ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10408
ББК 67 © А.В. Костюк, 2020
Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ СОВРЕМЕННОГО МЕХАНИЗМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
Анна Владимировна Костюк, адъюнкт кафедры уголовного процесса Краснодарский университет МВД России (350005, Краснодар, ул. Ярославская, д. 128) E-mail: office@unity-dana.ru
Аннотация. Рассматриваются актуальные для организации правоохранительной деятельности вопросы формирования и развития критериев функционирования полиции в современных условиях. Представлены авторские выводы по оптимизации качества подготовки и профессиональной переподготовки сотрудников полиции.
Ключевые слова: право, полиция, функции полиции, правоохранительная деятельность, общество.
FUNCTIONAL CRITERIA OF THE MODERN MECHANISM OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF THE POLICE
Anna V. Kostyuk, Adjunct of the Department of Criminal Procedure
Krasnodar University Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (350005, Krasnodar, ul. Yaroslavskaya, d. 128) E-mail: office@unity-dana.ru
Abstract. Considered the issues with the issues of formation and development of criteria for the functioning of the police in modern conditions, which are relevant for the organization of law enforcement activities. The author's conclusions on the optimization of the quality of training and professional retraining of police officers are presented. Keywords: law, police, police functions, law enforcement, society.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Костюк А.В. Функциональные критерии современного механизма правоохранительной деятельности полиции. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(7):171—173.
Актуальность данной темы раскрывается исходя из того, что в разных отраслях и подотраслях права вырабатываются, закрепляются и развиваются категории, описывающие функциональные критерии для механизма правоохранительной деятельности демократического правового государства.
Свои подходы к обозначенной проблеме разрабатывают авторитетные отечественные исследователи Г.А. Аванесов, Л.И. Антонова, И.Г. Башинская, С.П. Булавин, С.Е. Вицин, А.М. Васильева, Г.А. Гад-жиев, Е.И. Голванова, А.С. Данильян, Г.Г. Зуйков,
A.В. Ивашук, Н.А. Карпова, А.А. Кобозев, Г.А. Коз-литин, И.Ю. Козлихин, Д.Н. Лозовский, В.С. Нерсе-сянц, А.Ф. Майдыков, А.А. Мусаев, О.В. Ралько,
B.Ф. Сухарев, Ю.А. Тихомиров, Г.А. Туманов, И.Р. Ульянова, В.М. Шамаров, Б.С. Эбзеев.
В трудах отечественных ученых тема содержания и развития механизма правоохранительной деятельности полиции, как правило, затрагивается в диспо-зитивном контексте. Соответственно, чаще всего исследователи обращаются к юридическим основаниям профессии и возможной допустимой степени свободы сотрудников в служебно-должностной иерархии. Это, безусловно, правильно, однако функциональные кри-
терии такой деятельности требуют подробной детализации. Как мы понимаем, различные варианты выбора диспозиции правовой нормы ведут к тому, что правоприменитель трактует рекомендации как универсальную систему. При таком подходе существенно увеличивается запрос исполнителей к самостоятельной формулировке не существующих норм, объясняющих ранее неизвестные факты, события, как и способы решения новых практических задач провопри-менения; т.е. существенное значение в реализации задач правоохранительной деятельности полиции приобретают факторы личной психологии, общего и профессионального образования, жизненного опыта сотрудника. Здесь проблема комплекса функций пра-воохранения состоит как раз в том, что заинтересованные стороны получают субъективно преувеличенную свободу в толковании своих прав, обязанностей и критериев ответственности. Обратная сторона указанной проблемы моделируется спецификой человеческого фактора. Задачи правоохранительной деятельности приходится ставить и требовать их решения от людей, которые не имеют соответствующих социальных качеств, профессионального опыта и личной заинтересованности.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Объективно, критерии правоохранительной деятельности полиции распределяются по различным векторам в содержательном, функциональном и собственно юридическом наполнении. В общественном сознании, такая разноплановость определяется различиями в ожиданиях человека, группы, социального слоя от реализации полномочий этого важнейшего правоохранительного государственного органа. Соответственно, эффективность правоохранительной деятельности полиции не может сводиться к сопоставлению субъективных и разнонаправленных взглядов, позиций и мнений индивидов или групп. Даже при условии, что в гуманитарном аспекте мнение каждого человека имеет определенный вес, тем более — опирается на конституционное закрепление в форматах признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Напротив, оценочные критерии качества и эффективности правоохранительной деятельности сохраняются, поддерживаются и изменяются по объективным причинам. Прежде всего, — по условиям поляризации мнений граждан, общественных объединений и организаций в составе институтов гражданского общества. Тем не менее, специфические оценочные параметры для критериев эффективности и качества правоохранительной деятельности полиции предполагают достаточно широкий спектр градации по следующим законодательно закрепленным и учитываемым показателям:
♦ уровень реальной защиты личности, общества, государства от противоправных посягательств;
♦ выполнение задач по предупреждению, пресечению преступлений и административных правонарушений;
♦ позитивная динамика при выявлении и раскрытии преступлений, производство дознания по уголовным делам;
♦ совершенствование форм и способов деятельности по розыску лиц;
♦ соблюдение юридических норм по производству в делах об административных правонарушениях и при исполнении административных наказаний;
♦ развитие системы обеспечения общественного правопорядка;
♦ реализация установленных законодательством норм при обеспечении безопасности дорожного движения;
♦ гарантии государственной защиты для всех участников уголовного судопроизводства, для судей, прокуроров, следователей, т.е. всех должностных лиц правоохранительных и административных органов;
♦ выполнение задач в контексте совершенствования форм и приемов экспертно-криминалистиче-ской деятельности.
В соответствии с трактовками современного законодательства РФ, — «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности»1.
Соответственно, мы полагаем, что в составе наиболее значимых функционально ориентированных критериев механизма правоохранительной деятельности полиции устойчиво определяются запросы общества к следующим параметрам:
♦ всестороннее и безусловное обеспечение безопасности личности;
♦ соблюдение юридической логистики в последовательном предупреждении и при пресечении преступлений и административных правонарушений;
♦ доказательное оформление правомерных действий сотрудников правоохранительных органов при выявлении и в раскрытии преступлений;
♦ соблюдение правовых гарантий граждан и организаций при охране общественного порядка и в ходе обеспечения общественной безопасности;
♦ юридически аргументированная система защиты частной, муниципальной, государственной, и иных форм собственности;
♦ соблюдение правила максимально прозрачных для общественного мнения форматов при оказании помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных конституционным законодательством.
Таким образом, в исследовании актуальных для данного материала профессиональных установок в механизме деятельности полиции особый интерес для юридической науки и практики представляет сопоставление правоохранительной и правоприменительной деятельности. Здесь, прежде всего, содержательное значение имеет обращение к законодательству: «Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ и нормативные правовые акты
1 Глава 1 «Общие положения». Статья 1 «Общие положения» Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 16 октября 2019 г.) «О полиции».
172
Вестник Московского университета МВД России
№ 7 / 2020
^¡¡^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡^
Правительства РФ, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел»2.
В то же время, на практике к выбору и оценке функциональных критериев механизма правоохранительной деятельности полиции сложно применить категории причинно-следственной связи между зафиксированным нарушением (преступлением) и его последствиями. Безусловно, острая проблема оценки эффективности правоохранительной деятельности полиции состоит в том, что довольно часто варианты исполнительских решений не предусмотрены статьями соответствующего закона, приказа, должностной инструкции. Указанная проблема сохраняется и развивается даже тогда, когда произвольное толкование норм правоохранения вызвано служебной необходимостью, конкретной ситуацией, замыслом вышестоящего начальника.
К сожалению, статистика правонарушений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, не содержит динамики к уменьшению. В данном материале мы не ставим целью подробный анализ такой статистики для указанной категории. В том числе и по причине того, что статистика преступлений силовиков достаточно нестабильна. Общая картина формируется в специальных исследованиях. Отметим только, что общая тенденция сводится к тому, что в большинстве это преступления коррупционного характера и деяния против государственной власти и порядка прохождения госслужбы. Для нас в контексте вышеуказанных тезисов актуализируется нравственная, моральная составляющая образа сотрудника полиции в оценке ситуаций, недостаточно подробно описанных в нормативных актах, должностных инструкциях.
Таким образом, функциональные критерии реализации правоохранительного механизма должны рассматриваться исходя из реальной ситуации, в которой действия сотрудников полиции оказываются наиболее адекватными соответствующей обстановке. При этом во всех случаях сохраняется достаточно четко обозначенный фактор опасения о привлечении к ответственности в последствиях инициативных решений.
На этом фоне одним из наиболее актуальных критериев механизма правоохранительной деятельности полиции мы полагаем считать совершенствование профессиональной подготовки сотрудников. Но не исключаем негативных последствий от факторов, независящих от лица, принимающего профессионально аргументированное решение.
Соответственно, функционально оправданное решение о пропорции необходимых и достаточных условий в динамике правоохранительной деятельности состоит в прямой зависимости от комплекса причинно-следственных связей как для простых, очевидных случаев, так и для многофакторных диспозиций. По нашему мнению, в триаде гипотеза — диспозиция — санкция функциональные критерии современного механизма правоохранительной деятельности полиции наиболее отчетливо определяются в группировке «диспозиция». Адекватные оценочные установки позволят избежать ситуации, когда в схеме причинно-следственной связи юридический анализ «подгоняется» под фактически подготовленный ответ.
Особое место в составе рассматриваемых критериев мы отводим специфическим особенностям правовой информации, актуальной не только для профессиональной деятельности полиции, но и в составе механизма обеспечения гражданских прав и свобод, общественных отношений в целом. Соблюдение правовых норм в информационной сфере становится существенным критерием правоохранительной деятельности в современных условиях.
В качестве вывода отметим, что реализуемая правоохранительными органами функция защиты прав и законных интересов личности, общества, государства от противоправных посягательств, предполагает особую дихотомию. С одной стороны, профессиональный подход обязывает сотрудника полиции проявлять инициативу, ориентированную исходя из добросовестной проработки правовых предписаний. С другой стороны, риск наступления ответственности может стать существенным ограничителем при исполнении должностных обязанностей. Таким образом, нельзя рассматривать функции правоохранительной деятельности полиции в критериях «приемлемой разумности», так как таких универсальных и четких критериев не существует. Однако, позитивная динамика не только востребована, но и возможна. Мы полагаем, что в составе факторов правоохранительной деятельности полиции должны деятельно сочетаться как профессиональные, так и гуманитарные установки. В программах подготовки и профессиональной переподготовки сотрудников полиции необходимо последовательно развивать и наращивать качественную составляющую в единстве профессионализма, служебной и общей этики, осознания высокой степени социальной ответственности.
2 Глава 1 «Общие положения». Статья 3 «Правовая основа деятельности полиции» Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 16 октября 2019 г.) «О полиции».