Научная статья на тему 'Функциональные особенности сердечно - сосудистой системы учащихся 9 классов'

Функциональные особенности сердечно - сосудистой системы учащихся 9 классов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
406
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОВООБРАЩЕНИЕ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / ШКОЛЬНИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / CIRCULATION / CARDIO-VASCULAR SYSTEM / SCHOOLCHILDREN / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Грошева Е.Е., Сабурцев С.А., Сабурцев А.И., Мамонова С.Б.

В работе отражены результаты исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы школьников 9 классов Выявлены различия частоты сердечных сокращений между подростками разной тренированности и гендерной принадлежности в состоянии покоя. Адаптация к физической нагрузке у тренированных лиц мужского пола происходит с меньшим напряжением функции сердца и быстрым восстановлением. Наибольшая работоспособность сердца отмечена у тренированных подростков и лиц мужского пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Грошева Е.Е., Сабурцев С.А., Сабурцев А.И., Мамонова С.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональные особенности сердечно - сосудистой системы учащихся 9 классов»

УДК 612.176.2

Грошева Е.Е.1, Сабурцев С.А.2, Сабурцев А.И.3, Мамонова С.Б.4 ©

Преподаватель; 2кандидат биологических наук, доцент; 3кандидат биологических наук, доцент, 1,2,3 Арзамасский филиал ННГУ им. Лобачевского; Преподаватель, ГБОУ СПО НО

«Арзамасский медицинский колледж»

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО - СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

Аннотация

В работе отражены результаты исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы школьников 9 классов Выявлены различия частоты сердечных сокращений между подростками разной тренированности и гендерной принадлежности в состоянии покоя. Адаптация к физической нагрузке у тренированных лиц мужского пола происходит с меньшим напряжением функции сердца и быстрым восстановлением. Наибольшая работоспособность сердца отмечена у тренированных подростков и лиц мужского пола.

Ключевые слова: кровообращение, сердечно-сосудистая система, школьники, физическая активность.

Grosheva E.E.1, Saburau S.A.2, Saburau A.I.3, Mamonova S.B.4

1 2 3

Teacher; candidate of biological Sciences, associate Professor; candidate of biological Sciences,

1,2,3

associate Professor, , , Arzamas branch of Nizhny Novgorod state University. Lobachevsky; 4teacher, GBOU act BUT "Arzamas medical College"

FUNCTIONAL FEATURES OF CARDIO - VASCULAR SYSTEM

STUDENTS 9 CLASSES

Summary

The work shows the results of a study of the functional state of cardiovascular system of 9th grade students Identified differences in heart rate reduction needed between adolescents of different training and gender identity in state-anii rest. Adaptation to physical exercise in trained males of origin-go with the lower voltage of cardiac function and rapid recovery. The highest efficiency of the heart were observed in trained adolescents and males.

Keywords: circulation, cardio-vascular system, schoolchildren, physical activity.

Оценка текущего состояния индивидуального здоровья и его контроль имеют большое значение для человека. Высокий темп жизни, информационные перегрузки и дефицит времени оказывают все возрастающее влияние и могут являться причинами разнообразных отклонений в нормальной деятельности систем организма (1, с.3- 4)

Особое внимание необходимо уделять здоровью детей. Детская инвалидность - одна из острейших медико-социальных проблем современного общества (2, с.110). Число детей со стойкими нарушениями в состоянии здоровья постоянно возрастает, но существующая система медицинского обеспечения в недостаточной степени ориентирована на оказание им адекватной специализированной помощи и на предупреждение инвалидизации.

© Грошева Е.Е., Сабурцев С.А., Сабурцев А.И., Мамонова С.Б., 2015 г.

В структуре заболеваемости населения России болезни сердечно-сосудистой системы занимают одно из ведущих мест и в значительной мере определяют уровень временной и стойкой утраты трудоспособности и смертности населения (3, с. 4-14). Проблемы детской кардиологии являются одними из актуальных в настоящее время. В последние годы получены убедительные доказательства того, что атеросклеротический процесс, приводящий к сердечно-сосудистым заболеваниям, начинается в детском и подростковом возрасте и развивается на протяжении жизни под влиянием генетических и модифицируемых факторов риска (4, с. 99-140). Проведенные длительные исследования показывают, что основные факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний, нередко возникающие в детстве, носят относительно стабильный характер, поскольку их наличие подтверждается при повторных исследованиях, проведенных уже во взрослом состоянии (5, с.23-47). Раннее выявление отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы, их ранняя профилактика, когда еще нет факторов риска или только идет их формирование, и проявления носят нестойкий, непостоянный характер представляется наиболее перспективными на современном этапе.

Цель исследования - произвести оценку состояния здоровья учащихся 9 классов с применением функциональных показателей систем организма в норме и при дозированной физической нагрузке.

Методы исследования

В исследовании принимало участие 20 учеников 9 классов, среди которых было 10 мальчиков и 10 девочек, которые в свою очередь сформированы в две группы - на тренированных и нетренированных. Первая часть работы заключалась в исследовании первичных показателей - подсчет пульса, измерение артериального давления (систолического, диастолического) при помощи манометра по аускультативному методу Н.С. Короткова. Далее проводилось исследование показателей при проведении тестовых воздействий - проба Мартинета, проба Руфье, гарвардский степ-тест.

Проба Мартинета (упрощенная методика) использовалась для оценки способности сердечно-сосудистой системы к восстановлению после физической нагрузки. Вариантом физических нагрузок - 20 приседаний за 30 секунд.

Индекс Руфье характеризует оптимальность вегетативного обеспечения сердечнососудистой системы при выполнении физической нагрузки. Проба Руфье на начальном этапе предполагала измерение пульса в покое за 15 секунд. После чего испытуемый выполняет 30 приседаний за 45 секунд. Затем подсчитывали пульс за 15 секунд сразу после выполнения упражнения, и еще раз - через 30 секунд. Подсчет частоты сердечных сокращений проводился в положении стоя. Индекс Руфье вычислялся по формуле:

Индекс Руфье = (4 х (Р1 + Р2 + Р3) - 200) / 10, где:

Р1 - частота сердечных сокращений в покое за 15 секунд;

Р2 - частота сердечных сокращений за первые 15 секунд после нагрузки;

Р3 - частота сердечных сокращений за последние 15 секунд первой минуты восстановления.

Гарвардский степ-тест позволяет оценить выносливость сердечно-сосудистой

системы. Методика гарвардского степ-теста предполагала восхождение на ступеньку в течение 5 минут, по 30 восхождений в минуту. Высота ступени для мужчин составляет 50 см., для женщин - 43 см. Для детей время выполнения теста сокращают до 4 минут, высота ступени подбирается в зависимости от роста от 30 до 50 см. Подсчет частоты сердечных сокращений осуществлялся в положении сидя за 30 секунд на второй, третьей и четвертой минутах восстановления.

Подсчет индекса гарвардского степ-теста осуществляли по формуле:

ИГСТ = t x 100 / ( fi+2 + fa) х 2, где t — время восхождения в секундах,

fi, f2, f3 — частота сердечных сокращений за 30 с на 2-й, 3-й и 4-й минутах восстановления.

Была проведена статистическая обработка данных. Определялись: средняя

арифметическая на группу испытуемых, стандартное отклонение и достоверность различий показателей по t-критерию Стьюдента.

Результаты исследования

Результаты исследований представлены в таблицах 1-2, где приведены величины следующих показателей: частота сердечных сокращений, систолическое артериальное давление, диастолическое артериальное давление в состоянии покоя и после проведения пробы Мартинета, индекс Руфье, индекс гарвардского степ-теста.

Таблица 1

Средняя арифметическая величина исходных данных частоты сердечных сокращений и

артериального давления

Пол Тренированность ЧСС, уд./мин. систолическое артериальное давление, мм. рт. ст. Диастолическое артериальное давление, мм. рт. ст.

Муж. Нетренированные 75,8±3,29 116±4,18 80±3,54

Муж. Т ренированные 70,4±2,3 115±3,54 77±4,47

Жен. Нетренированные 74,6±3,29 116±5,0 76±4,18

Жен. Т ренированные 72,6±1,67 114±4,18 72±2,74

В результате исследования частоты сердечных сокращений и артериального давления в состоянии покоя было установлено, что данные показатели у всех детей соответствуют норме. У группы тренированных школьников частота сердечных сокращений меньше, чем у нетренированных. У тренированных мальчиков средняя арифметическая величина частоты сердечных сокращений составляет 70,4±2,3 уд./мин., у нетренированных - 75,8±3,29 уд./мин. При исследовании частоты сердечных сокращений у девочек выявлено, что у тренированных школьниц так же этот показатель ниже, чем у нетренированных и составляет соответственно 72,6±1,67 мм. рт. ст. и 74,6±3,29 мм. рт. ст. (табл.1).

Систолическое артериальное давление у разных групп подростков практически не отличается. Нетренированные мальчики и девочки имеют величины систолического давления соответственно 116±4,18 мм. рт. ст. и 116±5,0 мм рт. ст., а тренированные -115±3,54 мм. рт. ст. и 114±4,18 мм. рт. ст. Диастолическое артериальное давление у тренированных подростков оказалось ниже, чем у нетренированных. У тренированных школьников оно составило у мальчиков 77±4,47 мм. рт. ст., у девочек - 72±2,74 мм., у нетренированной группы детей 80±3,54 мм. рт. ст. у мальчиков, 76±4,18 мм. рт. ст. у девочек (табл.1).

Таблица 2

Средняя арифметическая величина результатов пробы Мартинета

Пол Тренированность ЧСС,уд./мин систолическое диастолическое время

артериальное артериальное восстановления

давление, мм. давление,

рт. ст. мм рт. ст. мм рт. ст.

муж. Нетренированные 101,8±10,28 133±7,58 71±5,48 4±0,79

муж. Т ренированные 92,8±7,92 132±7,58 69±5,48 3,8±1,95

жен. Нетренированные 106±7,58 132±10,37 67±4,47 4,4±1,29

жен. Тренированные 98±8,06 129±4,18 66±5,48 3,8±1,2

После проведения пробы Мартинета наибольшее увеличение частоты сердечных сокращений наблюдалось у нетренированных девочек (106±7,58 уд./мин.), наименьшее - у тренированных мальчиков (92,8±7,92 уд./мин.). У нетренированных мальчиков частота сердечных сокращений составила 101,8±10,28 уд./мин., у тренированных девочек - 98±8,06 уд./мин (табл. 2).

Различия величин систолического артериального давления незначительны. У мальчиков этот показатель повысился у группы тренированных школьников до 132±7,58 мм. рт. ст., у нетренированных до 133±7,58 мм. рт. ст. У девочек величина данного показателя достигла у тренированной группы 129±4,18 мм. рт. ст, у нетренированной 132±10,37 мм. рт. ст. Диастолическое артериальное давление достигло наиболее низких величин у девочек тренированной группы и составил 66±5,48 мм. рт. ст. У нетренированных школьниц данный показатель не имеет существенных отличий от такового и составил 67±4,47 мм. рт. ст. (табл. 2).

Время восстановления после физической нагрузки является важным показателем функционального состояния сердечно-сосудистой системы. Наиболее быстро

восстановление произошло у тренированных мальчиков и девочек, время восстановления у которых составило соответственно - 3,8±1,95 мин. и 3,8±1,2 мин. Среди нетренированных более длительное восстановление отмечено у девочек (4,4±1,29 мин.), у мальчиков восстановление произошло быстрее (4±0,79 мин.) (табл. 2).

Индекс Руфье имеет значительные отличия у тренированных и нетренированных подростков (рис.1).

12 10 8 6 4 2 0

Примечание: * достоверность различия с группой сравнения (р < 0,05).

Рис. 1 - Сравнительная характеристика показателей индекса Руфье у тренированных и

нетренированных школьников

У тренированных мальчиков он составляет 6,1±2,02, у тренированных девочек -6,64±1,57. Данные величины соответствуют оценке «хорошо». Индекс Руфье у нетренированных мальчиков имеет значение 10,24±1,4, у нетренированных девочек -10,8±1,52, что соответствует оценке «удовлетворительно».

Индекс гарвардского степ-теста имеет самые высокие значения у тренированных лиц, самые низкие - у нетренированных (рис.2).

10,8 10,8 10,24* _ 10,24

10,24* 10,24

В

6,64

6,1

I нетренированные мальчик I тренированные мальчики I нетренированные девочки I тренированные девочки

индекс Руфье индекс Руфье индекс Руфье индекс Руфье

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

89,2

81,6

Примечание: * достоверность различия с группой! сравнения (р < 0,05).

нетренированные маль тренированные мальчи нетренированные дево1 тренированные девочк

Рис. 2 - Сравнительная характеристика показателей индекса гарвардского степ-теста у тренированных и нетренированных школьников

Тренированные мальчики имеют индекс гарвардского степ-теста 89,2±9,2, нетренированные - 64,6±4,16. Данные показатели соответствуют оценке «хорошо» Для тренированных девочек этот показатель составил 81,6±5,68, для нетренированных -64,6±4,16. такой результат является средним.

Выводы:

В результате исследования были выявлены функциональные особенности сердечнососудистой системы тренированных и нетренированных лиц, мальчиков и девочек. Установлено, что частота сердечных сокращений, систолическое и диастолическое артериальное давление, результаты пробы Мартинета, индекс Руфье, индекс гарвардского степ-теста школьников соответствуют норме.

Обнаружены различия частоты сердечных сокращений между подростками разной тренированности и разного пола в состоянии покоя. Частота сердечных сокращений у тренированных лиц несколько меньше, чем у нетренированных, так как у спортсменов имеется тенденция к экономизации функции сердца. У девочек частота сердечных сокращений превышает соответствующие значения у мальчиков, что объясняется большим влиянием симпатического отдела нервной системы на регуляцию работы сердца. Артериальное давление не имеет существенных различий у разных групп школьников.

Проба Мартинета позволяет оценить способность сердечно-сосудистой системы восстанавливаться после физической нагрузки. Адаптация к физической нагрузке у тренированных лиц проходит с меньшим напряжением функции сердца, чем у нетренированных. Среди мальчиков и девочек также были выявлены различия данного показателя. Было установлено, что сердечно-сосудистая система лиц мужского пола легче адаптируется к физическим нагрузкам и быстрее восстанавливается.

Индекс Руфье и индекс гарвардского степ-теста служат для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке. По показателям индекса Руфье и гарвардского степ-теста четко выражены различия между тренированными и нетренированными лицами, а также между мальчиками и девочками. Проба Руфье и гарвардский степ-тест выявили наибольшую работоспособность сердца у тренированных подростков и у лиц мужского пола.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Ошевенский Л.В., Крылова Е.В., Уланова Е.А. Изучение состояния здоровья человека по функциональным показателям организма. Методические указания. Нижний Новгород, 2007. -с. 3-4.

2. Чичерин Л.П. Организация медико-психологической помощи детям и подросткам (методическое пособие). М., 2006. - 110 с.

3. Школьникова М.А. Основные тенденции заболеваемости и смертности от сердечно -

сосудистых заболеваний детей и подростков в Российской Федерации [Текст] / М.А.

Школьникова, И.В. Абдулатипова, С.Ю. Никитина, Г.Г. Осокина // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2008. - №4. - С. 4-14.

4. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в детском и подростковом возрасте/ Л.В. Яковлева. Атеросклероз №1,т.9. - 2013. - (№1). - с.99-140.

5. Александров А.А. Рекомендации по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний в детском и подростковом возрасте - М., 2012. - С. 23-47.

References

1. Oshevensky L. V., Krylov, E. V., E. A. Ulanov Study of the health status of the person by functional parameters of the body. Methodical instructions. Nizhny Novgorod, 2007. pp. 3-4.

2. Chicherin L. P. Organization of medical and psychological assistance to children and adolescents (textbook). M., 2006. 110 p.

3. Shkolnikov, M. A. Main trends in morbidity and mortality from cardiovascular diseases in children and adolescents in the Russian Federation [Text] / M. A. Shkolnikov, V. I. Abdulatipov, S. Y. Nikitin, G. G. Osokin // Russian journal of Perinatology and Pediatrics. - 2008. - No. 4. - P 4-14.

4. Prevention of cardiovascular disease in children and adolescents is the age/ L. V. Yakovlev. Atherosclerosis No. 1,vol. 9. - 2013. - (№1). - S. 99-140.

5. Aleksandrov, A. A. recommendations for prevention of cardiovascular diseases-tions in childhood and adolescence - M., 2012. Pp. 23-47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.