Научная статья на тему 'Функциональное преобразование внутренней среды экономической системы региона'

Функциональное преобразование внутренней среды экономической системы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ВОСПРОИЗВОДСТВО / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хашева З.М.

В статье отмечается, что процесс функционального преобразования в последние годы стал приоритетным направлением региональной экономической политики России. На основе системного подхода раскрыты наиболее существенные функциональные аспекты преобразования внутренней среды региона и представлены рекомендации для решения соответствующих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональное преобразование внутренней среды экономической системы региона»

39 (318) - 2013

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

УДК 332.1

функциональное преобразование

внутренней среды экономической системы региона

з. м. хашева,

доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе E-mail: zarema_muratovna@mail.ru Южный институт менеджмента

В статье отмечается, что процесс функционального преобразования в последние годы стал приоритетным направлением региональной экономической политики России. На основе системного подхода раскрыты наиболее существенные функциональные аспекты преобразования внутренней среды региона и представлены рекомендации для решения соответствующих проблем.

Ключевые слова: трансформация, тенденции развития, воспроизводство, функциональные аспекты, согласование интересов субъектов внутренней среды.

В научной литературе последних лет последовательно утверждается концепция саморазвития региональной экономики в конкурентной среде, ядром которой выступает представление региональных экономических систем в качестве интегрированных субъектов, обладающих различными ресурсными базами, человеческим фактором, капиталом, организационными механизмами и институтами, а также вовлеченных в конкурентное взаимодействие на разных уровнях организации экономических отношений, формирование и реализацию экономической политики [4]. Поэтому в русле данной концепции так важна оценка функциональных преобразований, происходящих во внутренней среде региональных экономических систем.

Следует отметить, что за последние годы на мезоуровне организации экономических отношений России обозначились качественно новые тенденции, среди которых выделяется тенденция активизации поиска внутренних ресурсов для модернизации и обеспечения постиндустриальной траектории развития региональных экономических систем. Последовательная ее реализация предполагает преодоление ставших неадекватными, но присутствующих в экономических исследованиях и процессе формирования территориальной политики представлений о функциях этих систем. При этом необходимо исходить из того, что основные ресурсы развития огромного хозяйственного пространства России скрыты в нем самом, в частности - в его функциональном содержании.

В современных научных трудах представлено все многообразие позиций по вопросу о функциях региональных экономических систем. Выделим ряд из них, представляющих наибольший интерес на современном этапе развития хозяйственного пространства России. При этом будем опираться на концептуальное представление о функциях региональной экономической системы как деятельной реализации некоторых способностей, которыми обладает данный пространственный субъект. Каждая из функций ориентирована на удовлетворение конкретной материальной потребности, представ-

ленной во внутренней среде территории [9]. Указанное представление обеспечивает следующие эвристические возможности:

- позволяет исследовать функциональное содержание региональных экономических систем под углом зрения диалектической взаимосвязи их созидательного потенциала и материальных потребностей;

- допускает качественное и количественное преобразование элементов данного содержания - формирование новых функций, преобразование или исчезновение ранее действовавших функций и др.

Исследователи В. Лексин и А. Швецов определяют функции региональной экономической системы под углом зрения хозяйственного регулирования и политики, проводимой на мезоуровне, что дает им возможность зафиксировать:

1) экономическую функцию, которая обеспечивает формирование экономической политики региона, поддержание правовых основ локального рынка, участие региональной экономики в мировом хозяйстве. Отметим, что в данном случае речь в общем-то идет об экономико-правовой или институционально-хозяйственной функции;

2) финансовую функцию, которая возникает вместе с появлением государства и сохраняет свое значение, безотносительно к типу, форме, характеру развития государственной власти. Данная функция направлена на выполнение специфических финансовых задач регионального развития:

- налогообложение, взимание налогов, сборов и пошлин;

- финансирование и кредитование региональных организаций и частных лиц;

- формирование и исполнение территориального бюджета;

- функционирование и развитие локального финансового рынка;

3) социальную функцию, которая позволяет:

- налаодить связи между хозяйственными процессами во внутренней среде региона, а также программами его социально-экономического и культурного развития;

- увязать проекты преобразования региона с особенностями образа жизни населения;

4) охранительную функцию, которая обеспечивает:

- защиту прав и свобод граждан;

- охрану правопорядка;

- борьбу с преступностью;

- поддержание режима конституционной законности на территории региона;

4) экологическую функцию, с помощью которой происходит регулирование деятельности населения и организаций в области использования природной среды территории:

- принятие и обеспечение норм охраны животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов и др.;

- разработка и реализация региональных программ охраны окружающей среды,

- заключение экологических контрактов;

- формирование рациональных способов экологического поведения.

отметим, что данная функция выходит далеко за пределы региональной экономической системы, что обусловлено процессом глобальной интеграции

[5].

Экономист П. Минакир раскрывает функциональное содержание региональной экономической системы, опираясь на принципы институционального подхода, что позволяет ему выделить следующие основные функции:

- правовую функцию, которая заключается в создании, развитии и поддержании правовых основ функционирования территориальной экономики. Региональные органы государственной власти, действуя от имени соответствующей общности людей, устанавливают общие обязательные правила поведения участников локальных рынков, институционально закрепляют их в форме региональных законов и других нормативно-правовых актов, а также осуществляют контроль за соблюдением данных актов;

- функцию распределения, которая обеспечивает выделение ресурсов, необходимых для компенсации дисбалансов рынка, организации производства общественных благ, регулирования внешних эффектов, исходя из того, что рыночный механизм не в состоянии их компенсировать сам по себе, без вмешательства государства. Региональные власти принимают решения относительно распределения ресурсов, которые обеспечивают согласование интересов во внутренней среде территории, определяют общие приоритеты и направления использования имеющихся ресурсов, формируют стратегию экономической политики;

- функцию перераспределения, которая заключается в изменении пропорций распределения

доходов и богатства в территориальном сообществе, складывающихся в рамках рыночных отношений, в целях социальной справедливости. Характеризуя данную функцию применительно к региональной поляризации и имущественному расслоению территориальных сообществ в современной России, отметим следующее. Поскольку конкуренция представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, то возникающее на ее основе распределение дохода неизбежно порождает имущественное неравенство, зачастую чрезмерное для данного уровня развития социально-экономических отношений, т. е. способное породить социальные конфликты и существенные угрозы для развития региональной экономической системы. Весь вопрос - в эффективности избранного механизма компенсации чрезмерного неравенства;

- стабилизационную функцию региональной экономической системы, которая заключается в обеспечении устойчивости ее развития, т. е. в поддержке ряда основных параметров региональной экономики (ВРП, количества рабочих мест, притока инвестиций, размера доходной части территориального бюджета и др.) за счет предоставления территории федеральных ресурсов. Стабилизировать систему - значит учесть объективно обусловленные, имеющие рыночную природу колебания ее важнейших параметров, а также смягчить такие колебания в интересах территориального сообщества. Стабилизационная функция исходит из того, что региональная экономика развивается циклически, проходя чередующиеся фазы рецессии, депрессии, восстановительного роста и инвестиционного подъема [6].

В некоторых работах, изданных в последние годы, функции региональной экономической системы рассматриваются через призму взаимодействия процессов дифференциации и интеграции, активность которых существенно возросла после начала рыночных преобразований и вхождения России в состав мирового хозяйства. Выделяя дифференциацию и интеграцию в качестве особых, вновь возникающих и весьма актуальных функций региональных экономических систем, В. Ахполова, к примеру, исходит из реальных фактов обособления и объединения различных территориальных «единиц» хозяйственного пространства страны, которые в централизованной экономике рассматривались как «постоянные величины» [1].

Существенным достоинством приведенных определений основных функций является их прина-

длежность к руслу системного подхода. Выполняя свои основные функции, региональная экономика обеспечивает приоритетные потребности и решает стоящие перед ней ключевые задачи, благодаря чему обретает и поддерживает системный характер. Правомерно предположить, что совокупность основных функций достаточно полно раскрывает все аспекты миссии региональной экономики как органической системы.

В то же время, оценивая рассматриваемые определения, отметим, что при всей своей конструктивности они недостаточно учитывают ведущую тенденцию современного этапа развития хозяйственного пространства России - превращение регионов-субъектов в функционально ориентированные профилем своей хозяйственной специализации мезоэкономические «единицы», своеобразные органические модули системы национальной экономики, которые способны выполнять в национальном воспроизводственном процессе функции специализированных органов единого пространственно-хозяйственного «тела» страны. При этом каждый из таких органических модулей может решать макроэкономические задачи лишь постольку, поскольку он способен воспроизводить самого себя [8].

Отмеченная тенденция предполагает фокусирование внимания исследователя функционального содержания региональных экономических систем современной России на способности данных систем к воспроизводству самих себя. Если соотнести указанную способность с совокупностью потребностей обеспечения материальной жизни территориальной общности людей, то получим основополагающую функцию региональной экономической системы - воспроизводственную функцию. Раскроем ее содержание.

Следует подчеркнуть, что воспроизводственная функция обеспечивает существование региональной экономики как «органического модуля» национального хозяйства России в условиях динамично изменяющейся среды. Данная функция воплощается прежде всего в деятельности региональных экономических субъектов по производству совокупности продуктов, которые используются территориальным сообществом для удовлетворения существующих в данном пространстве материальных потребностей. отметим, что воспроизводственная функция определена лишь в «первом приближении», когда региональная экономическая система сведена к

территориальной общности людей, проживающих в исторически обособившейся части хозяйственного пространства. Однако исследование не завершается на исходном определении.

Дальнейшие шаги приводят к конкретизации данной функции. Если ввести в рассмотрение совокупный капитал, то воспроизводственная функция экономической системы региона дополнится обеспечением условий для непрерывного и продуктивного движения функционирующего капитала. Если же принять во внимание трансформацию современного хозяйства в «финансовую экономику», можно сделать вывод о том, что воспроизводственная функция региональной экономической системы расширяется до обеспечения продуктивного динамического взаимодействия финансового рынка и рынков реального сектора территории. Наконец, представив региональную экономическую систему в качестве интегрированного субъекта конкурентного взаимодействия, разворачивающегося в глобальном хозяйственном пространстве, дополним исследуемую функцию обеспечением условий для воспроизводства конкурентоспособности указанного интегрированного субъекта [12].

Воспроизводственной функции, ориентированной на воссоздание региональной экономики в качестве автономного и вполне органического модуля национального хозяйства, в известном смысле противостоит (и в то же время дополняет ее) функция субординации, т. е. встраивания территории в систему государственной власти. Благодаря такому диалектическому дополнению осуществляются взаимосвязи федеральных и территориальных стратегий развития, инвестиционных программ, бюджетов, резервных фондов и др. Для современного этапа развития хозяйственного пространства современной России характерно возрастание потенциала и потребностей в обособлении регионов, что обусловливает преобразование функции субординации. Выделим основные характеристики такого преобразования:

- снижение прямого административного «нажима» федерального центра на органы власти территории, более адекватный учет интересов отдельных регионов при определении целей развития национальной экономики;

- поиск новых инструментов согласования интересов, коррекция существующих механизмов налоговых и бюджетных отношений, поскольку они не обеспечивают регионы ресурсами, достаточными для саморазвития и конкурентоспособности;

- формирование специальных региональных компонент во всех федеральных программах, национальных проектах и др. [2].

Существование региональной экономической системы в пространстве конкурентного взаимодействия, наполненном кризисогенными факторами, обусловливает дополнение воспроизводственной функции и функции субординации особой защитной функцией, которая ориентирована на обеспечение специальных режимов работы данной системы. Один из важнейших уроков глобального финансового кризиса заключается в необходимости усиления ресурсной базы защитной функции. В частности -создания резервных фондов территорий, позволяющих оперативно отреагировать на возникающие на мезоуровне угрозы. Представляется, что такое усиление ресурсной базы необходимо подкрепить в организационном отношении: сформировать кризисный системный компонент в структуре региональной экономической политики и обеспечить его соответствующими инструментами.

Современная экономика предоставляет широкие возможности для комбинирования и переплетения различных функций региональных экономических систем. К сожалению, не всегда синергетический эффект такого комбинирования и переплетения функций оказывается положительным. Типичный пример - существование в хозяйственном пространстве России множества региональных экономических систем депрессивного типа, нуждающихся в регулярном предоставлении значительных объемов средств федеральной финансовой поддержки. Оценим указанный феномен под углом зрения взаимодействия воспроизводственной функции, функции субординации и защитной функции региональных экономических систем.

В региональных экономических системах депрессивного типа подорвана воспроизводственная функция, поскольку устойчивый дефицит собственных ресурсов восполняется средствами финансовой поддержки, значительная часть которых используется явно не по назначению. Ресурсы, предназначенные для обеспечения территориального воспроизводственного процесса, выводятся из него и трансформируются во внелегальный финансовый капитал, который, как правило, не находит себе продуктивного применения во внутренней среде системы депрессивного типа. В итоге инвестиционная привлекательность региона стремится к нулю [3]. Отметим, что подрыв воспроизводственной

функции обусловливает уродливую трансформацию функции субординации и защитной функции, что можно охарактеризовать следующим образом:

- функция субординации преобразуется в регулярный «откуп» федерального центра от множества регионов депрессивного типа, сочетающийся с механизмом внелегального распределения выделяемых средств финансовой поддержки;

- защитная функция сводится к регулярным обращениям территориальных органов власти за предоставлением очередных траншей финансовой поддержки.

Постиндустриальные преобразования в хозяйственном пространстве современной России вызывают к жизни качественно новую - инновационную функцию региональных экономических систем. Представляется, что она ответвляется от основополагающей воспроизводственной функции и ориентирована на обеспечение потребностей становления и развития в регионах новой экономики знаний. Вместе с тем правомерен вопрос - насколько обеспечены в настоящее время переход к экономике знаний и практическая реализация инновационной функции? Голое декларирование новой функции создает лишь ее виртуальную оболочку. Невозможно провести продуктивные и устойчивые постиндустриальные преобразования, если им не на что опереться, если не созданы необходимые для инновационного развития материальные предпосылки. Отсюда ключевая задача современной модернизации на мезоуровне - создание в региональных экономических системах совокупности необходимых предпосылок для перехода к новому, постиндустриальному качеству экономического роста.

Оценивая функциональные преобразования на мезоуровне, необходимо исходить из того, что региональная поляризация дополняется в современной России противостоянием экономики рецессионного разрыва и экономики инфляционного разрыва [7]. В первом случае речь идет о немногих региональных экономических системах, демонстрирующих доходную достаточность, относительную устойчивость экономического роста и инвестиционную привлекательность. Во втором случае - о многих регионах депрессивного типа, для которых характерны:

- острый дефицит собственных средств;

- высокий уровень зависимости от предоставления федеральной финансовой поддержки;

- явная неустойчивость роста;

- огромные масштабы коррупции;

- отчуждение от притока внешних инвестиций.

Экономика инфляционного разрыва неспособна освоить сколько-нибудь значительные объемы средств финансовой поддержки и инвестиционных ресурсов без нецелевого отвлечения предоставляемых средств, всплесков инфляции и активизации процесса формирования внелегального финансового капитала. Все перечисленные негативные проявления носят производный характер и обусловлены одной фундаментальной причиной - разрушением современного индустриального базиса, место которого во внутренней среде региональных экономических систем депрессивного типа занимают архаичные технологические уклады. Не нуждается в развернутой аргументации вывод о том, что отсутствие индустриального базиса перекрывает дорогу к новой экономике знаний. Отсюда - императив модернизации региональных экономических систем депрессивного типа, который заключается в воссоздании потерянного данными системами индустриального базиса в его новом качестве. При этом, воссоздавая заново индустриальный базис, необходимо опираться на ресурсные базы регионов, а также использовать сохранившиеся элементы организационной культуры и институты промышленного развития. Речь идет не о «повторении пройденного», а о неоиндустриализации.

Представляется, что для обеспечения потребностей процесса неоиндустриализации востребованы особые формы структурной организации внутренней среды региона - функциональные подсистемы, которые ориентированы на интенсивное развитие потенциала региона, создание и организационное оформление во внутренней среде совокупности перспективных точек и зон экономического роста [14].

Создание указанных подсистем предполагает:

- опору на естественно складывающиеся в регионе зоны экономического роста, обладающие достаточным потенциалом эволюции, т. е. использование тех предпосылок, которые подготовлены рынком;

- закрепление и упорядочивание указанных зон роста в хозяйственном пространстве региона с помощью норм права территориального уровня, контрактов, статусов и эффективных форм поведения, обеспечивающих свободное развитие подсистемы.

Конкретизируем понятие функциональной подсистемы:

- по своей природе - это устойчивый результат локализации экономических отношений в какой-то части региона;

- функциональные подсистемы носят производный характер по отношению к региональным экономическим системам и реализуют те функции, которые востребованы их развитием. Отметим, что для регионов депрессивного типа приоритетное значение имеет активизация воспроизводственной функции;

- каждая из функциональных подсистем вносит свой вклад в ускорение развития региона, обеспечивает рост его инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности, формирует плацдармы для последующего развития. Размеры вклада в решение ключевых задач развития характеризуют «оправданность» создания функциональной подсистемы. При этом необходимо исходить из принципов эволюционного подхода: на данном этапе развития во внутренней среде региона создаются и закрепляются воспроизводственным процессом те и только те функциональные подсистемы, которые востребованы развитием региональной экономики. Соответственно все избыточные хозяйственные локализации, созданные как «административные химеры», угасают.

Почему из множества постоянно складывающихся сценариев локализации тех или иных функциональных образований эволюционный процесс отбирает и закрепляет во внутренней среде региона лишь единичные образования, не обеспечивая остальные механизмами воспроизводства и способами институционального упорядочивания? В конечном счете отбор ведется на основе применения рыночных принципов и механизмов. Отбирают не территориальные или федеральные власти, а локальный рынок. В то же время, учитывая особую роль «административного ресурса» в развитии хозяйственного пространства России, можно предположить, что соответствующий способ формирования квазихозяйственных локализаций во внутренней среде регионов (тем более - регионов депрессивного типа) окажется весьма востребованным.

Дадим оценку административному способу формирования функциональных подсистем. При структуризации внутренней среды региона опора на «административный ресурс», не подкрепленный соответствующими материальными предпосылками, приводит к возникновению сугубо формальных локализаций, не обладающих потенциалом само-

развития. Указанные обстоятельства изначально обусловливают недостаточную жизнеспособность таких локализаций и последующий распад их на отдельные элементы, что вносит дестабилизацию во внутреннюю среду региона. Финансовые ресурсы, направленные на «административную локализацию», не инвестируются, а безвозвратно расходуются. Более того, результаты реализации «административного ресурса» подкреплены только силой власти. Как только происходит ослабление института власти в регионе, указанный ресурс теряет свою кажущуюся мощь. Команды ослабевшей власти вначале тормозятся, а затем и вовсе перестают исполняться, насильно созданные локализации разрушаются [10].

Устойчивая, обладающая механизмами упорядочивания и закрепления локализация экономических отношений во внутренней среде региона исходит не из переменной силы тех или иных органов власти или властных персон. В ее основе - принципиально иная, вполне объективная потребность в спецификации ресурсов, элементов капитала и компонентов региональной инфраструктуры на основе устойчивого воспроизводства взаимосвязей, т. е. специфически рыночная потребность. Функциональная подсистема складывается, чтобы усилить и закрепить рыночную оценку накопленного в определенной зоне территории региона экономического потенциала, что в свою очередь обеспечивает создание столь ценных для развития региона новых конкурентных преимуществ. Соответственно, локализованные в рамках функциональной подсистемы связи поддерживают системное качество своего взаимодействия [11].

Что лежит в основе такого системного качества взаимодействия? Ответ на данный вопрос дает современная институциональная теория контрактов. Исследуя развитие форм контрактов, О. Уильям-сон приходит к выводу о том, что в современной экономике имеет место общая институциональная реорганизация хозяйственного пространства, содержание которой можно описать следующим образом. На современном этапе развития рынка «безликая контрактация» (как прежняя - определяющая характеристика рыночных сделок) вытесняется иным -специфицированным взаимодействием экономических субъектов, для которого характерны:

- парное соответствие друг другу обеих сторон трансакции;

- устойчивость связей, возникающих между участниками рынка;

- комбинирование и переплетение устойчивых связей между участниками рынка, их интеграционное взаимодействие, которое закладывает основы прочного системного качества возникающих в зоне спецификации экономических отношений [13].

Каковы последствия специфицированного взаимодействия субъектов локального рынка применительно к процессу формирования функциональных подсистем? Во внутренней среде региона, где в определенных зонах локализуются устойчивые, постоянно повторяющиеся контрактные отношения, активы, организационные механизмы и субъектные формы таких отношений приспосабливаются друг к другу, обретая все большую совместимость и шаг за шагом создавая условия для системного взаимодействия. Выделим некоторые характеристики данного процесса, имеющие особое значение для преобразования региональных экономических систем депрессивного типа. В пространстве спецификации происходит формирование плацдармов неоиндустриализации и дальнейшего развития новой экономики, адаптированных к потребностям модернизации регионов депрессивного типа на основе применения качественно новых факторов данного процесса:

- высоких технологий;

- человеческого капитала;

- прогрессивных институтов развития;

- современных финансово-инвестиционных инструментов и др.

Список литературы

1. Ахполова В. Б., Хашева З.М. Функциональное содержание социально-экономической системы региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 10.

2. Градов А. П. Региональная экономика. СПб: Питер. 2005.

3. Кусраев А. Ч. Особенности модернизации региональных экономических систем депрессивного типа. Краснодар: ЮИМ. 2009.

4. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / под ред. И. Я. Калюжно-вой. М.: ТЕИС. 2003.

5. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Экономика. 2000.

6. Минакир П. Трансформация региональной экономической политики // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 2.

7. Нижегородцев Р. М. Экономика инфляционного разрыва // Альтернативы. 2012. № 3.

8. Овчинников В. Н., Колесников Ю. С. Силуэты региональной экономической политики на Юге России. Ростов н/Д: ЮФУ. 2008.

9. Пчелинцев О. Г. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: наука. 2004.

10. Попов Р. А. Системология регионального хозяйства. М.: Высшая школа. 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Портер М. Э. Конкуренция. М.: Вильямс. 2002.

12. Прохорова В. В. Субрегиональные ресурсы и инструменты интенсивного развития территориальных экономических систем современной России. М. : Изд. МГУ. 2010.

13. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб: Лениздат. 1996.

14. Хашева З. М. Функции внутренней среды региональных экономических систем // Экономика и предпринимательство. 2013. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.