ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА
В. В. РОЩУПКИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита
E-mail: kluvil@rambler.ru Северо-Кавказский государственный технический университет
Повышение уровня регионализации в принятии управ-ленческихрешений является одним из главных приоритетов современного развития, а обеспечение устойчивости экономики территории относится к первостепенным стратегическим задачам, стоящим сегодня перед субъектами Федерации. В связи с этим одной из актуальных проблем, требующих срочного решения, становятся формирование и оценка налоговой базы, важнейшей составляющей которой является налоговый потенциал.
Ключевые слова: налоговая политика, бюджет, потенциал, управление, регулирование, оценка.
Социально-экономическая система региона представляет собой форму организации интегрального мезоуровневого субъекта социально-экономических отношений. Главным критерием адекватности такого интегрального субъекта выступает его способность управлять своим развитием, которая обеспечивается наличием в экономическом пространстве региона двух институциональных факторов упорядочивания и внутренней организации социально-экономических отношений: власти и собственности.
Способ взаимодействия данных факторов задает стратегию социально-экономического развития региона. Представляется, что указанная стратегия в основном совпадает со стратегией региональной социально-экономической политики.
Для фиксации понятия «регион» многие авторы предлагают учитывать при определении границ региона ряд характеристик, в числе которых:
• комплексность социально-экономического и экологического развития;
• комплексность промышленного развития региона, его производственной и социальной инфраструктур, системы поселений;
• способность воспроизводить условия для гармонического развития проживающего в регионе населения;
• способность производить такой объем товаров, который обеспечивал бы также возможность удовлетворения потребности в них других регионов.
Рассмотрим регион как социально-экономическую систему мезоуровня и подсистему народного хозяйства, организованную на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда. В составе региональной социально-экономической системы можно выделить пять основных подсистем:
• системообразующую базу региона;
• системообслуживающий комплекс региона;
• географические условия региона;
• население региона;
• инфраструктуру регионального рынка. Регион является сложной открытой системой
и, в свою очередь, подсистемой социально-экономической системы страны в целом. В процессе взаимодействия с окружающей средой проявляется свойство открытости как рост возможностей выхода к новому состоянию - изменению структуры региона и его подсистем.
Функциональное содержание региональной системы, локализованной в административном пространстве субъекта РФ, обусловлено следующими объективными обстоятельствами:
• уровнем развития данной системы;
• потребностями дальнейшего развития общественного воспроизводственного процесса;
• наличием ресурсной базы, обеспечивающей дальнейшее развитие общественного воспроизводственного процесса;
• способом организации соответствующего пространства;
• способом локализации региональной системы в административном пространстве субъекта РФ. Возникновение внутренне согласованного
функционирования элементов системы (региона) характеризует ее самоорганизацию, причем понятия «функция» и «структура» системы тесно взаимосвязаны: система организуется, т.е. изменяет структуру ради выполнения функции.
Анализ региона с территориальной точки зрения позволил обосновать трехуровневый подход в исследовании социально-экономической системы региона:
• макроэкономический — регион рассматривается как единица наблюдения в территориальной системе Российской Федерации;
• мезоэкономический — исследуемые взаимодействия анализируются по группе регионов, однородных по каким-либо значимым признакам (в настоящем исследовании — на основе признаков административно-территориальной общности и близости условий и уровня социально-экономического развития регионов);
• микроэкономический — регион исследуется как социально-экономическая система, элементами которой являются объекты и организации транспортной инфраструктуры и причинно-следственные связи транспортной деятельности с другими видами экономической деятельности и элементами социальной сферы на территории региона.
Интегральная субъектность региона обеспечивается наличием в его хозяйственном пространстве двух институциональных факторов упорядочивания и внутренней организации финансовых отношений: власти и собственности. Способ взаимодействия данных факторов задает стратегию развития социально-экономической системы. Основная цель развития региональной социально-экономической системы — повышение степени самообеспеченности территории — может
быть достигнута с учетом наилучшего использования ресурсного потенциала и интересов региона, в условиях реальной самостоятельности. Наиболее значимым автор считает финансовый интерес, который обусловлен наличием бюджетно-финансовых и прочих материальных источников. Ни одна экономическая структура любого общества не может функционировать без достаточных финансовых ресурсов, а при их ограниченности (или отсутствии) в региональном бюджете между целями развития региона и реальными возможностями их реализации возникают противоречия, требующие преодоления. В этих условиях наиболее важной задачей является определение источников, используемых для формирования налогового потенциала региона, и учет факторов (внутренних и внешних), оказывающих влияние на уровень социально-экономической обеспеченности региона.
Каждый из показанных уровней взаимосвязан (см. рисунок) и взаимообусловлен с другими уровнями системы управления, отличительной особенностью которой является высокая степень автономности субъектов и превалирование экономических форм и методов объединения и координации. Следует отметить, что экономические методы управления позволяют оказывать долговременное и активное влияние на развитие социально-экономической системы региона; при этом социальные формы управления позволяют обеспечить соблюдение культурно-этнических интересов проживающего населения, прав человека.
Состояние и развитие региона как социально-экономической системы характеризуют его, с одной стороны, как часть единого социально-экономического комплекса государства, а с другой — как объект анализа и управления в качестве самостоятельного целостного образования (социально-экономической системы). Регион имеет собственные цели и задачи развития, будучи региональной бюджетно-налоговой системой, основанной на выделенной самостоятельности и ответственности, позволяющей ему создать необходимые условия решения задач эффективной региональной экономической политики.
В условиях дезинтеграции хозяйственного пространства происходит существенное видоизменение функционального содержания региональной социально-экономической системы, которое обусловлено следующими факторами процесса дезинтеграции хозяйственного пространства региона: • масштабными разрывами ресурсного, производственного, инвестиционного, финансового
Промышленность
1. Выпуск продукции;
2. Динамика промышленно-производственного персонала;
3. Динамика основных производственных фондов;
4. Затраты;
5. Финансовые показатели
Трудовые ресурсы
Сельское хозяйство
1. Растениеводство;
2. Животноводство;
3. Основные производственные фонды в отраслях АПК;
4. Занятость в отраслях АПК;
5. Финансовые показатели
Строительство
1. Жилой фонд;
2. Дорожный фонд;
3. Объекты производственного назначения;
4. Сельскохозяйственное строительство;
5. Социально-культурное строительство;
6. Динамика персонала;
7. Финансовые показатели
Численность занятых
Доходы, расходы и сбережения населения
1.Образование доходов; 2. Распределение доходов;
2. Распределение расходов;
3. Сбережения
Демография
1. Межгрупповые возрастные переходы;
2. Численность населения различных возрастов;
2. Рождаемость;
3. Смертность;
4. Миграция;
5. Продолжительность жизни и другие демографические показатели
Трудовые ресурсы
1. Трудовые ресурсы;
2. Занятость;
3. Безработица
Трудовьк ресурсы
Численность занятых
Государственные социаль-^_ны_е_расходы>
шого^роизводства, юсть и пр.
Де|
ографические показатели
Объем промышленного произ-водства,валовая добавленная стоимость и пр.
Индикаторы и расчетные показатели
1. Объем промышленного производства;
2. Индексы развития человеческого потенциала;
3. Валовой региональный продукт
Торговля и услуги;
1. Розничная торговля;
2. Оптовая торговля;
3. Услуги для населения;
4. Динамика персонала отрасли
Закупи
Государственный бюджет
1. Налоговые доходы;
2. Неналоговые доходы;
3. Субсидии;
4. Расходы бюджета по статьям
Природа и экология
1. Состояние водной среды;
2. Состояние воздушной среды;
3. Объемы вредных выбросов;
4. Потребление ресурсов отраслями СЭС;
5. Лесной фонд;
6. Добыча полезных ископаемых
Потребление ресурсов
Схема взаимодействия элементов социально-экономической системы региона
характеров. Практически все имеющиеся у региона ресурсы направляются на ликвидацию все новых и новых прорывов, никакая стратегически ориентированная социально-экономическая политика в таких условиях невозможна, поскольку ее вытесняют мобилизационные действия;
высокой степенью зависимости дезинтегрированного хозяйственного пространства от внешних воздействий (инвестиционных, финансовых, социально-политических). Общественно-хозяйственная система региона низводится до положения просителя, смиренно ожидающего своей участи. Собственная активность субъектов регионального хозяйства угасает;
разрушением системного качества элементов воспроизводственного процесса в дезинтегрированном пространстве и превращением его ресурсов и факторов производства в инструменты обеспечения чужих воспроизводственных процессов. Инвестиции, технологии, знания, управленческие решения приходят в дезинтегрированное пространство извне, а не продуцируются в нем самом; конфликтностью социальной среды, затрудняющей процесс согласования интересов ос-
новных субъектов социально-экономической политики. Затяжной характер большинства конфликтов переводит кризисную ситуацию в регионе в разряд безысходных. Под социально-экономическим развитием региона понимаются структурно-динамические изменения в его экономике, обеспечивающие за рассматриваемый период устойчивый экономический рост, повышение уровня и качества жизни населения региона, улучшение социальной обстановки на его территории.
Социально-экономическое развитие региона оценивается по следующим критериям:
1) обеспеченность региона ресурсами (самодостаточность, экономическая независимость), определяемая через интегральный показатель — потенциал региона;
2) участие в кооперации и интеграции с другими регионами;
3) эффективное использование потенциала (стабильность, устойчивость, способность к саморазвитию), оцениваемое через интегральный показатель.
Важнейшее значение приобретают проблемы критериев и показателей измерения регионального развития, имеющие прикладной характер. Из изложенного следует, что регион выступает важным
элементом развития общества и страны. В то же время регион оказывается неустойчивой структурной единицей, чему свидетельство — частые изменения в статусе регионов и сама конфигурация регионов.
Использование системного подхода к региону позволило рассматривать его прежде всего как совокупность различных элементов системы регионального воспроизводства, образующих его социальную и производственную инфраструктуры. В них можно выделить инфраструктуры более низкого порядка — производственную, финансовую, социальную и другие, в рамках которых элементы региональной воспроизводственной системы находятся в непрерывном взаимодействии. Воздействие внешней среды на регион, с одной стороны, и сложная система межэлементных взаимосвязей — с другой, обусловливают постоянное движение и изменения системы регионального развития. Сам характер взаимосвязей между элементами определяется рамками того социально-экономического пространства, в которых происходит их развитие — ресурсами, производственными возможностями, структурой производства и потребления, межрегиональными связями, влиянием государства и т.д. Следовательно, воздействие на процессы регионального развития — это воздействие на развитие отношений между его элементами, на взаимосвязи между ними.
Регион имеет свои приоритетные направления воздействия, определяемые спецификой его социально-экономического пространства. В то же время регион является структурным элементом в системе национальной и глобальной экономики. Поэтому, являясь объектом воздействия на региональные преобразования, регион может выступать в качестве субъекта макроэкономических реформ. Его субъективная роль здесь реализуется через систему межрегиональных взаимосвязей и взаимодействия с федеральным центром, другими регионами России и зарубежными государствами. Эту объективно-субъективную сущность региона также необходимо учитывать при формировании стратегии регионального развития.
Системность стратегического управления региональным развитием предполагает учет включенности региона в систему связей «материнских» систем — федерального округа и страны в целом, а также следование принципам целенаправленности и социальности, комплексности и адаптивности, эффективности и минимизации риска, баланса интересов и легитимности, демократичности и профессионализма.
Значение принципа системности заключается в том, что он предопределяет выбор целевых установок и, соответственно, методов управления, требует предвидения и учета разнообразных последствий принимаемых решений. Именно в этом смысле следует понимать вывод о том, что принцип системности определяет содержание всех других принципов, которые необходимо соблюдать при разработке и реализации стратегии экономического развития региона.
Функциональная структура механизма реализации стратегии региона представляется достаточно широким кругом функций управления, специфичность которого определяется методическими подходами к их классификации. Использование программно-целевого метода при реализации стратегического плана создает значимые предпосылки для достижения намеченных стратегических целей с наименьшими затратами, преодоления ведомственных барьеров, объединения интересов предприятий и организаций различных форм собственности, хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, населения для решения проблем развития региона.
Исходным пунктом стратегического планирования на уровне мезоэкономики является комплексная оценка ее потенциала, включающая ретроспективный и актуальный анализ внутренних и внешних факторов как инициирующего, так и тормозящего воздействия. Исследование составляющих экономического потенциала территории должно включать анализ социальных отношений и институтов, опосредованно влияющих на воспроизводственный процесс. Целесообразно активизировать использование эволюционного подхода к оценке экономического потенциала региона, предполагающего непрерывность, необратимость и цикличность взаимоперехода условий, ресурсов, факторов и продуктов региональной хозяйственной системы в контексте ее интерактивного взаимодействия с внешней средой.
Список литературы
1. Аралбаева Г. Г. Основные направления монито-рингарегиональной социально-экономической системы: монография. М.: Экономика, 2009.
2. Гибадуллина Е.А. Стратегическое управление макрорегионом на основе ФЦП: опыт, тенденции, противоречия, перспективы / Е.А. Гибадуллина, И. В. Митрофанова // Известия Волгоградского государственного технического
университета. Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)»: межвуз. сб. науч. ст. 2006. Вып. 5. № 10 (25).
3. Зенченко С. Б. Социально-экономическая обеспеченность региона и современные подходы к ее оценке // Вестник СевероКавказского государственного технического университета, № 2 (19). Ставрополь: Сев-КавГТУ, 2009.
4. Киргуев А. Т. Социально-экономическая политика субъекта Российской Федерации в условиях дезинтеграции хозяйственного
пространства. Ростов-на-Дону.: СКНЦ ВШ, 2006.
5. Козловская О. В. Конкурентоспособность региона как основа его развития: монография. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2006.
6. Ринчино А. Л. Моделирование социально-экономической системы региона // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2006. № 4 (48).
7. Ханафеев Ф. Ф. Аналитическое обеспечение управления налоговым потенциалом региона: теория и методология: монография. М.: Каталог, 2008.