Научная статья на тему 'Функциональный подход в деятельностной парадигме современного образования'

Функциональный подход в деятельностной парадигме современного образования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
553
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДИКА МОРФОЛОГИИ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТНАЯ РОЛЬ УЧЕНИКА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / ACTIVITY PARADIGM OF EDUCATION / MORPHOLOGY-TEACHING METHODS / FUNCTIONAL APPROACH / TEXT-ORIENTED APPROACH / STUDENT'S SUBJECTIVE ROLE / STUDENT'S COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алексеева Ольга Владимировна

В статье рассматриваются вопросы реализации деятельностной парадигмы образования. Определены тенденции современного урока русского языка. Показаны возможности интегрирования функционального и текстоориентированного подходов, которые обеспечивают соединение двух линий линии языка и линии речи в уроке грамматики. Объективированы резервы формирования коммуникативной компетенции обучающихся на уроке морфологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional Approach in Activity Paradigm of Contemporary Education

The article considers the issues of implementation of the activity paradigm of education. It defines the tendencies of contemporary Russian language lesson. It provides opportunities of integration of functional and text-oriented approaches that provide combination of two aspects language aspect and speech aspect in grammar lessons. Communicative competence formation reserves of students at the morphology lesson have been objectified.

Текст научной работы на тему «Функциональный подход в деятельностной парадигме современного образования»

1УДК 811.161.1(07) ББК 81.2

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПАРАДИГМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. В. Алексеева

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации деятельностной парадигмы образования. Определены тенденции современного урока русского языка. Показаны возможности интегрирования функционального и текстоориентированного подходов, которые обеспечивают соединение двух линий - линии языка и линии речи - в уроке грамматики. Объективированы резервы формирования коммуникативной компетенции обучающихся на уроке морфологии.

Ключевые слова: деятельностная парадигма образования, методика морфологии, функциональный подход, текстоориентированный подход, субъектная роль ученика, коммуникативная компетентность обучающегося.

FUNCTIONAL APPROACH IN ACTIVITY PARADIGM OF CONTEMPORARY EDUCATION

O. V. Alekseeva

Abstract. The article considers the issues of implementation of the activity paradigm of education. It defines the tendencies of contemporary Russian language lesson. It provides opportunities of integration of functional and text-oriented approaches that provide combination of two aspects - language aspect and speech aspect in grammar lessons. Communicative competence formation reserves of students at the morphology lesson have been objectified.

Keywords: activity paradigm of education, morphology-teaching methods, functional approach, text-oriented approach, student's subjective role, student's communicative competence.

Современный этап школьного образования отражает переход от знаниевой парадигмы к деятельностной. Новая стратегия характеризуется нацеленностью на результат - «овладение» в когнитивной составляющей учебного процесса и актуализацию компонентов «способности» и «готовности» в личностной сфере обучающихся. Поэтому вопросы школьного образования приобретают сегодня не столько теоретический, сколько практический характер: повышение качества образования связывают с осознанием учеником своего «багажа знаний» для самореализации. В связи с вышесказанным меняется и тактика методического сопровождения процесса формирования когнитивных способностей учащихся при обучении русскому языку: основные тенденции в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта ООО состоят, во-первых, в формировании субъект-

ной роли ученика, во-вторых, в организации учебного процесса как самостоятельной работы по присвоению предметных знаний и умений, в-третьих, в формировании коммуникативной компетенции, приоритетность которой определяется практической направленностью учебного процесса - созданием текстов в различных ситуациях общения.

Формирующаяся парадигма деятельност-ного образования рассматривает ученика «в его языковой деятельности» [1, с. 20]. В центре обучения находится ученик, а также писатель, в диалог с которым вступает школьник при чтении текста, реализуя модель «субъект -субъект» в межличностных отношениях. Подход к тексту как образовательному пространству урока - феномену употребления языка -раздвигает границы и изменяет содержание и круг традиционных школьных вопросов: стилистические эффекты, возникающие в речи

благодаря значимости языковых единиц в процессе коммуникации, становятся предметом изучения на уроке. Осознание возможностей грамматической формы в выражении смысла позволяет школьникам понять: русский национальный язык дал образцы эстетического освоения действительности. Ценностное отношение к языку формируется у учащихся в учебных ситуациях, когда происходит перенос полученных знаний и умений на новые тексты при (ре)продуктивной деятельности, что отражает развитие языковых и речевых способностей обучающихся. Выделим главное: интерес к языковой личности школьника - вот вектор изменений, происходящих в методической науке и практике.

Преподавание русского языка сегодня характеризуется «полифонией методических подходов» (А. Д. Дейкина). Данное понятие лингводидактики констатирует многообразие разрабатываемых концепций обучения русскому языку. Полифоничность дидактической системы позволяет выйти на качественно новый уровень решения педагогических задач, нацеленных на достижение личностных, метапред-метных и предметных результатов обучающихся в их единстве.

Представим концепцию обучения, построенную на функциональном - текстоориенти-рованном - коммуникативном подходах на уроке русского языка. Данная концепция моделирует новую траекторию урока морфологии: вопрос употребления единиц языка в речи соединяет грамматику - через текст, где единицы языка реализуются в текстообразующих и выразительно-изобразительных функциях, - с коммуникативной компетенцией учащихся в практике создания текстов разных стилей и жанров. Так методика функционального подхода позволяет изучать любую часть речи в единстве грамматического значения и коммуникативной функции. Сформулированный вывод считаем важным для повышения результативности уроков русского языка, ибо потенциальный резерв урока морфологии - употребление языковых единиц начинает «работать» на формирование коммуникативной компетенции обучающихся при создании связного высказывания.

Открывшиеся возможности современного урока морфологии в обозначенном аспекте

отражают развитие лингвистической науки, в частности достижения функциональной грамматики, лингвистики текста, стилистики текста, которые показывают, что каждая единица языковой системы обладает специфическими свойствами, которые позволяют ей сыграть свою особую роль в создании связного высказывания на содержательном или структурном уровне. Текстообразующие функции грамматических форм исследуются А. В. Бондарко, М. А. Шелякиным, Г. А. Золотовой, Н. Е. Сули-менко, С. Г. Ильенко и др. Проблема экспрессивности как способа придания речи своеобразия и выразительности в стилистике языковых единиц (А. Н. Гвоздев, И. Б. Голуб, Е. Н. Про-копович и др.) соединяется с проблемой типизированных контекстов в стилистике текста (В. В. Виноградов, А. И. Горшков, В. В. Одинцов, Г. Я. Солганик и др.).

Рассмотрение функций грамматических форм в лингвистической науке задает направления анализа функций грамматических форм в обучении: от знакомства с функциями грамматической формы в тексте к накоплению «базы данных» о функциях данной формы через типовые контексты, к осуществлению выбора грамматической формы с целью реализации замысла, то есть выбор грамматической формы учеником будет определен задачами речи, ситуацией общения. Такая тактика построения учебного процесса определяется лингвистическим содержанием понятия «функция».

Интерпретируя вышесказанное, сформулируем ключевое понятие современного урока морфологии: под реализацией функционального подхода на уроке русского языка мы понимаем «процесс ознакомления учащихся с текстовыми функциями частей речи, необходимыми для адекватного восприятия авторского замысла в тексте и обеспечивающими сознательный выбор грамматических форм для достижения цели эффективного общения» [2, с. 6].

Сущностную характеристику методики функционального подхода представляют следующие теоретические положения:

1. Введение нового компонента содержания - текстообразующих и выразительно-изобразительных функций грамматической формы - осуществляется на основе текстов, входящих в когнитивную базу носителей языка. Под тек-

стообразующей функцией единиц языка понимаем их способность участвовать в создании текста (глаголы прошедшего времени совершенного вида в аористическом значении передают динамику развития сюжета; имена существительные могут служить тематической сеткой, создавать прозрачный ассоциативный ряд для текста-описания; имена прилагательные образуют фрагменты текста типа описания; местоимения выступают маркером связи между предложениями; внешними средствами связи категории связности являются и наречия с временным значением, с пространственным значением, а также союзы). Переносное употребление грамматических категорий, например времен глагола, лица, наклонения, а также образное употребление словоформ считаем исходным моментом реализации выразительно-изобразительной функции грамматических форм.

Типология текстов в методике функционального подхода отражает положение функциональной грамматики о контекстах с прямым и переносным употреблением грамматических форм. Считаем принципиально важным установить связь грамматической темы не с конкретным текстом, а с моделью текста, в которой реализуются функции данной грамматической формы. Например, при изучении темы «Виды глагола» учащиеся работают с моделями текстов «Повествование в прошедшем времени», «Повествование с экспозицией», «Повествование с элементами описания в прошедшем времени», а тема «Настоящее время глагола» связана с моделями «Повествование-репортаж», «Повествование с глаголами в настоящем времени», «Повествование с элементами описания в настоящем времени», «Повествование с экспозицией в настоящем времени», «Повествование с элементами рассуждения».

2. Грамматическая форма как ценностный компонент анализа художественного текста позволяет решить задачу введения ученика в идейно-образное содержание произведения через языковую форму, обогащает мир подростка уроками духовной культуры. При анализе текста постоянно обращение к «образу автора». Это важно, если мы готовим учащихся к коммуникативной деятельности, в которой каждому будет отведена роль «автора». Поэтому методику функционального подхода можно

назвать «обучением от текста к тексту»: от текста, в котором реализуются текстообразующие и выразительно-изобразительные функции грамматических форм, - через осознание нейтральных и экспрессивных словоформ - к собственному тексту, в котором будут сознательно выбраны грамматические формы для достижения целей эффективного общения. Сознательность выбора языковых средств при (ре)про-дукции текста школьником способствует воспитанию языковой личности ученика.

3. Основным методом в технологии функционального подхода к изучению единиц языка является лингвостилистический анализ текста в аспекте стилистики текста. Созданная модель анализа текста позволяет рассматривать грамматический и смысловой уровни в одном ключе, связанном с освоением глубинного пространства содержания текста с целью осуществления общения в диалоге «автор - читатель». Научную новизну данного анализа определяют следующие установки: определяющая роль автора в выборе языковых средств для реализации замысла текста; выделение двух сторон в анализе содержания текста и его языкового выражения - предметно-логической, представляющей в тексте функцию сообщения, и эмоционально-экспрессивной, отражающей в тексте функцию воздействия. Наблюдения за функциями языкового знака проводятся в ходе анализа текста через разнообразные приемы, в частности прием выделения текстовой функции языковой единицы, лингвистический эксперимент.

4. Система упражнений в методике функционального подхода базируется на выборе упражнений с учетом «типа формируемых умений» [3, с. 36] - учебно-языковых и коммуникативных одновременно. Сочетание в ходе анализа текста заданий на узнавание языковых фактов (Найдите в тексте глаголы настоящего времени. В каком фрагменте текста они употребляются?) с вопросами на обоснование выбора автором языковых средств (Почему автор употребляет глаголы настоящего времени в рассказе о прошедших событиях?) способствует осознанному выбору обучающимся языковых средств при (ре)продукции текста, а следовательно, позволяет при изучении грамматики формировать коммуникативную компетентность школьников.

5. Организационные формы реализации функционального подхода: речевые фрагменты уроков морфологии, урок-исследование, урок решения познавательных речевых задач, интегрированный урок «В мастерской писателя», творческие мастерские - обладают потенциалом повышения филологической составляющей образовательного процесса: чтобы состоялся диалог с автором, школьники должны научиться видеть «знаки» авторской позиции, авторского «Я», а умение видеть и воспроизводить в (ре)продуцируемом тексте художественные средства выражения авторской позиции, оценки происходящего, безусловно, развивает у школьников способность мыслить словесно-художественными образами и способствует овладению языком в его эстетической функции.

Рассмотрим, как методика функционального подхода «работает» в деятельностной парадигме образования.

Методика реализации функционального подхода формирует субъектную роль ученика на уроке: ведь знания о правилах употребления языковых единиц в тексте ученик не получает в готовом виде, а приобретает через исследование текста при коллективном анализе на уроке изучения новой грамматической темы, через групповую работу на уроке-исследовании, самостоятельно в ходе проектной деятельности. Технология организации познавательной (когнитивной) деятельности при функциональном подходе включает: самостоятельное исследование учащимися текста; «открытие» правил употребления грамматических форм, например глаголов настоящего времени в рассказе о прошедших событиях; сопоставление своих открытий с произведениями писателей; фиксацию полученных результатов - создание модели текста; практику в применении приобретенных знаний при создании собственного текста.

Текстовая деятельность школьников на современном уроке морфологии продуцирует новый вид знаний, который рождается в процессе осуществления мыслительной деятельности обучающихся на знаковой материи текста. Интегрирующим основанием для подхода к процессу понимания текста как источнику знания является представление об исходном и фундаментальном гносеологическом отноше-

нии: отношении между познающим субъектом и познаваемым объектом.

Субъектная роль школьника формируется в методике функционального подхода и через организацию урока, когда обучение рассматривается как деятельность, что предполагает этапы ученического целеполагания, планирования, осуществления намеченного и оценки, то есть рефлексии. Так учебная модель деятельности закладывает основы жизненного опыта, проявляет личностные качества. Отметим актуальность процесса рефлексии как самооценки личностью учебных достижений: ученик должен осознать, что он видит возможности грамматических форм в передаче авторского (писательского) замысла и может использовать эти знания как автор для достижения цели эффективного общения в разных ситуациях.

Итак, предметные и метапредметные результаты обучения на уроках русского языка при реализации функционального подхода наглядны. В чем же состоит прагматическая цель знакомства учащихся с функциями грамматических форм в тексте и с моделями текстов в учебной деятельности? Этот речевой опыт играет роль базовых знаний в текстовой деятельности учащихся, если рассматривать работу с текстом как диалог ученика-читателя с писателем: автор воплотил свой замысел в художественной форме, используя языковые коды, а ученик, решая филологическую задачу о роли языковых средств как кода выражения авторской позиции, приходит к пониманию авторской точки зрения.

Роль ученика в данном процессе - это роль субъекта обучения: читая текст, учащиеся «узнают» модель/модели текстов, определяют тек-стообразующие и изобразительно-выразительные функции грамматических форм и, зная, что выбор грамматической формы зависит от авторской позиции, ищут знаки реализации авторского замысла, которые и выведут их на понимание смысла текста. Речевое развитие учащихся в методике реализации функционального подхода мы рассматриваем как изменение способности воспринимать художественный текст, оценивая целесообразность использования языковых средств, и создавать авторский текст, отбирая средства языка в соответствии с собственным замыслом. Это и есть личностные результаты обучения.

Таким образом, методика реализации функционального подхода при изучении морфологии отражает деятельностный подход к обучению русскому языку и является одним из перспективных направлений решения проблемы совершенствования коммуникативной компетенции учащихся, так как создает условия для повышения эффективности работы по речевому развитию учащихся через соединение линий языка и речи в процессе изучения грамматики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Еремеева, А. П. Грамматика и речь в преподавании русского языка [Текст]: моногр. / А. П. Еремеева. - Иваново: Юнона, 2012. - 264 с.

2. Алексеева, О. В. Функциональный принцип изучения морфологии в школьном курсе рус-

ского языка: монография [Текст] / О. В. Алексеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2010. - 186 с.

3. Баранов, М. Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков [Текст] / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. - 1993. -№ 3. - С. 36-43.

REFERENCES

1. Eremeeva A. P. Grammatika i rech v prepoda-vanii russkogo yazyka: monografiya, Ivanovo: Yunona, 2012. 264 p.

2. Alekseeva O. V. Funktsionalnyy printsip izucheni-ya morfologii v shkolnom kurse russkogo yazyka: monogr. Moscow: Izd-vo MGOU, 2010. 186 p.

3. Baranov M. T. Vybor uprazhneniy dlya formiro-vaniya umeniy i navykov. Russkiy yazyk v shkole. 1993, No. 3, pp. 36-43.

Алексеева Ольга Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы Воронежского государственного педагогического университета e-mail: [email protected]

Alekseeva Olga V., ScD in Education, Associate professor, Professor, Theory, History and methods of teaching Russian Language and Literature Department, Voronezh State Pedagogical University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.