, рекомендованные для реабилитации лиц с ампутациями нижних конечностей

Задача Средства и методы

Подготовка к постановке на протезы

Повышение тонуса мышц культи и вышерасположенных сегментов конечности Изометрические упражнения, рефлекторные и идеомоторные упражнения, упражнения с сопротивлением

Устранение контрактур и тугоподвижностей в суставах Активные и пассивные движения конечностей

Тренировка функции равновесия Фитбол-гимнастика

Укрепление мышц туловища и плечевого пояса Силовые упражнения с отягощениями и резиновыми амортизаторами

Повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы Дыхательные упражнения с сопротивлением, общий массаж, дозированная ходьба с костылями, спортивные игры на коляске

Подготовка культи к опоре Тактильные упражнения

Обучение навыкам самообслуживания Обучение ходьбе на костылях, перемещения и управление коляской

Коррекция психоэмоционального состояния Арт-терапия, психотерапия, аутогенная тренировка, соревновательная и игровая деятельность, интенсивная силовая тренировка, занятия в водной среде

Постановка на протезы1 и обучение ходьбе

Тренировка функции равновесия и опоры Пациент учится стоять с равномерной опорой на обе конечности, переносить массу тела во фронтальной плоскости и держать равновесие

Обучение ходьбе Перенос массы тела в сагиттальной плоскости, тренировка опорной и переносной фазы шага протезированной и сохранившейся конечности, методика проприоцептивной нейромышечной фасилитации

Формирование расширенного двигательного навыка ходьбы на протезах Подбор индивидуального ритма шаговых движений, ходьба по наклонной плоскости, повороты, ходьба по лестнице и пересеченной местности

В основу нашей гипотезы легло следующее: интеграция средств волновой гимнастики, гипоксической тренировки и метода «Ключ» Хасая Алиева в программу функционального тренинга позволит оптимизировать нагрузку, окажет комплексное психофизическое воздействие на организм занимающихся и обеспечит успешное овладение ходьбой на протезах.

В основу нашей методики легла «теория функционального тренинга» [5]. В методологии функционального тренинга человек представляется как развивающаяся, но целостная биомеханическая система, обеспечивающая устойчивое, биологически целесообразное функционирование. Все звенья биологической системы «человек» сопряжены между собой, а мышцы «пересекаются и переплетаются в различных слоях и под разными углами, обеспечивая скоординированное движение посредством бесконечного разнообразия форм взаимодействия между ними».

Принципиальное отличие предлагаемого нами способа в том, что, учитывая теоретические аспекты анатомии человека на практике, этот способ позволяет тренировать не отдельные мышцы, а большое количество мышечных групп одновременно, включая мышцы-стабилизаторы, благодаря которым наше тело осуществляет нужную статическую и динамическую работу, удерживая позвоночник в правильном положении, противодействуя силам гравитации.

Таким образом, функциональная тренировка обеспечивает биомеханически скорректированное воздействие на организм в целом, а не избирательное воздействие на отдельные его составляющие. Результатом такой тренировки является достижение функционального оптимума, индивидуального для каждого человека. В этой связи в основе занятий использовались силовые тренировки с вытяжением на нестабильной опоре и без заданного вектора движения в нескольких осях [4, 7].

Таблица 3

Физическая тренировка была дополнена дыхательными упражнениями и психогимнастикой (метод «Ключ» Хасая Алиева), которые выполнялись непосредственно во время занятий. Также была адаптирована методика волновой гимнастики с тренажером Агашина для лиц, имеющих ампутации нижних конечностей. Все вышеперечисленные методики оказывают системное воздействие на организм [6, 8].

Кроме того, в процессе занятий были использованы постоянное чередование и комбинации различных режимов мышечной работы, что улучшает взаимовлияние различных групп мышц и межмышечную координацию, а также их адаптацию к меняющимся условиям внешней среды. Данные занятия можно адаптировать под любой возраст и состояние здоровья - проводить в мини-группах с индивидуализацией заданий к концу основной части.

В исследовании приняли участие 10 мужчин в возрасте от 30 до 60 лет после ампутации нижней конечности на уровне средней трети бедра, проходящих программу реабилитации по обучению ходьбе на протезах на базе ортопедического центра.

Результаты исследования и их обсуждение

Эффективность данных тренировок оценивалась по динамике тестируемых показателей, которые были условно разделены на группы: подвижность тазобедренного сустава, показатели тревожности, показатели реовазографии и прочие показатели функционального состояния ОДА. Оценка показателей проводилась до начала тренировочного курса и после 20 занятий по авторской методике функционального тренинга. Результаты

тестирования представлены в табл. 2-3.

Таблица 2

Динамика показателей психофизического состояния лиц с ампутацией нижних конечностей в процессе функционального тренинга

Показатель До курса ФТ (Хср. ± о) После курса ФТ (Хср. ± о) Прирост (%) P

Гониометрия тазобедренного сустава

Сгибание 72,8 ± 5,31 87,1 ± 4,95 19,6 < 0,05

Разгибание 173,2 ± 2,21 164,1 ± 2,46 5,3 < 0,05

Отведение 34,8 ± 2,38 44,1 ± 2,43 26,7 < 0,05

Другие показатели функционального состояния ОДА

Проба Ромберга 1,4 ± 0,54 2,6 ± 0,89 85,7 < 0,05

Тест Томаса 1,8 ± 0,83 3,2 ± 1,3 77,7 < 0,05

Силовая выносливость мышц спины 14 ± 4,9 8,8 ± 5,06 37,14 < 0,05

Ходьба (балл) 2 ± 0,7 4 ± 0,7 100% < 0,05

Показатели тревожности (Спилберг Ч.Д., Ханин Ю.Л.)

Личностная тревожность 46 ± 6 39 ± 3 15,3 < 0,05

Реактивная тревожность 40 ± 7 32 ± 4 20 < 0,05

Показатели реовазографии

Показатель До курса ФТ (Хср. ± о) После курса ФТ (Хср. ± о) Прирост (%) P

Индекс эластичности 0,44 ± 0,02 0,35 ± 0,02 20,5 < 0,001

Индекс величины оттока 0,27 ± 0,02 0,38 ± 0,02 40,7 < 0,001

Реографический индекс 0,037 ± 0,002 0,040 ± 0,003 10,8 > 0,05

Сравнительный анализ данных гониометрии, выполненной в начале и конце курса функциональной тренировки, выявил положительную динамику амплитуды движений в тазобедренном суставе ампутированной конечности. Наилучшие показатели были в сгибании и отведении конечности (прирост показателей составил 19-26%), однако в полной мере устранить ограничения подвижности не удалось. Наименьшие результаты были в разгибании бедра. Наиболее значимые приросты были выявлены в показателях равновесия, силы мышц, что по-

ложительно сказалось на общих параметрах ходьбы. Если в начале курса ходьба на беговой дорожке со скоростью 2 км/ч была затруднительна для 80% тренирующихся, то по окончании 20 занятий ходьба без потери заданных биомеханических параметров движения всеми участниками выполнялась в объеме 1-3 мин.

На рис. 1 показан прирост показателей по каждому из тестируемых параметров.

Выявлена положительная динамика в показателях мио-метрии мышц нижних конечностей. Электромиография

100

Сгибание Разгибание Отведение ТС ТС ТС

Проба Ромберга

Тест Силовая Ходьба Томаса выносливость мышц спины

Показатели психофизического состояния

Рис. 1. Динамика (прирост) показателей ОДА в процессе функционального тренинга

(ЭМГ) показала увеличение амплитуды максимального мышечного сокращения на 68-116%.

При анализе данных реовазографии перед началом курса функциональной тренировки было выявлено значительное снижение всех основных индексов, что подтвердило достаточно низкий уровень адаптационных возможностей и слабое развитие коллатерального кровообращения. Перенеся наш опыт работы с тренажером

Показатели реовазографии

Агашина на данный контингент, мы преследовали цель улучшить общие и периферические показатели гемодинамики.

По окончании курса наиболее значительные изменения произошли в показателях эластичности сосудов и величине оттока. Реографический индекс тоже имел положительную динамику, но данные изменения недостоверны и составили всего 8-15% (табл. 3, рис. 2).

Таблица 3

Показатель До курса ФТ (Хр. ± ») После курса (Хср. ± о) Прирост (%) Р

Индекс эластичности 0,44 ± 0,02 0,35 ± 0,02 20,5 < 0,001

Индекс величины оттока 0,27 ± 0,02 0,38 ± 0,02 40,7 < 0,001

Реографический индекс 0,037 ± 0,002 0,040 ± 0,003 10,8 > 0,05

Индекс Индекс Реографический

эластичности величины оттока индекс

□ До ■ После

Рис. 2.

Изменения отдельных показателей у испытуемых

Заключение

В результате проведенной работы был уточнен комплекс средств, применяемых в функциональной тренировке мужчин в возрастной группе 30-60 лет, с целью адаптации их к протезам и обучения ходьбе на них. Апробированный методический прием экстраполяции воздействий позволил привести во взаимодействие все звенья опорно-двигательного аппарата и сформировать биомеханический индивидуальный оптимум.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комплексное применение гипоксической тренировки по нарастающей и метода Хасая Алиева привело к выраженному снижению общей и ситуативной тревожности, повышению адаптационных возможностей организма в целом.

Одним из наиболее значимых результатов 3-недель-ного курса тренировок является возможность выполнения ходьбы на беговой дорожке без потери правильной биомеханики в течение 1-3 мин.

Литература

1. Ганзин, И.В. Первичная и вторичная психопрофилактика невротических, соматоформных и психосоматических расстройств с применением метода психологической саморегуляции «КЛЮЧ»: методические рекомендации для медицинских работников и пациентов / В.В. Бридко, И.В. Ганзин, В.В. Ганзин, В.С. Черемухина. -Крым - Симферополь, 2012. - 28 с.

2. Евсеев, С.П. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы: учеб. пособие для студентов вузов / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, А.Н. Малышев, Г.В. Герасимова, А.А. Потапчук, Д.С. Поляков / под ред. С.П. Евсеева и С.Ф. Курдыбайло. - М.: Советский спорт, 2010. - С. 243-250.

3. Евсеев, С.П. Определение и оценка выносливости инвалидов / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, Ю.Ю. Вишнякова, А.В. Шевцов, А.В. Аксенов // Адаптивная физическая культура. - 2016. - № 1 (65). - С. 25-27.

4. Ненахов, И.Г. Восстановление моторики нижних конечностей при помощи методики проприоцептив-ной нейромышечной фасилитации / И.Г. Ненахов,

А.В. Шевцов // Современные проблемы теории и методики адаптивной физической культуры. - 2016. - С. 143145.

5. Функциональный тренинг: учеб.-метод. пособие по избранному виду спорта для студентов физкультурных вузов / Ю.В. Пармузина, Е.П. Прописнова, Н.В. Парму-зина. - Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2018. - 74 с.

6. Семенова, С.А. Влияние волновой гимнастики на показатели гемодинамики взрослых пациентов с ДЦП / С.А. Семенова, В.В. Степанов // Вестник МГПУ «Педагогика и психология». - 2018. - № 2. - С. 133-146.

7. Семенова, С.А. Сочетанное применение средств волновой биомеханики с тракционно-силовыми упражнениями и позами в коррекционных программах послетру-довой реабилитации / С.А. Семенова, В.А. Резников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта -2015. - № 12 (130) - С. 187-192.

8. Семенова, С.А. Технология оздоровительной тренировки: учеб.-метод. пособие для студентов физкультурных вузов / С.А. Семенова. - М.: Эдитус, 2014.

References

1. Bridko, V.V., Ganzin, I.V., Ganzin, V.V. and Cheremu-khina, V.S. (2012), Primary and secondary psychoprophylaxis of neurotic, somatoform and psychosomatic disorders using the method of psychological self-regulation "KEY": Guidelines for medical professionals and patients, Crimea - Simferopol, 28 p.

2. Evseev, S.P., Kurdybaylo, S.F., Malyshev, A.N, Gerasi-mova, G.V., Potapchuk, A.A. and Polyakov, D.S. (2010), Physical rehabilitation of disabled people with damage to the musculoskeletal system: Textbook for University students, Moscow: Sovetskiy sport, pp. 243-250.

3. Evseev, S.P., Evseeva, O.E., Vishnyakova, Yu.Yu., Shev-tsov, A.V. and Aksenov, A.V. (2016), Definition and assessment of endurance of disabled people, Adaptivnaya fiziches-kaya kul'tura, no. 1 (65), pp. 25-27.

4. Nenakhov, I.G. and Shevtsov, A.V. (2016), Restoration of motor skills of the lower extremities using the technique of proprioceptive neuromuscular facilitation, Sovremennye

problemy teorii i metodiki adaptivnoy fizicheskoy kul'tury, pp. 143-145.

5. Parmuzina, Yu.V., Propisnova, E.P. and Parmuzina, N.V. (2018), Functional training: Educational and methodological guide to the chosen sport for students of physical education Institutions, Volgograd: VGAFK, 74 p.

6. Semenova, S.A. and Stepanov, V.V. (2018), Influence of wave gymnastics in hemodynamic parameters in adults with cerebral palsy, Vestnik MGPU "Pedagogika ipsihologija", no. 2, pp. 133-146.

7. Semenova, S.A. and Reznikov, V.A. (2015), Combined application of wave biomechanics tools with traction and strength exercises and postures in correctional programs of post-labor rehabilitation, Uchyonye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, no. 12 (130), pp. 187-192.

8. Semenova, S.A. (2014), Technology of health training: Educational and methodological guide for students of physical culture universities, Moscow: Editus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.