Научная статья на тему 'Функциональное содержание социально-экономической системы региона'

Функциональное содержание социально-экономической системы региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
402
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТ / ПОТЕНЦИАЛ / УПРАВЛЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рощупкина В.В.

Повышение уровня регионализации в принятии управленческих решений является одним из главных приоритетов современного развития, а обеспечение устойчивости экономики территории относится к первостепенным стратегическим задачам, стоящим сегодня перед субъектами Федерации. В связи с этим одной из актуальных проблем, требующих срочного решения, становится формирование и оценка налоговой базы, важнейшей составляющей которой является налоговый потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональное содержание социально-экономической системы региона»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

В. В. РОЩУПКИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита

E-mail: kluvil@rambler.ru Северо-Кавказский государственный технический университет

Повышение уровня регионализации в принятии управ-ленческихрешений является одним из главных приоритетов современного развития, а обеспечение устойчивости экономики территории относится к первостепенным стратегическим задачам, стоящим сегодня перед субъектами Федерации. В связи с этим одной из актуальных проблем, требующих срочного решения, становятся формирование и оценка налоговой базы, важнейшей составляющей которой является налоговый потенциал.

Ключевые слова: налоговая политика, бюджет, потенциал, управление, регулирование, оценка.

Социально-экономическая система региона представляет собой форму организации интегрального мезоуровневого субъекта социально-экономических отношений. Главным критерием адекватности такого интегрального субъекта выступает его способность управлять своим развитием, которая обеспечивается наличием в экономическом пространстве региона двух институциональных факторов упорядочивания и внутренней организации социально-экономических отношений: власти и собственности.

Способ взаимодействия данных факторов задает стратегию социально-экономического развития региона. Представляется, что указанная стратегия в основном совпадает со стратегией региональной социально-экономической политики.

Для фиксации понятия «регион» многие авторы предлагают учитывать при определении границ региона ряд характеристик, в числе которых:

• комплексность социально-экономического и экологического развития;

• комплексность промышленного развития региона, его производственной и социальной инфраструктур, системы поселений;

• способность воспроизводить условия для гармонического развития проживающего в регионе населения;

• способность производить такой объем товаров, который обеспечивал бы также возможность удовлетворения потребности в них других регионов.

Рассмотрим регион как социально-экономическую систему мезоуровня и подсистему народного хозяйства, организованную на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда. В составе региональной социально-экономической системы можно выделить пять основных подсистем:

• системообразующую базу региона;

• системообслуживающий комплекс региона;

• географические условия региона;

• население региона;

• инфраструктуру регионального рынка. Регион является сложной открытой системой

и, в свою очередь, подсистемой социально-экономической системы страны в целом. В процессе взаимодействия с окружающей средой проявляется свойство открытости как рост возможностей выхода к новому состоянию - изменению структуры региона и его подсистем.

Функциональное содержание региональной системы, локализованной в административном пространстве субъекта РФ, обусловлено следующими объективными обстоятельствами:

• уровнем развития данной системы;

• потребностями дальнейшего развития общественного воспроизводственного процесса;

• наличием ресурсной базы, обеспечивающей дальнейшее развитие общественного воспроизводственного процесса;

• способом организации соответствующего пространства;

• способом локализации региональной системы в административном пространстве субъекта РФ. Возникновение внутренне согласованного

функционирования элементов системы (региона) характеризует ее самоорганизацию, причем понятия «функция» и «структура» системы тесно взаимосвязаны: система организуется, т.е. изменяет структуру ради выполнения функции.

Анализ региона с территориальной точки зрения позволил обосновать трехуровневый подход в исследовании социально-экономической системы региона:

• макроэкономический — регион рассматривается как единица наблюдения в территориальной системе Российской Федерации;

• мезоэкономический — исследуемые взаимодействия анализируются по группе регионов, однородных по каким-либо значимым признакам (в настоящем исследовании — на основе признаков административно-территориальной общности и близости условий и уровня социально-экономического развития регионов);

• микроэкономический — регион исследуется как социально-экономическая система, элементами которой являются объекты и организации транспортной инфраструктуры и причинно-следственные связи транспортной деятельности с другими видами экономической деятельности и элементами социальной сферы на территории региона.

Интегральная субъектность региона обеспечивается наличием в его хозяйственном пространстве двух институциональных факторов упорядочивания и внутренней организации финансовых отношений: власти и собственности. Способ взаимодействия данных факторов задает стратегию развития социально-экономической системы. Основная цель развития региональной социально-экономической системы — повышение степени самообеспеченности территории — может

быть достигнута с учетом наилучшего использования ресурсного потенциала и интересов региона, в условиях реальной самостоятельности. Наиболее значимым автор считает финансовый интерес, который обусловлен наличием бюджетно-финансовых и прочих материальных источников. Ни одна экономическая структура любого общества не может функционировать без достаточных финансовых ресурсов, а при их ограниченности (или отсутствии) в региональном бюджете между целями развития региона и реальными возможностями их реализации возникают противоречия, требующие преодоления. В этих условиях наиболее важной задачей является определение источников, используемых для формирования налогового потенциала региона, и учет факторов (внутренних и внешних), оказывающих влияние на уровень социально-экономической обеспеченности региона.

Каждый из показанных уровней взаимосвязан (см. рисунок) и взаимообусловлен с другими уровнями системы управления, отличительной особенностью которой является высокая степень автономности субъектов и превалирование экономических форм и методов объединения и координации. Следует отметить, что экономические методы управления позволяют оказывать долговременное и активное влияние на развитие социально-экономической системы региона; при этом социальные формы управления позволяют обеспечить соблюдение культурно-этнических интересов проживающего населения, прав человека.

Состояние и развитие региона как социально-экономической системы характеризуют его, с одной стороны, как часть единого социально-экономического комплекса государства, а с другой — как объект анализа и управления в качестве самостоятельного целостного образования (социально-экономической системы). Регион имеет собственные цели и задачи развития, будучи региональной бюджетно-налоговой системой, основанной на выделенной самостоятельности и ответственности, позволяющей ему создать необходимые условия решения задач эффективной региональной экономической политики.

В условиях дезинтеграции хозяйственного пространства происходит существенное видоизменение функционального содержания региональной социально-экономической системы, которое обусловлено следующими факторами процесса дезинтеграции хозяйственного пространства региона: • масштабными разрывами ресурсного, производственного, инвестиционного, финансового

Промышленность

1. Выпуск продукции;

2. Динамика промышленно-производственного персонала;

3. Динамика основных производственных фондов;

4. Затраты;

5. Финансовые показатели

Трудовые ресурсы

Сельское хозяйство

1. Растениеводство;

2. Животноводство;

3. Основные производственные фонды в отраслях АПК;

4. Занятость в отраслях АПК;

5. Финансовые показатели

Строительство

1. Жилой фонд;

2. Дорожный фонд;

3. Объекты производственного назначения;

4. Сельскохозяйственное строительство;

5. Социально-культурное строительство;

6. Динамика персонала;

7. Финансовые показатели

Численность занятых

Доходы, расходы и сбережения населения

1.Образование доходов; 2. Распределение доходов;

2. Распределение расходов;

3. Сбережения

Демография

1. Межгрупповые возрастные переходы;

2. Численность населения различных возрастов;

2. Рождаемость;

3. Смертность;

4. Миграция;

5. Продолжительность жизни и другие демографические показатели

Трудовые ресурсы

1. Трудовые ресурсы;

2. Занятость;

3. Безработица

Трудовьк ресурсы

Численность занятых

Государственные социаль-^_ны_е_расходы>

шого^роизводства, юсть и пр.

Де|

ографические показатели

Объем промышленного произ-водства,валовая добавленная стоимость и пр.

Индикаторы и расчетные показатели

1. Объем промышленного производства;

2. Индексы развития человеческого потенциала;

3. Валовой региональный продукт

Торговля и услуги;

1. Розничная торговля;

2. Оптовая торговля;

3. Услуги для населения;

4. Динамика персонала отрасли

Закупи

Государственный бюджет

1. Налоговые доходы;

2. Неналоговые доходы;

3. Субсидии;

4. Расходы бюджета по статьям

Природа и экология

1. Состояние водной среды;

2. Состояние воздушной среды;

3. Объемы вредных выбросов;

4. Потребление ресурсов отраслями СЭС;

5. Лесной фонд;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Добыча полезных ископаемых

Потребление ресурсов

Схема взаимодействия элементов социально-экономической системы региона

характеров. Практически все имеющиеся у региона ресурсы направляются на ликвидацию все новых и новых прорывов, никакая стратегически ориентированная социально-экономическая политика в таких условиях невозможна, поскольку ее вытесняют мобилизационные действия;

высокой степенью зависимости дезинтегрированного хозяйственного пространства от внешних воздействий (инвестиционных, финансовых, социально-политических). Общественно-хозяйственная система региона низводится до положения просителя, смиренно ожидающего своей участи. Собственная активность субъектов регионального хозяйства угасает;

разрушением системного качества элементов воспроизводственного процесса в дезинтегрированном пространстве и превращением его ресурсов и факторов производства в инструменты обеспечения чужих воспроизводственных процессов. Инвестиции, технологии, знания, управленческие решения приходят в дезинтегрированное пространство извне, а не продуцируются в нем самом; конфликтностью социальной среды, затрудняющей процесс согласования интересов ос-

новных субъектов социально-экономической политики. Затяжной характер большинства конфликтов переводит кризисную ситуацию в регионе в разряд безысходных. Под социально-экономическим развитием региона понимаются структурно-динамические изменения в его экономике, обеспечивающие за рассматриваемый период устойчивый экономический рост, повышение уровня и качества жизни населения региона, улучшение социальной обстановки на его территории.

Социально-экономическое развитие региона оценивается по следующим критериям:

1) обеспеченность региона ресурсами (самодостаточность, экономическая независимость), определяемая через интегральный показатель — потенциал региона;

2) участие в кооперации и интеграции с другими регионами;

3) эффективное использование потенциала (стабильность, устойчивость, способность к саморазвитию), оцениваемое через интегральный показатель.

Важнейшее значение приобретают проблемы критериев и показателей измерения регионального развития, имеющие прикладной характер. Из изложенного следует, что регион выступает важным

элементом развития общества и страны. В то же время регион оказывается неустойчивой структурной единицей, чему свидетельство — частые изменения в статусе регионов и сама конфигурация регионов.

Использование системного подхода к региону позволило рассматривать его прежде всего как совокупность различных элементов системы регионального воспроизводства, образующих его социальную и производственную инфраструктуры. В них можно выделить инфраструктуры более низкого порядка — производственную, финансовую, социальную и другие, в рамках которых элементы региональной воспроизводственной системы находятся в непрерывном взаимодействии. Воздействие внешней среды на регион, с одной стороны, и сложная система межэлементных взаимосвязей — с другой, обусловливают постоянное движение и изменения системы регионального развития. Сам характер взаимосвязей между элементами определяется рамками того социально-экономического пространства, в которых происходит их развитие — ресурсами, производственными возможностями, структурой производства и потребления, межрегиональными связями, влиянием государства и т.д. Следовательно, воздействие на процессы регионального развития — это воздействие на развитие отношений между его элементами, на взаимосвязи между ними.

Регион имеет свои приоритетные направления воздействия, определяемые спецификой его социально-экономического пространства. В то же время регион является структурным элементом в системе национальной и глобальной экономики. Поэтому, являясь объектом воздействия на региональные преобразования, регион может выступать в качестве субъекта макроэкономических реформ. Его субъективная роль здесь реализуется через систему межрегиональных взаимосвязей и взаимодействия с федеральным центром, другими регионами России и зарубежными государствами. Эту объективно-субъективную сущность региона также необходимо учитывать при формировании стратегии регионального развития.

Системность стратегического управления региональным развитием предполагает учет включенности региона в систему связей «материнских» систем — федерального округа и страны в целом, а также следование принципам целенаправленности и социальности, комплексности и адаптивности, эффективности и минимизации риска, баланса интересов и легитимности, демократичности и профессионализма.

Значение принципа системности заключается в том, что он предопределяет выбор целевых установок и, соответственно, методов управления, требует предвидения и учета разнообразных последствий принимаемых решений. Именно в этом смысле следует понимать вывод о том, что принцип системности определяет содержание всех других принципов, которые необходимо соблюдать при разработке и реализации стратегии экономического развития региона.

Функциональная структура механизма реализации стратегии региона представляется достаточно широким кругом функций управления, специфичность которого определяется методическими подходами к их классификации. Использование программно-целевого метода при реализации стратегического плана создает значимые предпосылки для достижения намеченных стратегических целей с наименьшими затратами, преодоления ведомственных барьеров, объединения интересов предприятий и организаций различных форм собственности, хозяйствующих субъектов, органов власти и управления, населения для решения проблем развития региона.

Исходным пунктом стратегического планирования на уровне мезоэкономики является комплексная оценка ее потенциала, включающая ретроспективный и актуальный анализ внутренних и внешних факторов как инициирующего, так и тормозящего воздействия. Исследование составляющих экономического потенциала территории должно включать анализ социальных отношений и институтов, опосредованно влияющих на воспроизводственный процесс. Целесообразно активизировать использование эволюционного подхода к оценке экономического потенциала региона, предполагающего непрерывность, необратимость и цикличность взаимоперехода условий, ресурсов, факторов и продуктов региональной хозяйственной системы в контексте ее интерактивного взаимодействия с внешней средой.

Список литературы

1. Аралбаева Г. Г. Основные направления монито-рингарегиональной социально-экономической системы: монография. М.: Экономика, 2009.

2. Гибадуллина Е.А. Стратегическое управление макрорегионом на основе ФЦП: опыт, тенденции, противоречия, перспективы / Е.А. Гибадуллина, И. В. Митрофанова // Известия Волгоградского государственного технического

университета. Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)»: межвуз. сб. науч. ст. 2006. Вып. 5. № 10 (25).

3. Зенченко С. Б. Социально-экономическая обеспеченность региона и современные подходы к ее оценке // Вестник СевероКавказского государственного технического университета, № 2 (19). Ставрополь: Сев-КавГТУ, 2009.

4. Киргуев А. Т. Социально-экономическая политика субъекта Российской Федерации в условиях дезинтеграции хозяйственного

пространства. Ростов-на-Дону.: СКНЦ ВШ, 2006.

5. Козловская О. В. Конкурентоспособность региона как основа его развития: монография. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2006.

6. Ринчино А. Л. Моделирование социально-экономической системы региона // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2006. № 4 (48).

7. Ханафеев Ф. Ф. Аналитическое обеспечение управления налоговым потенциалом региона: теория и методология: монография. М.: Каталог, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.