Научная статья на тему 'Функциональное состояние студентов выпускного курса университета'

Функциональное состояние студентов выпускного курса университета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / СТУДЕНТЫ / ПАМЯТЬ / ВНИМАНИЕ / HEART RATE VARIABILITY / STUDENTS / MEMORY / ATTENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красникова Инна Владимировна, Сладкова Светлана Валерьевна, Красников Геннадий Викторович, Коняева Татьяна Николаевна, Якушина Валентина Сергеевна

Проведено исследование функционального состояния студентов выпускного курса университета на основе анализа вариабельности сердечного ритма и показателей психических функций. Интегративные показатели ВСР испытуемых указывают на состояние функционального напряжения большинства студентов. Показатели психических функций соответствуют норме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Красникова Инна Владимировна, Сладкова Светлана Валерьевна, Красников Геннадий Викторович, Коняева Татьяна Николаевна, Якушина Валентина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS UNIVERSITY GRADUATE COURSE

A study was made of the functional state of university graduate students based on an analysis of heart rate variability and indicators of mental functions. Integrative HRV indicators of the subjects indicate the state of the functional stress of most students. The indicators of mental functions are normal.

Текст научной работы на тему «Функциональное состояние студентов выпускного курса университета»

УДК 57.054

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНОГО КУРСА УНИВЕРСИТЕТА

И. В. Красникова, С. В. Сладкова, Г. В. Красников, Т. Н. Коняева, В. С. Якушина

Проведено исследование функционального состояния студентов выпускного курса университета на основе анализа вариабельности сердечного ритма и показателей психических функций. Интегративные показатели ВСР испытуемых указывают на состояние функционального напряжения большинства студентов. Показатели психических функций соответствуют норме.

Ключевые слова: вариабельность сердечного ритма, студенты, память, внимание.

Введение

Несмотря на многочисленные исследования здоровья населения проблема оценки функционального состояния такой специфической группы, как студенты, остается весьма важной.

В результате четырехлетнего обучения в системе бакалавриата высшей школы отмечаются изменения характера реакции на стрессовые воздействия, вклада различных звеньев функциональных систем в адаптивные процессы [1-3].

Для оценки физиологического состояния мы использовали показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР) [4]. Характеристики памяти и внимания рассматривали как отражение состояния психических функций. Эти показатели указывают на качество функционирования всех систем организма и, как следствие, адаптационные возможности девушек и юношей к различным стрессовым ситуациям в данный период обучения.

Целью данной работы была оценка функционального состояния студентов четвертого курса университета на основе анализа показателей ВСР и психических функций.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 22 практически здоровых некурящих студента (14 девушек и 8 юношей) 4 курса дневного отделения бакалавриата факультета естественных наук ТГПУ им. Л.Н. Толстого в возрасте 20-24 лет.

Выраженность свойств различных темпераментов определяли по методике Белова. Для этого испытуемым предлагалось по 20 качеств,

характеризующих тот или иной темперамент. Испытуемые выбирали те свойства и качества, которые для него наиболее характерны [5].

Объем воспроизведения для различных типов кратковременной речевой памяти определяли по методике, предусматривающей предъявление слов на слух (слуховая память), зрительно (зрительная память), с возможностью фиксирования ассоциативных зарисовок (смысловая память) и воспроизведение полного словосочетания при предъявлении одного слова (логическая память). Для запоминания предлагалось по 20 слов или словосочетаний. При обработке результатов определяли коэффициент воспроизведения. Также определяли объем образной зрительной памяти студентов при узнавании и воспроизведении

[5].

Устойчивость внимания определяли по величине колебаний при восприятии проекции усеченной пирамиды. При этом, чем выше величина колебаний, тем менее устойчиво внимание [6].

Для оценки ВСР использовали метод электрокардиографии (ЭКГ). ЭКГ регистрировали с помощью компьютерного электрокардиографа «ВНС-Микро» («Нейрософт», Россия). Анализ ВСР проводили в программе Поли-Спектр.NET версии 5.2.5.0 («Нейрософт», Россия) на основе метода вариационной пульсометрии по критериям Р.М. Баевского и спектральных показателей [4, 3].

Для анализа достоверности различий использовали критерий Стьюдента для независимых выборок. Статистически значимыми считались различия при р < 0.05.

Результаты и обсуждение

В ходе предварительного исследования были определены соматометрические показатели испытуемых (табл. 1). Девушки и юноши экспериментальной группы статистически значимо не отличаются по возрасту. Средние показатели веса, роста и индекса массы тела юношей достоверно больше, чем у девушек. При этом среднее значение индекса массы тела в обеих экспериментальных группах соответствует норме.

Таблица 1

Соматометрическиее показатели студентов выпускного курса

Показатель Девушки Юноши

Возраст, г 20.9±0.3 21.4±0.4

Вес, кг 62.4±3.4* 73.9±3.1

Рост, м 1.67±0.02* 1.76±0.03

Индекс массы тела 22.2±1.1* 24.1±1.5

Символом «*» указаны значения показателей, достоверно различающиеся

в исследуемых группах.

Одной из индивидуальных характеристик человека является тип темперамента, в основе которого лежат типологические особенности высшей нервной деятельности (ВНД). Каждому типу темперамента присущи определенные особенности нервных процессов, такие как сила, уравновешенность и подвижность возбуждения и торможения. Изучение показателей темперамента по методике А. Белова среди выпускников показало следующие результаты (табл. 2).

В группе девушек доминирующего темперамента нет. Относительно преобладающими являются черты холерического и сангвинического темперамента, а черты меланхолика выражены слабо. Для девушек в большей степени характерны сильные нервные процессы, которые могут быть как неуравновешенными, так и уравновешенными подвижными.

Таблица 2

Выраженность черт темпераментов

Тип темперамента Девушки Юноши

Холерик, % 31.2±3.2 23.8 ±3.6*

Сангвиник, % 30.9±3.5 33.4±4.8

Флегматик, % 21.2±2.9 26.3±5.8*

Меланхолик, % 16.6±1.9 16.6±2.1

Символом «*» указаны значения показателей, достоверно различающиеся

в исследуемых группах.

В группе юношей доминирующего темперамента также нет. Относительно преобладающими являются черты сангвинического темперамента, а черты меланхолика выражены слабо. Можно сказать, что для юношей в большей степени характерны сильные, уравновешенные и подвижные нервные процессы.

Таким образом, для всех участников эксперимента присущи сильные процессы возбуждения и торможения, что приводит к высокой работоспособности нервной системы. У девушек нервные процессы достоверно более неуравновешенные, а у юношей - более инертные.

Определение характеристик кратковременной памяти можно отнести к психологическим методам оценки функционального состояния. Результаты определения объема различных типов кратковременной речевой памяти приведены в табл. 3.

В исследуемой группе студентов не было выявлено различий в преобладающем типе памяти между юношами и девушками. Ведущим типом памяти у всех студентов является логическая.

В группе юношей коэффициенты воспроизведения достоверно выше, чем в группе девушек. Это касается логической, смысловой и

зрительной памяти. Коэффициенты воспроизведения для смысловой и логической памяти достоверно больше по сравнению со слуховой и зрительной.

Таблица 3

Коэффициенты воспроизведения речевой информации

Вид памяти Девушки Юноши

Слуховая 0.62±0.03 0.59±0.03

Зрительная 0.69±0.03 0.71±0.04

Смысловая 0.76±0.02 0.81±0.05

Логическая 0.83±0.04 0.86±0.03

Исследование объема образной зрительной памяти показало, что при узнавании геометрических фигур студенты демонстрируют очень высокий уровень запоминания (около 98%). При воспроизведении зрительной информации объем хотя и статистически значимо меньше (около 85%), но соответствует высокому уровню запоминания. При этом между группами юношей и девушек эти показатели статистически достоверно не различаются.

Проанализировав приведенные выше результаты, можно сделать вывод, что объем кратковременной памяти испытуемых независимо от типа соответствует норме.

Определение устойчивости внимания относится к психологическим методам оценки функционального состояния.

Устойчивость внимания определяли по величине колебаний: чем выше величина колебаний, тем менее устойчиво внимание. Студенты, принявшие участие в эксперименте, продемонстрировали очень устойчивое внимание (количество колебаний за 1 минуту менее 11). При этом юноши характеризуются более устойчивым вниманием, так как у них величина колебаний почти в 2 раза меньше, чем у девушек. Произвольный контроль приводит к уменьшению колебаний внимания у юношей - в 3 раза, у девушек - в 2.2 раза, увеличивая его устойчивость (табл. 4).

Таблица 4

Устойчивость внимания студентов выпускного курса ВУЗа_

Вид внимания Кол-во колебаний внимания

Девушки Юноши

Непроизвольное 9.36±1.43 5.75±0.73

Произвольное 4.29±1.26* 1.88±0.58*

Символом «*» указаны значения показателей, достоверно различающиеся

в исследуемых группах.

Анализ состояния регуляторных систем на физиологическом уровне осуществляли с помощью метода оценки ВСР. У испытуемых были определены статистические, индексные и спектральные параметры сердечного ритма (табл.5).

Таблица 5

Статистические и индексные показатели ВСР студентов

выпускного курса университета

Показатель Девушки Юноши Норма

ЯЯ, мс 798.2±23.1* 771.1±29.5 750-1000

СКО, мс 57.0±6.9 60.6±2.5 40-80

Мо, с 0.792±0.023* 0.751±0.033 0.67-0.78

АМо, % 40.2±2.9 38.2±3.0 32-41

ИН, у.е. 82.1±11.7 84.4±20.5 80-150

ПАПР, у.е. 51.8±4.0* 53.1±5.0 15-50

ИВР, у.е. 127.4±18.4 124.6±28.6 35-145

ВПР, у.е. 3.85±0.41 4.20±0.70 3.5-7.5

Жирным шрифтом отмечены значения, выходящие за пределы нормы. Символом «*» указаны значения показателей ВСР, достоверно различающиеся в исследуемых группах

У девушек и юношей, принявших участие в нашем эксперименте, большинство статистических и индексных показателей соответствуют норме. Исключение составляют значения моды у девушек и показателя адекватности регуляторных систем (ПАПР) в обеих экспериментальных группах. Это указывает на незначительное повышение парасимпатического тонуса у студентов.

Анализ значений спектральных показателей ВСР испытуемых показал следующие результаты (табл. 6).

Таблица 6

Спектральные показатели ВСР студентов

Показатель Девушки Юноши Норма

LF/HF 1.48±0.19 2.30±0.90 1.3-2.5

HF, % 29.2±2.8 28.0±6.0 15-25

LF, % 37.1±2.5 36.3±5.2 15-40

VLF, % 33.7±2.9 35.8±2.7 15-30

Жирным шрифтом отмечены значения, выходящие за пределы нормы.

Значения относительной мощности низкочастотных колебаний (LF) и индекса вагосимпатического взаимодействия соответствуют норме [4]. Это может указывать на удовлетворительное состояние симпатического звена регуляции функций организма.

Относительная мощность в ОТ диапазоне у студентов превышает норму на 12-14%, что указывает на увеличение активности парасимпатического отдела ВНС у представителей обоих экспериментальных групп [7, 8].

Диапазон очень низкочастотных колебаний (VLF), по современным представлениям, коррелирует с функциональным состоянием коры больших полушарий и психоэмоциональным напряжением. Нами было показано, что относительная мощность VLF- диапазона в условиях нашего эксперимента выше нормы. Это может указывать на гиперадаптивное состояние у студентов и более высокий уровень метаболических процессов по сравнению с нормой [8].

Для общей характеристики активности регуляторных систем организма используется интегральный показатель в виде суммы оценок отдельных характеристик системы регуляции ритма сердца - показатель активности регуляторных систем (ПАРС). Он характеризует активность регуляторных систем в целом, которая зависит от общей реакции организма на воздействие факторов окружающей среды. Значение ПАРС определяется в баллах (от 0 до 10).

Анализ значений ПАРС студентов нашей экспериментальной группы позволил диагностировать следующие функциональные состояния.

Только 9% студентов характеризуются оптимальным состоянием напряжения регуляторных систем, необходимым для поддержания адекватного взаимодействия организма со средой (ПАРС на уровне 1-2 баллов) [4].

Около 15% студентов исследуемой группы имеют ПАРС на уровне 4 баллов, что отражает состояние умеренного напряжения регуляторных систем. При этом адаптация к меняющимся условиям происходит за счет дополнительных функциональных резервов. Такие состояния возникают в процессе адаптации к трудовой деятельности, при эмоциональном стрессе или при воздействии неблагоприятных экологических факторов [4].

Состоянием выраженного напряжения регуляторных систем имеют 36% юношей и 60% девушек, их ПАРС составляет 5-6 баллов. Это может быть связано с дополнительной активацией защитных механизмов организма.

Примерно 15% студентов имеют ПАРС на уровне 7-8 баллов, что отражает состояние перенапряжения регуляторных систем. При этом отмечается недостаточность защитно-приспособительных механизмов. Здесь избыточная активация регуляторных систем уже не подкрепляется соответствующими функциональными резервами [4].

Около 5% студентов характеризуются состоянием истощения регуляторных систем, при котором эффективность управляющих механизмов снижается и могут появляться признаки патологии (ПАРС на уровне 9-10 баллов) [4].

При оценке значений ПАРС условно выделяются три зоны функциональных состояний для наглядности представленных в виде «светофора» (рисунок). Выделение зеленой, желтой и красной зон здоровья позволяет характеризовать функциональное состояние человека с точки зрения риска развития болезни. Для каждой ступени «лестницы состояний» предусмотрен «диагноз» функционального состояния по степени выраженности напряжения регуляторных систем. Кроме того, имеется возможность отнесения обследуемого к одному из трех функциональных состояний по принятой в донозологической диагностике классификации [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам нашего эксперимента в зеленую зону попадает только 9% студентов, у которых отмечается состояние нормы или удовлетворительной адаптации (ПАРС на уровне 1-3 балла), их психофизиологический статус не требует никаких специальных мероприятий по профилактике заболеваний.

Большая часть студентов (93% девушек и 63% юношей) находится в желтой зоне, где характерно функциональное напряжение, что указывает на необходимость повышенного внимания к здоровью. Функциональное состояние организма таково, что необходимо проведение оздоровительных и профилактических мероприятий.

60

50 -

Норма

Функциональное напряжение

Истощение и срыв адаптации

40 Н

ш

о

II

ф

5 30

о о со

£ 20

10 -

девушки I I юноши

1 23456789 10 ПАРС (баллы)

Относительное распределение значений ПАРС в исследуемых группах студентов

0

В красной зоне оказались около 9 % студентов. Им необходимо провести серьезные мероприятия в отношении своего здоровья.

Таким образом, показатели исследуемых психических функций студентов выпускного курса нашего университета соответствуют норме. Но комплексная оценка показателей ВСР участников нашего эксперимента указывает на состояние функционального напряжения, связанное с повышенным тонусом парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Это можно объяснить тем, что выпускники подвергаются эмоциональному стрессу в связи с вступлением в завершающий этап обучения, подготовкой выпускной квалификационной работы, осознанием необходимости успешного трудоустройства и самореализации после окончания высшей школы.

Список литературы

1. Севрюкова Г.А., Тюменцева Е.В., Севрюкова П.Л. Некоторые аспекты адаптации студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. 2012. Т. 11. № 8 (95). С. 108-110.

2. Димитриев Д.А., Карпенко Ю.Д., Димитриев А.Д. Особенности изменения функционального состояния организмов студентов за время обучения в вузе // Медицина и образование в Сибири. 2012. № 6. С. 11.

3. Исследование функционального состояния студентов разных курсов в течение учебного дня / [и др.] // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2016. Т. 17. С. 12-25.

4. Баевский Р.М. Методические рекомендации по анализу ВСР при использовании различных электрокардиографических систем // Вестник аритмологии. 2002. № 24. С. 65-86.

5. Лабораторный практикум по физиологии высшей нервной деятельности / сост. Р.С. Мусалимова, Л.В. Лязина. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. 103с.

6. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. 592 с.

7. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. 236 с.

8. Хаспекова Н.Б. Диагностическая информативность монито-рирования вариабельности ритма сердца // Вестник аритмологии. 2003. № 32. С. 15-27.

Красникова Инна Владимировна, канд. биол. наук, доц., кгсшикоусиу'аршИ.ги, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Сладкова Светлана Валерьевна, студентка, sladckovasv'yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Красников Геннадий Викторович, канд. биол. наук, доц., gvkrasnikovagmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Коняева Татьяна Николаевна, канд. биол. наук, доц., conyataaimail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Якушина Валентина Сергеевна, канд. биол. наук, доц., mbdifenaimail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS UNIVERSITY GRADUATE COURSE

I. V. Krasnikova, S. V. Sladkova, G. V. Krasnikov, T. N. Konyaeva, V. S. Yakushina

A study was made of the functional state of university graduate students based on an analysis of heart rate variability and indicators of mental functions. Integrative HRV indicators of the subjects indicate the state of the functional stress of most students. The indicators of mental functions are normal.

Key words: heart rate variability, students, memory, attention.

Krasnikova Inna Vladimirovna, candidate of biological sciences, docentu krasnikovaiv'amail.ru, Russia, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Sladkova Svetlana Valerievna, student, sladckovasvaiyandex.ru, Russia, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Krasnikov Gennady Viktorovich, candidate of biological sciences, docent, gvkras-nikov'gmail. com, Russia, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Konyaeva Tatyana Nikolaevna, candidate of biological sciences, docent, conyata'a mail.ru, Russia, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Yakushina Valentina Sergeevna, candidate of biological sciences, docent, mbdffen'mail. ru, Russia, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.