Научная статья на тему 'Функционально-стоимостной анализ в системе оперативного ремонта и восстановления авиационной техники'

Функционально-стоимостной анализ в системе оперативного ремонта и восстановления авиационной техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
477
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ОПЕРАТИВНЫЙ РЕМОНТ / СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ / АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА / РЕМОНТ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ / ANALYSIS / OPERATIVE REPAIR / VALUATION ANALYSIS / AVIATION EQUIPMENT / REPAIR OF AVIATION EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудич Д.Р., Мещеряков Я.В., Чернышева Г.Н.

В статье рассматриваются новые подходы и методы выявления резервов снижения затрат на оперативный ремонт и восстановление авиационной техники. Исследуются возможности функционально-стоимостного анализа как метода выявления конструктивных, технологических и организационных резервов ремонта авиационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with new approaches and methods to identify reserves to reduce costs for operational maintenance and recovery of aircraft. The possibilities of functional-cost analysis as a method of identifying structural, technological and organizational provisions of repair of aviation equipment.

Текст научной работы на тему «Функционально-стоимостной анализ в системе оперативного ремонта и восстановления авиационной техники»

Рудич Д.Р., Мещеряков Я.В., Чернышева Г.Н.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ ОПЕРАТИВНОГО РЕМОНТА И ВОССТАНОВЛЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

ВУНЦВВС «ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

Ключевые слова: анализ, оперативный ремонт, стоимостной анализ, авиационная техника, ремонт авиационной техники.

Аннотация: В статье рассматриваются новые подходы и методы выявления резервов снижения затрат на оперативный ремонт и восстановление авиационной техники. Исследуются возможности функционально-стоимостного анализа как метода выявления конструктивных, технологических и организационных резервов ремонта авиационной техники.

Keywords: analysis, operative repair, valuation analysis, aviation equipment, repair of aviation equipment.

Abstract: The article deals with new approaches and methods to identify reserves to reduce costs for operational maintenance and recovery of aircraft. The possibilities of functional-cost analysis as a method of identifying structural, technological and organizational provisions of repair of aviation equipment.

В условиях военных конфликтов, когда применяется ограниченное число летательных аппаратов очень важно чтобы система войскового ремонта могла оперативно восстанавливать поврежденные в боевых действиях воздушные суда (ВС).

Для быстрого восстановления работоспособности агрегатов и систем ВС с боевыми повреждениями, наряду с обычными технологическими операциями, используют и так называемое "оперативные " методы ремонта.

Наиболее часто такой метод ремонта применяют с целью наискорейшего вывода поврежденного самолета или вертолета из-под "удара противника" и сохранением тем самым ВС как боевой единицы с последующим окончательным его восстановлением на аэродроме постоянного базирования.

Как показывает практика, наибольший удельный вес затрат при таком ремонте (табл. 1) приходится на материальные затраты.

Отсюда следует, что первостепенной задачей снижения затрат на оперативный ремонт являются мероприятия, направленные на снижение материальных затрат.

Таблица 1 - Структура затрат на ремонт ВС

Элементы затрат Затраты на ремонт, %

Трудовые затраты 32,2

Материальные затраты 51,7

Накладные расходы 16,1

Прочие расходы -

Всего 100

Величина этих затрат зависит от технологии проведения ремонта и от конструкторских особенностей ВС.

Поэтому оптимизация затрат на проведение оперативного ремонта должна проводиться, по мнению авторов, с использованием методов функционально-стоимостного анализа (ФСА).

Суть ФСА состоит в целенаправленном выявлении затрат, которые не являются обязательными, с точки зрения осуществления авиационной техникой ее функционального назначения. С помощью ФСА можно не только выявить непроизводительные затраты материальных ресурсов, но и предложить рекомендации по их ликвидации и предотвращению.

Методология ФСА исходит из того, что издержки создания, модернизации или ремонта любого изделия состоит из следующих элементов:

■ минимально необходимые затраты, обеспечивающие выполнение объектом ФСА своих функций;

■ дополнительные затраты, обусловленные несовершенством конструкции;

■ дополнительные затраты, обусловленные применением неэффективных способов осуществления ремонта;

■ дополнительные затраты, вызываемые отступлением от технической документации и нарушением организационно-технических условий.

Из вышеизложенного следует, что объектом ФСА являются прямые затраты, уровень которых в значительной степени формируется и процессе конструкторской и технологической подготовки производства.

Общие затраты (в данном случае прямые) в соответствии с функционально- стоимостным методом анализа принято делить на две части:

> затрат на обеспечение выполнения авиационной техникой ее функций, т. е. целевых полезных затрат;

У дополнительных затрат, не имеющих прямого отношения к функциям авиационной техники, или которые можно уменьшить при выполнении второстепенных или вспомогательных функций, т.е. излишних затрат.

Целевые затраты подразделяются на затраты, связанные с реализацией главной и основных функций, и затраты, связанные с реализацией второстепенных функций.

В процессе ФСА ставится задача создания такого технологического процесса оперативного ремонта авиационной техники, который обеспечит выполнение функций при затратах, приближающихся к минимально необходимым.

Решения этой задачи можно добиться:

- сведением до минимума дополнительных затрат, обусловленных несовершенством конструкции и применением неэффективных способов изготовления (восстановлении) продукции;

- устранением элементов конструкции и технологии, функции которых излишни или могут быть совмещены;

- доведением затрат, связанных с выполнением вспомогательных и второстепенных функций, до оптимального уровня.

Особенностью ФСА является то, что при его проведении специалист абстрагируется от реальной конструкции анализируемого объекта и сосредоточивает свое внимание на его функциях. По результатам анализа функций могут быть выработаны варианты технических и технологических решений.

ФСА технологических процессов проводится в целях обеспечения комплексного подхода к решению задач снижения издержек ремонта, повышения уровня его качества, а также сокращения или ликвидации браков и технологических потерь, повышения производительности труда; снижения трудоемкости, материалоемкости, энергоемкости процессов.

ФСА действующих технологических процессов (ТП) проводится для тех (из них), которые требуют наибольших производственных затрат или имеют определяющее значение в формировании качества выполненного ремонта.

Объектом ФСА может быть проектируемый технологический процесс, модернизируемый технологический процесс, или часть технологического процесса, отдельная технологическая операция.

Методическая последовательность проведения ФСА технологического процесса рассматривается на рис. 1.

Рисунок 1 - Этапы ФСА технологии и организации ремонта авиационной техники

Таким образом, если провести функционально-стоимостной анализ процесса оперативного ремонта с использованием метода ФСА можно значительно снизить затраты на восстановление авиационной техники.

Список литературы

1. Вашкевич В.Р. совершенствование методики анализа причин авиационных событий в государственной авиации // Академические Жуковские чтения. Научное наследие профессора Н.Е. Жуковского. Перспективы развития авиационных комплексов государственной авиации и их силовых установок [Текст]: Сб. науч. Ст. по материалам Всероссийской науч.-практ. Конф. - Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2014.- С.22-23

2. Восстановление боевой авиационной техники. Учебное пособие / Под ред. А.М. Сафина. - Ставрополь: СВВАИУ, 2004.

3. Сафин, А.М., Ковалев, В.Д., Сафин, Р.М. Военно-экономический анализ. Учебное пособие. - Ставрополь: ВАТУ, 2002. -152 с.

4. Сергеев С.Н., Сафин А.М., Чепко И.Н. Влияние эксплуатационного совершенства на эффективность использования авиационной техники // Перспективы развития авиационных комплексов государственной авиации и их силовых установок: в 2-х т. Т.1. - Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2016.- С. 194-196

5. Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э. Затраты на производство продукции в системе управленческого учета предприятия // Учет, анализ, аудит: от теории к практике сборник научных трудов. 2015. С. 23-27.

6. Тхамокова С.М., Темрокова А.Х. Учет доходов и расходов в условиях адаптации к МСФО // Успехи современной науки. 2016. № 2. Т. 2. С. 13-15.

Штодина И.С., Каширина Ю.П.

ГОТОВАЯ ПРОДУКЦИЯ В СИСТЕМЕ СИНТЕТИЧЕСКОГО И АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: готовая продукция, реализация, производство, работы и услуги, материальные запасы.

Аннотация: статья рассматривает готовую продукцию и ее оценку в системе синтетического и аналитического учета.

Key words: Finished products, sales, production, services and inventory.

Abstract: The article examines the finished product and its assessment in synthetic and analytical accounting system.

Согласно Методическим указаниям готовая продукция является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.