Научная статья на тему 'Функциональные особенности вставных конструкций в лирике А. Белого'

Функциональные особенности вставных конструкций в лирике А. Белого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
105
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / СИНТАКСИС / АНДРЕЙ БЕЛЫЙ / ЛИРИКА / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / СРАВНЕНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / ПЕРСОНАЖ / IN-CONSTRUCTIONS / SYNTAX / ANDREY BELYJ / LYRICS / THE EMOTIONAL-ESTIMATED INFORMATION / COMPARISON / THE ART TEXT / THE CHARACTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кулаковский Михаил Николаевич

В статье рассматриваются основные особенности использования вставных конструкций в лирике Андрея Белого, определяются их наиболее характерные функции и роль в общей структуре художественного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional Features of In-Constructions in Andrey Belyj 's Lyric Poetry

In the article the basic features of use of in-constructions in Andrey Belyj's lyric poetry are considered, their most typical functions and the role in the general structure of the art text are defined.

Текст научной работы на тему «Функциональные особенности вставных конструкций в лирике А. Белого»

Функциональные особенности вставных конструкций в лирике Андрея Белого

М. Н. Кулаковский

В статье рассматриваются основные особенности использования вставных конструкций в лирике Андрея Белого, определяются их наиболее характерные функции и роль в общей структуре художественного текста.

Ключевые слова: вставные конструкции, синтаксис, Андрей Белый, лирика, эмоционально-оценочная информация, сравнение, художественный текст, персонаж.

Functional Features of In-Constructions in Andrey Belyj's Lyric Poetry

M. N. Kulakovsky

In the article the basic features of use of in-constructions in Andrey Belyj's lyric poetry are considered, their most typical functions and the role in the general structure of the art text are defined.

Key words: in-constructions, syntax, Andrey Belyj, lyrics, the emotional-estimated information, comparison, the art text, the character.

Вставные конструкции играют важную роль в структуре прозаических текстов. Активно они используются и в прозе А. Белого. Для лирики же в целом вставочность менее характерна, поскольку она нарушает ритмико-интонационную целостность поэтического текста. Именно поэтому экспрессивность вставок в поэзии проявляется более отчетливо. Цель нашего исследования - проследить, какие функциональные особенности употребления вставных конструкций сохраняются в лирике А. Белого.

Как и в прозе, характерным является использование вставок, детализирующих портрет персонажа.

«...Мы - умерли, Мы -Поверья:

Нас кроют столетий рвы».

Пошел...

(Закачались

Перья

Вкруг его стальной головы.)

(Перед старой картиной)

Подобная деталь в поэзии А. Белого часто связана с описанием воротника персонажа.

Идет (приподнял ворот) К дежурству - изнемочь. Вдали уездный город Кидает светом в ночь.

(Телеграфист)

Кто там, всклокоченный шинелью, Скрыв озабоченный свой взор, Прошел пророческой метелью (Седою головой - в бобер).

(Первое свидание)

Актуализация определенной детали может переплетаться с общим метафорическим контекстом, с одной стороны - конкретизируя зрительный образ, а с другой - распространяя метафору и на другие детали.

Мои мистические дали Смычком взрывались заливным, Смычком плаксивым и родным -Смычком профессора Гржимали: Он под Васильем Ильичом

(Расставив ноги калачом), -Который, -

- чаля из эонов На шар земной - объятый тьмой, Рукою твердой на тромбонах Плывет назад - в Москву, домой...

(Первое свидание)

Менее характерным является использование вставок, указывающих на физическое или психическое состояние персонажа. При этом они обычно мотивируют определенные действия героя.

На умирающей заре Упала (тяжко ей и дурно) В сырой росе, как серебре, Над беломраморною урной.

(Судьба)

Сон персонажа или лирического героя также может быть объектом детализации во вставной конструкции, которая не только конкретизирует создаваемый образ, но и переводит его в метафорический план восприятия.

Я засыпал... (Стремительные мысли Какими-то спиралями неслись; Приоткрывалась в сознающем смысле Сознанию неявленная высь).

(Дух)

Вставная конструкция может отсылать читателя к определенной ситуации, связанной с описываемым персонажем. При этом наблюдается переключение временного плана, которое может сопровождаться эмоциональным авторским комментарием или оценкой.

О. М., жена его, - мой друг, Художница -- (в глухую осень

Я с ней... Позвольте - да: лет восемь По вечерам делил досуг).

(Первое свидание)

Оценка, характеризующая определенное действие, может быть усилена с помощью актуализации его результативности.

Сердит, убит и возмущен Тем, что природа не воскресла,

Что сеют те же господа Атомистические бредни, Что декаденты - да, да, да! -Свершают черные обедни (Они пустое решето: Козлят не с Музой - с сатирессой, И увенчает их за то Патриотическая пресса)...

(Первое свидание)

Достаточно типичным для лирического текста является присутствие во вставных конструкциях эмоционально-оценочной информации. Чаще всего вставки передают авторские восклицания по поводу информации, представленной в основном контексте.

Душа, Ты - свет.

Другие - (нет и нет!) -

В стихиях лет:

Поминовенья света...

Другие - нет... Потерянный поэт,

Найди Ее, потерянную где-то.

(Ты - тень теней)

При этом характерным способом усиления эмоциональности является повтор лексемы во вставке.

Так это ты (ужель, ужель!), Моя серебряная дева (Меня лизнувшая метель В волнах воздушного напева).

(Я это знал)

В качестве характеризующего элемента может употребляться и традиционная фразеологическая конструкция.

Не терпится кокетке (Семь бед - один ответ). Пришпилила к жилетке Ему ромашкин цвет.

(Поповна)

Эмоциональная информация, представленная во вставке, может характеризоваться синкретич-ностью, соединяя в себе оценку автора и персонажа.

Детишки бьются в школе Без книжек (где их взять!): С семьей прожить легко ли Рублей на двадцать пять...

(Телеграфист)

Характерной функцией вставных конструкций является организация сравнения.

Угрюмая, она

Сошла в угрюмой нощи:

Она, беспомощно

Склонясь на мшистый пень,-

Внемля волненью волн

(Как ропщут, взропщут рощи),-

В приливе тьмы молчит:

Следит, как меркнет день.

(Прости)

В лирическом тексте гораздо большую значимость приобретает созвучие сопоставляемых лексем.

И ночь встает: тенит, И тенью лижет ближе, Потоком (током лет) Замоет свет... Прости! Замоет током лет В пути тебя... Прости же -Прости!

(Прости)

В качестве актуализирующего средства могут использоваться синтаксический параллелизм и анафора.

И Благородное собранье, -

Как мир - родной (как мир весной),

Как старой драмы замиранье...

(Первое свидание)

Традиционно сравнение организует переход от информативного плана к метафорическому. В лирическом же тексте гораздо чаще может наблюдаться взаимодействие различных метафорических планов, представленных в основной части высказывания и во вставке.

Так это ты (ужель, ужель!), Моя серебряная дева (Меня лизнувшая метель В волнах воздушного напева)...

(Я это знал)

Интересно отметить, что в лирике А. Белого встречаются вставные конструкции, включающие несколько сравнений, выстраивающие их в цепочку развернутых метафорических образов.

Вы, сестры -- (Ты, Любовь - как роза, Ты, Вера,- трепетный восторг, Надежда -лепетные слезы, София - горний Сведенборг!)...

(Первое свидание)

Вставки могут актуализировать или переключать пространственно-временной план текста. При этом создаваемые образы времени приобретают самостоятельную художественную ценность.

Невзрачно

Сложимся под пологом окна,

Над Майей месячной, над брошенною

брызнью,-

Всего на миг один -

- (А ночь длинна -Длинна!) -Всего на миг один: Сияющею жизнью.

(Бессонница)

Кроме того, временное перемещение может быть подчеркнуто метафорическим.

Ты мне давно, давно знаком -(Знаком, быть может, до рожденья) -

180

М. Н. Кулаковский

Янтарно-розовым лицом, Власы колеблющим перстом...

(Вячеславу Иванову)

В других случаях может одновременно наблюдаться и изменение плана восприятия.

И - длиннополым сюртуком (Добычей, вероятно, моли) -Знаком до ужаса, до боли!

(Вячеславу Иванову)

Характерная для прозы функция уточнения в лирическом тексте представлена менее последовательно.

Что над Россией - тайный враг (Чума, монголы, эфиопы), Что земли портящий овраг Грызет юго-восток Европы...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Первое свидание)

При этом уточнение часто носит метафорический характер.

Душа. Метет душа, -Взметает душный полог, Воздушный (полог дней Над тайной тайн дневных).

(Прости)

Вставная конструкция может выполнять функцию замещения незначимого в рамках текста зрительного образа.

Да, - и опора в детской вере, И Провидения рука -На этой вычищенной двери Литая, медная доска: Михал Сергеич Соловьев (С таких-то до таких часов).

(Первое свидание)

В некоторых случаях автор может обратить внимание на речевое оформление высказывания.

Трех лет, ну право же-с, ей-богу-с,-Трех лет (скажу без лишних слов), Трех лет ему открылся Логос, Шести - Григорий Богослов...

(Первое свидание)

Следует отметить, что в лирическом тексте автор большее внимание уделяет фонетической организации вставки. В частности, значительно чаще используется повтор внутри вставной конструкции.

Не упадет на ваши бельма (Где жизни нет - где жизни нет!) -Не упадет огонь Сент-Эльма И не обдаст Дамасский свет.

(Первое свидание)

Кроме того, может быть использован и сквозной повтор.

Плыву туда - за дымку дней,-зову, За дымкой дней,- нет, не Тебя: былое,-Которое я рву (в который раз), Которое,- в который Раз восходит...

(Ты - тень теней)

Таким образом, проведенный анализ позволил выявить основные функциональные типы вставных конструкций в лирике А. Белого (детализация портрета персонажа, организация сравнения, передача эмоционально-оценочной информации) и показал, что употребление вставок определяется как индивидуально-авторскими стилевыми особенностями, так и общими тенденциями организации лирического текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.