Научная статья на тему 'Функциональные противоречия субъектов масложирового подкомплекса (ретроспективный анализ)'

Функциональные противоречия субъектов масложирового подкомплекса (ретроспективный анализ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСЛОЖИРОВОЙ ПОДКОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ / РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бунчиков Олег Николаевич, Мирошниченко Александр Александрович

В статье представлен ретроспективный обзор субъектного состава масложирового подкомплекса РФ в разрезе иерархических уровней. Данный подход позволил проследить изменения в структуре АПК и выявить особенности функционирования ключевых звеньев системы управления масложировым подкомплексом. Результатом исследования является авторская группировка функциональных противоречий субъектов подкомплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональные противоречия субъектов масложирового подкомплекса (ретроспективный анализ)»

УДК 658.511.637

Бунчиков Олег Николаевич

доктор экономических наук,

профессор кафедры экономики и управления, профессор Ростовского государственного экономического университета . Донской государственный аграрный университет bunchikov. oleg@mail .ru

Мирошниченко Александр Александрович

соискатель кафедры экономики и управления .

Донской государственный аграрный университет

sashuha@mail.ru

Oleg N. Bunchikov

Doctor of economic Sciences,

Professor, Department of Economics and management

Don state agrarian University

Professor Rostov state University of Economics

sashuha@mail.ru

A.A. Miroshnichenko

Applicant of the Department of Economics and management Don state agrarian University bunchikov. oleg@mail .ru

Функциональные противоречия субъектов масложирового подкомплекса

(ретроспективный анализ)

Functional contradictions of constituent entities of oil and fat subcomplex

(retrospective analysis)

Аннотация: В статье представлен ретроспективный обзор субъектного состава масложирового подкомплекса РФ в разрезе иерархических уровней. Данный подход позволил проследить изменения в структуре АПК и выявить особенности функционирования ключевых звеньев системы управления масложировым подкомплексом. Результатом исследования является авторская группировка функциональных противоречий субъектов подкомплекса.

Ключевые слова: масложировой подкомплекс, сельское хозяйство, экономика отрасли, ретроспективный анализ, функциональные противоречия

Summary: The article presents a retrospective overview of the subject composition of oil and fat subcomplex of the Russian Federation in the context of hierarchical levels. This approach allowed us to trace changes in the structure of agriculture and to reveal the peculiarities of functioning of key elements of the management system of oil and fat subcomplex. The result of this research is the author's grouping of the functional contradictions of constituent entities of the subcomplex.

Keywords: oil and fat subcomplex, agriculture, economy industry, retrospective analysis, functional contradictions.

Сложившаяся модель управления агропромышленным комплексом в целом и масложировом подкомплексе в частности представляет собой совокупность субъектно-объектных взаимосвязей различного уровня и характера. Связи формируются и развиваются по различной траектории, в результате поликомпонентного сочетания социальных, экономических, экологических, правовых, институциональных факторов. В связи с этим, целевые ориентиры модели имеют ситуативный разнонаправленный характер, однако генеральная цель остается постоянной - продовольственное обеспечение территории.

В иерархичной системе управления масложировым подкомплексом выделим следующие уровни: федеральный, региональный, муниципальный. На федеральном уровне реализуется политики институционально-правового обеспечения, данный уровень является отправной точкой для последующего управления АПК на нижестоящих ступенях власти. Реализация многоэтапной аграрной реформы с 2006 года позволило значительно стабилизировать и нивелировать последствия перехода на рыночную экономику в сфере АПК.

Региональные органы управления в части полномочий обладают определенными возможностями разрабатывать и дополнять федеральные программы и стратегии. При этом по интенсивности управления региональную политику можно разделить на доминирующую и пассивно-остаточную. Доминирующая политика связана с внешнеэкономической деятельностью, как прямого так и косвенно воздействуя по политическую внешнеэкономическую ситуацию, органы власти регулируют направления и объемы торговых операций. Пассивно- остаточная превалирует во многих сферах функционирования предприятий АПК: ценообразование; социальное обеспечение сельских территорий, качество образования специалистов; популяризация агропроизводства; сохранение целостности и самобытности сельских территорий, прямые меры поддержки. [2]

Муниципальные органы власти выполняют посредническую функцию между вышестоящими властными структурами и непосредственно субъектами масложирового подкомплекса в части реализации программно-целевых мер и распределения бюджетных ассигнований.

Обоснуем основные направления, реализуемые в рамках процесса управления масложировым подкомплексом (МП):

-Координирующий процесс связан с формированием институциональных, экономических, инфраструктурных оболочек комплекса территории;

-Стимулирующие процессы реализуются через программно-целевые механизмы, разработанные по принципу единого шаблона федеральным центром, и предоставляет возможность региональным органам управления корректировать необходимые направления;

- Обеспечение. Данные процессы направлены на оснащение предприятий подкомплекса необходимым ресурсным обеспечением для полноценной деятельности. Реализуются через сеть контрагентов и органы власти.

- Контроль направлен на постоянное курирование реализуемых проектов, целевое расходование денежных средств, а также направление деятельности субъектов в правовое русло.

Вся совокупность уровней и процессов оказывает

Для формирования субъектного состава на современном этапе необходимо провести ретроспективный обзор (таблица 1.2.1).

Таблица 1 - Ретроспективный обзор субъектного состава масложирового подкомплекса в РФ. [3,4]

Периоды функционирова ния АПК Наименование субъектов

1946-1980 Министерство сельского хозяйства СССР: Главное управление зерновых и масличных культур, Главное управление технических культур, Главное управление субтропических культур, садоводства и виноградарства; Управление МТС; Главное управление животноводства; Государственная комиссия по сортоиспытанию зерновых культур; Государственная комиссия по сортоиспытанию технических культур.Республиканские министерства сельского хозяйства; краевые и областные управления сельского хозяйства;районные отделы сельского хозяйства. Колхозы, совхозы. Мин. заготовок СССР с 1953 года; Министерство совхозов СССР; Министерство пищевой промышленности СССР

1980-1991 С 1985 года Госагропром СССР: Министерство сельского хозяйства, Министерство плодоовощного хозяйства, Министерство мясной и молочной промышленности, Министерство пищевой промышленности, Министерство по производственно-техническому обеспечению (ликвидировано в 1989 году). Республиканские министерства сельского хозяйства; краевые и областные управления сельского хозяйства;районные отделы сельского хозяйства. Производственные объединения: колхозы, совхозы, предприятия пищевой промышленности, научно-исследовательские лаборатории. Министерство хлебопродуктов СССР до 1989 года, Государственная комиссия Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам. Колхозные рынки.

1991-2001 Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, позднее Министерство сельского хозяйства РФ: Министерства сельского хозяйства республик ; Управления (департаменты) сельского хозяйства краем, областей и автономных образований; районные управления сельского хозяйства. Фонд земли. Налоговые органы. Сельскохозяйственные предприятия (акционерные общества), КФХ, малые с/х кооперативы, животноводческие коллективы, ЛПХ, ассоциации КФХ Предприятия пищевой промышленности, предприятия промышленного производства (обслуживающие АПК), предприятия -закупщики. Транспортные организации, научно-исследовательские учреждения.

2001-по н.в. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ до 2000 года, Министерство сельского хозяйства РФ: Департамент экономики и государственной поддержки АПК; Департамент бюджетной политики и государственных закупок; Департамент научно-технологической политики и образования; Департамент регулирования рынков АПК; Департамент растениеводства, механизации, химизации и защиты растений;

Департамент мелиорации; Департамент

пищевой и перерабатывающей промышленности; Департамент животноводства и племенного дела; Департамент ветеринарии; Департамент развития сельских территорий; Департамент международного сотрудничества; Департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности; Департамент правового обеспечения; Департамент регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры

(рыбоводства); Департамент информационной политики и специальных проектов; Департамент развития и управления государственными информационными ресурсами АПК . Региональные министерства сельского хозяйства. Территориальные управления (отделы) сельского хозяйства. Налоговые органы. Таможенные органы.

Сельскохозяйственные предприятия (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью), КФХ, с/х кооперативы (производственные), ЛПХ, сельскохозяйственные кластеры, альянсы, агрохолдинги.

Предприятия смежных отраслей (животноводство, рыбное хозяйство), предприятия пищевой промышленности, Предприятия сферы торговли, Торговые площадки, кооперативы торговые и обслуживающие.

Транспортные компании, предприятия, оказывающее консультационно-информационные услуги и услуги по хранению о первичной обработке готовой продукци, кредитно-банковские учреждения. Научно-исследовательские учреждения. Некоммерческие союзы и ассоциации. Юридические службы.

- Первый период с 1946- 1980 годы. Особенности: тотальная коллективизация, контроль со стороны государственных надзорных органов над объемами производства и направлениями использования. Заготовительные службы являлись единственными точками отгрузки. Производственный процесс уравнял всех агропроизводителей в рамках колхозной и совхозной системы, производство было дифференцировано. Растениеводство являлось прочной кормовой базой для животноводческой отрасли. Пищевая промышленность получало сырье в объемах строго установленных планами производства. Основной задачей аграрного сектора было восстановление довоенных объемов производства и сокращение уровня дефицита.

Субъектный состав на данном этапе представлен органами государственной власти, контрольно-надзорными управлениями, производственное звено составляли колхозы и совхозы, звено реализации смежные отрасли и заготовительные органы.

- Второй период с 1980-1991 гг. Особенности: снижение финансирования аграрного сектора, увеличение расходов на военно-промышленный комплекс. Рост дефицитных явлений оказывал влияние и на сельское хозяйство в целом. Увеличивались объемы импортной сельскохозяйственной продукции. Субъектный состав на данном этапе представлен центральным органом Государственным агропромышленным комитетом СССР консолидирующим министерства. На региональном уровне функции министерств дублировали управления сельского хозяйства. Производственный процесс продолжает быть

коллективизирован, однако появляются первые формы интеграции в АПК в виде производственных объединений. Значимым новшеством явилась возможность реализации продукции на колхозных рынках. Процесс реализации продолжает быть полностью контролируемым государственными заготовительными службами.

- Третий период с 1991-2001 гг. Особенности: принятие новой нормативно-правовой базы регулирования деятельности АПК, становление рыночных отношений. Распад привычной производственно-сбытовой системы повлекло за собой спад объемов производства, значительный дефицит продовольствия в стране. Формируется новая институционально-экономическая среда функционирования АПК, интегрируемая в свободные рыночные отношения.

Субъектный состав: координирующую роль осуществляют государственные органы власти во главе с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РСФСР, позже Министерство сельского хозяйства РФ. В регионально- районной системе дублирующие функции осуществляют управления сельского хозяйства. Создается фонд земли, основной задачей которого является контрольно-ревизионного управления земельными ресурсами в условиях частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения. Производственный блок представлен новыми субъектами : сельскохозяйственные организации (раньше колхозы и совхозы), КФХ, животноводческие коллективы, ассоциации агропроизводителей, личные подсобные хозяйства были признаны неформальными агропроизводителями. Система реализации в условиях новой экономики выстраивались самостоятельно агропроизводителями как между собой, так и между предприятиями смежных отраслей, пищевой промышленности и предприятиями -перекупщиками. [1]

- Четвертый период с 2001- по настоящее время. Особенности: развитие сельскохозяйственного производства на базе малых форм хозяйствования, усовершенствование нормативно-правовой базы, постепенное обновление материально-технической базы, рост капитализации отрасли, введение политики импортозамещения, стимулирование и государственная поддержка агропроизводства.

Субъектный состав: государственные органы власти во главе с Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ осуществляют контрольную функцию, структура представляет собой сложную систему департаментов, разделенных по отраслевому и целевому признакам. В составе институциональной среды, регулирующей деятельность сельскохозяйственных производителей следует выделить налоговые органы по причине значительного количества агроформирований, осуществляющих деятельность и попадающих под сферу влияния налогового законодательства и таможенные органы в виду наращивания объемов внешнеэкономической торговли.

Непосредственно производственный процесс осуществляют сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм, КФХ, ЛПХ, производственные кооперативы. Развивается новый тип хозяйствования, базирующийся на интеграционных процессах, имеющий

научно-обоснованную систему функционирования - агрокластеры, альянсы , агрохолдинги.

Реализация готовой продукции осуществляется в разрезе предприятий смежных отраслей, а также большой объем отгружается на торговые площадки и для последующей продажи предприятиям- посредникам.

На данном этапе сформировался новый блок субъектов- контрагентов, осуществляющих обслуживание деятельности агропроизводителей: информационно-консультационные предприятия, предприятия первичной обработки хранения готовой продукции, денежно-кредитные учреждения, юридические службы и прочие.

Трансформация органов управления за рассматриваемый период, их многообразие, а также широкий перечень контрагентов с которыми в свою очередь взаимодействуют сельскохозяйственные производители составляют сложную сеть субъектов МП.

Авторское видение системы взаимосвязей, протекающих в МП состоит в выделении функциональных противоречий, оказывающих отрицательное воздействие на подкомплекс в частности и АПК в целом.

Для анализа противоречий субъектов масличного подкомплекса с позиций иерархического подхода следует выделить уровень иерархии и степень активности субъектов в этой цепочке. Также необходимо рассмотреть межуровневые конфликты, которые заключается в степени сформированных конкурентных преимуществ. Опираясь на данный подход нами были сделаны следующие выводы:

- противоречия на вышестоящих и нижестоящих уровнях могут дублировать друг друга, однако масштаб проблем имеет значительные различия. Решения институциональных проблем на низшем уровне (региональном) цепи представляет собой сложную процедуру, на внешнеэкономическом уровне многие вопросы регулируются федеральным и международным законодательством, тотальный контроль за исполнением позволяет снизить долю проблемных направлений.

- политическая конъюнктура отрицательно воздействует в большей степени на субъекты малого бизнеса, крупные предприятия с долгосрочными контрактными обязательствами застрахованы от воздействия внешней среды и могут нивелировать потери за счет диверсификации видов деятельности и направлений сотрудничества;

- государственное стимулирование на различных уровнях иерархии ограничено объемом финансирования и эффективностью деятельности ответственных структур, региональный уровень также имеет свою структуру, в рамках которой осуществляется взаимодействие органов власти и субъектов предпринимательства по вопросам поддержки и стимулирования.

На основе проведенного исследования необходимо сделать следующие выводы:

- нами были выделены три основных вида связей субъектов масличного подкомплекса в рамках функционирования в региональной среде: иерархический, межотраслевой, структурный;

- выявлены «конфликты интересов» между субъектами масличного подкомплекса, что позволит в дальнейшем сформировать блок инструментов, направленных на устранение данных противоречий;

- устранение противоречий сформирует равные условия функционирования предприятий масличного подкомплекса в системе АПК региона и повысить их эффективность.

Литература:

1. Агаркова, Л. В. Проблемы обеспечения устойчивого развития аграрной сферы / Л. В. Агаркова, Т. Г. Гурнович, А. С. Безлепко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5:Экономика. - 2010. - № 3. - С. 103-107.

2. Аржанцев, Д.А. Совершенствовать механизм управления государственными инвестициями в АПК / Д.А. Аржанцев// АПК: экономика, управление. - 2011. - № 3. - С. 90-93.

3. Измалков, А. А. Формирование стратегии развития регионального АПК / А. А. Измалков, К. С. Терновых // Перспективы развития национальных агропродовольственных систем в условиях ВТО : матер. Междунар. науч.-практ. конф. - Воронеж : ФГБОУВПО Воронежский ГАУ, 2014. - 390 с.

4. Кретинин, В. А. Региональная экономика и управление: переход к устойчивому развитию / В. А. Кретинин. - Владимир : Собор, 2007. - С. 136.

Literature:

1. Agarkova, L. V. problems of sustainable development of agrarian sphere / Agarkova L. V., T. G. gurnovich, A. S. Bezlepko // Bulletin of Adyghe state University. Series 5:Economics. - 2010. - No. 3. - P. 103-107.

2. Arzhantsev, D. A. Improving the mechanism of public investment management in agriculture / D. A. Arzhantsev// APK: economy, management. - 2011. - No. 3. - P. 90-93.

3. The Izmalkov, A. A. Formation of the development strategy of regional agriculture / A. A. Izmalkov, S. K. Ternovi // prospects of development of the national agrifood systems in the context of the WTO : mater. Intern. scientific. -pract. Conf. -Voronezh : FGBOU VPO Voronezh state agricultural UNIVERSITY, 2014. - 390p.

4. Kretinin, V. A. Regional Economics and management: transition to sustainable development / A. V. Kretinin. - Vladimir Cathedral, 2007. - P. 136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.