УДК 81/36
C. В. Шустова
Функциональный потенциал каузативного глагола и роль среды в его актуализации
В статье рассматривается вопрос о функциональном потенциале, который реализуется в рамках среды функционирования каузативного глагола. Выделяются семантический и валентностный потенциалы каузативных глаголов, рассматриваются вопросы синкретизма.
The present article deals with the question of the functional potential, which is realized within the environment of a functioning of a causative verb. We can point out the semantic and valential potential of causative verbs. Besides in the given article the questions of syncretism are scrutinized.
Ключевые слова: функциональный потенциал, каузативный глагол, синкретизм, инкорпорация.
Key words: functional potential, causative verb, syncretism, incorporation.
Функциональный подход к языку, по мнению С. Д. Кацнельсона, невозможен без проникновения в основную функцию языка как орудия общения. Проблема соотношения языка и речи-мысли является стержневой проблемой науки о языке [3, с. 23]. В области грамматических исследований без общего невозможно проникновение на уровень частного. С.Д. Кац-нельсон рассматривает введение в грамматику как грамматическую часть общего языкознания, как «общую грамматику», но не в плане насилования строя конкретных языков и навязывания им общей единой схемы грамматических категорий, а в плане выявления общих мыслительных основ грамматического строя и предпосылок расхождения и многообразия конкретных грамматических строев [3, с. 552].
А. В. Бондарко рассматривает вопрос о соотношении понятий «функция» и «значение», отделяя значение от функции: 1) значение связано с вопросом «что собой представляет данная единица?». Понятие функции связано с вопросом «для чего служит данная единица в речи, каково ее назначение?»; 2) для понятия «значение» характерна ориентация на семантическую структуру знаковой единицы и ее место в данной подсистеме языковых единиц. По отношению к функции доминирует связь выражаемой семантики с определенным «способом поведения» анализируемых единиц в речевой среде и с достигаемым в речи результатом [2, с. 80-81]. Вопрос о функциях в их отношении к значениям имеет прямой выход в плоскость конкретной проблематики функционально-грамматических исследований.
Многие исследования последних десятилетий, проводимые в рамках различных направлений лингвистики, имеют общее основание, так как изучают семантическую составляющую языкового знака. Современное языкознание отличает стремление к анализу не только внутренней составляющей языка, но и признается влияние среды как функционального фактора развития языковой системы. Именно системный характер объекта лингвистического исследования заставляет с большей ответственностью подходить к отбору приемов и методов его анализа и свидетельствует в пользу того, что выбранный вектор исследования языка является методическим приемом, позволяющим акцентировать те или иные стороны объекта. Мы предлагаем динамико-функциональный подход к анализу фактов языка. «Каждый элемент языка, помимо значения (что выражено) и формы (как или чем выражено), имеет также функциональную нагрузку (зачем, для чего используется)» [1]. Благодаря «тройственному критерию» можно исследовать языковое явление не только «от значения», а также учитывать его форму, значение и функцию.
Назначение языкового средства заключается в каузации употребления. Функции языковых средств и их сочетания, по мнению А. В. Бондарко, выступают: 1) как существующие в системе языка потенциальные назначения, цели; 2) как процессы и результаты реализации этих потенций в речи. Функция выступает как цель, которой служит соответствующее языковое средство или сочетание средств. Функция одновременно выступает как способность к определенному типу функционирования, а также как реализация этой способности в конкретных высказываниях [2, с. 84]. Аспекты потенции и реализации - это взаимосвязанные элементы, закрепленные в понятии функции. Языковое средство как элемент языковой системы обладает определенным функциональным потенциалом в передаче семантического содержания, что может быть актуализировано в рамках лексикографического наполнения слова. Функциональный потенциал актуализируется в передаче структурно-синтаксического содержания. Это, в свою очередь, обусловливает выбор данного языкового средства в процессе речи и перспективу функционирования этого элемента языковой системы. Эксплицитный и имплицитный аспекты потенции и реализации составляют функциональный потенциал языкового средства как элемента языковой системы. Языковое средство заложено в языковой системе и, соответственно, призвано выполнить те или иные функции, актуализируя при этом свой функциональный потенциал. Языковое средство реализует функциональный потенциал в определенных типах употребления. Актуализация назначения того или иного языкового средства осуществляется в речи, в рамках употребления в конкретных высказываниях. В этом случае наблюдается взаимодействие вышеперечисленных отношений. Функциональный потенциал языковых средств обусловливает реализацию определенных назначений в речи. А. В. Бондарко обращает особое внимание на
речевые реализации функций, так как именно они и становятся основой для формирования потенций, которые находят все новые и новые реализации. В этом круговороте потенций и реализаций, в круговороте целей и каузируемого ими поведения элементы системы языка осуществляется воспроизведение функций языковых единиц и их развитие [2, с. 85].
Таким образом, функциональный потенциал - это комплекс потенций, которые возможны для данной языковой единицы и программируют ее поведение в речи. В этом случае могут быть охвачены функции разных типов: семантические, валентностные, структурные, прагматические,
эмоциональные, экспрессивные, стилистические. Элементы функционального потенциала заложены на уровне отдельной словоформы и проецируются на высказывание. Владение таким потенциалом входит в языковую компетенцию говорящего и определяет выбор именно данного языкового средства.
Нами исследуются каузативы информативно-модифицирующего разряда, которые относятся к глаголам речевого воздействия. Г лагол обладает определенным объемом семантического потенциала, который актуализируется в виде валентностного потенциала. Основу семантического потенциала составляет соотношение денотативных и коннотативных компонентов. В теории речевого воздействия информативные глаголы относятся к словарным единицам, обладающим информативным (или интеллектуально-информативным) типом словесного значения. Мы рассматриваем семантический и валентностный потенциалы как составляющие функционального потенциала каузативов. Исследование данного аспекта осуществляется в рамках теории системной множественности функциональных свойств каузативных глаголов.
Системные значения актуализируются в сфере среды, которая трактуется как множество языковых элементов, играющее по отношению к исходной системе роль окружения, во взаимодействии с которым оно выполняет свою функцию [2, с. 87]. В сфере грамматики к системам относятся предложение, грамматическая категория, функциональносемантическое поле, группировки взаимосвязанных категорий (группировки грамматических категорий глагола, прилагательного, существительного), группировки функционально-семантических полей. К среде относятся контекст и речевая ситуация, лексические значения и лексикограмматические разряды слов, элементы «категориального окружения». Например, среда аспектологического значения с каузативными глаголами в немецком языке определяется на базе принадлежности глагола к тому или иному аспектологическому классу (разряду), наличием в среде лексических индикаторов: наречия меры и времени (sofort, schon, wiederholt, immer wieder usw.); союзы (solange - для передачи значения несовершенного вида и nachdem - для передачи значения совершенного вида); определенные синтаксические конструкции (sein + P. II, Obj. + P. II + bekommen, kommen +P.
II глагола движения, bei + субстантивированный инфинитив); фазисные (предельные, непредельные, ультрапредельные, ультранепредельные, ли-митативно-нейтральные и другие глаголы: pflegen, fortfahren). В каузативной структуре, в которой представлено значение акциональности, функционируют адвербиальные элементы, которые характеризуют протекание каузации как длительное, повторяющееся. К адвербиальным экспли-каторам рассматриваемой семантики относятся различные квантитативноитеративные атрибуты и обстоятельства цикличности, кратности или счетного комплекса, интервала, узуальности, а также комплексные (см., например, [5, с. 128-129]), диагностирующие определители [4, с. 22]. Понятие среды релевантно не только для описания, но и для объяснения исследуемой языковой подсистемы - подсистемы каузативности.
Разделяем точку зрения А.В. Бондарко о необходимости включения понятия среды в теорию и практику лингвистического анализа. В лингвистике хорошо известны понятия «контекст» и «речевая ситуация», «конситуация», «прагматическая и социальная обусловленность» употребления различных языковых единиц. Однако не используется понятие, которое охватывало бы и контекст, и речевую ситуацию, и взаимодействие грамматических и лексических аспектов языковых единиц, и соотношение грамматических категорий и лексико-грамматических разрядов, и межкатегориальные связи, т. е. все то в окружении данной единицы или категории, что взаимодействует с нею и во многом определяет конкретные репрезентации и закономерности ее функционирования [2, с. 89]. Термин «контекст» трактуется не только как контекст ситуационный и синтагматический, но и системный. В «Lexikon der Sprachwissenschaft» H. Bussmann контекст «bezeichnet alle Elemente einer Kommunikationssituation, die systematisch die Produktion und das Veständnis einer Äußerung bestimmen. Man kann drei elementare KontextTypen unterscheiden: (a) den allgemeinen Kontext der Sprechsituation (Ort, Zeit, Handlungszusammenhang der Äußerung, (b) den persönlichen und sozialen Kontext der Beziehung zwischen Sprecher und Hörer, ihren Einstellungen, ihren Interessen und ihrem Wissen bzw. Ihren wechselseitigen Wissensannahmen, sowie (c) den sprachlichen Kontext, der (begleitet vom nonverbalen mimisch-gestrischen Kontext) die Ausdrücke grammatisch und semantisch verknüpft und gleichzeitig durch Deixis oder pragmatische Indikatoren in den situativen Kontext einbettet. ... Erst im Zusammenhang mit allen Kontext-Faktoren ergibt sich aus dem Sinnpotential eines Satzes der aktuelle Sinn einer Äußerung bzw. aus einer Folge von Äußerungen ein Text» [6, с. 374].
Понятие среды позволяет интегрировать разнообразные типы окружений системного объекта и сохранить качественную определенность контекста в собственном смысле. Взаимодействие системы и среды является фактором, имеющим важное значение для осмысления реализации функ-
ций языковых единиц. В иерархии сущностей «система - среда - функция» главное значение с точки зрения отношения «средство - цель» отведено функции: взаимодействие системы и среды служит функции. Функция реализуется в результате взаимодействия элементов системы и среды [2, с. 90]. Взаимодействие элементов языковой системы с их средой является необходимым условием для перехода функций-потенций в функции-реализации.
Итак, среда представляет собой не только окружение, в котором реализуется функция, и не только необходимое условие ее реализации, но и компонент, активно участвующий, наряду с элементами системы, в самом формировании содержания функций. «Среда» - это понятие системнофункциональное, и динамико-функциональный подход к исследованию фактов языка может получить широкое распространение, так как предполагает исследование системных объектов во взаимодействии с разными типами языковых и речевых окружений, охватываемых понятием среды. Каузативный глагол концептуализирует определенный фрагмент внеязы-ковой действительности, сопоставляя ему нечто, что можно назвать «концепт ситуации», и данный концепт включает определенный набор участников. Исследование семантического и валентностного потенциалов каузативов информативно-модифицирующего разряда позволило представить описание как «сценарий» типовой каузативной ситуации, в которой указаны участники ситуации, их свойства и отношения. Данные свойства составляют значение глагольной лексемы. Участнику каузативной ситуации соответствует синтаксический и семантический актанты. Синтаксическая валентность рассматривается в данной работе как морфосинтаксическая форма того языкового выражения, которое сопоставляется с данной ролью в предложении. Семантическая валентность глагола представляет собой актуализацию той или иной роли участника ситуации.
Реализация семантической и синтаксической валентности
обусловлена различными факторами, в частности, большую роль играет синкретизм значений. Синкретичные факты обогащают структурносемантические ресурсы языка. Они нередко являются следствием экономии языковых средств и выступают как конденсаторы семантики, характеризуются более широкими сочетаемостными возможностями, чем типичные явления, обладают полифункциональностью и отличаются особой экспрессивностью. Синкретизм является мощным средством увеличения функциональной подвижности словаря без увеличения языковых знаков. Существенным свойством лексического каузатива является семантический синкретизм, условиями его возникновения в рамках каузативной ситуации являются следующие: чем больше
маркированных категориальных признаков имеет компонент каузативной ситуации, тем вероятнее возникновение синкретичной формы в позиции каузатора и/или средства / способа каузации; облигаторна нейтрализация
одного компонента каузативной ситуации при наличии другого. Семантический синкретизм проявляется в рамках субъектно-объектной, субъектно-инструментальной, субъектно-предикатной среды.
Реализация семантической и синтаксической валентности находится в зависимости от ряда факторов, связанных с инкорпорацией актантов. Участник ситуации, который является инкорпорированным, находится в денотативной зависимости от других участников / участника. Инкорпорированный участник, как правило, не имеет формы морфосинтаксического актанта, а если допускается его экспликация на поверхностном уровне, то это связано с тем, что данный концепт сопровождается атрибутами или квантификаторами. Динамикофункциональный подход обеспечивает моделирование системной множественности функциональных свойств каузативных глаголов с учетом особенностей их взаимодействия со средой.
Список литературы
1. Алексанова С. А. Синкретизм как системное явление в сфере обстоятельственной детерминации предложения. - [Электронный ресурс]: http://vak.ed.gov.ru/
2. Бондарко А. В. Теоретические проблемы русской грамматики. - СПб.: Изд-во СПбГУ,
2004.
3. Кацнельсон С. Д. Категории языка и мышления: Из научного наследия. - М.: Языки славянской культуры, 2001 (Классики отечественной филологии).
4. Мыркин В. Я. Трудные вопросы аспектологии и темпорологии. - Архангельск: Изд-во Поморского государственного педагогического университета им. М. В. Ломоносова, 1993.
5. Храковский В. С. Кратность // Теория функциональной грамматики. Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис. - Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1987. - С. 124-152.
Словари
6. Bussmann H. Lexikon der Sprachwissenschaft. Dritte, aktualisierte und erweiterte Auflage. Alfred Kröner, Verlag Stuttgart, 2002.