УДК 378.126
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОДУКТИВНОСТИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
© 2017
Чигишева Оксана Павловна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры образования и педагогических наук Академии психологии и педагогики Бондаренко Анна Валерьевна, магистрант кафедры образования и педагогических наук
Академии психологии и педагогики Солтовец Елена Маратовна, старший преподаватель кафедры английского языка гуманитарных факультетов Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации
Южный федеральный университет (344006, Россия, Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93 e-mail: [email protected])
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью мобилизации молодых кадров для дальнейшего развития российской науки и образования. Особый акцент переносится на формирование профессиональной, научной и интеркультурной компетентности, что подразумевает способность эффективно и адекватно реагировать на возникающие вызовы в ситуации интеркультурного научного взаимодействия, продуктивно функционировать в условиях усложняющихся требований международного рынка труда к степени инновационности результатов научной и интеллектуальной деятельности, а также уровню развития научно-образовательных систем отдельно взятой страны и мира в целом. В связи с этим данная статья направлена на выявление детерминант научно-исследовательской деятельности молодых ученых, наличие которых позволит им достичь успехов в построении исследовательской карьеры на международном уровне. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является системный подход, позволяющий комплексно рассмотреть взаимосвязь компонентов, характеризующих эффективно выполняемую научную деятельность. В статье проанализированы существующие методологии оценки результатов научной деятельности ученых, выявлены показатели продуктивности научно-исследовательской деятельности молодых ученых, применяемые государственными, коммерческими и некоммерческими организациями, описаны классификации данных показателей, обосновано введение в качестве индикаторов продуктивности таких функциональных показателей как уровень публикационной активности, а также наличие определенных профессиональных навыков и лидерских качеств.
Ключевые слова: молодой ученый, карьера исследователя, детерминанты научно-исследовательской деятельности, функциональные показатели, стипендии, гранты, научные публикации, публикационная активность, профессиональные навыки, научное лидерство.
FUNCTIONAL RESEARCH AND SCIENTIFIC PRODUCTIVITY INDICATORS
OF YOUNG RESEARCHERS
© 2017
Chigisheva Oksana Pavlovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor
of the department of educatyion and pedagogical sciences at the Academy of psychology and pedagogy Bondarenko Anna Valerievna, master student of the department of educatyion and pedagogical sciences
at the Academy of psychology and pedagogy Soltovets Elena Maratovna, senior lecturer of the department of English for humanities at the Institute of philology, journalism and intercultural communication Southern Federal University (344006, Russia, Rostov-on-Don, Universitetskiy st., 93, e-mail: [email protected])
Abstract. The relevance of the study is determined by the need to mobilize young research staff for future development of Russian science and education. Particular emphasis is placed on the formation of professional, scientific and intercultural competence that means the ability to respond effectively and adequately to the emerging challenges in the situation of intercultural research interaction, efficiently function in the context of increasing demands at the international labor market to the innovation level of research and intellectual activity results as well as scientific and educational systems' development of a separately taken country and the whole world. In this regard, the article is aimed at identifying the determinants of scientific and research activity of young researchers that enable them to achieve success in building a research career at the international level. A leading approach to the study of this problem is a system approach that allows a comprehensive overview of the components' interconnection for effectively performed research activities. The article analyzes existing methodologies for assessing the results of researchers' scientific activity, identifies productivity indicators of scientific and research activity of young researchers used by the state, commercial and non-governmental organizations, describes the classification of these indicators, justifies the introduction of such functional productivity indicators as the level of publication activity as well as the presence of certain professional skills and leadership qualities.
Keywords: young researcher, research career, determinants of scientific and research activity, functional indicators, scholarships, grants, research publications, publication activity, professional skills, research leadership.
Привлечение молодых перспективных ученых в отечественную высшую школу - это одна из основных задач, стоящих перед правительством, образовательными, коммерческими и некоммерческими организациями. Одним из направлений решения этой задачи является финансовая помощь исследователям для реализации их потенциала.
Со стороны государства финансовая помощь оказывается через выплату стипендий (академические, социальные, повышенные, стипендии Президента Российской Федерации молодым ученым и аспирантам), грантов (гранты Российского фонда фундаментальных исследований «Мой первый грант», «Ведущие молодежные коллективы»), премий (премия Президента Российской
Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых, премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники для молодых ученых).
Оказавшись в фокусе внимания специалистов в области оценки эффективности научной политики, продуктивность ученых была избрана в качестве основного критерия для государственного инвестирования в науку [1, с. 41; 2; 3; 4]. Однако, если детерминанты продуктивности вузовских ученых рассматривались российскими и зарубежными авторами довольно подробно, то показатели продуктивности молодых исследователей - тема мало изученная в российском педагогическом дискурсе
[5; 6].
Важность оценки эффективности научной деятель-
ности как отдельных ученых, так и организаций, регионов и стран в целом для улучшения управления научными исследованиями отмечалась во многих зарубежных публикациях [7; 8; 9].
А. Рамеш Бабу и Ю.П. Синг в своем исследовании выделили 11 факторов, влияющих на научную продуктивность ученых. К этим факторам были отнесены следующие: настойчивость, наличие ресурсов, доступ к источникам, инициативность, интеллект, креативность, способность к обучению, лидерские качества, карьерные перспективы, ориентация на внешний рынок и профессиональная компетенция [10, с. 309].
Ряд авторов факторы продуктивности классифицировали по различным группам [11; 12]. Приведем примеры нескольких таких классификаций. А. Бонаккорси и Л. Секонди выделили следующие группы:
- институциональные дескрипторы - правовой статус, год основания и т.п.;
- географические дескрипторы - местоположение вуза;
- образовательная деятельность - данные о студентах и выпускниках по уровню образования, области образования, полу, гражданству;
- научно-исследовательская деятельность;
- академический и неакадемический персонал [13].
Согласно классификации М.Н. Михалевой показатели продуктивности были разделены на следующие три группы:
- публикационная активность института;
- признание научным миром лидерского потенциала;
- научно-коммуникационная активность [11].
В качестве индикатора первой группы выступает число публикаций в Web of Science или Scopus, второй группы - доля ученых, получивших престижные российские и международные премии, стипендии, другие награды за последние 5 лет, число пленарных докладов сотрудников института на научных мероприятиях, третьей группы - число проведенных учреждением научных конференций и других научных мероприятий [6].
Рассматриваемые в литературе многочисленные факторы, определяющие продуктивность научной деятельности, можно разделить на три основные категории: индивидуальные характеристики ученых, показатели финансирования и организационный контекст [1, с. 42].
М. Квиек на основе анализа литературных источников выделила три теории, определяющие законы продуктивности ученых.
Согласно первой теории, авторами которой являются С. Коул и Дж. Коул, мотивация ученого является определяющим фактором его продуктивности. Вторая теория («эффект накопленного преимущества», автор - Р. К. Мертон) гласит, что ученые, успешно начавшие свою карьеру, со временем будут еще более продуктивными.
Однако в соответствии с третьей теорией («теория максимизации полезности», автор - М. Квиек) продуктивность научной деятельности ученого будет расти до достижения им позиции «выдающийся ученый», а затем она будет сокращаться [12].
Существует два основных подхода для оценки индивидуального уровня продуктивности ученого: качественный и количественный. Первый подход заключается в выявлении выдающихся ученых и глубинном их интервьюировании.
Качественные исследования содержат большое количество поезной и ценной информации и иллюстрируются яркими индивидуальными примерами [12]. Во втором подходе происходит изучение количественных материалов (статей, обзоров и т.д.).
В последнее время попытки более широкого внедрения количественных показателей в практику оценки деятельности российских научных организаций, коллективов и отдельных ученых встречают возражения, которые указывают на различные недостатки этих пока-430
зателей [14, с. 17]. Среди недостатков использования количественного способа основными являются: трудность использования данных индикаторов при сравнении ученых из разных научных областей и разных возрастных категорий.
А. Бонаккорси и Л. Секонди использовали многоуровневую систему оценки, которая включала в себя такие параметры, как научная область, уровень подразделения, университетский уровень и региональный уровень. Была доказана зависимость более низких (уровень подразделения) от более высоких параметров (университетский и региональный уровни) [13]. В данную систему оценки также можно добавить и индивидуальный уровень конкретного ученого.
Касаемо молодых ученых, в зарубежной литературе в качестве основного критерия продуктивности научной деятельности была выделена позиция - публикация в научных журналах, в качестве второстепенных критериев указываются следующие: количество цитаций, участие в научных конференциях, проведение диссертационного исследования [15]. Российские авторы, исходя из рассмотренной модели «выходных характеристик» специалиста высшей квалификации, предложили следующие основные критерии для формализованной оценки продуктивности научной работы аспирантов и степени доведения ее результатов до потенциальных пользователей:
- наличие статей в реферируемых российских и зарубежных научных журналах и изданиях;
- участие в международных и всероссийских научных конференциях;
- наличие внешней финансовой поддержки научной работы, по тематике которой готовится диссертация [16, с. 23].
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.12.2016 № 1390 «О формировании стипендиального фонда» повышенная академическая стипендия выплачивается студентам, имеющим достижения в одной или нескольких областях деятельности: учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной [17]. Кроме того, согласно данному постановлению было выделено три группы критериев для получения повышенной академической стипендии в научно-исследовательской деятельности, а именно:
- за результаты научно-исследовательской работы (свидетельство, патент, награда);
- наличие публикаций (в международном, всероссийском, ведомственном или региональном издании, в издании учреждения высшего профессионального образования или иной организации);
- публичные представления (выступления с докладом (сообщением) на конференции, семинаре и ином международном, всероссийском, ведомственном, региональном мероприятии, проводимом учреждением высшего профессионального образования, общественной или иной организацией) [17].
Рассмотрим, какие именно критерии научно-исследовательской деятельности необходимы для получения повышенной академической стипендии в вузах России. Для анализа были выбраны вузы, занимающие лидирующие позиции в рейтинге вузов России по уровню научно-исследовательской деятельности, а именно: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Национальный исследовательский Томский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет [18].
В Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова в первой группе наибольшее количество баллов соответствует следующим критериям: получение студентом награды (приза: медаль, премия, Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
диплом, грамота и др.) (победитель), за результаты научно-исследовательской работы (доклада), проводимой студентом, - международный уровень; во второй группе
- наличие публикации (международный уровень) [19].
Положение «О назначении повышенной государственной академической стипендии обучающимся НИЯУ МИФИ» устанавливает, что позиции «награды (призы) за результаты научно-исследовательской работы (победитель международного уровня)» и «публикации в рецензируемых журналах из списка ВАК» являются лидирующими по количеству баллов в первой и второй группах соответственно [20].
Согласно Информационной карте соискателя повышенной стипендии Национального исследовательского Томского государственного университета в первой группе наибольший весовой коэффициент имеет критерий «награды по итогам конкурса на соискание медали РАН, Премии законодательной Думы ТО, Премии ТО в сфере образования, науки <...> стипендии Губернатора ТО, муниципального образования "ГОРОД ТОМСК". гранта на выполнение научно-инновационной работы по программе "УМНИК"», во второй группе - «наличие публикаций в ведущих научных изданиях, входящих в базы Scopus или Web of Science», в третьей группе - «публичное представление за рубежом» [21].
В Санкт-Петербургском государственном университете установлены следующие критерии: в первой группе
- «награда (приз) за результаты научно-исследовательской работы, проводимой студентом (лично, победитель), наличие патента свидетельства или собственный грант на выполнение научно-исследовательской работы», во второй группе - «публикация в зарубежном издании, индексируемом Scopus (квартиль 1-3) и (или) WoS» [22].
Согласно шкале оценки достижений обучающихся в научной деятельности Новосибирского национального исследовательского государственного университета критерий «наличие патента» лидирует в первой группе, критерий «публикация рецензируемой статьи в журнале, реферируемом WebSci или Scopus» - во второй, критерий «выступление с устным докладом на международной научной конференции, не являющейся студенческой (при наличии опубликованных тезисов), на иностранном языке - в третьей.
Стоит отметить, что в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете критерии зависят от групп образовательных программ.
В данной статье были приведены критерии для обучающихся по образовательной программе «История» (магистратура 1-2 курс). В таблице 1 приведены величины весомых коэффициентов (баллов) лидирующих критериев каждой группы перечисленных выше вузов.
Таблица 1 - Величины весомых коэффициентов (баллов) лидирующих критериев каждой группы показателей продуктивности научно-исследовательской деятельности некоторых вузов России [19-24]
Вуз Весомый коэффициент (баллы) лидирующего критерия группы 1 Весо^гый коэффициент (баллы) лидирующего критерия группы 2 Весомый коэффициент (баллы) лидирующего критерия группы 3
МГУ 70 so -
МИФИ 19 60 -
1ГУ 15 15 3
СПоГУ 10 22 -
НГУ 20 19 18
Рисунок 1 - Общее количество студентов СПбГУ, претендующих на получение повышенной государственной академической стипендии, в период с 2013 по 2017 г. [22]
Публикационная активность в ведущих мировых журналах также является одним из критериев в конкурсе на получение стипендии Президента Российской Федерации молодым ученым и аспирантам. На рисунке 2 хорошо виден рост количества претендентов на получение данной стипендии.
2907
1876
137J_Я
I i
Конкурс 2012-2014 Кошурс2013-2015Конжурс2015-2017 Конкурс 2016-201S
года года года года
Рисунок 2 - Количество поданных заявок на получение стипендии Президента РФ молодым ученым и аспирантам с 2012 по 2016 г. [25]
Среди научных публикаций важными наукометрическими показателями являются публикации, индексируемые в таких научных базах, как Scopus и Web of Science. На рисунке 3 показана динамика роста данного показателя у молодых ученых - грантополучателей стипендии Президента РФ.
13927
11873
1600 ¿УЪХ) 2239 2341
12014 г. 12016 г.
Публикационная активность молодых ученых является наиболее весомым критерием в большинстве вузов для получения повышенной академической стипендии по результатам научно-исследовательской деятельности.
Молодые ученые активно подают заявки на получение государственной повышенной академической стипендии. На рисунке 1 показано общее количество студентов СПбГУ, претендующих на получение повышенной государственной академической стипендии в период с 2013 по 2017 г._
Публикаций ес его Публикаций Scopus Публикаций WoS
Рисунок 3 - Динамика роста количества научных публикаций молодых ученых-грантополучателей стипендии Президента РФ за 2014 и 2016 гг. [25]
Финансовую помощь в реализации исследовательского потенциала молодым ученым оказывают различные фонды и организации (Таблица 2), использующие собственные функциональные критерии оценки научной продуктивности.
Таблица 2 - Критерии, используемые фондами и организациями при оценке научных достижений и влияющие на получение грантов и стипендий молодыми учеными [26, 27, 28, 29]
Фонд / организация Группы критериев
Благотворительный фонд Владимира Потанина академический потенциал, интеллектуальный и творческий потенциал, лидерский потенциал, социальная и личная ответственность
Оксфордский Российский Фонд уровень научной деятельности студента, профессиональные качества студента, ведение студентом общественной работы и собственных проектов, профессиональные аспекты и реалистичность карьерных и личных планов студента
Банк «Центр-инвест» совместно с фондом целевого капитала «Образование и наука ЮФО» успеваемость, научные достижения, социальная активность, уровень знаний и предпринимательский потенциал
ОАО «Концерн Росэнергоатом» прохождение практики в филиалах концерна - атомных станциях; победы в конкурсах научных студенческих работ и конкурсах профессионального мастерства; научно-исследовательская деятельность
Среди критериев появляются профессиональные навыки и лидерские качества, которые играют важную роль в развитии дальнейшей карьеры молодого ученого. Средний возраст исследователя в России на данный момент составляет 47 лет, средний возраст исследователя - кандидата наук - 51 год [30]. При этом в 1994 году минимальное значение величины среднего возраста исследователя в России составляло 45 лет.
Очевидно, что для привлечения молодых ученых в российскую научную и образовательную сферы необходимо создать благоприятные условия для развития их успешной исследовательской карьеры. Таким образом, вузы должны обладать достаточными кадровыми и финансовыми ресурсами. Помимо этого, представителям вузов следует принимать более активное участие в определении критериев оценки функциональной продуктивности научно-исследовательской деятельности молодых ученых на федеральном уровне, что должно происходить с учетом международных трендов в этой сфере.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Джейкоб Д., Ла-мари М. Детерминанты продуктивности научных исследований в сфере высшего образования: эмпирический анализ // Форсайт. 2012. Т. 6. № 3. С. 40-50.
2. Чигишева О.П. Современная наука и образование: прогресс или регресс? Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы сборник научных трудов. Москва, 2015. С. 181-188.
3. Чигишева О.П. Европейская рамка научных квалификаций. Вместо предисловия. Наука сегодня: Коллективная монография в 9-ти томах. Под научной редакцией О. П. Чигишевой. Ростов-на-Дону, 2013. С. 5-9.
4. Чигишева О.П. Образование для устойчивого развития в современном глобализирующемся мире // Общественные науки. 2010. № 6. С. 157-162.
5. Чигишева О.П., Солтовец Е.М., Бондаренко А.В. Роль формальной и информальной составляющих в повышении функциональной иноязычной грамотности ППС ЮФУ: результаты анкетирования Международный журнал экономики и образования. 2016. Т. 2. № 3. С. 7-21.
6. Чигишева О.П., Солтовец Е.М. Бондаренко А.В. Интерпретационное своеобразие концепта «функциональная грамотность» в российской и европейской теории образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/45PDMN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
432
7. Azoulay P., Graff Zivin J.F., Monso G. Incentives and creativity. Evidence from the academic life sciences // Rand Journal of Economics. 2011. №42(3). P. 527-554.
8. Gonzalez-Brambila C., Veloso F.M. The determinants of research output and impact. A study of Mexican researchers // Research Policy. 2007. №36. P. 1035-1051.
9. Oettl A. Reconceptualizing stars. Scientist helpfulness and peer performance // Management Science. 2012. №58(6). P. 1122-1140.
10. Ramesh Babu A., Singh Y.P. Determinants of Research Productivity // Scientometrics. 1998. № 43(3). P. 309-329.
11. Михалева М. Н. Эффективность научных исследований в контексте воспроизводства научного лидерства // Социологические исследования. 2016. № 3. С. 54-65.
12. Kwiek M. The European Research Elite. A Cross-National Study of Highly Productive Academics in 11 Countries // Higher Education. 2016. Volume 71. Issue 3. P. 379-397.
13. Bonaccorsi A., Secondi L. The determinants of research performance in European universities: a large scale multilevel analysis // Scientometrics. 2017. Volume 112. Issue 3. P. 1147-1178.
14. Ушаков Д.В., Юрьевич А.В., Гаврилова Е.В., Голышева Е.А. Публикационная активность и цитируе-мость ученых: различия научных областей и возрастных когорт // Социология науки и технологий. 2015. № 1. С. 16-28.
15. Obuku E. A., Lavis J. N., Kinengyere A., Mafigiri D. K., Sengooba F., Karamagi C., Sewankambo N. K. Academic research productivity of postgraduate students at Makerere University College of Health Sciences, Uganda, from 1996 to 2010: a retrospective review // Health Research Policy and Systems. 2017. № 15. P. 30.
16. Бедный Б., Миронос А., Серова Т. Продуктивность исследовательской работы аспирантов (наукометрические оценки) // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 20-36.
17. Постановление Правительства Российской Федерации «О формировании стипендиального фонда» от 17.12.2016 № 1390 (вместе с «Правилами формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета», «Нормативами для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета»). Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_209143/ (дата обращения: 08.09.2017).
18. Рейтинг лучших вузов России по уровню научно-исследовательской деятельности. Режим доступа: https://raexpert.ru/rankingtable/university/2017/tab04_(дата обращения: 08.09.2017).
19. Методические рекомендации о назначении повышенных государственных академических стипендий студентам исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Режим доступа: https://hist.msu.ru/ upload/iblock/7ed/PGAS-092017.pdf (дата обращения: 09.09.2017).
20. Официальный сайт Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Режим доступа: https://mephi.ru/obrdeyat/Stipendia/ (дата обращения: 09.09.2017).
21. Информационная карта соискателя повышенной стипендии Национального исследовательского Томского государственного университета. Режим доступа: http://www.tsu.ru/upload/medialibrary/c98/prikaz-povyshennaya-stipendiya-2017_18-1-sem..pdf (дата обращения: 09.09.2017).
22. Приказ «Об утверждении системы критериев формирования рейтингов студентов для назначения государственной академической стипендии в повышенном размере в первом семестре 2017-2018 учебного года» от 03.10.2017 № 9923/1. Режим доступа: http://students.spbu. ru/mmen-stipendii/stipendii/povyshennaya-akademicheskaya-
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
stipendiya/3 209-studencheskij-sovet-predstavil-predlozheniya-po-kriteriyam-naznacheniya-akademicheskoj-stipendii-v-povyshennom-razmere-v-osennem-semestre-2017%E2%80%932018-uchebnogo-goda.html (дата обращения: 10.09.2017).
23. Рейтинг лучших вузов России по уровню научно-исследовательской деятельности. Режим доступа: https://raexpert.ru/rankingtable/university/2017/tab04 (дата обращения: 10.09.2017).
24. Шкала оценки достижений обучающихся в научной деятельности Новосибирского национального исследовательского государственного университета. Режим доступа: http://www.nsu.ru/povyshennaya_ stipendiya_(дата обращения: 10.09.2017).
25. Статистика по конкурсу стипендий 2016 года. Режим доступа: https://grants.extech.ru/grants/statistika_u. php?year=2016&mlevel=5-3-1-0 (дата обращения: 10.09. 2017).
26. Официальный сайт Благотворительного фонда Владимира Потанина. Режим доступа: http://stipendia.ru/ stipend_(дата обращения: 11.09.2017).
27. Официальный сайт ОАО «Концерн Росэнергоатом». Режим доступа: www.rosenergoatom.ru/ (дата обращения: 11.09.2017).
28. Официальный сайт Фонда целевого капитала «Образование и наука ЮФО». Режим досткпа: http:// education.southofrussia.ru/ (дата обращения: 11.09.2017).
29. Положение о стипендии Оксфордского Российского Фонда (Великобритания) для студентов российских университетов на 2017-2018 учебный год. Режим доступа: http://oxfordrussia.ru/for-students/ (дата обращения: 11.09.2017).
30. Индикаторы науки: 2017: статистический сборник / Ю. Л. Войнилов, Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2017. 304 с.
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ N 17-3601125 «Функциональная грамотность научно-педагогических кадров высшей квалификации в России и Великобритании: результаты международного компаративного исследования».
Статья поступила в редакцию 02.11.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017