ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТКА
КУРОРТНОЙ ГОСТИНИЦЫ
Крамаренко Марина Александровна
аспирант кафедры архитектуры зданий и сооружений Одесская Государственная Академия Строительства и Архитектуры, Украина,
г. Одесса
E-mail: mango4ka. 87@gmail. com
FUNCTIONAL PLANNING ORGANISATION OF RESORT HOTELS SITE
Kramarenko Marina
post-graduate student of architecture of buildings and structures in Odessa State
Academy of Building and Architecture, Ukraine, Odessa
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена функционально-планировочной организации участка курортной гостиницы. Выявлена зависимость пропорций участка от их расположения относительно города, характеристика функциональных зон и проездов на участке курортной гостиницы. Сделан вывод о влиянии функционального зонирования и развитого открытого пространства на оптимизацию работы курортной гостиницы.
ABSTRACT
The article spotlights functional planning organization of resort hotel's site. Site proportions' dependence of their location in the city, the characteristic of functional areas and driveways on resort hotels' site are found. It is concluded about influence of functional zoning and developed opened space on resort hotels' work optimization.
Ключевые слова: курортная гостиница; генеральный план; функциональное зонирование
Keywords: resort hotel; site plan; functional zoning.
Современная курортная гостиница выделяется из своей типологической группы улучшенной комфортностью и длительным пребыванием постояльцев на открытом воздухе, что делает организацию ее территории важным для исследования и анализа аспектом. Выявлено, что при проектировании
генерального плана курортной гостиницы следует придавать значение легкости ориентации на территории отдыхающих, преследуя цель ясного представления посетителями назначения всех зон и сооружений. Это достигается четкой функциональной организацией территории. Одним из важных современных требований к проектированию генеральных планов курортных гостиниц является разделение потоков постояльцев, посетителей общественной зоны и обслуживающего персонала [8, с. 137]. При расположении зданий и сооружений следует предусматривать систему достаточно широких проходов, а также проездов, если они предусмотрены (не менее 3 м) для свободной циркуляции отдыхающих и противопожарной безопасности.
Разрабатывая генеральный план необходимо определить: — главный и второстепенные входы; — временные, гостевые и служебные автостоянки; — жилую зону; — открытую рекреационную зону для тихого отдыха; — зону оздоровления, лечения, развлечения и хозяйственную зону.
Важна в планировочном отношении также организация транспортной и пешеходной сети непосредственно на территории курортной гостиницы. Достаточно распространенная практика тупикового подъезда к функциональным зонам: жилой, хозяйственной и автостоянке, а на территории доступны лишь пешеходные дорожки. (Рис. 1) Такая организация характерна для компактных курортных гостиниц с небольшой площадью участка, при этом необходимо предусмотреть возможность маневрирования транспорта.
Для курортных гостиниц с большой территорией и вместимости наилучшим образом подходит организация сквозных проездов с доступом к каждой необходимой зоне. Эффективная, как свидетельствует опыт, кольцевая автодорога вокруг территории с сетью пешеходных дорожек внутри. Последнее решение делает доступным для подъезда любую необходимую зону, но не нарушает внутреннюю целостность территории. Условия, когда въезжающий и покидающий территорию транспорт не пересекаются, наиболее оптимальные.
Рисунок 1. Принципиальные схемы организации проездов на территории
курортной гостиницы
Как показали исследования и опрос, чаще всего люди едут на курорты на общественном транспорте (самолеты, поезда, автобусы). Поэтому для доставки
постояльцев от аэропортов и вокзалов и обратно используются служебные машины, реже автобусы-челноки, а курортные гостиницы оборудуются соответствующими площадками для погрузки-разгрузки. Доставка пассажиров может производиться с помощью городского воздушного транспорта, для чего необходимо устройство вертолетных площадок. Из пригорода и соседних областей посетители могут приехать на собственных автомобилях из расчета 3 человека в одной машине. Потребность в парковочных площадях на территории гостиниц определяется из расчета количества номеров и ее категории. Для курортных гостиниц это 20 % от количества номеров для категории 3*и 25 % — для 4* и 5*. Если некоторые предприятия курортной гостиницы открыты для посетителей, не являющихся постояльцами, то количество парковочных мест увеличивается с учетом мощностей этих предприятий [2]. Для расчета площади парковок принимаются такие нормы: 20 м2 на парковку одного автобуса и 12м2 одной легковой автомашины. Гостиница, размещенная в условиях плотной застройки, ограничена в площади, выделяемой для парковочных мест, поэтому наилучшим решением в этом случае будет подземная автостоянка или аренда недостающих машиномест поблизости гостиницы [5, с. 78].
Так как пребывание в курортной гостинице не ограничивается лишь стенами здания — это поочередный комплекс услуг в самом здании и процедуры, отдых на открытом воздухе — при решении участка следует уделять внимание природно-ландшафтной ситуации: грамотное использование природных особенностей позволяет также органично связать внутреннее и внешнее пространство [4, 5]. Зеленые насаждения на участке выполняют как эстетическое, декоративное, так и функциональное благотворное влияние: значительно уменьшая наличие пыли и дыма в воздухе, позитивно влияют на самочувствие отдыхающих, создают затененность и используются в виде ширм, например, для изолирования маршрутов служебного транспорта от пешеходных путей [1, с. 23].
Территория, оборудованная сооружениями общественного пользования различного назначения положительно сказывается на качестве отдыха. Анализ практики показывает, что соотношение закрытой и открытой площадей курортной гостиницы составляет 1:1,5 в городе, 1:2,0 в пригороде и 1:10 за городом. Под открытым небом размещаются сооружения рекреационного назначения (пляжи, набережные, парки, сады); спортивно-оздоровительного назначения (спортивные и детские площадки с навесами, открытые бассейны, площадки для спортивных игр, павильоны для спа процедур и массажей); лечебного назначения (питьевые бюветы и галереи, грязе- и бальнеолечебницы, аэросолярии) и досугового назначения (амфитеатры, танцевальные площадки, летние кинотеатры, торговые павильоны) в рекреационной зоне и зонах оздоровления, лечения и/или развлечения. Также в зависимости от климатических факторов требуется предусматривать защиту от чрезмерного солнца, холода и осадков с помощью крытых переходов и навесов [8, с. 66].
Жилая зона наиболее часто планировочно отделена от других зон для благоприятного и тихого отдыха постояльцев, как это видно в Ентре Киело Отель и Спа (Аргентина), Фасано Лас Пьедрас (Уругвай) и Дед Си Резорт и Опера Хаус (Сингапур) (Рис. 1) [7]. При ней часто предусматривают места для временной парковки. Для курортных гостиниц особенно важно удачное место расположение этой зоны с хорошей ориентацией номеров, инсоляцией, проветриванием корпусов и живописным окружением [8, с. 135].
Часть участка занимает хозяйственная зона. Она размещается на его границе, со стороны входа в производственные помещения пищеблока, изолируется от остальной территории, имеет самостоятельный въезд с улицы и по периметру выделяться зелеными насаждениями. На территории хозяйственной зоны размещаются подсобно-хозяйственные постройки (погрузочно-разгрузочная площадка, склады, котельные и других подсобные помещения) [3]. Для подвоза различных материалов необходимо предусмотреть удобный въезд и выезд для грузовых машин с тупиковыми площадками, петлевыми разворотами или сквозным проездом [6]. Следует отметить, что в
современных курортных гостиницах, размещенных в курортной застройке, хозяйственную зону часто делают в цокольном или подвальном этаже самого здания гостиницы.
Как свидетельствует проведенный выше анализ, генеральный план курортной гостиницы с комфортным функциональным зонированием и развитым открытым пространством влияет на оптимизацию ее работы.
Список литературы:
1. Волков Ю.Ф. Интерьер и оборудование гостиниц и ресторанов. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 352 с.
2. ДБН В.2.2-20-2008. Государственные строительные нормы Украины. Здания и сооружения. Гостиницы. Киев. Минрегионстрой Украины, 2009.
3. Иванов С.А. Основы проектирования гражданских и промышленных зданий. М.. 1967 г. — 216 с.
4. Исаченко Т.В Особенности объемно-планировочн. решений зданий отдыха и туризма в условиях муссонного климата. Вып.5. М. 1981.
5. Ковальская О.Е. Архитектурно-планировочная организация гостиниц (на примере крупнейших городов Украины): Дис. канд. архитектуры: 18.00.02: Киев 2012.
6. Тосунова М.И. Архитектурное проектирование. Издание 3. М.: Высшая школа, 1988. — 288 с.: ил.
7. ArchDaily, published daily by Plataforma Networks Broadcasting Architecture Worldwide © ArchDaily LLC, 2008—2014 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.archdaily.com/185088/entre-cielos-hotel-spa-a4-estudio/ http://www.archdaily.com/205947/fasano-las-piedras-hotel-isay-weinfeld/ http://www.archdaily.com/198362/dead-sea-resort-opera-house-accent-design-group/ (дата обращения 09.10.2014)
8. Lawson F.R. Hotels and Resorts. Planning, Design and Refurbishment. An imprint of Butterworth-Heinemann Ltd Linacre House. Oxford 1995.6