Научная статья на тему 'Функциональное моделирование бизнес-процессов предприятий агротехсервиса'

Функциональное моделирование бизнес-процессов предприятий агротехсервиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность / агротехсервис / бизнес-процесс / оптимальность / производственные процессы / ферма / молочное скотоводство / информационное обеспечение / efficiency / agrotechnical service / business process / optimality / production processes / farm / dairy cattle breeding / information support
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Огородников П. И., Матвеева О. Б., Коловертнова М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональное моделирование бизнес-процессов предприятий агротехсервиса»

Огородников П.И.

д.т.н., директор Оренбургского филиала ИЭ УрО РАН

ofguieuroran@mail.ru

Матвеева О. Б.

к.э.н., н.с. Оренбургского филиала ИЭ УрО РАН

Коловертнова М.Ю.

к.э.н., с.н.с. Оренбургского филиала ИЭ УрО РАН

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

АГРОТЕХСЕРВИСА

Ключевые слова: эффективность, агротехсервис, бизнес-процесс, оптимальность, производственные процессы, ферма, молочное скотоводство, информационное обеспечение.

Keywords: efficiency, agrotechnical service, business process, optimality, production processes, farm, dairy cattle breeding, information support.

В настоящее время, в виду большой конкуренции на российском рынке, особенно в области техсервиса, современным предприятиям необходимо постоянно заниматься повышением качества своей деятельности. Для этого требуется разработка новых технологий и приемов ведения бизнеса, улучшение качества получаемых результатов и, конечно, внедрения усовершенствованных и более эффективных способов управления и организации деятельности предприятия.

С целью извлечения наибольшей прибыли предприятия проводят различного рода мероприятия, среди которых: разработка маркетинговой стратегии, расширение клиентской базы, сокращение издержек производства и прочие. Для развития предприятия руководством проводится стратегическое планирование и управление производственными процессами, в результате чего формируется оптимальная стратегия функционирования предприятия. Моделирование бизнес-процессов помогает ответить на все вопросы, касающиеся усовершенствования деятельности предприятия и повышения его конкурентоспособности.

Моделирование бизнес-процессов и их анализ крайне необходимы агротехсервису в существующих экономических условиях. Это позволяет совершенствовать процесс управления предприятием и повысит его конкурентоспособность.

Исследованию вопросов моделирования бизнес-процессов посвящены работы многих отечественных ученых-экономистов. Так, весомый вклад в развитие теории и практики моделирования бизнес-процессов внесли А.П. Буйносов [1], И.М. Пышный [1], В.А. Тихонов [1], Е.А. Колмаков [2], Е.С. Пахомова [2] и другие. В работах указанных авторов особое внимание при оценке потенциальной эффективности моделирования бизнес-процессов уделяется четырем показателям: производительности труда, рентабельности труда, рентабельности производства и рентабельности капиталовложений. Однако в работах данных авторов, в основном, рассмотрены типовые модели построения бизнес-процессов. Также необходимой и наиболее важной является информация, которая позволит знать и контролировать не только, как работает предприятие в целом, как оно взаимодействует с внешними поставщиками и заказчиками, но и как налажена деятельность на каждом отдельно взятом рабочем месте.

Эффективность технического обслуживания и ремонта (ТО и Р) средств механизации ферм молочного скотоводства во многом зависит от правильности построения организационной структуры предприятия. Для ведения эффективной организации ТО и Р средств механизации ферм молочного скотоводства должна существовать структура управления с наиболее благоприятными условиями. Быть гибкой, надежной и восприимчивой к изменениям при любых условиях хозяйствования.

Организационная структура среднего уровня предприятия агротехсервиса представлена на рис. 1.

Структура предприятия разделена на несколько блоков:

- управление - контроль над деятельностью предприятия, а также его финансирования (кадры, маркетинг, бухгалтерия);

- продажи - обеспечение торгового процесса (непосредственно передачи новых запчастей и оборудования для животноводческих ферм);

- сервис - обеспечение диагностики, поступающего оборудования, его техническое обслуживание и ремонт, послеремонтное обслуживание;

- логистика - контроль над закупкой и доставка как нового оборудования с заводов изготовителя, так и оборудования после техобслуживания и ремонта к местам их назначения.

Организационная структура такого типа позволяет предприятию оставаться на устойчивых позициях экономического развития и расширять все направления своей деятельности - сервисное обслуживание и ремонт средств механизации ферм молочного скотоводства и приобретение нового оборудования у заводов изготовителей.

Такую структуру предприятия можно отнести к линейно-функциональной. Главной задачей управленческих структур является правильное согласование деятельности всех подразделений предприятия для эффективного их использования по решению стратегических, тактических и текущих задач предприятия. Этому должен способствовать не только профессионализм работников предприятия, но и грамотный анализ состояния и тенденций развития и информационное обеспечение.

Рисунок 1.

Организационно-функциональная схема предприятия агротехсервиса молочного скотоводства

Управление бизнес-процессами требует комплексного рассмотрения как внешних, так и внутренних факторов, к которым могут относиться: неопределенность среды, обострение конкуренции, постоянно меняющаяся правовая среда и другие.

Поэтому для эффективного решения функциональных задач предприятия, необходимо информационное обеспечение всех структур управления (отделов и др.), которое бы не только предоставляло информацию о текущем состоянии дел, но и координировало работу всех подразделений предприятия, а также позволяло прогнозировать последствия тех или иных изменений.

Рассмотрим более подробно функциональную модель предприятия агротехсервиса, построенную с помощью программного средства Visio. Диаграмма этой модели представлена на рис. 2.

Из рисунка 2 видно, что на входе предприятия регистрируются данные заказчика, запчасти и новое оборудование, а также комплекты нового доильного оборудования. К основным документам и службам, которыми контролируется работа, относится законодательство и должностные инструкции.

Исполнителем заказов на предприятии является трудовой коллектив, работающий на имеющемся оборудовании. На выходе деятельность предприятия определяется получаемой прибылью, выполненными заказами по ТО и Р, договорами на послеремонтное обслуживание.

Рисунок 2.

Диаграмма функционирования модели предприятия агротехсервиса

На рис. 2 видны потоки входной, выходной и контролирующей информации, описания которых представлены в таблицах 1, 2, 3.

Таблица 1

Входная информация

№ Вход Объекты

1 Данные заказчика ФИО клиента, адрес проживания, место работы

2 Запчасти и новое оборудование с завода изготовителя Наименование организации, юридический адрес, наименование запчастей, наименование нового оборудования, техническая характеристика

3 Комплекты нового доильного оборудования с завода изготовителя Наименование организации, юридический адрес, наименование марки комплекта, модель, технические характеристики

При поступлении информации идет сбор информации и оборудования, представляемой потребителям поставщиками.

Таблица 2

Выходная информация

№ Выход Объекты

1 Выполненный заказ по ТО и Р Ремонт оборудования, техническое обслуживание оборудования

2 Договор Договор о проведении технического обслуживания, договор о проведении ремонта

3 Список необходимых запчастей Наименование организации, юридический адрес, наименование запчастей, технические характеристики

4 Прибыль Деньги

Средствами выходной информации служат результаты, которые формируются на этапах всего бизнес-процесса. Основным результатом предприятия агротехсервиса является в первую очередь получение прибыли и удовлетворение спроса на ТО и Р средств механизации ферм молочного скотоводства окружающих территорий. Описание контролирующих органов представлено в табл. 3.

Таблица 3

Контролирующие органы

№ Контроль Объекты

1 Должностные инструкции Должностные инструкции

2 Законодательство Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ

Деятельность предприятия агротехсервиса в первую очередь опирается на контролирующие органы, выполнения всех предписывающих пунктов должностной инструкции и законодательных кодексов является обязательным условием для каждого члена трудового коллектива.

Бизнес-процессы предприятия агротехсервиса можно разделить на три группы:

- основные бизнес-процессы;

- обеспечивающие бизнес-процессы;

- управляющие бизнес-процессы.

Данные бизнес-процессы представлены на рис. 3.

Рисунок 3.

Модель деятельности предприятия агротехсервиса

Основными бизнес-процессами являются процессы, которые ориентированы на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту средств механизации ферм молочного скотоводства, продажу нового оборудования и запасных частей.

На предприятии агротехсервиса такими основными бизнес-процессами являются:

- Анализ рынка конкуренции;

- Произведение внутреннего анализа;

- Изучение потребителей и потребностей;

- Определение возможностей;

- Разработка маркетинговой стратегии.

Вспомогательные бизнес-процессы:

- Обслуживание оборудования (ТО и Р);

- Регулирование информационных ресурсов.

К бизнес-процессам управления можно отнести:

- Определение маркетинговых каналов;

- Создание маркетингового плана и бюджета.

Необходимо помнить, что помимо повышения эффективности функционирования бизнес-процессов на предприятии агротехсервиса большое значение имеет расчет и экономическое обоснование сети агротехсервиса существенным образом влияющее на затраты, связанные с транспортировкой запасных частей, вновь приобретенного нового

оборудования, при доставке оборудования с ферм молочного скотоводства на ремонт предприятиям агротехсервиса, а через них на конечную стоимость оказываемой услуги.

В конечном решении данной проблемы целесообразно предприятия агротехсервиса (относительно сельхозтоваропроизводителей) расположить так, чтобы сумма кратчайших расстояний от этого предприятия до вершин графа была минимальной (при решении этой задачи графическим способом, который мы рекомендуем применять на предварительной стадии решения задачи).

Окончательный вариант логистических схем перевозки оборудования между предприятиями агротехсервиса и сельхозтоваропроизводителями должен решаться с помощью экономико-математических методов при целевой функции - минимум затрат на перевозку оборудования.

Список литературы

1. Буйносов А.П. Модель эксплуатационного износа сложной технической системы / А.П. Буйносов, И.М. Пышный, В.А. Тихонов // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. 2013. - № 1. - С. 52-57.

2. Кореняко Е.А. Система бизнес-планирования на предприятии как основа для выработки оптимальных управленческих решений / Е.А. Кореняко, Е.А. Колмаков, Е.С. Пахомова // Социально-экономические явления и процессы. 2012. - № 7. - С. 85-90.

3. Огородников П.И. Max информации при min сложности методов количественного анализа (пособие начинающему исследователю). - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. - 357 с.

4. Огородников П.И. Концептуальные аспекты эффективной работы сельскохозяйственной техники и служб техсервиса на базе информационных технологий. Монография / Институт экономики УрО РАН. - Екатеринбург, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.