Научная статья на тему 'Функционально-стоимостный анализ процесса разработки логистической модели компании'

Функционально-стоимостный анализ процесса разработки логистической модели компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ / ЛОГИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ / СТОИМОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / МОДЕЛИ AS IS И TO BE / СТАНДАРТ IDEF0

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарев А.С.

Данная статья раскрывает особенности определения стоимости процесса формирования логистической стратегии компании, оценки стоимости реализации отдельных функций этого процесса в рамках моделей AS IS и TO BE и проведение сравнительного анализа этих моделей на основе прогрессивных техник оценки стоимости реализации бизнес-процесса и его компонентов методом функционально-стоимостного анализа (ФСА). В ходе исследования было проведено определение стоимости процесса формирования логистической стратегии компании, оценка стоимости реализации отдельных функций этого процесса в рамках моделей AS IS и TO BE, экспертного опроса (ЭО), анкетного опроса (АО), сравнительного анализа моделей TO BE и AS IS, сравнительного стоимостного анализа бизнес-процессов двух моделей TO BE и AS IS, идентификации в AS IS тех функций, которые влияют на возрастание стоимости бизнес-процесса. Для получения выводов использовалась система функционального моделирования AllFusion Process Modeler r7, базирующаяся на стандарте IDEF0, который поддерживает методику структурированного графического представления объекта моделирования. По результатам исследования было выявлено, что наиболее «узким» местом в процессе разработки стратегии в компаниях, ведущим к удорожанию стоимости разработки, является реализация функции сбора и анализа информации. Компаниям нужно уделять существенное внимание регулярности сбора информации, ее систематизации и регламентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пономарев А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционально-стоимостный анализ процесса разработки логистической модели компании»

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ КОМПАНИИ

© Пономарев А.С.*

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону

Данная статья раскрывает особенности определения стоимости процесса формирования логистической стратегии компании, оценки стоимости реализации отдельных функций этого процесса в рамках моделей AS IS и TO BE и проведение сравнительного анализа этих моделей на основе прогрессивных техник оценки стоимости реализации бизнеспроцесса и его компонентов методом функционально-стоимостного анализа (ФСА). В ходе исследования было проведено определение стоимости процесса формирования логистической стратегии компании, оценка стоимости реализации отдельных функций этого процесса в рамках моделей AS IS и TO BE, экспертного опроса (ЭО), анкетного опроса (АО), сравнительного анализа моделей TO BE и AS IS, сравнительного стоимостного анализа бизнес-процессов двух моделей TO BE и AS IS, идентификации в AS IS тех функций, которые влияют на возрастание стоимости бизнес-процесса. Для получения выводов использовалась система функционального моделирования AllFusion Process Modeler r7, базирующаяся на стандарте IDEF0, который поддерживает методику структурированного графического представления объекта моделирования. По результатам исследования было выявлено, что наиболее «узким» местом в процессе разработки стратегии в компаниях, ведущим к удорожанию стоимости разработки, является реализация функции сбора и анализа информации. Компаниям нужно уделять существенное внимание регулярности сбора информации, ее систематизации и регламентации.

Ключевые слова логистические стратегии, логистической модели, стоимость, управление организацией, модели AS IS и TO BE, стандарт IDEF0.

Логистические стратегии могут играть существенную роль в достижении компанией успеха в работе на рынке [1]. В то же время эффективность функциональных стратегий в значительной степени обеспечивается реализацией тщательно сформированного менеджментом компании стратегического процесса [2, 3]. При решении вопроса о совершенствовании в компании различных функций управления и бизнес-процессов достаточно часто возникает вопрос о стоимости планируемых изменений. Традиционные методы определения стоимости отдельных функций не всегда точно позволя-

Аспирант кафедры Общего и стратегического менеджмента.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

105

ют оценить затраты на функционирование бизнес-процессов. Одной из прогрессивных техник оценки стоимости реализации бизнес-процесса и его компонентов является метод функционально-стоимостного анализа (ФСА). Обычно ФСА применяется для совершенствования изучаемого бизнес-процесса с целью снижения его стоимости или для оценки стоимости реализации отдельных функциональных активностей, формирующих данный процесс.

Целью данного исследования является определение стоимости процесса формирования логистической стратегии компании, оценка стоимости реализации отдельных функций этого процесса в рамках моделей AS IS и TO BE и проведение сравнительного анализа этих моделей.

Методы исследования

1- й этап исследования включил в себя экспертный опрос (ЭО), целью которого явилось построение модели (процесса разработки логистической стратегии) TO BE. В качестве инструмента достижения указанной цели была использована методика функционального моделирования, основанная на нотации IDEF0. В экспертном опросе приняли участие 7 специалистов, имеющих опыт организации стратегического процесса, а также проведения маркетинговых исследований на потребительских рынках.

2- й этап исследования включил в себя проведение анкетного опроса (АО), целью которого явилось построение модели AS IS. В качестве инструмента исследования также была использована методология функционального моделирования, основанная на нотации IDEF0. В качестве респондентов в проведенном опросе приняли участие 40 человек - директора и руководители (разных уровней) логистических служб компаний: 15 женщин и 25 мужчин в возрасте от 29 до 45 лет, их стаж работы в отрасли составил от 6 до 19 лет. Как эксперты, так и респонденты привлекались к участию в исследовании на основе личных контактов автора. Результаты обрабатывались при помощи пакета MS Excel.

На 3-м этапе исследования был проведен сравнительный анализ моделей TO BE и AS IS с целью поиска недостатков в организации версии AS IS бизнес-процесса. При этом оценивались следующие аспекты организации бизнес-процесса: набор функций, последовательность выполнения (связи), исполнители, входы (информационные источники).

4-й этап анализа включил в себя сравнительный стоимостный анализ стоимости бизнес-процессов двух моделей TO BE и AS IS, а также идентификацию в AS IS тех функций, которые влияют на возрастание стоимости бизнес-процесса. При этом за эталон при сравнении была принята стоимость функций модели TO BE, рассчитанная для изучаемой компании.

Для построения моделей использовалась система функционального моделирования AllFusion Process Modeler r7, базирующаяся на стандарте IDEF0, который поддерживает методику структурированного графического представления объекта моделирования.

106 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты исследования

К основным этапам ФСА на основе, построенной с использованием нотации IDEF0 функциональной модели, относятся:

1. Выявление функций, имеющих причинно'-следственные связи.

2. Составление списков «механизмов» и «управлений» функций процесса.

3. Определение списка статей затрат (центров затрат).

4. Определение времени (продолжительности) и частоты (периодичности) выполнения функций.

5. Определение длительности и периодичности «управления»

6. Определение стоимости «механизмов» и «управлений» и перенос их на функциональную модель.

7. Расчет стоимости функций (как суммы стоимостей «механизма» и «управления» функции).

8. Определение общей стоимости процесса (как суммы стоимостей всех его функций).

9. Анализ полученных результатов.

Рис. 1. Диаграмма первого уровня процесса «Разработка логистической стратегии компании» (модель TO BE «как должно быть»)

Диаграмма TO BE анализируемого процесса разработки логистической стратегии компании представлена на рисунке 1. Перечень основных функций бизнес-процесса «Разработка логистической стратегии компании» имеет вид:

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

107

А1 - Уточнение формулировки цели.

А2 - Сбор и анализ информации о существующих на рынке предложениях информации.

А3 - Сбор и анализ информации о рынках, клиентах и стратегиях ком-паний-конкурентов.

А4 - Оценка ресурсов компании.

А5 - Разработка логистической стратегии и анализ результата.

А6 - Формулирование заданий службам компании по сбору дополнительной информации.

Таблица 1

Причинно-следственные отношения функций бизнес-процесса «Разработка логистической стратегии модели» TO BE

А1 А2 А3 А4 А5 А6

А1 - выход (Согласованная формулировка цели компании) - управление, - выход (Список необходимой для разработ ки стратегии информации) - управление выход (Согласованная формулировка цели компании) -управление выход (Согласованная формулировка цели компании) -управление - выход (Согласованная формулировка цели компании) - управление, - выход (Специфика цели) - управление выход (Согласованная формулировка цели компании) - управление

А2 выход (План сбора необходимой для разработки стратегии информации) - управление

А3 вход - выход (Оценка стратегий кампании-конкурентов)., вход - выход (Оценка потребностей клиентов и КФУ на рынка компании) - выход (Оценка стратегий ком-паний-конкурен-тов) - управление, - выход (Оценка потребностей клиентов и КФУ на рынках компании) - управление - выход (Оценка стратегий ком-паний-конкурен-тов) - вход, - выход (Оценка потребностей клиентов и КФУ на рынках компании) - вход

А4 - выход (Перечень сильных сторон компании) — вход, - выход (Перечень доступных ресурсов компании) — вход, - выход (Бюджет) — вход

А5 выход (Перечень необходимой для разработки стратегии дополнительной информации) -вход

А6 выход (Задания для аналитической и маркетинговой служб по сбору дополнительной информации) - управление

108 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В табл. 1 представлены, а на рис. 2 отображены причинно-следственные связи основных функций бизнес-процесса TO BE разработки логистической стратегии.

Рис. 2. Причинно-следственные связи функций бизнес-процесса ТО ВЕ «Разработка логистической стратегии компании»

Надо отметить, что многие функции процесса имеют «вспомогательный» характер и используются как «управление» в других функциях (например, связь на рис. 2 функции А6 («Формулирование заданий службам компании по сбору дополнительной информации») и А3 («Сбор и анализ информации о рынках, клиентах и стратегиях компаний-конкурентов»)).

В технологии ФСА время выступает в качестве общего знаменателя при определении всех характеристик функции и ее стоимости. Нами за единицу измерения временной характеристики функций был принят один рабочий день.

Списки «механизмов», «управлений» и продолжительности (длительности) функций изучаемого процесса представлены в табл. 2.

В качестве «управления» при разработке логистической стратегии выступают разработанная ранее «Рыночная стратегия компании» и принятая ранее в компании «Процедура разработки стратегии». Стоимости этих не являющихся продукцией «вспомогательных» функций «управлений» не оказывают существенного влияния на стоимость всего процесса разработки логистической стратегии, поэтому в стоимостях функций процесса они не были учтены.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

109

Таблица 2

Сведения о «механизмах», «управлениях», продолжительности основных функций процесса разработки логистической стратегии компании модели TO BE

Функцио- нальный блок Функция Механизм функции Управление (от «вспомогательной» функции процесса) Продолжи- тельность, дни Частота, раз/день

А1 Уточнение формулировки цели - директор по логистике 13 1

А2 Сбор и анализ информации о существующих на рынке предложениях информации - директор по логистике - сотрудники отдела аналитики - согласованная формулировка цели компании (от А1) - список необходимой для разработки стратегии информации (от А1) 13 1

А3 Сбор и анализ информации о рынках, клиентах и стратегиях компаний-конку-рентов - директор по логистике - сотрудники отдела аналитики - сотрудники отдела маркетинга - план сбора необходимой для разработки стратегии информации (от А2) - согласованная формулировка цели компании (от А1) - задания для аналитической и маркетинговой служб по сбору дополнительной информации (от А6) 16 1

А4 Оценка ресурсов компании - директор по логистике - директор по маркетингу - финансовый директор - руководитель производственного отдела - руководитель отдела продаж - согласованная формулировка цели компании (от А1) - оценка стратегий компаний-конкурентов (от А3) - оценка потребностей клиентов и КФУ на рынках компании (от А3) 12 1

А5 Разработка логистической стратегии и анализ результата - директор по логистике - специфика цели (от А1) - согласованная формулировка цели компании (от А1) 11 1

А6 Формулирование заданий службам компании по сбору дополнительной информации - директор по логистике - директор по маркетингу - руководитель производственного отдела - руководитель отдела продаж - согласованная формулировка цели компании (от А1) 9 1

Периодичность реализации всех функций нижних уровней процесса разработки логистической стратегии равна 1 раз/день. Длительность и периодичность (частота) «управления» функции совпадает с аналогичными характеристиками самой функции бизнес-процесса.

К центрам затрат на реализацию функций изучаемого процесса относятся стоимости «механизмов» - оплата персоналу, привлеченному к разработке логистической стратегии (табл. 3).

Таблица 3

Стоимость труда исполнителя, руб./день

Должность Стоимость «механизма», руб./день

Директор по логистике 10000,00

Директор по маркетингу 10000,00

Финансовый директор 10000,00

Руководитель отдела продаж 10000,00

Руководитель производственного отдела 4500,00

Сотрудники отдела аналитики 2500,00

Сотрудники отдела маркетинга 2500,00

110 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В табл. 4 представлены данные о стоимости «механизмов», периодичности функций второго уровня, которые являются исходными для проведения ФСА средствами системы функционального моделирования AllFusion Process Modeler r7.

Таблица 4

Исходные данные для ФСА модели TO BE в среде AllFusion Process Modeler r7

Функция А1 «Уточнение формулировки цели»

Функция второго уровня Механизм

центр затрат - оплата стоимость, руб./день периодич- ность, раз/день время выполнения, дней

А11 Усвоение формулировки цели генерального директора директору по логистике 10000,00 1 3

А12 Анализ специфики цели директору по логистике 10000,00 1 2

А13 Формулировка цели с уточнениями директору по логистике 10000,00 1 2

А14 Согласование формулировки цели с генеральным директором директору по логистике 10000,00 1 2

А15 Формирование списка необходимой для разработки стратегии информации директору по логистике 10000,00 1 1

Функция А2 «Сбор и анализ информации о существующих на рынке предложениях информации»

Функция второго уровня Механизм

центр затрат - оплата стоимость, руб./день периодич- ность, раз/день время выполнения, дней

А21 Сбор информации о существующих на рынке предложениях информации сотруд. аналитического отдела 2500,00 1 3

А22 Структурирование собранных сведений об источниках информации сотруд. аналитического отдела 2500,00 1 2

А23 Анализ структурированной информации и формирование списка источников получения необходимой информации сотруд. аналитического отдела 2500,00 1 2

А24 Разработка плана сбора информации директору по логистике 10000,00 1 2

Функция А3 «Сбор и анализ информации о рынках, клиентах и стратегиях компаний-конкурентов»

Функция второго уровня Механизм

центр затрат - оплата стоимость, руб./день периодич- ность, раз/день время выполнения, дней

А31 Сбор необходимой для разработки стратегии информации от исследователей рынка сотруд. службы маркетинга 2500,00 1 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сотруд. отдела аналитики 2500,00 1

А32 Изучение спроса, проведение анкетных опросов потребителей, подготовка отчета сотруд. службы маркетинга 2500,00 1 5

А33 Структурирование и анализ информации от исследователей об участниках рынка сотрудникам отдела аналитики 2500,00 1 2

А34 Анализ регулярных отчетов аналитического отдела директору по логистике 10000,00 1 2

А35 Анализ регулярных отчетов маркетинговой службы директору по логистике 10000,00 1 3

А36 Анализ ситуации на рынках компании директору по логистике 10000,00 1 3

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

111

Окончание табл. 4

Функция А4 «Оценка ресурсов компании»

Функция второго уровня Механизм

центр затрат - оплата стоимость, руб./день периодич- ность, раз/день время выполнения, дней

А41 Обсуждение бюджета с финансовым директором директору по логистике 10000,00 1 3

финансовому директору 10000,00 1

А42 Анализ результатов обсуждения бюджета директору по логистике 10000,00 1 2

финансовому директору 10000,00 1

А43 Уточнение бюджета директору по логистике 10000,00 1 2

финансовому директору 10000,00 1

А44 Обсуждение имеющихся ресурсов компании с руководителями подразделений директору по логистике 10000,00 1 3

директору по маркетингу 10000,00 1

руководителю отдела продаж 10000,00 1

руководителю производственного отдела 4500,00 1

А45 Анализ результатов обсуждения обеспеченности ресурсами директору по логистике 10000,00 1 2

Функция А5 «Разработка логистической стратегии и анализ результата»

Функция второго уровня Механизм

центр затрат - оплата стоимость, руб./день периодич- ность, раз/день время выполнения, дней

А51 Выявление значимых конкурентных преимуществ директору по логистике 10000,00 1 2

А52 Анализ конкурентных преимуществ компании директору по логистике 10000,00 1 2

А53 Анализ сильных сторон компании директору по логистике 10000,00 1 2

А54 Разработка пилотного варианта стратегии директору по логистике 10000,00 1 3

А55 Анализ стратегического решения директору по логистике 10000,00 1 2

Функция А6 «Формулирование заданий службам компании по сбору дополнительной информации»

Функция второго уровня Механизм

центр затрат - оплата стоимость, руб./день периодич- ность, раз/день время выполнения, дней

А61 Анализ предложений от исследовательских компаний директору по логистике 10000,00 1 2

А62 Обсуждение взаимодействия с руководителями отделов продаж, маркетинга, производства директору по логистике 10000,00 1 3

директору по маркетингу 10000,00 1

руководителю отдела продаж 10000,00 1

руководителю производственного отдела 4500,00 1

А63 Формулировка задач службам компании по сбору информации и разработке стратегии директору по логистике 10000,00 1 3

Результаты вычислений стоимости функций разработки логистической стратегии модели TO BE представлены на рисунке 3.

Диаграмма процесса разработки логистической стратегии модели AS IS показана на рис. 4. Процесс включает следующие основные функции:

А1 - Уточнение формулировки цели.

112 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

А2 - Сбор и анализ информации о существующих на рынке предложениях информации.

А3 - Сбор и анализ информации о ситуациях на рынках и о компаниях-конкурентах.

А4 - Оценка ресурсов компании.

А5 - Формулировка задач аналитической и маркетинговой службам по сбору информации.

А6 - Разработка логистической стратегии.

логистической стратегии модели TO BE

Причинно-следственные отношения функций модели AS IS и их графическая интерпретация представлены соответственно в табл. 5 и на рис. 5.

В модели процесса AS IS функции А2, А3, А5 носят «вспомогательный» характер, так как используются в качестве «управления» в других функциях процесса.

Списки «механизмов», «управлений» и продолжительности (длительности) функций процесса AS IS представлены в табл. 6.

В табл. 7 приведены данные о стоимости «механизмов», и периодичности функций второго уровня процесса AS IS. Периодичность реализации всех функций нижних уровней процесса разработки логистической стратегии равна 1 раз/день. Длительность и периодичность «управления» функции совпадает с аналогичными характеристиками самой функции бизнес-процесса.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

113

Рис. 4. Диаграмма первого уровня процесса «Разработка логистической стратегии компании» (модель AS IS «как есть»)

Таблица 5

Причинно-следственные отношения функций бизнес-процесса «Разработка логистической стратегии модели» AS IS

А1 А2 А3 А4 А5 А6

А1 - выход (Согласованная формулировка цели компании) - управление, - выход (Список необходимой для разработки стратегии информации) - управление - выход (Согласованная формулировка цели компании) - управление - выход (Согласованная формулировка цели компании) - управление - выход (Согласованная формулировка цели компании) - управление - выход (Согласованная формулировка цели компании) -управление, - выход (Специфика цели) -управление

А2 - выход (План сбора информации) -управление

А3 - выход (Оценка ситуации на рынках компании) -управление - выход (Оценка стратегий компаний-кон-курентов) - вход, - выход (Оценка ситуации на рынках компании) - вход - выход (Оценка стратегий компаний-конкурентов) -вход, - выход (Оценка ситуации на рынках компании) -вход

А4 - выход (Бюджет) — вход - выход (Перечень сильных сторон компании) — вход, - выход (Перечень доступных ресурсов компании) — вход, - выход (Бюджет) — вход

А5 выход (Задания по сбору дополнгтель-ной информации) -управление выход (Задание на разработку стратегии) - управление

А6

114 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рис. 5. Причинно-следственные связи функций процесса AS IS «Разработка логистической стратегии»

Таблица 6

Сведения о «механизмах», «управлениях», продолжительности основных функций процесса разработки логистической стратегии компании модели AS IS

Функцио- нальный блок Функция Механизм функции Управление (от «вспомогательной» функции процесса) Продолжи- тельность, дни Частота, раз/день

А1 Уточнение формулировки цели - директор по логистике 5 1

А2 Сбор и анализ информации о существующих на рынке предложениях информации - директор по логистике - сотрудники отдела аналитики - согласованная формулировка цели компании (от А1) - список необходимой для разработки стратегии информации (от А1) 7 1

А3 Сбор и анализ информации о ситуациях на рынках и о компаниях-конкурентах - директор по логистике - с отрудники отдела ан а-литики - сотрудники отдела маркетинга - план сбора информации (от А2) - согласованная формулировка цели компании (от А1) - задания по сбору дополнительной информации (от А5) 12 1

А4 Оценка ресурсов компании - директор по логистике - директор по маркетингу - финансовый директор - руководитель производслвен-ного отдела - руководитель отдела продаж - согласованная формулировка цели компании (от А1) - оценка ситуации на рынках компании (от А3) 7 1

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

115

Окончание табл. 6

Функцио- нальный блок Функция Механизм функции Управление (от «вспомогательной» функции процесса) Продолжи- тельность, дни Частота, раз/день

А5 Формулировка задач аналитической и маркетинговой службам по сбору информации - директор по логистике - директор по маркетингу - руководитель производственного отдела - руководитель отдела продаж - согласованная формулировка цели компании (от А1) 4 1

А6 Разработка логистической стратегии - директор по логистике - специфика цели (от А1) - согласованная формулировка цели компании (от А1) - задание на разработку логистической стратегии (от А5) 5 1

Таблица 7

Исходные данные для ФСА модели AS IS в среде AllFusion Process Modeler r7

Функция А1 «Уточнение формулировки цели»

Функция второго уровня Механизм

центр затрат - оплата стоимость, руб./день периодич- ность, раз/день время выполнения, дней

А11 Усвоение формулировки цели генерального директора директору по логистике 10000,00 1 3

А12 Анализ специфики цели и формирование списка необходимой для разработки стратегии информации директору по логистике 10000,00 1 4

А13 Формулировка цели с уточнениями директору по логистике 10000,00 1 2

А14 Согласование формулировки цели с генеральным директором директору по логистике 10000,00 1 2

Функция А2 «Сбор и анализ информации о существующих на рынке предложениях информации»

Функция второго уровня Механизм

центр затрат - оплата стоимость, руб./день периодич- ность, раз/день время выполнения, дней

А21 Сбор информации о существующих на рынке предложениях информации сотруд. аналитического отдела 2500,00 1 3

А22 Анализ информации от представителей исследовательских компаний сотруд. аналитического отдела 2500,00 1 2

А23 Анализ информации, собранной сотрудниками аналитической службы сотруд. аналитического отдела 2500,00 1 2

А24 Формирование списка источников необходимой информации сотруд. аналитического отдела 2500,00 1 1

А25 Разработка плана сбора информации директору по логистике 10000,00 1 2

Функция А3 «Сбор и анализ информации о рынках, клиентах и стратегиях компаний-конкурентов»

Функция второго уровня Механизм

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

центр затрат - оплата стоимость, руб./день периодич- ность, раз/день время выполнения, дней

А31 Сбор необходимой для разработки стратегии информации сотруд. службы маркетинга 2500,00 1 3

сотруд. отдела аналитики 2500,00 1

А32 Анализ информации от исследователей об участниках рынка сотрудникам отдела аналитики 2500,00 1 2

116 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Окончание табл. 7

Функция второго уровня Механизм

центр затрат - оплата стоимость, руб./день периодич- ность, раз/день время выполнения, дней

А33 Анализ информации аналитического отдела директору по логистике 10000,00 1 7

А34 Анализ результатов маркетинговых исследований директору по логистике 10000,00 1 6

А35 Анализ ситуации на рынках компании директору по логистике 10000,00 1 3

Функция А4 «Оценка ресурсов компании»

Функция второго уровня Механизм

центр затрат - оплата стоимость, руб./день периодич- ность, раз/день время выполнения, дней

А41 Обсуждение бюджета с финансовым директором директору по логистике 10000,00 1 3

финансовому директору 10000,00 1

А42 Анализ результатов обсуждения бюджета директору по логистике 10000,00 1 2

финансовому директору 10000,00 1

А43 Уточнение бюджета директору по логистике 10000,00 1 2

финансовому директору 10000,00 1

А44 Обсуждение имеющихся ресурсов компании с руководителями подразделений директору по логистике 10000,00 1 3

директору по маркетингу 10000,00 1

руководителю отдела продаж 10000,00 1

руководителю производственного отдела 4500,00 1

А45 Анализ результатов обсуждения обеспеченности ресурсами директору по логистике 10000,00 1 2

Функция А5 «Формулирование заданий службам компании по сбору дополнительной информации»

Функция второго уровня Механизм

центр затрат - оплата стоимость, руб./день периодич- ность, раз/день время выполнения, дней

А51 Анализ предложений от исследовательских компаний директору по логистике 10000,00 1 2

А52 Обсуждение взаимодействия с руководителями отделов продаж, маркетинга, производства директору по логистике 10000,00 1 3

директору по маркетингу 10000,00 1

руководителю отдела продаж 10000,00 1

руководителю производственного отдела 4500,00 1

А53 Формулировка задач аналитической службе по сбору информации и задания на разработку стратегии директору по логистике 10000,00 1 3

Функция А6 «Разработка логистической стратегии»

Функция второго уровня Механизм

центр затрат - оплата стоимость, руб./день периодич- ность, раз/день время выполнения, дней

А61 Выявление конкурентных преимуществ компании директору по логистике 10000,00 1 2

А62 Анализ конкурентных преимуществ компании директору по логистике 10000,00 1 3

А63 Разработка стратегии директору по логистике 10000,00 1 6

Результаты вычислений стоимости функций разработки логистической стратегии модели TO BE представлены на рисунке 6.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

117

Рис. 6. Диаграмма дерева узлов процесса разработки логистической стратегии модели AS IS

Таблица 8

Стоимости функций процесса разработки логистической стратегии моделей TO BE и AS IS

Функция Стоимость функции, руб.

Модель TO BE Модель AS IS

Уточнение формулировки цели 150000 110000

Сбор и анализ существующих на рынке предложениях информации 37500 40000

Сбор и анализ информации о клиентах, конкурентах, конъюнктуре рынка 162500 230000

Оценка ресурсов компании 263500 263500

Формирование заданий службам компании по сбору дополнительной информации 153500 307000

Разработка логистической стратегии 220000 110000

Всего: 987000 1060500

Сравнительный анализ стоимостей функций процесса разработки логистической стратегии и всего процесса в целом в моделях TO BE и AS IS, представленных в таблице 8, показал, что:

1. Стоимость разработки логистической стратегии модели AS IS выше, чем стоимость разработки стратегии модели TO BE на 73500 руб.

118 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2. Стоимость функции «Уточнение формулировки цели» модели TO BE выше на 40000 руб. за счет того, что после сбора и анализа информации о потребностях клиентов, конкурентах, ситуациях на рынках компании в соответствии с вновь полученной информацией осуществляется корректировка и повторное уточнение формулировки цели.

3. Стоимость функции «Сбор и анализ существующих на рынке предложениях информации» модели TO BE ниже в связи с тем, что при реализации этой функции применяется другой подход к анализу информации: сначала все полученные сведения, собранные от сотрудников аналитического отдела и от исследовательских компаний, структурируются, а затем анализируются. В модели AS IS анализ данных, собранных из разных источников, анализируются по отдельности, что в совокупности увеличивает продолжительность процедуры.

4. Стоимость функции «Сбор и анализ информации о клиентах, конкурентах, конъюнктуре рынка» модели TO BE ниже на 67500 руб., так как исследования при реализации этой функции опираются на использование регулярных отчетов аналитического отдела и службы маркетинга. Дополнительной систематизации информации не требуется, отчеты содержат агрегированную структурированную информацию. В модели AS IS дополнительное время расходуется на систематизацию хранящейся в базе данных компании сведений, ранее собранных сотрудниками компании. Надо отметить, что в модели TO BE при реализации рассматриваемой функции выполняется отсутствующая в модели AS IS функция нижнего уровня «Изучение спроса, проведение анкетных опросов потребителей, подготовка отчета», требующая 12500 руб. Реализация этих исследований, как мы видим, не приводит к удорожанию функции.

5. Стоимость функции «Оценка ресурсов компании» в моделях одинаковая. Надо отметить качественные различия в реализации этой функции: в модели TO BE при анализе ресурсов компании и обсуждении бюджета на разработку стратегии учитывается такой аспект, как «потребности клиентов и КФУ на рынках компании».

6. Стоимость функции «Формирование заданий службам компании по сбору дополнительной информации» в модели AS IS значительно выше (на 153500 руб.), чем в модели TO BE. Это объясняется тем, что из-за недостатка в базе данных компании систематизированной информации разработчикам перед непосредственной разработкой стратегии приходится неоднократно дополнительно возвращаться к процессу сбора необходимой информации. В модели TO BE такой возврат возможен только в том случае, если разработанная стратегия не удовлетворяет критериям разработчиков.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

119

7. Стоимость функции «Разработка логистической стратегии» модели TO BE может быть выше в том случае, если разработанный пилотный вариант стратегии оценивается как неудовлетворительный и требуется его доработка. Именно эта ситуация и была учтена в модели TO BE.

Таким образом, проведенный анализ двух функциональных моделей показал, что наиболее «узким» местом в процессе разработки стратегии в компаниях, ведущим к удорожанию стоимости разработки, является реализация функции сбора и анализа информации. Компаниям нужно уделять существенное внимание регулярности сбора информации, ее систематизации и регламентации.

Список литературы:

1. Abbott J., Manrodt K.B., Vitasek K. 2005. Understanding the Lean Supply Chain: Beginning the Journey; Report on Lean Practices in the Supply Chain. Atlanta, ga: Oracle.

2. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления / Высшая школа менеджмента СПбГУ - 3-е изд. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом. С-Петерб. гос. ун-та, 2011. - 548 с.

3. Попов С.А. Концепция актуального стратегического менеджмента для современных российских компаний: монография / С.А. Попов. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 223 с.

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ В ОАО АК «ПОЛЯРНЫЕ АВИАЛИНИИ»

© Яковлева С.С.*

Финансово-экономический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

Капитальные вложения, т.е. внеоборотные активы, являются основой функционирования предприятия и осуществляются за счет различных источников финансирования. Авиакомпания ОАО АК «Полярные авиалинии» ежегодно составляет среднесрочные планы развития предприятия за счет капитальных вложений для увеличения темпов модернизации и обновления парка ВС, наземной и материально-технической базы, которые позволяют ускорить рост показателей воздушных пере-

* Научный руководитель: Элякова И.Д., профессор кафедры Финансов и банковского дела, доктор экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.