Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА МОЛОДЕЖИ, ПОЛУЧИВШЕЙ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА '

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА МОЛОДЕЖИ, ПОЛУЧИВШЕЙ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И.И. Слепушкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTIONAL STATE OF THE BODY OF YOUNG PERSONS WHO COMBINED WORK WITH STUDY

The paper contains investigation data on the functional state of various organs and systems in young persons who after graduation from an evening school for the next 5-year period were both students and workers. The finding was that shifts in the functional indices were determined by the extent of the neuro-emotional strain in the subsequent activity. Certain disturbances noted in the functional state of the fist-year students did not become stable In case of ordinary extent of employment and, as a rule, later they disappeared completely. Young response graduated from an evening school should be under dispensary observation for a period of one year.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА МОЛОДЕЖИ, ПОЛУЧИВШЕЙ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА »

УДК в 13.96:37.0 18.49

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА МОЛОДЕЖИ, ПОЛУЧИВШЕЙ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ОТРЫВА ОТ ПРОИЗВОДСТВА

И. И. Слепуигкина Киевским медицинский институт

За последние годы проведен ряд исследований, посвященных проблеме обучения молодежи без отрыва от производства (Б. Т. Романов; Д. X. Нус-баум и Л. Г. Матросова; Н. М. Королева). Эти работы были направлены на освещение некоторых аспектов гигиены учащихся вечерних школ. В то же время вовсе не изучен вопрос о состоянии здоровья контингентов, окончивших вечерние школы, в последующие годы. Между тем крайне важно установить, не связана ли эта форма обучения с воздействием на организм сильных хронически действующих раздражителей, превышающих его адаптационные возможности.

Нашей целью было изучить функциональное состояние различных физиологических систем у молодежи, окончившей вечернюю школу, в последующие 5 лет. Мы выбрали также показатели, которые могли бы выявить возможные последствия интенсивной нервно-психической нагрузки. Сюда, с нашей точки зрения, может быть отнесено распространение гипертонической реакции и состояние липидного обмена, поскольку, в соответствии с принятой сейчас неврогенной теорией патогенеза гипертонической болезни и нарушений липидного обмена, основным этиологическим фактором считают нервно-психическое напряжение. Подобный механизм нарушения артериального давления и обмена холестерина можно допустить у подростков, совмещающих обучение с производительным трудом. Использованы также методы, которые могли бы выявить последействие длительных нарушений в режиме дня, в частности недостаточного пребывания на открытом воздухе, отклонений в продолжительности ночного сна и режима питания. К такого рода показателям мы отнесли данные общей иммунологической реактивности и красной крови.

Исследованию подвергли студентов высших учебных заведений и рабочих, продолжающих после окончания вечерней школы трудиться на прежних предприятиях (основная группа). Контрольную группу составили равноценные по полу и возрасту контингенты молодежи, получившие среднее образование в общеобразовательных дневных школах. Работа проведена на базе Киевского политехнического института и завода «Ленинская кузница». Использованы материалы углубленных медицинских осмотров и данные собственных исследований артериального давления у 2698 человек, системы крови у 1395, общей иммунологической реактивности у 1268 и состояния липидного обмена у 800 человек.

Среди студентов I курса, окончивших вечернюю школу и в том же году поступивших в институт, выявлено больше лиц с повышенным артериальным давлением, чем у тех же контингентов в выпускном классе и у их сверстников, окончивших дневные школы. Так, среди студентов I курса основной группы обнаружено 15,8% лиц с артериальным давлением 140 мм и выше, а в контроле — 8,4% (Р<0,05).

Воздействием нервно-эмоционального фактора объясняются и несколько повышенные показатели холестерина крови у студентов, оканчивавших вечерние школы, поскольку имеются наблюдения (Г. А. Арутюнов и Ю. Ф. Удалов), показавшие более высокую концентрацию холестерина крови у лиц, профессия которых связана с нервно-психическим напряжением. Следует подчеркнуть, что у студентов с повышенным количеством холестерина в крови отмечается параллельный рост содержания лецитина, благодаря чему лецитино-холестериновый индекс выше 1. Сохранение оп-

тимальных соотношений показателей липидного обмена свидетельствует о том, что выявленные изменения носят характер функциональных, а не органических нарушений обменных процессов.

Наряду с гемодинамическими сдвигами у большинства студентов I курса, окончивших вечерние школы, отмечается заметный сдвиг в содержании гемоглобина и эритроцитов. Так, у студентов I курса политехнического института (мужчин) обнаружено в крови 75,95±0,53% гемоглобина, а у их сверстников, студентов контрольных групп,— 79,9±0,59% (Р<0,05). Это объясняется тем, что учащиеся вечерних школ очень мало бывают на воздухе (30 мин.— \11г часа), их деятельность протекает в замкнутых помещениях с не всегда хорошим микроклиматом. Наряду с этим выявляется нарушение режима питания. Неупорядоченностью режима дня вызван и более низкий уровень общей иммунологической реактивности по сравнению со студентами общеобразовательных школ. Если у основной группы показатель фагоцитарной активности равен 38,4%, то у контрольной группы — 52,3% (Р<0,05). Полученные данные согласуются с материалами оценки результатов изучения реакции фракционного оседания эритроцитов крови: в основной группе нормальная реакция встречалась у 66% обследованных, в контрольной — у 78,5% (Р<0,05).

Среди контингентов, продолжающих работать после окончания вечерних школ, на протяжении 1-го года выявлено значительно меньше лиц (3,2%), у которых уровень артериального давления можно отнести к «опасной зоне» и гипертонической реакции. Правда, эти данные несколько выше, чем у рабочих, окончивших дневные школы (2,5%). Однако в целом количество гиперреакторов у рабочих основной и контрольной групп меньше, чем среди студентов. Очевидно, систематическое использование активного двигательного режима, мышечной деятельности улучшает координацию соматических и вегетативных функций организма, способствуя нормализации отклонений в показателях функционального состояния организма. Вместе с тем разница в иммунном балансе рабочих, получивших образование без отрыва от производства, значительно выражена, и все показатели общей иммунологической реактивности у них ниже.

У рабочих, работающих 1-ый год после окончания средней школы, отмечены более высокие показатели гемоглобина, чем у студентов I курса. Наряду с этим сопоставление среднего содержания гемоглобина крови у рабочих основной и контрольной групп обнаружило несколько меньшую концентрацию его (83,7±0,9%) у молодежи, окончившей дневные школы, чем в основной группе (85,8±0,8%). Причина здесь в том, что для рабочих, закончивших вечерние школы и продолжающих работать на том же предприятии, деятельность, которой они занимаются, является привычной, а общий объем нагрузки значительно уменьшается. Это улучшает организацию их режима дня в целом и, в частности, пользование воздухом, режим питания и т. д., что способствует быстрой нормализации показателей красной крови.

В то же время для контингентов, окончивших дневные школы, трудовая деятельность на предприятии означает переход на новый динамический стереотип. Подростки сталкиваются с большим количеством раздражителей, связанных с освоением новой профессии. В целом условия жизни рабочих, получивших среднее образование без отрыва от производства, в течение 1-го года после окончания средней школы более благоприятны, чем у контингентов дневных школ. А это не может не отразиться на показателях красной крови как наиболее быстрореагирующей системы организма.

Использование индивидуализирующего метода — наблюдение за одними и теми же контингентами — установило, что у студентов, получивших образование без отрыва от производства, уже на II курсе показатели здоровья значительно улучшаются. В содержании гемоглобина и эритроцитов в крови у основной и контрольной групп уже не обнаруживается разности (Р>0,05). Нивелировка изменений гематологических показателей

свидетельствует о том, что условия жизни в предшествующий период не оказывают существенного влияния на процессы кроветворения; уже в течение 1-го года, когда учащиеся переходят на обычный режим работы, показатели красной крови достигают уровня возрастных норм.

Используя индивидуализирующий метод оценки сдвигов в показателях красной крови студентов от I ко II курсу, мы распределили всех обследованных на 3 группы: 1-ю группу составили лица, у которых показатели красной крови на II курсе улучшились по сравнению с I курсом. 2-ю группу — лица, у которых эти показатели ухудшились, и 3-ю группу лица, у которых те же показатели остались без изменения.

Показатели красной крови в основной группе улучшились у большинства обследованных (88,6%), не изменились существенно у 5,7%, а у 5,7% наблюдалось ухудшение. У студентов же, закончивших дневные школы, те же показатели соответственно составляли 66,2, 26,5 и 7,3%.

Гемодинамические изменения у контингентов, получивших образование без отрыва от производства, также не имели тенденции к стабилизации: уже на II курсе количество лиц с гипертонической реакцией снизилось до 9,8%, в контрольной группе — до 5,8%.

Количество лиц с нормальным характером кривой фракционного оседания эритроцитов увеличивалось в основной группе с 66 до 78,7%, однако было ниже, чем в группе студентов, закончивших дневные школы (83,7%).

Показатели бактерицидности кожи улучшались в обеих группах студентов во время двухлетнего обучения в институте. Несмотря на то что абсолютные данные, характеризующие бактерицидность кожи у студентов, закончивших вечерние школы, остались более низкими, чем у студентов II курса, закончивших дневную школу, повышение бактерицидности кожи у «вечерников» достигало 23,2%, тогда как у студентов, закончивших дневную школу, только 5,4%. Это объясняется тем, что у студентов, посещавших вечернюю школу, не только уменьшалась нагрузка вообще, но и с поступлением в институт резко улучшался режим дня; в частности, у них появилась возможность бывать на воздухе (время пребывания на воздухе у 84% обследованных достигало за сутки 2—3V2 часов вместо 30 мин.— 1 х/2 часов в период обучения в вечерней школе). Вместе с тем у студентов, закончивших дневную школу, с переходом в вуз режим дня практически изменился мало.

Динамика фагоцитарной активности лейкоцитов крови у студентов, приближалась к данным, характеризующим сдвиги бактерицидных свойств кожи. У студентов II курса обнаружен подъем фагоцитарной функции лейкоцитов крови. Наиболее резкий скачок по всем показателям фагоцитоза наблюдался в группе обследованных, окончивших вечернюю школу. Сопоставляя же абсолютные показатели фагоцитарной интенсивности и фагоцитарной активности нейтрофилов крови, мы нашли, что иммунологическая реактивность студентов основной группы ниже. Дальнейшие наблюдения показали, что у студентов III курса количество гиперреакторов фактически уравнивалось (6,3% у студентов основной и у 5,7% студентов контрольной группы). Не отличались и показатели иммунологической реактивности.

Большой интерес представляет сравнительный анализ состояния здоровья контингентов, поступивших в институт сразу после окончания школы и имевших перерыв в обучении. Установлено, что перерыв в обучении у студентов, закончивших вечерние школы, играет положительную роль в нормализации артериального давления, особенно у юношей, находившихся в рядах Советской Армии. Студентов с повышенным артериальным давлением среди них (4,6%) не больше, а иногда и меньше, чем среди студентов, закончивших дневные школы (4,9%). Этому способствует активный двигательный режим и рациональный режим дня молодежи, находящейся в рядах Советской Армии.

Полученные нами результаты подтверждают неврогенную теорию происхождения гипертонической болезни у обследованных. При непосредст-

венном поступлении в вуз значительное нервно-эмоциональное напряжение в период обучения в школе рабочей молодежи и во время подготовки к выпускным и вступительным экзаменам приводит у молодежи к развитию гипертонических состояний. В течение перерыва отрицательные явления в уровне артериального давления и в других показателях функционального состояния организма (липидный обмен, красная кровь, общая иммунологическая реактивность, фракционное оседание эритроцитов) снижаются.

Выводы

1. Показатели здоровья контингентов, получивших образование без отрыва от производства, на последующих этапах жизни определяются объемом нагрузки и степенью нервно-эмоционального напряжения.

2. Обнаруженные отклонения в показателях функционального состояния не имеют тенденции к стабилизации и в условиях оптимального режима дня в дальнейшей деятельности, как правило, ликвидируются.

3. Заметные функциональные изменения выявляются у молодежи в течение 1-го года после окончания вечерней школы. Поэтому контингенты, окончившие вечернюю школу, нуждаются в течение года в диспансерном наблюдении. На зимних каникулах целесообразно осуществлять плановое оздоровление этих групп молодежи.

4. Перерыв в обучении в 2 г. и более способствует нивелировке отклонений в показателях здоровья у молодежи, закончившей вечерние школы.

ЛИТЕРАТУРА

Арутюнов Г. А., У д а л о в Ю. Ф. Воен.-мед. ж., 1961, № 1, с. 63.— К о-р о л е в а Н. М. Гиг. и сан., 1966, № 6, с. 38.— НусбаумД. X., Матрос о-в а Л. Г. Там же, 1962, № 9, с. 35.— Романов Б. Т. Там же, 1964, № 4, с. 47.

Поступила 16/VII 1970 г.

THE FUNCTIONAL STATE OF THE BODY OF YOUNG PERSONS WHO COMBINED WORK WITH STUDY

I. I. Slepushkina

The paper contains investigation data on the functional state of various organs and systems in young persons who after graduation from an evening school for the next 5-year period were both students and workers. The finding was that shifts in +he functional indices were determined by the extent of the neuro-emotional strain in the subsequent activity. Certain disturbances noted in the functional state of the fist-year sudents did not become stable in case of ordinary extent of employment and, as a rule, later they disappeared completely. Young repsons graduated from an evening school should be under dispensary observation for a period of one year.

УДК 612.014.482:548.799.3.02.237

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ АЗОТНОКИСЛОГО Np287

Ю. И. Москалев, Э. И. Рудницкая, Г. А. Заликин, И. К. Петрович

Np237 представляет собой а-излучатель из группы трансурановых элементов. В последнее время он широко применяется в науке и технике (Рое и соавт.). По данным Г. В. Сиборг, нептуний по химическим свойствам сходен с ураном и плутонием. Исследований, освещающих биологическое действие этого нуклида, немного (Mahlum и Clarke; В. В. Креслов; Ю. И. Москалев и соавт., 1967; В. К. Лемберг и Т. И. Левдик, и др.).

Мы ставили своей целью изучить биологическое действие азотнокислого нептуния в широком диапазоне доз в ранние и отдаленные сроки. В опыте было использовано 156 белых беспородных крыс весом от 195 до 204 г, которые однократно внутривенно получали азотнокислый нептуний в диапазоне доз от 0,005 до 0,0001 мккюри/г (0,0001, 0,0002, 0,0005, 0,0025, 0,001, 0,002 и 0,005 мккюри1г — 7 доз). Изучали влияние использованных доз

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.