Научная статья на тему 'Функционально-целевая модель маркетинга в гостиничном бизнесе'

Функционально-целевая модель маркетинга в гостиничном бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
464
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МАРКЕТИНГ / FUNCTION AND AIM MODEL / HOTEL BUSINESS / INTEGRATING MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелест Андрей Петрович

Рассмотрена функционально-целевая модель маркетинга в гостиничном бизнесе. Определены первоочередные задачи интегрированного маркетинга и ведущие блоки управления процессом оказания услуг. Выделены функции интегрированного маркетинга в гостиничном секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTION AND AIM MODEL OF MARKETING IN HOTEL BUSINESS

The function and aim model of marketing in hotel business is scrutinized. The top-priority tasks of integrating marketing and leading management blocs of service process are determined. The functions of integrating marketing in hotel sector are outlined.

Текст научной работы на тему «Функционально-целевая модель маркетинга в гостиничном бизнесе»

УДК 339.13

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ МАРКЕТИНГА В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ

© Андрей Петрович Шелест

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры финансов и кредита, e-mail: [email protected]

Рассмотрена функционально-целевая модель маркетинга в гостиничном бизнесе. Определены первоочередные задачи интегрированного маркетинга и ведущие блоки управления процессом оказания услуг. Выделены функции интегрированного маркетинга в гостиничном секторе.

Ключевые слова: функционально-целевая модель; гостиничный бизнес; интегрированный маркетинг.

Незнание особенностей отдельных рынков и методов маркетингового проникновения в структуру гостиничного бизнеса и несоответствий между общей теорией маркетинга и отечественной хозяйственной практикой способствует смешению толкования двух понятий: «сбытовая инфраструктура» и «сектор интегрированного маркетинга» [1-6].

Сбытовая отрасль представляет собой послепроизводственную стадию движения товаров, в которой формируются оптимальные условия для установления взаимоотношений между продавцами и покупателями. По сравнению с ней функциональная структура сектора интегрированного маркетинга отражает более обширный процесс деятельности производственно-коммерческих формирований. В параметрах их хозяйствования маркетинг выступает сферой объединения отраслей, заинтересованных в обеспечении оказания услуг гостиничного бизнеса.

Если сбытовая инфраструктура ориентирует хозяйства на получение максимальной прибыли за счет увеличения объемов реализации производимой ими продукции, то рассматриваемый нами вид маркетинга способ-

ствует росту нормы прибыли за счет адаптации гостиничного бизнеса к потребительским запросам. Для сферы сбыта услуг характерны продажа того, что производится (оказывается) в гостиничном бизнесе, и ориентация гостиничного хозяйства на его ресурсные и технологические возможности.

В сопоставлении с ней сектор интегрированного маркетинга связан с ориентацией оказания услуг на потребительский спрос и проведение активной ассортиментной политики оказываемых услуг.

Межотраслевой, интегрированный, маркетинг включает совокупность основных функций организации воспроизводства,

обеспечивающих перемещение продуктов от производителей к консументам на основе изучения их предпочтений и использования этой информации для создания необходимых товаров и услуг. По содержанию данный вид маркетинга представляет собой систему организации и управления производственно-коммерческой деятельностью партнеров по гостиничному бизнесу, вовлеченных в единый процесс.

На наш взгляд, наиболее приемлемым, с точки зрения полноты отражения функционально-целевого назначения рассматриваемой категории и основных задач, можно считать ее следующее определение. Маркетинг -это комплексная система организации производства и сбыта продукции (услуг), ориентированная на достижение целей производителей этих услуг через удовлетворение потребительских запросов и решение проблем конкретных покупателей, выявляемых на основе исследования и прогнозирования рынка. В данном случае в части принятия производственно-хозяйственных решений

определяющим фактором выступает информация о рыночных изменениях, а также об имеющемся потенциале предприятий интегрированного маркетинга.

В связи с этим первоочередными задачами интегрированного маркетинга в гостиничном секторе являются: знание рынка, приспособление к нему и воздействие на него за счет обеспечения гостиничного хозяйства необходимыми ресурсами и инфраструктурой. В этом плане интегрированный маркетинг в гостиничном секторе связывает возможности производства в различных отраслях с возможностями реализации услуг и товаров, обосновывая характер, направления и масштабы производственно-коммерческой деятельности различных экономических субъектов.

На основании отмеченного в функционально-целевой модели интегрированного маркетинга можно выделить четыре ведущих блока управления процессом оказания услуг (воспроизводственным процессом):

первый - формирующий главную цель и подцели секторов системы гостиничного бизнеса;

второй - обеспечивающий реализацию мероприятий, необходимых для выполнения заданий маркетинговых программ на базе интенсивного использования необходимых технических ресурсов;

третий - отражающий оценку эффективности функционирования производственномаркетинговых структур в системе гостиничного бизнеса;

четвертый - устанавливающий контроль за проведением мероприятий, стимулирующих деловую активность участников цепочки «производство - сбыт - потребление».

В соответствии с этим на рис. 1 представлена функционально-целевая модель интегрированного маркетинга в гостиничном секторе, базирующаяся на сочетании его основных элементов в их взаимосвязи с достижением поставленных целей. Исходя из содержания указанных блоков и анализа структуры предложенной модели, можно сформулировать вывод о том, что производственномаркетинговая деятельность различных составляющих структуры гостиничного хозяйства требует достижения следующих уровней управления:

- выбора базовых целей организации предоставления услуг;

- разработки тактики и стратегии поведения партнеров по гостиничному бизнесу;

- накопления информации о предпочтениях консументов и совокупных издержках, связанных с удовлетворением их потребностей;

- принятия решений об использовании способов минимизации производственных, трансформационных и трансакционных затрат в смежных отраслях гостиничного бизнеса;

- обеспечения темпов роста объемов производства и сбыта в долгосрочной перспективе;

- реализации намеченных мероприятий в процессе проведения операций по производству и потреблению услуг гостиничного бизнеса;

- анализа получаемых результатов через обеспечение обратной связи с партнерами по гостиничному бизнесу.

Как видно, интегрированный маркетинг в гостиничном секторе, выступающий формой управленческого воздействия на объект, предполагает использование оптимального набора инструментов, выражающих целенаправленную деятельность участников гостиничного бизнеса по взаимосвязыванию составных частей в целом. Только в их взаимодополняемости маркетинговое управление способно привести экономический процесс в состояние системного равновесия.

Использование интегрированного маркетинга в этом направлении способствует установлению равновесного положения гостиничной сферы и смежных с ней отраслей. За счет него можно решить проблему взаимоотношений предприятий-партнеров по гостиничному бизнесу посредством их трансфор-

мации в единую организационно-управленческую структуру гостиничного бизнеса. Упомянутые юридические лица должны быть частями целого и посредством достижения относительного равновесия между спросом и предложением своих товаров способствовать достижению паритета цен на

услуги и продукцию. Поэтому меры, направленные на обеспечение межотраслевого равновесия с помощью реализации базовых элементов интегрированного маркетинга, оказывают объективное воздействие на спрос, с точки зрения его соответствия предложению.

Интегрированный маркетинг

Базовые цели

Основные принципы

- Повышение эффективности производства и сбыта услуг и товаров;

- привлечение необходимых технических ресурсов;

- обеспечение роста объемов производства, переработки и сбыта услуг и продукции;

- снижение себестоимости основных видов услуг и продукции гостиничного сектора;

- уменьшение совокупных затрат участников гостиничного бизнеса;

- формирование предпочтительного отношения потребителей к определенным услугам гостиничного бизнеса

Информационное

обеспечение

Внешней информации о конъюнктуре рынка

Стратегия

интегрированного

маркетинга

- Выявление рыночных потребностей;

- выравнивание диспаритета цен;

- ограничение монопольного положения отраслей, производящих для гостиничного хозяйства услуги и товары;

- обеспечение долговременной доходности;

- ускорение адаптации к изменяющимся требованиям потребителей при стимулирующем воздействии на формирование целостной воспроизводственной структуры гостиничного бизнеса________________

Функции интегрированного маркетинга

Общие: формализационная, ассортиментная, производственносбытовая, коммуникационная, координационная.

Целевые: исследование и оценка рынка; выявление потенциальных потребностей потребителей; планирование товарного ассортимента и услуг; проведение гибкой ценовой политики; формирование предложения и стимулирование производства и потребления услуг и товаров

Политика интегрированного _________маркетинга_________

Товарная Инновационная Ценовая________

Производственная

Сбытовая

Структурная________

Программы и планы интегрированного ______________маркетинга_______________

Долгосрочные Среднесрочные Краткосрочные

Оперативная деятельность и контроль

Методические основы оценки эффективности интегрированного маркетинга

Измерение производственных трансформационных и трансакционных издержек.

Определение параметров маркетинговой интегрированности партнеров по бизнесу, программно-целевое планирование упорядочения воспроизводственного процесса___________________

Тактика

интегрированного

маркетинга

Оценка результатов и обратная связь

Рис. 1. Функционально-целевая модель интегрированного маркетинга в гостиничном бизнесе

В приведенном аспекте реструктуризация гостиничного бизнеса сопровождается сменой приоритетов маркетингового взаимодействия, переходом от тактического к стратегическому, т. е. долгосрочному, экономическому сотрудничеству конкретных субъектов. Оно состоит в том, чтобы не позволять устоявшимся структурам ограничивать конкуренцию и обеспечивать себе монопольное положение на рынке. В этом смысле их активная производственно-маркетинговая деятельность предполагает стимулирование конкурентного производства через создание для него оптимальных организационно -экономических условий.

При осуществлении обозначенной функции одним из инструментов взаимодействия партнеров по гостиничному бизнесу выступает обязательный положительный коммерческий результат. Система бизнес-планирования, которая является базовым элементом интегрированного маркетинга в гостиничном секторе высокоразвитых стран, могла бы использоваться в современной экономике России. Она должна определять ориентиры хозяйствования для промышленных, сельскохозяйственных и торговых формирований, обозначать долгосрочные направления экономической стратегии гостиничного бизнеса, включающей обеспечение роста числа покупателей, приобретающих качественные и конкурентоспособные услуги.

Целевое назначение интегрированного маркетинга в системе гостиничного бизнеса сводится к овладению определенным сегментом рынка услуг и товаров. При этом он призван обеспечивать адаптацию гостиничного бизнеса к потенциальному спросу покупателей за счет принятия экономически оправданных управленческих решений, направленных на минимизацию их производственных и трансформационных расходов.

С учетом изложенного выше представляется обоснованным выделить базовые критериальные черты и функции интегрированного маркетинга в воспроизводственной структуре гостиничного бизнеса. Основные критерии оценки рассматриваемой категории могут характеризовать следующие положения:

- интегрированный маркетинг выступает системообразующей частью гостиничного бизнеса, являющейся в то же время самостоятельной сферой;

- сектор интегрированного маркетинга оказывает непосредственное воздействие на воспроизводственную структуру услуг.

В процессе развития производительных сил функциональное назначение интегрированного маркетинга в гостиничном секторе сводится к выполнению усложняющихся задач на рынке товаров и услуг.

Выполнение отмеченных функций реализуется на основе выделения не только базовых, но и дополняющих принципов организации интегрированного маркетинга в гостиничном секторе. К ним относятся:

- обоснованный выбор стратегий функционирования субъектов гостиничного хозяйства для повышения эффективности производства и сбыта товаров и услуг;

- нацеленность партнеров по гостиничному бизнесу на конкретный коммерческий результат, за счет овладения ими определенной доли рынка;

- увязка целей гостиничного хозяйства с их производственно-сбытовыми возможностями и ресурсами;

- оперативная адаптация участников гостиничного бизнеса к условиям рыночного окружения с обеспечением предпочтительного отношения потребителей к их товарам;

- одновременная ориентация участни-ков-интегрантов и предприятий-интеграторов на системную цель гостиничного бизнеса, предполагающую приведение прогнозных исследований и разработку ассортимента услуг и товаров, пользующихся повышенным спросом;

- предприимчивость и инициатива участников цепочки «производство - сбыт - потребление», требующих внедрения инноваций, а также повышения качества и сокращения издержек производства, товаров, услуг.

Как видно, основные и дополняющие принципы организации интегрированного маркетинга в гостиничном секторе предполагают применение стратегии и тактики активного приспособления субъектов гостиничного бизнеса к запросам потенциальных покупателей с одновременным воздействием на воспроизводственную структуру услуг гостиничного бизнеса. Их содержательную характеристику отражают: хозяйственная направленность на долговременные результаты, задел научно-технических идей и разработок для производства конкурентоспособ-

ных услуг и товаров, реализация которых способствует достижению положительного экономического эффекта.

Вместе с тем системообразующая роль интегрированного маркетинга в воспроизводственной структуре гостиничного бизнеса проявляется в реализации его базовой функции. Она обусловливается потребительским приоритетом и характеризуется максимально полным удовлетворением запросов как самих участников гостиничного бизнеса, так и потребителей их продукции и услуг. При отмеченной постановке вопроса аккумулированные в воспроизводственном направлении и в достаточных объемах ресурсы хозяйств-интегрантов и предприятий-интеграторов создают реальную возможность преодоления предпринимательских рисков и позволяют прогнозировать рыночные изменения.

Однако, выделяя маркетинговую функцию сегментирования рынка продукции и услуг гостиничного бизнеса, не следует абстрагироваться от выбора средств, позволяющих субъектам переходить на расширенную основу. При этом возможны два варианта реализации поставленных целей: осуществить выбор отдельных сегментов рынка или обеспечить дифференциацию программ производства и сбыта товаров и услуг для удовлетворения возрастающего числа покупателей. Первый вариант является экономичным и в случае обоснованного планирования услуг и товаров способствует повышению его эффективности. Второй требует больших трансакционных затрат, но с позиции увеличения объемов сбыта готовой продукции и услуг приносит сокращение совокупных расходов. В данном аспекте задача интегрированного маркетинга в гостиничном секторе состоит в сочетании сегментации рынка с его агрегированием.

Такой подход базируется на признании преимущества системной цели гостиничного бизнеса и отражает более высокую степень эффективности функционирования интегрированных формирований в сопоставлении с

мелкотоварным производством. Реализуя возможности единого технологического процесса, хозяйства маркетинговой ориентации повышают уровень своей устойчивости на рынке за счет использования потенциала предприятий-интеграторов. Поступающая от них информация помогает им выполнять задачи производственно-маркетинговой деятельности, а также осуществлять определенные функции.

Выделяют общие и целевые функции интегрированного маркетинга в гостиничном секторе. К его общим функциям относятся: аналитическая, ассортиментная, производственно-сбытовая, коммуникационная и координационная составляющие. Блок целевых функций формируют такие операции интегрированного маркетинга, как: исследование и оценка рынка товаров и услуг; выявление потенциальных потребностей консументов; планирование товарного ассортимента и услуг; проведение гибкой ценовой политики; формирование предложения и стимулирование производства, переработки, сбыта и потребления услуг и товаров.

1. Щегорцов В.А., Таран В.А. Маркетинг. М., 2005.

2. Шелест А.П., Толстых Т.Н. Особенности внутриорганизационного маркетинга гостиничного бизнеса // Инфраструктурное обеспечение инновационного развития экономики: Международная научно-практическая

конференция. Тамбов, 2010.

3. Шелест А.П. Классификация методов оценки эффективности гостиничного бизнеса // Экономическое прогнозирование: модели и методы: 4 Международная научно-практическая конференция. Воронеж, 2010.

4. Беляев В. И. Маркетинг: основы теории и практики. М., 2005.

5. Гейер Г., Эфрози Л. Маркетинг. М., 2005.

6. Уайт С. Основы маркетинга. М., 2004.

Поступила в редакцию 8.02.2011 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UDC 339.13

FUNCTION AND AIM MODEL OF MARKETING IN HOTEL BUSINESS

Andrey Petrovich Shelest, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Finances and Credit Department, e-mail: [email protected]

The function and aim model of marketing in hotel business is scrutinized. The top-priority tasks of integrating marketing and leading management blocs of service process are determined. The functions of integrating marketing in hotel sector are outlined.

Key words: function and aim model; hotel business; integrating marketing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.