Функционально-структурный анализ и моделирование процессов противодействия освещению деятельности террористов в медийном
пространстве
Д.М. Брусенцева, В.П. Свечкарев Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Аннотация: Отмечена необходимость развития более широкого спектра методов и средств системного анализа и моделирования, позволяющих разрабатывать и реализовывать антитеррористические меры. Представлены результаты модельного анализа террористической деятельности в медийном пространстве. Исследование опирается на уже апробированные модельные решения. Предложено использовать сочетание и интеграцию гуманитарного знания и естественно-научного инструментария. Выполнен когнитивный анализ коммуникационной модели успешного теракта и моделей проактивного противодействия террористическим угрозам. Модели представляют собой одно- или многоконтурные схемы с положительной или разнонаправленными обратными связями. Построены функционально-структурные модели противодействия освещению деятельности террористов в медиапространстве. Определен контекст модели противодействия террористическим угрозам. На основе иерархической декомпозиции диаграмм исследованы особенности структурной организации процесса противодействия. Предложенный модельный подход позволил выстроить исследование, начиная от описания обобщенных структур к анализу функционирования системы противодействия освещению деятельности террористов в медийном пространстве. Полученные модели иллюстрируют механизмы формирования системы связей государственных и общественных институтов, целевым образом ориентированных на лишение терроризма его социальной базы.
Ключевые слова: функционально-структурный анализ, модели, терроризм, проактивное противодействие, коммуникация, медийное пространство
Современное информационно-коммуникационное пространство все чаще становится средой проявления террористической деятельности. Представители террористических группировок уже давно и порой успешно используют интернет-коммуникацию как мощное дезинформационное и пропагандистское средство [1]. Процессы вербовки, обучения, пропаганды, рекламы и финансовой подпитки радикальной идеологии стали намного доступнее благодаря применению медийного пространства [2, 3].
Защита информационно-коммуникационного пространства от проникновения терроризма является важнейшей задачей не только государства, но и всего гражданского общества. Борьбу с терроризмом
необходимо выстраивать с целью достижения долгосрочного эффекта, заключающегося, прежде всего, в информационно-психологической безопасности общества. Коммуникационное обеспечение в контексте такой постановки задачи предполагает развитие более широкого спектра методов и средств системного анализа и моделирования, позволяющих разрабатывать и реализовывать проактивные антитеррористические меры [4, 5].
Использование системного и модельного подхода для анализа проблем борьбы с террористической деятельностью в медийном пространстве опирается на уже апробированные модельные решения и, в свою очередь, порождает новые подходы, инициирующие успешное сочетание и интеграцию гуманитарного знания и естественно-научного инструментария [6-8].
Обобщенная идеальная коммуникационная модель успешного теракта может быть представлена следующим образом [9]: акция в наиболее чувствительной точке в состоянии конфликтной ситуации (отправление сообщения) ^ сообщение об акции в медийном пространстве (МП) (трансляция сообщения) ^ обсуждение акции «аудиторией террора» (декодирование сообщения) ^ давление «аудитории террора» на власть (передача декодированного сообщения адресату) ^ уступки власти, легитимизация терроризма в той или иной форме (обратная связь). Для визуализации модели воспользуемся методом когнитивного моделирования на основе графовых схем (см. рис.1). Когнитивные модели - это эвристические визуальные структуры, дающие схематичное, упрощенное описание картины мира, точнее, ее фрагмента, относящегося к данной проблемной ситуации [10].
Давление «аудитории террора» на власть
(адресация)
Обсуждение «аудиторией террора»
(декодирование)
Рис. 1. Обобщенная идеальная коммуникационная модель успешного теракта
Как видно из модели, успешность реализации и достижения цели теракта предполагает организацию контура с положительной обратной связью, в котором Акция порождает движение сообщения по кольцу с эффектом непрерывного его усиления (отправление - трансляция -декодирование - адресация - легитимизация). Однако Уступка власти не только не устраняет Конфликтную ситуацию (наиболее чувствительная точка), но скорее провоцирует новые акции. Положительная обратная связь будет работать на усиление террористической угрозы. Очевидно, что антитеррористические меры следует использовать уже в расчете на возможное отправление сообщения и противодействовать непосредственно в месте трансляции сообщения в медийном пространстве, в электронных средствах массовой информации.
Центральной процедурой процесса является трансляция сообщений. Именно в результате трансляции в электронных средствах массовой информации, в медийном пространстве (МП) «аудитория террора» получает возможность обсуждения сообщений и организации, связанных с этим,
действий. Поэтому точкой приложения силы противодействия должна стать точка трансляции сообщений. Таким образом, эта точка одновременно принадлежит двум контурам: контуру террористической агрессии в МП и контуру противодействия распространению трансляции сообщений. Обобщенная коммуникационная модель противодействия террористической деятельности в медийном пространстве в парадигме когнитивной модели приведена на рис.2.
Рис. 2. Обобщенная коммуникационная модель противодействия террористической деятельности в медийном пространстве
В контур террористической агрессии в МП кроме канала трансляции сообщений включены фактор Инициирование сообщений и фактор Аудитория воздействия. В нем, аналогично рассмотренной выше модели реализуется положительная обратная связь, позволяющая при наращивании потока сообщений в факторе Инициирование сообщений и последующей трансляции этого потока через каналы медийного пространства на Аудиторию воздействия, превращать последнюю в «аудиторию террора». Модель с положительной обратной связью реализует крайне опасный сценарий, но только в случае непрерывной инициализации террористических сообщений и
Инициирование (
Аудитория противодействия
Аудитория воздействия
Инициирование противодействия трансляции сообщений
беспрепятственной их трансляции на аудиторию. Любое нарушение или снижение трансляции сообщений будет автоматически снижать эффект воздействия на аудиторию. Именно для этого предлагается использование двухконтурной модели с точкой касания контуров в каналах трансляции сообщений. Второй контур - контур противодействия распространению трансляции сообщений включает фактор Инициирование противодействия трансляции сообщений и Аудиторию противодействия. В контуре организована отрицательная обратная связь, т.е. при любом увеличении террористического трафика в контуре запускаются механизмы противодействия, блокирующие или снижающие этот поток. Террористы могут получить доступ к каналам массовой коммуникации лишь настолько, насколько это им позволяют сделать структуры противодействия [1]. Сами механизмы противодействия могут быть весьма разнообразны от жестких блокировок каналов до применения «мягкой силы» [11], когда в Интернете формируются контрнарративы и дискурсы противодействия терроризму, которые включают в себя политические, социально-экономические и религиозные составляющие.
Для примера на рис.3 приведена построенная на основе обобщенной модель блокировки финансовых потоков в террористической деятельности.
Финансы являются неотъемлемой частью существования и степени активного функционирования террористов, в том числе и в медиапространстве. Известно, что большая часть финансовых средств террористов расходуется не на подготовку и проведение собственно антисоциальных акций, а на информационные процессы, моделирование медийного пространства вокруг своей разрушительной деятельности. С их помощью представители радикальных структур производят свои собственные Интернет-ресурсы (сайты, чаты, блоги, форумы, страницы в
популярных социальных сетях и др.), в которых размещают видеоролики, фильмы, книги, журналы, различные брошюры и листовки, содержащую информацию экстремистского характера и многое другое. В основном, финансовые средства поступают от иностранных государств, религиозных учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций, добровольных или принудительных взносов со стороны обычных людей. Ещё можно отметить, что террористические организации получают доход от легального и нелегального бизнеса.
воздействия финансирования
Рис. 3. Модель блокировки финансовых потоков в террористической деятельности
Задача заключается в полной блокировке финансовой подпитки через выявленные каналы с помощью мероприятий противодействия.
Для анализа функционирования рассматриваемых моделей используем парадигму функционально-структурного моделирования, позволяющую последовательно переходить от общего описания функционирования к детальному описанию, приобретая иерархическую структуру с необходимым для целевого исследования числом уровней. В данной работе предлагается использовать методологию функционально-структурного моделирования
ГОЕБ0 [10], продолжающую и расширяющую возможности предоставления информации в визуально-графическом виде. Это позволит наглядно продемонстрировать все этапы данного процесса противоборства в информационном пространстве с террористическими материалами. Построение модели ГОЕБО начинается с определения контекста, т.е. сбора информации об объекте, определения его границ, определения цели и точки зрения модели. Далее следует процесс построения модели, её обобщение и декомпозиция диаграмм. Завершающим этапом является критическая оценка, рецензирование и комментирование.
Контекстная диаграмма является вершиной древовидной структуры диаграмм и представляет собой самое общее описание системы и ее взаимодействия с внешней средой (см. рис.4). Определяем границы моделирования исследуемого процесса Противодействие вербовке в СМИ.
На входе - уровень активности вербовки, на выходе - сниженный уровень активности вербовки. Механизмом исполнения выступают органы государственной власти (ОГВ) всех уровней, а также общественные институты (ОИ). Законодательство Российской Федерации, региональные законы и межнациональное согласие являются управлением, т.е. это объекты, воздействующие на способ, которым блок преобразует вход в выход.
Законодательство Региональной Межнациональное
РФ законодательство согласие
Г' 1 г Т
Уровень активности Сниженный уровень
вербовки активности вербовки
Противодействие вербовке в
СМИ
АО
ОГВ ОИ
Рис. 4. Контекстная диаграмма функционально-структурной модели
1
На следующем рисунке (рис. 5) представлена диаграмма декомпозиции первого уровня функционально-структурной модели противодействия освещению деятельности террористов в медиапространстве.
На диаграмме декомпозиции представлены три подпроцесса: А1 -анализ каналов распространения информации - Анализ КРИ (выявляются каналы, распространяющие террористическую идеологию); А2 -формирование мероприятий противодействия (разрабатывается план реализации мероприятий по противодействию террористической деятельности в медиапространстве); А3 - реализация мероприятий противодействия.
Противоборство сводится к снижению уровня активности вербовки новых сторонников радикальной идеологии через каналы масс-медиа. Если реализация мероприятий противодействия не приносят необходимого результата, то следует вернуться к первому блоку, используя связь выход А3 - вход А1, образующую контур отрицательной обратной связи.
Уже на следующем уровне декомпозиции модели получаем возможность необходимой детализации в реализации конкретных
1
мероприятий противодействия. Для иллюстрации реализации конкретных процедур противодействия деятельности террористов в медиапространстве на следующем рисунке (рис. 6) представлена диаграмма декомпозиции второго уровня в подпроцессе формирование мероприятий А2.
Рис. 6. Диаграмма декомпозиции второго уровня в подпроцессе формирование мероприятий А2
Очевидно, что для того, чтобы максимально снизить уровень вербовки новых сторонников разрушительной идеологии через каналы масс-медиа, необходимы системные решения. Необходимо иметь уже предварительно «настроенные» на возможное каналы распространения подпроцессы формирования мероприятий противодействия в соответствующих сферах. Например, формирование специальных мероприятий по противодействию в финансовой сфере (блок А23), т.е. выявление, отслеживание и блокировка денежных потоков. Аналогично с формированием мероприятий по противодействию работе террористов в идеологической сфере блок А21) и с иными каналами вербовки (блок А22).
Из модели видно, что учёт всех выявленных источников и детальная разработка плана реализации мер по противодействию (блок А24) является залогом успешной совместной деятельности органов государственной власти и общественных институтов. Так, необходимо проведение мероприятий по разъяснению природы терроризма и его общественной опасности, важно формирование у людей негативного отношения к идеологии национального, расового и религиозного терроризма. Немаловажным является проведение опросов у населения на предмет выявления социальных, политических, экономических и религиозных проблем и противоречий. Также важно привлекать представителей авторитетных общественных и религиозных организаций с целью ведения информационно-просветительской и профилактической работы среди людей по вопросам противодействия распространению идей терроризма и экстремизма.
Предложенный модельный подход, использующий сочетание и интеграцию гуманитарного знания и инструментария когнитивного и функционально-структурного моделирования, позволил выстроить исследование, начиная от описания обобщенных структур к анализу функционирования системы противодействия освещению деятельности террористов в медийном пространстве. Полученные модели иллюстрируют механизмы формирования системы связей государственных и общественных институтов, целевым образом ориентированных на лишение терроризма его социальной базы.
Резюмируя вышесказанное, ограничить освещение деятельности террористов в медийном пространстве важно для того, чтобы минимизировать подстрекательство к террористическому акту, вербовку, вооружение и обучение, и использование террористов. Более того, на законодательном уровне следует ужесточить наказания за информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации
террористического акта, в том числе и привлекать к ответственности СМИ, чтобы свести к минимуму ущерб, наносимый террористами обществу.
Статья подготовлена и публикуется в рамках выполнения внутреннего гранта Южного федерального университета (ВнГр-07/2017-20)
Литература
1. Crelinsten R.D. Power and Meaning: Terrorism as a Struggle over Access to the Communication Structure. Contemporary research on terrorism. Ed. by P. Wikinson and A.M. Stewart. Aberdeen: Aberdeen University Press, 1987. pp. 323.
2. Гафиатулина Н.Х., Брусенцева Д.М. Медийное пространство как источник активности террористической организации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. №6-7. С. 36-40.
3. Чубик А.П. Терроризм в информационном пространстве // Труды томского политехнического университета. 2013. С.117-123.
4. Базаркина Д.Ю. Роль коммуникации в формировании феномена современного терроризма // Информационные войны. 2016. №2(38). С. 65-70.
5. Клаус Н.Г., Свечкарев В.П., Васьков М.А. Проактивное управление в социологии: предметное поле и терминологическая специфика // Научная мысль Кавказа. 2015. № 2 (82). С. 42-48.
6. Брусенцева Д.М. Роль моделирования медийного пространства террористической организации // Актуальные проблемы моделирования, проектирования и прогнозирования социальных и политических процессов в мультикультуральном пространстве современного общества. Ростов н/Д., 2017. С. 47-50.
7. Свечкарев В.П. Системный подход к формированию комплекса структурно-функциональных и социально-математических моделей
динамики северокавказского вооруженного подполья // Инженерный вестник Дона, 2011, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2011/564
8. Розин М.Д., Свечкарев В.П. Проблемы системного моделирования сложных процессов социального взаимодействия // Инженерный вестник Дона, 2012, №2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/846
9. Weimann G. Mass-media theater. Foreign Policy Agenda. 2007. May. Vol. 12. No. 5. P. 29.
10. Свечкарев В.П. Модели визуальной аналитики в социологии // Актуальные проблемы моделирования, проектирования и прогнозирования социальных и политических процессов в мультикультуральном пространстве современного общества: материалы I Всероссийской научной конференции (с международным участием) молодых ученых (г. Ростов-на-Дону, 4 апреля 2017 г.). Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2017. С. 32-38.
11. Журавлёв Д.А. Международный терроризм и СМИ: эволюция коммуникационного взаимодействия // Вестник РГГУ. Сер. Международные отношения. Регионоведение, 2009. Вып. 14/09. С. 157-170.
References
1. Crelinsten R.D. Power and Meaning: Terrorism as a Struggle over Access to the Communication Structure. Contemporary research on terrorism. Ed. by P. Wikinson and A.M. Stewart. Aberdeen: Aberdeen University Press, 1987. pp. 323.
2. Gafiatulina N.Kh., Brusentseva D.M. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2017. №6-7. pp. 36-40.
3. Chubik A.P. Trudy tomskogo politekhnicheskogo universiteta. 2013. pp.117-123.
4. Bazarkina D.Yu. Informatsionnye voyny. 2016. №2 (38). pp. 65-70.
5. Klaus N.G., Svechkarev V.P., Vas'kov M.A. Nauchnaya mysl' Kavkaza. 2015. № 2 (82). pp. 42-48.
6. Brusentseva D.M. Aktual'nye problemy modelirovaniya, proektirovaniya i prognozirovaniya sotsial'nykh i politicheskikh protsessov v mul'tikul'tural'nom prostranstve sovremennogo obshchestva. Rostov n/D., 2017. pp. 47-50.
7. Svechkarev V.P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2011, №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2011/564
8. Rozin M.D., Svechkarev V.P. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, №2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n2y2012/846
9. Weimann G. Mass-media theater. Foreign Policy Agenda. 2007. May. Vol. 12. № 5. P. 29.
10. Svechkarev V.P. Aktual'nye problemy modelirovaniya, proektirovaniya i prognozirovaniya sotsial'nykh i politicheskikh protsessov v mul'tikul'tural'nom prostranstve sovremennogo obshchestva: materialy I Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiem) molodykh uchenykh (g. Rostov-na-Donu, 4 aprelya 2017 g.). Rostov n/D: Fond nauki i obrazovaniya, 2017. pp. 32-38.
11. Zhuravlev D.A. Vestnik RGGU. Ser. Mezhdunarodnye otnosheniya. Regionovedenie, 2009. Vyp. 14/09. pp. 157-170.